В статье «Рембрандт: краткая биография и творчество, видео» — о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи. В статье «Рембрандт: краткая биография и творчество, видео» – о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи.
Древней мифологии Рембрандт также не избегал, но переводил ее на свой собственный язык. Она датируется 1668-69 годами. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Лукаво щурятся глаза, ласковая мимолетная улыбка появляется на устах. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника.
Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Движение, особая возбужденность, взволнованность.
«Мостик Сикса», 1645г. В октябре 1669 года Рембрандт ван Рейн скончался. Пластическая форма также получает особую духовность. В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. Эта женщина была круглой сиротой.
На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта. Сюда примыкают и портреты-офорты, например Манассе (1636) Двойной портрет кораблестроителя и его супруги (1633) в Букингемском дворце уже отличается богатой живописной жизнью, портрет группа проповедника Ансло, утешающего сидящую рядом с ним в горе женщину, в Берлине (1641), уже наполнен рдеющим, одухотворенным золотистым тоном. Бартш насчитывал 375, Легро самое большее 113, Зингер самое большее 236, Михель и Зейдлиц, к которым мы примыкаем, около 270 листов. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами.
1625-1632 гг – Лейденский период творчества. Художник скончался в полной нищете в 1669.
Однако слабая здоровьем жена живописца скончалась через год после рождения сына, а сам Харменс, как свидетельствует биография Рембрандта, в этот злополучный момент достиг пика творческой славы благодаря картине «Ночной дозор» исторический сюжет которой возвеличивал мужественных защитников родины, ее свободы и независимости. Подойдя к Данае, он вытащил нож и с криком Свободу Литве. Одно из лучших решений этой темы -- эрмитажная картина «Святое семейство» (ил. 24), созданная художником в 1645 году. Спустя пять лет, творчество Рембрандта начало приносить хороший доход и супруги приобрели большой дом в центре столицы, в котором произошли лучшие моменты и события их совместной жизни. Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. Величие, достоинство, душевное благородство. Родился в Лейдене в семье мельника.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына». Светотень является первоосновной, созидающим элементом художественной структуры. А что же случилось с Гертье Диркс.
Несколько раз написал «Святое семейство». скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. К сожалению, первенец Рембрандтов и две дочери, родившиеся позже, умерли в раннем младенчестве, что очень огорчало молодую чету. Поиск творческой самостоятельности («Меняла», 1627 «Самсон и Далила», 1628).
Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. Тема возвращения блудного сына давно интересовала Рембрандта. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Почти не имея заказов, в середине 50-х годов он терпит банкротство. Ряд автопортретов шестидесятых годов показывает болезненное одутловатое лицо преждевременно состарившегося человека.
Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. Вот таким образом ученый изображен за рабочим столом, с пером в руке, в момент работы над рукописью, когда и застает его как бы входящий в комнату зритель. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Как захватывает действие в жертвоприношении Авраама (1635) в Петербурге, в угрозе Сампсона (1635) в Берлине, в ужасном ослеплении Сампсона (1636) во Франкфурте, как великолепно замкнута композиция и как роскошны краски, пронизанные горячей светотенью, в «Аврааме и ангеле» (1637) в Петербурге, в «Свадебной ночи Сампсона» (1638) и мощном, ранее упомянутом «Жертвоприношении Маноя» (1641) в Дрездене с его светящимся желтым и насыщенным красным тонами. Значительное место в его творчестве занимают картины на мифологические и библейские темы.
Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Свет определяет и бытие цвета в картине, его выразительную силу.
Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой. Светотень стала. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. Наследие этого мастера огромно. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Они характеризуются гибкой манерой письма, теплой насыщенной гаммой, сложной фактурой поверхности, напряженной игрой света и тени.
Это можно проследить в работе Похищение Ганимеда (второе название Ганимед в когтях орла), хранящейся в Дрезденском музее. Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Произведениям Рембрандта присуще глубокое раскрытие противоречий действительности. Каждый из офортов отличают высокая техника, особое чувство реального пространства. Пластическая форма также получает особую духовность. Попытка обобщенного образа общества, оценки исторической эпохи.
Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс.
Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы8 иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса иногда дело было ровно наоборот8. Об общем виде картины мы можем судить по предварительным эскизам к ней. О долгой и верной дружбе. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха.
Годы ученичества Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Рембрандт поступил в Латинскую школу. Картина «Ночной дозор» стала как бы образом республиканской Голландии, групповой портрет получил значение исторической картины. «Ночной дозор», 1642 – произведение на рубеже раннего периода и периода зрелого творчества.
В луврском автопортрете 1634 (ил. 21) года за нарядной артистической внешностью молодого Рембрандта ясно улавливается его волевая натура. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Монументальный размах. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Бесконечно разнообразна тематика произведений Рембрандта.
Каждая тема получает свое графическое решение. То есть это была, можно сказать историческая картина. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель.
В так называемом «Фаусте» (ок. Все здесь вызывало недоумение и раздражение публики и можно сказать, что с этой картины начинается и углубляется конфликт художника и общества. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию. В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. он пользовался в течение полугода преподаванием самого Ластмана в Амстердаме, но затем вернулся в Лейден, арену его юношеской деятельности до 1631г., когда он снова переселился в Амстердам и только здесь, в 1634г., женившись на Саскии ван Эйленбург, он развернул все свои силы. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Забытый современниками, совсем одинокий, он создает свое последнее гениальное творение. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при всём этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). В 40-х годах 17 века художник начал сожительствовать с молодой служанкой Хендрикье, нанятой им для упорядочения домашней работы и воспитания маленького сына, а в 1654 году девушка родила художнику дочь Корнелию. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям.
В конце 1631 года Рембрандт переезжает в Амстердам -- главный город Голландии. Неуклонно ухудшается его материальное положение. Ведь жизнь художника передана в его картинах. Но это дает совсем поверхностное понятие о нелегком пути гения, сыгравшего выдающуюся роль в развитии мирового изобразительного искусства. Колористическое единство здесь особенно поражает. Портрет вошел в историю искусства под названием «Синдики» (ил. 25).
Боковой свет не смягчает глубоких морщин, напротив, подчёркивает дряблость старческих щёк. Порезав картину, он вдобавок вылил на нее литр серной кислоты. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн.
«Мостик Сикса», 1645г. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. В середине 30-х годов Рембрандт пишет известный автопортрет с Саскией на коленях. В картине «Флора» Саския предстает в образе античной богини растительности.
«Правда — самое прекрасное и редкое качество» (Э. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Художник предельно ограничивает себя в цвете. За несколько лет он завоевал значительную известность.
Наконец, его ландшафты. В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. Он неоднократно касался ее в офортах и рисунках. К простейшим и лучшим принадлежат полуфигура писца в Касселе (1632), портреты Бургграфа в Дрездене и его жены во Франкфурте (1633), фигуры во весь рост Мартина Дея и его супруги (1634) у барона Густава Ротшильда в Париже, прекрасная «Дама с веером» (1641) в Букингемском дворце, портрет, который представляет нечто изумительное по тщательному выполнению подробностей, «Дама» с кружевным воротником (1639) и старуха фрау Бас (1642) в Амстердаме.
Несколько портретов своей возлюбленной создает Рембрандт в офорте и живописи. Краткая биография этого мастера изложена сегодня в различных источниках и, прочитав ее, удивляешься, как мог человек этот создавать свои полотна, когда нужда заставляла отдавать их за бесценок, а собратья по перу презрительно называли его «еретиком в живописи». Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). К самым ранним принадлежат находящиеся у мистера Гарднера в Бостоне, у князя Чарторыйского в Кракове, «Река» в Амстердаме и «Горный склон» в Брауншвейге к самым эффективным ландшафты с просветом светлого неба в собрании Уоллесса и ольденбургского музея. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Лейденец Герард Доу — один из первых учеников Рембрандта — всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. В этом взоре то понимание, та мудрость и та любовь к человеку, которые великий сын голландского народа пронес через всю свою жизнь и которые вдохновляли его на создание величественных произведений поздних лет, таких, например, как написанная в последние годы жизни картина Возвращение блудного сына".
Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. Его достижения равно велики и в живописи и в гравюре и в рисунке. 40-60е годы 17 века – период расцвета голландского искусства.
Подобные люди рождаются раз в столетие, а то и реже. Их размышления — о вечном, о смысле жизни и неотвратимости смерти. По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ). Великий мастер умер в нищете. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. Изменилась и его живописная манера. Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
В «Портрете Николаса Брейнинга» (1652 г. ) чутко передан поток мыслей и сменяющих друг друга душевных движений. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. На закате лет он почти не работает кистью.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ). Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Сочинения Мутера, Валентинера, Грауля и Розенберга также имеют значение. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения.
В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. «Аллегория музыки» 1626 год. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Рембрандт прожил 64 года. После распродажи в 1657—58 гг. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство.
Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Он остается с юной дочерью от Хендрикье – Корнелией. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик. На замечания о небрежности исполнения он отвечает: «Я не маляр, а художник» В полотнах часто появляется тревожный красный цвет и чувство усталости. Через год начал брать уроки живописи. В последние годы жизни Рембрандта трагически складывается его личная судьба.
Но история на этом не закончилась. А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. Каждое из его произведений — свидетельство высочайшего мастерства и художественной правды.
В его мастерстве жили простота и человечность, но в нем самом – целая вселенная. 27). Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена.
Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко. Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. К числу лучших произведений лейденского периода принадлежит картина «Христос и ученики в Эммаусе» (ил. 18), написанная Рембрандтом около 1629 года и находящаяся ныне в парижском частном собрании.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Художник останавливается на редких библейских сюжетах, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Это ясно сказывается в таких картинах, как кассельская «Семья дровосека» 1646г., на которой занавеси напоминают заднюю декорацию сцены этого театра. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Часто овального формата бывают его произведения. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. «Апостол Павел», 1629 – одно из первых произведений на тему, занимающую в творчестве Рембрандта очень большое место: в ней дан индивидуальный образ героя, оставленного как бы наедине с собой и погруженного в размышления.
Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. Еврейка Эсфирь, жена персидского царя Ассура, поведала царю о коварных планах его друга, визиря Амана, задумавшего погубить иудейский народ. Голландия в начале XVII века, освободившись от испанского владычества, переживала общественный подъем. Сегодня полотна мастера находятся во многих музеях мира и входят в частные коллекции. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Страстным и романтическим является «Похищение Прозерпины» (около 1632г. ) в Берлине, фантастична по ландшафту «Диана и Актеон» (1635) у князя Сальм-Сальм, наивно-реалистично «Похищение Ганимеда» (1635) в Дрездене, которое вовсе не нужно понимать как пародию.
Лучшие новейшие книги о Рембрандте принадлежат Боде, Михелю, Нейману, Вету. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира7, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории8. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году.
Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Непринужденностью, человеческой теплотой подкупает дрезденский портрет Саскии 1633 года (ил. 22). Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряженный колорит.
Отец Рембрандта был владельцем нескольких домов, садовых участков и мельницы. Я обвиняю. » (2008)12. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Удивительно выписана ткань ее одежды: кажется, что к ней можно прикоснуться. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Осознание непреходящей ценности человека.
Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. Знаменитый голландский художник, офортист и рисовальщик умер в Амстердаме 4 октября 1669 г. Харменс ван Рейн Рембрандт, произведения которого знают и любят многие, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие живописи.
Сороковыми годами начинается новый этап рембрандтовского творчества. Женитьба на богатой невесте Саскии (к которой мы вернемся позже в разговоре о «Данае»), многочисленные заказы превращают его в одного из состоятельных людей Амстердама. В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений художника — «Даная», хотя на картине стоит дата 1636. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Однако он не огорчался.
Как предполагают, причиной его переезда был крупный заказ гильдии амстердамских врачей на групповой портрет, получивший название «Урок анатомии доктора Тульпа» (ил. 20). Он изучал мимику лица. Воистину, настоящий художник творит даже тогда, когда в него бросают камни. В лице Сикса — сострадание искренняя и горькая печаль.
«Анатомия» сделала его любимым портретистом амстердамцев. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Репин: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ним всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков».
Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. По окончании Рембрандтом картины она недолго пробыла на предназначенном для нее месте. Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ. Быть может именно талант и спас его. Он покрывал металлическую доску слоем лака и тонкой иглой наносил на него рисунок.
В 1662 году Рембрандт выполняет последний заказ на большой групповой портрет. Она создана по библейской притче, рассказанной Христом. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Углублённые линии позволяли затем перенести рисунок на бумагу.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Они не приняли главную идею художника. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) был уроженец Лейдена, первые уроки получил он в Лейдене от Якоба ван Сваненбурга, художника, развивавшегося параллельно Ластману, в 1623г. И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ).
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. В мире искусства, которое есть не что иное, как особое отражение действительности, видеть которую дано лишь избранным, пребывал всю жизнь Рембрандт. Гравировал он и нищих. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше).
Дух оптимизма, рожденный эпохой буржуазного развития Голландии, не был чужд и Рембрандту. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Новшеством явилось также то, что он достигал различных живописных эффектов при самом процессе печатания – в зависимости от того, как он накладывал краску (только ли втирал ее в углубления или оставлял ее также на гладких частях доски и т. д. ). той естественной поэтической атмосферой, в которой неизменно обитал гений Рембрандта». Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Грациозно наклонив головку, она поворачивает к нам свое лицо. О чём думает он в этот последний миг перед расставанием. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Стоит отдать должное судьбе великого мастера. Отец и сын словно слились в одно существо и стоят недвижные, во власти своих переживаний. «Возвращение блудного сына» -- это как бы итог мудрых раздумий Рембрандта о мире и людях. Прозвучал боевой сигнал.
Годы приносят Рембрандту все новые жизненные испытания. Столь же монументален и широк по образному звучанию и другой знаменитый лист – многофигурная композиция «Христос исцеляет больных» (конец 40-х гг. ). Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера.
Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Анастасии в келье (1631) в Стокгольме и поразительный «Симеон во храме» (1631) в Гааге представляют внутренние помещения, написанные уже вполне в манере Рембрандта, а в Симеоне духовное передается в равной степени и выразительными жестами и волшебством светотени.
С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Но Рембрандт пробыл там недолго. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
В «правде натуры» Рембрандт сумел разглядеть душевную, нравственную красоту: Даная прекрасна искренностью и счастьем любви, которым словно светится ее облик. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах — в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал— если не считать несколько ранних картин — только в области жанровой живописи). В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г. Влюбленно следует за ней глаз художника. Сохранился лишь большой (196X309) фрагмент изображающий центральную группу. В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). Перед зрителем--голландский интеллигент того поколения, которое еще всеми корнями граничит с народом.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Трагическая смерть учителя и сына повергла участников события в глубокое горе.
Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика. Там он просиживал часами, наблюдая и делая зарисовки. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим.
Эта Бесчеловечность делает сцену понятной разным людям всех времен и сообщает ей бессмертие. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии — иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Он получил этот заказ в числе других живописцев после того, как умер художник, которому было первоначально поручено выполнение всей задуманной серии картин (Говарт Флинк, в прошлом ученик Рембрандта). Смерть Саскии (1642) отмечает первый, потеря значительного состояния (1656) второй период его амстердамской жизни. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. «Флора» 1634. Вскоре ее вернули художнику под предлогом необходимости переделок, а затем заменили другой, написанной Юрианом Овенсом (бывшим прежде, как и Говарт Флинк, учеником Рембрандта).
Она вдохновила и Рембрандта, создавшего в своей картине «Заговор Юлия Цивилиса» памятник величию и героизму своего народа. В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого.
Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Он словно на минуту возникает из сумрака комнаты. К ним примыкают офорты, выразительное «Изгнание Агари» (1637) из Ветхого и мощное «Изгнание торгующих» (1635) из Нового Завета. В «Снятии с креста» (1654 г. ) сгущение теней, вспышки и затухание света передают душевное состояние персонажей, трагизм события и его возвышенный смысл.
Сквозь внешнюю патетику все более пробиваются подлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменяется подлинной драмой жизни. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики. В «Принесении во храм» (ок. 1630), «Динарий кесаря» (1629). На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Известно, что Рембрандт много работал в технике офорта. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах.
В центре площади находится памятник Рембрандту. Ей стала молодая девушкаХендрикье Стоффельс. В «Данае» мягкое сияние света начинает восприниматься как излучение человеческого чувства. Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками.
В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. 1632--1642 годы--счастливое десятилетие в его жизни. Эти новые черты отчетливо выступают в эрмитажной картине «Снятие с креста» (ил. 23), написанной в 1634 году. Диркс обвинила художника в нарушении обещания жениться, но благодаря стараниям Рембрандта суд приговорил ее к тюремному заключению.
В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). Она погружена в молчаливое раздумье, внутрь себя, поза спокойна и свободна. «Принесение Христа во храм» (1628) у Вебера в Гамбурге, «Самсон и Далила» (1628) в королевском замке в Берлине изумительный по светотени небольшой образ св. Он богат, счастлив и независим.
Художник узнает горечь старости и одиночества. «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Рембрандт умел создавать портрет-биографию выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном», около 1654).
Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Заказы сыплются к нему один за другим не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме8.
Изображение чуть сместилось в сторону от основной композиционной оси, подвижна светотень, да и само выражение лица выдает душевную взволнованность человека. После этого погружал пластину в кислоту, протравливающую металл в процарапанных местах. Виды деятельности. Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам.
В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Композиция была нарушена. В «Положении во гроб» (ок. Он никогда не был окружен воздыхателями.
В «Портрете старушки» запечатлена старая женщина наедине со своими чувствами и мыслями. Эта тема была весьма популярной в то время в голландской литературе, театре, публицистике и ей придавалось большое общественное значение. Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов.
Признание гениального мастера пришло лишь несколько десятилетий спустя. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
В раннем лейденском периоде Рембрандт был малым живописцем. Два брата Саскии являлись юристами. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов8, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. В 1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь» (ил. 26), хранящуюся ныне в московском Музее изобразительных искусств. Образ молодой Саскии очень трогателен и весьма отличен от той царственной женщины из «Женитьбы блудного сына». В 1642 Саския умирает. Краткая биография и творчество голландского живописца изложено в этой статье.
В последний путь его провожала только дочь Корнелия. В офорте «Три креста» (первые три состояния – 1653 г., четвертое – 1660 г. ) хаос пятен света и тени создает представление о массе людей, мечущихся у подножия распятия – в страхе и отчаянии. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой7. Эта картина несет в себе символический смысл. Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия. Не всегда был одинок и несчастен Рембрандт Ван Рейн.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. В эту пору жизни Рембрандта им были написаны: "Урок Анатомии" «Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ). Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника.
Последним произведением художника стала широко известная ныне картина «Возвращение блудного сына». В картине величественная идея воплощается в лаконичной и предельно выразительной композиции. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
В последнее десятилетие он создает свои лучшие исторические картины. В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г. Но через десять лет, как показали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный первоначальным решением, существенно перерабатывает образ главной героини. Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Затем следует полугодовое обучение в Амстердаме у известного живописца Питера Ластмана.
Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики. 40—50-е годы — это пора творческой зрелости. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам.
Краткая биография этого мастера изложена сегодня в различных источниках и, прочитав ее, удивляешься, как мог человек этот создавать свои полотна, когда нужда заставляла отдавать их за бесценок, а собратья по перу презрительно называли его «еретиком в живописи». Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Вместе с тем образ не лишен оттенка неустойчивости и беспокойства. Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портрета «Старик в красном».
Рембрандт пишет без особой тщательности, что вызывает упреки заказчиков. Вот в эту минуту, капризной, нежной, кокетливой и показал ее Рембрандт. И в это же время у него появилось много учеников. «Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени.
Войдя в жизнь Рембрандта, обаятельная Саския входит и в его искусство. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. В таких произведениях, как «Портрет старушки» (1654 г. ), «Портрет старика в красном» (1652 – 1654) или автопортрет Рембрандта из Венского музея (ок.
«Ночной дозор» стал монументальной композицией, где ясно звучит тема патриотического подъема, торжества гражданского духа. «Портрет Яна Сикса» считается одним из лучших творений художника.
Усугубляется конфликт художника с бюргерским обществом. С веточкой в руках Саския напоминает сказочную героиню, гуляющую в лесу. Главные выразительные средства – не линии и массы, а свет и цвет. А затем эти безыскусственные, полные страдания небольшие картины Страстей Христовых (1634) в Мюнхене и великолепный по ландшафту «Христос в образе садовника» (1638) Букингемского дворца.
В «Святом семействе» ощущение тепла и нежности материнской любви «поддерживают» тлеющие в коричневатом сумраке красные тона. Простой люд ему был чрезвычайно близок. «Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени. Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций8.
Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. И только после смерти стали цениться дорого полотна, которые создавал Рембрандт. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы. Так называемая «Даная» в Петербурге (1636), роскошная, озаренная волшебным золотистым блеском женщина с пухлым телом на мягких подушках, представляет высшее достижение Рембрандта в передачи наготы. Пример влияния П. Ластмана на юного Рембрандта. Ни один поэт не воспел его при жизни. Воистину, настоящий художник творит даже тогда, когда в него бросают камни.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. О том, как и почему стали расходиться их жизненные пути. Картина не дошла до нас в первоначальном виде.
Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. Каждая тема получает свое графическое решение. Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой. Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена— пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья8. Более просты по мотивам ландшафтные офорты того же времени, таковы вид Амстердама, «Ветряная мельница» и «Деревенские хижины».
Художник наконец смог приобрести собственный дом. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. Освободившись, умерла через год. Сюжет композиции «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660 г. ) Ребрандт трактует как столкновение человеческих судеб. Одна за другой появляются из-под его руки многочисленные зарисовки. Учился плохо и хотел заниматься живописью.
Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Эта смерть осталась почти незамеченной его современниками.
Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. Аристотель погружён в глубокое раздумье внутренний свет, кажется исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку. Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. Графика – рисунок, гравюра – была абсолютно самостоятельной областью творческой деятельности Рембрандта. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте. В этот период художник написал грандиозное сюжетное полотно «Возвращение блудного сына», вызывающее сострадание зрителя и призывающее к прощению и милосердию по отношению к раскаявшемуся юноше. набросился на нее. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Потрясенные сотрудники музея были ошарашены – подобного в музее никогда не случалось. Как безыскусствен и похож на жанр «Милосердный самарянин» (1632) в собрании Уоллеса, как драматически жизнен «Христос перед Пилатом» (1633) в лондонской Национальной галерее, как поэтичен и вместе реален «Отдых во время бегства» (1634) в Гааге. Как правило, натурщиками были люди немолодые, умудренные тяжелым жизненным опытом – старики и старухи с глубокой печатью невеселых дум на лице и непосильного труда на руках. Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный вариант трактует ту же тему— человек наедине со своими думами.
Это групповой портрет стрелков роты капитана Баннинга Кока. Среди этих произведений последних лет наиболее совершенным по строгости и выразительности формы, наиболее глубоким и человечным по содержанию является «Возвращение блудного сына». Проучившись в Амстердаме не более полугода, в 1623 г. Рембрандт возвратился в родной город. Так называемый лейденский период творчества мастера продолжается до 1631 года. Рембрандт всегда выделял с помощью света главные смысловые акценты в картине. Цвет приобретает звучность и интенсивность.
Если в картинах, посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримое осуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то о гуманной прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку, повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына» (ил. Его «Меняла» в Берлине (1627) дает еще светотени от зажженных свечей, «Павел в темнице» (1627) в Штутгарте уже от солнечного света, врывающегося в высоко расположенное окно. Простые, внутренне одушевленные луврские (1640) «семьи плотника», представляющие детство Спасителя, перенесенное в мелкобуржуазную обстановку, также относятся к этому периоду.
Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». И, однако, на склоне лет художник достигает вершины своих творческих возможностей. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Глубокий демократизм рембрандтовского искусства. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.
Делакруа) — стала сутью творчества величайшего голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669). К этому времени он был уже вполне готовым художником уже имел ученика (Герард Доу). Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665). Именно лицо становится духовным средоточием картины.
Они как будто выхвачены из темноты. Тяга Рембрандта к зрелищной пышности и драматическим коллизиям – так же как и его бравада, желание развенчать привычные художественные нормы и идеалы – была во многом связана со стремлением уйти от прозаизма и бюргерской ограниченностиустоявшегося уклада буржуазного быта. В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Но со временем прослеживаются изменения в технике живописи. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. В числе первых был написали «Портрет ученого» (ил. 19) (1631 год, Эрмитаж). В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Они вдохновляли художника. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Чёрная широкополая шляпа и тёмный зеленоватый фон оттеняют выразительность умного лица.
В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше). Художника больше не удовлетворяла лишь «внешняя» жизненная правда – он стремился и к правде внутренней. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» он весело поднимает бокал за здравие всех смотрящих на него зрителей. Таков Рембрандт периода «бури и натиска», как часто называют этап 30-х годов в его творчестве. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника».
Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Здесь нужно назвать также автопортрет, созданный в 1634 году и Улыбающуюся Саскию, написанную в 1633 году.
В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. Творчество. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал.
Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Что особенно привлекало в них художника. Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства7.