Жан Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau 10 октября 1684, Валансьен— 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн в литературе упоминается по среднему имени— Антуан Ватто)— французский живописец первой трети XVIII века, чье творчество стало прологом общеевропейского стиля рококо2. Своеобразие живописи рококо в творчестве Антуана Ватто – Лекция, раздел Экономика, Методические указания к семинарским занятиям Методические указания по самостоятельной работе Банк тестовых заданий в системе UniTest Крупнейшей Фигурой В Изобразительном Искусстве Франции Первой Половины Xviii. Жан Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau 10 октября 1684, Валансьен— 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн в литературе упоминается по среднему имени— Антуан Ватто)— французский живописец первой трети XVIII века, чье творчество стало прологом общеевропейского стиля рококо. Антуана Ватто можно считать основоположником рококо в живописи и его творчество лучше всего показывает, какого рода человеческие открытия таило в себе это мотыльковое искусство. Курсовая работа по дисциплине Культура и искусство на тему: Творчество Антуана Ватто понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.
Ватто не стоял на месте, он пробовал себя в разных жанрах. Начать обзор театральных композиций Ватто хотелось бы, прежде всего с парных работ: «Обольститель» и «Искательница приключений». Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. Образ произведения чрезвычайно музыкален.
В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту "Паломничества на остров Киферу" (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм ("Вывеска Жерсена", 1720). Чуть позже художника соблазнил неслыханными барышами некий мошенник, предлагавший вкладывать деньги в безвестную "судоходную компанию" на Миссисипи. Эта серия, как и подавляющее большинство произведений Ватто, не имеет авторских датировок и определяется специалистами периодом 1710—1715 годов. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание).
В 1712 Ватто был представлен к званию академика и в 1717 стал членом Королевской академии живописи и скульптуры. Между персонажами Капризницы – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. ГМИИ им. В его вспыхивающих красочных фигурках на фоне темных деревьев есть что-то от светотени Рембрандта (Деревенская свадьба, Мадрид).
Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. Одним из аргументов в пользу этой точки зрения служит стихотворение, помещенное под гравюрой Авелина, воспроизводящей живописный оригинал. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». А. С. Пушкина). Всем академикам было ясно, что работы художника нельзя вписать в рамки какого-либо из уже существующих жанров, что самый его стиль отвергает возможность такого вписыванья.
Ватто был признан в художественной среде как тонкий и оригинальный мастер. Шарден, например, заимствовал у Ватто колористические принципы. Рубенсовское влияние проявляется в своеобразии изображения лиц: все они округлы и румяны. В основе поэтики художника – его предельно личностное отношение к миру, сочетающее мечтательность иронию, нотки грусти и разочарования, сплавленные воедино светлым поэтическим чувством.
Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. (1684-1721) Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо.
Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты. Как отмечает Н. Л. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства.
Это была единственная работа, которая до некоторой степени возбуждала самолюбие Ватто. Весной Ватто стало хуже. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720).
Но вскоре выяснилось, что склонности и вкусы Жилло и Ватто во многом не совпадали. Французский художник и рисовальщик. 1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». с превеликим трудом да и то потому только, что оно коснулось юношеской поры Антуана Ватто. Художник не стремится к индивидуализации образов, его герои и героини внешне похожи.
С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». В 1717 году Ватто году пишет одну из лучших своих картин – «Паломничество на остров Киферу».
9. Тоскою и неудовлетворенностью, особенно овладевшими им в это время, объясняет сам Ватто свое внезапное желание повидать родных, посетить Валансьен и. уход от Одрана. В один прекрасный для жизни Ватто день ремесленник-поденщик с моста Notre Dame встретился с Клодом Жилло.
Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Ватто вернулся в Париж летом 1720 года безнадежно больным. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулез. Помимо «галантных сцен», Ватто писал пейзажи («Пейзаж с водопадом»), портреты («Жиль», «Мецетен»), мифологические композиции («Суд Париса»), религиозные композиции («Святое семейство»), обнаженную натуру («За туалетом»).
Они регулируют отношения типа «культурное – природное» (врата города), «священное – мирское» (врата или двери храма), «общественное – личное» (двери дома) и т. п. Наверняка, ему были хорошо знакомы приступы ипохондрии и неуверенности в себе.
Действительно, он пользовался теми же мотивами, брал те же сюжеты и даже лица. Здесь, на пороге дверей, можно наглядно убедиться в том, что выражение «язык пространства» не является только метафорой. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение внутренняя жизнь его персонажей раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты, причудливо переплетающегося с обращением к лирической отзывчивости зрителя. Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье.
Однако это не та красота античности, что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер и не средневековое очарование строгости и твердости. Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, происходящее в саду перед статуей Венеры, с золотой ладьей и резвящимися амурами на заднем плане, что свидетельствует о приготовлениях к путешествию на остров богини любви. В конце 1719 года Ватто едет в Англию. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Здоровье Ватто ухудшалось. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца.
Впрочем, решающим будет не статус и положение Ватто при Одране, а нечто другое. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Здесь он вновь пишет театр – картину «Итальянские актеры», одну из последних своих театральных композиций.
Рассказывают, что, вглядевшись в младенца, он произнес свою историческую фразу: Нет, в этом ребенке слишком много от арлекина – он абсолютно из другой пьесы. При этом Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты.
Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Это было сделано его друзьями или заказчиками и то уже после смерти мастера. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто.
К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. И хотя Ватто не прошел академической школы— не рисовал мраморов и гипсов, не изучал античных декоративных композиций— он на ходу усваивал принципы прихотливо-изысканной одрановской орнаментики и под руководством нового учителя сочинял сцены для стенных росписей.
Основная тематика, которой он в это время посвящает свои произведения, – военная. В Люксембургском дворце Ватто изучал картины П. П. Рубенса, чьё наследие на рубеже 17-18 вв. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Вряд ли кто-нибудь теперь возьмется ответить на вопрос – почему. Произведения его всегда овеяны лирической грустью. 7. «Надо посмотреть ещё нескольких Ватто, чтобы изучить его приёмы маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», – запишет в своём Дневнике Эжен Делакруа.
В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. К. Жилло предпочитал писать сельские сюжеты, театральные сцены, деревенские праздники. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом. Но для этого должно было пройти время, наполненное, конечно, событиями.
Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Одно из самых больших своих произведений. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм.
Сам Жиль выглядит нелепым, смешным и от этого безумно печальным. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм.
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Антуан Ватто, художник, проживший всего 37 лет и всего два столетия в 18 веке, оказался способен одарить зрителя очень сильными и глубокими ощущениями новой эпохи, заставить почувствовать её поэзию и красоту исключительную цельность и многогранность. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Одна из них, возможно, могла бы олицетворять неприступность.
Глядя прямо на зрителя, он будто задается вопросом: «Неужели вы вновь покидаете меня. » Почти все герои Антуана Ватто существуют во вневременном пространстве, для них не существует понятия времени, точно так же, как его не существует для актера, способного перевоплощаться и таким образом становиться частью того или иного отрезка времени. – Тягости войны и Военный роздых относятся к числу лучших картин этой серии. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена.
Молодой человек изображен в профиль. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Ватто был, по большому счету, самоучкой.
Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. codingjsasc (D1F2E8EBE5E2EEE520EDE0EFF0E0E2EBE5EDE8E520F0EEEAEEEAEE20E3EEF1EFEEE4F1F2E2EEE2E0EB20E220E5E2F0EEEFE5E9F1EAEEEC20E8F1EAF3F1F1F2E2E520E220F2E5F7E5EDE8E520EFE5F0E2FBF520F2F0E5F520F7E5F2E2E5F0F2E5E920313820E22E20CEED20EFF0E5E4F1F2E0E2EBFFEB20F1EEE1EEE920EDE520F1F2EEEBFCEAEE20F1E0ECEEF1F2EEFFF2E5EBFCEDEEE520F5F3E4EEE6E5F1F2E2E5EDEDEEE520FFE2EBE5EDE8E52C20F1EAEEEBFCEAEE20F4E0E7F32C20EEEFF0E5E4E5EBE5EDEDFBE9) этап общеевропейского стиля барокко. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто, словно вновь возрождает красоту. Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки».
1710. Его имя в основном ассоциируется с типом картины, который он сам изобрёл, – "галантное празднество", где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, романтической пасторальной обстановке. Потом мы узнаем и Пушкина. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Мечтательный и меланхоличный мастер «галантных празднеств», он внес в изображение жизни светского общества подлинную поэзию и глубину чувств, а в трактовку любовных сцен и беспечных увеселений оттенок какой-то тоски и неудовлетворенности.
Это единственное произведение, несколько польстившее его самолюбию, – он откровенно признался мне в этом». Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721. В "Паломничестве на остров Киферу" статуя Венеры полускрыта в тени деревьев. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное». Ватто, Жан Антуан (1684–1721), французский художник и рисовальщик. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. Из названия можно заключить, что автор хочет показать "праздник любви".
Она была близка ему по духу. Это типичные образцы стиля рококо. «Итальянские актеры» были куплены у Ватто лечившим его доктором Мидом, художник сгорал от чахотки. По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им». Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одрана и при этом имел возможность без всяких ограничений изучать художественные коллекции Люксембургского дворца.
«Томная грация Ватто как будто наложила свою печать на все царствование Людовика XV, жил он при Людовике XIV и умер при регенте». Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Родился в Валансьенне в 1684. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. Фигура Жиля (или Пьеро), помещенная в середине холста, практически полностью скрыта под театральным костюмом.
Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа.
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Фигура Жиля, странно бездействующая, с повисшими руками и остановившимся взглядом, как бы не имеет никакого отношения ни к ним, ни вообще к чему бы то ни было на свете, он один.
У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями». Ватто овладел этой тематикой в совершенстве и впоследствии часто придерживался ее. Это бесспорно.
Однако его творчество в сильной степени повлияло на многих мастеров. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу.
Ватто писал взахлеб. В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». И в этом своем расчете Ватто не ошибся. К 1718 году относится великолепная картина Ватто – «Капризница», чрезвычайно показательная для мастера утонченной эмоциональностью образа, точным и изысканным рисунком, гармонией колорита.
18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Картины Ватто густо «населены», хотя об их сюжетности говорить сложно. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника.
Все буквально пронизано недоговоренностью и незавершенностью, надеждой и разочарованием. Ждать, впрочем, оставалось не так уж и долго.
В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Каждый жест, поворот головы, выражение лиц передают тончайшие оттенки переживаний. Возможно, его побегу в Париж способствовало знакомство в Валансьене с художником-декоратором Метейекомм.
Как отмечает Н. Л. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Фигура Жиля (или Пьеро), помещенная в середине холста, практически полностью скрыта под театральным костюмом.
Вот таким образом паломничество на Киферу было для французов XVIII столетия (даже и для тех, кто не слишком поднаторел в античной мифологии) аллегорией весьма прозрачной. codingjsasc (D2E2EEF0F7E5F1F2E2EE20C2E0F2F2EE20EFEEEBEEE6E8EBEE20EDE0F7E0EBEE20EDEEE2EEECF320FDF2E0EFF320E220E8F1F2EEF0E8E820E5E2F0EEEFE5E9F1EAEEE920E6E8E2EEEFE8F1E82C20E3F0E0F4E8EAE820E820E4E5EAEEF0E0F2E8E2EDEEE3EE20E8F1EAF3F1F1F2E2E02E20D1EBE5E4F3FF20F5E0F0E0EAF2E5F0EDFBEC20ECEEF2E8E2E0EC20E6E0EDF0EEE2EEE920E6E8E2EEEFE8F1E8205856494920E22E2C20C2E0F2F2EE20EEE1F0E0F9E0EBF1FF20EA20E8E7EEE1F0E0E6E5EDE8FE20F1EEE2F0E5ECE5EDEDEEE9) ему жизни («Савояр с сурком»), в которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность. Впрочем, рассказывать живопись, - если это только действительно живопись, - невозможно.
Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской "галереей Медичи" ("Жизнь Марии Медичи"). Нет, вернувшись в Париж, он просит торговца картинами и своего друга Жерсена приютить его у себя.
Эти слова более чем справедливы по отношению к «Вывеске Жерсена»: эпилог творчества Ватто служит прологом искусства целой эпохи. Отыскать это имя в историях искусства можно теперь липы. Художник сам создает мизансцены, декорации заменяет пейзажным фоном.
Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. (1684 – 1721) Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо. Ему было тридцать семь лет. Он знал, что это возраст Рафаэля.
Ну что ж, не он первый, не он последний. Местоположение, формообразование и оформление (символы изображения, надписи и т. д. ) врат и дверей означают определенные условия пространственной коммуникации. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных».
Но нет. 13. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и ок. (М. Его отец Жан Филипп Ватто был кровельщиком и плотником.
Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его новом особняке. Не все, однако, шло так гладко и безмятежно. Беспокойство пронизывает всю картину. Военные сцены выдвинули Ватто в число художников, пользующихся успехом. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену». Успех этого произведения известен (Недаром М. В. Алпатов сравнил его с Менинами Веласкеса), - вспоминает Жерсен. - Все было написано прямо с натуры.
И декоративные работы и крупные полотна — «Паломничество на остров Киферу» (1717) и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная тончайшая гамма мимолетных настроений виртуозное композиционное мастерство — мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей. Не правда ли, неплохой ключик для открытия многих других таинственных картин Ватто.
Такова исполненная полнокровной чувственности, едва только приглушенной меланхолической печалью, знаменитая луврская (второй вариант в Берлине) картина Отплытие на остров Цитеру. Немилова. Блестящий финал творчества Ватто – «Вывеска Жерсена». Нужно ли отыскивать какие-то особые причины восхищения Ватто великим фламандцем.
Стоит вглядеться в шедевры графики зрелого Ватто, чтобы понять, куда уходят его корни. Трудно поверить и в то, что «всё было исполнено с натуры». В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Вот портрет, который оставил он потомству.
Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Только на этот раз он потребовал – и сразу получил. Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и ок. Воображенные здания художник наглядно явил в парке, словно списанном с картин Ватто. Время в доме Кроза – вершина славы Ватто.
Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. В доме Мариэттов он встретил своего первого настоящего учителя – Клода Жилло. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда». ВАТТО, ЖАН АНТУАН (Watteau, Jean Antoine) (1684–1721), французский художник и рисовальщик. Это оказало влияние на архитектурный декор рококо.
Ватто задумал картину как вывеску, чтобы поместить её над входом в лавку. (1684–1721) Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Остров Кифера, фигурирующий в названии полотна, – это Кипр, родина богини любви Афродиты (в римской традиции – Венеры). Друзья подыскали ему в предместье пустовавший дом на краю городка Ножан-сюр-Марн, где ничто не напоминало о духоте и сутолоке столицы. Антуан Ватто французский художник и рисовальщик.
Его кисть так верна, так легка, так воздушна, а когда надо, так весома и энергична, что просто диву даешься этому удивительному мастерству, знаменующему одну из высших точек в развитии peinture pure»39. Даже костюмы – изящные вариации на темы современной моды – являются плодом фантазии художника. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года.
Но давно замечено: счастливые судьбы обходят великих мастеров. Несколько не повезло ему с непосредственными последователями – они не обладали достаточными способностями и уж конечно не могли претендовать на глубину и выразительность, присущие стилю Ватто. Это – знак присутствия Амура, шаловливого сына Венеры. Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721. Жизнь вообще, едва ли не во всех ее проявлениях, воспринималась им как действо, постоянная игра.
Одиночество, печаль, неудовлетворенность с особенной силой воплощены художником в образе «Жилля» (около 1720 г. ). 1710. Картина задумана в качестве отрывка галантной сцены или комедии нравов.
За семь коротких сеансов художник создал настоящий шедевр. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. Слово театр, вернее само это объемное понятие, занимает в творчестве Ватто особое место. Ватто никогда не имел учеников и стремился работать один. Немилова. «Он прощается с миром, который так долго был ему родным, с любителями искусства из которых многие были его добрыми друзьями, хотя и не всегда понимали его до конца, со знатными заказчиками и искушенными торговцами, с собственными героями, пришедшими, наконец, в его будничный мир прощается с картинами, глядящими со стен лавки, с запахом старой бумаги, на которой сохранились бесценные оттиски знаменитых гравюр».
Восторженное отношение Ватто к Рубенсу помогло ему развить свой дар живописца. Этими впечатлениями навеяны самые поэтические произведения Ватто – «Галантные празднества». Однако его творчество в сильной степени повлияло на многих мастеров.
