Известен он и как художник, выполнявший театральные декорации для балетов «Русских сезонов». Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены».
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Существуют лишь предположения искусствоведов. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Матисс дал новое видение мира.
Парижский танец" был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально.
К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф "Обнажённая женская фигура со спины", бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины «до насыщенности, так, что полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего». Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере.
Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. Со второй половины 1900-х гг. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) "Капеллы чёток" в Вансе, близ Ниццы (1953). Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропез.
Матисс после лицея Сен-Квентин изучал право в Париже, работал у адвоката в Боэн-ан-Вермандуа. Исчезают стул и обои. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции.
Ковёр на этой картине – реальный. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике.
«Вообразить мир таким, каким нам хочется» -- под этими словами Дерена могли бы подписаться многие художники, усвоившие открытия импрессионизма, но не удовлетворённые ими и стремившиеся к самовыражению. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Зачем. Парижский танец был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Затем, около 1912 года, он переходит к четырехзвучиям красок, причем одному из четырех тонов на картине отводится очень небольшое место: Танжер — синий, оранжевый, розовый, красный, На террасе — лиловый, зеленый, розовый, синий. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году.
Матисс сознательно выписал их силуэты упругими, гибкими линиями, чтобы придать полотну музыкальный ритм. О какой-либо трактовке этой картины сам художник не упоминал. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма.
Одна из самых известных бронзовых статуй Матисса «Большая сидящая обнаженная» была создана в 20-е годы — в то же время, что и его полотна «Одалиска» и «Обнаженная, сидящая на голубой подушке». В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом.
Такой, какой был у Матисса в его доме. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Яблоко из шара превратилось в круг.
Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха8. Одна из самых известных бронзовых статуй Матисса Большая сидящая обнаженная была создана в 20-е годы – в то же время, что и его полотна Одалиска и Обнаженная, сидящая на голубой подушке. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм.
В 30-40-х гг. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ).
Последний этап – нанесение краски на холст – проходил с помощью маляра, действовавшего по указанию художника. В это время творчество импрессионистов уже получило признание публики. Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере — древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву). Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины "до насыщенности, так, что. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Он мог подчинить человеческую фигуру линии орнамента, как это происходит в его «Красной комнате», мог сместить фигуру относительно опоры — это он проделал в «Стоящей Зоре». В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма ("Урок музыки", 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия "Одалиски").
Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что. «Парижский танец» известен в трех вариантах. На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. Андре Дерен (1880--1954) всю жизнь оставался верен юношескому пристрастию к старым мастерам, которых внимательно изучал в Лувре. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Все остальное здесь придумал сам Матисс. «Мне стало неинтересно копировать предмет. Последняя работа Матисса — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе, близ Ниццы (1953).
Занятия живописью требуют времени и денег. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Разумеется, это иллюзия. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще. Преподавание велось на некоммерческой основе.
В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». По живости и непосредственности они не уступают японским, по декоративности — персидской миниатюре, по выразительности линий — рисункам Делакруа. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Все люди на картине находятся в неподвижности.
Яблоко из шара превратилось в круг. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. Матисс считал, что его палитра высветлилась именно благодаря творчеству импрессионистов. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма («Урок музыки», 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия «Одалиски»).
Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже — в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает "вырезать"). Холст, масло. полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. И еще одна интересная подробность: в процессе работы над Парижским танцем Анри Матисс познакомился с простой русской женщиной, Лидией Николаевной Делекторской, которая сделалась сначала секретарем, затем незаменимой помощницей и сиделкой, а после – ближайшим другом и последней музой художника. Доминика и Девы Марии. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск.
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами.
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Вообще-то панно "Парижский танец" существует в трех вариантах. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Анри Матисс распахнул свою копилку с идеями и показал их миру на рубеже двух столетий, в момент расцвета модерна. Мне легко жить с танцем", – признавался мастер.
Создавая картину, он забывал обо всем на свете. Тогда же, вопреки воле отца, Матисс оставляет юриспруденцию и полностью обосновывается в Париже, поступив в Академию Жюлиана и беря уроки у мэтра французской живописи Гюстава Моро. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней.
По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Великий Анри Матисс не был исключением. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника.
Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Эта дружба в его судьбе значила многое. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. «Я очень люблю танец. Анри Матисс. Мне легко жить с танцем», – признавался мастер. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Стайны подружились с художником.
Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). Работы возмутили благочестивую публику, вызвав нешуточный скандал, а Щукина критики объявили сумасшедшим. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954.
Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Изящные балерины Дега и лихие примы кабаре Тулуз-Лотрека – всего лишь различные ипостаси модной танцевальной темы.
Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия -- антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). Жил Матисс в это время трудно.
Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает «вырезать»).
Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками.
В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия "Джаз", 1944-47). В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Яблоко из шара превратилось в круг. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. В октябре 1933 г. Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и «задержалась» в нем почти на 22 года, вплоть до самой смерти великого мастера. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани). Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе.
На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Матисс дал новое видение мира. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Он много копировал в Лувре, ездил в Бретань, а в 1897 году выставил в Салоне Национального общества изящных искусств одну из самых значительных своих импрессионистических работ — картину «Десерт». Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. "Я очень люблю танец.
Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. В Осеннем салоне 1905 г. художник выставил виды Коллиура (местечка на Средиземноморском побережье, где он проводил лето с Матиссом) и автопортрет. Мне легко жить с танцем, – признавался мастер. Матисс очень любил персидскую миниатюру – с ее волнующими воображение спиралями, золотыми листьями, плоскими пятнами чистого цвета, но не менее сильно притягивали его и примитивные африканские скульптуры. Кусок натуры восприимчивым художником как будто сразу претворяется в игру декоративных пятен и штрихов при этом, однако, вовсе не умаляется жизненность, скорее остро подчеркивается. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. 1931-33 «Одалиска в красных шароварах», 1924-25). Ж. Помпиду).
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам.
В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве «Танец» и «Музыка», оба — 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста («Мастерская художника», 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
А. Матисс «Музыка» (1910). Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона -- разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов). Со второй, уже практически завершенной полноценной работой, вышла обидная промашечка: Матисс ошибся в размерах помещения и весь холст пришлось переписывать заново.
Парижский танец" был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. Каждый из них имел своих последователей. Снижение значения фовизма после 1906 г. и распад группы в 1907 г. не повлияли на творческий рост самого Матисса. Прекрасный рисовальщик, он был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания нескольких интенсивных цветов.
Цветовая гамма у него нарядна и изысканна, а очень музыкальные линейные ритмы создают эффект внутреннего движения. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. В 1908--1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах.
В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина.
Другое название этой работы – «Десерт». Великий Анри Матисс не был исключением. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм».
В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса "Танец", 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем ("Ветка сливового дерева", 1948, частное собрание, Нью-Йорк). Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета ("Красные рыбы", 1911 "Натюрморт с раковиной", 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). 260 х 389 см. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Стремясь противопоставить бурной напряжённости жизни 20 века вечные ценности бытия, он воссоздаёт его праздничную сторону — мир бесконечного танца, безмятежного покоя идиллических сцен, узорочья ковров и тканей, сверкания плодов, ваз, бронз, сосудов и статуэток. В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47).
К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает вырезать).
Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок. В динамичном, неистовом "Танце" можно разглядеть сложные ракурсы, необычное сплетение рук и тел, а в противоположной по ритму "Музыке" основой композиционного решения делается не динамика, не движение, а абсолютная неподвижность обособленных, фронтально расположенных фигур. Матисс после лицея Сен-Квентин изучал право в Париже, работал у адвоката в Боэн-ан-Вермандуа. Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. Структура живописи и работа с цветом Поля Сезанна оказали особенное влияние на творчество Матисса, который называл его впоследствии своим главным вдохновителем. Первая персональная выставка Матисса состоялась в июне 1904 г. в галерее Амбруаза Воллара.
«Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Вообще-то панно Парижский танец существует в трех вариантах.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски). В произведениях 20-х гг. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в Марокканце, Игре в мяч и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ). Группа обнажённых, схематически изображённых людей кружатся в диком первобытном танце их красные тела парят на сине-зелёном фоне вопреки законам физики всякая перспектива отсутствует. fauves).
Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих).
Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр — Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. Матисс очень много и неустанно рисует с натуры, рисунки его насчитываются сотнями, он подлинный виртуоз рисунка. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов.
Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Так и случилось. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь.
А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Тема панно — танец. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере – древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву). Бурный колорит, сияющие цветовые пятна, в которых растворялась натура, представляли овеществленную фантазию художника («Женщина в шляпе», 1905). И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8.
Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Как график, работая пером, карандашом, углем, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперирует главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна.
Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 -- 1947) выделяла его из фовистского окружения. Матисс дал новое видение мира.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение».
Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха ("Вход в Козба") или прохладной прозрачной воды в аквариуме ("Красные рыбы"). Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего". Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства.
Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. В 1905-07 лидер фовизма. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования.
Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Картины Матисса изображают мирные мгновения: женщины за чтением, музыкальными занятиями или в минуты задумчивости натюрморты и пейзажи. В 1905-07 лидер фовизма. Холст, масло.
Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св.
Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок.
С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета. Не было и группы как таковой. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном).
Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве "Танец" и "Музыка", оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста ("Мастерская художника", 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Благодаря урокам Моро следует усиление колористического начала в работах художника. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина.
Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха («Вход в Козба») или прохладной прозрачной воды в аквариуме («Красные рыбы»). Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона — разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов). Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Но об этом уже сказано в других разделах.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Особенного внимания заслуживал его мазок. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора.
Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в Девушке с тюльпанами), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Французский художник, основатель фовизма. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу – керамическое панно с изображением св. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. В динамичном, неистовом Танце можно разглядеть сложные ракурсы, необычное сплетение рук и тел, а в противоположной по ритму Музыке основой композиционного решения делается не динамика, не движение, а абсолютная неподвижность обособленных, фронтально расположенных фигур.
Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан.
В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). И еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матисс познакомился с простой русской женщиной, Лидией Николаевной Делекторской, которая сделалась сначала секретарем, затем незаменимой помощницей и сиделкой, а после – ближайшим другом и последней музой художника.
В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса «Танец», 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем («Ветка сливового дерева», 1948, частное собрание, Нью-Йорк). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. В 40-х гг. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок. Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия — антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944-47).
Скромные пейзажи так завораживают спокойствием и лиризмом, что у видевших их под впечатлением от реальных видов -- моря, небесного простора, корабликов и лодок с цветными флажками -- сразу рождается мысль: «Как у Марке. ». Вход в Казбу — малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. Творческая жизнь Матисса началась в 90-е годы девятнадцатого века. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. В динамичном, неистовом «Танце» можно разглядеть сложные ракурсы, необычное сплетение рук и тел, а в противоположной по ритму «Музыке» основой композиционного решения делается не динамика, не движение, а абсолютная неподвижность обособленных, фронтально расположенных фигур. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Речь идет о фовизме. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса Танец, 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем (Ветка сливового дерева, 1948, частное собрание, Нью-Йорк).
Углы комнаты даёт другим цветом. Такое нанесение стало шагом вперед и не только для самого Матисса, но и для многих молодых художников. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Излюбленные темы Матисса – интерьеры с фруктами и цветами, танцующие и купающиеся фигуры, одалиски, чарующие своей красотой Атмосфера радости и праздника отличительная черта всего творчества мастера («Танец».
Я очень люблю танец. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма (Урок музыки, 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия Одалиски). В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.
Доминика и Девы Марии. Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Жорж Руо (1871 -- 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Творчество импрессионистов, таких как Моне и постимпрессионистов (Ваг Гога, Сезана, Гогена) стало для художников двадцатого века той основой, на базе которой вырабатывался их художественный стиль. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе, близ Ниццы (1953).
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения. Вообще-то панно «Парижский танец» существует в трех вариантах. Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал».
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы). Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Для работ Дерена характерны глубоко продуманные композиция и колорит, внимание к форме.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. Вынужденный оставить работу маслом, не имея сил держать в руках кисть и палитру, художник разработал технику составления изображения из обрезков цветной бумаги. Великий Анри Матисс не был исключением. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
В 1908—1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. Таким для него явился Поль Гоген. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения.
Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве Танец и Музыка, оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста (Мастерская художника, 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). – "Танец" написан мной всего тремя красками. Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. Стоит отметить, что фовизм не является стилем и представлял собой скорее локальное течение, школу, объединённую едиными принципами работы с формой и цветом.
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Он знакомился с художниками разных стран. Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям.
А предыдущий, «бракованный», художник довел до ума и в 1936 г. уступил за скромное вознаграждение Музею современного искусства города Парижа. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг.
Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Вход в Казбу -- малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый.
Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Даже когда он писал чистыми красками и использовал контрастные цвета их сочетания были тонки изысканны. Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура. Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»).
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Изящные балерины Дега и лихие примы кабаре Тулуз-Лотрека – всего лишь различные ипостаси модной танцевальной темы. Матисс погрузился в исследования произведений других художников и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался.
Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении.
Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета («Красные рыбы», 1911 «Натюрморт с раковиной», 1940 обе работы — в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой.