Мы знаем, что к концу жизни Микеланджело был богатейшим человеком. «Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода. 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело начал работу. Возвратившись вторично во Флоренцию, мастер в 1501г.
Как и «Битва кентавров» «Вакх» тематически непосредственно связывает Микеланджело с античной мифологией, с ее жизнеутверждающими ясными образами. Побочным эффектом прижизненной славы Микеланджело стало более подробное описание его пути, чем любого другого художника того времени.
Эти произведения знаменуют следующую ступень в творческом методе Микеланджело. Шаг сделан. К тому же в городе началась эпидемия чумы.
ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА. В 1495–1496 гг. Вскоре последовал вызов от Юлия II в Рим. Семья вкладывала большую часть его доходов в недвижимость. Микеланджело стремился показать готовность граждан встать на защиту республики.
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. В течение нескольких месяцев срисовывал он в Кармине живопись Мазаччо, воспроизводя работы эти с таким толком, что поражались и художники и не художники и зависть к нему росла вместе с его известностью» Вазари. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку» Вазари.
Их пути часто перекрещивались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, порой даже враждебно. Юношеская отвага «Давида» выражала безграничную уверенность человека в способности преодолеть любые преграды. Но затем на его долю выпала первая большая живописная задача. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
Пластическое начало в росписи Микеланджело всегда доминирует над живописным, подтверждая мысль художника о том, что «наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Рельеф «Битва кентавров» изображающий схватку лапифов с кентаврами, свидетельствует об исключительной быстроте, с которой происходило творческое формирование Микеланджело.
Разве он не копиист. C. Сотворчество участников театрального процессаАнтичная архитектура. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. Крупнейшей же работой этих лет, выдвинувшей молодого скульптора в число первых мастеров Италии, была мраморная группа «Пьета» (1498–1501).
«Некоторые обвиняют его в скупости. Он смотрит вдаль, как бы общаясь с Богом. – А откуда берется новое.
Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. С поездкой в в Рим и работой там открывается новый этап творчества Микеланджело. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Будто злой рок преследовал мастера и его грандиозный проект.
Через 4 месяца после начала напряженной работы над «Давидом» наступила тосканская зима, ветер, снег и дождь затрудняли работу Микеланджело, приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты. В 1496 г. он выезжает в Рим, где остается до 1501 г. В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс» и Микеланджело был захвачен образами античного искусства. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. В 1505 г. Папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим для сооружения себе гробницы. Иоанн» — не сохранились. Франциск (1496-1497), — статую «Купидон» (1496-1497). Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг.
И жаждала освободителя. Примеров почти полного копирования всего несколько. Во Флоренции Микеланджело не чувствовал себя в безопасности. Сидит он спокойно, опустив голову, скрестив могучие ноги и опершись рукой о колено.
Опущенная левая рука придерживает шкуру и в виноградные гроздья. Осуществленная на протяжении четырех лет, в труднейших условиях, так как Микеланджело работал один, без помощников, она была поистине титаническим подвигом, под стать деяниям самих микеланджеловских героев. С конца 20-х годов Италия буквально раздиралась как внешними, так и внутренними врагами.
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. В 1519 г. Микеланджело начал работу над четырьмя другими статуями пленников для гробницы Юлия II, оставшимися незаконченными и использованными впоследствии архитектором Буонталенти при украшении грота в садах Боболи во Флоренции (ныне они находятся во Флорентийской академии). Слушал его и Микеланджело.
В начале молитвы Св. Постепенно этот недуг прошел. Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо.
В 1873 году пришлось перенести статую в Флорентийскую академию художеств, чтобы защитить от разрушительного воздействия ветра, дождя и солнца. В 1494г. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Вакх представлен скульптором в виде обнаженного юноши с чашей вина в руке. Он весь сосредоточенность и ожидание. Образ «Моисея», напротив, свидетельствует о том, что воля человека наталкивается на препятствия, для преодоления которых необходимо напряжение всех его сил. Все это как будто правдоподобно и, однако, не исчерпывает содержания знаменитой росписи.
Все считают, что фавны наполовину козлы. XV в. рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, – это уже произведения искусства Высокого Возрождения.
Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. Недаром, при большой драматической выразительности каждой фигуры в отдельности, рельеф в целом производит впечатление большой внутренней гармонии. Ведь я мало смыслю в науках. ». Светло-карие глаза, постоянно менявшие цвет испещренные желтыми и голубыми точками, широкий прямой нос с горбинкой, глубокие складки от ноздрей к уголкам рта, тонко очерченный рот, слегка оттопыренная нижняя губа. Микеланджеловсий Вакх очень убедительный.
Папа, не взирая на протесты скульптора, принудил взяться за роспись плафона Сикстинской капеллы, одного из религиозных сооружений Рима того времени, построенная архитектором Джованнио де Дольчи, неоднократно перестраиваемой впоследствии. Она не разрушает плоскость свода, а выявляет тектоническую структуру. Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело. — несохранившаяся бронзовая статуя Давида. Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами.
Мастер взялся их изваять сам. Общественное значение скульптуры было понято сразу. Скульптор выговорил два года, считая от 1 сентября. – А разве не должен копиист копировать.
Современники же почти не знали их совсем. Достаточно сказать, что общая площадь росписей плафона составляет более 600 кв. «Какую книгу. Петра, так, чтобы этот храм, твердыня католической церкви, стал самым грандиозным и великолепным во всем христианском мире.
Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Там он из нескольких кусков целиком выполнил одну сторону гробницы» Вазари. Могучий старец сидит, скрестив ноги.
Святой Варфоломей -- символ устрашающего отчаяния. Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. В искусстве же века последующего, т. е в искусстве стиля барокко, частное полностью подчиняется целому и, утрачивая свою самостоятельность, как бы растворяется в нем.
Анна» Леонард да Винчи Параллель очевидна.
Флоренция, ответившая на разгром Рима вторым изгнанием Медичи и установлением республики, оказалась осажденной войсками императора и папы. Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей. Самые мрачные и самые величественные в жизни Микеланджело. Глаза его опущены. Открытие памятника превратилось в народное торжество.
