Творчество Пьеро делла Франчески оказало большое влияние на художников Мелоццо да Форли и Синьорелли, его учеников.
Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472 году. Позади них архангелы, а впереди коленопреклонённый сам Федерико да Монтефельтро. Урсулы» и др. ). Как сообщает Вазари, Пьеро делла Франческа работал и для папы Николая V (1447–1454) должно быть именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, церковь Сан Франческо).
Пьеро является автором двух математических трактатов: «О перспективе в живописи» (хранится в Амброзианской библиотеке Милана) и «Книжица о пяти правильных телах». Кроме того, Федериго да Монтефельтро заказал Пьеро делла Франческа алтарный образ (Милан, галерея Брера) для перестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью. Такой способ изображения еще близок к итальянскому раннему Возрождению, однако тонкая проработка всех деталей, ландшафт на дальнем плане (видны княжеские угодья), а также нарочито приподнятое положение портретируемых — свидетельство фламандского влияния.
Родился Пьеро дела Франческа между 1406 и 1420 годами в Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – восточная часть Тасканы) «и назывался по имени свой матери дела Франческа, так как она осталась беременна им, когда отец его, ее муж, умер и так как она воспитывала его и помогала ему достигнуть того, что сулила ему судьба (однако Milanesi приводит факты не указывая своих источников: отец Пьеро-Бенедетто деи Франчески или дела Франческа из очень известного в Борго Сан Сеполькро рода, был женат на Романа да Перино ди Карло из Монтерки и умер только после 1465 года из чего следует1)что дела Франческа есть фамилия, а не прозвище по матери и 2) что отец умер много лет спустя после рождения Пьеро). Написан также по заказу Федериго да Монтефельтро. С повсеместным утверждением в итальянских государствах абсолютистских форм правления (республиканский строй сохранялся на протяжении всего XVI в. и позже, до конца XVIII в., только в Венеции) активно шел процесс продажи и раздачи правителями феодальных титулов и званий городской верхушке, рос бюрократический аппарат, складывался слой чиновничества.
Итальянский художник, представитель тосканской школы. Его перу принадлежат два теоретических трактата, написанных на латыни: De prospettiva pingendi (О перспективе в живописи) и Libellus de quinque corporibus regolaribus (Книга о пяти правильных телах). Во втором ярусе левой и задней стены представлено обретение Креста императрицей Еленой: ей указывают место, где закопаны кресты, на которых были казнены Христос и два разбойника и она чудесным образом узнает, на каком из трех крестов был распят Христос. Мантенья родился ок. «Прибыв из Аретто в Ареццо, Пьеро расписал для Луиджи Баччи, аретинского гражданина, в церкви Сан Франческо капеллу его семьи у главного алтаря, свод которой был уже начат Лореццо ди Биччи», - пишет Вазари.
Piero della Francesca) Ок. Особая возвышенность и благородство отличают образный строй фрески «Воскресение Христа» (ок. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМIII. Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро дела Франческа, например в алтарном образе Мадонна дела Мизерикордия, заказанном в 1445 году Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государствееный музей). 1460, Ареццо, собор Мадонна дельПарто, ок.
Трансформация гуманистического идеала еще не вела здесь к утрате его существенных черт. Эти строгие геометрические профили — портреты герцогской четы. Взаимоотношения отдела кадров с другими подразделениями предприятияV. Эти красочные аккорды иногда основаны на смелых и неожиданных сочетаниях красочных тонов. Неоконченной осталась его картина «Поклонение волхвов» погибла в начале Итальянских войн конная статуя правителя Милана Лодовико Сфорца, созданная Леонардо в глине и предназначенная для отливки в бронзе рано начала разрушаться фреска «Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта Мария делле Грацие, при работе над которой художник смело экспериментировал с красками.
Алтарные картины мастера (Мадонна деллаМизерикордия, ок. Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451 год, Лувр).
Таково «Крещение» (1440, Лондон, Национальная галерея), где серебристая голубизна неба, светлые, охристые тона земли, темная зелень древесных крон, белые, бледно-розовые, розово- и рубиново-красные, синие тона одеяний ангелов и Иоанна Крестителя образуют изысканный красочный аккорд. 1430-х гг. Сейчас уже трудно разгадать все возможные аллегории в этой картине, такие как страусиное яйцо, символизирующее непорочное зачатие, новую жизнь (является и эмблемой рода Монтефельтро), спящий Иисус на руках Мадонны одновременно и символ материнства и символ смерти, что ещё больше подтверждает возможный траурный оттенок этой работы. В картинах со строго канонической иконографией Пьеро делла Франческа предложил оригинальные колористические решения, отдавая предпочтение использованию холодных тонов и особенно большого количества оттенков синего.
Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро делла Франческа, например в алтарном образе Мадонна делла Мизерикордиа, заказанном в 1445 Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государственный музей). Умбрийская национальная галерея, Перуджа. Работал в Урбино, Ферраре, Риме и в др.
Сюжет Истории Животворящего Креста был заимствован Пьеро делла Франческа в одном из самых популярных в художественной среде эпохи Возрождения литературных источников — Золотой Легенде Якопо да Вораджине (середина XIII века). Жесткие методы правления, готовность ради успеха в политике нарушить нормы морали — все это в отрыве от патриотической Цели, которой руководствовался Макиавелли, было абсолютизировано в последующей политической мысли и получило название «макиавеллизм». ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (Piero della Francesca) (1406/1420–1492) итальянский художник и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения.
