Биография Рембрандта очень интересна, поэтому неудивительно, что изучению его жизни и творчества посвящено колоссальное количество искусствоведческих исследований и научных монографий. Палитра, в этот период творчества Рембрандта тяготела к темным и серым оттенкам. Биография Рембрандта на этой стадии его жизни и творчества изобилует свидетельствами того, что он быстро набирал известность и творческий успех в богатых кругах Амстердама.
Реферат по дисциплине Культура и искусство на тему: Творчество Рембрандта понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось мистическое, созерцательное начало. Планомерно и усердно шел к своему творческому успеху Рембрандт Харменс ван Рейн – биография талантливого живописца свидетельствует о том, что на ранних этапах своего творчества он трудился не покладая рук. В отличие от современников великого живописца, следующие поколения высоко оценили не только раннее творчество художника, но и более поздние работы и полотна Рембрандта.
В статье «Рембрандт: краткая биография и творчество, видео» — о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи. Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII в., один из пиков мировой художественной культуры. Рембрандт — один из самых известных живописцев, который в своем творчестве раскрывал идеи своего времени.
В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. В 1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь» (ил. Затем следует полугодовое обучение в Амстердаме у известного живописца Питера Ластмана. Если в картинах, посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримое осуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то о гуманной прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку, повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына» (ил. Признание гениального мастера пришло лишь несколько десятилетий спустя.
В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс. И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение. В конце 1631 года Рембрандт переезжает в Амстердам – главный город Голландии. Столь же монументален и широк по образному звучанию и другой знаменитый лист – многофигурная композиция «Христос исцеляет больных» (конец 40-х гг. ). В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений художника — «Даная», хотя на картине стоит дата 1636.
Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портрета Старик в красном. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Главный поток света, невидимый и могучий, падает сверху и словно зажигает гигантскую распахнутую книгу, оставленную на столе слева от нас отпрянувшим от стола повернутым к нам затененной спиной священником.
В пейзаже главное – это высокое облачное, но спокойное небо. 1632-1642 годы-счастливое десятилетие в его жизни. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Художник предельно ограничивает себя в цвете.
Всё большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряжённую атмосферу (монументальный графический лист «Христос исцеляющий больных» или «Лист в сто гульденов», около 1642- 1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж «Три дерева», офорт, 1643). В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Пластическая форма также получает особую духовность. К числу лучших произведений лейденского периода принадлежит картина «Христос и ученики в Эммаусе» (ил.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. В середине 30-х годов Рембрандт пишет известный автопортрет с Саскией на коленях.
Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Его картина имеет вертикальный формат (высота тридцать пять, ширина двадцать пять сантиметров). Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный вариант трактует ту же тему— человек наедине со своими думами.
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Отец Рембрандта был владельцем нескольких домов, садовых участков и мельницы.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Сын повёрнут к нам спиной.
Он покупает прекрасный дом, щедро тратит свои богатства на покупку нидерландских гравюр, картин художников Возрождения, персидских миниатюр, экзотических одежд и тканей, которые с далекого Востока привозят в приморский Амстердам. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр — монументальное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера.
Дух оптимизма, рожденный эпохой буржуазного развития Голландии, не был чужд и Рембрандту.
Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. А взгляд властный, гордый и ставший очень усталым в последние годы, омраченные материальными невзгодами и семейными неурядицами. Очень часто художник находит своих героев среди простых людей, более всего страдавших от социального гнета. 19) (1631 год, Эрмитаж). Портрет вошел в историю искусства под названием «Синдики» (ил. Каждая тема получает свое графическое решение.
Для распространения его композиций ученики делали с них офорты, предназначенные к продаже. Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус.
Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Часто овального формата бывают его произведения. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника.
А затем эти безыскусственные, полные страдания небольшие картины Страстей Христовых (1634) в Мюнхене и великолепный по ландшафту «Христос в образе садовника» (1638) Букингемского дворца. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Оно считается достоянием Королевства Нидерланды и мирового искусства в целом. Миллионы туристов со всего мира ежегодно приезжают в Амстердам, чтобы посетить Государственный музей (Рейксмюзеум) и полюбоваться знаменитой картиной.
Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. 25). В ее центре – обнаженная по пояс Андромеда, одинокая и испуганная. Спустя семь лет совместной жизни Саския скоропостижно скончалась в 1642 году. Рембрандт обставил свой дом множеством редких вещей, в результате чего он стал настоящим музеем.
Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. В «Положении во гроб» (ок. Осознание непреходящей ценности человека. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Персей оседлал Пегаса, вооружился отрубленной им головой Горгоны, убил морское чудовище и женился на Андромеде. Пластическая форма также получает особую духовность.
1625-1632 гг – Лейденский период творчества. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Художник предельно ограничивает себя в цвете. И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ). Светотень является первоосновной, созидающим элементом художественной структуры. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс.
В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Причем это видно уже с самых ранних работ художника. Одно из лучших решений этой темы – эрмитажная картина «Святое семейство» (ил. По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ).
Изменилась и его живописная манера. И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании. Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. В скупых жестах и выразительных позах воплощена кульминация перехода от напряжения чувств к благополучному разрешению страстей. Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. Сохранилось около 600 масляных картин Рембрандта, хранящихся в общественных собраниях Германии, частных собраниях Англии и в Эрмитаже в Петербурге. Остальные пятеро, слева от Симеона, присутствуют молча и растроганно. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст.
Свои наблюдения он фиксирует то в рисунках, то в живописных этюдах, то есть в подготовительных материалах к фрагментам картин, написанных красками. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Это можно проследить в работе Похищение Ганимеда (второе название Ганимед в когтях орла), хранящейся в Дрезденском музее.
Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция «Даная» (1636, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далёкую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства.
Наглядно он проявился в 1642, когда картина «Ночной дозор» (Рийксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера — вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Художник рисовал с натуры и гравировал интересные персонажи, попадавшиеся ему в еврейском квартале города. Тогда были написаны такие знаменитые картины, как Урок анатомии (1632 год), Портрет Коппеноля (1631 год) и многие другие. Творческий и финансовый успехВ 1634 году Рембрандт играет свадьбу с Саскией ван Юленборх, которая была дочерью успешного юриста. Героический стиль имеет применение лишь в больших портретах, украшающих городские ратуши – здания городского самоуправления – и общественные учреждения в память оказанных услуг.
В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня.
Иногда он достигал желаемого общего действия тона импрессионистским способом, посредством наложения рядом разноцветных маленьких красочных пятен, сливающихся только в глазу зрителя. Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой. Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия. Всё более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый «Портрет жены брата художника», 1654, Государственный музей изобразительных искусств им. занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям («Похищение Ганимеда», 1635, Картинная галерея, Дрезден).
В центре площади находится памятник Рембрандту. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик. Они как будто выхвачены из темноты. Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). Его достижения равно велики и в живописи и в гравюре и в рисунке. В бюргерском интерьере непременно должны царить благопристойность и покой.
Но через десять лет, как показали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный первоначальным решением, существенно перерабатывает образ главной героини. К ним примыкают офорты, выразительное «Изгнание Агари» (1637) из Ветхого и мощное «Изгнание торгующих» (1635) из Нового Завета. Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов— ясность и монументальность крупнофигурных композиций6. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Все это поддерживает в нас ощущение только что завершившейся яростной схватки.
Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия, то человеческое, которое извечно, всечеловечно: материнскую любовь, сострадание. Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом.
Это групповой портрет стрелков роты капитана Баннинга Кока. А. С. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал.
В таких произведениях, как «Портрет старушки» (1654 г. ), «Портрет старика в красном» (1652 – 1654) или автопортрет Рембрандта из Венского музея (ок. Бросив деньги перед приходящими в смятение семью первосвященниками на заднем плане, между колоннами, Иуда на коленях просит у них прощения, наполовину погруженный в наступающую справа мглу. Главные выразительные средства – не линии и массы, а свет и цвет. Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр (посвященный животному миру), пейзаж, натюрморт. В последние годы жизни Рембрандта трагически складывается его личная судьба.
«Ночной дозор» стал монументальной композицией, где ясно звучит тема патриотического подъема, торжества гражданского духа. Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ.
Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при всём этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Одна за другой появляются из-под его руки многочисленные зарисовки.
Ныне подобные произведения мы относим к мифологическому жанру. Так называемый лейденский период творчества мастера продолжается до 1631 года.
В числе первых был написали «Портрет ученого» (ил. Смерть Саскии (1642) отмечает первый, потеря значительного состояния (1656) второй период его амстердамской жизни.
К простейшим и лучшим принадлежат полуфигура писца в Касселе (1632), портреты Бургграфа в Дрездене и его жены во Франкфурте (1633), фигуры во весь рост Мартина Дея и его супруги (1634) у барона Густава Ротшильда в Париже, прекрасная «Дама с веером» (1641) в Букингемском дворце, портрет, который представляет нечто изумительное по тщательному выполнению подробностей, «Дама» с кружевным воротником (1639) и старуха фрау Бас (1642) в Амстердаме. В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов. Женитьба на богатой невесте Саскии (к которой мы вернемся позже в разговоре о «Данае»), многочисленные заказы превращают его в одного из состоятельных людей Амстердама.
Поиск творческой самостоятельности («Меняла», 1627 «Самсон и Далила», 1628). Еще бы. Забытый современниками, совсем одинокий, он создает свое последнее гениальное творение. Но со временем прослеживаются изменения в технике живописи.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. В «Данае» мягкое сияние света начинает восприниматься как излучение человеческого чувства. В так называемом «Фаусте» (ок. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
Войдя в жизнь Рембрандта, обаятельная Саския входит и в его искусство. Эта женщина была круглой сиротой. С 1625 г. Рембрандт начал работать самостоятельно. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Его ранние работы на евангельские темы (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Это четко видно на картинах:Каллиграф (Государственный Эрмитаж)Урок Анатомии (Маурицхейс)Гильдия ткачей (Музей Амстердама). Творческий стильДля работ Рембрандта характерно то, что все важные элементы картины всегда выносятся художником на первый план, невзирая на композиционные особенности.
Кто они — неизвестно. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».
Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. «Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени.
Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии. Художника больше не удовлетворяла лишь «внешняя» жизненная правда – он стремился и к правде внутренней. Проучившись в Амстердаме не более полугода, в 1623 г. Рембрандт возвратился в родной город. 1643, Кассель, Картинная галерея).
Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. То он изображает ее принаряжающейся перед зеркалом, то больной, ожидающей рождения ребенка, то счастливой матерью с сыном на руках. Эта смерть осталась почти незамеченной его современниками. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Рембрандт прожил 64 года. Портреты Рембрандта как бы вбирают в себя не только настоящее, но и прошлое человека – они становятся историей целой жизни, портретом-биографией. Лучшие новейшие книги о Рембрандте принадлежат Боде, Михелю, Нейману, Вету. Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665).
22). Композиция была нарушена. Его эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах и фресках.
1663, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), завершившее евангельскую тему, которая в течение многих лет волновала художника. Она создана по библейской притче, рассказанной Христом. 1655), отражен жизненный путь человека, опыт всех тревог, горестей и разочарований, трудных нравственных испытаний и побед над собой, – опыт, в котором герои портретов Рембрандта никогда не утрачивают душевной чистоты, но который одним прибавляет духовную силу и способность выстоять в жизненной борьбе, а других приводит к смирению, к скорбной и мудрой отрешенности.
К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына». Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Ярким примером этому можно назвать картину Даная, которая хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь. В этом его мастерство считается признанным и непревзойденным по сей день.
То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
«Аллегория музыки» 1626 год. Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Движение, особая возбужденность, взволнованность. Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойденное мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие и передовые идеи времени.
Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Амстердам был самым крупным художественным центром. Влюбленно следует за ней глаз художника. 23), написанной в 1634 году. Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками.
Встань и иди в город, куда шел". Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах — в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал— если не считать несколько ранних картин — только в области жанровой живописи). 1630), «Динарий кесаря» (1629). Но это было не так. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов8. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Колористическое единство здесь особенно поражает.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). В октябре 1669 года Рембрандт ван Рейн скончался. Каждая тема получает свое графическое решение. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
40-60е годы 17 века – период расцвета голландского искусства. Рембрандт объявил себя неплатежеспособным и попросил о передаче своего состояния кредиторам. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля.
Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам. Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба.
Как предполагают, причиной его переезда был крупный заказ гильдии амстердамских врачей на групповой портрет, получивший название «Урок анатомии доктора Тульпа» (ил. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Веру в человека художник пронес через всю жизнь, невзгоды и испытания. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
В картине «Флора» Саския предстает в образе античной богини растительности. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Образ молодой Саскии очень трогателен и весьма отличен от той царственной женщины из «Женитьбы блудного сына».
В дальнейшем ходе своего развития он приходит к огненным краскам, окутанным светотенью, густо, почти телесно накладывая их крайне широкой кистью, заменяемой иногда шпахтелем и кончает все возрастающим по своей плавности письмом, с усиленными тонами и разрешением естественных красок в благоухающую, воздушную, тональную живопись. Действительно, голландские мастера избегают зрелищ, где проявляется действие грубой и жестокой силы, где обнаженно царит дикая страсть к накоплению и обогащению, жажда наживы, которая в действительности была движущей силой жизни. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду. На широкой лестнице они теснятся толпой – это любопытные, верующие, воины.
Эти новые черты отчетливо выступают в эрмитажной картине «Снятие с креста» (ил. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Творчество Рембрандта 30-х годов протекает под знаком опорного труда и постепенного становления. На закате лет он почти не работает кистью. Более просты по мотивам ландшафтные офорты того же времени, таковы вид Амстердама, «Ветряная мельница» и «Деревенские хижины».
Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Он ломает сцепленные до крови руки и все его тело скорчено в безумном порыве. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ). Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
На замечания о небрежности исполнения он отвечает: «Я не маляр, а художник» В полотнах часто появляется тревожный красный цвет и чувство усталости. По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ). В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви.
В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. «Возвращение блудного сына» – это как бы итог мудрых раздумий Рембрандта о мире и людях. Ее отличает прекрасное знание эпохи, простая манера изложения и яркая образность. библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. В «правде натуры» Рембрандт сумел разглядеть душевную, нравственную красоту: Даная прекрасна искренностью и счастьем любви, которым словно светится ее облик. В натюрморте вкусные яства, блистающие чистотой предметы.
Через год начал брать уроки живописи. Библейские композиции, созданные в 1660 годы, подводят итог рембрандтовским размышлениям о смысле жизни. Почти не имея заказов, в середине 50-х годов он терпит банкротство. К этому времени он был уже вполне готовым художником уже имел ученика (Герард Доу). Ее приковали к скале, но ее спас герой Персей, до этого поразивший страшную медузу Горгону, у которой вместо волос на голове росли змеи.
Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
«Мостик Сикса», 1645г. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Но Рембрандт пробыл там недолго.
В луврском автопортрете 1634 (ил. В «Принесении во храм» (ок. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный вариант трактует ту же тему – человек наедине со своими думами. Рембрандт поступил в Латинскую школу. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ).
А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына).
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. «Мостик Сикса», 1645г. Лукаво щурятся глаза, ласковая мимолетная улыбка появляется на устах.
Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом. «Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени. «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме.
«Флора» 1634. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам.
Удивительно выписана ткань ее одежды: кажется, что к ней можно прикоснуться. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Анастасии в келье (1631) в Стокгольме и поразительный «Симеон во храме» (1631) в Гааге представляют внутренние помещения, написанные уже вполне в манере Рембрандта, а в Симеоне духовное передается в равной степени и выразительными жестами и волшебством светотени. В качестве запрестольного образа картина Рембрандта не годится: Иуда, презреннейший из людей, для Рембрандта все же человек, достойный сострадания ибо он раскаялся. Дела отца в этот период шли хорошо и он смог дать сыну лучшее, чем у других детей, образование.
Рембрандт умел создавать портрет-биографию выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном», около 1654). Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше).
Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 г. Большое число работ исполненных им в этот период его жизни, свидетельствует о неустанном труде, с каким старался он совершенствоваться. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам и сразу же завоевал известность картиной «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс). Сквозь внешнюю патетику все более пробиваются подлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменяется подлинной драмой жизни. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта.
Страстным и романтическим является «Похищение Прозерпины» (около 1632г. ) в Берлине, фантастична по ландшафту «Диана и Актеон» (1635) у князя Сальм-Сальм, наивно-реалистично «Похищение Ганимеда» (1635) в Дрездене, которое вовсе не нужно понимать как пародию. В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына).
Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики. А. С. Пушкина, Москва «Падение Амана» или «Давид и Урия», 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряжённая игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Художник достигает этого прежде всего благодаря блестящему мастерству светотени, которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность или драматическое напряжение.
Луки о том, что обанкротившийся художник не может работать в городе и получать с этого доход. В позднейшее время холст был обрезан со всех сторон, причем пострадала преимущественно левая часть, где картина лишилась нескольких фигур, а также верх, где теперь не видно завершения арки. Сюжет композиции «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660 г. ) Ребрандт трактует как столкновение человеческих судеб. Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек).
Замыкающий их высокий темный силуэт стоящей к нам спиной пророчицы Анны вносит в картину особую значительность. Творчество. Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел.
В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. Нередко мы присутствуем при утреннем вставании дамы или кавалера. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Попытка обобщенного образа общества, оценки исторической эпохи. В «Портрете Николаса Брейнинга» (1652 г. ) чутко передан поток мыслей и сменяющих друг друга душевных движений. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
В эту пору жизни Рембрандта им были написаны: "Урок Анатомии" «Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Усугубляется конфликт художника с бюргерским обществом. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. Из крови убитой Персеем медузы произошел крылатый конь Пегас.
Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо. Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой. Глубокий демократизм рембрандтовского искусства. Миф об Андромеде восходит к глубокой древности. Несколько портретов своей возлюбленной создает Рембрандт в офорте и живописи.
27). Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец— бургомистр Леувардена8. Художник скончался в полной нищете в 1669.
Они вдохновляли художника. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Он хочет подчеркнуть достоинство человека в страдании.
В 1640-х гг. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. «Ночной дозор», 1642 – произведение на рубеже раннего периода и периода зрелого творчества. В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. «Анатомия» сделала его любимым портретистом амстердамцев.
Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан. Встал и пошел к отцу своему. Он изучал различные проявления характеров, выражения лиц, мимику индивидуальные черты.
На создание образа Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом.
В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика. Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Зато все требования заказчиков были выполнены. Древней мифологии Рембрандт также не избегал, но переводил ее на свой собственный язык.
Два брата Саскии являлись юристами. Как захватывает действие в жертвоприношении Авраама (1635) в Петербурге, в угрозе Сампсона (1635) в Берлине, в ужасном ослеплении Сампсона (1636) во Франкфурте, как великолепно замкнута композиция и как роскошны краски, пронизанные горячей светотенью, в «Аврааме и ангеле» (1637) в Петербурге, в «Свадебной ночи Сампсона» (1638) и мощном, ранее упомянутом «Жертвоприношении Маноя» (1641) в Дрездене с его светящимся желтым и насыщенным красным тонами. В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). Привычной демонстрации позирующих художнику людей общей профессии Рембрандт противопоставил драматургию вольно решенной сцены, участники которой — члены гильдии хирургов, внимающие своему коллеге, объединены интеллектуально и духовно активным включением в процесс научного исследования. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости («Давид и Ионафан», 1642, «Святое семейство», 1645, — оба в Государственном Эрмитаже, Санкт- Петербург). Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками. Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Некоторые художники отдавали картину в обмен на бочку вина.
Сюда примыкают и портреты-офорты, например Манассе (1636) Двойной портрет кораблестроителя и его супруги (1633) в Букингемском дворце уже отличается богатой живописной жизнью, портрет группа проповедника Ансло, утешающего сидящую рядом с ним в горе женщину, в Берлине (1641), уже наполнен рдеющим, одухотворенным золотистым тоном. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Все пространство картины погружено в полумрак, поглощающий немногочисленные детали фона и свидетелей события, чтобы сосредоточить внимание на фигурах отца и сына.
О нем знают во всем мире, а его картинами восхищаются ценители искусства и живописи по всей планете. Простые, внутренне одушевленные луврские (1640) «семьи плотника», представляющие детство Спасителя, перенесенное в мелкобуржуазную обстановку, также относятся к этому периоду. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. Рембрандт Харменс ван Рейн – известный во всем мире художник и гравер. Пример влияния П. Ластмана на юного Рембрандта. Число офортов изданных в репродукциях Ровинским, определяется новейшими исследователями, опирающимися на Бартша, Бланка и Дютюи, на Сеймур Гадена, Легро, Мидльтона и Гонза, чрезвычайно различно, смотря по количеству листов исключаемых как неподлинные. 20). Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Она датируется 1668-69 годами.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене, в семье владельца мельницы. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. 26), хранящуюся ныне в московском Музее изобразительных искусств. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований10.
С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Книга о Рембрандте – одна из лучших его работ. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей.
Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х гг. Вместе с тем образ не лишен оттенка неустойчивости и беспокойства. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха. Каждому хотелось иметь свой портрет его кисти и сохранилось значительное количество хороших, выразительных, лишь слегка затронутых субъективностью мастера, портретов господ и дам, написанных между 1632 и 1642гг. Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Они темные. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. Это ясно сказывается в таких картинах, как кассельская «Семья дровосека» 1646г., на которой занавеси напоминают заднюю декорацию сцены этого театра. Учился плохо и хотел заниматься живописью.
В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). Так называемая «Даная» в Петербурге (1636), роскошная, озаренная волшебным золотистым блеском женщина с пухлым телом на мягких подушках, представляет высшее достижение Рембрандта в передачи наготы. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта, Хендрикье Стоффельс «Читающий Титус», ок. 1656, Музей истории искусств, Вена). Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь. Но испещренное морщинами некрасивое лицо с толстым носом и запавшим ртом все озарено вдумчивым серьезным взором.
Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». Родился в Лейдене в семье мельника. Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Но в этот час встречи и примирения они не испытывают радости и счастья – ни сын, ни отец не могут отрешиться от всего пережитого и их прошлое находится сейчас с ними – скитания, нищета и унижения одного, горе и долгое скорбное ожидание другого. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот.
В родных краях отныне он появляется крайне редко. А. С.
В «Снятии с креста» (1654 г. ) сгущение теней, вспышки и затухание света передают душевное состояние персонажей, трагизм события и его возвышенный смысл. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. «Принесение Христа во храм» (1628) у Вебера в Гамбурге, «Самсон и Далила» (1628) в королевском замке в Берлине изумительный по светотени небольшой образ св. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Веселые голые ребятишки, небесные амуры, спешат служить герою.
У него достаточно денег и множество заказов, которые он охотно выполняет. Биография Рембрандта того периода свидетельствует о том, что он очень любил писать свою жену, причем не только в портретах, но и зачастую ее образ можно увидеть и на других картинах живописца. Наиболее известными картинами, на которых изображена молодая жена художника являются:Портрет невесты РембрандтаПортрет СаскииРембрандт с его женой. Рембрандт: краткая биография после смерти первой женыСчастливый брак молодого человека продлился не очень долго. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Как безыскусствен и похож на жанр «Милосердный самарянин» (1632) в собрании Уоллеса, как драматически жизнен «Христос перед Пилатом» (1633) в лондонской Национальной галерее, как поэтичен и вместе реален «Отдых во время бегства» (1634) в Гааге. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. Вот в эту минуту, капризной, нежной, кокетливой и показал ее Рембрандт. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще.
Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень. Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим.
Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Цвет приобретает звучность и интенсивность. На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Трагическая смерть учителя и сына повергла участников события в глубокое горе. «Апостол Павел», 1629 – одно из первых произведений на тему, занимающую в творчестве Рембрандта очень большое место: в ней дан индивидуальный образ героя, оставленного как бы наедине с собой и погруженного в размышления. В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше).
Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. В написанных по многочисленным заказам портретах он тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности («Портрет бургграфа», 1633, Картинная галерея, Дрезден) более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (Автопортрет, 1634, Лувр, Париж «Смеющаяся Саския», 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Пушкина). В 1642 Саския умирает. В «Святом семействе» ощущение тепла и нежности материнской любви «поддерживают» тлеющие в коричневатом сумраке красные тона.
С веточкой в руках Саския напоминает сказочную героиню, гуляющую в лесу. И, однако, на склоне лет художник достигает вершины своих творческих возможностей.
Наконец, его ландшафты. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. В офорте «Три креста» (первые три состояния – 1653 г., четвертое – 1660 г. ) хаос пятен света и тени создает представление о массе людей, мечущихся у подножия распятия – в страхе и отчаянии.
Эти как их называют, воображаемые портреты словно воплощали некую мечту о прекрасном человеке, об образе, возвышенном над будничной реальностью. Сороковыми годами начинается новый этап рембрандтовского творчества. Гравировал он и нищих. Виды деятельности. Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой.
Бартш насчитывал 375, Легро самое большее 113, Зингер самое большее 236, Михель и Зейдлиц, к которым мы примыкаем, около 270 листов. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Я обвиняю. » (2008)12. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) был уроженец Лейдена, первые уроки получил он в Лейдене от Якоба ван Сваненбурга, художника, развивавшегося параллельно Ластману, в 1623г. Несколько раз написал «Святое семейство». Эта картина несет в себе символический смысл. Картина «Ночной дозор» стала как бы образом республиканской Голландии, групповой портрет получил значение исторической картины. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя.
Свет определяет и бытие цвета в картине, его выразительную силу. Таков Рембрандт периода «бури и натиска», как часто называют этап 30-х годов в его творчестве. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне.
Отец и сын словно слились в одно существо и стоят недвижные, во власти своих переживаний. Они не приняли главную идею художника.
Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. В последний путь его провожала только дочь Корнелия.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Творчество гениального Рембрандта (1606—1669) — одна из вершин мировой живописи. Искания этого периода завершил знаменитый «Автопортрет с Саскией» («Весёлое общество» около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой.
Он неистовствует и стонет, умоляет о пощаде без надежды получить ее и все же сохраняет на ярко освещенном, повернутом к нам в профиль и одновременно наклоненном лице искаженном душевной болью и тоской, проблески надежды. Монументальный размах. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Он, говоривший в своих картинах о свете, знал, откуда исходит истинный Свет. Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портрета «Старик в красном».
Абсолютно иной момент выбирает Рембрандт. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим.
К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Грациозно наклонив головку, она поворачивает к нам свое лицо. А. С. Пушкина, Москва «Портрет старика в красном», 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Созданные Рембрандтом в 1660-е гг.
Художник узнает горечь старости и одиночества. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. А. С.
24), созданная художником в 1645 году. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности.
Рембрандт пишет без особой тщательности, что вызывает упреки заказчиков. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. В 1662 году Рембрандт выполняет последний заказ на большой групповой портрет. Его «Меняла» в Берлине (1627) дает еще светотени от зажженных свечей, «Павел в темнице» (1627) в Штутгарте уже от солнечного света, врывающегося в высоко расположенное окно. Мы не знаем, что выражает его лицо.
Величие, достоинство, душевное благородство. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Прозвучал боевой сигнал.
Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. Во многом это ознаменовало самую успешную пору в жизни и творчестве художника. В эпизодах, выражающих столкновение тёмного и светлого в человеческой душе («Ассур, Аман и Эсфирь», 1660, Государственный музей изобразительных искусств им.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Его учителями были Сванненбурх, а затем Ластман. На Эфиопию напало чудовище, морской дракон, пожирающий людей. То есть это была, можно сказать историческая картина.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Новшеством явилось также то, что он достигал различных живописных эффектов при самом процессе печатания – в зависимости от того, как он накладывал краску (только ли втирал ее в углубления или оставлял ее также на гладких частях доски и т. д. ). В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). 1669 год. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания.
В этом вместе с опрятностью и уютностью жилища – их роскошь. В раннем лейденском периоде Рембрандт был малым живописцем. К самым ранним принадлежат находящиеся у мистера Гарднера в Бостоне, у князя Чарторыйского в Кракове, «Река» в Амстердаме и «Горный склон» в Брауншвейге к самым эффективным ландшафты с просветом светлого неба в собрании Уоллесса и ольденбургского музея. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. В последнее десятилетие он создает свои лучшие исторические картины. В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда.
В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). Я – Иисус, которого ты гонишь. 40—50-е годы — это пора творческой зрелости. Последним произведением художника стала широко известная ныне картина «Возвращение блудного сына». Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Краски лежат на холсте густыми мазками. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
Он изучал мимику лица. Это можно проследить в работе Похищение Ганимеда (второе название Ганимед в когтях орла), хранящейся в Дрезденском музее. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Сочинения Мутера, Валентинера, Грауля и Розенберга также имеют значение.
То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессилено.