Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Прежде всего в «Мученичестве» изображениеархитектурной перспективы и напряжение человеческих фигур производятвпечатление преувеличенного экспрессионизма. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, любопытствующую толпу.
Лаврентия» и «Положение во гроб». он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный «Юноша с перчаткой», гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Все это время сестра Тициана Орса помогала ему по ведению хозяйства и в воспитании детей.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Картина является шедевромигры на хрупком равновесии различных оттенков серого цвета и изысканныхсветовых линий. Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских праздников у Карпаччо и Джентиле Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе. «Поклонение святой Троице» или «Глория», прославляющая Габсбургов, объединила в себе, на фоне светоноснейших эмпиреев, двор земной и дворнебесный.
Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Произведениям Тициана свойственно исключительное богатство звучной, эмоционально насыщенной цветовой гаммы, объединённой тёплым золотистым тоном. Кроме того, появляется возможность для новых важнейшихзаказов: необыкновенные портреты Карла V верхом и КарлаV в кресле, когда гордость и официальность первогообраза, положившего началу счастливому жанру официальной портретистики, сталкивается в вечном противоречии с меланхоличным, камерным образом второго. Была создана «Венера и органист», где художник вновь затрагивает темы музыки илюбви. Но это далеко не жанровая картина. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В 1540-е гг.
Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг. В 1559 появляется драматическое «Положение во гроб» и «Поклонениеволхвов» (Эскориал). к творчеству мастера. После тщательного изучения творчества Макеланджело и Рафаэля, Тициану удается выработать свой собственный стиль («Динарий Кесаря», «Флора»).
Наивная повествовательность уступила место стремлению к созданию обобщённой картины мира, в которой человек существует в естественной гармонии с поэтически-одухотворённой жизнью природы. Каким был Тициан. К концу он поистине писал более пальцами, нежели кистью».
В героях, погруженных в свой внутренний мир, он ищет гармонию чувств и поступков. 1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Действующие лица, написанной в 1565 годукартины «Венера, привязывающая Амура» (галерея Боргезе), смотрят грустно ивозвышенно, появившаяся в том же году «Кающаяся Магдалина» (Санкт-Петербург)сменила тонкий налет эротики, наполняющий написанное тридцатью годами ранее длясемейства Делла Ровере полотно, на усиленный пафос.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Город был центром передовой культуры, науки, торговли, кораблестроения и мореходства. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
В произведениях мастеров раннего венецианского Возрождения (середина и конец XV в. братья Виварини, Якопо и особенно Джентиле Беллини, Витторе Карпаччо и др. ) нарастает светское начало, усиливается стремление к реалистической передаче пространства и объёма традиционные религиозные сюжеты трактуются как подробные рассказы о красочной повседневной жизни Венеции. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции. 1520-40-е гг. Величав и спокоен проницательный взгляд человека, умудренного жизненным опытом. Согласно биографам именно слово матери оказалось тогда решающим. После рождения третьего ребенка у нее снова началось кровотечение. Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов -- первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения, знаменовавшая переворот в искусстве Венеции.
Он чуть ссутулился под тяжестью одежды. «Почему Венеция стала культурным центром итальянского Возрождения. » «Джорджоне и мастера Возрождения: традиции и новаторство» «Поэтические пейзажи настроения в творчестве Джорджоне» «В чем выразилось мастерство Тициана в создании портрета (картин на мифологические или библейские темы). » «Мир героев Тициана и Шекспира» «Почему Паоло Веронезе называли певцом праздничной Венеции. » «Мифологические и библейские сюжеты в творчестве Веронезе и Тинторетто» «Вечное и общечеловеческое в произведениях Тинторетто» «Что общего и в чем различие между итальянским и Северным Возрождением. ». Но однажды после мессы на побеленной стене дома он нарисовал Мадонну используя растительные краски, которых было предостаточно в домашней красильне.
В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконесоздается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика. Согласно Евангелию, Левий Матфей, один из учеников Христа, некогда был мытарем (сборщиком податей) и не раз злоупотреблял своей властью. Вскоре Тициан становится известным не только в Италии, но и за ее пределами. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе).
Вершины трагической экспрессии художник достиг в картине «Тайная вечеря», одной из лучших трактовок известного библейского сюжета. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствовать и, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия» 1523-26, «Праздник Венеры» 1519, «Вакх и Ариадна»). Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Это аллегория Венеции изображенной в виде Справедливости (или библейскойЮдифи), которая как будто предостерегает стоящего перед ней имперского солдата– а одновременно и купцов, входящих в помещение гильдии. С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырех цветов вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры.
Зимой, особенно в непогоду, когда подолгу стояла высокая вода и жизнь в городе полностью замирала, братья отправлялись на побывку домой, чтобы поменять износившуюся одежду и обувь и отъесться на вольных хлебах. На первом планеизображено коленопреклоненное семейство заказчика. В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконе создается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика.
В картинах на религиозные и мифологические темы он органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. Тициан мчался к ней изо всех сил, но елва успел. Чечилия изменилась до неузнаваемости. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. «Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь).
Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Богатые заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое — определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно.
Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Все домочадцы без труда узнали в запечатленном образе черты Лючии.
На первом плане изображено коленопреклоненное семейство заказчика. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто», «Охота Дианы». На волне успеха «Ассунты», Тициан получает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформление алтарных ниш. Тициан Вечеллио да Кадоре (ок.
спустя пять лет она умерла, после чего он прожил до конца жизни в одиночестве.
Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. Слава к Тициану приходит рано. Этот мастер довел до совершенстватехнику оттенка, сделав ее, таким образом, одним из грандиозных достиженийвенецианской живописи начала XVI века, технику тонирования, воздушное слияниепейзажа и человеческих изображений, достигнутое только с помощью наложениякрасок тонкими тоновыми мазками, без предварительного рисунка. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции.
Несмотря на все старания спасти женщину неудалось, 5 августа 1530 она умерла. Пальцы правой руки сжимают хрупкую кисть. – время расцвета портретного искусства Тициана. Венецианскую живопись XIV в. отличают декоративная орнаментальность, праздничная звучность красок, переплетение готических и византийских традиций (Лоренцо и Паоло Венециано). Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
«Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Тициана охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев он создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» -- в больших полотнах изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины – «Обращение Альфонсо дАвалос к солдатам», «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе», «Семья Вендрамин», «Карл V», «Карл V под Мюльбергом». Альфонсо д, Эсте, герцог Феррады, приглашает его завершить украшение «алебастровой комнаты», своего частного кабинета, оставленное незаконченным Джованни Беллини и, ксожалению, разрушенного уже к концу XVI века.
Венеция этих лет — один из центров передовой культуры и науки. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет 16 века. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
Важным эпизодом в развитии тициановской карьерыявилась встреча художника с императором Карлом V, произошедшаяв Болонье в 1530 году во время коронации, которую проводил папа Клемент VII. Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные«профессиональные» отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыномКарла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет. Тициану покровительствовали влиятельные лица Италии и других европейских стран. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана».
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр). Но на этомпоследнем пиршестве за столом был он один. Крупнейший представитель венецианской школы. Действие происходит как бы в обстановке скромной итальянской таверны.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. 1477-1576) был однимиз величайших художников итальянского Возрождения. Тициана еще при жизни называли королем живописцев и живописцем королей, а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Соединение этих влияний легко распознается в егопервых произведениях, особенно в маленьком полотне, где «Папа Александр VIпредставляет Якопо Пезаро святому Петру». Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей.
Из этого необычного света неожиданно возникают призрачные фигуры парящих ангелов. На заднем плане бесчинствующая вооруженная толпа – те, кому был отдан приказ совершить эту чудовищную казнь. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника. Выдающимся живописцем эпохи Позднего Возрождения был Якопо Тинторетто (1518 – 1594) – мастер больших алтарных картин и пышных декоративных росписей. Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые «Ариосто» и «Скьявона»).
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Опираясь на литературный первоисточник – «Метаморфозы» Овидия, – Тициан создавал собственные композиции, в которых стремился отразить нравственный смысл мифологических сюжетов и образов. В этой картине он повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте).
Микеланджело, посетивший Тициана, восхищается его «цветами и манерой», однако сетует, что вВенеции в последнее время не думают о рисунке. Перед нами предстаёт мир титанов, полный бурного движения.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. «Христос и разбойник» из венецианскойСкуола ди Сан Рокко, датирующийся 1506 – 1507 годами, наоборот, представляетсобой переработку северных образцов, в особенности Альбрехта Дюрера.
