Хотелось бы еще добавить, что на творчество Павла Андреевича Федотова оказало влияние творчество немецкого художника 19 в. Карла Шпицвега – также замечательного мастера жанровых сцен.
Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Многое в искусстве Федотова сближает его и с молодым Достоевским. Совершеннее стала и живописная техника художника.
Крылова, прозорливо увидевшего в нескольких просмотренных ранних рисунках художника его огромный дар живописца «народного быта». А. Заурвейда. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния.
Взяв от Академии навыки профессионального мастерства, Федотов, тем не менее, становится в оппозицию официальному академическому искусству. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком и после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков. В Москве его ожидает теплый прием.
Сочинение этих произведений отличается сложностью и запутанностью их основная идея, так сказать, подчеркивается прибавкою к выражающей её главной сцене побочных эпизодов художник не скупится на аксессуары, могущие усилить вразумительность сюжета и иногда абсолютно загромождает ими свою композицию движение человеческих фигур хотя и характерно, но угловато и утрированно то же самое надо сказать и о лицах, которых тип и экспрессия переходят в гримасу. Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью. Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. «Именно в этом жанре изобразительного искусства дилетантский уровень приближался к профессиональному». 4 Федотовская ирония тут сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию: сперва обстоятельно-описательному, затем все более тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней жизни модели – «Портрет А. И. Федотова, отца художника» (1837), "Писательница Е. П. Ростопчина", около 1850, ГТГ.
Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Картина «Тройка» – хрестоматийно известная работа Василия Перова. к. сам служил), мещан. Герои картины были достаточно типичны и узнаваемы: молодцеватый жених, пышная, с округлыми плечами и плавными движениями невеста, простоватый купец, озабоченная купчиха, суетливая сваха. Сватовство майора, 1848, – все в ГТГ), Федотов более сложно строит сюжет, давая повествовательное раскрытие события, сочетает критический пафос с поэтическими представлениями о мире, добивается гармоничности композиции, чистоты красок, отделанности деталей.
Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Отец Федотова, старый суворовский солдат, готовил сына к военной карьере. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Они отличаются ясно выраженными жанровыми чертами. Рядом гитара. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность.
Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Художник охотно пользовался формой группового портрета, позволявшей сообщить композиции сюжетную завязку – например, акварельные портреты братьев Дружининых (1840, Русский музей) и офицеров Финляндского полка, среди которых находился сам автор (около 1840, Третьяковская галерея).
Везде следы недавней пирушки и былого веселья. Родился в Москве 22 июня 1815 года. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником.
В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Доброжелательный и общительный по природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Эволюция творчества Федотова во многом отражала судьбу общественного движения в России.
Окончательный, третий вариант картины был написан в 1851-1852 годах (Третьяковская галерея). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Композиция картины разворачивается по горизонтали, появляется панорамность. Ждановича и А. П. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура.
исполнена серия рисунков сепией – «Нравственно-критические сцены из обыденной жизни». Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в "Сватовстве майора", надолго вошел в практику русских художников. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Обычный, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества, приобретает в этом произведении обобщающее значение. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными.
Странная комната освещена свечами, отчего вокруг пляшут зловещие тени. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см.
После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Жданович (1846-1847, Русский музей), А. Легран (около 1850, Государственный художественный музей Белоруссии, Минск). Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). Кто-то видел, как художник заказывал гроб. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому. Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день.
Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Главными героями его картин становятся простые люди, главными сюжетами – обычная жизнь. Лиричности образа способствует и красота линейного ритма и свободная, сочная моделировка цветом формы. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Федотов желал воплотить в нем свое представление о нравственной чистоте и «неземной» прелести женщины, противопоставив им прозаичность и жестокую несправедливость окружающей социальной среды. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1).
Вместе с ним учился будущий известный художник И. М. Прянишников. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Несмотря на успех своих первых картин, Федотов все более и более убеждался, что ему недостает серьёзной подготовки для того, чтобы передавать полотну свои идеи быстро и свободно, что в его возрасте для покорения себе художественной техники надо трудиться настойчиво, тратя бездну времени и пользуясь хоть некоторым достатком. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине.
Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами.
Первый период творчества Федотова завершает картина «Завтрак аристократа» (первоначальное наименование «Ложный стыд», Третьяковская галерея), которую он начал писать в 1849 году. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). Павел стал задумчивым и молчаливым. За сравнительно короткий промежуток времени с 1846 по 1852 год (год смерти художника) он написал несколько небольших картин: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», два варианта «Сватовства майора», «Завтрак аристократа», три варианта «Вдовушки», «Анкор, еще анкор. » и «Игроки».
В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Жданович (1846-1847, Русский музей), неизвестного архитектора (1840-е годы, Русский музей), Е. П. ассигн. Необходимую практику он получал по-своему – делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых.
В ней наглядно проступает связь искусства Федотова с реалистическим театром, заметное влияние оказала на замысел художника комедия Гоголя «Женитьба». Даже в это трудное время Федотов не прекращал работы над картинами. Картина долгое время не удавалась художнику. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. Произведения двух последних лет жизни – самостоятельная страница творчества Федотова. Этой заслугой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистичное самолюбие». Драматическое действие, обстановка сцены разработаны в «Разборчивой невесте» с большей сложностью и мастерством, чем в предыдущем полотне. когда мысли и чувства человека направлены внутрь. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя».
Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Художник, однако, не изображал события, случившегося в его семье.
в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший экстаз. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. Действие картины развивается в Москве на Трубной площади, у монастыря.
Первый период проходит под знаком сознательной борьбы Федотова за приобщение искусства к действительности, за социально обличительную тематику, за право живописца на создание типических картин современной общественной жизни. Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни.
Со всей широтой развернулся талант Федотова народного бытописателя в картине «Сватовство майора» (1848, Третьяковская галерея). В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848). Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России.
Успех превзошел все ожидания. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. В страданиях детей передана вся бесчеловечность и дикость существующего миропорядка.
В картине "Анкор, еще анкор. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве.
Отец, старый суворовский солдат, готовил сына к военной карьере. Свежий кавалер. Все в интерьере кричит о бессмысленности человеческого существования. Почти одновременно с работой над «Вдовушкой» зрел замысел картины «Анкор, еще анкор. » (около 1851, Третьяковская галерея). В ней приоткрылась новая грань драматического таланта Федотова.
В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Федотов не просто высмеивал тщеславие купца, корысть майора, жеманство невесты или грубость матери. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
Жданович (1849 г. ), а затем – драматических полотен. Ростопчиной (около 1850, Третьяковская галерея), Е. П. Здесь с отказом от развитого действия, содержание сосредоточивается в подтексте. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. После чего художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения вещественного положения, отважился представить неоконченную картину величавому князю. Отрицательный герой, как и в «Сватовстве майора», наделен привлекательной внешностью.
«Театральность» изображенной Федотовым сцены проистекала из его поразительного умения выявить узел драматического действия и показать это действие в развитии. На портрете Перов запечатлел типичный образ интеллигента, который болеет душой за все человечество. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Сейчас ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед этим к обличению пошлых и тёмных сторон российской жизни, новый элемент — толкование явлений светлых и радостных.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк.
Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Художнику это хорошо удается, его картины пользуются большой популярностью на выставках.
Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь.
Популярности Федотова содействовало то событие, что практически сразу со «Сватовством майора» стало понятно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией.
Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Да так, что он за три месяца создал шедевр. Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ). Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848).
Главный герой картины у Федотова не человек – тоска и безнадега. В этом решении Федотова укрепил благожелательный отзыв великого баснописца И. А. В искусстве художника ясно различаются два периода, водоразделом для которых послужили революционные события 1848 года.
К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Тем сильнее ее облик должен был выражать глубокую скорбь. Содержание картин — изобличение не изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Из произведений, загаданных Федотовым в эту пору, но оставшихся исключительно в набросках, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в российской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под воздействием Хогарта. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство.
Картины становятся более камерными, маленькими по размеру. В колеблющемся свете нагоревшей свечи еле видны участники сцены: офицер и его денщик. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Перспектива присутствует и для других персонажей сцены – возможность посплетничать о происходящем сватовстве за пределами дома, разнеся эту новость по округе. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Ее появление на академической выставке стало настоящим триумфом художника.
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). Много времени посвящает изучению картин Эрмитажа, обращается за советами к К. П. Брюллову. В картине тема карточной игры развивается в загадочное драматическое действие.
Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. Павел Андреевич длительно раздумывал, пользоваться ли ему королевской милостью, но, в конце концов, подал прошение об отставке и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. (1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. Результатом таких наблюдений стали карандашные наброски: «Васильевский остров зимой», «Рынок», серия рисунков сепией «Нравственно-критические сцены из обыденной жизни».
В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. Работы Федотова – кусочек настоящей, непарадной жизни обычного человека, живущего в России в середине XIX века. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки.
Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. Его привлекали площади, рынки, окраины Петербурга. Полотно «Утопленница» организовано на тонких нюансах. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии.
Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Федотов был изумлен, а незнакомец сказал, что приехал только за тем, чтобы выразить ему свой восторг. В июне он посетил несколько домов, в каждом из которых сватался, получив какие-то деньги, пропал. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве.
Игра закончена и трое игроков встали, разминая затёкшие от долгого сидения тела. Однако, охладев к своему замыслу исполнил только 8 рисунков, а сюжет одного из них использовал в первой своей картине – "Свежий кавалер". В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Особый раздел составляет портретное творчество Федотова. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации.
В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. Родился он в семье мелкого чиновника. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.
При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. Первые портреты Федотов создает в технике акварели еще на воинской службе. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. И в 1844 г. выходит в отставку, решив целиком посвятить себя искусству.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. В то же время, как бы торопясь высказаться, Федотов лихорадочно работал над несколькими картинами, в которых ставил задачи, абсолютно новые для него самого и для всей русской живописи. Но это не было механическим подражанием театру. Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг. Не меньший успех она имела и в Москве, где Федотов провел четыре месяца в начале 1850 г. Там же он успел закончить и свою следующую картину – "Не в пору гость" (или "Завтрак аристократа"). «Моего труда в мастерской немного – только десятая доля, – утверждал художник.
Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Интенсивней и ярче зазвучал колорит. На следующий день его не стало. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. В 1840-х гг. По натуре человек веселый, балагур и острослов, он постепенно превращается в мрачного, раздраженного, молчаливого.
В то время каждый художник писал картины на историчекие темы и Перов также решил попробовать себя в новом качестве. Люди – игрушки и жертвы «пустого времени» – эта тема вырастает у Федотова до образа безвременья, до приговора николаевской действительности, убивающей лучше силы человека. Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. В его картинах критики стали усматривать «злобу и сатирическую насмешку над изображаемыми лицами».
В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее не объективно, а с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Идея картины «Свежий кавалер» (1846, Третьяковская галерея), которую Федотов любовно называл «мой первый птенчик», долго зрела в его уме.
Около двух лет трудился Федотов над своей картиной, окончив ее лишь в 1851 году. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск).
Поэзия Федотова гораздо ниже созданий его карандаша и кисти, однако и ей присущи те же достоинства, какими отмечены они, но в десять раз больше. По своим художественным достоинствам «Игроки» уступают картине «Анкор, еще анкор. ». На картине (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Учителями В. Перова были художники М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий и С. К. Зарянко.
Исчезли или перестали выделяться, погруженные в полумрак, отдельные детали обстановки. Бело-голубая фигура девушки помещена художником в коричневую оправу. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эпизод, запечатленный в картине «Свежий кавалер», был возведен Федотовым до степени характерного, общественного явления.
Кроме того, он сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Непременный атрибут поздних произведений Федотова – свеча в сумерках ночных интерьеров.
Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Картина «Сватовство майора» принесла автору настоящий триумф. Афоризм художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» – прямо относится к персонажам «Анкора» и «Игроков». И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки».
Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». Началась замкнутая одинокая жизнь. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям), пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. На мерцающем свете огарка построен весь психологический и живописный строй произведения. Но когда его сатирические бытовые сценки попались на глаза баснописцу И. С. Выйдя в отставку изображал в сатирической, нередко гротескной, форме события вседневной жизни.
ассигнациями в месяц». Несомненно, что сюжет новой картины Федотова «Вдовушка» возник под влиянием семейной трагедии.
В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Он никак не мог передать облик и выражение глаз убитой горем молодой женщины. Оптимизм сменился скепсисом, разочарованием. Недаром за эту картину художник был удостоен звания академика живописи. В крайне обобщенном виде переданы предметы, наполняющие тесное помещение.
13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Дети страдают их лица искажены.
Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Федотов в июне 1834 года получает билет на право посещения рисовальных классов Академии художеств, но в связи с занятостью в полку занимается в них нерегулярно. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств.
Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. в портрете Федотов не преодолевал отрицание поэтического мироощущения. В прессе началась травля художника. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. Все остальное тонет в мглистом тумане беспощадного города. фигура Пугачева была для него неясна. Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи.
Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. Вольнослушателем посещает классы Академии художеств, выполняет в начале 1840-х гг. На картине «Вдовушка» (1851, 1852 – второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем – потерей любимого мужа – полон сожаления об утраченном счастье.
Федотов стремился превзойти и затмить Хогарта. Это картины «Анкор, еще анкор. » (1850 – 1851, ГТГ), «Игроки» (1852, Киевский музей русского искусства) и серия рисунков к «Игрокам». Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Анкор, ещё анкор.
Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. Новое произведение Федотова «Разборчивая невеста» (1847, Третьяковская галерея), написанное на сюжет одноименной басни Крылова, вводит зрителя в иную общественную среду – в нарядную гостиную дома сановника с положением. Отныне жизнь художника, полная лишений и невзгод, стала настоящим подвигом. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Это не были простые повторения, а развитие и усложнение первоначального замысла. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника.
Попыткой создания картин на батальные темы явились заказанные ему великим князем Александром Николаевичем акварели «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка» (обе – 1841-1842, Русский музей) и более поздняя сепия «Переход егерей вброд через реку» (1844, Третьяковская галерея). В этот же период он пишет несколько картин на исторические сюжеты («Плач Ярославны», «Первые русские христиане», «Поволжские хищники», «Пугачевцы», «Никита Пустосвят», 1880-1881). Уже во «Вдовушке» не было развернутого действия, в еще большей степени это относится к новой картине. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Все в доме, включая кошку на первом плане картины, посвящены в исход дела. Но вскоре отношение к творчеству Федотова изменилось. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Лиц у них как будто нет.
Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. Художник много рисует. Пространство уже более упорядочено, более сложно по организации: зритель одновременно наблюдает две сцены в соседних комнатах.
Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Он выполняет ряд жанровых сценок в технике сепии, которая сделала его популярным. Работая над «Вдовушкой», Федотов создал три варианта картины.
От всего его живого облика веет свежестью и молодостью. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Родоначальник критического реализма в русской живописи.
человека жаждущего познакомиться. Павел Андреевич Федотов – офицер, оставивший армию ради искусства. – Главная моя работа на улицах и в чужих домах.
В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Содержание картины неизмеримо значительнее. Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Летом 1837 года великий князь, вернувшись в Санкт-Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией.
Можно рассмотреть лишь лицо проигравшего, который сидит за столом в оцепенении. В искусстве появляется тема одиночества души. Используются эффекты искусственного освещения. По-прежнему любовно Федотов выписывал предметы обстановки.
Стало известно, что имя Федотова фигурировало на следствии по делу петрашевцев. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Федотов нередко прибегал к нейтральному фону. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Анализируя композиционные особенности таких работ как «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», становится заметна эволюция художника.
На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. 2015 Пересветов переулок – ИНФО – информаторы выставочного зала. Рукописи, книги, безделушки не были простыми атрибутами «обстановочного портрета», а вводили в атмосферу интеллектуальных интересов и повседневной жизни портретируемого. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). Они не похожи на все предыдущие работы художника.
Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). Это обвинение городу в смерти загубленной девушки. Жданович за клавесином (1849, Русский музей).
Но основным учителем для него, как он считал, была сама жизнь. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. Портреты художника отличаются тонким психологизмом. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Огромную роль играют детали, так как в середине века появляются дагерротипы.
Девушка изображена за игрой на клавесине. В 1858 году картина «Приезд станового на следствие» была удостоена большой серебряной медали. Из искусства уходит серьезная гражданственная тематика и образ героя. В 1849 г. на выставке Академии художеств помимо этой картины Федотов представил еще две – «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Утро чиновника, получившего первый Крестик" (1846). не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. У него постепенно пропадало зрение, часто болела голова иногда проявлялись бессонница и нервные расстройства.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Под карандашом Федотова оживали сцены бессмысленной и изнурительной муштры темами его рисунков и акварелей становятся полковые учения и лагерная служба. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей российского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального бреда бытия и мыслей о бессмысленности людского существования, предвосхищающих тему бреда в искусстве символизма. В них он отказывается от развитого действия – содержание как бы уходит в подтекст. Особенно важную эмоциональную роль играет колорит в картине Анкор, еще, анкор.
ассигнациями в месяц». «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Он похож на Федотова.
Этот образ по своей экспрессии принадлежит к числу лучших созданий Федотова. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в "Сватовстве майора", надолго вошел в практику русских художников. Сатирически-обличительный подтекст имели и названия работ: «Первая ночь обманутого молодого», «Кончина Фидельки», «Последствия смерти Фидельки», «Бедной девушки краса – смертная коса» и др.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство.
Модель Федотова обычно пребывает в спокойно сосредоточенном состоянии. После картины «Завтрак аристократа» (1849 – 1850, ГТГ) следует несколько вариантов сюжета «Вдовушка». Анкор, еще анкор.
Одна из самых важных особенностей творческого метода Федотова – огромная роль наблюдения в творческом процессе. Новое содержание искусства мастера требовало и соответственных новых средств выражения. в месяц». В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения.
Не стало и богатства федотовских красок. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). В годы ученичества В. Г. Перов много внимания уделяет социальной проблематике. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации.
Трудно было отобразить и двойное освещение: от свечи и от окна.
Толчком к ее написанию стала судьба овдовевшей сестры Федотова. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. Однако тема человеческого одиночества становится ведущей в поздних произведениях Федотова. «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы».
Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Картина подводит своеобразный итог творчества художника в 1840-е годы. " (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана).
В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. Люди – жертвы «пустого времени» – эта тема вырастает у Федотова до образного философского обобщения, где лица заменены масками, фигуры – манекенами обычное физическое движение подменяется динамикой мелкого мазка, вибрирующим светом и возникает страх от ощущения эфемерности происходящего. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Имя Федотова всегда почиталось высоко, но главным образом за ранние работы и особенно за "Сватовство майора", в котором он впервые решительно проложил реальности дорогу в русскую живопись, став родоначальником бытового жанра и предшественником художников-передвижников, явившихся четверть века спустя.
Подлинной жемчужиной творчества Федотова является портрет Н. П. ассигнациями в месяц». Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его.
Нет, чтобы идти и идти прямо, я должен оставаться одиноким зевакой до конца дней моих». Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Он замыкается в себе и постепенно теряет веру в людей, а вместе с верой – и рассудок. Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. В 1830-е годы акварельный портрет был одной из самых модных форм графики.
Так в «Свежем кавалере» мы практически не видим действия, тогда как в «Разборчивой невесте» действие начинает разворачиваться в конкретном времени, а в «Сватовстве майора» действие подобно раскручивающейся пружине и вбирает в себя большое количество персонажей. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Мои сюжеты рассыпаны по всему городу и я сам должен их разыскивать». Перегибы цензуры Федотов обрисовал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках).
По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста».
– командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. В портрете путь Федотова был легче, чем в других жанрах, т. к. Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Ради искусства Федотов отказался от военной карьеры, личного счастья и благополучия. Все права защищены. В картине организующая роль принадлежит свету.
Последние два года существования Федотова достаточно загадочны. Писал лихорадочно быстро, стремясь осуществить все свои замыслы. В конце 40-х гг.
В портрете А. Н. Островского Перов изобразил другой характер – экстраверт, т. е. Разборчивая невеста, 1847. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848).
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Здесь все гротескно: герой – бос, халат – рван (пародирует императорскую тогу), окружающие предметы обличают и критикуют героя – пустого и никчемного человека.
Естественный свет уступает место искусственному освещению. Много времени художник посвящает изучению картин в Эрмитаже, особенно «малых» голландцев. На ней официальные лица грели сургуч. Но художник сумел справиться с этой задачей.
То есть эта картина является визитной карточкой художника. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Художник полностью отдал себя искусству.
Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. Композиционный центр картины – лица детей – выхвачены светом. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Все эти 3 картины были выставлены в академии и получили положительные отзывы руководства академии и общественности. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме эскизам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое заглавие: «Утро бюрократа, получившего 1-ый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. На Васильевском острове Павел снял у хозяйки небольшую бедную комнату и начал обучение в Академии художеств. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848).
Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Федотов продолжил в графическом портрете ранее начатую линию рисуночных портретов, создав прекрасные портреты – «Портрет поручика И. Е. Львова» (1846), «Портрет Амалии Легран» (1846-47), в которых язык рисунка стал прямым носителем содержания образа. Всё было естественно и натурально.
Картина имела большой успех на выставке. Она внутренне сосредоточена и серьезна. В данной работе находит применение эмалевость живописной поверхности, как у любимых художником голландцев изменяется отношение художника к предметам. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Федотова называют Гоголем в русской живописи.
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке.
Цензура воспретила издание «Вечером заместо преферанса», загаданое Федотовым и его наиблежайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Триумф "Сватовства майора" был высшей точкой в жизни художника. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии.
Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Творческий путь П. А. Федотова необычен. Этот прием станет ключевым для творчества Федотова. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшихся до этого пехотой, Павел Андреевич стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора Заурвейда. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином.
Портрет Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова по праву считается лучшим в иконографии писателя. А вместе с тем усложняется и процесс работы над образом персонажа. В результате – литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой.
«Вдовушка» одно из самых поэтических произведений Федотова. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
(1851—52). Почти все вещи осквернены казённым сургучом. ассигнациями в месяц».
«Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования». Обилие действующих лиц не создает хаотичности: «вся жизнь – театр, а люди в ней – актеры». Павел Андреевич долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью, но, наконец, подал прошение об отставке и 3 января 1844 году был уволен с чином штабс-капитана и правом носить военный мундир. Свеча в сумерках интерьера – довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом. Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Этот счастливый майор, конечно.
Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу. Он обладал даром широкого художественного обобщения. Даже друзьям художника это новое направление кажется не сулящим успеха. Но Перов выходит за рамки простого портрета, создавая тип интравертного портрета, т. е. Но в то время как переживания «аристократа» передавались с помощью экспрессивной позы и жеста, молодая женщина оставалась внешне бездейственной. По-особому решает Федотов и колористический строй картины: живописная гамма строится на мягких переходах и соотношениях голубых, желтых, белых и коричневых тонов, некоторым контрастом с которыми звучит темнота волос модели. Федотов не изображает свою модель в традиционном положении в «фас», он ищет для нее новую формулу, новое положение, которое Сарабьянов назвал «линейный модуль», обращая внимание на то, что силуэт фигуры передается гибкой линией, повторяющейся в контуре кресла, абрисе рук.
Для художника, не имевшего систематического образования, это был ответственный шаг. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. Они сильно отзываются влиянием Хогарта.
За рядовым обычаем – сватовством разорившегося дворянина к богатой купеческой дочке – скрывалось осуждение нравов господствующих сословий. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. Мальчик, с которого Перов писал образ на картине, вскоре умер и к художнику пришла мать мальчика с надеждой увидеть своего сына на картине.
Упущенное время он компенсирует неистовой работоспособностью. Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). 3 октября 1833 года был издан высочайший указ о производстве Федотова в первый офицерский чин.
Картина «Сватовство майора» вызывает ощущение театрального представления. На смену ровному гармоничному освещению в «Сватовстве майора» пришло более контрастное сопоставление света и теней. Образ пожилого человека, появляющийся из темноты, замкнут и отстранен от окружающего мира. Сам художник поведал историю центрального персонажа в рассказе «Тетка Марья».
Вот почему к ним в той или иной мере приложимо понятие "фантастический реализм". Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова огромное воспоминание и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча величавого князя». Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». На стене висят пустые рамы — три игрока словно вышли из них.
Первым из них была картина «Вдовушка» (1852 г. ). Взгляд девушки исполнен сложных душевных переживаний, раздумий. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика.
Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Родные художника были тесно связаны с мелкочиновничьей и купеческой средой старой Москвы. Потерпели неудачу попытки репродуцировать с помощью литографии собственные картины и издать серию своих великолепных иронических рисунков на темы городской жизни. Господствуют мрачные, красно-коричневые тона, придающие бессмыслице происходящего какой-то зловещий оттенок.
Они полюбили друг друга, часто переписывались, но от брака Павел Андреевич отказался. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Таковы портреты Ф. Е. Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. Федотов значительно расширил художественные возможности жанровой живописи.
Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин»., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — 2-ой вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ симпатичной юный дамы, постигнутой величавым несчастьем — потерей возлюбленного супруга — полон сожаления об утраченном счастье.
Это уже не сатира и комедия под девизом «смех исправляет нравы», а грустная лирическая элегия. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. Да и давний интерес Федотова к живописи в Петербурге еще больше окреп. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. «Вдовушка», как и «Завтрак аристократа», представляла собой однофигурную композицию.
Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Яковлева (около 1846, Третьяковская галерея), П. В. В них во всю ширь развернулся его талант народного бытописателя. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор.
И вместо балов он начал посещать вечерние классы Академии художеств. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. В группировке фигур, в мимике и жестах героев несомненно отразились впечатления художника от мизансцен и актерской игры. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург.
Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Федотов выступает в роли режиссера, мастерски расставляя персонажи действа. Монохромия и отсутствие интереса к фактуре отличают последние картины Федотова. Положение студента Перова было тяжелым, средств к существованию практически не было (отец разорился), но преподаватель училища Е. Васильев предложил Перову свои стол и квартиру, за что художник остался благодарен на всю жизнь. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой.
Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков».
(1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846).