Среди ранних работ в творчестве Антониса ван Дейка наиболее известны «Семейный портрет» (ок. 1619), портреты Корнелиса ван Геста (ок. 1620) и портрет жены Рубенса Изабеллы (1621).
Отсюда название техники – резцовая гравюра на меди. ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (van Dyck, Anthony) (1599–1641) – знаменитый фламандский художник, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Розалией, Петром и Павлом (1629, Вена, Музей истории искусств), для церкви доминиканцев в Антверпене – Распятие со св. За свою жизнь он написал сотни портретов людей.
Перед началом печати доску освобождали от лака, протравленный рисунок заполняли краской. Во время первой поездки в Англию (конец 1620 – начало 1621) Ван Дейк смог познакомиться при дворе Якова I с собранием картин мастеров итальянского Возрождения. Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию.
В 1649 ему отрубили венценосную голову. В результате такой системы из мастерской выходило огромное количество картин. Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов "Иконография") раскрыть богатство духовной жизни своих современников.
Когда работа была закончена, ван Дейк вносил необходимые поправки и изменения. Посетив Италию в 1621-27 годах (Генуя, Рим, Венеция, Милан, Палермо), он изучал итальянскую живопись исполнял зарисовки с натуры и заказные работы. Амур влюбился в Психею и решил взять ее в жены. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок изображающих Христа и апостолов: Св.
Произведения молодого художника, нередко вдохновлённые Рубенсом, отличались тёплой красочной гаммой с беспокойными контрастами света и тени, текучестью мерцающих мазков индивидуальной выразительностью персонажей («Несение креста», около 1617-18 «Коронование Христа тернием», около 1620 «Святой Мартин и нищий», около 1620-21 и др. ) многие из этих картин существуют в нескольких вариантах, что свидетельствовало о повышенном спросе у заказчиков и высокой известности мастера. Резцовая гравюра относится к технике углубленной печати – одному из трех видов гравюры. Каждый сеанс длился не более часа. Вместе с тем автопортрет Ван Дейка — своего рода идеал творческой натуры. В Англию он вернулся тяжело больным.
Обогащенный итальянскими впечатлениями, Ван Дейк возвращается в Антверпен и в отсутствии Рубенса, занятого дипломатической деятельностью, практически становится первым художником Фландрии. При печати «затяжка» объединяла иногда усиливала иногда выделяла или смягчала отдельные детали и части композиций. Но с этой работой связана очень интересная история.
Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. В марте 2011года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств. Иконография была издана в 1632 в Антверпене.
Психея была третьей дочерью в семье смертных людей. Но происхождение подкачало. В XVI веке портрет занимал довольно низкое положение в европейской живописи и Ван Дейк смог сделать этот жанр невероятно популярным. 1618, Лондон, частное собрание).
Так, в декабре 2009года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sothebys за 8, 3миллиона фунтов (13, 6миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника. В окончательном виде серия была издана только после смерти художника и насчитывала 190 гравюр. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью. Боясь его потревожить, неподвижно сидит Мария. Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже— ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе. Среди них подчеркнуто парадный Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Галерея Питти), сочетающий внешнюю репрезентативность с раскрытием богатой внутренней жизни.
Вплоть до последнего времени картина считалась копией. К этому времени относится картина ВлРинальдо и АрмидаВ», написанная на сюжет, заимствованный из поэмы ВлОсвобожденный ИерусалимВ» итальянского поэта Тассо. И каждую отличала та самая живость, непосредственность, свойственная кисти ван Дейка. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение.
Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война. Краску набивали в эти углубления тампоном, удаляя ее остатки с поверхности доски. Родился 22 марта 1599 года в Антверпене. Главным для Ван Дейка стало искусство портрета. В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. Антонис ван Дейк вошёл в историю живописи, как непревзойденный мастер портрета, художник религиозных и мифологических картин. Кроме фламандского языка, Антонис владел испанским итальянским, французским и английским имел блестящие знания из истории, теологии и мировой культуры. Для ксилографии используют деревянную доску, обычно грушевую или буковую.
Дух непринужденности характеризует общее впечатление. В то же время, с помощью уникальной техники исполнения работ, он доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором главную роль играют осанка и жест человека (Портрет кардинала Г. Бентиволе). В знаменитом Семейном портрете (1623, Санкт-Петербург, Эрмитаж) Ван Дейком переданы естественные движения и жесты, кажущиеся случайными позы, живые взгляды, устремленные на зрителя – все эти новшества он вносит в искусство портрета. Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео со слугой негритенком (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), Портрет маркизы Бальби (ок. На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом.
И в то же время его портреты – это яркие художественные документы эпохи, великолепно раскрывающие ее дух и характер. В то же время ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, ок. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.
Гравер должен был обладать большими знаниями и уверенным мастерством. Один из ранних исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. Художник выделил светом фигуру Карла, оставив в тени его слуг и коня. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом.
В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579–1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. Известен т. н. Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. Это одна из последних работ художника. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин и считающаяся шедевром детского портрета.
К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях. В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты). Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Он создал прекрасные образы, где на первый план выдвигались изысканность и аристократизм моделей («Карл I Английский на охоте», 1635). Ван Дейк создал около 900 живописных полотен.
Среди многочисленных портретов короля и его семьи самым знаменитым является портрет Карла I на охоте (1635). В целом в Италии Ван Дейк написал свыше ста полотен. Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра и т. д. ) он сильно заболел и 9декабря 1641года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне. Более сдержанна и жизненно убедительна картина Святой Мартин и нищий (ок. Резцовая гравюра исключительно трудоемкая техника и требовала большого профессионализма.
С1632 г. художник жил в Лондоне, где стал придворным живописцем Карла I и был возведен в рыцарское достоинство. По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти».
Наряду с блестящими парадными портретами ван Дейк в отдельных случаях создает и более простые произведения. Оценивая творчество Альбрехта Дюрера, его современник, прославленный гуманист Эразм Роттердамский (1466–1536) в 1528 году писал: «. 1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), групповой портрет Портрет семьи Ломеллини (1624–1626, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами». 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св.
Вот так, с исключительной скоростью он работал над многими портретами. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр). В 1639году Антонис женился на фрейлине королевы Мери Рутвен и вошел, таким образом, в круг английской аристократии, которую он и изображал. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. Вытянутые, элегантные пропорции фигур, величие и торжественность позы, более светлый по сравнению с предыдущим периодом колорит, а иногда даже некоторая пестрота цветового решения — вот черты, присущие большинству произведений мастера этих лет. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579 – 1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты – старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж.
Ван Дейк написал сотни портретов, несколько автопортретов, стал одним из создателей парадного портрета 17 в. В портретах своих современников он показывал их интеллектуальный, эмоциональный мир, духовную жизнь, живой характер человека. Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами. 1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет Паолы Адорно с сыном (ок.
Но чем глубже «река времен топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам. Ван Дейк добавляет героям своих картин, более утонченный вид. Луки города Антверпена и уже как самостоятельный художник начал работать в мастерской Питера Пауля Рубенса.
К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства. Младший современник Рубенса, крупнейший фламандский художник Антонис Ван Дейк родился в Антверпене 22 марта 1599 г семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка. Это в полной мере отразилось на его живописи. Он получил от антверпенской гильдии звание почетного декана, которое раньше принадлежало его учителю Рубенсу, а после смерти Рубенса в 1640 году пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV.
