Данная книга рассказывает о жизни молодого Микеланджело Буонарроти, о его раннем творчестве.
Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Мы не знаем, какой общей идейной программой граничит содержание композиций, расположенных посредине свода до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35. Созданный им в конце 1530-х гг.
Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. Георгия за двести дукатов.
А у козлов выпадают зубы. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Пропорции этой фигуры более стройные.
Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. И Микеланджело сделал для него картон изображавший св. Он сразу же принялся за нее, но закончил только в 1519—1520 годах во Флоренции.
Контуры становятся легче, расплывчатей, перо вытесняется сангиной итальянским карандашом. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. — ответил Юлий II. Из этой копии в увеличенном масштабе Микеланджело сделал картину, расписав ее красками.
– Да, ты лишил его бороды. Обе фигуры слиты в единое целое. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения.
Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Во время военного похода воинственного Юлия никто не дерзал ему перечить. Вот таким образом Микеланджело вылепил модель из воска, задумав изобразить в ней в качестве дворцовой эмблемы юного Давида с пращой в руке, с тем чтобы, подобно тому как Давид защитил свой народ и справедливо им управлял и правители этого города мужественно его защищали и справедливо им управляли. Печальная женщина избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. Последние 30 лет жизни он провел в Риме. Опущенная левая рука придерживает шкуру и в виноградные гроздья.
В нем и отчаяние и вопрос. В 1542 году, наконец, были устранены рабы и статуи победы.
Микеланджело добыл мрамор, количество которого изумило весь Рим. Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Разве он не копиист. В 1503-1506 гг.
Он боготворил Данте и любил Петрарку. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». Обычно живописное тондо «Святое семейство» связывают по теме и по времени исполнения с рельефными тондо Микеланджело «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти». — Мне показалось, что без бороды будет лучше.
— желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. Единственному сопернику да Винчи — Микеланджело не было в это время и 26 лет. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Главная тема этих статуй та же, что и в луврских «Пленниках», но здесь она получила иное преломление. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII.
За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. В противовес его скульптурным и графическим работам в главных архитектурных созданиях Микеланджело – соборе св. Вместо скромного по размерам приставленного к стене надгробия Микеланджело задумал гробницу Юлия II в виде величественного мавзолея, который со всех сторон должен был быть украшен мраморными статуями (общим числом около сорока) и бронзовыми рельефами. Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь». Такое вмешательство в работу не могло не тормозить ее, не нервировать художника.
В жизни Микеланджело это время крушения надежд, утраты друзей и близких, полного одиночества престарелого мастера.
Больше 300 фигур было изображено на потолке капеллы. Но, по словам Вазари, эти картоны на многие годы стали школой мастерства для всех живописцев.
Фавн был закончен — с полными чувственными губами, с вызывающей улыбкой, зубы у него сияют белизной, а кончик языка нахально вытянут. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа.
Перед Микеланджело стояла задача создать изображение воскресшего Христа, перешедшего рубеж земных страданий, он воплотил идею в образе, лишенным драматизма и динамики, отказавшись от многих привычных средств, в нем нет и следа той богатой и напряженной внутренней жизни, которой наделены «Моисей» или пророков Сикстинской капеллы. Поза мадонны слегка расслабленная, со скрещёнными ногами. Юный Микеланджело изобразил Мадонну в образе физически крепкой женщины, хотя в то время было принято изображать Богоматерь хрупкой, задумчивой исполненной внутренней боли молодой женщиной. Первое пребывание Буанаротти в Риме продолжалось пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения: — статую «Вакх» (1496-1497, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, — группу «Оплакивание Христа» или «Пьета» (1498-1501, собор св. И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков — античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления.
Шаг сделан. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. «Он был бодр, — пишет Вазари, — и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессонницей и брался за резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча».
Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Рафаэль написал портрет этого воинственного папы.
Его терзал страх провала, он никогда не был удовлетворен своей работой. Выполненная на рубеже XV и XVI столетий, «Пьета» открывает в творчестве Микеланджело период, отмеченный непоколебимой верой в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, цельностью героических образов, классической ясностью монументального художественного языка. Микеланджело часто повторял: «Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека». Образ человека здесь наделен безграничной силой демиурга, создающего миры.
В ней воплотились идеи героического порыва и гражданской доблести. После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение.
Так же было создано единственное дошедшее до нас станковое произведение «Мадонна Дони». Иеремия — глубоко задумавшийся скорбный старец. Там в горах он прожил семь месяцев без каких-либо других денег или пособий и в каменоломнях, вдохновляемый этой массой камня, он замышлял создать много больших статуй, дабы оставить о себе память, как это раньше делали древние.
Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). В этом, несомненно, сказался передовой характер скульптуры Микеланджело.
Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». В небольшом рельефе «Мадонна у лестницы» от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа. На папский престол вступил кардинал делла Ровере под именем папы Юлия II.
Сохранился только один вполне достоверный образец станковой живописи Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» (ок. После чего привратники вытолкали епископа вон, папа же излив на него свой гнев, благословил Микеланджело, которого дарами и посулами задержали в Болонье, пока Его Святейшество не заказал ему бронзовую статую в обличье папы Юлия, высотой в пять локтей и тот проявил прекраснейшее свое искусство в торжественной и величественной позе, в богатом и пышном облачении и в смелом, сильном, живом и грозном выражении лица. Часто спал одетый, «так как измучившись от работы, не хотел снимать, а потом опять надевать платье».
Совершенная пластика передает напряжение каждого мускула и вздувшихся вен. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия». Мы погибли.
Помимо новых качеств образно-композиционного мышления луврские «Пленники» дают пример нового чувства пластической формы, необычайно живой, ощутимой и в то же время одушевленной передачи человеческого тела. Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте. Папа Юлий остался чрезвычайно доволен росписями Микеланджело. Состояние города было тревожно.
Так, обходя статую «Скованного пленника» справа налево, зритель сначала ощущает бессилие тела, сохраняющего вертикальное положение только потому, что оно приковано движение закинутой назад головы выражает мучительное страдание. Поза его неустойчива. Достаточно сказать, что общая площадь росписей плафона составляет более 600 кв. Это тондо — одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений.
