Творчество Жоржа Брака – раздел Искусство, Кубизм Творчество Жоржа Брака. Когда мы думаем о кубизме, то вспоминаем творчество П. Пикассо иногда С. Дали, но совершенно забываем о Жорже Браке (1882 – 1963).
Именно в этой серии впервые появляется образ птицы, символизирующий творческий полёт. Картина теперь не «аналог» предмета, а некая «новая реальность». Страница нот приколота булавкой к стене. 126).
Большая картина «Музыкантша» (1918) стала итогом десятилетней фазы синтетического кубизма в творчестве Ж. Брака и в тоже время стала отправной отправную точку для его новых творческих поисков. Такова, например, картина «В честь Баха», напоминающая беглый фрагментарный рисунок. Жорж Брак вводит в свои композиции элементы «обманки» – буквы или гвозди, – которые подчеркивают главный план холста («Португалец», 1911, там же).
Сильное впечатление произвела на него картина п. Пикассо Авиньонские девицы (1907 г. ). Он пишет в это время в основном натюрморты, в которых «кубы» «Домов в Эстаке» начинают дробиться на мелкие грани, заполняющие всю поверхность холста. «Чаша с фруктами и салфетки», 1929г. ).
Постоянно экспериментируя, художник вводил в свои картины так называемые «обманки» — буквы или гвозди, подчеркивающие главный план картины («Португалец», 1911 г. ). работы «Papiers colles» («Наклеенные бумажки»). Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. В 1900 г. Жорж приехал в Париж, где поступил в Техническую школу. Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера). В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953 «Расправив крылья», 1956-61, Париж, Национальный музей современного искусства). В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему. Предметы намечены несколькими штрихами беглого и фрагментарного рисунка («В честь Баха», Париж, частное собрание).
Жорж Брак – французский художник, график, скульптор, а также декоратор. Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих. е. девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). 1907 г. стал переломным в творчестве живописца. В то время он находился под влиянием Сезанна. Это явилось основой для появления в 1912 г. работы «Papiers colles» («Наклеенные бумажки»).
В картине «Дом в Эстаке» («House at Lestaque»), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. Постоянно экспериментируя, художник вводил в свои картины так называемые «обманки» – буквы или гвозди, подчеркивающие главный план картины («Португалец», 1911г. ). здоровье его сильно ослабевает, однако в 1949г. Начинал как художник-декоратор. После окончания Второй мировой войны в картинах Брака появился несколько созерцательный, даже эзотерический характер что особенно заметно в серии из 8 работ «Мастерская» (1949 – 1956). Умер Брак в Париже. Брак Жорж (Braque Georges) (1882—1963), французский художник, график, скульптор, сценограф, один из основателей кубизма, автор многих декоративно-изящных композиций.
Еще большую декоративность картинам Брака придавали большие размеры полотен. Контуры предметов в его картинах стали четче, а сами предметы узнаваемее. Однако в творчестве испанского мастера периоды сменяли друг друга с калейдоскопической скоростью. Начиная с кубизма искусство перестало быть простой имитацией окружающего нас мира.
Испытав на себе это двойное влияние и, возможно, в некоторой степени воздействие африканского искусства, зимой того же года Брак написал картину «Стоящий обнаженный». Но анализом форм далеко не исчерпывается его открытия. Впоследствии эта птица с распростертыми в абстрактном пространстве крыльями станет темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953 гг. ). В 1914 Брак был мобилизован, а в 1915 тяжело ранен на фронте. Начиная с 1908 г., Брак работал в тесном сотрудничестве с Пикассо. В этих картинах еще явно чувствуется влияние фовистов. С 1905 г. писал пейзажи в духе фовизма. В 1949-56 годах была создана серия «Мастерских» картин, состоящая из восьми крупномасштабных полотен.
В их беседах кубизм сформировался как стиль и получил теоретическое обоснование. Часто в своих полотнах, как, например, «Рояль и Мандора» (1909-1910 г. ) и «Зеркало» (1910 г. ), художник старался запечатлеть предметы с разных ракурсов.
В пейзажах, написанных в 1909 г. в Нормандии и Ла Рош Гийоне, художник в некоторой мере использовал манеру живописи Сезанна, а точнее, его «переходы», которые «выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов, развернутых к зрителю». «Стакан и карты» (1913 г., частное собрание) (илл. Помимо этого в конце 20-х гг. позволило Браку «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную зависимость по отношению к форме».
Сквозной мотив позднего творчества Брака – летящая птица. Человеческие фигуры почти отсутствуют, за исключением прекрасной серии фарфоровых фигурок исполненных в 1922-1927 и являющихся, возможно, репликой художника на «великанш» Пикассо или его данью неоклассической атмосфере эпохи. 127), «Женский портрет» (1911 г., частное собрание) относятся к периоду аналитического кубизма и стилистически и тематически близки работам Пикассо. В течение 1949 – 1956 годов Брак создал серию картин «Мастерские», составляющую восемь больших полотен. Таковыми были картины «Круглый стол» (1922), «Буфет» (1920).
От новаторских пейзажей этого художника, по словам Анри Матисса, словно составленных из «маленьких кубиков» и произошел термин «кубизм». Совместно с П. Пикассо стал основателем кубизма (1908 г. ). Позднее он начал посещать занятия в Школе изящных искусств, а затем – в Академии Эмбра. Для натюрмортов 20-х годов характерны особая «джазовая» синкопированность ритмов и острота линий, которые сочетаются у Брака с пластичностью целого.
Родился в Аржантёй (департамент Сена и Уаза) в семье художника-декоратора. Тогда же в Лувре была организована ретроспектива работ художника. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален).
Испытав на себе это двойное влияние и, возможно, в некоторой степени воздействие африканского искусства, зимой того же года Брак написал картину «Стоящий обнаженный». Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». К живописи Жорж Брак смог вернуться только спустя два года, когда восстановилось его здоровье. В 1934 г. вышла первая монография о художнике— книга Карла Эйнштейна.
В 1909 -1912 гг. А натюрморты художника написаны в богатой живописной, «почти барочной» манере. «Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них.
За серией «Круглых столов» и натюрмортов 1918-1920, в которых гроздь винограда нередко сочетается с музыкальным инструментом, следует цикл каминов и мраморных столов («Натюрморт с мраморным столом», 1925, Париж, Нац. Он пишет в основном большие марины и сушащиеся на берегу лодки («Утесы», 1938, Чикаго, частное собрание) – воспоминания художника о прогулках около его дома в Варанжевиле, близ Дьеппа. Картина «Стоящий обнаженный» (Париж, частное собрание) исполненная зимой того же года, свидетельствует об этом двойном влиянии, а также, быть может, о воздействии африканского искусства. С 1947 его творчество часто прерывается болезнью, однако в 1949-1956 он создает серию «Мастерские» – восемь картин, замечательных своей немного мрачной и эзотерической насыщенностью и упорством, с которым художник стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и темы своего творчества («Мастерская VI», 1950-1951, Сен-Поль-де-Ванс, фонд Мэг). Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью).
художник писал неоклассические мотивы, морские пейзажи изображал купальщиц, а в 1923–1924гг. Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание). В 1908-1914 гг. В период «синтетического кубизма» Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной «натурой».
Особенно – Аполлинер. Вскоре после первого визита к Пикассо Брак делает как бы ответ на «Девиц». Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Оттоном Фриесз. «Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. А «Дом за деревьями» (The house behind the trees, 1906) не вызывал никаких других ассоциаций, кроме как с прямым значением дома за деревьями.
С конца 1909 Брак работает в тесном контакте с Пикассо и вместе с ним разрабатывает доктрину кубизма. Позднее он начал посещать занятия в Школе изящных искусств, а затем — в Академии Эмбра. Картины Брака представлены в лучших музеях Европы и США. С конца 1910-х годов он работал большими сериями или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942 «Камины», 1922-1927 «Биллиарды», 1944-1952). он увлекся искусством фовистов. В этом неоклассическом аспекте можно рассматривать и ансамбль произведений, вдохновленных поэзией и искусством архаической Греции, – офорты для «Теогонии» Гесиода (1931) и четыре замечательных гипсовых рельефа на мифологические сюжеты («Геракл», 1931, Париж, собрание Мэг) и большинство его скульптур.
С детства наблюдая, как изменяется пространство с помощью красок, подросток решил пойти дальше отца и поступил учиться в Гаврскую Школу изящных искусств (1897 – 1899 гг. ), потом поехал в Париж, в академию Эмбера и в столичную Школу изящных искусств (1902 – 1903 гг. ). Еще большую декоративность картинам Брака придавали большие размеры полотен. Именно по поводу «Домов в Эстаке» Матисс, а вслед за ним один из критиков употребили выражение «кубы», породившее название нового направления, которому суждено было сыграть столь значительную роль в искусстве XX века. В мае 1907года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. Он показал губительность изгнания из живописи изобразительного начала.
В этих картинах еще явно чувствуется влияние фовистов. Они отличаются своей «немного мрачной и эзотерической насыщенностью». В годы войны художник писал серьезные произведения, в какой-то мере отражающие важность исторического момента («Кухонный стол», 1942г. ).
Она же послужила отправной точкой в новых творческих поисках художника. В 1900 г. Жорж приехал в Париж, где поступил в Техническую школу. В том же году, стиль Брака начал медленную эволюцию, как он попал под сильное влияние Поля Сезанна, который умер в 1906году и чьи работы были выставлены в Париже в первый раз в больших масштабах. Из семьи ремесленников. В 1911 г. объемы в его произведениях стали почти полностью плоскими, сводясь к «геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов».
Ряд работ посвящен теме «художник и его модель». Натюрморты, где часто теперь появляются музыкальные инструменты, приобретают монументальный характер предметы энергично разрезаны на сверкающие грани, допускающие одновременно разные точки зрения («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910, Базель, Художественный музей). Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Одним из первых кубистических полотен Брака считаются «Дома в Эстаке» (1908 г., Художественный музей, Берн) (илл.
Не менее известны также его изображения рыб (среди них особенно впечатляют «Черные рыбы», 1942). В пейзажах, написанных в 1909 г. в Нормандии и Ла Рош Гийоне, художник в некоторой мере использовал манеру живописи Сезанна, а точнее, его «переходы», которые «выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов, развернутых к зрителю». В 1906 г. Жорж Брак впервые выставил свои живописные работы в Салоне «Независимых». Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной натурой. В 1909-1911 годах, в период «аналитического кубизма», колорит Брака ограничен узкой гаммой глухих тонов, натурные формы рассекаются на мелкие призматические грани, образующие подвижную кристаллическую структуру («Скрипка и палитра», 1910, Нью-Йорк, Музей С. Гугенхейма «Португалец», 1911, Базель, Художественный музей). Мифологизированные персонажи свободно живут в пространстве картин художника само их появление не случайно, оно обусловлено всей поэтикой Брака.
После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. В 1900 году Брак переселился в Париж. Создавая своеобразные композиции, художник наклеивал на холст раскрашенные листы бумаги, газеты, обои («Гитара», 1912 г. ). Зимой 1905–1906гг.
Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. Они отличаются своей «немного мрачной и эзотерической насыщенностью». Впрочем и в этих поздних полотнах Брак продолжает использовать приемы, свойственные синтетическому кубизму: применение коллажа и фактурных поверхностей, совмещение нескольких точек зрения, отчего одни предметы начинают «просвечивать» через другие. В отличие от неоклассических образов Пикассо, «канефоры» Брака не содержат в себе гротеска и сочетают монументальность с почти бесплотной легкостью.
Отныне он отказывается от пейзажей и полностью обращается к натюрмортам, в которых его привлекает «тактильное, почти рукотворное пространство». Такова, например, картина «В честь Баха», напоминающая беглый фрагментарный рисунок. В 1908г. Впоследствии эта птица с распростертыми в абстрактном пространстве крыльями станет темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952–1953гг. ).
Так как он сам их формировал, совместно с Пикассо. Это, в свою очередь, отмечает переход к «синтетическому» кубизму, несмотря на то, что этот термин, ясно определяющий художественные интенции Хуана Гриса, можно применять к искусству Брака лишь с оговоркой. Иногда он изображает и пейзаж.
В 1952–1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. В 1950-х гг. Там молодой художник создал несколько пейзажей, где в элегантной ирреальной и несколько сдержанной манере изобразил море («Ля Сиота», 1907г. ). 1882-1963) – французский художник и график, скульптор, сценограф и декоратор.
Живописный язык использует поэтические «тропы», проникается особой духовностью, стремится передать в зримых формах не столько облик, сколько внутреннюю сущность явлений. Но в этом же году он увидел картину Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» (1907), которая сильно впечатлила его.
Как раз в творчестве Брака, который уже в ранней молодости смотрел, по словам критиков, «скорее на Сезанна, чем на Ван Гога», наиболее полно проявился конструктивизм. Могила Жоржа Брака находится на кладбище Варенжвиль-сюр-Мер. Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. Брак писал более разнообразные по цвету, декоративные по характеру произведения (Черные рыбы, 1942 г. ). В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами).
Начиная с 20-х годов Брак использует лишь отдельные стилевые моменты и приемы кубизма и отказывается от его абстрактных тенденций. Один из немногих мастеров своего поколения, он сумел сохранить артистизм в цвете, соединив «алгебру и гармонию». Создавая своеобразные композиции, художник наклеивал на холст раскрашенные листы бумаги, газеты, обои («Гитара», 1912г. ). В последних работах пришел к строго натуральному изображению природы. Одновременно с этими женскими образами в его искусстве впервые появляются античные персонажи — «канефоры», девушки со священными дарами в виде плодов и цветов.
Большая композиция Музыкантша (1917–1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. Его искусство отныне как бы балансирует между природой и внутренним миром художника и является, во многом, «опредмеченной» поэзией. Это пространство привлекало меня ибо поиск пространства был первым поиском кубизма». Она же послужила отправной точкой в новых творческих поисках художника. Не менее подействовала на Брака и встреча с Пабло Пикассо, а также знакомство с его картиной «Авиньонские девицы». Жорж Брак вошёл в историю французской и мировой живописи как один из создателей кубизма.
Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом. Постоянно экспериментируя, художник вводил в свои картины так называемые «обманки» – буквы или гвозди, подчеркивающие главный план картины («Португалец», 1911 г. ). Контуры предметов в его картинах стали четче, а сами предметы узнаваемее. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Иные, напротив, считают это правомерным, определяя в качестве итога фазы синтетического кубизма в его творчестве большую композицию «Музыкантша», написанную в 1917-1918 гг. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Оттоном Фриесз.
Пожалуй, в графике наиболее наглядно проявился метод художника. В картинах того периода, среди которых все большее место занимали натюрморты, Жорж Брак изображал предметы, будто разрезанные на сверкающие грани («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910г. ). Позднее он создал картоны для витражей в капеллах Сен-Доминик в Варанжевиле и Сен-Бернар в фонде Мэг в Сен-Поль-де-Венсе.
После 1920 творчество Брака отличается замечательным стилистическим соответствием и включает в себя произведения малого формата (жанр «кабинет любителя») и большие амбициозные композиции. Уже в 1920-х годах элементы кубизма стали исчезать из картин художника, он стал использовать больше изобразительных мотивов. Стоит отметить, что Жорж Брак был выходцем из простой семьи ремесленников. Я люблю правило, которое умеряет эмоцию» утверждает Жорж Брак. 1907г.
В 1913 открытие бумажной аппликации позволяет Браку вернуть в живопись цвет и «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную независимость по отношению к форме» («Беседы с Дорой Валлье»). Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. Это пространство привлекало меня ибо поиск пространства был первым поиском кубизма», – говорил Жорж Брак. Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности.
Художники показывали друг другу свои произведения и обсуждали их. Участвовал в Первой мировой войне, в 1915 г. был тяжело ранен и смог вернуться к живописи только в 1917 г. Большая композиция Музыкантша (1917-1918 гг. ) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. Объемы в отличие от раннего кубизма не выпирают из плоскости, не лезут в глаза, но трактованы весьма убедительно и декоративно («Натюрморт с чайником»). Построенные на тонких гармониях цвета, полотна этого периода удивляют богатством декоративных красочных сочетаний («Натюрморт с мраморным столом», 1925 г. «Чаша с фруктами и салфетки», 1929 г. ).
Часто в своих полотнах, как, например, «Рояль и Мандора» (1909-1910 г. ) и «Зеркало» (1910 г. ), художник старался запечатлеть предметы с разных ракурсов. В 1910 году Брак начинает работать в тесном контакте с Пикассо и вслед за ним вступает в период «аналитического кубизма» (1910—1912). «Что меня очень при-мекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал», – говорил Брак («Беседы с Дорой Валлье»). Это явилось основой для появления в 1912г.
объемы в его произведениях стали почти полностью плоскими, сводясь к «геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов». Особого внимания заслуживает прекрасная серия фарфоровых статуэток, выполненных в 1922–1927гг., которую специалисты рассматривают как дань художника неоклассической атмосфере эпохи, а возможно и как отклик на «великанш» Пикассо. В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства). В картине «Дома в Эстаке» («Houses at Lestaque», 1908), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. «Я не художник-революционер.
Брак тяжело пережил Вторую мировую войну, в 1945 г. долго болел. он получил тяжелое ранение в голову.
девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). В период между двумя войнами Брак становится признанным французским художником par excellence, наследником национальных добродетелей и хранителем классической традиции, которую он защищает в «Тетрадях Жоржа Брака» (1917-1947, опубликованы в 1948 и 1956). Казалось бы, мысль парадоксальная для художника-новатора.
После 1928 палитра Брака высветляется («Голубая мандолина», 1930, Сент-Луис, Миссури, Гор. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В композиции следующей, «синтетической» фазы кубизма художник включает графические знаки (цифры, типографические буквы, ноты, отрывочные надписи) и коллаж (наклейки газетных обрывков, рекламных объявлений, обоев и клеенки с имитацией различных текстур).
Влияние работ Сезанна и Пикассо приводит к радикальному изменению стиля Брака. Впервые за пять столетий эти художники радикально изменили восприятие искусства. Мастера начинают работать в тесном взаимодействии. Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной "натурой". Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств).
Картины Брака демонстрируют сдержанность, тонкость в замысле и цвете, например, работа «Список». Творчество Брака не ограничивалось живописью и графикой. Общественное признание пришло к Жоржу Браку в 1922 г., когда на выставке была представлена серия его картин, написанных в богатой живописной манере: «Камины», «Столы» и «Кане-фории» (т. В пейзажах, написанных в 1909г. В некоторых картинах появляется птица, крылья которой, распростертые в абстрактном пространстве, станут темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953) и последним сюжетом размышлений художника, который испытывает в своих поздних произведениях необходимость вырваться из безжизненного и замкнутого мира собственной живописи.
В серии «Гелиос» сама авторская нумерация листов ведет нас за мыслью автора. Сквозной мотив позднего творчества Брака— летящая птица. Отныне он отказывается от пейзажей и полностью обращается к натюрмортам, в которых его привлекает «тактильное, почти рукотворное пространство». В 1949-1956 гг. создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества. Художники стали большими друзьями. В 1906г.
Испытав на себе это двойное влияние и, возможно, в некоторой степени воздействие африканского искусства, зимой того же года Брак написал картину «Стоящий обнаженный». Учился в художественной школе Гавра и академии Эмбера в Париже. Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Один из немногих мастеров своего поколения, он сумел сохранить артистизм в цвете, соединив «алгебру и гармонию». Он создавал витражи, утонченную и экспрессивную скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой, был театральным декоратором (в числе наиболее известных его работ в театре — оформление «дягилевских» балетов в 20-е годы), а также мастером прикладного искусства, автором высокохудожественных и современных по стилю ювелирных украшений.
С 1931 года Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже изредка совершая поездки в другие европейские страны. В этих картинах, полных бурного движения и почти лишенных перспективы, все сведено к «геометрическим и компактным формам», «кубам», как затем назвал их критик Луи Воксель. Общественное признание пришло к Жоржу Браку в 1922г., когда на выставке была представлена серия его картин, написанных в богатой живописной манере: «Камины», «Столы» и «Кане-фории» (т. е. В мае 1907года, он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых.
Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности. До Первой мировой войны их работы оказывались иногда малоотличимы друг от друга. В «Беседах с Дорой Валльс» художник писал: «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал». гал. ), художник стремится выразить свободу колеблющейся и непрерывной линии с непринужденностью, напоминающей криволинейный кубизм Пикассо середины 1920-х («Натюрморт с трубкой», Базель, Художественный музей). Тем не менее, Брак оценил всю прелесть предлагаемых Пикассо возможностей.
Эти две тенденции объединяются накануне второй мировой войны в прекрасных орнаментальных произведениях, полных фантазии и яркого колорита предметы словно пляшут и распрямляются в невесомом пространстве («Натюрморт с мандолиной», 1938, Чикаго, частное собрание). Ведущим жанром в творчестве Брака 20-х годов остается натюрморт. В начале 30-х годов он создает в Нормандии ряд морских видов, затем пишет интерьеры, в которых размещаются столы с натюрмортами или задумчивые женщины с совмещенным фасом и профилем, очерченные извилистым «барочным» контуром. Однако именно фовизм положил начало упрощённым формам в творчестве художника.
Умер Брак в Париже 31 августа 1963 года. Дальнейшие периоды творчества Брака полностью совпадали с фазами развития кубизма. Выполнил серии цветных литографий (Тетради Жоржа Брака, 1947 г. ), скульптурных произведений, росписи церкви в Асси (1945 г. ), плафоны залов в Лувре (1953 г. ).
Он показал один и тот же предмет одновременно в нескольких ракурсах. «Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. В 1900г. Натюрморты с атрибутами искусств, размещенные в обширных пространствах, наделены свойствами монументальности. Зимой 1905-1906 гг.
Вначале они «расщепляли» привычные образы предметов на отдельные формы и структуры, а с 1912 года увлеклись обратным процессом – созданием объектов из разнородных элементов. 1907 г. стал переломным в творчестве живописца. Но вместо прежних текучих форм появляются мощные геометризованные объемы, буйство красок, праздничное горение цвета сменяются аскетичной «сезанновской» гаммой приглушенных желтовато-охристых, зеленых и серо-голубых тонов, а динамизм сочетается теперь с непоколебимой статикой. Два события осени 1907 радикально изменили искусство Жоржа Брака: выставка Сезанна в Осеннем салоне и встреча с Пикассо, чьи «Ави-ньонские девицы» его поразили и «сбили» с фовист-ского пути. Познакомил их Аполлинер – он привел Брака в мастерскую Пикассо, где стояли почти законченные «Авиньонские девицы». В дальнейшем он неоднократно возвращался к античной тематике (цикл иллюстраций к Гесиоду, многочисленные литографии, офорты и пластические произведения с изображениями греческих божеств и т. д. ).
После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной.
«Ты пишешь картины, как-будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину», — сказал он автору. В академии Эмбера Брак познакомился с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа. Она представляет камин, на котором разместились кларнет и бутылка рома. После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя.
Увлеченный искусством Матисса, он примыкает в 1906 году к «фовистам» и создает серию пейзажей, которые словно вбирают в себя всю силу южного солнца и яркость красок Прованса. Начиная с 1908г., Брак работал в тесном сотрудничестве с Пикассо. Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917 году. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности. В этих картинах, полных бурного движения и почти лишенных перспективы, все сведено к «геометрическим и компактным формам», «кубам», как затем назвал их критик Луи Воксель.
Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. Если было заявлено название «Гавань» (Harbor, 1906), то никто не мог усомниться, что видит перед собой изображение гавани.
Иногда полотна, подобные «Натюрморту со стаканом и газетой» (1912г. ), с их наложенными углами и обрезками бумаги напоминали композицию «Papiers colles». В 1922 году после выставки, на которой он представил серии картин «Камины», «Столы» и «Канефоры» исполненные в богатой живописной манере к нему пришло общественное признание.
В то же время Брак вновь вводит в некоторые свои композиции изображение человеческой фигуры под видом курьезных силуэтов в фас и профиль (что соответствует тени и свету), напоминающих более ранние произведения Пикассо («Художник и его модель», 1939, НьюЙорк, частное собрание). Иногда полотна, подобные «Натюрморту со стаканом и газетой» (1912 г. ), с их наложенными углами и обрезками бумаги напоминали композицию «Papiers colles».
А натюрморты художника написаны в богатой живописной, «почти барочной» манере. Жорж Брак (Braque, Georges. С 1947 г. здоровье его сильно ослабевает, однако в 1949 г. он начинает работу над созданием серии картин «Мастерские». Одно из самых известных его произведений этого периода — картина «Дома в Эстаке».
Родился Жорж Брак в простой семье маляра. В том же году, стиль Брака начал медленную эволюцию, как он попал под сильное влияние Поля Сезанна, который умер в1906 году и чьи работы были выставлены в Париже в первый раз в больших масштабах. В 1900-1901 годах учился в Технической школе в Париже. В 1912г. Когда началась Первая мировая война, Жорж Брак ушел на фронт, там был тяжело ранен в голову, пережил сложную операцию и снова начал работать в 1917 г. Теперь его работа представляла собой большие серии или циклы, в которых варьировались одни и те же мотивы: натюрморты на круглых столах, камины, биллиарды. В 1912 они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов.
Образ летящей птицы превращается в искусстве Брака в олицетворение природы, в символ свободы, духовного полета и самого творчества. Родился Жорж Брак 13 мая 1882 в Аржантей-сюр-Сен в семье маляра.
«Матисс и Дерен указали мне путь», – скажет позднее художник. он начинает работу над созданием серии картин «Мастерские». На самом деле.
В годы войны художник писал серьезные произведения, в какой-то мере отражающие важность исторического момента («Кухонный стол», 1942 г. ). Не менее подействовала на Брака и встреча с Пабло Пикассо, а также знакомство с его картиной «Авиньонские девицы». Жорж приехал в Париж, где поступил в Техническую школу. Открытие бумажной аппликации в 1912 г. позволило Браку «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную зависимость по отношению к форме».
Открытие бумажной аппликации в 1913г. На чистой поверхности холста разыгрывалась свободная игра окрашенных в яркие локальные краски цветовых плоскостей, реалистических контурных прорисовок предметов, надписей и элементов «вмонтированной» в композицию «живой» натуры — в виде коллажа или живописной имитации кусков газеты, обоев, этикеток и т. д. С помощью этих приемов не только извлекались новые декоративные эффекты, но создавалось общее ощущение жизни современного города, с его ритмами и документальными приметами — а иногда и некое подобие музыкальных образов («Ария Баха»). Война вдохновила художника и на более серьезные произведения, отражающие суровость эпохи («Кухонный стол», 1942, частное собрание).
Познакомившись с Пикассо, Брак обнаруживает близость их исканий. Познакомился здесь с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа. Тема летящей птицы прослеживается у Брака и в росписи плафона в Лувре (1953) и в картине «Расправив крылья» (1956 – 1961). Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). Остальное пространство (беспредметное) окрашено по контрасту: холодно-теплое. Таков, например, натюрморт «Круглый стол» (1929г. ), в котором спокойно звучат крупные цветовые плоскости.
он увлекся искусством фовистов. Сначала Брак и Пикассо аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на «отдельные формы и пространственные структуры». картина была тщательно продумана.
К следующему Осеннему Салону Брак создал серию оригинальных пейзажей. Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. Причем эмоциональное начало несет не только само изображение.
В этих картинах еще явно чувствуется влияние фовистов. В 1907 г. он выполнил серию пейзажей, которые были выставлены в галерее Конвейлера («Дома в Эстаке», 1908 г. ). Таков, например, натюрморт «Круглый стол» (1929 г. ), в котором спокойно звучат крупные цветовые плоскости. Но анализом форм далеко не исчерпывается его открытия.
Осенью он посетил выставку Сезанна в Осеннем салоне, которая ошеломила его, сбив с «фовистского» пути. В 1911 г. объемы в его произведениях стали почти полностью плоскими, сводясь к «геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов». Общественное признание пришло к нему в 1922 г. после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). «Матисс и Дерен указали мне путь», — скажет позднее художник. Позднее он начал посещать занятия в Школе изящных искусств, а затем – в Академии Эмбра. В 1906 г. Жорж Брак впервые выставил свои живописные работы в Салоне «Независимых». После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949–1956). С 1910 года Брак начинает тесно сотрудничать с Пикассо.
Создал несколько серий («Купальщицы» и др. ), активно работал в жанре натюрморта. К позднему творчеству Брака относится серия из нескольких работ, носящих название «Мастерские» (Studios). В этих картинах, полных бурного движения и почти лишенных перспективы, все сведено к «геометрическим и компактным формам», «кубам», как затем назвал их критик Луи Воксель. Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера). Его метаморфозы показали губительность изгнания из живописи изобразительного начала. Но, подобно Пикассо и большинству других современных мастеров, он опирается на обретенную в предшествующих исканиях свободу изображать не только «видимое», но и «мыслимое». Осенью он посетил выставку Сезанна в Осеннем салоне, которая ошеломила его, сбив с «фовистского» пути.
В картине «Дом в Эстаке» («House at Lestaque»), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. Там молодой художник создал несколько пейзажей, где в элегантной ирреальной и несколько сдержанной манере изобразил море («Ля Сиота», 1907 г. ). В 1907 г. он выполнил серию пейзажей, которые были выставлены в галерее Конвейлера («Дома в Эстаке», 1908 г. ). В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами).
После 1917 Жорж Брак постепенно отходит от кубизма, пишет более разнообразные по цвету плоскостные полотна (пейзажи, натюрморты, картины с человеческими фигурами), где линия словно обретает орнаментальную выразительность и гибкость. Он показал один и тот же предмет одновременно в нескольких ракурсах. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. В 1930 – 1940-х годах художник стал заниматься натюрмортами и композициями в интерьере.
он выполнил серию пейзажей, которые были выставлены в галерее Конвейлера («Дома в Эстаке», 1908г. ). Зимой 1905-1906 гг. Уже тогда он, по словам современного критика, смотрел больше на Сезанна, чем на Ван Гога. Все это свидетельствует о довольно непростом и противоречивом творческом пути Жоржа Брака.
Я не ищу исступления. Учился в гаврской Школе изящных искусств (1897-1899), затем в Париже в академии Эмбера и в Школе изящных искусств (1902-190З). Не менее подействовала на Брака и встреча с Пабло Пикассо, а также знакомство с его картиной «Авиньонские девицы». разрабатывал костюмы и декорации для нескольких постановок русского хореографа С. Дягилева. Полотна, выполненные после 1909 г. — «Скрипка и палитра» (1909 г., Музей Соломона Гуггенхайма, Ныо-Йорк), «Скрипка и подсвечник» (1910 г., Музей современного искусства, Сан-Франциско) (илл.
Жорж Брак впервые выставил свои живописные работы в Салоне «Независимых». Отныне он отказывается от пейзажей и полностью обращается к натюрмортам, в которых его привлекает «тактильное, почти рукотворное пространство». Порыва мне достаточно. Построенные на тонких гармониях цвета, полотна этого периода удивляют богатством декоративных красочных сочетаний («Натюрморт с мраморным столом», 1925г.
Он создает по большей части многопредметные композиции (серии «каминов», «круглых столиков» и т. д. ), где в пределах визуально целостного образа совмещаются разные грани и аспекты действительности и используются разнообразные выразительные средства. К этому же циклу относится серия его «Мастерских» (1949—1956), в сложном наслоении образов которых часто доминирует летящая птица — лейтмотив всего позднего творчества художника. В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг «Лодка», 1960, частное собрание).
В «Беседах с Дорой Валльс» художник писал: «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал». Помимо этого в конце 20-х гг. А. Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово кубизм. В 1949—1956 годах Брак создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества. Он писал оригинальные пейзажи (Антверпенские и Гаврские гавани, ландшафты Эстака), отличающиеся плотной композицией, напряженной цветовой гармонией, передачей жизненных сил природы (1906).
Тогда же в Лувре была организована ретроспектива работ художника. Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. Там молодой художник создал несколько пейзажей, где в элегантной ирреальной и несколько сдержанной манере изобразил море («Ля Сиота», 1907 г. ). «Матисс и Дерен указали мне путь», – скажет позднее художник.
Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. Конвейлера в ноябре 1908 («Дома в Эстаке», 1908, Берн, Художественный музей). Однако отказ от конкретной изобразительности с неизбежностью приводил к выхолащиванию образного содержания живописного произведения.
Часто в своих полотнах, как, например, «Рояль и Мандора» (1909–1910г. ) и «Зеркало» (1910г. ), художник старался запечатлеть предметы с разных ракурсов. Осенью он посетил выставку Сезанна в Осеннем салоне, которая ошеломила его, сбив с «фовистского» пути. Впоследствии он будет встречаться во многих работах художника. Учился в Школах изящных искусств в Гавре и Париже (1902-1904 гг. ).
Сначала Брак и Пикассо аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на «отдельные формы и пространственные структуры». В картинах того периода, среди которых все большее место занимали натюрморты, Жорж Брак изображал предметы, будто разрезанные на сверкающие грани («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910 г. ). вНормандии и Ла Рош Гийоне, художник в некоторой мере использовал манеру живописи Сезанна, а точнее, его «переходы», которые «выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов, развернутых к зрителю». От новаторских пейзажей этого художника, по словам Анри Матисса, словно составленных из «маленьких кубиков» и произошел термин «кубизм».
Картина Жоржа Брака Кларнет и бутылка рома на камине. стал переломным в творчестве живописца. он увлекся искусством фовистов. Но эти работы не были приняты жюри Салона, а А. Матисс заметил, что картины словно составлены из кубиков – это замечание и дало стилю название «кубизм». В «Беседах с Дорой Валльс» художник писал: «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма — это материализация того нового пространства, которое я почувствовал».
В 1902-1904 годах посещал занятия в Школе изящных искусств и в академии Эмбера, музеи и частные коллекции изучал живопись импрессионистов и постимпрессионистов, египетскую и греческую скульптуру, а также произведения Коро и Сезанна. 128) и «Натюрморт на столе с «Джиллет»» (1913 г., Центр Помпиду) относятся уже к синтетическому кубизму. Брак тяжело пережил Вторую мировую войну, в 1945 г. долго болел. В своих работах Брак стремится к абстрагированию форм и к разнообразию фактуры: порой включает в картины куски бумаги, дерева, примешивает песок. Некоторые специалисты, правда, считают, что термин «синтетический кубизм» можно применять к искусству Жоржа Брака «лишь с оговоркой». Наставником будущего великого художника был Шарль Луйе. Все это свидетельствует о довольно непростом и противоречивом творческом пути Жоржа Брака. Особого внимания заслуживает прекрасная серия фарфоровых статуэток, выполненных в 1922-1927 гг., которую специалисты рассматривают как дань художника неоклассической атмосфере эпохи, а возможно и как отклик на «великанш» Пикассо. Визуальные знаки разных регистров зрительно перестраиваются, вступают в сложную игру пластических отношений и мгновенных образно-смысловых комбинаций («Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Кельн, Музей Людвига «Стол музыканта», 1913, Базель, Художественный музей «Гитарист», 1914, Париж, Национальный музей современного искусства).
Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). В 1911г. Он показал губительность изгнания из живописи изобразительного начала. Оно четко отделяется линейным и цветовым контуром на плоскости листа. Брак же оставался адептом кубизма еще долгое время.
Иные, напротив, считают это правомерным, определяя в качестве итога фазы синтетического кубизма в его творчестве большую композицию «Музыкантша», написанную в 1917–1918гг. С 1947г. разрабатывал костюмы и декорации для нескольких постановок русского хореографа С. Дягилева. Некоторые специалисты, правда, считают, что термин «синтетический кубизм» можно применять к искусству Жоржа Брака «лишь с оговоркой». Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы, колористически и ритмически организованные цветовые поверхности, передающие одно и то же абстрактное «становление» движущейся материальной субстанции. Летом 1908 в Эстаке он пишет серию пейзажей, полных бурного движения, с упрощенными тонами и почти лишенных перспективы – здесь все сведено к геометрическим и компактным формам, «кубам», как назвал их критик Луи Вексель, когда картины Брака были выставлены в гал.
На картине «Мастерская – 2» (1949) среди туго приобретенных форм и вязких землистых тонов Брак вдруг пронзил пространство образом белой птицы, символизирующей творческий полет.