В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св. Годом позже на том же Sothebys работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7250500долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7миллионов долларов. Такой удар по самолюбию художника сказался на его здоровье и без того подорванном долгой дорогой. Но и здесь подчёркнуто благородство художника – на его кисть надета перчатка. Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
В ее красивом, усталом лице есть что-то печальное, даже скорбное. Две его дочери, увековеченные художником, умерли от горя, а королева бежала из Англии. Его затемненное лицо противопоставлено ярко освещенному спокойному лицу Христа. Но групповой портрет построен на противопоставлении: простой буржуа, добившийся высокого дворянского титула (Эндимион Портер) изображён как простоватый человек, на лице которого не прослеживаются черты врождённого благородства. Себя же художник изобразил в непринуждённой изящной позе, в трёхчетвертном повороте, позволяющем увидеть красивую форму головы, тонкие черты лица. Но ван Дейк отдал должное и приятельским отношениям: их левые руки символически лежат на камне. Сестры подговорили девушку тайно взглянуть на него и она, воспользовавшись свечой, увидела его лицо.
К знаменитым портретам этого периода относится и Портрет Корнелиуса ван дер Геста (ок. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т. к. Король даровал ему дворянский титул и золотую цепь. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). Одно из них – принести стеклянную шкатулку из подземного царства. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов Иконография) раскрыть богатство духовной жизни своих современников.
Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. На титульном листе помещался автопортрет Ван Дейка. Так возникла идея тиражировать такие изображения.
К ранним работам относится его Автопортрет (ок. По глубине характеристики он нисколько не уступает полотнам прежних лет. В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий— «Иконографию»— сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта. Генуэзский период творчества Ван Дейка характеризуется особенным разнообразием палитры и композиции.
Ранние его портреты 1-го антверпенского периода (до 1621) своей строгой простотой и манерой письма, создающей гладкую эмалевую поверхность, связаны с традициями фламандской живописи: К. ван дер Геста, друга и заказчика П. П. Рубенса (около 1620, Национальная галерея, Лондон), живописца Ф. Снейдерса и его жены (Собрание Фрик, Нью-Йорк), Изабеллы Брант, жены Рубенса (около 1620-21, Национальная галерея, Вашингтон), «Семейный портрет» (1621, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Это резцы (штихеля), пунсоны для наколачивания точек, шлифовальные гладилки для выравнивания поверхности доски, шаберы для срезания заусенцев. Трудно судить, насколько художник с его творческими амбициями осознавал наступающий политический кризис монархии Стюартов. Он представлял себе своего современника как волевую, динамичную личность.
Годы, проведенные Ван Дейком в Англии, были наполнены огромным трудом. Первыми досками служили медные пластины. Восхищаясь творчеством Тициана, Тинторетто, Веронезе (1528–1588), он делает зарисовки с натуры, наброски картин знаменитых художников, что составило Итальянский альбом (Лондон, Британский музей) Ван Дейка. 1621, Кассель, Картинная галерея).
ВАН ДЕЙК (van Dijck, van Dyck) Антон (Антонис) (22. 3. 1599, Антверпен – 9. 12. 1641, Лондон), фламандский художник и рисовальщик. В 1615 году Ван Дейк уже имел собственную мастерскую. Гравюра на дереве относится к технике высокой печати – одному из трех видов гравюры. Однако в зрелом творчестве Ван Дейка по-прежнему господствуют парадные портреты: эрцгерцогини Изабеллы (около 1628, Художественно-исторический музей, Вена), фельдмаршала Хендрика ван дер Берга (около 1632, Прадо, Мадрид), сановников и бюргеров, полные естественной жизненности изображения друзей – художников и учёных (Яна ван ден Ваувера, около 1632, ГМИИ и др. ).
Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека). 1623, Эрмитаж, Ленинград). В 1632 году мастер переехал в Англию, где стал придворным художником Карла I (в том же году) и был возведён в рыцарское достоинство. Сам король пережил Ван Дейка всего на несколько лет.
«Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. Луки, он помогает Рубенсу и выполняет частные заказы. Вместе с тем, в его образе еле-еле заметно что-то аристократическое и изящное. «Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства. 1620—1621, Виндзор, Королевское собрание). Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии.
Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Художник изображает его то во весь рост, то верхом на коне, то пишет на одном полотне голову Карла в трех различных поворотах (что послужило образцом итальянскому скульптору Бернини для работы над портретом короля). «Автопортрет" Антониса ван Дейка принадлежит к числу шедевров коллекции Эрмитажа.
Пушкина), Портрет Мартина Рейкарта (1630, Мадрид, Прадо), Портрет Марии Луизы де Тассис (1628, Вадуц, Собрание Лихтенштейн). По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Итальянский период творчества мастера (1621-27 гг. ) отмечен заметным влиянием Тициана и Корреджо. Став придворным художником английского короля, Ван Дейк посвятил себя почти исключительно портретам и стремился отобразить в них сложившийся в английском обществе идеал аристократа— духовно-утонченную личность. В это же время он стал писать картины совместно с Питером Паулем Рубенсом (1577-1640).
Традиции его портретной живописи до сих пор сохраняются в искусстве уже в течение столетий. На своих портретах он изображал людей разных сословий, разного социального уровня изображаемые им характеры различны по душевному и интеллектуальному складу. 1630-х, Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для английской королевы. Однако в некоторых работах появляются холодная импозантность, несвойственные ранее художнику внешняя декоративность композиции, аллегорическая условность («Портрет леди Дигби, олицетворяющей Благоразумие», Виндзорский замок).
Портрет маркизы Катарины Дураццо (1621-27 гг. ) несколько напоминает работы живописцев-романтиков – в этом образе определенно есть что-то интимное и даже сентиментальное. Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира— от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена. Они привнесли в гравюру живописные задачи и сделали ее самостоятельным видом искусства. От четырехлетнего путешествия потомкам остался Итальянский альбом Ван Дейка.
Тогда же начался его творческий союз с Рубенсом. Он совершил две поездки в Париж. В1627году Ван Дейк возвращается в Антверпен, где занимает должность придворного живописца эрцгерцогини Изабеллы. Однако настоящим его призванием стало искусство портрета.
По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. К тому же последствием этой связи оказалась нежелательная беременность Анны Саксонской. Его отец был богатым купцом и потому художник с детства тяготел к роскоши и богатству. Поздний брак с Мери Расвен, молодой фрейлиной королевы, вводит живописца в ряды чопорной английской аристократии.
Поселившись в Генуе, Ван Дейк создал ряд эффектных обстановочных портретов-картин, в которых модели изображены на фоне драпировок или колоннад роскошных генуэзских дворцов: маркизы Елены Гримальди Каттанео (1623, Национальная галерея, Вашингтон), юной маркизы Бальби, чей облик отмечен печатью особо рафинированной красоты (1621-22, там же) и др. Автопортреты Ван Дейка (Эрмитаж Старая пинакотека, Мюнхен Метрополитен-музей) создают романтизированный образ художника, сочетающего рафинированность облика, артистизм и непринуждённость. С 1626 по 1633 он создает галерею графических портретов выдающихся современников, получившая название Иконография. Ван Дейк— один из них.
ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599–1641) – знаменитый фламандский художник, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Матфей (ок. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания).
Прильнув к груди матери, крепко уснул усталый младенец. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета).
Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В портретах английских аристократов Ван Дейк стремился воплотить свой идеал духовно утонченной личности, показать не только внешнее преимущество, но и аристократизм духа. Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства.
В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания). предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты.
Больше шести лет понадобилось мастеру кисти для изучения итальянского искусства. Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам. За это время он создал свыше четырехсот полотен, в том числе 35 портретов короля Карла (Портрет Карла верхом, Карл на охоте, Карл в трех ракурсах), 20 портретов королевы Генриетты-Марии и их детей. Формально на 3-м месте в списке самых дорогих работ должна была бы стоять картина «Вздыбившийся жеребец», в 2008 году проданная на Christies более чем за 6миллионов долларов, втрое выше эстимейта.
Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Уделяя больше внимания эмоциональной выразительности лиц, художник создал блестящую галерею портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких темных тонов и раскрытием внутренней жизни портретируемого («Портрет кардинала Гвидо Бентивольо», 1622-25). Такие доски могли достигать больших размеров.
Между тем славе художника это не мешало: 18октября 1634 года гильдия св. Антонис с детства тяготел к рисованию и вот таким образом уже в десятилетнем возрасте его отдали на обучение к известному художнику Хендрику ван Балену (1575-1632), который также вошёл в историю как величайший мастер религиозных и мифологических сюжетов. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Однако сложившейся национальной художественной школы в Англии не было. В 1618 году Антониса ван Дейка зачисляют в гильдию художников св.
Подобные образы впоследствии абсолютно исчезают в творчестве ван Дейка. За это время ван Дейк писал лицо и набрасывал контуры фигуры. Иосиф вместе с Марией и младенцем отправились в путь. Третий результат Ван Дейка— 2, 85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sothebys в 2002 году. Ван Дейк также известен и как придворный художник.
Влияние Рубенса наложило отпечаток на многие более поздние картины ван Дейка. Образ Чалонера лишен какой бы то ни было идеализации. Историки назвали его вундеркиндом – художником от природы. На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х — начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый художник Фландрии привлекателен изящен, кажется элегантным аристократом. Иосиф отправился на поиски приюта, оставив Марию с ребенком под деревом.
Эта техника, как и резцовая гравюра, является разновидностью техники углубленной печати. Возможно, первые уроки живописи юный Антонис, в самом раннем возрасте проявивший склонность к искусству, получил именно от нее. 1620, Лондон, Национальная галерея), овеянный тонким психологизмом.
eau-forte, буквально – «крепкая вода») возник в Европе в начале XVI века. Для чего ему это было нужно. Одни рисунки Ван Дейк делал с натуры, другие – с портретов, написанных им самим или другими художниками. Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра).
В портрете учёного и дипломата кардинала Г. Бентивольо (около 1623, Палаццо Питти, Флоренция) репрезентативность сочетается с глубоким психологизмом. Получался своеобразный рельеф линейного рисунка, на который наносилась краска. Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. Приятель Ван Дейка, кельнский банкир Эберхард Ябах писал, что часто из-за перегруженности заказами тот работал параллельно над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.
Положение второго живописца Фландрии не удовлетворяло талантливого и честолюбивого юношу. Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей. Пушкина). Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны.
Он создает много полотен меньшего размера на религиозную тематику: Видение Богоматери блаженному Герману Иосифу (1630, Вена, Музей истории искусств), Богоматерь с куропатками (нач. Английский двор был в то время одним из самых блестящих в Европе. Юный художник смотрит через правое плечо, взгляд его прямой и решительный. Затем доска протравливалась кислотой, воздействующей на металл лишь в местах, свободных от лака. Образу элегантного, благородного рыцаря художник противопоставляет мускулистые грубоватые фигуры нищих.
В январе 2012 года картина была вновь выставлена на торги. В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника, фаворита, любимца судьбы. Это был период наивысшего творческого расцвета художника. Поездка вышла на редкость удачной— с конца 1620до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин.
ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599 – 1641) – знаменитый фламандский художник, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Антонис ван Дейк – великий фламандский (нидерландский) художник.
Осуществлению их помешала ранняя смерть художника. Написана в Лондоне. Сюжет для картины взят из «Метаморфоз» Апулея. Ван Дейк работал в мастерской Рубенса и многому научился именно у этого живописца. Но, видимо, они так и не были отосланы и эта идея не была воплощена в жизнь. Своим поцелуем он пробуждает её от вечного сна. Предполагается, что работа Антонису ван Дейку была заказана для украшения Королевского дворца в Гринвиче.
Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
1618—1620, 1-й вариант— Мадрид, Прадо 2-й— Минеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант— не сохранился 2-й— Мадрид, Прадо) «Поцелуй Иуды» (ок. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Незаурядный сильный характер чувствуется в его облике (он был известен в свое время как политический деятель, подписавший в числе других во время английской революции смертный приговор Карлу I). Ван Дейк неоднократно портретировал короля («Карл I на охоте», около 1635, Лувр, Париж) и его семью галерея его портретов аристократии, в том числе групповых (Ф. Заказов так много, что художник, работавший исключительно быстро и много, вынужден обзавестись помощниками.
Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. Августина (1628, Антверпен, Церковь св. Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся. Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627)— самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период. Дважды (в 1634-35 и 1640) он приезжал в Антверпен, где писал портреты (нового испанского наместника и др. ), получил от гильдии Святого Луки звание «почётного декана».
Резцовая гравюра на меди или «классическая» гравюра возникла в первой половине XV века в мастерских ювелиров. Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день. Но, видимо, они так и не были отосланы и эта идея не была воплощена в жизнь.
А в 18 стал сотрудничал с Питером Рубенсом. Это издание появилось в свет 1645 и стало известно под названием «Centum Icones» («Сто изображений»). В 1618 году был принят в гильдию живописцев Святого Луки.
Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество. Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. В детских портретах он достиг чрезвычайной нежности, а в полотнах на религиозные сюжеты – глубокой одухотворенности.
В шестнадцатилетнем возрасте юноша уже имел свою мастерскую. В последние годы жизни Ван Дейк планировал исполнить крупномасштабные декоративные работы – цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписи главной галереи Лувра (для этого посетил Париж в 1640-41) завершение после смерти П. П. Рубенса (1640) его больших исторических картин для короля Филиппа IV. В 1618 году принят в гильдию Святого Луки.
Этому воспротивилась его мать Венера. Уортона, 1632, Национальная галерея, Вашингтон Дж. Для церкви иезуитов Ван Дейк пишет большую алтарную картину Видение св.
Екатериной Сиенской (1629, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). В офорте часто использовали так называемую «затяжку». Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин и считающаяся шедевром детского портрета.
Однако в последних работах Ван Дейк уделял больше внимания «изобразительности» и декоративности в ущерб жизненности. Каноны барочной композиции иногда отступают перед образами лирического плана («Отдых на пути в Египет», около 1630, Старая пинакотека, Мюнхен). Антонис ван Дейк – наиболее знаменитый из всех учеников Рубенса. Разнообразие характеристик присуще и офортным портретам современников, составившим «Иконографию» (издана в 1645-46 из 100 изображений мастером собственноручно сделано 18, для остальных он давал предварительные эскизы).
Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века. Изображение изящного непринужденного жеста холеных рук с длинными пальцами украшает многие портреты Ван Дейка. Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека).
Ван Дейк рано сложился как художник. Сын богатого антверпенского коммерсанта, он всегда в своих картинах и портретах подчеркивал аристократизм модели, ее хрупкость и изысканность. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16портретов), государственные деятели и философы (12портретов), художники и коллекционеры (52портрета). За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков. На картине запечатлен момент, когда Иуда привел на Елионскую гору толпу вооруженных людей, чтобы захватить Христа. В резцовой гравюре художник работает линией и штрихом.
Домиником и св. В самой технике, в движениях руки художника по холсту есть ощущение артистизма, свободы. Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств).
Он создает картины для храмов, пишет портреты горожан и их семей. Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). Мария Кайперс прожила недолго и после ее смерти в 1607году Антонису сначала приглашали учителей на дом, а в 1609году 10-летнего мальчика отдали в ученики к известному в то время художнику Хендрику ван Балену. Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки.
А. С. Пушкина открыта выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея», на которой экспонируются 10крупноформатных групповых портретов второй половины XVI — конца XVII века, отражающие все основные стилистические и хронологические стадии развития голландской портретной живописи. Получил блестящее образование. Но лучшим из них может считаться луврская картина «Карл I на охоте».
чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами. Известен т. н. Столь блестяще начатый путь закончился для Ван Дейка драматично. А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника.
Палаццо Россо, Генуя портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). Этот парадный портрет является блестящим образцом сочетания традиционной живописи и индивидуальности и многими искусствоведами расценивается как вершина итальянского периода ван Дейка. В последнем произведении художник достигает необычайной экспрессивности и драматизма. Ведь Ван Дейк не был обделён заказами и при английском дворе.
Идущий во главе быстро надвигающейся толпы предатель устремился к Христу. Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере). Влияние Рубенса сказывается во многих религиозных и мифологических композициях ван Дейка этих лет, в частности в «Святом Мартине» из церкви Савентема.
В глубине картины тАУ широко и свободно написанный пейзаж. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. Зимой 1641года у четы Ван Дейк родилась дочь.
Картина выцдержана в теплых, мягких тонах, напоминающих колорит полотен Тициана. 1622, Музей старинного искусства, Брюссель мужской портрет, ок. Преодолев длинный переход, святое семейство остановилось на отдых. Ван Дейк создает блестящие портреты, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины, в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами изображены в полный рост на фоне пурпурных гравирований и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов (Маркиза Улена Гримальди, Паола Адорно, маркиза Бринеле Салли, Паола Адорно с сыном, Конный портрет Антонио Джулио Бринеле Салли, Маркиза Бальбиани, Семейство Ломеллини, Старый сенатор).
Особенно часто позировала ему супруга короля, Генриетта Мария. В эти дни в ГМИИ им. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (1622—1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т. к.
К числу подобных работ можно отнести портрет Томаса Чалонера. Позднее для печати гравюр стали использовать типографский станок. А. С.
Оттиск получали тем же путем, что и в резцовой гравюре. Дерево наклонилось, чтобы создать больше тени. Ван Дейк пишет теперь почти исключительно портреты. Симон (ок.
К числу наиболее значительных религиозных композиций этого периода принадлежат также «Венчание тернием» из музеев Мадрида и Берлина и «Поцелуй Иуды» из Мадрида. Портрет— жанр особенный. Это очень много, если учесть, что жизнь художника была короткой.
И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. Выполняя придворные заказы, Ван Дейк именно в этот период завершил создание парадного аристократического портрета, который в дальнейшем послужил образцом для подобных произведений художникам самых различных школ.
Со второй половины XV века гравюрой на меди стали заниматься профессионалы-художники. Обучался у антверпенского живописца Х. ван Балена. Через ее плечо с неподвижностью смотрит на спящего ребенка Иосиф. Однако в мастерской своего прославленного земляка Ван Дейк работает только помощником. Мартин и нищие» (1620—1621, 1-й вариант— Виндзорский замок, Королевское собрание 2-й вариант— Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св.
Это уже пожилой человек с усталым лицом, чуть припухшими и покрасневшими веками. Однако в экспозиции не увидеть ни самого известного произведения этого жанра— «Ночной дозор» Рембрандта, ни работ самого известного голландского (фламандского) портретиста эпохи— сэра Антониса ван Дейка. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579–1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в. В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. Антонис Ван Дейк родился в зажиточной семье антверпенского купца (в современной Бельгии). Офорт (фр. Скандал в благородном семействе.
Он изобразил Карла на фоне мрачного романтического пейзажа. В это время он обращается к изображению пожилых людей, отмеченных печатью прожитой жизни: Портрет сенатора и Портрет жены сенатора (1622–1627, Берлин, Государственные музеи), а также к изображению детей, создав впервые в истории искусств первый парадный детский групповой портрет: Портрет детей семьи де Франки (1627, Лондон, Национальная галерея). В Генуе, Риме, Венеции, Милане художник писал портреты своих современников.