В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.
Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Темное, мглистое небо, понуро опущенная голова коня с огромным печальным глазом дополняют мрачное впечатление. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике».
Природа на полотне враждебна человеку. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж). Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается.
Пусть даже и за свой счет. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Художник принял на себя тяжелую и ответственную миссию судьи истории. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих произведениях, Жерико разбился, упав с лошади, что послужило одной из главных причин его преждевременной смерти.
Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Л С Жоржета Жерико и Л С Жеманница Вита «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812г. «Раненый кирасир», 1814г. «Плот Медузы», 1816г. «Дерби в Эпсоме», 1821г. Луи Арагон сделал Жерико главным героем своего романа «Страстная неделя» («La semaine Sainte»).
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Давида и А. Ж. Картина не получила ни первой, ни второй премии.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Ученик в течение недолгого времени Карл Верне (1808—1810), а потом Пьера Герена (1810—1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико. Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817—19 гг. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Неудовлетворенный найденным решением, Жерико приписывает справа внизу картины, уже находящейся на выставке, еще одну фигуру — это выделяет первый план и усиливает трагическое звучание. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). В итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Бутар, посоветовав начинающему художнику заняться батальным жанром, который в эпоху Империи ставился выше остальных. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня.
Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем. Работа хранится в Лувре, в Париже. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. На этот раз он снова выбрал момент перед стартом, нарушив ради большей выразительности и экспрессии композиции, законы перспективного построения. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). Так и вышло. Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. На протяжении пяти лет художник умело копирует работы Рубенса, Тициана и Рембрандта.
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812).
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. В результате «Медуза» села на мель и затонула.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Одного из погибших волной смывает в море.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Полотно отметил и сам Давид14. В Риме художник проводит целый год. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Он рвался в атаку. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Картина Теодоа Жерико «Портрет господина Д. на лошади» (1812)фотоНаконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). 1817, Лувр, Париж). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813) испытал влияние Антуана Гро. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет.
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
Французский историк романтического периода Жюль Мешле назвал Жерико при упоминании первой картины художника «сильным и суровым гением», который сотворил образ целой Империи 1812 года. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Её похвалил М. -Б. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус».
В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Это интриговало и притягивало взгляд. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Герена. Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Этим определялась направленность его поисков».
Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Жерико выступил в роли судьи: это война и – никакой идеи. Во время Ста дней Жерико был в эскорте спасавшегося бегством Людовика XVIII, потом, под видом крестьянина, художник перебрался в Нормандию, где, вероятно, оставался до середины лета 1815 года. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. На ней был изображен французский офицер наполеоновской армии на разгоряченном вздыбленном коне.
В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона.
Её похвалил М. -Б. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».
Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский художник и график. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».
Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза».
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Полотно отметил и сам Давид. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Так, в частности, он сделал несколько акварельных зарисовок итальянских дам, следивших за скачками с тем страстным вниманием, о котором столько писал Стендаль.
Но при этом Жерико упорно и много работает. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Гро. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Много копирует в Лувре. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Он рвался в атаку. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Ему не спастись. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Настроение самого Жерико было противоречивым.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Имея при себе рекомендации Герена, художник виделся с пенсионерами Французской академии идеалы которых он не разделял. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками.
Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Жерико избрал кульминационный момент драмы: оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус всю поверхность картины занимает огромный плот, его край срезан рамой – зритель невольно чувствует себя участником происходящего. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. У юноши две страсти: живопись и лошади. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Это интриговало и притягивало взгляд. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров.
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции. мечтательному, поэтическому складу чувств в живописи II четверти 19-го века сложилось направление романтизм. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Жерико болезненно переживал критику. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы.
Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания). 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры.
Одна из центральных в творчестве Жерико работ – картина Плот «Медузы» (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
чтобы умереть». В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Из 149 человек, перебравшихся с разбитого корабля на плот, спаслось только 15, все остальные погибли от голода и жажды. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Фигура матроса кажется не нарисованной, а вылепленной и в ней отчетливо заметно влияние Микеланджело, творения которого произвели большое впечатление на Жерико.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Этим определялась направленность его поисков»13. Благодаря этому романтическому, т. е.
Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Вот почему выполненные между 1812 и 1815 годами акварели изображают и гарцующих на нервных лошадях офицеров и лежащих в телегах раненых—жертв русской кампании. Мужественная серьезность, — замечает Ж. Опрескю, —и опыт солдат Империи, добытый в стольких трагических приключениях, никогда еще не находили более верной и более возвышенной интерпретации.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Его отец был состоятельным человеком: имел собственные угодья и занимался торговлей табаком. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Там картина вызвала большой интерес. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Лувр. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).