В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. В искусстве появляется тема одиночества души. Это – в подлинном смысле критический реализм, выраженный поздними произведениями Федотова в форме романтического гротеска. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Чернышева «Прощание отъезжающего офицера с семейством» (1850) и «Благословение жениха и невесты» (1851) восходят к Федотову, но очень сильно уступают ему в глубине, остроте трактовки сюжета. Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице приятели выхлопотали перевод его осенью 1852 года в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе.
П. Федотов «Вдовушка» (второй вариант, 1851-1852). Сатирически-обличительный подтекст имели и названия работ: «Первая ночь обманутого молодого», «Кончина Фидельки», «Последствия смерти Фидельки», «Бедной девушки краса – смертная коса» и др.
Творческий путь П. А. Федотова необычен. Сам Павел Андреевич был одинок в своей борьбе за новое направление в русском искусстве. Родился в Москве 22 июня 1815 года.
За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Ради искусства Федотов отказался от военной карьеры, личного счастья и благополучия. Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Кто-то видел, как художник заказывал гроб.
Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». До встречи с Крыловым, Федотов не с большим успехом пытался стать баталистом. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его.
Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Картина "Свежий кавалер" – первое в русской живописи произведение бытового жанра, впоследствии породившее немало подражаний. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848). Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство.
Его выбор пал на лейб-гвардии Финляндский полк, который был расквартирован в Петербурге. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. " (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. Художник много рисует. Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график.
Полотно «Утопленница» организовано на тонких нюансах. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». И в 1844 г. выходит в отставку, решив целиком посвятить себя искусству. Холст, масло, 62 х 47 см. Портрет Надежды Петровны Жданович (в замужестве Вернер) за клавесином (1849-1850).
Видимо, она ещё не привыкла к лицемерию и фальши, вот таким образом и ведет себя натуральнее всех. Много времени посвящает изучению картин Эрмитажа, обращается за советами к К. П. Брюллову. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург.
Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Рядом с ним не было друзей, кроме его верного денщика Коршунова.
Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Социально-обличительная тенденция ярко проявляется и в живописном творчестве художника. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848). В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее не объективно, а с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами.
Особый раздел составляет портретное творчество Федотова. Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Из искусства уходит серьезная гражданственная тематика и образ героя. Федотов выступает в роли режиссера, мастерски расставляя персонажи действа. Бумага, акварель, тушь, перо. Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями.
В картине "Анкор, еще анкор. Упущенное время он компенсирует неистовой работоспособностью.
Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. В первой части своей работы Павел Андреевич Федотов.
В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). человека жаждущего познакомиться. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура.
к. сам служил), мещан. И аристократ, заслышав шаги гостя, прячет этот кусок под раскрытой книгой. Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. Для художника, не имевшего систематического образования, это был ответственный шаг.
Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Сначала Федотов рисовал по преимуществу портреты сослуживцев, военные маневры. В персоне «свежего кавалера» как бы олицетворяется бюрократическая система самодержавия, со всеми присущими ей пороками. В 1850е годы федотовская традиция с трудом «пробивалась», временами практически сходя на нет.
Если герои классической поры говорили высоким стилем, то новые герои — простым языком, лишенным литературных изысков. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Взгляд девушки исполнен сложных душевных переживаний, раздумий. Необходимую практику он получал по-своему – делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых.
К вершинам федотовского искусства относится «Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно» (1849—1850), покоряющий красотой чистого девичьего образа. Его высочество за написание сей картины пожаловал будущей знаменитости бриллиантовый перстень. Продвижение по службе проходило быстро: в 1833 г. он уже имел первый офицерский чин. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. Все остальное тонет в мглистом тумане беспощадного города. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу.
Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). Все его начинания (как, например, попытка издавать иллюстрированный сатирический журнал) пресекались правительством. В Москве его ожидает теплый прием.
Появились статьи, в которых живопись Федотова называли «временной» и «злобной», «нехристианской». В портрете путь Федотова был легче, чем в других жанрах, т. к. Из-за долгов он продал родительский дом. Но работа продолжалась. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851).
Те художники, которые его окружали, школы не составили. Положение студента Перова было тяжелым, средств к существованию практически не было (отец разорился), но преподаватель училища Е. Васильев предложил Перову свои стол и квартиру, за что художник остался благодарен на всю жизнь. Триумф "Сватовства майора" был высшей точкой в жизни художника.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Тщеславие, жизнь напоказ, враньё – эти явления были знакомы Федотову и вызывали у него чувство неприязни. Этот прием станет ключевым для творчества Федотова. В портрете А. Н. Островского Перов изобразил другой характер – экстраверт, т. е. Беспросветная, гнетущая нужда постоянно преследовала семью Федотовых.
(1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Еще кадетом Федотов увлекся рисованием, но оно, наряду с сочинением стихов и пением под гитару, долго служило ему лишь средством скоротать досуг: он рисовал карикатуры и портреты друзей. Всё имущество уже опечатано за долги, опечатана и дверь. Но Перов выходит за рамки простого портрета, создавая тип интравертного портрета, т. е. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Художник подвергся преследованиям.
Естественный свет уступает место искусственному освещению. В итоге буквально все в композиции этого произведения напоминает Сватовство майора. в месяц».
к. сам служил), мещан. Вольнослушателем посещает классы Академии художеств, выполняет в начале 1840-х гг. Художник полностью отдал себя искусству.
Огромную роль играют детали, так как в середине века появляются дагерротипы. В первой части своей работы «Павел Андреевич Федотов. Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Казарменная жизнь», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г». Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения.
Одним из авторов, освятившим данный вопрос, является Галина Константиновна Леонтьева. Федотов стремился превзойти и затмить Хогарта. Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю.
На ней официальные лица грели сургуч. Творчество молодого художника питалось впечатлениями русской действительности. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. Но судьба не была благосклонна к нему.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Случилось, что сам Николай I приметил талант Федотова. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу.
Те художники, которые его окружали, школы не составили. Отец волнуется меньше всех, он уверен в качестве своего «товара» и довольно улыбается. Картина «Тройка» – хрестоматийно известная работа Василия Перова.
«Поздравляю вас, вы меня обогнали», — сказал он молодому художнику. Персонажами его картин стали не знаменитые мужи древности, не герои евангельских или древнегерманских легенд, а простые «маленькие люди», живущие скудно и прозаично, с обыденными чувствами и ничем не выдающейся судьбой. Оптимизм сменился скепсисом, разочарованием. Здесь каждый образ, в том числе и образ кошки, наполнен содержанием. Так же основательно написана и картина «Завтрак аристократа». Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Все в доме, включая кошку на первом плане картины, посвящены в исход дела. Они сильно отзываются влиянием Хогарта. Бумага, акварель, графитный карандаш, 27. 8 х 33. 6 см.
В этот же период он пишет несколько картин на исторические сюжеты («Плач Ярославны», «Первые русские христиане», «Поволжские хищники», «Пугачевцы», «Никита Пустосвят», 1880-1881). Через сатиру и обличение нравов, сочувствие обездоленным, в своих графических работах, впервые в русской живописи, Федотов сформулировал программу критического реализма. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Другого живописца 60х годов XIX века, А. Л. Юшанова, также читают продолжателем федотовской традиции.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Идея этой картины зародилась у художника во время горьких размышлений над судьбой сестры, которая потеряла мужа. И вот майор приходит в купеческий дом с предложением руки и сердца. Родился он в семье мелкого чиновника. Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Свежий кавалер.
Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. Искусствоведы, признали лучшим третий вариант картины, в нём уже не осталось и следа от семейных тягот Федотова.
В 1830-е годы акварельный портрет был одной из самых модных форм графики. Василий Григорьевич считается продолжателем федотовской традиции. Возможно, где-то в глубине души он понимает этого чиновника, может быть, даже сочувствует ему, но сатира всё-таки налицо. Последующие картины Федотова («Разборчивая невеста» и «Сватовство майора») имели большой успех. Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. П. Федотов «Завтрак аристократа» («Не в пору гость»). Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати.
Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. ассигнациями в месяц». П. Федотов «Сватовство майора» (1848). Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь.
Живопись психологизируется, становится выразителем душевных состояний тревоги, тоски, подавленности. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Господствуют мрачные, красно-коричневые тона, придающие бессмыслице происходящего какой-то зловещий оттенок. Здесь с отказом от развитого действия, содержание сосредоточивается в подтексте. Из его картин, красовавшихся на петербургской выставке и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая местную публику в такой же, если ещё не в больший восторг, как и петербургскую. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому.
Произведения двух последних лет жизни – самостоятельная страница творчества Федотова. 3 октября 1833 года был издан высочайший указ о производстве Федотова в первый офицерский чин. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Да так, что он за три месяца создал шедевр.
В 1871-1872 годах художник пишет портреты знаменитых людей: А. Н. Островского, В. И. Даля, А. Ф. Писемского, А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина, Ф. М. Достоевского и другие. Естественный свет уступает место искусственному освещению. В искусстве появляется тема одиночества души. Образ пожилого человека, появляющийся из темноты, замкнут и отстранен от окружающего мира.
Он выполняет ряд жанровых сценок в технике сепии, которая сделала его популярным. Учителями В. Перова были художники М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий и С. К. Зарянко. Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик.
Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В 1840-х годах в портретном творчестве Федотова определенное место занимает графический портрет. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи.
Отметим, что сюжет «Приезда гувернантки в купеческий дом» опять же возвращает нас к федотовскому «Сватовству майора»), в то время как художественное качество его работ не столь ярко, как у Павла Андреевича. Молодой офицер растянулся на низкой скамейке и заставляет прыгать через палку пуделя. Не меньший успех она имела и в Москве, где Федотов провел четыре месяца в начале 1850 г. Там же он успел закончить и свою следующую картину – "Не в пору гость" (или "Завтрак аристократа").
Композиционный центр картины – лица детей – выхвачены светом. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). После пяти месяцев мучений художник Павел Андреевич Федотов умер 14 ноября 1852 года, забытый всеми, кроме близких друзей. Я тружусь, глядя в оба глаза».
Из искусства уходит серьезная гражданственная тематика и образ героя. Это уже не сатира и комедия под девизом «смех исправляет нравы», а грустная лирическая элегия. Как сына военного, мальчика удалось определить на учение в Московский кадетский корпус. А вместе с тем усложняется и процесс работы над образом персонажа.
А завтрак в сущности состоит только из куска хлеба. Но новаторство его творчества этим не исчерпывается. Чернышева Прощание отъезжающего офицера с семейством (1850) и Благословение жениха и невесты (1851) восходят к Федотову, но очень сильно уступают ему в глубине, остроте трактовки сюжета. П. Федотов «П. А. А вместе с тем усложняется и процесс работы над образом персонажа. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Во время службы в полку молодой офицер посещал вечерние уроки рисования в Академии художеств, это занятие привлекало его с детства. В 1844 г. Федотов решил оставить военную службу, чтобы полностью посвятить себя живописи. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Не стало и богатства федотовских красок. исполнена серия рисунков сепией – «Нравственно-критические сцены из обыденной жизни».
Её нарядили в совсем не подобающее для этого случая бальное платье с открытыми плечами. Героем нового времени становится маленький человек, городской житель, не крестьяне, живущие на просторе, а человек в городских сотах, маленьких комнатенках. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Он изобразил её за фортепьяно, с той же серьёзностью во взгляде, с лёгкой улыбкой на губах. Надежда Петровна Жданович сохранила многие работы Федотова, автографы его стихотворений, рисунки, которые во время Первой мировой войны передала в Русский музей. Среди полотен П. Федотова с драматическим сюжетом выделяется «Вдовушка». 40, 1 х 32, 2 см.
В картине тема карточной игры развивается в загадочное драматическое действие. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи.
Монохромия и отсутствие интереса к фактуре отличают последние картины Федотова. Это обвинение городу в смерти загубленной девушки. Мрачная комната.
Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. В свою записную книжку он заносит: «Я боюсь всего, остерегаюсь всего, никому не доверяю, как врагу. » Нужда, отчаяние, одиночество сводят Федотова с ума. Картины становятся более камерными, маленькими по размеру. в портрете Федотов не преодолевал отрицание поэтического мироощущения.
Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Но она показывает ему его единственную обувь – протёртый до дыр сапог. Особенно важную эмоциональную роль играет колорит в картине «Анкор, еще, анкор. ». Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». Государственная Третьяковская галерея (Москва)Композиция этой картины довольно сложная, множество изображённых предметов и деталей требуют внимательного рассмотрения, только в этом случае идея произведения станет вполне ясной. Сам автор описал свою картину так: «Утро после пирования по случаю полученного ордена.
«Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Вопрос о традициях Федотова в русской живописи XIX века в российской историографии достаточно подробно изучен. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Обилие действующих лиц не создает хаотичности: «вся жизнь – театр, а люди в ней – актеры».
Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку» (1840). Бело-голубая фигура девушки помещена художником в коричневую оправу. В 1840-х гг.
В последние годы жизни в творчестве Федотова преобладали трагические ноты. Этой проблеме уделяли внимание многие исследователи, начиная с современников художника. Появляются и другие темы. Он ведь и сам был «маленьким» человеком, сам терпеливо поднимался по социальной лестнице. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии.
Он смешон унизительно, во всём убожестве своих амбиций. Федотов хорошо знал этот тип людей. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. В «Благословении жениха и невесты» есть целый ряд композиционных особенностей, характерных для Павла Андреевича. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. Последние два года существования Федотова достаточно загадочны. В страданиях детей передана вся бесчеловечность и дикость существующего миропорядка.
Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Главный герой картины у Федотова не человек – тоска и безнадега. Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик.
На стене висят пустые рамы — три игрока словно вышли из них. Только над ней он и может вознестись. А. Заурвейда. Картина «Анкор, ещё анкор. » – одна из последних работ Федотова. фигура Пугачева была для него неясна.
Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой».
Показательно, что еще Крамской назвал Федотова «Гоголем в русской живописи». Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Картины Перова большей социальной остротой (например, в таких работах как «Проповедь на селе» 1861ого года или «Приезд гувернантки в купеческий дом» 1866ого года. Кроме того, Павел Федотов стал одним из первых, кто стал следовать стилистике сатиры или критического реализма в русском искусстве. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Но случайно его сатирические бытовые зарисовки увидел баснописец И. А.
Федотов продолжил в графическом портрете ранее начатую линию рисуночных портретов, создав прекрасные портреты – «Портрет поручика И. Е. Львова» (1846), «Портрет Амалии Легран» (1846-47), в которых язык рисунка стал прямым носителем содержания образа. Сходство видно и в изящном рисунке Юшанова и в приеме передачи света более яркой краской и в мотиве открытых дверей использованных для расширения действия, показа его одномоментности. После Петербурга их показали в Москве также с большим успехом. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника.
Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Холст, масло. Он в мундире, при сабле и треугольной шляпе, в сиянии эполет. Однако тема человеческого одиночества становится ведущей в поздних произведениях Федотова.
Почти все вещи осквернены казённым сургучом. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Картина подводит своеобразный итог творчества художника в 1840-е годы. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году.
Однако выход есть: жениться на богатой женщине – купеческой дочке с хорошим приданым. Безысходной грустью веет от «Вдовушки» (1851). Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова.
В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным.
Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Прекратились заказы, художник бедствовал. В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим.
Федотов не изображает свою модель в традиционном положении в «фас», он ищет для нее новую формулу, новое положение, которое Сарабьянов назвал «линейный модуль», обращая внимание на то, что силуэт фигуры передается гибкой линией, повторяющейся в контуре кресла, абрисе рук. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). Укором выглядит рваный сапог, приближенно изображенный к свежеполученной медальке, который протягивает прислуживающая девушка. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. В его картинах критики стали усматривать «злобу и сатирическую насмешку над изображаемыми лицами». Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися.
Император милостиво соизволил разрешить «рисующему офицеру» оставить службу и посвятить себя живописи, положив ему содержание сто рублей в. месяц ассигнациями. Сходство видно и в изящном рисунке Юшанова и в приеме передачи света более яркой краской и в мотиве открытых дверей использованных для расширения действия, показа его одномоментности. Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848).
Особенно важную эмоциональную роль играет колорит в картине Анкор, еще, анкор. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Огромную роль играют детали, так как в середине века появляются дагерротипы.
Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. Используются эффекты искусственного освещения. Он сам говорил о себе: «Моего труда в мастерской немного, только десятая доля.
Сам Павел Андреевич был одинок в своей борьбе за новое направление в русском искусстве. В случае если герои классической поры говорили высоким стилем, то новые герои — простым языком, лишенным литературных изысков. Федотова. Центральные работы этого периода — «Анкор, еще, анкор. » (1850-1851), «Игроки» (1852), «Вдовушка» (1851). После смерти отца положение стало ещё тяжелее: прибавились заботы о семье.
Федотов родился в Москве, в семье отставного суворовского офицера, позднее служившего секретарем Московской управы благочиния. В чиновниках «Проводов» явно обнаруживается сходство с героями произведений Павла Андреевича, а сюжет так же раскрывается путем контрастного противопоставления образов начальника и подчиненных. В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.
А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Одним из авторов, освятившим данный вопрос, является Галина Константиновна Леонтьева. Холст, масло, 24, 5 х 19, 2 см.
Вместе с ним учился будущий известный художник И. М. Прянишников. Так в «Свежем кавалере» мы практически не видим действия, тогда как в «Разборчивой невесте» действие начинает разворачиваться в конкретном времени, а в «Сватовстве майора» действие подобно раскручивающейся пружине и вбирает в себя большое количество персонажей.
Непременный атрибут поздних произведений Федотова – свеча в сумерках ночных интерьеров. Ею пронизана и первая значительная картина Федотова «Свежий кавалер». Лиц у них как будто нет. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Это картины «Анкор, еще анкор. » (1850 – 1851, ГТГ), «Игроки» (1852, Киевский музей русского искусства) и серия рисунков к «Игрокам». Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Павел стал задумчивым и молчаливым. Странная комната освещена свечами, отчего вокруг пляшут зловещие тени. Почему дочь бежит. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. 48, 2 42, 5 см. Можно рассмотреть лишь лицо проигравшего, который сидит за столом в оцепенении.
Павел Андреевич Федотов – офицер, оставивший армию ради искусства. Ранние произведения Л. Ф. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Сюжет его картины «Проводы начальника» (1864) близок к замыслу ранней федотовской сепии «Передняя частного пристава накануне большого праздника» (1840е гг. ) и представляет собой описание жизни и быта чиновника средней руки. Главными героями его картин становятся простые люди, главными сюжетами – обычная жизнь.
В итоге буквально все в композиции этого произведения напоминает «Сватовство майора». Реалистический метод Федотова с течением времени все более отчетливо сочетается с «проблесками, — по его выражению, — сатиры и иронии». Он похож на Федотова. Сам художник поведал историю центрального персонажа в рассказе «Тетка Марья».
Это была картина «Свежий кавалер» («Утро чиновника, получившего первый орден»). 1849-1850. Началась замкнутая одинокая жизнь. План – большая полутемная комната, освещенная со стороны зрителя, в центре – главные персонажи, освещенные более других (отец, жених и невеста), по сторонам – остальные действующие лица, развивающие сюжет. Афоризм художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» – прямо относится к персонажам «Анкора» и «Игроков».
Здесь поднята тема бессмысленности жизни: «люди – жертвы пустого времени». П. Федотов. Но все эти картины, хотя в них и прослеживается рука опытного мастера, слишком сложны по композиции, в них нет той легкости и ясности, которые отличают его первые работы. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). Анкор, ещё анкор.
когда мысли и чувства человека направлены внутрь. Эпоха НиколаяI с ее жестокой бюрократической машиной, чинопочитанием, превратившимся в культ «высокопоставленных лиц», почти узаконенным взяточничеством, административным произволом, унижением и нищетой простых честных тружеников, давала наблюдательному художнику богатый материал для сатирического осмысления ее. Едва проснувшись, «свежий» кавалер нацепил орден на халат и, приняв горделивую позу, хвастается перед кухаркой. Даже совет Императорской Академии художеств, где презиралась живопись «домашних и народных сцен», был вынужден признать гений Федотова, ему присвоили звание академика.
Первые портреты Федотов создает в технике акварели еще на воинской службе. Этой проблеме уделяли внимание многие исследователи, начиная с современников художника. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста».
Холст, масло, 58, 3 х 75, 4 см. Художник чуток и душевно тонок в передаче состояния своей модели, он чрезвычайно внимателен к ее внутреннему миру. К работе над образами героев, насыщающих интерьеры живописных помещений, Федотов подходил с присущей ему внимательностью и наблюдательной точностью, правдиво показывая зрителю бытовые нравы общества в конкретике лиц.
Люди – игрушки и жертвы «пустого времени» – эта тема вырастает у Федотова до образа безвременья, до приговора николаевской действительности, убивающей лучше силы человека. В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. В середине 1840-х годов Федотов создает ряд интереснейших рисунков сепией изображающих быт и нравы людей различных социальных слоев («Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», 1844 «Модный магазин», 1844—1846 «Следствие кончины Фидельки», 1844 и др. ).
Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину.
«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. После картины «Завтрак аристократа» (1849 – 1850, ГТГ) следует несколько вариантов сюжета «Вдовушка».
» и «Игроки», отличающиеся драматически напряженным мироощущением. Это преамбула. А сейчас она воспитанница Института благородных девиц. Необычайно человечны, задушевны и поэтичны были портреты, выполненные Федотовым. Сюжет его картины Проводы начальника (1864) близок к замыслу ранней федотовской сепии Передняя частного пристава накануне большого праздника (1840е гг. ) и представляет собой описание жизни и быта чиновника средней руки. Последняя законченная картина Федотова «Анкор, еще анкор. » (1850—1851) изображала сцену из офицерской жизни. Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. П. Федотов «Свежий кавалер» (1846). «Анкор, еще анкор. »— кричит он собаке, не подозревая, по невежеству своему, что французское слово «анкор» означает именно «еще». Вот как сам художник раскрывал ее содержание: «Утро после пирования по случаю полученного ордена. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана).
Основная тема творчества Федотова – «судьба маленького человека». Возможно художник чувствовал какой то дискомфорт в своих начинаниях, возможно дело было с ухудшением его здоровья, не хватало терпения в работе и желание продолжать работу просто угасало. П. Федотов. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Творческий путь Федотова нельзя назвать прямым.
Картина ярко обличала все ничтожество «свежего кавалера», делая его образ глубоко сатирическим. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. Основные проблемы творчества», вышедшей в свет в 1962 году, Галина Константиновна анализирует само творчество художника, а во второй – влияние последнего на русскую живопись, журналистику, общественную мысль в 1850-60х годах XIX века.
Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Действие картины развивается в Москве на Трубной площади, у монастыря. На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. Везде следы недавней пирушки и былого веселья. В зрелых работах живописца намечался переход от критики отдельных лиц к обличению социальных причин тех явлений, о которых он повествует. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Павел Андреевич Федотов (1815-1852) родился в бедной семье титулярного советника, бывшего суворовского солдата. С 11 лет воспитывался в Первом Московском кадетском корпусе, где проявил хорошие способности, окончил курс с отличием. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля).
Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Зрителю оно передаётся. В отставку Павел Андреевич вышел в 1843 году в звании капитана, поселился на Васильевском острове.
Художник обратился к портретной живописи, а затем к драматическим произведениям. «Именно в этом жанре изобразительного искусства дилетантский уровень приближался к профессиональному». 4 Федотовская ирония тут сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию: сперва обстоятельно-описательному, затем все более тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней жизни модели – «Портрет А. И. Федотова, отца художника» (1837), "Писательница Е. П. Ростопчина", около 1850, ГТГ. В 1858 году картина «Приезд станового на следствие» была удостоена большой серебряной медали. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Наденьку Жданович художник рисовал ещё в детстве и уже тогда понял её характер, естественную женственность, чувство собственного достоинства, ум.
Но состояния у него нет, поместья тоже, ничего хорошего в жизни ему уже не светит. Дети страдают их лица искажены. Холст, масло, 51 x 42 cм.
Федотов внезапно оказался у истоков целого большого периода истории русской живописи. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Но и затравленный, больной Федотов не может бросить любимое им искусство. Вообще в жизни Федотова всего было три любовных истории и все они заканчивались расставанием. А сюжет разворачивается в картине. Майора мы видим в дверном проёме.
Картины Федотова получили самую высокую оценку передовой части русского общества. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Родоначальник критического реализма в русской живописи. В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Не менее едкой сатирой явились и другие полотна Федотова — «Разборчивая невеста» (1847), «Завтрак аристократа» (1849), «Сватовство майора» (1848). Утро чиновника, получившего первый Крестик" (1846). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение своего бытия. Ранние произведения Л. Ф. По прошествии четырех лет службы Федотов начинает посещать вечерние курсы рисования Академии художеств.
Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. На жизнь и немалые профессиональные расходы у него была только скромная пенсия, половину которой он отсылал родным, бедствовавшим в Москве.
Федотов внезапно оказался у истоков целого большого периода истории русской живописи. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». Автопортрет (1848). Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены.
ассигн. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Художнику это хорошо удается, его картины пользуются большой популярностью на выставках. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Предыстория сюжета типична для того времени и может быть примерно такой: армейский офицер (майор) отслужил своё и готов уйти в отставку. В январе 1834 года в чине прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. Здесь все гротескно: герой – бос, халат – рван (пародирует императорскую тогу), окружающие предметы обличают и критикуют героя – пустого и никчемного человека. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека.
Только комод и те вещи, что на нём, – единственное, что ей осталось от прошлой её жизни. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Все в интерьере кричит о бессмысленности человеческого существования. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Но когда тужатся казаться чем-то, не имея на это никаких оснований, это вызывает только неприязнь, отчуждение. «Маленький» человек кичится перед ещё более «маленьким» человеком – кухаркой.
С каждым днем художника одолевали все более мрачные мысли. В годы ученичества В. Г. Перов много внимания уделяет социальной проблематике. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. На следующий день его не стало. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.
20-я линия Васильевского острова", он и в нем явился вестником будущей реалистической пейзажной живописи. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. Анализируя композиционные особенности таких работ как «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», становится заметна эволюция художника. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату.
Произведения его или не находят покупателей или приобретаются за бесценок. Оптимизм сменился скепсисом, разочарованием. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Игра закончена и трое игроков встали, разминая затёкшие от долгого сидения тела. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
План – большая полутемная комната, освещенная со стороны зрителя, в центре – главные персонажи, освещенные более других (отец, жених и невеста), по сторонам — остальные действующие лица, развивающие сюжет. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Василий Григорьевич считается продолжателем федотовской традиции. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Вот почему к ним в той или иной мере приложимо понятие "фантастический реализм".
Картина изображает момент, когда хозяин застигнут врасплох непрошеным гостем. Картины становятся более камерными, маленькими по размеру. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. ассигнациями в месяц». Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве.
Еще больший успех принесли Федотову произведения, написанные масляными красками, такие, как «Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден» (1846). В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Композиция картины разворачивается по горизонтали, появляется панорамность.
На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира». В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния.
Даже друзьям художника это новое направление кажется не сулящим успеха. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных.
Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни. Жил очень скромно. Как военного, его особенно привлекал батальный жанр.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка. Главная моя работа на улицах и в чужих домах, я учусь жизнью. Всё было естественно и натурально.