В 1501 году Микеланджело снова посещает Флоренцию. Статуя Давида принесла Микеланджело славу и упрочило за ним репутацию первого скульптора Италии. Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. Как воплощение скорби человечества воспринимается его фигура. Там ведь показано, как жесточайший яд губит бесчисленное множество людей, умирающих от судорог и от страха, не говоря о том, что иные, кому змеи оплетают ноги и обвивают руки, застывают в том положении, в каком были и двинуться больше не могут, не говоря и о том, как прекрасно выражение лиц тех, кто с криком в безнадежности падает на землю.
На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » — «Слишком хорошо его знаю, — ответил привратник, — но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы». Гуманисты славили земную красоту, возрождая идеалы античного мира. У него непропорционально большие конечности и тяжелая голова, чем подчеркнут юношеский характер телосложения.
На следующий день Тибр вышел из берегов, белоснежные мраморные блоки были затоплены водой. Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо.
Семья вкладывала большую часть его доходов в недвижимость. Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. В этом, пожалуй, основное величие переворота, свершившегося в сознании людей в эту пору. В «Сотворении Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца.
Одним из значительных творений Микеланджело является пристроенная им к церкви Сан-Лоренцо во Флоренции и украшенная скульптурными надгробиями капелла Медичи. «Но если присмотреться к следующему за ней пророку Исайе, увидишь, что все черты его поистине взяты из самой природы, подлинной матери искусства и увидишь фигуру, которая, будучи вся отлично проработана, может одна научить всем приемам хорошего живописца: пророк, сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путтов, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида исполненная Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».
Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. В том, что он нередко проявлял щедрость, по-видимому, не приходится сомневаться. Четыре гения сияют в Италии Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора.
Вскоре последовал вызов от Юлия II в Рим. В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Папа Юлий во что бы то ни стало стремился вернуть скульптора.
В XVII в. он считался лучшим в анатомическом рисунке, но его меньше хвалили за более широкие элементы его работ. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи.
Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Измученный и больной Микеланджело вернулся четвертый раз во Флоренцию. – Но почему ты оставил у него в целости зубы – все до единого. «Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода — «Мадонной в кресле». К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы.
Образ ее связан с традицией древнеримского искусства. Начиная с 20-х гг.
И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу. — Нет. Сидит он спокойно, опустив голову, скрестив могучие ноги и опершись рукой о колено. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. Эта мысль занимала тогда многие умы.
— Скульптор не копиист. Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. Флорентийский период Микеланджело был наполнен лихорадочной активностью. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. Он смотрит вдаль, как бы общаясь с Богом. Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним.
Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Увы, его вновь ждало разочарование. Юношеская отвага «Давида» выражала безграничную уверенность человека в способности преодолеть любые преграды. м, а число фигур достигает нескольких сотен. – Оттуда же, откуда берется все искусство.
Он жил в мире пророчеств, в другом измерении, Бог показывал ему и истолковывал множество видений, его снедала ревность о Господе и ненависть к идолопоклонству и другим грехам народа Израильского. Постепенно этот недуг прошел.
Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. Микеланджело работал над заказом правительства — картоном к фреске «Битва при Кашине». Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Слушал его и Микеланджело.
Этим художникам выпала особая судьба. «Ныне же пусть поражается всякий, сумевший разглядеть в нем мастерство в фигурах, совершенство ракурсов, поразительнейшую округлость контуров, обладающих грацией и стройностью и проведенных с той прекрасной соразмерностью, какую мы видим в прекрасных обнаженных телах, которые, дабы показать крайние возможности и совершенство искусства, он писал в разных возрастах, различными по выражению и по формам как лиц, так и очертаний тел и членам которых он придавал и особую стройность и особую полноту, как это заметно в их разнообразных красивейших позах, причем одни сидят, другие повернулись, третьи же поддерживают гирлянды из дубовых листьев и желудей, входящих в герб и в эмблему папы Юлия и напоминающих о том, что время его правления было золотым веком ибо тогда еще не ввергнута была Италия в несчастия и беды, терзавшие ее позднее» Вазари. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Этим художникам выпала особая судьба.
Микеланджело Буонаротти, много размышлявший, как и все лучшие люди Возрождения, о свободной и гармоничной жизни, понимал, что право на эту свободу и всестороннее развитие человек должен отстаивать в борьбе. Давид изображен перед битвой с Голиафом. Флоренция стала ареной громкого турнира имевшего огромное значение в сфере искусства. XVI в. отношение к рисунку в искусстве Возрождения меняется.
Проявив величайшую изобретательность, он должен изменить вид потолка и воспользоваться его изъянами. — кричали они. Посему решил и Микеланджело сделать модель, высказав желание, чтобы только он и никто другой, был главным руководителем архитектурных работ. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом.
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Счастливый Микеланджело — в мастерской своего учителя. Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу.
Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество. К сожалению, папа Юлий оказался непостоянным. — Он и должен быть старым. Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь св.
Микеланджело родился в 1475 г. в городе Капрезе (в окрестностях Флоренции), где его отец Лодовико Буонарроти занимал должность градоправителя. Завершенная до мельчайших деталей в отделке мрамора и его полировке, статуя «Моисей» заключает в себе мощный эмоциональный заряд и громадное внутреннее наполнение. Франциск (1496-1497), — статую «Купидон» (1496-1497). Глаза его опущены. Используя для своего замысла архитектуру плафона, Микеланджело создал своей живописью новую — «изображенную» — архитектуру, разделив среднюю часть плафона соответственно оконным плафонам и образовавшиеся прямоугольные поля заполнив сюжетными композициями.
Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. В начале молитвы Св.
Как к живому организму подошел Микеланджело к решению проекта фасада церкви Сан Лоренцо. На второй, более высокой платформе, два ангела, один улыбающийся (счастливый присоединить душу папы к числу избранных), другой плачущий (удрученный потерей, понесенной миром), несут гроб с изображением сидящего на нем папы. Рельеф «Битва кентавров» изображающий схватку лапифов с кентаврами, свидетельствует об исключительной быстроте, с которой происходило творческое формирование Микеланджело. Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием.
Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. Он отдал им дань в своем «Вакхе» – произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью.
И однако же на фоне всего творчества Итальянского Ренессанса резко выделяется художественный вклад, внесенный в искусство Возрождения поколением мастеров, вместе с которым выступил Микеланджело и к которому, помимо него, принадлежали Браманте, Леонардо, Рафаэль, Джорджоне и Тициан. Апостола Матфея, вырубленная для Флорентийского собора (1503-1506), — мраморная статуя Мадонны с Младенцем «Мадонна Брюгге» (1504), — два рельефных тондо изображающие также Богородицу — «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти» (1504-1506, Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа, — картина «Св. Некоторые критики находят тондо «Мадонна Дони» слижком резкой по цвету. Вдруг на берег выбежали часовые.
При рассуждениях о фресках Микеланджело в Сикстинской капелле следует принимать во внимание их сохранность. В своих проповедях, собиравших массу слушателей, Савонаролла яростно обличал пороки клира и тирании, призывая огонь небесный на папу и его приспешников. Современники же почти не знали их совсем.
Каждая из этих фигур индивидуальна и чрезвычайно значительна. Уже в ранних произведениях Микеланджело можно почувствовать своеобразие и силу его дарования. В исполненном несколько лет спустя после луврских «Пленников» «Моисее» Микеланджело возвращается к образу человека несокрушимой мощи. И хотя Микеланджело говорил, что «живопись не его дело», он создал монументальный ансамбль, ставший шедевром итальянской монументальной живописи. Возможно, что определенный, почти космического масштаба тип выражения Буонарроти, накладывал ограничения.
Уже после установки в соборе Св. Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). По-новому решает Микеланджело тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль.
Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело. Петра Бернардо Ченчи (находится на прежнем месте в римской церкви Санта Мариа сопра Минерва). Тяжелые переживания Микеланджело отразились и в работе над архитектурно-скульптурным ансамблем для капеллы Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520—1534). Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело. Однако то. Отец понял, что сын не интересуется семейным финансовым бизнесом и согласился отдать его в возрасте 13 лет в подмастерья к модному флорентийскому живописцу.
За «Давидом» следовали: — теперь утраченный картон «Битва при Кашине» или «Нападение пизанских воинов на купающихся флорентийцев» (1503-1506), долго служивший для художников школой рисунка человеческого тела, — незаконченная статуя св. У Микеланджело — сконцентрированная сила, все — борьба, в которой, под резцом ли его или под его кистью рождаются люди более прекрасные, более могущественны, более дерзновенные — люди-герои. Здесь талант Микеланджело развивается во многих направлениях, он начал свой путь скульптора. Увидев снизу написанное, Микеланджело обратил внимание на недостаточность масштаба и перегруженность деталями первых композиций — «Потопа» и «Истории Ноя». Не менее значительно его воздействие на искусство последующих эпох.
Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. Посещение Рима, соприкосновение с античной культурой, памятниками которой Микеланджело восхищался в коллекции Медичи во Флоренции, открытие знаменитейшего памятника античности — статуи Аполлона (позже получившего название Бельведерского, по месту, где статуя экспонировалась впервые), которое совпало с его приездом в Рим — все это помогло Микеланджело проникновеннее и глубже оценить античную пластику. В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. В первое же мгновение перед этой картиной испытываешь беспредельное восхищение.
Первоначальный проект (1505) предполагал свободно построенное сооружение, символически разбитое на этажи, расшифрованные Панофским: на нижнем этаже проходит последовательность фигур победы (символизирующая человеческую душу в состоянии свободы) и скованных рабов (представляющих душу – «узницу материи»). В это время Микеланджело получил ответственный заказ от флорентийской синьории (республиканского самоуправления) и возможность создать идеальный образ Давида — юного победителя Голиафа (1501-1504, Флоренция, художественная академия).
Вакх представлен скульптором в виде обнаженного юноши с чашей вина в руке. По сравнению с этими статуями моделировка «Давида» может показаться недостаточно энергичной, даже чуть суховатой. Общий замысел сикстинского плафона для нас в некоторых отношениях остается неясным. Однако снятие лесов имело и свои положительные результаты.
Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир. что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства. Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. В центральная фигура композиции – Мария, сидящая на камне – выполнена наиболее выпуклой. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
Анна» Леонард да Винчи Параллель очевидна. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. «Если вы не видели этой статуи, — писал Стендаль, — вы не имеете понятия о возможностях скульптуры».
«Какую книгу. Составленный мастером проект еще больше превосходил своей смелостью и грандиозностью традиционные гробницы XV в., нежели его «Давид» превосходил кватрочентистские статуи. Петра.
Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни. На смену вернувшемуся «средневековью Савонаролы» пришла светская республика. Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий. Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее впечатление.
В 1496-1501 гг. — Скорее меч. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая).
Его голова повернута влево, как и у Давида. Главное впечатление от росписи это ощущение героической силы, которое она излучает, силы не подавляющей, а возвышающей человека, заставляющей увидеть его истинный масштаб.
«После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Вся эта история послужила в укор кардиналу св. Отходя от традиции.
Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. – А разве не должен копиист копировать. Ряд подобных композиций выполнен Микеланджело в 30–40-х гг.
Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. Вступив в мятежную Пизу с войсками, Юлий II посеял страх в Флорентийской Синьории.
На истории этой явственно видно, как по-разному умирают те, кто от этих укусов потерял всякую надежду. Это была жизнь, посвященная одной великой цели. Что касается Микеланджело, то он, хоть и гнушался портрета, вылепил статую Юлия II из глины для отливки из бронзы (в три натуры). — «Бедненький, — сказал ему тогда Микеланджело, — я помогу твоей нужде» и сразу подарил ему две тысячи скуди, что впору цезарям или великим попам». «Мадонна Дони» Микеланджело и «Св.
Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку. По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды».
Три ночи работал Микеланджело. «Умирающий раб» выражает тему сломленного сопротивления, полного покоя, забытья. Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, рука сжимает пращу. Бронзовая скульптура, создание которой заняло практически год, в будущем была уничтожена.
В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи» излучает жизнерадостность. В это же время начал он мраморную статую св. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Глыба имела девять футов высоты. Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной.
Там он из нескольких кусков целиком выполнил одну сторону гробницы» Вазари. Заказом который стал заключительным аккордом в его жизни стал собор Святого Петра. Павла и св.
— «Теперь мне нравится больше, — сказал гонфалоньер, — вы его оживили». Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» — настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе. «Пьета» и «Распятия» – таковы наиболее характерные темы в поздней скульптуре и графике Микеланджело. Полотно уникально в своем роде тем что Микеланджело изобразил живопись словно скульптуру.
«Кое-кто из друзей его написал ему из Флоренции, чтобы он приезжал туда ибо не следует упускать мрамор, лежавший испорченным в попечительстве собора. Здесь же Микеланджело исполнил три небольшие статуи для гробницы Св. Спустя несколько дней вода спала, мрамор, покрытый песком и илом, перевезли на площадь Св. Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур.
По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). Ведь еще ничего не произошло. «Он был гражданином Флоренции — Флоренции мрачных дворцов и стройных, как копья башен, за которыми идет волнистая и четкая гряда холмов, тончайшим узором врезанная в густую лазурь небес, с черными веретенами низкорослых кипарисов и струисто-серебряной перенязью трепещущих от ветра маслиновых рощ Флоренции изощренного изящества, где бледный, саркастичный Лоренцо Медичи и большеротый лукавый Макиавелли любовались воочию Весной и бескровными златовласыми Венерами Ботичелли горяченой, спесивой, беспокойной Флоренции, легко становящейся добычей любого фанатизма, то и дело сотрясаемой религиозной и социальной лихорадкой, гле каждый был свободен и каждый был тиран, где так хорошо было жить и где жизнь была адом уроженцем города, сыны которого умны, нетерпимы, умеют и восторгаться и ненавидеть, остры на язык. » Ромен Роллан.
Как и «Битва кентавров» «Вакх» тематически непосредственно связывает Микеланджело с античной мифологией, с ее жизнеутверждающими ясными образами. Микеланджеловсий Вакх очень убедительный.
В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос. Юлий II по совету Браманте, соперника Микеланджело, решил заново построить собор Св. Единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается редким многообразием конечных художественных результатов, которым свойственно необыкновенно органичная изначальная внутренняя взаимосвязь, которая в микеланджеловских художественных ансамблях в Сикстинской капелле, в Капелле Медичи спаивает элементы архитектуры и живописи (либо архитектуры и скульптуры) в такую форму синтетической целостности, которая не была достигнута ни одним другим ренессансным мастером.
Значение этих композиций он подчеркнул написанным, дающим иллюзию сильно выступающего, карнизом, под которым в нишеобразных тронах, между распалубками, разместил чередующиеся гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл (пророчиц), восседающих на тронах. История создания этой скульптуры такова: юный Микеланджело был приглашен во дворец Медичи для того, чтобы посмотреть на доставленного туда накануне из Малой Азии Фавна. Невероятная по напряжению работа сильно подорвала его здоровье.
Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы. В стране вспыхивает революция.
Среди других великих мастеров XVI в Микеланджело заметно выделяется особенностью его художественного мировосприятия и творческого метода, а также всесторонней одаренностью, позволившей Микеланджело с такой необычайной энергией проявить себя во всех видах изобразительных искусств. — несохранившаяся бронзовая статуя Давида.
Огромное количество предложений приходило к ваятелю в этот период. Вершинами скульптурного творчества Микеланджело наряду с «Моисеем» можно рассматривать его «Рабов», вносивших яркую героическую ноту в первоначальное решение надгробия. В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. По настоянию Юлия II он отправляется в Рим для создания фресок на потолке Сикстинской капеллы.
Его длинная борода струится между могучих пальцев. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно.
По утверждению Кондиви, Микеланджело испытывал к проповеднику самое глубокое уважение. Его статуи лишены портретных черт и изображают текучесть времени. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. И жаждала освободителя.
Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо. Мускулатура спины выглядит упругой, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит и духовную слабость. Наконец, самый трагический образ росписи – пророк Иеремия, погруженный в скорбное тяжелое раздумье.
Даже копии этой статуи не дошли до нас. И все же морально-этическая сторона, демократизм проповедей его привлекали. В руках его, прижаты к телу — скрижали с Десятью Заповедями.
По углам первого карниза стояли четыре большие фигуры: жизни деятельной и созерцательной, а также св. По его мнению, фигуры просто заключены внутри мраморного блока и задача художника — освободить их, удалив избыток камня.
Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Сравнение «Моисея» с наиболее близким ему по духу «Давидом» дает возможность уловить особенности искусства Микеланджело на новом этапе его творческой эволюции. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20).
Проект Микеланджело не был осуществлен полностью им подготовлялись для капеллы еще некоторые скульптуры, в число которых, по-видимому, входили так называемый «Аполлон» (или «Давид») и «Скорчившийся мальчик» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата». Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа.
Ее размер (2, 5 м в высоту), сама масштабность, значительность образа властно привлекают внимание зрителя. Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации.
Эта статуя была гораздо сдержанней, спокойней, в ней ощущалась одухотворенная задумчивость продольные складки мантии святого выразительно оттенял тяжелый шарф, наброшенный поперек груди и плеч» (Стоун Ирвинг «Муки радости»). Гигантские размеры статуи (ее высота – около 5, 5 м), невиданные еще в ренессансной скульптуре, неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Возрождения, впервые с такой наглядностью выраженным в этом произведении, – образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер.
Человек представленный в статуях для фасада здания подан в богемном подобии. Весь ансамбль проникнут ощущением неуверенности и беспокойства. Папа охладел к задуманному памятнику и оскорбительно отнесся к Микеланджело. Он весь сосредоточенность и ожидание.
Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения. Все же приходилось Микеланджело иногда и жаловаться на то, как торопил его папа назойливыми запросами, когда же он кончит, не давая ему закончить по-своему, как ему хотелось. «Слишком долго было бы разъяснять все многочисленные прекрасные и разнообразные выдумки там, где показана вся родословная праотцов, начиная с сыновей Ноя, для доказательства происхождения Иисуса Христа в этих фигурах не перечислить всего разнообразия таких вещей, как одежды, выражения лиц и бесчисленное множество необыкновенных и новых выдумок, прекраснейшим образом обдуманных и нет там ничего, что не было бы выполнено с вдохновением и все имеющиеся там фигуры изображены в прекраснейших и искуснейших сокращениях и все, что там восхищает, достойно величайших похвал и божественно» Вазари. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку» Вазари. Там он познакомился с техникой фрески.
От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности. Будто злой рок преследовал мастера и его грандиозный проект. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Во время создания декора для усыпальницы архитектору поступило предложение на оформление часовни Льва Х и скульптуру «Христос с крестом».
Но как и в «Битве кентавров», Микеланджело дал здесь свое претворение темы. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе.
Образ «Моисея», напротив, свидетельствует о том, что воля человека наталкивается на препятствия, для преодоления которых необходимо напряжение всех его сил. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным. Через 4 месяца после начала напряженной работы над «Давидом» наступила тосканская зима, ветер, снег и дождь затрудняли работу Микеланджело, приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты. В. Лазарев.
Напрасно Микеланджело отказывался, ссылаясь на свои обязательства перед наследниками папы Юлия, на то, что архитектура — «не его специальность», — ему пришлось подчиниться. Работа поглощала все душевные и физические силы творца. Но высвобождение образа совершается в результате мучительной борьбы, столкновения человеческой воли с косной материей. Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. Три дня потребовалось, чтобы доставить «мраморного гиганта» к месту назначения. Контрасты в масштабах и расстановка в пространстве отдельных сцен и фигур глубоко продуманны в согласии с единым архитектурно-живописным планом и в результате «пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно» (Суриков).
А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. Их стихотворная корреспонденция вызывала внимание современников едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования»54. Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари.
Образы луврских «Пленников» – ярчайшее свидетельство того, что Микеланджело, быть может, первым из художников Возрождения осознал трагедию ренессансной Италии. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. – Я этого не видал. В 1494-1495 гг.
Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. Может быть, ни в одном другом произведении Микеланджело не выражена так ясно идея эпохи Возрождения о возможности синтеза христианства с античностью, как здесь. Крупнейшей же работой этих лет, выдвинувшей молодого скульптора в число первых мастеров Италии, была мраморная группа «Пьета» (1498–1501). Из души художника.
Микеланджело знаменует не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее завершение. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Одиночество, как у Леонардо, который ведь тоже горел одним желанием. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода. Иоанн» — не сохранились.
Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах, мускулистый. Дух этого времени ярко отразился в одном факте: Павел IV Караффа, основатель инквизиции, счел микеланджеловский «Страшный суд» произведением слишком смелым и – из-за наличия в нем множества обнаженных фигур – недостаточно пристойным, приказав внести во фреску соответствующие исправления. Все это дало возможность показать такое мастерство в изображении нагого тела, в самых разных положениях, что народ стекался к его картону, лучшие художники изучали его и копировали.
Ему предстояло изменить убранство помещения и одновременно само это помещение. 31 октября 1512 г. Сикстинская капелла была открыта для обозрения. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь».
Много сил и времени потратил он на заготовку мрамора в Карре. Уффици) (1503-1505). Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова).
Взгляд бога обращен на чашу с вином. Крупнейшим живописным произведением этого периода был «Страшный суд» (1535–1541) – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. За это произведение папой было выплачено Микеланджело в несколько сроков три тысячи скудо из которых на краски пришлось ему истратить двадцать пять. В левой руке она держит зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой – гирлянду цветов, что символизирует добродетели человеческие при жизни и прославление их после смертиВ феврале 1508 г. Микеланджело возвращается во Флоренцию и вскорости едет в Рим по просьбе Юлия II для писания фресок потолка в Сикстинской капелле над ними он работает до октября 1512 г. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками.
В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. «Умирающий раб» побежден, он словно пытается подняться последнем скорбно-патетическом душевном взлете, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой. «И вот случилось так, что, когда Доменико работал в большой капелле в Санта Мариа Новелла и как-то оттуда вышел, Микеланджело начал рисовать с натуры дощатые подмостья с несколькими столами, заставленными всеми принадлежностями искусства, а также и несколько юношей, там работавших. Усыпальница Юлия II так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
XV в. рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, – это уже произведения искусства Высокого Возрождения. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» — так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет. В статуях обоих герцогов Микеланджело отказался от всякого подобия портретного сходства, представив их в качестве идеальных героев. Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу.
Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Микеланджело шел четырнадцатый год, когда в числе других учеников он, в первый же год своего поступления в мастерскую, стал помогать художнику в работе. В соответствии с этим преобладающая сторона в содержании «Давида» – пафос героического действия. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря. При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи абсолютно очевидна – она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах имеющих чисто декоративное назначение, – это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты.
В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. Павла.
Таким образом, виски несколько больше выдаются, чем уши, а уши больше, чем щеки Лоб в этом повороте четырехугольный, нос несколько вдавленный, но не от природы, а от того, что некий по имени Ториджано ди Ториджани, человек грубый и надменный, кулаком почти что отбил у него носовой хрящ, так что Микеланджело замертво отнесли домой». – Твой Фавн слишком стар. В архитектуре, которой мастер уделял в этот период свое основное внимание, он создал произведения, которые в новых условиях продолжают и развивают героическую ренессансную тему.
Все их он предполагал выполнить собственноручно. В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца. В 1519 г. Микеланджело начал работу над четырьмя другими статуями пленников для гробницы Юлия II, оставшимися незаконченными и использованными впоследствии архитектором Буонталенти при украшении грота в садах Боболи во Флоренции (ныне они находятся во Флорентийской академии). Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника.
Вот, собственно, все, что просочилось наружу. 1504–1506, Флоренция, Уффици). В 1495–1496 гг. Хотя картина «Мадонна Дони» — это не совсем тондо, в высоту оно чуть больше, чем в ширину.
Однако этому дерзновенному замыслу не суждено было сбыться. К счастью семья в которую он был отдан была любящей и относилась к воспитаннику хорошо. Размеры самих сцен неодинаковы, меняются и масштабы фигур в зависимости от пояса. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. В 1516 году памятник был еще более упрощен.
он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений».
Основная тенденция архитектурных образов Микеланджело, отличающихся при своей героической мощи особой телесностью, «человечностью», принципиально противоположна тяге мастеров барокко к иррациональному, к растворению форм в безудержной пространственной динамике. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности.
В первые годы понтификата Льва X он усердно трудился над гробницей. Микеланджело мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы. В Венеции он живет до 1494 года, а потом в снова переезжает в Болонью.
В 1496 г. он выезжает в Рим, где остается до 1501 г. В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс» и Микеланджело был захвачен образами античного искусства. Его абстрактное видение приземленных вещей делало его работу уникальной в своем роде.
Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу. В этом он предвосхищает последующие столетия» М. Алпатов.
То, что в центре внимания у него всегда находится человек-борец, сама действенность его героев объясняют активность его отклика на события своего времени. Однако обстоятельства не благоприятствовали его осуществлению и после завершения трех статуй для гробницы двух «Рабов» и «Моисея» труд мастера был прерван. Микеланджело предстал тонким колористом: он сумел усилить скульптурное восприятие натуры при помощи цвета и учел большую высоту потолка (18 м), который в XVI в. не мог быть освещен столь же ярко, как это возможно сейчас. Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти.
Скульптор выговорил два года, считая от 1 сентября. Во Флоренции Буонаротти выполнил грандиозную работу – статую «Давид» (1501-1504 года). Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). В античном мире человек — лишь игрушка рока. Мальчик обучался в школе читать и писать по возможности правильно затем тотчас же двенадцати или тринадцати лет, он поступал к живописцу, ювелиру, архитектору, ваятелю обыкновенно мастер–хозяин был всем этим в одном лице и юноша изучал под его руководством не один только вид искусства, а все искусство целиком. Моисея.
Точное название скульптурной группы — «Битва кентавров с лапифами». Однако этот отказ от помощи и стал причиной того, что к работе не приступали ни он, ни другие и, махнув на все рукой, названные мастера возвратились к своим обычным занятиям, а Микеланджело, собравшись в Каррару, получил предписание, чтобы Якопо Сальвиати выплатил ему тысячу скудо однако, так как Якопо сидел запершись в своей комнате, обсуждая дела с какими-то горожанами, Микеланджело не пожелал дожидаться приема, но, ни слова не говоря, повернулся и тотчас же уехал в Каррару. 16 августа 1501 года был заключен договор. Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец.
Безусловно, зодчие и скульпторы барокко во многом опирались на достижения Микеланджело, но следует, однако, со всей решительностью подчеркнуть коренное качественное различие между принципами искусства Микеланджело и мастеров барочного направления. Энергия пластической лепки, колоссальная сила обобщения – таковы особенности его графической манеры. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок.
У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. – А откуда берется новое.
Хотя мастер положил на нее много труда, она не принадлежит к его удачным произведениям. Микеланджело приписывал такое решение «завистливым козням» Браманте и Рафаэля и свои отношения с папой считал расторгнутыми навсегда. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж.
Однажды на вопрос Микеланджело: «Что будешь делать, если я умру. » — Урбино ответил: «Пойду служить еще кому-нибудь». Микеланджело поспешил в город, который почитал как свою родину. Джулиано и Лоренцо Медичи представлены в глубоком раздумье помещенные на их саркофагах статуи – «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», символы быстротекущего времени – представляют собой своего рода образную конкретизацию их размышлений. 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошение, все складывается в образ просветленной скорби. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
То было время дальнейшего усиления реакции искоренения остатков ренессансного свободомыслия. Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Можно сказать, что именно с этих работ начинается формирование батального жанра. «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки.
Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Он не любил пускать свои стихи в свет. Вместо леонардовского полусвета, вместо таинственного мерцания, растворяющего предметы, — ясные и холодные тона, ярко выявляющие своим подбором скульптурную выпуклость каждой фигуры.
Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Анной». Сооружение гробницы отходило вследствие этого на второй план. Несколько поколений семьи занимались банковским делом. Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело – созданные в начале 90-х гг. Все считают, что фавны наполовину козлы.
Его правление вызывает нарастающее недовольство широких ремесленных кругов. «Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Мастер показал зрелое и уверенное владение средствами живописи. Гордый своим достоинством художника, Микеланджело самовольно покинул Рим и выехал во Флоренцию.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. В 1508 г. Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Правой рукой он опирается на колено. Приглашает он и Микеланджело. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело.
С поездкой в в Рим и работой там открывается новый этап творчества Микеланджело. И тут Джулиано да Сангалло и брат его Антонио устроили очень прочную деревянную башню, к которой подвесили статую на канатах так, чтобы при толчках она не повреждалась, а равномерно покачивалась тащили ее на канатах при помощи лебедок по гладким бревнам и, передвигая, поставили на место. Обе статуи – «Куридон» и «Св. Исполненные мужественной силы, фигуры обнаженных, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство: взятые вместе, они представляют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в «Битве кентавров» и в «Битве при Кашине».
Сами флорентийцы, по свидетельству Вазари, сознавали гражданственный смысл «Давида», установленного перед Палаццо Веккьо – зданием городского самоуправления – в качестве призыва к мужественной защите города и справедливому управлению им. — Лоренцо рассмеялся. Разгневанный и страдающий, он полон решимости и непреклонной энергии в своем порыве спасти заблудших. созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик».
Некоторые мастера XVII в. стиля барокко копировали его, но так, чтобы исключить буквальное сходство. «Мрачные годы. Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Увидев Фавна, юноша был потрясен и принялся рисовать его. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56.
В «Давиде» впервые у Микеланджело появляется новая черта внутренней характеристики – невиданная дотоле концентрация волевого напряжения, сообщающая образу героя грозную, устрашающую силу, которую современники обозначали словом terribilit. Но создатель фресок Сикстинской капеллы, ставший национальной гордостью всей Италии, был вынужден вновь трудиться во славу дома Медичи. Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь. План гробницы и ее смысловое содержание могут быть реконструированы по предварительным рисункам и описаниям. Рафаэль проводил ее своей росписью «станц» Ватикана, гуманист, писатель и дипломат Бальдассаре Кастильоне делал такие же выводы в своем трактате «Котреджиано» («Придворный»). «Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти) изображенных на верхних ступенях лестницы.
Она задумчива, полна благородства и тихого величия. «В те времена Лоренцо деи Медичи Великолепный держал у себя в саду, что на площади Сан Марко, скульптора Бертольдо не столько сторожем и хранителем многочисленных прекрасных древностей, собранных там и приобретенных им за большие деньги, сколько потому, что, желая во что бы то ни стало создать школу превосходных живописцев и скульпторов, он хотел, чтобы они имели своим руководителем и начальником названного Бертольдо, который был учеником Донато и хотя он был уже стар настолько, что работать более не мог, был тем не менее учителем весьма опытным и обладавшим большой известностью не только потому, что тщательнейшим образом отчищал литье кафедр учителя своего Донато, но и за многочисленные собственные бронзовые литые работы с изображением сражений и других мелких вещей, в мастерском исполнении которых равного ему во всей Флоренции найти тогда было невозможно. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Четыре года провел Микеланджело высоко на лесах, преодолевая боль в мышцах, без конца отирая заливавшую лицо краску.
Петра. Эпоха Возрождения возвеличила человека, вознесла его на необычайно высокий пъедестал, уделяя ему такое в мире, которое и не грезилось ему. Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио. Фон для статуй образует многочастная архитектурная композиция из филенок и ниш в несколько ярусов вокруг главной арочной ниши алтаря (архитектор Андреа Бреньо). Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами.
Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу. В 1505 г. по приглашению папы Юлия II Микеланджело едет в Рим.
Моисей представлен в момент, когда согласно библейскому мифу увидел свой народ, поклоняющимся золотому тельцу. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. Увиденное потрясло воображение многих людей. 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело начал работу. Младенец изображён без нимба.
Именно такой подход в претворении ренессансного человеческого идеала был причиной того, что в отличие, например, от Леонардо и Рафаэля искусство которых оставалось замкнутым в сфере гармонических представлений Высокого Возрождения, Микеланджело занял центральное положение в искусстве Позднего Возрождения Средней Италии.
Сопутствуемый славой, Микеланджело в 1501 г. возвращается во Флоренцию.
Вот таким образом герои Микеланджело предстают в титаническом напряжении сил в моменты победы или же в своей героической гибели. Семейство» известная под названием «Мадонна Дони» (в галл. В разгневанном пророке, который, увидев отступничество своего народа от закона, готов разбить скрижали завета, скульптор создал могучий образ народного вождя, человека цельного характера и вулканической силы страстей. — воскликнул Лоренцо.
Принцип гуманизма одухотворяет всю культуру и искусство Возрождения. С «Мадоны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи. Микеланджело стремился показать готовность граждан встать на защиту республики. С помощью иллюзорно переданных живописью элементов архитектуры плафон разделен на ряд частей. Мрамор этот Пьер Содерини, назначенный тогда пожизненным гонфалоньером города, неоднократно предлагал переправить Леонардо да Винчи, а теперь собирался передать его мастеру Андреа Контуччи из Монте Сансовино, отменному скульптору, его добивавшемуся пытался получить его по приезде во Флоренцию и Микеланджело, которому он приглянулся еще много лет тому назад, хотя и трудно было высечь из него цельную статую без добавления кусков и ни у кого, кроме него, не хватало духу отделать его без таких добавлений. Он занимался там в течение одного года. После длительных переговоров, в Болонье состоялось их примирение.
Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов).
Эти произведения знаменуют следующую ступень в творческом методе Микеланджело. Самые мрачные и самые величественные в жизни Микеланджело. Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной. Ученик должен создавать нечто новое исходя из старого.
И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. — На нас напали пизанцы. Расчистка и реставрация росписи начались в 1980. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34.
Образ Давида был традиционен во Флоренции. «Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ исполненный величия и монументальности. Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени.
Гигантское напряжение и динамизм в каждом их мускуле, в каждом порыве, физическом и духовном.
Но так как этого Микеланджело было недостаточно, чтобы показать в еще большей степени величие своего искусства, он на фоне этого произведения написал много обнаженных тел — опирающихся, стоящих прямо и сидящих и всю эту вещь он отделал так тщательно и так чисто, что из всех его живописных работ на дереве, а их немного, она справедливо считается самой законченной и самой прекрасной» Вазари. «Некоторые обвиняют его в скупости.
И лишь понемногу он опять привык читать, глядя перед собой вниз». – Ах, это Фавн из моего кабинета. Сюжетные мотивы, положенные в основу этих образов, остаются для нас неясными установившиеся за статуями названия – «Пробуждающийся раб», «Атлант» – носят чисто условный характер. В искусстве же века последующего, т. е в искусстве стиля барокко, частное полностью подчиняется целому и, утрачивая свою самостоятельность, как бы растворяется в нем.
Также он выполнил роспись Палаццо Веккьо (1504 – 1506 годы), в которой выразил стремление и готовность граждан Флоренции защищать республику. «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», — писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело. «Страшный суд» темой для которого послужило второе пришествие Христа именно эта работа стала последним произведением эпохи Возрождения.
Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг.
Уже в ранних произведениях виден необычайно яркий талант Микеланджело-скульптора, умеющего чувствовать материал, ведь мрамор по-гречески означает «сияющий камень». Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело.
А личная жизнь. Для оплаты транспортировки первой части мрамора Микеланждело пришлось занимать деньги. В остальных частях росписи – в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами – изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.
Им были произведены на свет знаменитые фигуры для «алтаря Пикколомини», «Давит» и «Двенадцать Апостолов». Рассказывают, что незадолго до его рождения, мать упала с лошади. Ему приходилось заботиться о престарелом отце и непутевых братьях.
Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. Мать прикрывает головку ребёнка. Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей. Недаром в композиции встречаются такие полные устрашающего отчаяния образы, как святой Варфоломей, держащий в руке кожу, содранную с него мучителями, на которой вместо лица святого Микеланджело изобразил в виде искаженной маски свое собственное лицо. Георгия, который не оценил достоинство работы, а именно ее совершенства ибо новые вещи таковы же, как и древние, только бы они были превосходными и тот, кто гонится больше за названием, чем за качеством, проявляет этим лишь свое тщеславие, люди же такого рода, придающие больше значения видимости, чем сущности, встречаются во все времена» Вазари.
Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. Из шести монолитных колонн по дороге во Флоренцию пять были серьезно повреждены. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. А этот образ нелегко освободить. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.
Здесь ему поручается выполнение гробницы папы. Мускулистый патриарх с тревожным взглядом сидит в неглубокой нише. Могучий старец сидит, скрестив ноги. Гениальным чутьем великий мастер глубоко сознавал разницу в направлении античного искусства и современного ему.
Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Потребовалось 70 повозок для его погрузки. Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной.
Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии. Ведь я мало смыслю в науках. ». И статуя герцогов Джулиано и Лоренцо Медичи и помещенные на саркофагах аллегорические фигуры «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» имеют одно общее: при всей физической мощи они лишены активного действия. Он зарабатывал в 50 раз больше обычного рабочего.
Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. В ней Микеланджело, творчество мастера изображены так, как он хотел, чтобы их видели другие.
Все это как будто правдоподобно и, однако, не исчерпывает содержания знаменитой росписи. – А ученик. Мы знаем, что к концу жизни Микеланджело был богатейшим человеком. « Вещи эти возбудили желание у кардинала Св.
В «Сотворении Солнца и Луны» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. В люнетах можно видеть фигуры, не связанные с библейскими текстами. Один из самых патетических образов капеллы — пророк Иезекииль. В «Вакхе» неустойчивость воспринимается по-иному, чем в пластике античного ваятеля. Ибо, помимо неповторимых качеств каждого из ренессансных этапов в отдельности, очень много значит общая динамика поступательного развития всей эпохи в целом. Одновременно с работой над статуей Давида Микеланджело получил возможность доказать свой талант живописца — еще до установки «Давида» гонфалоньер республики Пьеро Содерини поручил Микеланджело и Леонардо да Винчи две огромные фрески зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине.
Он идет вглубь него от передней плоскости блока. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. И если «Битва кентавров» по характеру исполнения ближе рельефам древнеримских саркофагов, то в постановке фигуры «Вакха» использован принцип, найденный древнегреческими ваятелями, в частности Лисиппом, которого интересовала проблема передачи неустойчивого движения. Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно.
Четкость и характер рельефов создавали причудливую игру светотени. Особое внимание заслуживает статуя «Моисей», выражающая титаническую силу, могучую волю и темперамент. В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно – в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением известных слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Словом, тут крылась возможность создать нечто захватывающее. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Примеров почти полного копирования всего несколько. Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал.
Остро характерен профиль старца, грозен его взгляд, обращенный к ангелу, прекрасному, озаренному, с глубоким, умным взглядом. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. Та живая пластическая стихия, которая как предвестие прорвалась в юношеской «Битве кентавров», выразилась здесь во всей своей мощи в качестве характерной особенности художественного метода зрелого Микеланджело. Следующим на очереди был проект усыпальницы рода Медичи.
Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. И от дочери Сиона ушло благолепие ее». Но эпоха Возрождения этим не ограничивается. Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело.
Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. Вернувшись же в свою мастерскую, он в два часа ночи сел на почтовых, приказав двум своим слугам распродать все домашние вещи евреям и затем следовать за ним во Флоренцию, куда он уезжает. Все они базировались на рисунке. На попавшего в такую неприятность Микеланджело, у которого заплатить было нечем, случайно обратил внимание мессер Франческо Альдовранди, один из шестнадцати правителей города. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы.
И поверить этому безусловно можно ибо после того как картон был закончен и перенесен в Папскую залу с великим шумом в цехе художников и к величайшей славе Микеланджело, все изучавшие этот картон и с него срисовывавшие, как это в течение многих лет делали во Флоренции приезжие и местные мастера, достигли, как мы увидим, в своем искусстве превосходства ведь на этом картоне учился Аристотель да Сангалло, друг Микеланджело, Ридольфо Гирландайо, Рафаэль Санцио из Урбино, Франческо Граначчо, Баччо Бандинелли и Алонсо Беругетта испанец, а позднее Андреа дель Сарто, Франчабиджо, Якопо Сансовино, Россо, Матурино, Лоренцетто и Триболо, тогда еще совсем юный, Якопо да Понтормо и Перино дель Вага и все это — лучшие флорентийские мастера. Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Статуя опьяневшего Вакха в человеческий рост предназначена для кругового обзора. Драматизм общего замысла во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы – мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, – не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода.
Это не был удобный момент для дружеской встречи. Прежняя монолитность характера человека единой цели уступает место более сложному, многоплановому решению образа. Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора.
С надеждой устремился скульптор туда. Хотя флорентийцы и гордились дерзким неповиновением скульптора папе, а в особенности восхищались этим молодые художники, горожане с поспешностью принудили Микеланджело, во имя любви к Флоренции, отправиться на поклон к папе.