Как сообщает Вазари, Пьеро работал и для папы Николая V (1447-1454) должно быть именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, Церковь Сан Франческо). Хотя концепция Макиавелли не идентична этому понятию именно в «макиавеллизме» обвиняли смелого мыслителя его критики, особенно из церковного лагеря.
Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица. Михаил в Лондонской Национальной галерее св. Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). Уффици, Флоренция. Самая распространённая версия убеждает, что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»). Краски в его картинах и фресках чисты, легки, прозрачны и светоносны насыщенное воздухом пространство словно омыто свежестью («Крещение Христа», 1450–55 «Мадонна Мизерикордия», 1460-е гг. ). Созданных в этот период, например Святой Иероним (1450, Берлин, Государственный музей) и Св.
Творчество как встреча 33V. Надпись на раме («conveneruntinunum») также говорит в пользу этой теории. В 1442 году он уже вернулся на родину, где в 1445 году получил первый большой заказ. При дворах правителей-гуманистов в Ферраре, Пезаро и Римини Пьеро дела Франческа познакомился с культурой, главным устремлением которой было возрождение античности и использование ее достижений во всех сферах человеческой деятельности, от письма и почерков до изобразительных искусств.
Он полагал, что лежащие в основе природных явлений «разумные принципы» доступны человеческому разуму. Мантенья оказал большое влияние на развитие ренессансной живописи в Северной Италии. (См.
В других картинах. В других картинах. Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Он обращал внимание на роль правителей, мудрые или «плохо обдуманные» решения которых всегда отражались на положении народа, пытался выяснить глубинные причины политических и военных неудач итальянских государств. «Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется ибо всё видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей».
Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – северо-восточная часть Тосканы). Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. «Симптомы» Проторенессанса в изобразительном искусстве не всегда означали ломку готических традиций.
В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, далее слева направо: Иоанн Креститель, Святой Бернардин, Святой Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющего себя камнем в грудь), Франциск Ассизский (показывающий стигматы), Святой Пётр (с раной на голове) и Иоанн Богослов. Иероним (1450, Берлин, Государственный музей) и Св. Иероним с донатором (ок. Николай Толентинский в музее Польди-Пеццоли в Милане. Августина в Борго. Художник создает глазурную технику, которая стала определяющей для его стиля и с ее помощью выразительно передает атмосферу изображаемого. Под влиянием этого увлечения античностью Пьеро стал использовать в своих картинах классические формы, прежде всего в архитектурных фонах.
На переднем плане справа на освещенной солнцем площадке стоят три элегантных господина. Самая распространенная версия, убеждает что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»), согласно другой версии это Св. Николай Толентийский в музее Польди-Пецолли в Милане. Этические ценности, распространенные в торгово-предпринимательских слоях, рационализм и принципы честного накопительства идеи гражданственности и патриотизма уступали место дворянской морали, ценившей родовитость, фамильную честь, воинские доблести и верность сеньору.
В молодые годы Леонардо не получил гуманистического образования (он учился живописи во Флоренции в мастерской Верроккьо) и всегда подчеркивал свою отчужденность от почитателей книжного знания. Впервые изданные в 1505 г., «Азоланские беседы», над которыми Бембо продолжал работать и в последующие годы, многократно переиздавались (в XVI в. было более двадцати их публикаций) и получили широчайшую известность. В поздней работе «Мадонна со святыми и Федериго да Монтефельтро» (ок.
Интересен парный портрет герцога Федерико де Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца (1465), в котором художник, не скрывая изъянов внешности, смог передать внутреннюю существенность и величавость образов. Кульминацией творчества мастера стал фресковый цикл «История св. В обширном литературном наследии Бембо (трактаты, письма, диалоги история Венеции с 1487 по 1513 г., стихи) самыми прославленными оказались «Азоланские беседы» — диалоги на итальянском языке в прозе и стихах. Литературным источником послужила «Золотая легенда» Иосифа Ворагинского (13в. ).
У герцога Гвидобальдо да Монтефельтро в течение ряда лет был на службе писатель Бальдассаре Кастильоне (1478—1529). Персонажам Пьеро делла Франческа в гораздо большей мере, чем у кого-либо из художников XV века свойственно некое имперсональное начало. 1460—1465, Перуджа, Нац. 1470-х, что источники (Вазари) объясняют постигшей его слепотой. В 1469 Пьеро закончил работу над алтарем, созданным им по заказу братства Св. Августин в Лиссабонском Национальном музее св.
Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага). Небольшой по размерам портрет превращается в подобие величественного памятника. На картине Крещение, написанной, вероятно, ок. Его монументальные росписи Камеры дельи Спози во дворце герцога Мантуи, картина «Парнас» и другие произведения отличаются смелостью пространственных решений, необычностью ракурсов, твердым и точным рисунком. Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями (в средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой). 16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны).
Созданных в этот период, например Святой Иероним (1450, Берлин, Государственный музей) и Св. Справа, на переднем плане, полукругом стоят три фигуры, личности которых не установлены. По тонкости замысла и красоте колорита это – одно из наиболее удачных произведений художника.
Художника прославил цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452–66) на тему легенды о животворящем древе Креста, на котором был распят Иисус Христос. Августина в Борго. Существуют три версии возможного сюжета изображённого на картине.
Эта композиция — одна из самых сложных по своей структуре у Пьеро делла Франческа. «Золотые октавы» поэмы Ариосто внесли огромный вклад в формирование литературного итальянского языка. Свое сочинение Бембо посвятил знаменитой Лукреции Борджа, возможно, вдохновившей его на создание «Азоланских бесед». Это реквием по умершей жене (ныне находится в пинакотеке Брера, Милан).
Пьеро является автором двух математических трактатов: «О перспективе в живописи» (хранится в Амброзианской библиотеке Милана) и «Книжица о пяти правильных телах». Родился Пьеро дела Франческа между 1406 и 1420 годами в Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – восточная часть Тасканы) «и назывался по имени свой матери дела Франческа, так как она осталась беременна им, когда отец его, ее муж, умер и так как она воспитывала его и помогала ему достигнуть того, что сулила ему судьба (однако Milanesi приводит факты не указывая своих источников: отец Пьеро-Бенедетто деи Франчески или дела Франческа из очень известного в Борго Сан Сеполькро рода, был женат на Романа да Перино ди Карло из Монтерки и умер только после 1465 года, отсюда следует 1)что дела Франческа есть фамилия, а не прозвище по матери и 2) что отец умер много лет спустя после рождения Пьеро). Иоанн Евангелист в Собрании Фрик в Нью-Йорке и св. Младший современник Макиавелли, флорентиец Франческо Гвиччардини (1483—1540) еще в юности обратился к изучению прошлого родного города. На картине Крещение, написанной, вероятно, около 1453 года. Его образцовый «новый государь», стремящийся к созданию сильного принципата, должен был обладать несгибаемой волей, направленной на осуществление этой задачи имеющей исключительный смысл и традиционные нормы морали, как считал Макиавелли, не должны были служить препятствием для достижения столь великой цели.
Первый эпизод — «Смерть Адама» — изображен в люнете правой стены. XVI в. (Чинквеченто) — последнее столетие в истории итальянского Ренессанса. Римини, Урбино. Это имело свои причины.
Изысканный и образованный Урбинский двор вдохновил его на создание диалогов «О придворном» (первая редакция сочинения была закончена в 1516 г. ). 1460, Ареццо, собор Мадонна дель Парто, ок. Справа, на переднем плане, полукругом стоят три фигуры, личности которых не установлены.
1448, Сансеполькро, Пинакотека ПолиптихСант Антонио, ок. Умер Мантенья 13 сентября 1506. Этот небольшой портрет является парным к портрету супруги герцога Баттисты Сфорца. На алтарной картине, выполненной по заказу Федериго да Монтефельтро (1444—1484) для Сан Бернардино в Урбино изображен коленопреклоненный заказчик картины в блестящих доспехах.
Креста» (1452-60) в церкви Сан Франческо в Ареццо. Он оставил в Борго значительное состояние и несколько домов, которые он сам для себя построил и которые отчасти сгорели и были разрушены в 1536 году. Колористическое дарование художника сформировалось под влиянием его учителя Доменико Венециано, чья палитра была основана на светлых, холодных тонах несомненное влияние на Пьеро делла Франческа оказала и живопись нидерландских мастеров. Николай Толентинский в музее Польди-Пеццоли в Милане.
Августин в Лиссабонском Национальном музее св. По своей композиционной выстроенности и ритмике они подобны прекрасным зданиям. Квантроченто- этап Раннего Возрождения в Италии- триумфальный период в истории искусства. На задней стене изображены два пророка. Как сообщает Вазари, Пьеро работал и для папы Николая V (1447-1454) должно быть именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, Церковь Сан Франческо).
Стены расчленены на три регистра. 1465, Флоренция, Галерея Уффици). Фреска, 336747 см.
Согласно другой версии, это Святой Мартин, папа римский VII века (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осуждён и впоследствии принял мученическую смерть. Иоанн Евангелист в Собрании Фрик в Нью-Йорке и св. До конца 1430-х – начала 1440-х годов ренессансные веяния не ощущались в Ареццо – одном из крупнейших городов Умбрии.
Под влиянием этого увлечения античностью Пьеро стал использовать в своих картинах классические формы, прежде всего в архитектурных фонах. Эти творческие устремления Пьеро делла Франческа находят свое наиболее полное и абсолютное воплощение в его последней работе — монументальной алтарной композиции Мадонна со святыми (Алтарь Монтефельтро, ок. Это направление получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде, где оно решало главным образом декоративные задачи. 1490г., – исследование о совершенных пропорциях).
С 1439 по 1442 живет во Флоренции, где работает с Доменико Венециано. Главным мотивом, организующим композицию, придающим ей торжественность и размах, создающим особое пространство духовной сосредоточенности, пронизанное неярким светом и прозрачными тенями, становится написанная с большой пластической энергией, почти осязаемая архитектура — величественный церковный интерьер с колоссальной алтарной нишей. Реставрация и недавние исследования показали, что первоначальный размер картины был уменьшен, а художник намеревался включить в композицию больше архитектуры и пространства, сделав её более воздушной. Реалистический подход к познанию прошлой и современной политической жизни, принцип единения теории и практики отстаивал младший современник Леонардо да Винчи, выдающийся историк и реформатор науки о государстве Никколо Макиавелли (1469—1527). В «Истории Флоренции» он изложил события с восстания чомпи 1378 г. и до 1509 г., когда писалось это сочинение. Фигуры объединены клссическим парапетом и пейзажным фоном. И в то же время его колористическое дарование уникально.
Во фреске «Сон императора Константина» он одним из первых в европейской живописи делает попытку передать поток света, рассеивающий ночную мглу. 1431–1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Но и он несоразмерно мал для столь продолжительного творческого пути. Бичевание Христа, около 1470 года.
Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в Портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451, Лувр). В комплекс личных покоев герцога входили Зал Муз и Студиоло (кабинет для ученых занятий), украшенный изображениями знаменитых людей работы нидерландского живописца Йоса ван Гента. Иоанн Евангелист в Собрании Фрик В Нью-Йорке и св. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей.
В 1469 году Пьеро был призван ко двору герцога Федерико в Урбино, где по заказу этого государя исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее). 1470, Урбино, Нац. По Леонардо, человек-творец может не только сравниться с природой, но и превзойти ее: «Там, где природа кончает производить свои виды, там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещей». Целое, однако, образует единство, обладающее чертами ренессансной соразмерности. По третьей версии, это сон Блаженного Иеронима.
Они очевидны в зарождающейся драматической напряженности художественных образов, позже дошедшей до трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических усилий человека в борьбе с роковыми силами, противостоящими ему. В поздние годы обратился к теории искусства, написав трактаты De prospettiva pingendi (О перспективе в живописи, до 1482) и Libellus de quinque corporalibus regularibus (Книга о пяти правильных телах, 1482). По своей композиционной выстроенности и ритмике они подобны прекрасным зданиям. Ариосто проявляет исключительную свободу в композиционном построении поэмы, которая состоит из множества переплетающихся и параллельных сюжетных линий, нередко почти зеркально отражающих друг друга. 1460—1465, Перуджа, Нац.
Здесь находили гостеприимство видные гуманисты, зодчие, художники. Фигуры объединены классическим параметром и пейзажным фоном. Базилика Сан-Франческо в Ареццо). Леонардо призывал не доверять «тем авторитетам, которые одним воображением хотели посредствовать между природой и людьми». 1470, Урбино, Нац. Неистовый Орландо одержим безумной любовью к Анджелике — черта многих героев средневековых романов (безумие влюбленного в Изольду Тристана, страстная любовь Ланселота и т. д. ).
Иероним (в образе монаха-отшельника, бьющий себя камнем в грудь), Св. В своем суровом искусстве он часто создавал обобщенно-героизированные образы людей, страдающих и мужественных изображая их на фоне пустынных, словно окаменевших пейзажей.
Затем действие переходит на алтарную стену, где в верхнем регистре изображены две фигуры пророков, под ними справа в среднем регистре — «Перенесение Священного Древа». Это самое знаменитое произведение мастера. Вокруг Мадонны полукругом стоят святые. Дерево, масло, 248170, Пинакотека Брера, Милан. На картине Крещение, написанной, вероятно, около 1453 года.
Уроженец маленького тосканского города Борго Сан Сеполькро, он, видимо, учился во Флоренции у Доменико Венециано (в одном из документов 1439 года упоминается как его помощник). На картине Крещение, написанной, вероятно, ок. Таким образом, он работал около трех десятилетий.
По третьей версии это сон Бл. «Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона три фигуры на заднем плане— два человека и ангел с босыми ногами— обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима». В церкви Святого Кириака Анконского на алтаре святого Иосифа он написал в прекраснейшем сюжете обручение Богоматери», -пишет Вазари. Ариосто продолжил многие сюжетные линии «Влюбленного Орландо», достаточно стереотипные также и для итальянских народных поэм каролингского и бретонского циклов. Ствол дерева – неизменен, листва – прихотлива». Разрыв между полюсами богатства и нищеты достиг в Италии небывалых размеров.
При дворах правителей-гуманистов в Ферраре, Пезаро и Римини Пьеро делла Франческа познакомился с культурой, главным устремлением которой было возрождение античности и использование ее достижений во всех сферах человеческой деятельности, от письма и почерков до изобразительных искусств. Следующий эпизод – видение Креста Константину и его победа над Максенцием. Ясное, строгое построение композиции излучает теплоту и ни с чем не сравнимую выразительность.
В последние годы Пьеро стал терять зрение и углубился в изучение математики. Видное место в литературе Высокого Возрождения занимает творчество Пьетро Бембо (1470—1547). Михаил в Лондонской Национальной галерее св. В других картинах, созданных в этот период, например Св.
Признаки наметившихся кризисных явлений складываются и в резко проявившихся в ту пору контрастах общественной мысли: рационализм и трезвый взгляд на действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками идеального земного града. Этим периодом датируется одна из его прекраснейших картин – Бичевание Христа (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигуры и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, все геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции).
Правда, список работ художника, который приводит в своих Жизнеописаниях Джорджо Вазари примерно вдвое больше: значительная часть работ художника не сохранилась. Антонелло да Мессина, многому научившийся у нидерландской школы живописи, в том числе и работе с масляными красками, прославился мастерством выразительных реалистических портретов, а Джованни Беллини прошел эволюцию от навеянных творчеством Мантеньи героических образов к полным поэзии изображениям одухотворенных мадонн, красота которых гармонирует с величавым покоем дальнего пейзажа. Полиптих Сан Антонио, 1460–1470 годы. Его поэма, создававшаяся в 1483—1494 гг., осталась незавершенной из-за смерти поэта.
МАНТЕНЬЯ, АНДРЕА (Mantegna, Andrea) (ок. Мартин, папа римский VII в., (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осужден и впоследствии принял мученическую смерть. Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине Святой Себастьян (Вена, Художественно-исторический музей). Поклонение царицы Савской дереву и ее встреча с Соломоном, около 1452–1466 годов.
Существуют три версии возможного сюжета изображённого на картине. В 1469 году Пьеро был призван ко двору герцога Федерико в Урбино, где по заказу этого государя исполнил картину «Бичевание» в ризнице урбинского собора (в Урбинской галерее).
Конечно, в то время были художники более талантливые и менее одаренные, были пролагатели путей и просто их последователи, но категория «посредственности» к художникам Возрождения неприменима. XVIII).
1472—1474, Милан, галерея Брера), фресковые алтарные композиции (Мария Магдалина, ок. Свисающее с потолка яйцо является символом рождения Христа и одновременно эмблемой Монтефельтро. В сцене Видение Креста Константину использован эффект ночного освещения. В композициях нет ничего случайного, суетного. Креста (ок. Творческая деятельность Пьеро делла Франческа-живописца прервалась задолго до его смерти в сер.
Около 1469 Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря Сант Антонио в Перудже (Милан, Брера). «История Италии» была опубликована спустя четверть века после ее создания (1561—1564) и принесла Гвиччардини славу выдающегося историка. Обязанности отдела содержания общежитийIV. Итальянский художник и теоретик искусства. Так были написаны и его большие циклы картин, посвященных святым («Жизнь св. По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). Палаццо Дукале, Урбино. Здесь изображены две сцены.
По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). После восстановления власти Медичи в 1512 г. Макиавелли оказался в изгнании. Мучители Христа кажутся бесстрастными, остановившимися в своем движении, словно участники «живой картины». Выдающимся мастером североитальянской живописи был Андреа Мантенья (1431—1506) испытавший сильное воздействие римской античности.
Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Испытал влияние Мазаччо и Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. 1452, Венеция, галерея Академии), впервые появляется пейзаж. Согласно другой версии, это Святой Мартин, папа римский VII века (Рим в то время входил в состав Византийской империи), который был вызван в Константинополь на суд, осуждён и впоследствии принял мученическую смерть. Пьеро делла Франческа великолепно использует специфические возможности портрета.
Иероним с донатором (около 1452 года, Венеция, Галерея Академии), впервые появляется пейзаж. В «Истории Италии», первом сочинении такого рода, Гвиччардини детально прослеживал политическую судьбу страны с 1492 по 1540 г., то есть того периода, когда она стала ареной международного военного конфликта, свидетелем которого был он сам. Стены расчленены на три регистра.
Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро делла Франческа, например в алтарном образе Мадонна делла Мизерикордиа, заказанном в 1445 Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государственный музей). Художник из маленького городка, до 16 в. не попавшего в сферу культурного влияния Флоренции, Пьеро с готовностью учился у мастеров из других городов. Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица.
Известно, в частности, его тесное сотрудничество с выдающимся математиком Лукой Пачоли. Подвиги паладинов императора Карла Великого и приключения рыцарей короля Артура, прочно вошедшие в средневековую романистику, впервые объединил в поэме «Влюбленный Орландо» непосредственный предшественник Ариосто, также связанный с феррарским двором, Маттео Мария Боярдо. Важное значение получил и культ куртуазности. Следующий эпизод – видение Креста Константину и его победа над Максенцием. Как сообщает Вазари, Пьеро делла Франческа работал и для папы Николая V (1447–1454) должно быть именно во время этой поездки мастер познакомился с произведениями античной скульптуры, прекрасное знание которой он демонстрирует в картине Крещение Христа (Лондон, Национальная галерея) и в цикле фресок Легенда о Святом Кресте (Ареццо, церковь Сан Франческо). По его представлениям, разлитое в природе «разумное», божественное начало открыто человеку ибо он сам — неотъемлемая часть природы.
«Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона три фигуры на заднем плане— два человека и ангел с босыми ногами— обсуждают отношение между классической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима»4. Стены расчленены на три регистра. Бембо выступал и как теоретик проблемы формирования итальянского языка. Дерево, смешанная техника, 58, 481, 5 см.
Биографические сведения о Пьеро делла Франческа довольно скудны. Самая распространённая версия убеждает, что перед нами бичевание Иисуса Христа перед Пилатом (во многих источниках эта картина упоминается именно как «Бичевание Христа», «Бичевание Спасителя»). По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). Единовластие необходимо, по его мнению, на начальном этапе формирования централизованного, способного отстоять свою независимость государства.
Впоследствии Пьеро делла Франческа работал в Ареццо и других городах, входивших в состав владений Флорентийской республики, а с начала 1450-х годов и по заказам правителей маленьких итальянских княжеств — Сиджизмондо Малатеста (Римини), Лионелло дЭсте (Феррара), Федериго да Монтефельтро (Урбино). До подлинного ренессансного «открытия личности» тут еще не доходит. Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которой вскоре последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца (в 1472 г. ) и этим алтарным образом, хотел обеспечить протекцию всему своему роду.
В этом образе придворного Кастильоне не только воплотил гуманистический идеал личности, он оказался в то же время и социально ограниченным средой и представлениями аристократической элиты, к которой принадлежит герой Кастильоне и в которой он живет и действует. Глаз живописца он считал тонким инструментом научного познания и создал в своих записях своеобразную апологию возможностям глаза. «Мудрость есть дочь опыта», — повторял он, подчеркивая, что познание, не прошедшее через опыт, через ощущения, с которых он начинается, не порождает истины о действительных порядках природы. Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица.
Иероним с донатором (около 1452 года, Венеция, Галерея Академии), впервые появляется пейзаж. галерея области Марке Рождество, ок. Так же в период с 1446 по 1454 года создана одна из его прекраснейших картин – «Бичевание Христа» (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигура и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, всё геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции). Он был драматургом, автором ярких комедий «Мандрагора» и «Клиция», писал стихи и прозу, был мастером эпистолярного жанра. Иеронима.
Герои поэмы обладают новыми, ренессансными чертами. Кроме того, Федериго да Монтефильтро заказал Пьеро алтарный образ (Милан, галерея Брера) для перестроенной им францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где он изображен коленопреклоненным перед Богоматерью. В нижнем регистре той же стены — один из последних эпизодов истории: «Битва императора Ираклия с Хосроем», а в верхнем регистре, над сценой обретения креста Еленой — «Воздвижение Креста Господня» (святыня была возвращена в Иерусалим императором Ираклием).
Отметьте чудные дела земной жизни Христа. II. Пётр Мученик (с раной на голове) и Иоанн Богослов. 1465г. ) своими чеканными контурами напоминают античные медали.
Следующий эпизод — «Наказание иудея, не захотевшего открыть императрице Елене местонахождение креста, на котором был распят Христос», вновь возвращает действие на алтарную стену. Они — и влюбленные, верные своим возлюбленным, ради которых совершают смелые подвиги. В картинах со строго канонической иконографией Пьеро делла Франческа предложил оригинальные колористические решения, отдавая предпочтение использованию холодных тонов и особенно большого количества оттенков синего. Идеальный придворный—само воплощение грации, гармонии, красоты, он эстетически совершенен.
Урбинский герцог был личностью во всех отношениях незаурядной. К их числу принадлежит и одна из его лучших станковых работ «Бичевание Христа» (1452, Урбино, Национальная галерея области Марке). Культура и творчество. Билет 34. городах. Родился между 1406 и 1420 в Борго Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – северо-восточная часть Тосканы).
Мучители Христа кажутся бесстрастными, остановившимися в своем движении, словно участники «живой картины». Существует три версии возможного сюжета изображенного на картине. Примерно с середины 1460-х годов Пьеро делла Франческа работал при дворе Федериго да Монтефельтро – графа, а с 1474 герцога Урбино.
работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции. Позади них архангелы, а впереди коленопреклоненный сам Федерико да Монтефельтро.
Театральные постановки приурочивались, как правило, к сезону карнавальных празднеств, которые отличались здесь особой красочностью. Это самое знаменитое произведение мастера.
Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). Годы ссылки (1513—1520), которую он отбывал в своем небольшом имении под Флоренцией, стали временем его наиболее интенсивной творческой активности, порой создания самых значительных трудов: «Рассуждении о первой декаде Тита Ливия», «Государя», трактата «О военном искусстве», комедии «Мандрагора». Результаты своей практики он изложил в трактатах «О перспективе в живописи» и «О пяти правильных телах», где связал понятие совершенства с мерой, числом, пропорцией и геометрической формой.
Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная культура не избежала кризисных явлений. «Иерониму однажды приснилось, что он подвергся бичеванию за чтение язычника Цицерона три фигуры на заднем плане – два человека и ангел с босыми ногами – «обсуждают отношение междуклассической и патристической литературой, как это отразилось в истории сна Иеронима». Как и Альберти, он верил в силу разума и знания, в созидательную мощь человека.
Обретя силу и устойчивость, оно может перейти к «народному правлению». Дерево, смешанная техника, 338230 см. Михаил в Лондонской Национальной галерее св. Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472.
Заслугой его стали трезвые оценки особенностей политического развитом разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм — все это вне теологического контекста, характерного для средневековой политической мысли. II. Особенно тонко передана жизнь света в его поздних работах (Мадонна Сенигалия, ок. Это можно утверждать как о его архитектурном плане, так и всей системе декора – экстерьера и интерьера. пинакотека Умбрии Мадонна со святыми, ок. На задней стене изображены два пророка.
Сохранившееся наследие Леонардо, прежде всего выдающиеся работы, положившие начало искусству Высокого Возрождения, такие как оба варианта «Мадонны в скалах», портрет Моны Лизы («Джоконда»), картон для росписи «Битва при Ангьяри», «Св. По третьей версии, это сон Блаженного Иеронима. Бернардин, Св.
Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта, характерная для фламандской живописи). Она располагается на земле по непреложному закону. Это в первую очередь объясняется его темпераментом, однако здесь также сыграло свою роль изучение античной скульптуры.
В кон. Вне критики оставался сам герцог Феррары. В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе. Высокое Возрождение пришлось на время опустошительных Итальянских войн (1494—1559), когда Апеннинский полуостров стал ареной борьбы Франции с Испанией и Империей за овладение Неаполитанским королевством и Миланским герцогством. 1415—1420, Борго Сан Сеполькро — 1492, Борго Сан Сеполькро (ныне город Сансеполькро).
галерея Мадонна со святыми, ок. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на «подражание» натуре, а на «преображение» ее. Это самое знаменитое произведение мастера.
Около 1469 Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря Сант Антонио в Перудже (Милан, Брера). piero della francesca) (ок. Так же в период с 1446 по 1454 года создана одна из его прекраснейших картин – «Бичевание Христа» (Урбино, Национальная галерея Марке), в которой фигура и окружающая их архитектура построены со строгим соблюдением пропорций, всё геометрически выверено и изображено в соответствии с законами линейной и воздушной перспективы (которые изменены только в группе с бичуемым Христом для постановки смыслового акцента композиции). В новой обстановке менялись настроения и идеология различных социальных слоев.
Влияние Христианства на формирование Древнерусской культуры. Будучи придворным комедиографом в Ферраре, Ариосто создал ряд прославивших его комедий — «Сундук», «Чернокнижник», «Подмененные». Считается, что Федерико заказал эту роспись в честь рождения наследника престола Гвидубальдо, за которым вскоре (в 1472году) последовала смерть его супруги Баттисты Сфорца и этим алтарным образом хотел обеспечить протекцию всему своему роду. В монастыре августинцев он написал на дереве алтарный образ и эту вещь весьма хвалили фреской он исполнил «Богоматерь Милосердие» в одном обществе или как они себя называют, братстве а во дворце консерваторов – воскресение Христа, которое считается лучшим из его произведений в названном городе и вообще из всех его работ», - пишет Вазари.
галерея области Марке), положив начало новому живописному жанру. В XVI в. «Неистовый Орландо» издавался многократно, поэма была доступна любому грамотному читателю. Более того, это единство характеризует готический стиль в целом.
Величественный облик его персонажей, лаконизм изобразительного языка, ярко выраженное монументальное начало роднят его с такими флорентийскими мастерами, как Мазаччо. Ниже, в среднем регистре — «Встреча царя Соломона с царицей Савской». По приказу Федериго в его маленькой столице один из выдающихся архитекторов Италии Лучано Лаурана воздвиг колоссальный дворец — «город в виде дворца», как писали о нем современники.
1448, Сансеполькро, Пинакотека Полиптих Сант Антонио, ок. пинакотека Умбрии Мадонна со святыми, ок. Пьеро делла Франческа (около 1420, Борго Сан-Сеполькро, недалеко от Ареццо — 1492, Борго Сан-Сеполькро), собственно Пьеро ди Бенедетто дей Франчески, — один из наиболее значительных художников раннего Возрождения и новатор перспективного построения.
«Прибыв из Аретто в Ареццо, Пьеро расписал для Луиджи Баччи, аретинского гражданина, в церкви Сан Франческо капеллу его семьи у главного алтаря, свод которой был уже начат Лореццо ди Биччи», - пишет Вазари. Впрочем это впечатление обманчиво: в позднейшие эпохи художественных произведений появлялось не меньше, все дело в том, что «средний уровень» их в эпоху Возрождения стал исключительно высоким. Это — своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности.
Постройки нередко оказываются незаконченными в пределах картинной плоскости, части их как будто осечены в результате обрамления холста рамой. 1470, Урбино, Нац. На задней стене изображены два пророка.
Напротив, можно доказать, что Пьеро использовал композиционный принцип, доминировавший во флорентийской живописи середины 1430-х годов: последовательное уменьшение размеров фигур от переднего к дальнему плану фигуры первого плана определяют также размер колон изображенных построек. Около этого же времени исполнены им не менее мастерские фрески в церкви св. Республиканские убеждения Макиавелли ярко раскрылись в его последнем крупном произведении — «История Флоренции», которое принесло ему славу выдающегося историка. Родился в семье ремесленника. 1448–50гг. ), Римини (1451 и 1482), Риме (1459), Ареццо (до 1466г. ). Его привлекала среда художников, скульпторов, ученых, занятых естественными науками.
1470, Лондон, Нац. Растения пробиваются в расщелинах камня и фрагменты античных мраморов разбросаны у ног мученика. Около 1469 года Пьеро создал еще один алтарный образ для францисканского монастыря Сант Антонио в Перудже (Милан, Брера).
В центре Мадонна на троне со спящим Иисусом, далее слева направо: Иоанн Креститель, Св. После 1472 года Пьеро пишет портрет герцога Федерико да Монтефельтро и герцогини Баттисты Сфорца, его супруги между 1472 и 1474 годами — «Алтарь Монтефельтро» (Мадонна со святыми и герцогом Урбинским). Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. Сигизмунд с Сиджизмондо Малатеста»), в котором особенно хороши портрет заказчика (герцога) и архитектурные околичности.
Импрессионистические мотивы в трактовке листвы, заимствованные художником, возможно, у Доменико Венециано, в более поздних его работах, написанных под влиянием фламандской живописи, стали одной из самых ранних в западноевропейском искусстве попыток изображения предметов с учетом освещения. Для него характерны условность в изображении волос и глаз (знаменитые миндалевидные глаза, заимствованные у персонажей Доменико Венециано) и идеализация черт лица. Портреты были созданы в память о Баттисте Сфорца после ее смерти в 1472. Созданная в Ферраре поэма Ариосто «Неистовый Орландо», над которой он работал многие годы (1516—1532), стала одной из художественных вершин итальянского Возрождения.
В результате его труды определили ведущую роль Макиавелли в ренессансной науке о государстве. «Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия» («Государь», гл. В этом одна из причин некоторой «закрытости» ряда работ Пьеро делла Франческа для современного зрителя, невозможности найти их убедительную интерпретацию. Мучители Христа кажутся бесстрастными, остановившимися в своем движении, словно участники «живой картины». ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА (Piero della Francesca) (1406/1420–1492) итальянский художник и математик, один из величайших мастеров эпохи Раннего Возрождения. Многогранное творчество Леонардо, происходившего из небольшого тосканского городка Винчи (1452—1519), — одна из вершин культуры Высокого Возрождения.
Августин в Лиссабонском Национальном музее св. В Венеции основателями нового искусства стали Антонелло да Мессина, Джованни Беллини, Витторе Карпаччо. Оно включает пору его ярчайшего расцвета, так называемое Высокое Возрождение (конец XV—30-е годы XVI в. ), время Позднего Возрождения (40 — 80-е годы) и период его постепенного угасания в условиях ужесточившейся католической реакции. XIII век явилась началом ренессансной культуры Италии – Проторенессансной. Они изображены на фоне пейзажа, видимого с высоты птичьего полета (черта характерная для фламандской живописи).
Работал в Борго Сан Сеполькро, Ареццо, Риме, Ферраре, Флоренции. Последняя (третья) редакция диалогов была напечатана в Венеции в 1528 г. в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки. Подражание фламандской технике и импрессионистическая трактовка освещенных предметов появляются уже в портрете Сиджизмондо Малатеста, правителя Римини (1451 год, Лувр). Надпись на раме («convenerunt in unum») также говорит в пользу этой теории.
В отличие от Макиавелли, своего друга, которого он, впрочем, нередко критиковал, Гвиччардини не склонен был оправдывать систему единовластия ни при каких обстоятельствах — он оставался верным республиканским принципам, хотя и аристократической окраски и в других своих сочинениях, в частности в диалоге «Об управлении Флоренцией». Контраст иного рода достигается в результате сопоставления двух битв: конной атаки Константина и рукопашной схватки войск Ираклия и Хосрова. Эпоха дученто, т. е.
В последние годы Пьеро стал терять зрение и углубился в изучение математики2. Одна из лучших — «Встреча царя Соломона с царицей Савской». 1472—1474, Милан, галерея Брера), фресковые алтарные композиции (Мария Магдалина, ок. 1463г. ).
На заднем плане слева в дальнем помещении перед Пилатом и неким наблюдателем происходит Бичевание Христа. Автор двух научных трактатов («О перспективе в живописи», до 1482г., в котором впервые дано математическое обоснование перспективы «Книга о пяти правильных телах», ок.
Таким был и он сам, осуществлявший в своем творчестве союз теории и практики. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового». Канон и самобытное творчество. Сюжет фресок- история обретения животворящего древа Креста, на котором был распят Христос.
Это время теснейшего взаимодействия различных сфер художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейся общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства — на основе новой, ставшей единой для всего их ансамбля стилистики. Франциск (показывающий стигматы), Св. Лодовико Ариосто (1474—1533), блестящий поэт и драматург, был связан службой с герцогским домом дЭсте в Ферраре, где чтили светскую культуру и рыцарский этикет. Обращение автора поэмы к сюжетам французских рыцарских романов, весьма распространенных и в итальянских народных сказаниях, не было случайным.
Сан Франческо, Ареццо. Фигуры объединены клссическим парапетом и пейзажным фоном. Возможно, еще до отъезда в Рим в 1458 Пьеро дела Франческа выполнил Фреску Воскресение в ратуше Борого-Сан Сеполькро, находящуюся сейчас в городском музее. Бесконечная длительность момента господствует и в «Воскресении Христа» (1455—1458, Сансеполькро, Пинакотека), где Христос не восстает из гроба, а спокойно стоит, опершись ногой на крышку саркофага.
По заказу герцога был написан знаменитый диптих с портретами самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца (Флоренция, галерея Уффици). Контраст иного рода достигается в результате сопоставления двух битв: конной атаки Константина и рукопашной схватки войск Ираклия и Хосрова. Влияние Мазаччо преобладает в ранних работах Пьеро дела Франческа, например в алтарном образе Мадонна дела Мизерикордия, заказанном в 1445 году Братством милосердия Борго Сан-Сеполькро (Сан-Сеполькро, Государствееный музей).
Не случайно он новаторски рассматривал различные «механические искусства», к которым причислял и живопись, как деятельность, стоявшую вровень с почитавшимися издавна «свободными искусствами». До конца 1430-х – начала 1440-х годов ренессансные веяния не ощущались в Ареццо – одном из крупнейших городов Умбрии.
ВитражиВнутреннее пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создает образ небесного мира Можно представить себе – аналогии с детальной разработкой иконографии порталов и всего скульптурного декора, – что и в разработке сюжетов витражей не будет ничего случайного. Движения неторопливы и плавны, жесты скупы и выразительны. В сцене Видение Креста Константину использован эффект ночного освещения. Гвиччардини подверг тщательному анализу эволюцию политической системы —от пополанской демократии к тирании Медичи — придя к выводу, что оптимальной формой правления для Флоренции была бы олигархия, «правление лучших».
Августина в Борго. В основе этой цикличности лежит постоянно присущая жизни общества борьба противоречий и интересов, конфликты малых и больших групп, «непреложный ход событий».
В верхней части свода написано круглое окно, через которое видно небо богато одетые персонажи глядят вниз с балюстрады, данной в сильном перспективном сокращении. галерея области Марке), положив начало новому живописному жанру. Оно продолжается на левой стене в сцене «Обретения и испытания Животворящего Креста императрицей Еленой». Он мудрый советчик правителя, преследующий не свой личный, но государственный интерес. Эта работа широко прославила Кастильоне в Италии и за ее пределами.
Творчество и бессознательное 23IV. Для взглядов Леонардо характерна пантеистическая тенденция. Алтарные картины мастера (Мадонна делла Мизерикордия, ок.
1472—1474, Милан, галерея Брера). Мастер тосканской школы.
«Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется ибо всё видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей»3. В трактате «Рассуждения в прозе о народном языке» (1525) он отстаивал преимущества тосканского диалекта, в котором видел основу литературной итальянской речи и призывал обращаться к языку Петрарки и Боккаччо. Этот высокообразованный человек, любитель наук и искусств, был и профессиональным военным, в качестве наемного полководца (кондотьера) командовал войсками римского Папы. Мадонна со святыми и герцогом Федериго да Монтефельтро, около 1473 года. В правой части убедительно изображено, как она рассказывает Соломону о своем видении. Однако сегодня, сравнивая произведения Пьеро делла Франчески с шедеврами более известных мастеров, можно смело утверждать, что этот тосканский художник «принадлежит к числу мастеров, главное значение которых не в том, что они были предшественниками, а в том, что они сами были великими художниками». В произведениях Пьеро царят светлая радость и торжественный покой.
Определенную трансформацию претерпели и гуманистические идеалы.