Действия как такового нет, персонажи статичны их позы нарочиты. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Это был Рубенс. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Из-за дерева выглядывает еще одно лицо, этот персонаж почти сливается с цветом дерева.
Около 1702 приехал в Париж, в юности работал как копиист. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Шарден, например, заимствовал у Ватто колористические принципы.
Данное произведение есть не столько изображение, сколько выражение «счастливого мига», который одновременно и удивительно близок и страшно далек, феерически игрив и мистически серьезен. Значение этой картины для всей эпохи рококо ничуть не меньше, чем значение «Менин» Веласкеса для предшествующего столетия. При посредничестве Сируакомм.
Он не любил работать на заказ, предпочитая свободу замысла и игру воображения. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала.
Ватто был, по большому счету, самоучкой.
В небольшой картине Ватто Капризница (Эрмитаж) представлена удалившаяся из веселой компании пара. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Они, конечно же, позируют. И Ватто, будучи уже в крайнем отчаянии, взялся за работу у одного из таких торговцев.
15. Допустим, это относится к интерьеру и отдельным фигурам, но не к композиции в целом. Есть множество гипотез, касающихся происхождения и назначения данной работы. Ватто стал его учеником.
Наш герой закончил свою работу только через пять лет. «Праздник любви» (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. 2.
Между персонажами "Капризницы" – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. Базируя свое творчество на барочном художественном наследии, гению Ватто удалось преобразить характерную для барокко возвышенную экзальтацию и величественную героизацию обыденного в рокайльный жанр оригинальных «галантных празднеств».
Ватто (Watteau) Антуан (Жан Антуан) (крещен 10. 10. 1684, Валансьенн, французская Фландрия, умер – 18. 7. 1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский художник и рисовальщик. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. И все же, пожалуй, главным его потрясением стало то, что хранилось под сводами дворца. Однако помедлим на пороге. Эту в высшей степени изящную (и меланхолическую) картину Ватто представил жюри академиков при своем избрании в действительные члены Королевской академии живописи и ваяния в 1717 году. Глядя прямо на зрителя, он будто задается вопросом: «Неужели вы вновь покидаете меня. » Почти все герои Антуана Ватто существуют во вневременном пространстве, для них не существует понятия времени, точно так же, как его не существует для актера, способного перевоплощаться и таким образом становиться частью того или иного отрезка времени.
Известно, что зрители любили ее потому, что она действительно была прекрасной актрисой. Друзья называли его холодным и бесстрастным. Окунаясь в мир картин Ватто, мы словно становимся участниками традиционной итальянской комедии масок дель арте, перевоплощаемся в роли Пьеро, Арлекина или Коломбины.
Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. В-третьих, посредством светских «галантных» сюжетов художник явил возможность наглядно сакрального отношения человеческой души с божественным Духом (Живописные произведения «Гамма любви» (1717) и «Вывеска лавки Жерсена» (1721). Скорее всего, обе сцены — театр.
Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Ватто знал это. Это было последнее временное улучшение. Ее счастливый владелец удостоверил, что «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам хрупкое здоровье или, лучше сказать, слабость не позволяла ему работать дольше».
Для этого проанализирована его биография, выявлена сущность картин, особенно его личного направления. И декоративные работы и крупные полотна— «Паломничество на остров Киферу» (1717) и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная тончайшая гамма мимолетных настроений виртуозное композиционное мастерство— мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей. Дома.
На этих чудных берегах они не найдут постоянного жилища. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов чувств, едва уловимо сменяющих друг друга.
Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности изысканности изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. При всей несхожести артистических темпераментов, тематики и масштабов деятельности этих двух мастеров их объединяет исключительно развитое колористическое чувство.
И хотя в «Вывеске Жерсена» Ватто, подобно всевидящему герою Лесажа, даёт зрителю возможность видеть «сквозь стены», порог несет свою службу, разграничивая внешнее и внутреннее, улицу и интерьер. Написана она была за неделю, да и художник работал только по утрам хрупкое здоровье или, лучше сказать, слабость не позволяла ему работать дольше. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Ватто был признан в художественной среде как тонкий и оригинальный мастер. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). За нее в том же году художник получил от Королевской академии специально для него придуманное звание «художника галантных празднеств».
Сын кровельщика. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14.
Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в полные члены Королевской академии. Он переехал от Жерсена и потом еще раз сменил квартиру – опять будто бежал от самого себя. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца.
Не мог составить здесь исключения и Ватто. Отсюда принципиальная значимость семантики двери и порога. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, –Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург.
Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской галереей Медичи (Жизнь Марии Медичи). Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). 11. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины "Венецианский праздник" (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), "Праздник любви" и "Общество в парке" (Картинная галерея, Дрезден), "Радости жизни" (собрание Уоллес, Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), "Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена" (Картинная галерея, Берлин-Далем).
За тупую и изнурительную работу Ватто получал ничтожную плату и «тарелку супу ежедневно». codingjsasc (20ABCFEE20E2EEE7E2F0E0F9E5EDE8FE20E220CFE0F0E8E620E2203137323120E3EEE4F32C20EAEEE3E4E020FF20E5F9B820F2EEEBFCEAEE20EDE0F7E8EDE0EB20F1E2EEB820E4E5EBEE2C202D20EFEEE2E5F1F2E2F3E5F220C6E5F0F1E5ED2C202D20C2E0F2F2EE20EFF0E8F8B8EB20EAEE20ECEDE520E820F1EFF0EEF1E8EB2C20F1EEE3EBE0F8F3F1FC20EBE820FF20EFEEF1E5EBE8F2FC20E5E3EE20F320F1E5E1FF20E820EFEEE7E2EEEBE8F2FC20E5ECF32C20EAE0EA20EEED20E2FBF0E0E7E8EBF1FF2C20ABF0E0E7ECFFF2FC) руки» и написать вывеску, чтобы я мог повесить её над входом в арку. В стенах лавки-галереи Ватто изобразил целый мир – мир искусства. В одном из последних произведений Ватто – в Лавке Жерсена (Берлин) – бытовая сценка, вид антикварной лавки друга Ватто, с изящно и остро схваченными светскими типами, любителями искусства, претворен Ватто в произведение, внушительное, монументальное, почти как Менины Веласкеса. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой, под маской актёра кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства.
В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве. Оно причиняет мне боль. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20.
codingjsasc (CEE4EDE020E8E720EFF0E5EAF0E0F1EDE5E9F8E8F520F0E0E1EEF220C0EDF2F3E0EDE020C2E0F2F2EE209720ABC6E8EBFCBB2E20C5F1F2FC20ECEDEEE6E5F1F2E2EE20E3E8EFEEF2E5E72C20EAE0F1E0FEF9E8F5F1FF20EFF0EEE8F1F5EEE6E4E5EDE8FF20E820EDE0E7EDE0F7E5EDE8FF20E4E0EDEDEEE920F0E0E1EEF2FB2E20CCEDEEE3E8E520F1F7E8F2E0FEF22C20F7F2EE20FDF2EE20E2FBE2E5F1EAE020E4EBFF20F2E5E0F2F0E02C20E0F4E8F8E020EA20EAE0EAEEECF32DEDE8E1F3E4FC20F1EFE5EAF2E0EAEBFE2E) Но как бы там ни было, перед нами абсолютно исключительная картина. Одна из прекраснейших работ Антуана Ватто — «Жиль». На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины "Венецианский праздник" (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), "Праздник любви" и "Общество в парке" (Картинная галерея, Дрезден), "Радости жизни" (собрание Уоллес, Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), "Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена" (Картинная галерея, Берлин-Далем). «Томная грация Ватто как будто наложила свою печать на все царствование Людовика XV, жил он при Людовике XIV и умер при регенте».
Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. Он много работает и с начала 1710-х годов его известность неуклонно растет, хотя сам художник как правило исполнен неудовлетворенностью всем, что выходит из-под его кисти. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 и позже) к просветлённому золотистому колориту "Паломничества на остров Киферу" (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм ("Вывеска Жерсена", 1720). Ватто писал "взахлеб". Они регулируют отношения типа «культурное – природное» (врата города), «священное – мирское» (врата или двери храма), «общественное – личное» (двери дома) и т. п. С этим связаны разного рода ритуалы вхождения и ухода, так или иначе акцентирующие значение границы. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей.
Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, — его главный признак. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование.
Зная, что скоро умрет, он, словно собрал в последнем напряжении все свои душевные силы. К дому примыкал сад, спускавшийся к самой Марне, — с боскетами, густыми деревьями, сад, напоминающий фоны картин Ватто. Не видно, что он от этого страдает. Он просто один и все.
В созданном Ватто жанре «галантных празднеств» он впервые представил мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, которые порождены ощущением несоответствия мечты и реальности («Венецианский праздник», Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Общество в парке», Картинная галерея, Дрезден «Радости жизни», собрание Уоллес, Лондон «Жиль», Лувр «Мецетен», Метрополитен-музей, Нью-Йорк и др. ). Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Во-вторых, мастер в своих произведениях сумел визуализировать суть тончайшей душевной жизни людей. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания».
Первая самостоятельная картина Ватто написана по мольеровским мотивам – это «Сатира на врачей». Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия» вскоре становится одним из близких друзей художника. Незадолго до смерти, вернувшись из Англии, Ватто написал свой «реквием» – «Вывеску Жерсена». Только теперь эту роль выполнил дом уже знаменитого Пьера Кроза. На этом предприятии Ватто потерял остатки своих сбережений и ему пришлось с удвоенной энергией приняться за работу.
Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой, под маской актёра кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства. И это привело к разрыву их отношений. Короче, она родила ребенка, которого Филипп Орлеанский согласился считать своим. В картинах Ватто цвета то рождаются один из другого, то сопоставляются по контрасту, то складываются в мелодию и порождают живой трепет всей красочной поверхности. В доме Кроз Ватто жил по соседству с академиком живописи Шарлем де Лафоссом, которому банкир также оказывал покровительство и с которым молодого художника связывали добрые отношения. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. Особенным спросом картины пользовались у участников фламандских походов.
codingjsasc (20CEF2EDEEF1E8F2E5EBFCEDEE20E7E0ECFBF1EBE020C2E0F2F2EE20E2FBF1EAE0E7FBE2E0EBE8F1FC20F0E0E7EDFBE520E3E8EFEEF2E5E7FB2C20EDE0E8E1EEEBE5E520F3E1E5E4E8F2E5EBFCEDEEE920E8E720EAEEF2EEF0FBF520F2E02C20F7F2EE20F0E0E7E2E5F0EDF3F2EE20F1F4EEF0ECF3EBE8F0EEE2E0EDE020CBF3E820C0F0E0E3EEEDEEEC20E820EFEEE7E4EDE5E520EDE0F8EBE020F0E0E7E2E8F2E8E520F320F6E5EBEEE3EE20F0FFE4E020E0E2F2EEF0EEE22E20D1ECFBF1EB20FDF2EEE920E8EDF2E5F0EFF0E5F2E0F6E8E8) в том, что под видом вывески Ватто представил историю живописи, какой он её знал вместе с тем это картина творческой эволюции самого живописца, ставшая его «художественным завещанием». Ватто возвращается в Париж в 1710 году уже как крупный, творчески зрелый мастер.
При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм.
Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Ватто предпочитал маленькие картины. Его имя в основном ассоциируется с типом картины, который он сам изобрёл, – галантное празднество, где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, романтической пасторальной обстановке. Из работ Жилло более всего сегодня известны его гравюры и рисунки.
Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»42комм.
Мы не найдем в них бурного веселья, резких и звучных красок. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Ватто всегда работал быстро (огромная "Вывеска Жерсена", написанная за неделю, – вовсе не миф) и часто наносил краску слишком поспешно, что порою приводило к помаркам и искажениям. В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особняке, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров».
Справа на скамейке восседают две дамы. Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. Ватто задумал картину как вывеску, чтобы поместить её над входом в лавку. Посмертная судьба Ватто сложилась довольно удачно. 1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. Летом 1709 года Ватто участвовал в конкурсе Королевской академии художеств на соискание Римской премии.
Но в основе своей колорит Ватто своеобразен и неповторим. И хотя в «Вывеске Жерсена» Ватто, подобно всевидящему герою Лесажа, даёт зрителю возможность видеть «сквозь стены», порог несет свою службу, разграничивая внешнее и внутреннее, улицу и интерьер. Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. Как прирожденный художник Ватто тонко чувствовал цвет. Смысл этой интерпретации в том, что под видом вывески Ватто представил историю живописи, какой он её знал вместе с тем это картина творческой эволюции самого живописца, ставшая его «художественным завещанием». 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм.
Из-за своей торопливости он часто совершал технические промахи – перегружал кисть краской или же писал второй слой картины по еще непросохшему первому слою. Не отвергая подобного взгляда, можно трактовать замысел картины несколько иначе. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм.
Там он и умер 18 июля 1721 года. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. В академических кругах его авторитет вырос настолько, что в 1712 г. он был принят в члены Академии, а в 1717 г. за большую картину «Паломничество на остров Киферу» получил звание академика.
Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Кружевное дерево в глубине картины вносит ясность и масштаб в ее построение. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы.
«Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Во многом Ватто остался художником одной картины, принесшей ему славу и известность – «Паломничество на остров Киферу». Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки.
На нее переносится ощущение быстротечности жизни, непрочности ее счастливых мгновений, свойственное и его героям, среди которых нет волевых натур. По иронии судьбы его дом оказался последним убежищем умирающего художника. Но при всём этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Разве не знал он, что лондонский климат гибелен для его легких.
Сосредоточенные в себе, они движутся в замедленном ритме, по едва заметным полуулыбкам, взглядам, незавершенным движениям можно лишь догадываться об их переживаниях». ГМИИ им. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. Трудно поверить и в то, что «всё было исполнено с натуры». Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Антуану повезло встретиться с Жаном Мариэттом, торговцем картин и знатоком живописи.
И почти все дома в нём выстроены заново. "Посмертная судьба" Ватто сложилась довольно удачно.
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. И это другое – Люксембургский дворец.
Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Но перед ним преклоняются и он не может не чувствовать, что это искреннее преклонение. Он не слишком интересовался материальным успехом и брался только за те заказы, которые были ему интересны. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками.
Вдруг он решил, что ему будет легче в деревне. Об этом, впрочем, чуть ниже. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Беспокойство пронизывает всю картину. Эти слова более чем справедливы по отношению к «Вывеске Жерсена»: эпилог творчества Ватто служит прологом искусства целой эпохи.
Рисунки. Во-первых именно Ватто осуществил переход от стиля «барокко» к стилю «рококо», живописные принципы которого сам и разработал. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних работ к просветлённому золотистому колориту пленэрных «галантных» сцен, а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм («Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена», 1720, Государственный музей, Берлин). Оно конечно, Париж стоит мессы, но этот город грез оказался для юноши не только прекрасен, но и бессердечен.
(М. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Жиль (Лувр, Париж), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. об этом: Смена, 1988, 19).
Летом 1720 года он был уже дома. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Иногда это одинокая фигура музыканта, певца или танцора на фоне пейзажа: «Финетта», «Безразличный» иногда – несколько артистов или друзей художника в театральных костюмах: «В одежде Мецетена», «Актеры итальянской комедии» Живя у Кроза, художник мог наблюдать театральные постановки на лоне природы, модные в то время в столице развлечения вельмож, концерты, пантомимы, маскарады.
Значение этой картины для всей эпохи рококо ничуть не меньше, чем значение «Менин» Веласкеса для предшествующего столетия. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, — его главный признак. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда». При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
Между тем с приближением весны ему стало хуже. Здесь, в прелестном местечке близ Монморанси, художник смог познакомиться с блестящей коллекцией полотен старых мастеров, собранной хозяином поместья.
И декоративные работы и крупные полотна— «Паломничество на остров Киферу» (1718) и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная тончайшая гамма мимолетных настроений виртуозное композиционное мастерство— мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей. Сам Жиль выглядит нелепым, смешным и от этого безумно печальным.
При этом сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто, выполненные обычно сангиной либо в три цвета (итальянский карандаш, сангина, мел) и свидетельствующие о его острой наблюдательности и глубоком изучении натуры.
Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений.
Вся благодарность Ватто к своему учителю выражалась в глубоком о нем молчании. Художник был и неустанным наблюдателем: женские типажи, разнообразные изящные позы, совершенство штриха и изумительное красочное решение фантазия все это делает рисунки Ватто особенно привлекательной частью его творчества. Персонажи картин Ватто — постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства («Венецианский праздник»). Мы обращаем к ней взгляд благодаря розовым цветам, которыми увито каменное тело богини.
В академических кругах его авторитет вырос настолько, что в 1712 г. он был принят в члены Академии, а в 1717 г. за большую картину «Паломничество на остров Киферу» получил звание академика. Составивший себе в молодости миллионное состояние (он был сборщиком налогов и пошлин в одной из французских провинций) финансовыми операциями и прозванный современниками бедный Кроза с тем, чтобы отличить его от брата, еще более богатого, у которого в постоянных должниках ходил король Франции (да что там король – брату Кроза принадлежала Луизиана в Северной Америке, то есть вся область по течению реки Миссисипи, от устья до Великих озер), так вот, более бедный Пьер Кроза, построив роскошный особняк в Париже на улице Ришелье и замок в Монморансе, начал собирать произведения искусства, а в начале XVIII века его коллекции не было уже равных в Европе.
Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Певучесть и прихотливость композиционного ритма проявляется в тонко уловленных движениях и жестах. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург.
Сравнительно редко Ватто обращался к изображению современной ему жизни («Бивуак», около 1710, ГМИИ «Савояр с сурком», 1716, Эрмитаж, Санкт-Петербург), внося в него особую интимность и лирическую взволнованность. С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». «Он кончил свою жизнь с кистью в руках», – написал о нем один из друзей. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV.
Каждый вечер в личных покоях его дворца собираются многочисленные фаворитки и интимные друзья. Несколько не повезло ему с непосредственными последователями – они не обладали достаточными способностями и уж конечно не могли претендовать на глубину и выразительность, присущие стилю Ватто. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт.
Его фигуры выделяются ясными, крупными силуэтами. Пока только молодость, слабеющая, однако, день ото дня, противостоит чаxотке. Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. И через несколько месяцев изможденный, с нехорошим румянцем на бледном лице, постоянно кашляющий – все признаки разыгравшейся уже в полную силу болезни, которую тогда не умели лечить, - он вынужден возвратиться в Париж. В теплых, даже горячих по тону картинах он вдохновлялся примером фламандского мастера (Суд Париса, Лувр). Персонажи картин Ватто — постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства («Венецианский праздник»). Но как бы там ни было, перед нами абсолютно исключительная картина.
Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Скорее – окончание праздника, когда уже вся амброзия съедена и нектар выпит. Долго ли., Но замедлим, остановим здесь неизбежное, чтобы попристальней вглядеться, посмотреть на Ватто тех лет глазами современника, его друга, знатока и почитателя искусства Ватто Франсуа Жерсена. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22.
Лечение не помогло. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Само слово «галантный» в русском языке не имеет внятного и односложного эквивалента.
Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. В книге «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество».
При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Рисунки. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве. Наконец-то блеск ума хоть отчасти теснит блеск родовых гербов. Отсюда принципиальная значимость семантики двери и порога.
Человеческое и природное объединены эмоциональностью настроения Мироздания. Вот только некоторые шедевры этого приобретения: Мадонна с безбородым Иосифом Рафаэля, Юдифь Джорджоне, Даная Тициана, Оплакивание Христа Веронезе, Портрет камеристки, Вакх и пять эскизов Рубенса, несколько портретов ван Дейка, семь картин Рембрандта (в их числе Даная и Святое семейство), картины Пуссена, Шардена и Ватто. Многие считают, что это вывеска для театра, афиша к какому-нибудь спектаклю. Однако в деле развития истории живописи Франции роль мастера огромна. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал академическую работу). В той же манере писал листву и Томас Гейнсборо, весьма почитавший талант Ватто.
1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто.
Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. И все-таки вершиной его творчества стали работы галантного характера. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу.
18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Здесь, на пороге дверей, можно наглядно убедиться в том, что выражение «язык пространства» не является только метафорой. Так или иначе, но значение Люксембургского парка или, вернее будет, образа его в искусстве Ватто трудно переоценить. Он покинул дом Жерсена.
Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721. Здоровье Ватто ухудшалось. «По возвращению в Париж в 1721 году, когда я ещё только начинал своё дело, – повествует Жерсен, – Ватто пришёл ко мне и спросил, соглашусь ли я поселить его у себя и позволить ему, как он выразился, «размять руки» и написать вывеску, чтобы я мог повесить её над входом в арку.
Это было последнее временное улучшение. Помимо «галантных сцен», Ватто писал пейзажи («Пейзаж с водопадом»), портреты («Жиль», «Мецетен»), мифологические композиции («Суд Париса»), религиозные композиции («Святое семейство»), обнаженную натуру («За туалетом»). Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками.
Мечтая попасть в Рим, Ватто поступает в Академию художеств. Словом, мастер на все руки, но во всем – художник. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». 16. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполов, а доктору Миду достались «Итальянские актеры». Расцвет творчества Ватто был непродолжителен.
Ощущение мимолетности и непрочности счастья (и, по большому счету, невозможности его, ведь человек не может удовлетвориться "мимолетностью" и в миг наивысшего блаженства тоскует о том, что "все кончится") подчеркивается осенней, сумеречной прозрачностью пейзажа. Весной Ватто стало хуже. История повторилась.
Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в "полные члены" Королевской академии. Театральность – в самом высшем значении – присуща почти всем без исключения работам Ватто. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Герман)codingjsasc (20CFE5F0E5EAEBFEF7E0FF20E2EDE8ECE0EDE8E520F120F1EEE7E5F0F6E0E5ECEEE3EE20EFF0E5E4ECE5F2E020EDE020F1E0ECEE20F1EEE7E5F0F6E0EDE8E52C20C2E0F2F2EE20E4E5ECEEEDF1F2F0E8F0F3E5F220F2EEEDEAEE20F0E0E7F0E0E1EEF2E0EDEDF3FE20F4E5EDEEECE5EDEEEBEEE3E8FE20E7F0E5EDE8FF2E20C5F1EBE820EFF0E0E2EEECE5F0EDEE20F2F0E0EAF2EEE2E0F2FC20ABC2FBE2E5F1EAF320C6E5F0F1E5EDE0BB20EAE0EA20F1E2EEE5E3EE20F0EEE4E020E8F1F2EEF0E8FE20E6E8E2EEEFE8F1E82C) то эта история неотделима от зрителя ибо вкусы и манеры письма, свойственные живописцам разных времен, столь же тесно связаны с разными формами восприятия. Анонимный стихотворец поясняет, что Ватто представил здесь характерные манеры разных мастеров их почерк и вкус. codingjsasc (20CDE520EEF2E2E5F0E3E0FF20EFEEE4EEE1EDEEE3EE20E2E7E3EBFFE4E02C20ECEEE6EDEE20F2F0E0EAF2EEE2E0F2FC20E7E0ECFBF1E5EB20EAE0F0F2E8EDFB20EDE5F1EAEEEBFCEAEE20E8EDE0F7E52E20C220F1F2E5EDE0F520EBE0E2EAE82DE3E0EBE5F0E5E820C2E0F2F2EE20E8E7EEE1F0E0E7E8EB20F6E5EBFBE920ECE8F0209620ECE8F020E8F1EAF3F1F1F2E2E02E)codingjsasc (20C4E5E9F1F2E2E8F2E5EBFCEDEE2C20EFE5F0E5E420EDE0ECE8209620E8F1F2EEF0E8FF20E6E8E2EEEFE8F1E82C20F1EBEEE2EDEE20F0E0E7FBE3F0E0EDEDE0FF20EDE020F1F6E5EDE52C20F8E0E3EDF3F2FC20EDE020EAEEF2EEF0F3FE20E1F3E4F2EE20E1FB20ECEEE6EDEE20EFF0FFECEE20F120F3EBE8F6FB2C20EAE0EA20FDF2EE20E4E5EBE0E5F220EEE4EDE020E8E720EFF0E5EBE5F1F2EDFBF520E3E5F0EEE8EDFC20EAE0F0F2E8EDFB2E) Однако помедлим на пороге.
Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Говорить следует об ощущениях. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Беспокойство пронизывает всю картину.
Это был 1709 и двадцать шестой год жизни Ватто. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал "академическую работу"). Ватто умер 18 июля 1721 года. В 1717 он получил звание академика за большую картину "Паломничество на остров Киферу" (Лувр, Париж). Местоположение, формообразование и оформление (символы изображения, надписи и т. д. ) врат и дверей означают определенные условия пространственной коммуникации.
Ватто никогда не имел учеников и стремился работать один. Если правомерно трактовать «Вывеску Жерсена» как своего рода историю живописи, то эта история неотделима от зрителя ибо вкусы и манеры письма, свойственные живописцам разных времен, столь же тесно связаны с разными формами восприятия. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако в очень оригинальном сплаве. Он выбирает низкий горизонт.
Это — подлинный герой Ватто. Допустим, это относится к интерьеру и отдельным фигурам, но не к композиции в целом. Эти эфемерные и похожие на бабочек пилигримы любви, казалось бы, должны быть счастливы в их волшебном саду на берегу лазурного моря, но – увы.
Как можно так неумело изображать моего Господа. В 1719-20 посетил Англию. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто, словно вновь возрождает красоту.
А Буше изначально гравировавший работы Ватто для Жюльенна, восприняв многие художественные принципы мастера, опирался на них в своем раннем творчестве. "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. В 1717 году художник представил в Академию большое полотно «Паломничество на остров Киферу» (Лувр, Париж) картина отличается виртуозным владением живописной техникой, передающей богатую гамму мимолётных настроений.
Ватто был, по большому счету, самоучкой. Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и ок. «Он прощается с миром, который так долго был ему родным, с любителями искусства из которых многие были его добрыми друзьями, хотя и не всегда понимали его до конца, со знатными заказчиками и искушенными торговцами, с собственными героями, пришедшими, наконец, в его будничный мир прощается с картинами, глядящими со стен лавки, с запахом старой бумаги, на которой сохранились бесценные оттиски знаменитых гравюр». Друзья называли его "холодным" и "бесстрастным".
Ватто работает только по утрам – так он слаб, - но заканчивает картину в одну неделю.
Следуя характерным мотивам жанровой живописи XVII в., Ватто обращался к изображению современной ему жизни («Савояр с сурком»), в которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность. Он покинул дом Жерсена. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. – уже 260 ливров. Рисунки. Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. О непреклонности характера говорит ее спина и напряженный поворот головы, взгляд ее отнюдь не устремлен в сторону молодого человека играющего на гитаре. В последний год жизни он создал свои самые значительные картины: «Жилля», «Портрет скульптора Патера», «Вывеску Жерсена» и свои самые лучшие рисунки.
А. С. Пушкина)13. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Незадолго до смерти, вернувшись из Англии, Ватто написал свой «реквием» – «Вывеску Жерсена». Впрочем, это не самое главное в жизни и искусстве Ватто. В ней прекрасно проявилась несравненная наблюдательность и правдивость искусства Ватто. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства.
Почти все картины Ватто небольшого размера. Каза-лось бы. Имя это, знаменитое в Европе, особенно громкий резонанс имело в России. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы».
Но вернемся к жизни Ватто. Родился в Валансьенне в 1684. Родился в Валансьенне в 1684.
Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью.