Творчество Теодора Жерико шокировало власть имущих и они обрушили на мастера лавину невзгод.
Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.
В Риме художник проводит целый год. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Много копирует в Лувре. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Одного из погибших волной смывает в море.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания). Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске.
Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Встретив случайно своего друга Лебрена, больного желтухой, он приходит в восторг. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Полотно отметил и сам Давид. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н.
Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Этим определялась направленность его поисков»13. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.
Жерико так и не получил предложение правительства о ее покупке. Картина Теодоа Жерико «Портрет господина Д. на лошади» (1812)фотоНаконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Кроме того, Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. В начале 1816 года Жерико уезжает в Италию. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
На протяжении пяти лет художник умело копирует работы Рубенса, Тициана и Рембрандта. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал.
чтобы умереть». В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы. Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях. 1817, Лувр, Париж).
Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Герена. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Жерико присудили золотую медаль. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего. Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро.
Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих произведениях, Жерико разбился, упав с лошади, что послужило одной из главных причин его преждевременной смерти. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский художник и график. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками.
Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей. Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, неутомимо пишет больных и умерших. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза».
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Жерико избрал кульминационный момент драмы: оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус всю поверхность картины занимает огромный плот, его край срезан рамой – зритель невольно чувствует себя участником происходящего.
Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. «Я внушал страх, – рассказывает Лебрен, – дети убегали от меня, принимая за мертвого, но я был прекрасен для живописца искавшего всюду цвет, свойственный умирающему». В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В результате «Медуза» села на мель и затонула. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Полотно отметил и сам Давид14. Давида и А. Ж. Это интриговало и притягивало взгляд.
Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821). Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр).
Прекрасные этюды. Там картина вызвала большой интерес. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Темное, мглистое небо, понуро опущенная голова коня с огромным печальным глазом дополняют мрачное впечатление. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико.
Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821).
Отсюда и обобщенный стиль Жерико — лаконичный избегающий второстепенных эффектов, сосредотачивающий внимание на целом. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Теодору было тогда тринадцать лет. Картина имела успех, она обратила внимание художественных кругов на незнакомое до тех пор имя. Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей.
Но, к большому разочарованию художника, картину правительство не купило. Это указующая веха. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Работа хранится в Лувре, в Париже. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Опасным бунтарем величали они молодого живописца. Теодор ничем не походил на своего осторожного, расчетливого и скептического отца.
В Салоне 1814 года Жерико выступил с картиной «Раненый кирасир». Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по прежнему вокруг военной тематики.
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. В 1816 году караван судов, на борту которых находились поселенцы и солдаты, плыл к одной из французских колоний на территории Африканского континента. Но при этом Жерико упорно и много работает. К несчастью, серьезная болезнь не позволила художнику реализовать все таланты.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Этим определялась направленность его поисков». Какое превосходство. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Создается впечатление необычайной стремительности, полета. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – «Офицер конных императорских егерей во время атаки», он представляет его и в Салоне того же года. Несмотря на это, за несколько месяцев он успевает создать ряд интересных произведений. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Пресса подняла вокруг нее борьбу. Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь кар тины, в сизо багровое пекло боя даже зрители чувствуют себя солдатами, которых ведёт за собой Дьедонне. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Её похвалил М. -Б. Тяготение Жерико к героическим образам приобретает вполне отчетливый характер. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Здесь он изучал и копировал антики, творения Рафаэля и Микеланджело. Он забывал о них и покрывал страницы своих тетрадей рисунками, увлекался музыкой и много читал. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом.
В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую. Помнить о нем.
В особенности этюд головы карабинера. Одна из центральных в творчестве Жерико работ – картина Плот «Медузы» (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Возвратился домой полный энтузиазма перед его живописью. С другой стороны, он испытывал огромное желание совершенствовать свои профессиональные навыки и использовал для этого все возможности. Её похвалил М. -Б.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). У юноши две страсти: живопись и лошади. Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813) испытал влияние Антуана Гро.
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
«Офицер императорских егерей» принадлежит к числу произведений, необычайно эффектных по замыслу, поражающих с первого взгляда, надолго врезывающихся в память. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Около 1804 года Жерико поступил в Императорский лицей, где преподавал все тот же Кастель.
С помощью своеобразной, чуть приглушенной гармонии, созданной серыми, рыжеватыми, темно-голубыми и красными оттенками, переходящими в оттенки бистра, Жерико выявил силуэт офицера на фоне мягко намеченной листвы и каменистых холмов. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Кажется, что лошади несутся вперед, а земля стремительно убегает под их ногами. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции.
Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. Новый этап творчества мастера, начавшийся по возвращении его в Париж, был отмечен созданием картины «Плот Медузы» (1818–1819). Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Это великолепный эскиз «Выезд артиллерии», «Повозка с ранеными», «Атака кирасиров». Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.
Ему не спастись. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Художник принял на себя тяжелую и ответственную миссию судьи истории.
Какой печальный вечер. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. В римских соборах он восхищается работами Караваджо, а фрески Микеланджело в Сикстинской капелле вызывают у него состояние, близкое к экстазу. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж). Он создает в 1813–1814 годы ряд картин и этюдов на военные темы: «Три конных трубача», «Кирасир», «Сидящий трубач».
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Вернувшись на родину, художник вошел в оппозиционную группировку, главой которой был мастер исторической живописи Орас Верне. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Жерико, однако, относился к своему учителю скептически: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей. » Через два года молодой художник избирает для продолжения учебы мастерскую убежденного последователя классицизма Пьера Герена. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Он рвался в атаку. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.
За 15-16 лет в творчестве художника Жерико были заложены основы революционного романтизма, потеснившие царивший академический классицизм во французской живописи девятнадцатого века. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Пусть даже и за свой счет. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26.
От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя направляется к четырём фигурам у мачты. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия20. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. В Салоне 1819 года картина была замечена и быстро сделалась одним из центральных экспонатов выставки.
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Лувр. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821).
Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Эта картина написана в лучших традициях романтизма, который был обращен к чувствам и эмоциям. А в Мортене он без страха скакал на необъезженных лошадях. «Его мастерская, – передает его биограф, – превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики».
Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Здесь он мог гулять по полям, сидеть в конюшне или в кузнице.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно16.
Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Как всякому мастеру, открывающему новые пути в искусстве, Жерико довелось узнать трагедию непризнания и непонимания современников. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Настроение самого Жерико было противоречивым.
Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет.
Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Французский историк романтического периода Жюль Мешле назвал Жерико при упоминании первой картины художника «сильным и суровым гением», который сотворил образ целой Империи 1812 года.
Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Уроки не интересовали его. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Если в «Офицере» художник рисует образ бесстрашного молодого героя, увлекающего полки к победе, то в «Раненом кирасире» мы видим трагический образ раненого воина испытавшего поражение, вынужденного оставить поле сражения. Красочная гамма сведена к коричневым, тепло зеленым, серо желтым тонам. Так и вышло. Благодаря этому романтическому, т. е.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Такова прежде всего его «Известковая печь», которую следует рассматривать как важный этап в развитии реалистического пейзажа. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи.
На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Жерико выступил в роли судьи: это война и – никакой идеи.
Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.
Природа на полотне враждебна человеку. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Гро.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
– Колорит картины еще усиливает это настроение. Терновец. Жерико болезненно переживал критику. Картина не получила ни первой, ни второй премии.
Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему.
В феврале 1823 года он слег в постель. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Все пассажиры не смогли разместиться на спасательных шлюпках и 150 человек, среди которых были простые люди и солдаты, спасались на плоту, сооруженном из обломков корабля. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Потребность согласовать стиль и реальность столь сильна у Жерико, что даже тогда, когда он отходит от античных сцен ради изображения римских улиц, самые скромные зрелища обретают в его рисунках и акварелях ни с чем не сравнимое благородство. Картина не имела успеха. Какая крепость.
В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием. Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.