Даже в сюжете о «Чуде святого Антония» изображенном на фресках, исполненных драматической силы и дерзких композиций в 1511 году в Скуола дельСанто в Падуе, сквозь господствующую тему прощения можно ощутить глубокуюлюбовь заказчика к Венеции и увидеть метафору с примирением Падуи, которая вовремя кризиса 1509 года предательски перешла на сторону империи. Картины «Брак в Кане», «Пир у Симона фарисея» и «Пир в доме Левия», посвященные библейской тематике и заказанные монахами имели исключительно светский характер. Собеседование», «Три возраста» еще проступают мотивы, унаследованные у Джорджоне: лирическая мягкость интонаций идиллический образ природы, то уже в аллегорической композиции «Любовь земная и небесная» эти интонации уступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучию красок. «Даная», работу над которойхудожник начал уже в Венеции и которая предназначалась в подарок кардиналуАлессандро Фарнезе, несет на себе отпечаток его чувственного натурализма исочной колористики: она столь соблазнительна, что кажется ханжой по сравнению с«Венерой Урбино» — замечает монсеньор Джованни Делла Каза. Тициан был поражен ее непосредственностью, скромностью и благородством.
Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Нью-Йоркский музей Метрополитен и Исследовательский институт Гетти придерживается даты 1488 года3.
Даже его технические приемы подстраиваются под пылкуюдраматичность произведений этого периода. до такого состояния, что ему, казалось, недоставало только дыхания. Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). Даже не кистью –легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношескитвердой рукой подписал: «Тициан сделал». На ее теле почти нет теней, а смятая простыня лишь подчеркивает грациозную стройность и теплоту ее упругого тела. В день смерти он завершил свой последнийтворческий замысел – картину «Пьета» («Оплакивание Христа»).
Он много работал, а в свободные часы общался с детьми. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Большинство произведений художника, лишенные ярко выраженного сюжета, сосредоточенные на интимном мире переживаний человека, рождают множество ассоциаций и лирических размышлений. Все обыденно, просто и естественно и вместе с тем возвышенно и символично. «Дымчатость» (сфумато) его живописи, позволившая передать эффект световоздушного пространства избежать жесткости контуров, вызывает неподдельный интерес к изучению его творческой манеры.
к творчеству мастера. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
В 1520-40 гг. ПортретПьетро Аретино, находящийся в Питти, на котором один и тот же персонаж с однойстороны, выглядит человеком из плоти и крови, а с другой, — скорее изображен ввиде «наброска, чем в виде чего-то завершенного». В этой картине художник оставляет традиционную пирамидальную структуру с тем, чтобы избрать плотную диагональную композицию, пронизанную пересечениями взглядов и жестов и помещенную в тень двух огромных колонн. В 1548 и 1550-1551 годах Тициан гостит приимператорском дворе в Аугсбурге.
В период позднего расцвета своего искусства Тицианвозвращается к выделяющимся своей чувственностью мифологическим сюжетам (которые сам он называет «поэмами»), предназначенным прежде всего для короляИспании Филиппа II. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Конец 30-х – 40-е гг. Посмотрите на его автопортрет, выполненный им в преклонном возрасте. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера.
В1553-1554 годах созданы удостоившееся многочисленных копий «Венера и Адонис»хранящаяся в Прадо «Даная», еще один вариант картины, созданный для семействаФарнезе. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). В ней нет величавого покоя, ощущения тихого счастья как в традиционных венецианских алтарных картинах.
Его «Венера» (около 1538), близка по композиции джорджоневской. (Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя. Черная шапочка подчеркивает напряженность выразительного профиля. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.
В одном из шедевров этих лет -- «Венере Урбинской» – он переносит богиню в уютный покой венецианского дома 16 века. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу.
Художник подался вперед, как будто вглядываясь в лицо собеседника. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой.
Страсть к Виоланте художник запечатлел в полотне Флора (около 1515, Галерея Уффици, Флоренция), являющемся настоящим шедевром молодого Тициана. Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Произведение«Чудо страдающей женщины» проникнуто созвучным ему тоном драматическогоповествования, особенно патетически звучащим в эпизоде с ревнивым мужем, изображенным в момент убиения явно несправедливо заподозренной в измене жены. Действие разворачивается на первом плане картины: кричащая женщина распростертана земле в странной позе, ревнивый муж возвышается над ней, вцепившись ей вволосы и размахивая кинжалом. В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Художник, словно забыв о евангельском сюжете, разворачивает перед нами блестящую феерию бесконечно длящегося праздника. Здесь запечатлен тот момент, когда Христос, преломив хлеб и передавая его апостолам, говорит: «Сие есть тело мое». Взаимная симпатия художника иего сюзерена крепнет.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий. Разработанная Тицианом техника письма, кажущаяся импровизационной, открыла новую страницу в развитии европейской живописи. Гениальность художника сочеталась в Тициане с расчетливостью купца, он с успехом занимался коммерческими делами, управлял, виллами, домами и поместьями, выполнял финансовые операции.
Окрашенная Тицианом в двадцать пять лет, картина является самой известной работой раннего периода творца. Тициана хоронили очень пышно, невзирая на эпидемию чумы. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Перед нами измученный страданиями человек, который сверху взирает на казнь. В монументальном полотне «Введение во храм» евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества.
– 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Несомненно, перед нами деятельная, творческая натура, полная жажды жизни. Так для него началась новая, праведная жизнь.
Написана картина маслом на доске. Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) — изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавостью. В 1517 Тициан, наконец, был утвержден официальным художником республики Святого Марка. Такова«Торжественная речь Альфонсо д, Авалоса», написанная в 1540-1541годах, на которой торжественный жест правителя Милана очевидным образомзаимствован из репертуара Классической скульптуры.
Но вскоре появился старший сын художника, обнаруживший, что дом отца на Бири разграблен. Себастьян», «Пастух и нимфа», «Наказание Марсия», «Оплакивание Христа» и др. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Он завершил пейзаж в картине Джорджоне «Венера», а другие произведения, в том числе «Сельский концерт», могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Знаменитая «Венера Урбино» посвящена, однако, сыну Франческо, Гвидобальдо.
Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Картина написана с той же женщины, что и другоепроизведение урбинского цикла, так называемая «La Bella». Созданная для Гвидобальдо, «Венера», один из шедевров тициановской классики, скорее всего призвана служить аллегорией супружества, утонченным, ноубедительным примером чувственности для не блиставшей особенной красотой юнойсупруги Гвидобальдо, Джулии Варано да Камерино, вышедшей замуж за герцога в1534 году в возрасте всего десяти лет. Тициан должен прежде всего закончить грандиозноеполотно «Пьета» (ныне в Академии), предназначенное для капеллы Распятия вцеркви дей Фрари, где должна была быть могила самого мастера.
В картинах «Персей и Андромеда», «Диана и Актеон», «Венера перед зеркалом», «Похищение Европы», «Венера и Адонис», «Даная», «Флора», «Сизиф» он мастерски передал драматизм сюжетов, стихийную чувственность и гармонию возвышенного духа мифологических героев. Эту – одну из своих лучших картин – онзавещал поместить в часовне, над своим надгробием. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). На первый взгляд своевольным, но в то же время точным мазком художник создает форму за формой, которые оживают в волнах золотистого трепещущего света, как бы овеществляя приливы и отливы энергии старого мастера.
После рождения второго сына у Чечилии началось сильное кровотечение. В тридцатые годы Тициан налаживает также отношения сурбинским двором. Узкая полоска воротника врезается в пышную серебристую бороду.
Таковы же и три «Библейскиесцены» с дерзкими ракурсами, созданные между 1542 и 1544 годами для потолкацеркви Санто Спирито ин Изола в Венеции. Тициан прожил достаточно долгую жизнь, которую можно условно разделить на четыре этапа. Вот последние шедевры мастера: хранящийся в Эрмитаже «СвятойСебастьян» — образец высшего художественного мастерства «Истязание Марсия» — это самое обескураживающее из произведений великого художника, некий видпечального завещания, выражающего крушение внутренней веры художника вспособность искусства воссоздать высочайшую гармонию и размеренность. Тициана больше всего привлекали люди с богатым и сложным внутренним миром. Это предостережение несетв себе чрезвычайно актуальную для того исторического момента политическуюподоплеку: как раз в это время император Максимилиан присоединяется к силамЛиги Камбре (1508), собранной против Республики после папского отлученияВенеции.
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Среди них его сын Горацио, которому художникдоверял выполнение многочисленных копий своих быстро прославленных и постояннозаказываемых произведений, таких как, например, различные повторы «КающейсяМагдалины», созданной для делла Ровере около 1533 года. Его произведения пронизаны противоречивым, трагическим духом эпохи.
Мягкие, угасающие тона ее колорита воспринимаются не как радостный гимн природе (красивые деревья с узорчатыми листьями, лазурное небо, бескрайняя морская даль), а как тихая мелодия, наполняющая грустью и меланхолией. Прославленные картины «Гроза», «Сельский концерт», «Юдифь», «Три философа», «Спящая Венера» пленяют элегичностью настроения и светлой поэтичностью образов. Внизу, у подножия распятия, – люди искренне сочувствующие страданиям Христа.
Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами2. В 1525 году он женился на Цецилии, которая имела от него двоих детей. По другой версии, в трудные годы, последовавшие завойной с Лигой Камбре, кульминацией которой стал в 1509 году разгром приАньяделло, Тициан счел своим долгом выразить надменную позицию Венеции, вызванную возвращением собственных территорий и возрождением мифа о священномгороде.
Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант—1545 г. все остальные —около 1554 г. ), в которых он, строго следует мифу изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. В картине «Похищение Европы» запечатлен известный мифологический сюжет о похищении Зевсом прекрасной нимфы Европы. Колористический талант художника в полной мере проявился в так называемых «поэзиях» (роез1е) – произведениях на мифологические темы. Тициан много пишет на мифологические сюжеты, особенно после поездки в 1545 г. в Рим, где дух античности был постигнут им.
Напряженный взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «я». Между 1516 и 1524годами Тициан создает для него три «вакханалии» или «поэмы», как называет ихсам художник: «Праздник Венеры», «Андрийские вакханалии» и «Вакх и Адриадна». Языческие сюжеты на этих полотнах дышат игривостью и чувственностью, элегантностью формы, богатой и звучной цветовой гаммой. Природа на них не молчалива и статична, а полна жизни, как и люди, населяющие ее, переполнены чувств и движения.
В работах мастеров второй половины XVI в. виртуозность передачи красочного богатства мира, любовь к праздничным зрелищам и многоликой толпе соседствуют с драматическим ощущением динамики и беспредельности природы, духовных порывов больших человеческих масс (творчество П. Веронезе и Я. Тинторетто). Точная дата его рождения неизвестна. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Это изображение отнесено очень далеко отпервой сцены, дабы подчеркнуть жестокость насилия.
К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Сильными ударами кисти он в буквальном смысле слова «лепил цветом», накладывая широкие свободные мазки, сглаживая четкость очертаний, создавая рельеф светлого и темного. К 1515 году влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Если в работах «Цыганская мадонна», «Св. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина.
По сравнению с юношескими творениями тридцатыхгодов изобилующими игривостью и живостью, художник обращается к классическомумифу, рассматривая его сквозь призму мрачных размышлений над трагическимсмыслом человеческого существования. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. Воплощением этого позднего стиля является картина «Похищение Европы», где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. В числепрочих произведений ему принадлежали датированный приблизительно 1525 годомзнаменитый портрет, ныне хранящийся в Прадо (где герцог предстает в яркомголубом костюме, который еще больше оттеняет белая шерсть изображенного рядомпса) и «Снятие с креста», а также утерянная серия портретов двенадцати римскихимператоров, «Цезари», созданная в 1538-1539 годах и воссоздаваемая только погравюрам и многочисленным копиям. Ее можно сопоставить с «Венерой» Джорджоне: у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Художник слыл человеком очень алчным, но в личной жизни слыл человеком высоконравственным. Однажды он пригласил в свой дом Христа и бывших друзей, сборщиков податей, для того чтобы и они послушали проповеди любимого учителя. Манящий взгляд Виоланты наполнен чувственностью. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. codingjsasc (D2E8F6E8E0ED202854697A69616EEE20566563656C6C696F292028313437362F373720E8EBE820EEEA2E20313438372D31353736292C20E2E5EDE5F6E8E0EDF1EAE8E920E6E8E2EEEFE8F1E5F620FDEFEEF5E820C2EEE7F0EEE6E4E5EDE8FF2E20D0EEE4E8EBF1FF20E220E3EEF0EDEEE920E4E5F0E5E2F3F8EAE520CFFCE5E2E520E4E820CAE0E4EEF0E52E20C5F9E520ECE0EBFCF7E8EAEEEC20EFF0E8E5F5E0EB20E220C2E5EDE5F6E8FE2C20E3E4E520EDE5EAEEF2EEF0EEE520E2F0E5ECFF20F0E0E1EEF2E0EB) у мозаичиста Дзуккато. Картина глубоко символична.