Не менее значительно его воздействие на искусство последующих эпох. Используя для своего замысла архитектуру плафона, Микеланджело создал своей живописью новую — «изображенную» — архитектуру, разделив среднюю часть плафона соответственно оконным плафонам и образовавшиеся прямоугольные поля заполнив сюжетными композициями. Хотя картина «Мадонна Дони» — это не совсем тондо, в высоту оно чуть больше, чем в ширину.
Мастер показал зрелое и уверенное владение средствами живописи. Сложные ракурсы переплетенных, закрученных в клубок тел, крайний динамизм, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокойства, тревоги, смятения, — все это черты, глубоко чуждые Высокому Возрождению, как чужда ему и сама трактовка темы «Страшного суда» (вместо торжества справедливости над злом — катастрофа, крушение мира).
Даже трагическая ситуация потопа не может поколебать веру в силу человека. — есть и такое их толкование). По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Три дня потребовалось, чтобы доставить «мраморного гиганта» к месту назначения.
Невероятная по напряжению работа сильно подорвала его здоровье. В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор.
«Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ, впрочем, то же можно сказать и о работах древних: в самом деле, он сидит в величественнейшей позе, опираясь локтем на скрижали, которые придерживает одной рукой, другой же он держит ниспадающую прядями длинную бороду, выполненную из мрамора так, что волоски, представляющие собою трудность в скульптуре, тончайшим образом изображены пушистыми, мягкими и расчесанными, будто совершилось невозможное и резец стал кистью. Вступив в мятежную Пизу с войсками, Юлий II посеял страх в Флорентийской Синьории. В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно – в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением известных слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Тринадцати лет он поступил в мастерскую известного флорентийского живописца Доменико Гирландайо, а через год с небольшим перешел в художественную школу при дворе всесильного правителя Флоренции Лоренцо Медичи. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики.
Сооружение гробницы отходило вследствие этого на второй план. Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона. Папа охладел к задуманному памятнику и оскорбительно отнесся к Микеланджело. В 1503-1506 гг. Георгия за двести дукатов.
Фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы. Что Прокул есть произведение Микеланджело, на этом настаивает также Юсти, вопреки Фрею. Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь св. Что значит гордость и достоинство одного, пусть и талантливого мастера, по сравнению с угрозой войны с папскими войсками. В люнетах можно видеть фигуры, не связанные с библейскими текстами.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Папа рассердился и дубинкой, которую он держал, ударил епископа с такими словами: Это ты невежда, что говоришь о нем гнусности, каких мы ему не говорим. Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец. Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя.
Мраморный плоский рельеф «Мадонна на лестнице» в Доме Буонарроти во Флоренции напоминает еще позднюю манеру школы Донателло, но мощные формы главной группы и детей играющих на передней лестнице, резко удаляются от этой школы. В руках его, прижаты к телу — скрижали с Десятью Заповедями. Это не был удобный момент для дружеской встречи.
Посещение Рима, соприкосновение с античной культурой, памятниками которой Микеланджело восхищался в коллекции Медичи во Флоренции, открытие знаменитейшего памятника античности — статуи Аполлона (позже получившего название Бельведерского, по месту, где статуя экспонировалась впервые), которое совпало с его приездом в Рим — все это помогло Микеланджело проникновеннее и глубже оценить античную пластику. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. За «Давидом» следовали: — теперь утраченный картон «Битва при Кашине» или «Нападение пизанских воинов на купающихся флорентийцев» (1503-1506), долго служивший для художников школой рисунка человеческого тела, — незаконченная статуя св. Еще Папа Климент VII незадолго до своей смерти, воспользовавшись одним из приездов Микеланджело в Рим, предлагал ему расписать алтарную стену Сикстинской капеллы изображением «Страшного суда».
Что касается самого автора этой колоссальной работы, то еще долгое времь после ее завершения он не мог смотреть прямо перед собой и когда ему приходилось читать письма и бумаги, он должен был держать их высоко над головой. — ответил Юлий II.
Он идет вглубь него от передней плоскости блока. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
«Если вы не видели этой статуи, — писал Стендаль, — вы не имеете понятия о возможностях скульптуры». Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. Основная тенденция архитектурных образов Микеланджело, отличающихся при своей героической мощи особой телесностью, «человечностью», принципиально противоположна тяге мастеров барокко к иррациональному, к растворению форм в безудержной пространственной динамике. Точно так же скульптурные произведения Микеланджело при всем драматизме замысла и динамике пластических форм своей ярко выраженной гуманистической идейной основой отличаются от экстатических образов барокко, патетика которых порождена не силой характера и волевым напряжением героя, а вызвана некими внешними силами, увлекающими их, в общем динамическом потоке. И помимо красоты лица имеющего поистине вид настоящего святого и грознейшего владыки, хочется, когда на него смотришь, скрыть покрывалом это лицо, столь сияющее и столь лучезарное для всякого, кто на него смотрит так прекрасно передал Микеланджело в мраморе всю божественность, вложенную Господом в его святейший лик не говоря уж о том, как прорезана и отделана одежда, ложащаяся красивейшими складками и до какой красоты и до какого совершенства доведены руки с мышцами и кисти рук с их костями и жилами и точно так же ноги, колени и стопы в особой обуви да и настолько закончено каждое его творение, что Моисея ныне еще больше, чем раньше, можно назвать другом Господа, пожелавшего руками Микеланджело задолго до того, чем у других, воссоздать его тело и подготовить его к воскресению из мертвых.
Исполненные мужественной силы, фигуры обнаженных, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство: взятые вместе, они представляют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в «Битве кентавров» и в «Битве при Кашине». Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) для этого надгробия. Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. По-новому решает Микеланджело тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе.
Вместо скромного по размерам приставленного к стене надгробия Микеланджело задумал гробницу Юлия II в виде величественного мавзолея, который со всех сторон должен был быть украшен мраморными статуями (общим числом около сорока) и бронзовыми рельефами. Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа).
Гуманисты славили земную красоту, возрождая идеалы античного мира. После Фидия ни один художник не умел так достигать возвышенного, как Микеланджело.
«Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти) изображенных на верхних ступенях лестницы. Анной». Микеланджело мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы.
Микеланджело предстал тонким колористом: он сумел усилить скульптурное восприятие натуры при помощи цвета и учел большую высоту потолка (18 м), который в XVI в. не мог быть освещен столь же ярко, как это возможно сейчас. В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью.
Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур. Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной. 16 августа 1501 года был заключен договор.
Он занимался там в течение одного года. Мы не знаем, какой общей идейной программой граничит содержание композиций, расположенных посредине свода до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. «После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. Его длинная борода струится между могучих пальцев. И все же морально-этическая сторона, демократизм проповедей его привлекали. В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи» излучает жизнерадостность. Проект Микеланджело не был осуществлен полностью им подготовлялись для капеллы еще некоторые скульптуры, в число которых, по-видимому, входили так называемый «Аполлон» (или «Давид») и «Скорчившийся мальчик» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
родной город передал ему исполнение батальной картины из флорентийской истории на стене зала городского совета, расположенной против начатой картины Леонардо. Составленный мастером проект еще больше превосходил своей смелостью и грандиозностью традиционные гробницы XV в., нежели его «Давид» превосходил кватрочентистские статуи. И хотя Микеланджело говорил, что «живопись не его дело», он создал монументальный ансамбль, ставший шедевром итальянской монументальной живописи. В исполненном несколько лет спустя после луврских «Пленников» «Моисее» Микеланджело возвращается к образу человека несокрушимой мощи.
Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. С 1520 по 1534 г. Микеланджело работает над одним из самых значительных и самых трагических скульптурных произведений — над гробницей Медичи (флорентийская церковь Сан Лоренцо), выражающей все переживания, выпавшие в этот период на долю и самого мастера и его родного города и всей страны в целом.
«Пьета» и «Распятия» – таковы наиболее характерные темы в поздней скульптуре и графике Микеланджело. Павел III тотчас после своего избрания стал настойчиво требовать от Микеланджело исполнения этого замысла и в 1534 г., прервав работу над гробницей, которую он завершил только в 1545 г., Микеланджело уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле — к росписи «Страшный суд» (1535—1541)—грандиозному творению, выразившему трагедию человеческого рода. Грозный, непреклонный, прекрасный в гневной беспощадности, он больше похож на языческого бога-громовержца. Гигантские размеры статуи (ее высота – около 5, 5 м), невиданные еще в ренессансной скульптуре, неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Возрождения, впервые с такой наглядностью выраженным в этом произведении, – образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Согласно податному цензу, семья столетиями принадлежала к высшим слоям города и Микеланджело весьма гордился этим.
В этом он предвосхищает последующие столетия» М. Алпатов. Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли «Скованный раб» -- сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков и «Умирающий раб» -- прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г. ).
Образ Давида был традиционен во Флоренции. В основном это скульптурные композиции и рисунки (в графике Микеланджело был таким же величайшим мастером, как Леонардо и Рафаэль) на тему «Оплакивание» и «Распятие».
«Слишком долго было бы разъяснять все многочисленные прекрасные и разнообразные выдумки там, где показана вся родословная праотцов, начиная с сыновей Ноя, для доказательства происхождения Иисуса Христа в этих фигурах не перечислить всего разнообразия таких вещей, как одежды, выражения лиц и бесчисленное множество необыкновенных и новых выдумок, прекраснейшим образом обдуманных и нет там ничего, что не было бы выполнено с вдохновением и все имеющиеся там фигуры изображены в прекраснейших и искуснейших сокращениях и все, что там восхищает, достойно величайших похвал и божественно» Вазари. Отходя от традиции. Работа Микеланджело над картоном была прервана в 1505г.
В этом отношении Микеланджело выходит за пределы Ренессанса, который в лице Леонардо и Рафаэля видел высшую задачу искусства в воплощении спокойной идеальной красоты. (как показал Фрей)— к некоему Бертольдо, тогдашнему смотрителю медичейского собрания древностей при Сан-Марко, ученику Донателло, в позднюю пору его жизни. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. Иеремия — глубоко задумавшийся скорбный старец. В 1488 году отец смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо18. Мы погибли.
Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир. В этом, пожалуй, основное величие переворота, свершившегося в сознании людей в эту пору.
Но как и в «Битве кентавров», Микеланджело дал здесь свое претворение темы. На смену вернувшемуся «средневековью Савонаролы» пришла светская республика.
Уже в ранних произведениях виден необычайно яркий талант Микеланджело-скульптора, умеющего чувствовать материал, ведь мрамор по-гречески означает «сияющий камень». Каждая из этих фигур индивидуальна и чрезвычайно значительна.
Она задумчива, полна благородства и тихого величия. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой. «И решив оказывать Микеланджело помощь и взять его под свое покровительство, он послал за отцом его Лодовико и сообщил ему об этом, заявив, что будет относиться к Микеланджело как к родному сыну, на что тот охотно согласился. Он сам сооружает пристройку к флорентийской церкви Сан Лоренцо —небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом и оформляет две стены сакристии (ее внутреннего помещения) скульптурными надгробиями. Ведь еще ничего не произошло.
Гробница должна была стоять свободно по центру 69 м, хотя для Италии того времени были характерны пристенные надгробия.
Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу. Этим художникам выпала особая судьба. Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни.
В 1513—1516 гг. И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков — античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления. А у козлов выпадают зубы. Некоторые критики находят тондо «Мадонна Дони» слижком резкой по цвету.
Самые ранние его скульптуры показывают когти льва. Однако образы эти с нарастающим в них чувством беспокойства, лиричности, трагизма все же отступают на второй план по сравнению с могучим жизнеутверждающим началом образов средней части свода, определяющих его доминанту.
На папский престол вступил кардинал делла Ровере под именем папы Юлия II. В отличие от Леонардо Микеланджело собирался изобразить на стене дворца Синьории не сцену боя, а купающихся солдат. От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности.
Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным. Черты новой художественной системы проявились в этой работе Микеланджело еще ярче. Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться.
Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь». Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
Мускулистый патриарх с тревожным взглядом сидит в неглубокой нише. Такое вмешательство в работу не могло не тормозить ее, не нервировать художника. Матфея для попечительства Санта Мариа дель Фьоре незаконченная эта статуя свидетельствует о абсолютном его мастерстве и поучает других скульпторов, как надлежит высекать статуи из мрамора, не уродуя их, чтобы всегда, снимая мрамор, можно было что-либо выгадать и чтобы можно было в случае надобности, как это бывает, то или другое убрать или изменить» Вазари.
Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари. Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной. К сожалению, папа Юлий оказался непостоянным. Уффици) (1503-1505). Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св.
Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, рука сжимает пращу. Он боготворил Данте и любил Петрарку. После длительных переговоров, в Болонье состоялось их примирение.
— На нас напали пизанцы. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. Работа поглощала все душевные и физические силы творца. «Он был бодр, — пишет Вазари, — и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессонницей и брался за резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча».
Обычно живописное тондо «Святое семейство» связывают по теме и по времени исполнения с рельефными тондо Микеланджело «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти». В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело).
8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. В 1496-1501 гг.
Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. Из души художника. Для оплаты транспортировки первой части мрамора Микеланждело пришлось занимать деньги.
Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства. Оба боковых пояса он расчленил своей кистью пилястрами на прямоугольные ниши, в которые поместил колоссальные фигуры, восседающие на тронах.
На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». Ее размер (2, 5 м в высоту), сама масштабность, значительность образа властно привлекают внимание зрителя. Молодое идеально прекрасное лицо мадонны скорбно, но очень сдержанно. Пожалуй, ни одна другая страна на протяжении отдельно взятой эпохи не дала миру такого числа выдающихся мастеров, как ренессансная Италия.
Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. Микеланджело изобразил Христа, распростертым на коленях Марии.
У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы. Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием.
XVI в. отношение к рисунку в искусстве Возрождения меняется. Во время военного похода воинственного Юлия никто не дерзал ему перечить. Отец понял, что сын не интересуется семейным финансовым бизнесом и согласился отдать его в возрасте 13 лет в подмастерья к модному флорентийскому живописцу. «Но если присмотреться к следующему за ней пророку Исайе, увидишь, что все черты его поистине взяты из самой природы, подлинной матери искусства и увидишь фигуру, которая, будучи вся отлично проработана, может одна научить всем приемам хорошего живописца: пророк, сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путтов, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». Папа Юлий остался чрезвычайно доволен росписями Микеланджело. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова).
Глыба имела девять футов высоты. В это же время начал он мраморную статую св. Высокие, светлые идеалы, которым мастер поклонялся всю жизнь, ушли в прошлое.
Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. В «Сотворении Солнца и Луны» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. В. Лазарев. В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос.
При дворе Медичи Микеланджело становится своим человеком и попадает в круг просвещенных поэтов и гуманистов. Микеланджело не был склонен к спокойному идеализму скульптуры Парфенона, но предпочитал мощный героизм эллинистического и римского искусства, выразившийся в крупной исполненной пафоса скульптурной группе Лаокоон, найденной в Риме в 1506. Принцип гуманизма одухотворяет всю культуру и искусство Возрождения. Над карнизом гробница поднималась ступенями, сужаясь до бронзового фриза, покрытого историями и окруженного и другими фигурами, путтами и украшениями.
В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. В центральная фигура композиции – Мария, сидящая на камне – выполнена наиболее выпуклой. Что касается Микеланджело, то он, хоть и гнушался портрета, вылепил статую Юлия II из глины для отливки из бронзы (в три натуры).
Здесь же Микеланджело исполнил три небольшие статуи для гробницы Св. Пусть никогда и в голову не приходит любому скульптору, будь он художником редкостным, мысль о том, что и он смог бы что-нибудь добавить к такому рисунку и к такой грации и трудами своими мог когда-нибудь достичь такой тонкости и чистоты и подрезать мрамор с таким искусством, какое в этой вещи проявил Микеланджело ибо в ней обнаруживается вся сила и все возможности, заложенные в искусстве. Там он познакомился с техникой фрески. 1504–1506, Флоренция, Уффици). Взгляд бога обращен на чашу с вином.
В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы. Даже копии этой статуи не дошли до нас. Все вместе придало группе внутреннее напряжение, необычное для искусства Возрождения.
Павла и св. «Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода — «Мадонной в кресле». Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. 31 октября 1512 г. Сикстинская капелла была открыта для обозрения.
Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. В своих проповедях, собиравших массу слушателей, Савонаролла яростно обличал пороки клира и тирании, призывая огонь небесный на папу и его приспешников. — Скульптор не копиист. Ордерная системаВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ШКОЛАВопрос 1. Это тондо — одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений. Точное название скульптурной группы — «Битва кентавров с лапифами».
призывом его в Рим, но и в неоконченном виде он стал школой для всего света. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал. Мать прикрывает головку ребёнка.
В небольшом рельефе «Мадонна у лестницы» от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа. И от дочери Сиона ушло благолепие ее». Так, обходя статую «Скованного пленника» справа налево, зритель сначала ощущает бессилие тела, сохраняющего вертикальное положение только потому, что оно приковано движение закинутой назад головы выражает мучительное страдание. По настоянию инквизиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске «Страшный суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры. Культура и быт народов России в ХVIII веке (просвещение и наука, архитектура, скульптура, живопись, театр). Вопрос 72.
Он не собирался изображать смятение битвы. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. По сравнению с этими статуями моделировка «Давида» может показаться недостаточно энергичной, даже чуть суховатой. Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу. Он отдал им дань в своем «Вакхе» – произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью.
Микеланджело избрал нечаянное нападение на купающихся солдат в сражении при Касчине. Можно сказать, что именно с этих работ начинается формирование батального жанра.
Правой рукой он опирается на колено. В нем и отчаяние и вопрос.
Сравнение «Моисея» с наиболее близким ему по духу «Давидом» дает возможность уловить особенности искусства Микеланджело на новом этапе его творческой эволюции. А этот образ нелегко освободить. Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника.
Все они базировались на рисунке. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение.
Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо. Джулиано и Лоренцо Медичи представлены в глубоком раздумье помещенные на их саркофагах статуи – «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», символы быстротекущего времени – представляют собой своего рода образную конкретизацию их размышлений. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35.
Микеланджело часто повторял: «Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека». Его статуи лишены портретных черт и изображают текучесть времени. Сосредоточивая внимание на передаче эмоционального состояния изображенных людей, он усиливает драматическую ноту. Та живая пластическая стихия, которая как предвестие прорвалась в юношеской «Битве кентавров», выразилась здесь во всей своей мощи в качестве характерной особенности художественного метода зрелого Микеланджело.
В эти годы он сближается с Лоренцо Медичи, смерть которого оставила в нем глубокий след. Давид изображен перед битвой с Голиафом. Он не любил пускать свои стихи в свет. Семейство» известная под названием «Мадонна Дони» (в галл. И вот ввиду огромности работы Микеланджело был вынужден решиться на то, чтобы обратиться за чужой помощью и, вызвав из Флоренции людей, он решил доказать этим произведением, что писавшие до него должны будут волей-неволей оказаться у него в плену и показать, кроме того, современным ему художникам, как следует рисовать и писать красками. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО В РФ. Адам идеально прекрасен в сцене «Сотворение Адама», он еще лишен воли, но прикосновение руки творца, как электрическая искра, пронзает его и зажигает жизнь в этом прекрасном теле. Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа.
Начиная с 20-х гг. В это время Микеланджело получил ответственный заказ от флорентийской синьории (республиканского самоуправления) и возможность создать идеальный образ Давида — юного победителя Голиафа (1501-1504, Флоренция, художественная академия). Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. – Оттуда же, откуда берется все искусство.
В первое же мгновение перед этой картиной испытываешь беспредельное восхищение. По утверждению Кондиви, Микеланджело испытывал к проповеднику самое глубокое уважение. — Скорее меч.
Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). Состояние города было тревожно. Однако то. На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » — «Слишком хорошо его знаю, — ответил привратник, — но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы». Его рельеф «Битва кентавров» по внутренней гармонии уже произведение Высокого Возрождения.
«Ныне же пусть поражается всякий, сумевший разглядеть в нем мастерство в фигурах, совершенство ракурсов, поразительнейшую округлость контуров, обладающих грацией и стройностью и проведенных с той прекрасной соразмерностью, какую мы видим в прекрасных обнаженных телах, которые, дабы показать крайние возможности и совершенство искусства, он писал в разных возрастах, различными по выражению и по формам как лиц, так и очертаний тел и членам которых он придавал и особую стройность и особую полноту, как это заметно в их разнообразных красивейших позах, причем одни сидят, другие повернулись, третьи же поддерживают гирлянды из дубовых листьев и желудей, входящих в герб и в эмблему папы Юлия и напоминающих о том, что время его правления было золотым веком ибо тогда еще не ввергнута была Италия в несчастия и беды, терзавшие ее позднее» Вазари. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения.
Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации. Единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается редким многообразием конечных художественных результатов, которым свойственно необыкновенно органичная изначальная внутренняя взаимосвязь, которая в микеланджеловских художественных ансамблях в Сикстинской капелле, в Капелле Медичи спаивает элементы архитектуры и живописи (либо архитектуры и скульптуры) в такую форму синтетической целостности, которая не была достигнута ни одним другим ренессансным мастером. В соответствии с принципами монументальной живописи Возрождения, роспись не только не разрушает архитектуру свода и стен, а, напротив, обогащает ее, выявляя ее тектоническую структуру, усиливая ее пластическую ощутимость. Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу. Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии.
в Риме. Единственному сопернику да Винчи — Микеланджело не было в это время и 26 лет. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. — «Бедненький, — сказал ему тогда Микеланджело, — я помогу твоей нужде» и сразу подарил ему две тысячи скуди, что впору цезарям или великим попам». Статуя опьяневшего Вакха в человеческий рост предназначена для кругового обзора. То было время дальнейшего усиления реакции искоренения остатков ренессансного свободомыслия.
Однако особая ее сосредоточенность, сильно звучащая героическая нота, контраст мощных рук и ног с изяществом и свободой трактовки живописно-певучих складок ее длинного одеяния, удивительный в недетской силе младенец на ее руках — все это идет от самого Микеланджело. Однажды на вопрос Микеланджело: «Что будешь делать, если я умру. » — Урбино ответил: «Пойду служить еще кому-нибудь». Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
Зритель, взглянув на задумчивое и напряженное лицо Богоматери, не может не почувствовать, какие решающие минуты она переживает, держа у своей груди Иисуса и, словно бы взвешивая на ладони всю тяжесть креста, на котором ее сыну суждено было быть распятым. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Микеланджело родился в 1475 г. в городе Капрезе (в окрестностях Флоренции), где его отец Лодовико Буонарроти занимал должность градоправителя. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений».
Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». И если «Битва кентавров» по характеру исполнения ближе рельефам древнеримских саркофагов, то в постановке фигуры «Вакха» использован принцип, найденный древнегреческими ваятелями, в частности Лисиппом, которого интересовала проблема передачи неустойчивого движения. Микеланджело работал над заказом правительства — картоном к фреске «Битва при Кашине».
ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, СУБЪЕКТЫ. Вопрос 73. В центре высится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд. После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение.
Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Ему предстояло изменить убранство помещения и одновременно само это помещение. Ряд подобных композиций выполнен Микеланджело в 30–40-х гг.
Обе фигуры слиты в единое целое. – Да, ты лишил его бороды. В 1504 г. Микеланджело закончил знаменитую статую, названную флорентийцами «Гигантом» и поставленную ими перед палаццо Веккиа, городской ратушей. В Венеции он живет до 1494 года, а потом в снова переезжает в Болонью.
Одновременно с работой над статуей Давида Микеланджело получил возможность доказать свой талант живописца — еще до установки «Давида» гонфалоньер республики Пьеро Содерини поручил Микеланджело и Леонардо да Винчи две огромные фрески зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине.
Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. Потребовалось 70 повозок для его погрузки.
Как воплощение скорби человечества воспринимается его фигура. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». Микеланджело жил в Болонье и выполнил здесь ангела с канделябром на саркофаге св. В 1496 г. молодой художник уезжает в Рим, где создает свои первые принесшие ему славу произведения: «Вакх» и «Пьета». Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Также он выполнил роспись Палаццо Веккьо (1504 – 1506 годы), в которой выразил стремление и готовность граждан Флоренции защищать республику.
Одиночество, как у Леонардо, который ведь тоже горел одним желанием. Печальная женщина избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. Маковский показал, что моделью для ангела была сохранившаяся в Лувре античная богиня победы.
В 1516 году памятник был еще более упрощен. Усыпальница Юлия II так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. Образ Давида вдохновлял многих художников Кватроченто. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда.
Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга. Его правление вызывает нарастающее недовольство широких ремесленных кругов. Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело. Выход за пределы флорентийской художественной среды и более тесный контакт с античной традицией содействовали расширению кругозора молодого мастера, укрупнению масштаба его художественного мышления.
Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков. Контрасты в масштабах и расстановка в пространстве отдельных сцен и фигур глубоко продуманны в согласии с единым архитектурно-живописным планом и в результате «пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно» (Суриков). По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень.
Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. – Я этого не видал. – Твой Фавн слишком стар. Фигуры образуют в композиции пирамиду, сообщающую группе устойчивость и законченность.
Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. Драматизм общего замысла во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы – мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, – не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода. Увидев Фавна, юноша был потрясен и принялся рисовать его.
Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе. Помимо новых качеств образно-композиционного мышления луврские «Пленники» дают пример нового чувства пластической формы, необычайно живой, ощутимой и в то же время одушевленной передачи человеческого тела. Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата». В соответствии с этим преобладающая сторона в содержании «Давида» – пафос героического действия. Измученный и больной Микеланджело вернулся четвертый раз во Флоренцию. Это была жизнь, посвященная одной великой цели.
Он сохраняет в отдельных местах фактуру камня, получая дополнительный эффект от различной обработки поверхности мрамора. В 1508 г. Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Правая часть фигуры напряжена, в то время как левая слегка расслаблена, как у атлета, готового к действию. То, что в центре внимания у него всегда находится человек-борец, сама действенность его героев объясняют активность его отклика на события своего времени. В 1542 году, наконец, были устранены рабы и статуи победы. Ново для Микеланджело и отношение к колориту, который приобрел у него здесь несравненно большую, нежели прежде, образную активность.
Размеры самих сцен неодинаковы, меняются и масштабы фигур в зависимости от пояса. В 1863 году Чезаре Гуасти (итал. Chesare Guasti издал первое точное издание стихов художника, которое, однако, не было хронологическим35. « Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. Контуры становятся легче, расплывчатей, перо вытесняется сангиной итальянским карандашом.
Все их он предполагал выполнить собственноручно. Расчистка и реставрация росписи начались в 1980. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
В архитектуре, которой мастер уделял в этот период свое основное внимание, он создал произведения, которые в новых условиях продолжают и развивают героическую ренессансную тему. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени.
Вдруг на берег выбежали часовые. Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства.
Кое-что из подобного рода наставлений Микеланджело постигал разумом, но гораздо больше заставлял оценить советы учителя тяжкий опыт. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. Победа линии над неподвижной массой обозначает в данном случае победу духа над телом и уже здесь начинается тот стиль Микеланджело в передаче движения, который увлек за собой весь мир. Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь».
Увидев снизу написанное, Микеланджело обратил внимание на недостаточность масштаба и перегруженность деталями первых композиций — «Потопа» и «Истории Ноя». Уже после установки в соборе Св. Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен.
— Он и должен быть старым. Выполненная на рубеже XV и XVI столетий, «Пьета» открывает в творчестве Микеланджело период, отмеченный непоколебимой верой в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, цельностью героических образов, классической ясностью монументального художественного языка. Образы луврских «Пленников» – ярчайшее свидетельство того, что Микеланджело, быть может, первым из художников Возрождения осознал трагедию ренессансной Италии. В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. Занятый в то время статуями для капеллы Медичи во Флоренции, скульптор ответил отказом.
– Ах, это Фавн из моего кабинета. Последние годы жизни Микеланджело — это годы утраты надежд, потери близких и друзей, время его полного духовного одиночества. Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Поза его неустойчива. Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах, мускулистый. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Обе статуи – «Куридон» и «Св.
В 1505 г. по приглашению папы Юлия II Микеланджело едет в Рим. Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и ее защитника. Чувство беспокойства, тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано. Но мы знаем со слов Кондиви, что правой рукой папа благословлял, а о левой Микеланджело спрашивал егo, не угодно ли ему держать в ней книгу. Но эпоха Возрождения этим не ограничивается.
«Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», — писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело. В клубке тел, сплетенных в смертельной схватке, мы находим первое у Микеланджело, но уже удивительно широкое воплощение главной темы его творчества темы борьбы, понятой в качестве одного из извечных проявлений бытия. Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св.
Из этой копии в увеличенном масштабе Микеланджело сделал картину, расписав ее красками. Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело. Флоренция стала ареной громкого турнира имевшего огромное значение в сфере искусства. Сами флорентийцы, по свидетельству Вазари, сознавали гражданственный смысл «Давида», установленного перед Палаццо Веккьо – зданием городского самоуправления – в качестве призыва к мужественной защите города и справедливому управлению им. — «Теперь мне нравится больше, — сказал гонфалоньер, — вы его оживили». Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу.
Папа Климент VII в союзе с Карлом V организовал поход на Флоренцию, которая героически сопротивлялась. И в заключение прибавил, что, если он не сделает это быстро, он прикажет столкнуть его с лесов вниз. С надеждой устремился скульптор туда. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Микеланджело понял, что Браманте либо небольшой мастер своего дела, либо небольшой его друг и отправился к папе, заявив ему, что такие подмостья не годятся и Браманте построить их не сумел, на что папа в присутствии Браманте сказал ему, чтобы он делал их по-своему.
В «Давиде» впервые у Микеланджело появляется новая черта внутренней характеристики – невиданная дотоле концентрация волевого напряжения, сообщающая образу героя грозную, устрашающую силу, которую современники обозначали словом terribilit. Завершенная до мельчайших деталей в отделке мрамора и его полировке, статуя «Моисей» заключает в себе мощный эмоциональный заряд и громадное внутреннее наполнение. Ему приходилось заботиться о престарелом отце и непутевых братьях.
Трудно все же вместе с Боде и Карлом Юсти признать первого в «Джиованнино» Берлинского музея, а второго вместе с Конрадом Ланге и Фабрици в одной вещи Туринского собрания. Замысел скульптора был грандиозным: он хотел создать колоссальный памятник-мавзолей, украшенный сорока фигурами более чем в натуральную величину. Они либо ритмически повторяют движения главных фигур, либо, уравновешивая композиционное построение, ведут своего рода безмолвный диалог. Три ночи работал Микеланджело. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. Юлий II по совету Браманте, соперника Микеланджело, решил заново построить собор Св. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне.
Микеланджело знаменует не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее завершение. — Нет.
Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения. Словом, тут крылась возможность создать нечто захватывающее. Вторая скульптура — «Пьета» — открывает целый ряд работ мастера на этот сюжет и выдвигает его в число первых скульпторов Италии.
С этого именно времени он желал, чтобы на него смотрели исключительно как на скульптора. В 1504г. Одну стену украшает фигура Лоренцо, противоположную — Джулиано, а внизу у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическмие скульптурными изображениями —символами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» —в надгробии Лоренцо, «Ночи и «Дня» — в надгробии Джулиано.
С «Мадоны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи. Спустя несколько дней вода спала, мрамор, покрытый песком и илом, перевезли на площадь Св. «Мадонна Дони» Микеланджело и «Св. Образ Моисея — один из самых сильных в творчестве зрелого мастера.
Приглашает он и Микеланджело. созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик». Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. Ученик должен создавать нечто новое исходя из старого.
Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. Во время обсуждения комиссией вопроса о статуе, здесь в первые встретились Микеланджело с Леонардо да Винчи. Пророки и сивиллы – это титанические образы людей огромной силы страстей и яркости характеров. Особое внимание заслуживает статуя «Моисей», выражающая титаническую силу, могучую волю и темперамент. Значение этих композиций он подчеркнул написанным, дающим иллюзию сильно выступающего, карнизом, под которым в нишеобразных тронах, между распалубками, разместил чередующиеся гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл (пророчиц), восседающих на тронах.
Сопутствуемый славой, Микеланджело в 1501 г. возвращается во Флоренцию. — Лоренцо рассмеялся. При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи абсолютно очевидна – она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах имеющих чисто декоративное назначение, – это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). — желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. В том, что он нередко проявлял щедрость, по-видимому, не приходится сомневаться. На второй, более высокой платформе, два ангела, один улыбающийся (счастливый присоединить душу папы к числу избранных), другой плачущий (удрученный потерей, понесенной миром), несут гроб с изображением сидящего на нем папы.
В 1494-1495 гг. Первоначальный проект (1505) предполагал свободно построенное сооружение, символически разбитое на этажи, расшифрованные Панофским: на нижнем этаже проходит последовательность фигур победы (символизирующая человеческую душу в состоянии свободы) и скованных рабов (представляющих душу – «узницу материи»). м, а число фигур достигает нескольких сотен.
Однако снятие лесов имело и свои положительные результаты. Здесь ему поручается выполнение гробницы папы. Петра. Последние 30 лет жизни он провел в Риме.
Все это дало возможность показать такое мастерство в изображении нагого тела, в самых разных положениях, что народ стекался к его картону, лучшие художники изучали его и копировали. — воскликнул Лоренцо. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Часто спал одетый, «так как измучившись от работы, не хотел снимать, а потом опять надевать платье».
Созданный им в конце 1530-х гг. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке.
А личная жизнь. Папа Юлий во что бы то ни стало стремился вернуть скульптора. Однако этому дерзновенному замыслу не суждено было сбыться. Поникшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных человеческих страданий. Вот, собственно, все, что просочилось наружу.
Образ человека здесь наделен безграничной силой демиурга, создающего миры. Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды». В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца. «Мрачные годы.
Павла. Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. Младенец изображён без нимба. И Микеланджело сделал для него картон изображавший св. «Он был гражданином Флоренции — Флоренции мрачных дворцов и стройных, как копья башен, за которыми идет волнистая и четкая гряда холмов, тончайшим узором врезанная в густую лазурь небес, с черными веретенами низкорослых кипарисов и струисто-серебряной перенязью трепещущих от ветра маслиновых рощ Флоренции изощренного изящества, где бледный, саркастичный Лоренцо Медичи и большеротый лукавый Макиавелли любовались воочию Весной и бескровными златовласыми Венерами Ботичелли горяченой, спесивой, беспокойной Флоренции, легко становящейся добычей любого фанатизма, то и дело сотрясаемой религиозной и социальной лихорадкой, гле каждый был свободен и каждый был тиран, где так хорошо было жить и где жизнь была адом уроженцем города, сыны которого умны, нетерпимы, умеют и восторгаться и ненавидеть, остры на язык. » Ромен Роллан.
И лишь понемногу он опять привык читать, глядя перед собой вниз». СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Глава 20. Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело – созданные в начале 90-х гг. что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства. Микеланджело добыл мрамор, количество которого изумило весь Рим. Во Флоренции Буонаротти выполнил грандиозную работу – статую «Давид» (1501-1504 года).
Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» — так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет. Гордый своим достоинством художника, Микеланджело самовольно покинул Рим и выехал во Флоренцию. Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио.
Вся эта история послужила в укор кардиналу св. Но гробницу в том виде, в каком её задумал Микеланджело, создать так и не удалось. «Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ исполненный величия и монументальности. Однако обстоятельства не благоприятствовали его осуществлению и после завершения трех статуй для гробницы двух «Рабов» и «Моисея» труд мастера был прерван.
В «Сотворении Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца.
Рафаэль написал портрет этого воинственного папы. — кричали они. Сюжетные мотивы, положенные в основу этих образов, остаются для нас неясными установившиеся за статуями названия – «Пробуждающийся раб», «Атлант» – носят чисто условный характер.
Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая).
Когда работа была доведена до половины, папа, который и раньше не раз лазил с помощью Микеланджело по стремянкам, чтобы взглянуть на нее, потребовал, чтобы ее раскрыли, так как от природы был он торопливым и нетерпеливым и никак не мог дождаться, когда она будет завершена, то есть, как говорится, последнего удара кисти. Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. Петра. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа.
Рассказывают, что незадолго до его рождения, мать упала с лошади. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Возможно, они имели какое-то аллегорическое значение (искусство в плену после смерти Папы. Микеланджело приписывал такое решение «завистливым козням» Браманте и Рафаэля и свои отношения с папой считал расторгнутыми навсегда.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564) является самой могучей художественной личностью, которую когда-либо носила земля. Флорентийский период Микеланджело был наполнен лихорадочной активностью. Дух этого времени ярко отразился в одном факте: Павел IV Караффа, основатель инквизиции, счел микеланджеловский «Страшный суд» произведением слишком смелым и – из-за наличия в нем множества обнаженных фигур – недостаточно пристойным, приказав внести во фреску соответствующие исправления. Апостола Матфея, вырубленная для Флорентийского собора (1503-1506), — мраморная статуя Мадонны с Младенцем «Мадонна Брюгге» (1504), — два рельефных тондо изображающие также Богородицу — «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти» (1504-1506, Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа, — картина «Св.
Гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы в различные школы и академии, так велико было совершенство в отделке мельчайших деталей. Он зарабатывал в 50 раз больше обычного рабочего. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. колено левой ноги Матфея с силой пропарывает камень, будто освобождая от тяжкой рясы весь торс, руки святого прижаты к бокам, голова судорожно, мучительно повернута в сторону — Матфей ищет пути к спасению.
Первое пребывание Буанаротти в Риме продолжалось пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения: — статую «Вакх» (1496-1497, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, — группу «Оплакивание Христа» или «Пьета» (1498-1501, собор св. Крупнейшим живописным произведением этого периода был «Страшный суд» (1535–1541) – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы.
Солдаты повыскакивали из реки, те, кто сидел на берегу, поспешно надевали одежду и доспехи, хватали в руки оружие как раз вовремя, чтобы отразить три атаки пизанцев и разбить неприятеля наголову. Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида исполненная Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». На следующий день Тибр вышел из берегов, белоснежные мраморные блоки были затоплены водой.
Счастливый Микеланджело — в мастерской своего учителя. Когда ему рассказали, что случилось, он, сжалившись над Микеланджело, освободил его и тот прожил у него более года. Общий замысел сикстинского плафона для нас в некоторых отношениях остается неясным.
Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56.
В 1534 г. он покинул родной город и переехал в Рим, где по заказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд» (1536-- 1541 гг. ) На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Он изобразил Марию молодой, но при этом она бесконечно далека от условной красоты и эмоциональной неподвижности готических мадонн этого типа.
«Скованный раб», «Умирающий раб» передают разные состояния человека, разные стадии борьбы: мощный порыв в желании освободиться от пут, бессилие («Скованный раб»), последний вздох, замирающую жизнь в прекрасном, но уже коченеющем теле («Умирающий раб»). Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее впечатление. Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа. Микеланджело хотелось пройти кое-где посуху, как это делали старые мастера, в написанных внизу историях, тронуть там и сям фоны, одежду и лица лазурным ультрамарином, а орнамент золотом, чтобы общий вид стал еще лучше и богаче согласился на это и папа, узнав, что этого не хватает, так как слышал, как хвалили такие доделки те, кто их видел однако, так как восстанавливать леса показалось Микеланджело делом слишком сложным, все осталось как было. Моисея. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один» Стоун Ирвинг. Увы, его вновь ждало разочарование.
«Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. Микеланджело поспешил в город, который почитал как свою родину. Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие.
Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами.
Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной. Но судьба все же снова приводила его к живописи.
Наконец, на самом верху были еще две статуи: Неба, несущего, улыбаясь, на своих плечах гроб и Кибелы, богини земли, как бы горюющей о том, что после кончины такого мужа мир лишился всех добродетелей. Сохранился только один вполне достоверный образец станковой живописи Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» (ок. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты. Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. В античном мире человек — лишь игрушка рока.
Его терзал страх провала, он никогда не был удовлетворен своей работой. Его голова повернута влево, как и у Давида. Кое-кто из воинов был еще в воде, другие взбирались на крутой берег, третьи накидывали на себя одежду и брались за оружие» Стоун Ирвинг.
Один из самых патетических образов капеллы — пророк Иезекииль. В этом, несомненно, сказался передовой характер скульптуры Микеланджело. В «Вакхе» неустойчивость воспринимается по-иному, чем в пластике античного ваятеля. Там ведь показано, как жесточайший яд губит бесчисленное множество людей, умирающих от судорог и от страха, не говоря о том, что иные, кому змеи оплетают ноги и обвивают руки, застывают в том положении, в каком были и двинуться больше не могут, не говоря и о том, как прекрасно выражение лиц тех, кто с криком в безнадежности падает на землю.
Фон для статуй образует многочастная архитектурная композиция из филенок и ниш в несколько ярусов вокруг главной арочной ниши алтаря (архитектор Андреа Бреньо). Эта статуя была гораздо сдержанней, спокойней, в ней ощущалась одухотворенная задумчивость продольные складки мантии святого выразительно оттенял тяжелый шарф, наброшенный поперек груди и плеч» (Стоун Ирвинг «Муки радости»). Главная тема этих статуй та же, что и в луврских «Пленниках», но здесь она получила иное преломление. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына.
В ней воплотились идеи героического порыва и гражданской доблести. – Но почему ты оставил у него в целости зубы – все до единого. Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым.
Более высокий мраморный рельеф «Битва кентавров» того же собрания, с изображением яростной битвы сильных и стройных людей и кентавров, тела и движения которых воспроизведены с совершенным пониманием дела, обнаруживает непосредственное влияние рельефов античных саркофагов. Микеланджело Буонарроти (1475—1564) родился в Капрезе, в семье подеста (градоправителя, судьи). Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти.
Его поэтические произведения, которым здесь не место, позволяют глубоко проникнуть в борьбу его страстной, требующей любви, одинокой души с самим собой, со своим Богом и с идеалами своего искусства. — Мне показалось, что без бороды будет лучше. – А ученик.
.