На зелёной лужайке находится мраморный саркофаг, наполненный водой. Величавый герой обречен, но не сломлен. Исполненным глубокого трагизма образам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество, воля к жизни (Положение во гроб, 1559, Прадо Кающаяся Мария Магдалина, 60-е гг. и Св. К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью». Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности.
Название картины условно – ибо в 17 веке её называли «Красота приукрашенная и неприукрашенная». Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Наибольший расцвет пережила в эпоху Возрождения (вторая половина XV-XVI вв. ), когда Венеция была богатой, крупным торговым центром Средиземноморья. И наконец, такова же, написанная в теже годы наполненная внутренним драматическим напряжением картина «Коронованиетерновым венцом» для церкви Санта Мария делле Грацие в Милане.
Вероятно, ее отец был против союза из-за большой разницы в возрасте. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Отталкиваясь от картины Рафаэля «Портрет папы Льва X скардиналами Людовико деи Росси и Джулиано деи Медичи», Тициан воплощаетгрупповой портрет изображая беспокойного и деспотичного прелата из семьиФарнезе в обществе его племянников.
Девушка часто бывала в его мастерской, позируя тогда уже известному живописцу. Но бурная история любви не имела продолжения. Увидев прекрасную девушку, Вакх спускается со своей колесницы, запряженной леопардами, чтобы поднять ее к себе. Поскольку он был очень известным человеком, эта новость быстро разлетелась по всей Венеции.
Главное средоточие композиции – крест с распятым Христом и группой людей вокруг него.
В этот день не было никого из его родных. Также художника интересует пышная женская красота, которая проявлена в картине этого периода «Любовь земная и небесная». Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место. Для его воплощения художник использовал довольно интересную композицию, создающую эффект постепенно разворачивающегося действия. В Риме, где художник дажеполучает почетное гражданство, он оставляет несколько портретов членов папскойсемьи, среди которой изумительный «Портрет Павла III сплемянниками», подлинный шедевр психологической интроспекции.
В это же время начались тесные контакты художника с сыном Карла V, Филиппом II, ставшим в 1556 году королем Испании. К 1510 году Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне. Это подсказывает иконография «Пала ди Сан Марко», картины, созданной пообету избавления от чумы 1510 года и находящейся ныне в церкви Санта Марияделла Салуте, главным персонажем которой, является не Мадонна с младенцем, какможно было бы ожидать, но апостол-покровитель города, то есть, несомненно, самой Венеции. С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории.
В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назарио е Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди. Среди творений этого периода – от конца первогодесятилетия века и до середины второго – утонченные музыкальные аллегории, хранящиеся ныне в Лувре: «Прерванный концерт» и потрясающий «Деревенскийконцерт», аллегорически представляющий всеобщую гармонию и социальный контрастпоэтически-морализаторские «Три возраста» (ныне в Эдинбурге) «Noli me tangere» или «Не прикасайся комне» (Национальная галерея в Лондоне) и наконец, вершина тициановскоготворчества – «Любовь земная и любовь небесная», сейчас находящаяся в Риме, вгалерее Боргезе.
В этом произведении художник использовал свой излюбленный прием: контраст светлого на темном. В 1511 г., Тициан расписал в Падуе несколько помещений, филантропических братств.
Это впечатление особенно усиливает почти фантастическое освещение сцены. Впервые имя Тициан прозвучало в Венеции в 1508 году, когда в художественной жизни Венеции произошло примечательное событие: художник Джорджоне окончил росписи фасада Немецкого подворья (Фондако деи Тедески), поразившие современников свободой и совершенством живописной манеры, непривычными светскими сюжетами, глубиной и богатством красочного звучания, величавой обобщённостью языка. В частности изображенная здесь фигура святого Себастьяна рождает ассоциации с работами Микеланджело. Для венецианской церкви Скуоло ди Сан-Рокко Тинторетто создал грандиозную монументальную композицию «Распятие» (5 х 12 м). Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
-- время расцвета творчества Тициана-портретиста. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Вокруг снуют слуги и хозяин, явно желающие угодить гостям. В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное«Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»).
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
Чечилия наполнила его дом уютом и теплом, а его самого окружила бесконечной заботой. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг.
В то же время на волне успеха «Ассунты», Тицианполучает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформлениеалтарных ниш. Тициан долго не мог забыть возлюбленную, ее образ появляется в полотнах Любовь небесная и Любовь земная, Молодая женщина с зеркалом, Портрет молодой женщины (Прелестная кошечка), Саломея и других.
В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. В этих картинах, утративших искренность и легкость первыхпроизведений, классический миф передается в пессимистичных тонах.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). к творчеству мастера. Однако произведением, которое после первого замешательства, вызванного его революционной новизнойотносительно венецианской изобразительной традиции, поставило Тициана в одинряд с величайшими художниками эпохи Возрождения, с Рафаэлем и Микеланджело, стала «Ассунта». Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Венецианская школа одна из основных живописных школ Италии. В начале 1500-х годов Вечеллио (в компании младшего брата) отправился в Венецию учиться живописи в мастерской именитого на то время художника Джованни Беллини.
фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ). Над темным морем он несет её на Крит. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. У него в запасе несколько официальных заказов. «Портрет дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствиисвятого Марка», в честь участия испанского флота Филиппа II впобедоносном сражении с турками при Лепанто в 1571 году – произведения«частные». В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное «Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»).
Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Тицианан провел бессонную ночь в ее постели.
Тициан становится ярчайшей фигурой художественной жизни. Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Одновременно Тициан посвящает себя работе над тремяполотнами огромной важности: «Вознесением» для церкви Сан Доменико Маджоре вНеаполе, «Распятием» для Сан Доменико в Анконе и «Мученичеством святогоЛоренцо» для капеллы дей Массоло в церкви Крестоносцев в Венеции. Фигуры героев полны величия.
Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год. Точная дата его рождения неизвестна. Мы видим пожилого человека с крупными мужественными чертами лица.
Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. На созданном в 1567 году«Автопортрете» (Прадо) художник изображен в той же решительной позе, что и напредыдущем автопортрете, хранящемся в Берлине. Новорожденную назвали Лавинией. codingjsasc (C220313534302DE520E3EEE4FB20D2E8F6E8E0EDE020E2EDEEE2FC20EEF5E2E0F2E8EB20E4F3F520FDEAF1EFE5F0E8ECE5EDF2E0F2EEF0F1F2E2E02C20F1F2F0E5ECEBE5EDE8E520F0E0F1F8E8F0E8F2FC20F2E5F5EDE8F7E5F1EAE8E520E2EEE7ECEEE6EDEEF1F2E820E6E8E2EEEFE8F1E820E820E4EEF1F2E8F7FC20E1EEEBE5E520E3EBF3E1EEEAEEE3EE20EFF1E8F5EEEBEEE3E8F7E5F1EAEEE3EE20EFF0EEEDE8EAEDEEE2E5EDE8FF20E220EEE1F0E0E7FB20F1E2EEE8F520E3E5F0EEE5E22E20C220EFE0F0E8E6F1EAEEE9) версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. В картине «Пир в доме Левия» художник весьма своеобразно толкует одну из сцен Священного Писания. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни.
Она же поведала людям о его чудесном Воскресении. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици). приглядеться к портретируемому.
В ногах Венеры, свернувшись комочком, дремлет маленькая собачка. Постепенно произведения Тициана наполнялись повествовательностью, динамикой, напряжением и драматизмом.
Только что свершилось воздвижение креста. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Император Германии Карл Пятый пожаловал художнику титул «графа Палатинского», а также высший сан «Рыцаря золотой шпоры со знаком Меча и Цепи» и звание государственного советника. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений.
Венера – богиня супружеской любви, об этом говорят многие детали. Тициан Вечеллио (1477—1576) —величайший художник венецианского Возрождения. Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно выделены фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Он настолько велик, что возвышается над всеми фигурами и достигает верхнего края картины. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана – «Св.
Тем не менее, документально засвидетельствованотолько лишь его участие в переопределение пейзажа и покрывала знаменитой«Спящей Венеры» из Дрездена, созданной Джорджоне в 1507 году, хотя в этомслучае придется исключить предположение, что это происходит еще при жизниавтора. Только исключительные мерыправительства избавили его тело от общей могилы – обычного метода захороненияпри таких обстоятельствах – и позволили его останкам торжественно упокоиться наследующий день в церкви дей Фрари. В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назариое Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди. Картину «Благовещение», Тициан создает для церкви СанСальвадоро в Венеции в первой половине шестидесятых годов. Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взор к небу. К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр).