В творчестве раннего Кандинского (1901-1907 гг. ) преобладает декоративность, орнаментализм, плоскостность. Творчество Кандинского вновь претерпевает изменения: отдельные геометрические элементы все более выступают на первый план, палитра насыщается холодными цветовыми гармониями, которые, порой, воспринимаются как диссонанс, особо используется круг, как чувственный символ совершенной формы. Книга понравится всем, кто увлекается рисованием и искусством, а также поклонникам абстрактной живописи и творчества Василия Кандинского.
Это практически музыкальное произведение, отмеченное поздним периодом в творчестве Кандинского. Синтетическая природа творчества В. Кандинского основана на принципе слияния искусств, который реализуется в композиции.
С помощью вибрации чувства и мысли художника превращаются в форму и цвет». 19 В. Кандинский считал, любая абстрактная форма является «духовныем существом» 20 и может быть посредницей между чувственным миром и человеком, свеобразной «потенцией» конкретной вещи, ее духовным содержанием. Он есть космос духовно действующих существ» (Es. В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник». Не только Кандинский, но и Шёнберг и Марк подчёркивали важность синего цвета, тяготеющего к абстракции.
Он – пророк и ясновидец, наделенный высшим знанием пути. Вот так. Постимпрессионистская работа художника посвящена его ученице и возлюбленной. Он был поражен картиной Матисса «Радость жизни» а также другими его произведениями, включая статью «Заметки о живописи». 19). В декабре 1911 года вместе со своим другом Францем Марком Кандинский основал очередную творческую группу – «Синий всадник». Чупрова изучая экономику и право.
«Василий Кандинский в том первом тексте «О духовном в искусстве», который был зачитан на Всероссийском съезде художников 1911-1912 г. г., уже на первых его страницах, сразу после объяснения причин рождения абстрактной живописи, заявляет о неизбежности ее грядущего включения в синтез искусств. Вот и позднее, когда Кандинский брал уроки у знаменитого Франца Фон Штука (художник Сецессиона), ему пришлось оставить свою яркую палитру и писать в чёрно-белой гамме изучая форму. Вот таким образом в живописи, например, прекрасен всякий цвет ибо он вызывает вибрацию души, а «каждая вибрация обогащает душу». В 1896 году в Москве состоялась Французская индустриальная и художественная выставка.
Нарисуйте яблоко в стиле реалистичном пропустите через себя и нарисуйте ваши ассоциации. Публиковал художественно-критические Письма из Мюнхена в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909), участвовал на выставках «Бубнового валета». Но «освобождается» он не только от нее, а от логосности, от того, без чего «ничто не начало быть, что начало быть».
Все приемы используемые художником, создавали сильный поэтический образ. Это течение развивалось по двум основным направлениям. Как бы то ни было, название «Синий всадник» носила одна из ранних картин Кандинского, представленных им на одной из выставок «Фаланги». В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Кандинский говорит, что нужно освободиться от этой служебной роли, что полная духовность, настоящее сокровище – в самой живописи, в самой краске, в цвете и что нужно «освободиться» от предметности. Кредо его творчества: форма определяется содержанием.
Кандинским создано более двухсот живописных работ. Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию движения. Детство и юность Кандинского прошли в Одессе, в портовом городе. На первый взгляд образы на знаменитой картине вполне понятные.
В первом альманахе «Синего всадника» (1912) была помещена сценическая композиция Кандинского «Желтый звук» на музыку Ф. А. Гартмана — готовившаяся постановка, призванная синтезировать в органическом единстве цвет, свет, движение и музыку (не состоялась из-за начавшейся 1-й мировой войны). И только сам художник на основе принципа внутренней необходимости может решить, какую форму ему следует применять в каждом конкретном случае. Свое время Кандинский, наряду со многими его современниками в России, осознавал как время духовного пробуждения «от долгого периода материализма» – особенно в искусстве. Перед концертом нам удалось немного поговорить.
В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право. Трудно сказать, насколько хорошо знал Кандинский историю философии.
Опыт своей преподавательской деятельности художник обобщил в работе «Пункт и линия к плоскости». В 1928 году Кандинский получил немецкое гражданство. Живи Василий Кандинский ныне, его бы, вероятно, назвали гражданином мира. Его выставки пользуются неизменным успехом. Предметная тема картины почти поглощена красочным цветовым потоком. Также как картина называлось творческое объединение, созданное вместе с Францем Марком.
Поступая так, художник восстает на Бога, на его творение, разрушает творение. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». ознаменовался полным отказом от принципа мимезиса и освобождением цвета и формы. Таковы, в известной степени, были предпосылки для сложения новой манеры Кандинского. В 1944 задумал создать комедийный фильм-балет на музыку Ф. А. Гартмана.
Оно было в начале у Бога. применительно к живописи, – в «беспредметной» гармонии цвета и формы. Будучи основоположником абстракционизма и экспрессионизма и одним из основателей группы «Синий всадник», Кандинский пошёл много дальше своих единомышленников. Некоторые искусствоведы (в частности, Павел Балека) проводят параллель между творческим методом Кандинского и методом сонористики в музыке – методом, для которого характерно выдвижение тембра в качестве основного фактора. 43).
«Духовный взор» открывает этот элемент за первыми двумя (Дух. Вот таким образом художник общается только сдрузьями ипродолжает экспериментировать скистью вруках. Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. Стать «реалистическим академиком» можно так же легко, как абстрактным академиком». Из Германии он выслал супруге бумаги на развод и дарственную на усадьбу в Коломенском. Большое внимание мастер всегда уделял графике, в том числе гравюре на дереве. «Процесс развития искусства состоит, до некоторой степени, в выделении чисто-и-вечно-художественного от элементов личности и стиля времени» (Дух.
Геометрический репертуар картины ограничен немногими элементами, такими как круг, полукруг, угол, прямые илидугообразные линии. Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Кандинский – это портрет эпохи. «Временно-субъективное» и есть форма произведения искусства.
Родство произведений искусства состоит не во внешнем, «а в корне всех основ – в мистическом содержании искусства». 1916, Третьяковская галерея), не оставлял занятий живописью на стекле («Амазонка», 1917 «Дамы в кринолинах», ок. Он приступает к работе в Наркомате просвещения, став руководителем секции кино и театра. 31). То, что чувство (художника и зрителя) воспринимает в искусстве как созданное по законам внутренней необходимости, ощущается им как прекрасное или внутренняя красота, которая, по мнению Кандинского, не имеет ничего общего с внешней красивостью и даже полностью противоположна ей.
Его космологические фантазии (графическая серия Малые миры, 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность (В черном квадрате, 1923 Несколько кругов, 1926 обе картины – в Музее С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Первые два элемента преходящи.
Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903 – 1907), с 1902 жил в основном в Мюнхене, а в 1908 – 1909 в селе Мурнау (Баварские Альпы). 31). Переходя к живописи, замечу, что Васнецова называют «живописцем русской сказки», абсолютно не понимая, что за миром его произведений стоит деградация духовности, утрата живой веры и христианской жизни по вере и плененность чарами зла. Он занимался не только живописью и графикой, но музыкой (с ранних лет), поэзией, теорией искусства. Вот таким образом русский худжоник широко известен не только в России, но и за рубежом.
Картины этого замечательного художника теперь находятся во многих музеях по всему миру. Итак кубизм абстракционизм кто то приемлет кто то нет. Разве разрушает его ученый, которые расщепляет вещества на атомы, чтобы изучить их. Там жил древний народ зыряне, сохранивший остатки собственной языческой религии. Булгаков в своей статье «Труп красоты» прямо говорит о демоническом характере этих изображений, говорит о том, что это мистика того, подземного царства.
С началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Это хор красок, врывающихся в душу из природы, по выражению самого художника. После Октябрьской революции Кандинской активно включился в общественную деятельность. Все формы равноправны, «художник может пользоваться для выражения любой формой», если она есть продукт внутренней необходимости (Дух.
Что касается современных течений, «Синий всадник» стал одним из ведущих экспрессионистских объединений испытавших также влияние фовизма и кубизма. Тут скованный порыв, там — раскрепощенное движение». В труде художника все органично и все бессознательно. Справа – ещё трое казаков. Только истинные художники сохраняют на всю жизнь детское «ясновидение», основав на нем свое творчество. В 1918 издал автобиографическую книгу Ступени.
Давайте обратимся к жизненному пути, который прошел Кандинский Василий Васильевич. Одной из основных тенденций, повлиявших на возникновение «искусства» двадцатого века, была деградация духовности, деградация веры. Такие намеки дают широкий простор для философских размышлений.
Человеку, привыкшему к «красивости», часто внутренняя красота искусства представляется уродством (Дух. Примерами могут быть гравюры из Третьяковской галереи: «Игра на гуслях» и «Свет Луны». В журналах «Мир искусства» и «Аполлон» появлялись его статьи об искусстве Германии, сыгравшем столь важную роль в формировании творческой личности живописца. Другая контрольная группа состояла из шести нормальных людей. В 1885—1893 (с перерывом в 1889—1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова изучая экономику и право. «Композиция VIII». По сторонам от темно-синего центрального круга, который, словно в сиянии луны, перекрывается черным, витают маленькие и большие светлые круги на темно-коричневом фоне.
Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К. Моне Стог сена. И это было давно известно. С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. Отсюда Кандинский приходит к уже формулированному Аристотелем, а затем Дионисием Ареопагитом и некоторыми классиками новоевропейской эстетики, но основательно забытому заключению, что в искусстве нет «уродливых» форм, если эти формы суть выражение внутреннего содержания «все целесообразно-безобразное в произведении искусства – прекрасно» (Ступ. Абстрактное искусство – отъятие имени.
Художественно-эстетическая теория Кандинского сформировалась в атмосфере взлета духовных, в частности теософских, антропософских и символистских исканий, которая возникла в кругах европейской интеллигенции под влиянием социально-политических кризисов и конфликтов начала ХХ в. и новейших естественно-научных открытий (в частности, атомно-энергетической теории строения материи). Протекающая рядом река также намекает на бренность жизни. Художник свободен теоретически ибо ко времени Кандинского искусство (живопись, во всяком случае) овладело практически всеми возможными формами и способами выражения, а теория в лице того же Кандинского признала их полное равноправие.
Его последний цикл был выполнен на неизвестно на какие средства приобретённом немецком картоне среднего формата. В работе «О духовном в искусстве», которая считается своеобразным Евангелием искусства XX столетия, в главе под названием «Действие цвета» Кандинский описал физиологическое и психологическое воздействие цвета. Последние решительно отвергали иррациональное. В Баухаузе Кандинский ведет курс стенной живописи, что граничит с его концепцией монументального искусства, которое объединяет все остальные. Нацисты отнесли его работы к так называемому «дегенеративному искусству», наряду с полотнами других выдающихся авангардистов.
Старыедрузья из Берлина сообщили ему, что его картины удалены из немецких музеев. Он разработал аналогичный план и для Инхука (Институт художественной культуры), но столкнулся с враждебным отношением некоторых художников-конструктивистов, в частности – Поповой, Пунина и Родченко. Ему полезнее оставаться глухим к поветриям времени. "Уже выше было сказано, что рождение подлинного произведения искусства есть тайна.
В период с 1909-го по 1914-й годы художник написал около двухсот картин. 70). До болезненности остро ощущая внутреннее звучание или «дух», «внутреннюю сущность, тайную душу» (Ст.
Главное, чтобы зритель самозабвенно растворился в картине, жил в ней. Он обращается к «нематериальнейшему из искусств – музыке» – и приходит к выводу, что и живопись может претендовать на воплощение «внутреннего мира», если перейдет к «Абстрактному построению». Обладая незаурядным организаторским талантом, Кандинский, ещё будучи студентом, основал общество символистов «Фаланга». «Мир звучит.
Художник оформлял интерьеры, делал эскизы росписей по фарфору, проектировал модели платьев, создавал эскизы аппликаций и мебели, занимался фотографией интересовался кинематографом. Первое объединение Фаланга (лето 1901 года), в котором он принял участие, виделось ему как сообщество мастеров, объединенных общими идеями. Худых — больше, чем толстых. И во многих работах художника можно проследить морскую тематику. ()При прикосновении ко льду можно испытать только ощущение физического холода и это ощущение забывается при согревании пальца, так забывается и физическое действие цвета, когда от него отвернешься.
20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Первый – это «импрессии», рождающиеся в результате прямого впечатления от «внешней природы», далее – «импровизации», выражающие «главным образом, бессознательно, большей частью внезапно» процессы внутреннего характера, то есть «впечатление от внутренней природы», далее – «импровизации», выражающие «главным образом, бессознательно, большей частью внезапно» процессы внутреннего характера, то есть «впечатление от внутренней природы». Для кого-то это похоже на фантастическую рыбу.
Можно было бы, если бы не точка зрения самого художника, вспоминавшего об этом «эпизоде» всю жизнь. В этом городе работали Август Эндель теоретик нового искусства, Герман Обрист (Обрихт) создатель отвлеченных пластических композиций. Высоких было больше, чем низких. Прекрасно то, что прекрасно внутренне», – говорит Кандинский (Дух. В 1885 году юноша поступает в Московский университет на юридический факультет. Каждый зритель увидит то что ближе ему.
84). То были мотивы усадеб и пригородов, пляжей и деревенских проселков, гор и озер. И вот таким образом, наконец, внутренне прекрасным может быть все то, что внешне даже «уродливо» (Дух. Душа художника вибрирует, откликаясь на звук, как струны пианино под ударами молоточка.
Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Mnter), 26-летней слушательницей школы. А имя есть у него свои понятия что он хотел сказать а вы поймете. Экспрессивно-органический стиль Кандинского трансформировался в 1920-30-е гг. Самое интересное пространственное решение Кандинскийисполняет в связи с проектом зодчего Мис ван дер Роэ Музыкальный салон (1931 год, абстрактные композиции в керамике). Теоретически мастер сформулировал эту проблему в книге «6 духовном в искусстве» (1911 г. ), но практическое решение пришло к нему внезапно и необычно.
Изучению их традиций и обрядов Кандинский и посвятил свою поездку. Для художника настало время неограниченной свободы в формах выражения. Главное – его вечное, объективное содержание – «элемент чисто-и-вечно-художественного», который не только не утрачивает своего значения со временем, но, напротив, сила его постоянно возрастает.
В принципе безразлично, какую форму использует художник, абстрактную или «реальную» ибо «обе формы внутренне равны». Вот таким образом япредпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством». Автор не дает определения этим существам, тем самым оставляя простор для фантазий. Это положение платонической философии было достаточно убедительно раскрыто в теоретической работе Ледбитера и Безант «Мыслеформы», которая во многом отвечает творческим исканиям самого Кандинского.
Слово композиция для Кандинского звучало как молитва и вызывало в нем внутреннюю вибрацию. В определенное время в Универсуме возникает необходимость в творчестве. Вот и весь ответ.
Благодаря Кандинскому были открыты около 22 художественных галерей в России. Вспомнить еще персонажей пушкинского «Лукоморья» : Баба Яга, Кощей, колдун, леший, русалка – это же то самое царство мертвых. Габриель Мюнтер сыграла одну из основных ролей в становлении Кандинского абстракционистом.
Этот элемент «проходит через всех людей, через все национальности и через все времена», его можно «видеть» в произведениях любого художника, любой эпохи, любого народа. Все три элемента теснейшим образом переплетены в произведении и образуют «целостность произведения», которая таким образом складывается из разнородных элементов – преходящих и вечного и первые два, как правило, заслоняют третий от современников. Дружба двух талантливых людей закончилась так же нелепо, как удачно началась. Несмотря на то, что музеи и галереи отвергали его работы, он был упрямо верен своему делу. Мальчик получил блестящее музыкальное образование: играл на фортепиано и виолончели. Третьей и последней – 13-го декабря 1944-го года в предместье Нюлли-сюр-Сен великий художник умер.
И только к 1920 году он вновь берется за абстрактные сочинения. Уже в графическом цикле «Малый мир» (1922 г. ) видна последовательная геометризация формы. Можно сказать, что своего апогея идея синтетического монументального искусства достигает в проекте создания «всемирного здания искусств и выработки его конструктивных планов». 12 Интересно что художественная утопия, являющаяся своего рода культурно-исторической абстракцией, требует, согласно Кандинскому, конкретных «конструктивных планов», которые, в данном случае играют роль композиционного закона. Первые месяцы фашистской оккупации художник провел в Пиренеях.
Второе название – «Казаки». Смысл искусства по Кандинскому. Но в том же году Кандинский внезапно изменил свою жизнь. Работал в отделе Изобразительных искусств Наркомпроса, преподавал в Свободных Государственных художественных мастерских, во ВХУТЕМАСе, был избран вице-президентом Российской академии художественных наук (РАХМ), создал и возглавил Институт художественной культуры (ИНХУК).
В 1921 художник-теоретик разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства. Долгое время Кандинский прожил в Мурнау со своей возлюбленной Габриель Мюнтер. Только за свойства самой формы (прекрасная, безобразная, тонкая, грубая и т. п. ) ее нельзя оценивать как позитивную или негативную. В Германии преподавал в «Баухаусе» (с 1922, в Веймаре и Дессау), занимаясь в основном общей теорией формообразования изложил свой педагогический опыт в книге Точка и линия на плоскости изданной на немецком языке в 1926. Выявляет нюансы, не только радующие глаз, но и затрагивающие струны души. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым.
Эти фильмы – как знаменитая «Фантазия» Уолта Диснея – комбинировали музыку и рисованные образы. В музыке – Вагнер (мотив). Творческая энергия его неиссякаема интересы многогранны. () Под этим прекрасным, само собою разумеется, не следует понимать внешнюю или даже внутреннюю общепринятую нравственность, а все то, что даже и в совсем неосязаемой форме совершенствует и обогащает душу.
Булгаков и Н. А. Он полагал: Смысл, содержание искусства романтика. Тут важна не форма (почему Кандинский не любил искусства для искусства), но переживание, внутреннее влечение, сверхчувственная вибрация. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает «Новое объединение художников, Мюнхен» и берет на себя председательство. Происходила она как прирожение злу, как открытие в злом начале чего-то бесконечно привлекательного, как апология смерти, апология зла (таков Ницше). 69-70). В раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой для создании ярких красочных пейзажей иногда с романтически-символической нагруженностью сюжетов («Синий всадник», 1903).
При этом Кандинский хорошо сознает сложную диалектику художественного феномена: «объективный элемент» искусства («чисто-и-вечно-художественное») «становится понятным с помощью субъективного», т. е. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Только тогда он будет с легкостью использовать любые формы и средства, как «дозволенные», так и «недозволенные». Есть сильные картины есть не очень. 1913 году создается «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Сам процесс воплощения Духовного в искусстве представляется Кандинскому в следующем виде.
« (Если бы замена одного искусства другим была бы возможна, считает он, «исчезла бы необходимость в разных искусствах») ». 10 Однако именно в силу этой уникальности действует принцип слияния искусств, который проявляется в сценической композиции как в неком художественном методе или законе. Ассоциации художника выполнены не в реалистическом классическом жанре.
Такова ее внутренняя характеристика» (Дух. Если жива душа художника, ей не нужны костыли головных рассуждений и теорий. Это был «холодный», как он сам говорил, стиль. Отказавшись эмигрировать в США, в августе 1940 возвратился в Париж. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. «Цвет — это клавиш, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль.
А картины реалистические нет. В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Видимо, для Кандинского цветовые сочетания звучали подобно сонорным созвучиям.
О. Рунге). Она там же и скончалась в 1962 году. Он объединял их в циклы: «импровизации», «композиции» и «впечатления», нередко имеющие порядковые номера и подзаголовки. Позднее именно этот человек стал одним из основателей абстракционизма. 84). Работа над ними шла медленно и напряженно.
Кандинский обладал (и сознавал это) редкой, а может быть, даже и уникальной способностью «путем ограничения внешнего заставить сильнее звучать внутреннее». утилитарным, отношением к миру. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. Кандинский считал, что абстрактные комбинации действуют словно музыка имеют, как и она, временное художественное бытие, запрятанное внутри произведения. Представленная на ней экспозиция импрессионистов глубоко потрясла будущего художника. 22). В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и не выставлялись.
Картины Кандниского не имеют названий – просто композиции под каким-то номером. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер (Москва. «Габриель Мюнтер за рисованием».
Сверкающие, как молнии, зигзагообразные линии прорезают эти таинственные миры. Также, он публикует художественно-критические «Письма из Мюнхена» в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909). Их стиль близок самым современным исканиям тех лет. Правильно «настроенная» рука живописца управляется именно этим камертоном и часто действует вопреки разуму – как бы «от себя» (von selbst). Отец — коммерсант Василий Сильвестрович Кандинский из старинного рода сибирских купцов (по семейному преданию, одна из его прабабок была мансийской княжной). Она там же и скончалась в 1962 году. Вот ещё незаурядная личность – Василий Васильевич Кандинский, крупнейший художник, один из основателей абстракционизма.
Картина написана 1926 году, когда знаменитый «Баухауз» переехал из Веймара в Дессау. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. Так, рядом с«миром природы» появляется новый «мир искусства»— очень реальный, конкретный мир. Звук связывает воедино три мира: духовные сущности, художника и его произведения. Сам художник вынужден был эмигрировать во Францию. Им-то и определяется в конечном счете значение художника и его творчества. только через субъективное может выразить себя.
в беспредметной живописи. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. В книге он рассуждает о музыкальных и эмоциональных эквивалентах красок.
Отсюда ясное и четкое отношение русского живописца к проблеме содержания и формы. Как намек на мюнхенский формальный язык можно понять «остов лодки» и выходящее на зеленое поле «весло» слева. Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции».
Ассоциативный метод художественного мышления проявляется в теоретической системе художника как принцип межчувственных ассоциаций или синестезий, которые могут быть разделены на группы по «сходству эмоционального воздействия», «по сходству структуры» и т. д. В конечном счете настоящий художник работает исходя не из каких-либо внешних побуждений, но исключительно «прислушиваясь к категорически приказывающему гласу, который является гласом Господа, пред которым он склоняется и чьим рабом он является» (Bd I. 59). В человеке оно обрастает особой «плотью души», подверженной внешним воздействиям, которые и определяют ее «окраску», существенно влияющую на создаваемое произведение искусства. А ведь мужчине, совершавшему его, было уже тридцать лет. Искусство, по Кандинскому, всегда содержало в себе два элемента: чистую абстракцию и «чистую реалистику», но в различных соотношениях. 134).
Ему принадлежат также заслуги по созданию нескольких творческих обществ. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, абсолютно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. В последние годы жизни Кандинский стал писать холсты, которые по его собственному выражению, явились «поистине живописной сказкой». В кружках Мюнхена и Штутгарта выделялся Адольф Хельцель, который в 1905 году разрабатывал теории абстрактной живописи.
Характерно, что стихи его, написанные в весьма своеобразной манере, лучше всего словесно передают ощущения от его произведений. Кредо общества: «Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать». Абстрактный художник не разрушает мир. 22). «Пролегомены в науке об искусстве» (1926 г. ).
После закрытия нацистами «Баухауса» (1932) переехал в Берлин, а в 1933 – во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918-21), состоял профессором Московского университета.
Мать вела происхождение от прибалтийских немцев. В 1911 году, уже исходя из идей изложенных в трактате «О духовном в искусстве», он вместе с Францем Марком основывает в Мюнхене общество «Синий всадник». вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Художник начинает изучать отзывы зрителей относительно своих картин. Кандинскийдоводитдо крайности цветовые и тональные сочетания.
В этом же году Кандинский выпускает книгу своих суждений и мыслей об абстракционизме. Но Кандинский никогда не связывал название объединения и своей знаменитой картиной. Оно определяет жизнь произведения искусства как автономного «живого существа». В целом, убежден Кандинский, «возникновение произведения имеет космический характер», а не произвольный и субъективистский (Bd I. 53).
За период 1909-1914 гг. Однако его нужно ценить как определенный период в развитии искусства, период исканий, экспериментов, который сейчас уже завершился и то, что мы видим теперь в искусстве, это не абстракционизм и то, что мы видим теперь в искусстве, это не абстракционизм, он исходил из чистых идей и первичных форм, а постмодернизм, который строится на смешении всего и вся и как правило обходится без принципов и без идей. Василий Кандинский известен в первую очередь тем, что положил начало абстракционизму. Ему подскажет внутренний голос души, какова нужная ему форма и где ее почерпнуть (из внешнего ли или внутреннего «естества»)" (Дух. Эта цель до сих пор остается крайне актуальной в культуре, а значимость многих суждений русского живописца сегодня, пожалуй, еще более существенна, чем в начале прошлого века.
Публика иколлеги поцеху непонимали инепринимали его искусство, ноКандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с«реальным» новый мир, свиду ничего общего неимеющий с«действительностью». После эксперимента с контрольными группами фильмы продемонстрировали посетителям Музея науки в Лондоне, попросив отобрать изо всех изображений те, которые лучше всего соответствуют музыке. Все абстрактные произведения Кандинского, по его собственным словам, разделяются на три группы (по степени отдаления от предмета): импрессии импровизации и композиции. 85). И вся культура двадцатого века живет этим.
Размышляя уже непосредственно о живописи, хотя этот вопрос имеет и более широкое теоретическое значение, Кандинский указывает, что существует два полюса форм воплощения внутреннего содержания: «большая абстракция» и большой реализм (Es. Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт» (1908), до хаотического этюда под названием «Ущелье» (1914) и беспокойных композиций в серии панно «Времена года» в музее Гуггенхейма («Осень»). «О чем я думаю.
В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии. Оба побывали в особняке С. И. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.
Важными оказались занятия гравюрой на дереве. Смоленский бульвар», обе ок. Оказавшись за чертой бедности Кандинский впал в отчаяние.
Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Главное в искусстве, считает он, что, а не как и это что ( содержание дух внутреннее звучание) и определяет как ( форму средства выражения). И эта сущность – демоническая.
На этой выставке Кандинский выставил несколько своих картин, в том числе этюд к «Композиции II» (1910). И в 1921 году, получив предложение на место преподавателя в «Баухаузе», в Веймаре, Кандинский покидает страну. Еще Дебюсси (духовные импрессии Клода Дебюсси считают импрессионистом в музыке), Арнольд Шенберг, который отказался от «привычно-красивого» ради внутренней красоты. А его любят.
Художнику дан дар особого видения. Притом существа, наделенные высокой духовной энергией. 27).
На своих плечах ощущал Кандинский непомерную тяжесть этой «повозки» и стремился не только своим художественным творчеством, но и словесно передать открывшиеся ему знания. До тридцати лет он и не помышлял об искусстве.
Прекрасно то, что прекрасно внутренне. Фигуры, линии и цвета дают явный намек на абстракцию. Абстрактное искусство элитарно, оно не может быть понятно всем. «Композиция VII».
Но подобными объяснениями едва ли можно удовлетвориться». И современное Кандинскому искусство предоставило такие формы, явилось «материализующей силой», воплощающей «созревшее для откровения Духовное» (Es. Однако в 1933-ем к власти пришли нацисты, школа Кандинского была закрыта в рамках кампании против «выродившегося искусства», а его полотна конфискованы как пример «дегенеративной живописи», не имеющей права на существование. В искусстве в конечном счете значимо только содержание. И вся эпоха модерна уже дышит этим царством мертвых и в него погружена. Лосев (см. : гл. В творческом акте Кандинский отмечает три побудительные причины или, в его терминологии, «три мистические причины», «три мистические необходимости» (почему мистические и в каком смысле мистические, автор «Духовного в искусстве» не разъясняет скорее всего имеется в виду бессознательный характер действия этих «причин»): 1) необходимость выразить в искусстве себя («индивидуальный элемент») 2) необходимость выразить свою эпоху ибо художник-дитя этой эпохи («элемент стиля во внутреннем значении») и 3) необходимость выразить то, «что свойственно искусству вообще» независимо ни от каких субъективных факторов, некое вечное содержание искусства, которое Кандинский обозначает как " элемент чисто-и-вечно-художественного ". Все чрез него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть».
В Германии он провёл 30 лет. 83). 135). Однако он пошел в своем творчестве значительно дальше своих коллег по пути «раскрепощения» цвета и формы от диктата «литературщины», т. е. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами.
Потом может быть разные и удачи и неудачи но имя есть. И им это, увы, удается. Имени нет, зато есть сущность. Каждый из этих трех элементов обладает своим звучанием и художник обязан сгармонизировать их на основе «принципа целесообразного прикосновения к человеческой душе» (Дух. «Самоценность цвета, музыкальные ассоциации, «синестетические обертона», духовные изыкания, наконец, синтез искусств – вот то, над чем трудился Кандинский и что составляло предмет его исследований. Годы войны принесли ему тяжелые потери.
Как я уже сказал, в моей работе все это не имеет значения. Его живописные работы предреволюционных и революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном: продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна («Смутное», Третьяковская галерея, «Сумеречное», Русский музей, обе 1917 «Белый овал», 1920, Третьяковская галерея и др. ), художник писал и обобщенно-реалистические натурные пейзажи («Москва. Он решает творить сам изначально рисует в стиле импрессионизма.
В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве». Дело в том, что он был не просто художником, но признанным лидером авангардизма. Это кульминация работ художника с кругами в стиле абстракционизма.
В 1910 году появилась первая абстрактная картина Василия Кандинского. К ним, например, можно отнести картину «Причудливое», 1930, навевающую космически — египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. Социальная позиция Мейера, отвергающего всякий эстетизм, требовала полного отказа от «стиля Баухауса». Краски наего картинах бледнеют, аформы становятся биоморфнее. Внутри онподчиняется общим законам «космического мира». Все эти имена теперь в учебниках.
Двумя своеобразными вершинами его творчества признаны «Композиция 6» и «Композиция 7». Они друг друга дополняли и поддерживали. Композиции Кандинского не имели индивидуальных названий — только номера (из десяти таких работ сохранилось семь). «Цветной эскиз: Квадраты с концентрическими кругами». Работы Кандинского были включены нацистами в экспозицию «Дегенеративное искусство» (Мюнхен, 1937), часть его произведений была уничтожена.
В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца» Здесь 35 летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele Mnter), 26—летней слушательницей школы. В автобиографической книге «Ступени» художник так описывает происшедший поворот в его сознании, приведший к абстракционизму: «Я вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину.
В ответ на нападки Кандинский указывал, что бессодержательное использование абстрактных средств выражения ещё не делает художника абстракционистом. В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам». В 1889 г. прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (июля)совершил этнографическую экспедициию по северным уездам Вологодской губернии. Чуть позже сложилась вторая манера, близкая по своему характеру, И. Билибину и Н. Рериху. Цели синтеза искусств ставил и в замысле спектакля Желтый звук, призванного объединить цвет, свет, движение и музыку (композитора Ф. А. Гартмана спектакль, текст которого был помещен в альманахе Синий всадник, 1912, не осуществился из-за начала Первой мировой войны). Однако он не оформил брака, хотя в 1911 году развёлся со своей женой Ниной.
Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. У двоих из них пики. В своем немецком поэтическом альбоме стихов Звуки (Klnge, 1913) стремился к идеальной взаимосвязи беспредметных визуально-графических образов с текстом. «Двое на лошади». В 1910 создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат О духовном в искусстве (книга была опубликована в 1911 на немецком языке).
«Несколько кругов». Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком. 77). Творчество парижского периода, получившее наименование «синтетического», отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи («Разные части», «Вокруг круга», обе 1940, «Разнообразные действия», 1941, Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен, Германия и др. ).
5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Здесь сформировался как художник, творил, экспериментировал. Это, возможно, внутреннее состояние Кандинского перед решающим «прыжком».
Они равноценны, если адекватно выражают свое содержание (Es. Порой, в живописи появляется некоторая сухость, чертежность. И погоня за «направлением», «школой» и другими формальными признаками времени может только увести художника от этого содержания – главной цели искусства. Он понимает не важно, что изображено на картине, главное какие эмоции оно вызывает у зрителя. 46).
В этом главное назначение искусства. Мы назвали здесь этот принцип принципом внутренней необходимости» (Дух. Василий Васильевич Кандинский родился 4 декабря 1866 года в Москве. Это такое содержание, «которое может вместить в себя только искусство и только искусство способно ясно выразить это содержание средствами, которые только ему искусству, присущи» (Дух.
Нет. Это даже не означает, что он художник. Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника».
В борьбе с белым холстом они рождаются как миры и люди. Внутренняя необходимость является тем двигателем, который управляет и творчеством каждого художника (его индивидуальной творческой силой) и развитием искусства в целом. Но назвать ее таковой довольно трудно, так как это смесь с абстрактным искусством. Синюю размытую форму в центральной части картины можно интерпретировать как сражающуюся фигуру исходящую из нее белую линию — как копье, направленное на «дракона», представленного в виде черной убегающей формы внизу слева. 171).
Она не отрицает и не зачеркивает старое искусство, но лишь «внутренне логично» и «чрезвычайно органично» развивает его в ней делается акцент на требовании «внутренней жизни в произведении». по пути создания чисто живописных симфоний, в которых вся художественная нагрузка лежит только на цвете и на абстрактной, точнее, неизоморфной (не имеющей подобия с видимыми предметами) форме.
Нодва голоса высказались против: Гуго фон Чуди и Франц Марк (последний был тогда еще неизвестным художником он сам пришел к абстрактному цвету в живописи через некоторое время). Органично войдя в среду немецкой модернистской богемы, выступал и как активный организатор: основал группы «Фаланга» (1901), «Новое мюнхенское художественное объединение» (1909 совместно с А. Г. Явленским и др. ) и, наконец, «Синий всадник» (1911 совместно с Ф. Марком и др. ) – общество, ставшее важным соединительным звеном между символизмом и авангардом. Нечто подобное усматривает Кандинский и в беспредметной живописи. Однако вскоре Кандинский с его абстракцией стал никому не нужен. Как пишет Кандинский, в литературе на пути к духовному уже стоит Метерлинк (собственно литературное средство – слово, его звучание).
Именно так, например, многие современники воспринимали музыку друга Кандинского, крупнейшего композитора ХХ в. Арнольда Шёнберга. С 1937 года Кандинский, как и многиедругие современные художники, считался в Германии представителем «дегенеративного искусства». Художник родился в Москве 4-го декабря 1886-го года в состоятельной семье. Вот таким образом элемент индивидуальности для Кандинского не имеет большого значения в искусстве. Но не все его немецкие знакомые так думали. 82). Это своеобразная философия художника переноситься на его рабы в стиле абстракционизма.
Но в большей степени организаторские и преподавательские способности Кандинского раскрылись в Свомасе («Свободных мастерских»), позднее – ВХУТЕМАСе, где он получил пост профессора. А как ВАМ ассоциации по картинам МИРО.
Даже манера наложения красок на холст порой напоминает приемы французского художника. Этот год принято считать началом абстрактной живописи, а автора – её основоположником. Он много путешествовал (русский Север, Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Голландия, Швеция, Бельгия, Италия, Тунис, Сирия, Египет, Турция, Греция) используя колористические впечатления (но не сюжеты) в своих работах. 143, примеч, ). Это касалось прежде всего усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представил в 1926 году в сочинении «Точка и линия на плоскости». «Вид Мурнау». Он нарисовал ее со спины, как она работает (рисует, творит) на фоне осеннего парка.
Изображенные на известной картине «Синее небо» некие существа заставляют усомниться, что это небо. Однако после выставки имя Кандинского стало известно во всем мире. Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921). В отличие от Малевича, который писал, что «недостаток Искусства проявляется там, где прослежены научные данные или религиозные», 16 Кандинский считает, что искусство может существовать лишь для той категории людей, «которые помимо материального, признают нематериальное или духовное». 17 Хотя духовное у Кандинского почти никогда не имеет религиозного значения, сравнивая его взгляды с взглядами Малевича, можно сказать, что основа искусства Малевича в абсолютной форме, в то время как у Кандинского смысл искусства – в абсолютном, отточенном до религиозной идеи содержании. Герберт Рид в «Краткой истории современной живописи» отмечает, что художнику приписывают следующие слова: «Название «Синий всадник» было придумано за чашкой кофе в Зиндельсдорфе мы оба любили синее, Марк – лошадей, а я – всадников». Падшая тварь через деяния художника, заблудшего человека, восстает на творение Божье.
Выступил как художник сценической версии сюиты М. П. Мусоргского Картинки с выставки в театре Дессау (1928). Сценическая композиция «Жёлтый звук» на музыку Гартмана должна была объединить цвет, музыку, художественный танец и слово. Василий Кандинский родился 16 декабря (4 декабря ст.
К тому же в абстрактном искусстве может выражать как гармонию, так и дисгармонию. Абстракция есть изображение идей предметов. Кандинский писал своему другу и биографу Уиллу Грохману в 1930 году: «Если в последние годы я особенно предпочитаю круг, то повод тому (или причина) — не его геометрическая форма или характеристики, но мое ощущение внутренней силы круга в его бесчисленных вариациях. Но «Баухауз» закрыли и Кандинский спешно переехал в Париж.
Также и художник. С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения «Бубновый валет». И наконец, «композиции» «Композиции» имеют свою живописно-пластическую драматургию.
является очень важной фигурой в русской культуре. Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т. д. ). Они отвергали любое проявление иррациональности в творческом процессе. 144).
В конце 1921 года, получив командировку от Государственной академии художественных наук (ГАХН), Кандинский уезжает в Германию. Программной целью «Синего всадника» стала одухотворённость, вот таким образом неслучайно синий был вынесен в название группы. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии45.
Приверженцы одного занимались созданием геометрических абстракций, приверженцы другого (Кандинский, Купка и др. ) – поиском гармоничных аморфных цветовых сочетаний, освобождение цвета от форм. Детство Василия прошло в этом приморском городе, где он окончил классическую гимназию. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом. В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом».
С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера». Но почему всадник.
Вот мнение друга и соратника Франца Марка: «В значительной степени он принадлежит к чужой расе и только носит маску «восточного европейца». Здесь издавались ведущие журналы Югенд, Ди Кунст, Симплициссимус, Декоративе Кунст. Если говорить о Кандинском, о фольклорных мотивах в его ранних работах, которые вызывают у многих недоумение (считается, что он отдал дань общему увлечению), то это есть не что иное, как «Лукоморье», которое он потом откроет во всей полноте.
Искусство, писал он, – «дитя своего времени» и, как часть духовной жизни, «обладает пробуждающей, пророческой силой». В 1901 он создал в Мюнхене группировку «Фаланга», в 1909 возглавил «Новое художественное общество — Мюнхен», в 1911 был инициатором возникновения объединения «Синий всадник». 19). «Сопровождаемый издевательством и ненавистью, всегда вперед и ввысь тянет он застрявшую в камнях повозку человечества» (Дух. Их выбор подчинен жестким законам внутренней необходимости (за которой, как мы помним, стоит стремящееся выразить себя через художника объективно существующее Духовное), хотя и уникальной в каждом художнике, но отнюдь не произвольной, не подчиняющейся всякой его прихоти, Кандинский, как большой мастер, хорошо слышавший зов Духовного, творивший в период написания своих главных теоретических трудов в окружении целой плеяды крупных живописцев ХХ в., группировавшихся вокруг «Синего всадника», хорошо знал это отнюдь не из вторых рук, а на собственном опыте и из опыта своих одаренных друзей, среди которых на первом месте следует, конечно, назвать великого духовидца и тончайшего музыкально одаренного живописца Пауля Клее. Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нем школу, в которой сам же и преподает.
композиции с широким использованием правильных геометрических элементов приобрели более упорядоченный характер («В черном квадрате», 1923, Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Тринадцать квадратов», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж и др. ). прошли под знаком увлечения русской стариной в картинах «Песня Волги» (1906), «Пестрая жизнь» (1907), «Рок» (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна (югендстиля) с приемами пуантилизма и стилизацией под народный лубок. В части работ Кандинский развивал ретроспективные фантазии, свойственные мастерам круга «Мир искусства» («Дамы в кринолинах», масло, 1909, Третьяковская галерея). Сам художник считал, что импрессии (то есть впечатления) передают эффект видимой натуры импровизации выражают внутренние впечатления, а композиции представляют их синтез. Помимо живописи и графики он занимался музыкой, поэзией, оформлением интерьеров, проектированием моделей одежды, создавал эскизы росписей по фарфору. Композитор писал: «Мы оба ведем поиск на одном, почти том же самом пути».
Для нас же в ней слышится «неприкрытое звучание вечности – искусства» (Дух. Его настигли непризнание и нищета в самом расцвете жизненных и творческих сил. В печати регулярно появлялись статьи и теоретические работы Кандинского так появилась и автобиографическая книга «Ступени» (М., 1918). ст. ) 1866 г. в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832–1926). «Моя цель, – писал Кандинский, – создать живописными средствами, которые я люблю более других художественных средств, такие образы, которые вели бы свою самостоятельную интенсивную жизнь, как чисто живописные существа» (Bd I. 25). Кандинский учил студентов анализировать форму и цвет и в основу учебного плана положил свой выдающийся труд «О духовном в искусстве».
Кандинский был также поглощён идеей синтеза искусств и в «О духовном в искусстве» предложил новый жанр – жанр сценической композиции, который был призван объединить музыкальное, живописное движение и движение танца. Человек завоевывает имя. Период с 1926 по 1933 гг. Картина исполнена в 1910 году, находится в Галерее Тейт, в Лондоне. Подобная статья была и у Бердяева.
Персональные выставки стали открываться в различных городах Европы одна за другой. Одному нравится Моцарт, другому – Бетховен, третьему – Шнитке. Мир логосен, сотворен Словом, Логосом. Блондинок мало.
«Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Эти ощущения затем угасают или утихают, как бывает, когда коснешься пальцем куска льда. «Ядро души имеет божественное происхождение и духовно» (Bd I. 51), – утверждал Кандинский, во многом солидаризуясь с популярными в то время теософскими и антропософскими учениями. Мы все более приближаемся к эре сознательного, разумного композиционного принципа что художник скоро будет гордиться тем, что сможет объяснить свои произведения, анализируя их конструкцию (в противоположность чистым импрессионистам, которые гордились тем, что ничего не могли объяснить) что мы уже сейчас стоим на пороге эры целесообразного творчества и что этот дух живописи находится в органической прямой связи с уже начавшейся эрой нового духовного царства, так как этот дух есть душа эпохи великой духовности. В 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге). Напротив, перевес третьего элемента часто закрывает произведение от ближайших к нему поколений, но он свидетельствует о величии произведения и художника. Беспредметные полотна Кандинский начал создавать в 1908 году.
Оно объективно, совершенно, духовно. Это поняли и потомки, которые спустя годы назвали Василия Кандинского великим творцом, одним из основоположников современного абстракционизма. Итак, художник, по Кандинскому, «слышит» внутреннее звучание космоса и каждого отдельного предмета, «видит» его сокровенную духовную жизнь и стремится материализовать ее, воплотить средствами подвластного ему искусства.
Он пришёл к использованию биоморфных элементов, произвольно заполняющих полотна. В своем творчестве он прошел несколько этапов от напряженных динамически-драматических цветовых симфоний (1910-1920) через точно выверенные геометризованные абстракции к фантастическим мирам своеобразных как бы органических форм, подобных биоформам микромира или неким неантропоморфным обитателям космоса. Содержание, выражаемое в искусстве, специфично. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Кандинский был глубоко верующим человеком и это могло не отобразиться в творчестве художника.
В начале 10-х гг. Середина и вторая половина 1900-х гг. Закончив в 1893 г. юридический факультет Московского университета, он начал работать над диссертацией, участвовал в этнографической экспедиции на север России, а в 1896 г. получил приглашение из университета в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) занять должность приват-доцента. В одной из статей мне встретилась даже такая характеристика: «немецкий художник русского происхождения».
Между двумя этими центрами — третий (ближе к левому), который можно распознать лишь постепенно, но который является главным центром. 83). Это содержание Кандинский называет «художественным содержанием», душой искусства, без которого его тело (как) никогда не будет жить полной здоровой жизнью. И художник сознательно или бессознательно устремляется на поиски материальных форм для воплощения «живущей в нем в духовной форме новой ценности» (Es. К таковым относятся «Пёстрый ансамбль» (1938), «Сложное-простое» (1939), «Небесно-голубое» (1940). Нам сейчас все гораздо более очевидно. Есть один тонкий момент этого открытия.
С прошлым было покончено. Ибо главной целью искусства всегда было «художественное», которое Кандинский в чистом виде усматривает только в абстрактном, т. е. «Синий всадник». Однако впоследствии он открыл для себя прелесть синего.
Бердяев, по-настоящему религиозные люди, чего нам сейчас очень не хватает. Последние произведения второй манеры создавались в 1907 — 1908 годах. Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным, духовно дышащим субъектом, ведущим также и материально реальную жизнь оно является существом. В воспоминаниях он пишет, что, увидев картину Клода Моне «Стог сена, освещённый солнцем» испытал озарение, понял, что в живописи, в развитии идей импрессионистов его призвание. Особое значение имело создание «Синего всадника», в который вошли помимо основателей Василия Кандинского и Франца Марка ещё Август Макке, Пауль Клее, Алексей Явленский.
Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. В книге «Текст художника. Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Mnchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Калльмюнц (Kallmnz), расположенной в живописной местности при впадении Фильса в Наб.
Художник сам описал происшедший в его сознании переворот в работе «Ступени» (1918 г. ): «Я. Мотивы эти, как мы не раз убеждались, не были чуждыми многим представителям русской философской и художественной интеллигенции начала ХХ в. В строгом, неоплатонически-феноменологическом духе несколько позже их изложит в своей «Диалектике художественной формы» А. Ф. Кандинский – враг всяческого формализма, «искусства для искусства», «чистого искусства», увлечения формотворчеством. Василий Кандинский вновь мог работать в области педагогики, развивая свои прежние идеи.
Наконец, композиция — это высшая и самая последовательная форма абстрактной живописи. Многие работы, написанные в этот период, были уничтожены. Период с 1911 по 1920 гг.
Фактически эта «новая ценность», – а она уникальна, у каждого художника в данный момент творчества «своя», – и составляет содержание произведения искусства, хотя главным («важнейшим») остается Дух, Абсолют, «который явил себя в этой ценности» (Es. С приходом войны, абстракционизм был признан фашистами, как упадническое искусство. Расположенный у подножья Альп, город и красота вокруг вдохновляли художника.
Семейство Кандинских осело в парижском предместье Нейи-сюр-Сен. И придут, в конце концов, к выводу: понять Кандинского сложно. Новое техническое средство — песок, —добавляемый в краску или в грунт. В 1911 году им опубликован трактат «О духовном в искусстве», в котором разработана теория нового направления, согласно которой любой цвет, линия, геометрическая фигура их сочетания могут вызвать самые разные ассоциации: зрительные, звуковые, вкусовые и прочие.
В сущности, перед главной задачей искусства «реализм равен абстракции» и обратно. Кандинский создавал напряжённые и ритмичные цветовые симфонии. 15) каждой вещи и Универсума в целом, Кандинский пришел в конце концов к убеждению, что в живописи наиболее полно и глубоко выразить это «звучание» можно только с помощью гармонизации на холсте абстрактных пятен цвета и свободно движущихся линий, т. е. Когда мальчику было три года, семья переехала в Одессу, где отец управлял чайной фабрикой.
Русский художник свято верил, что за этой живописью великое будущее. 27). «Капризный». «Существует не меньше мёртвых треугольников (будь они белыми или зелёными), чем мёртвых куриц, мёртвых лошадей и мёртвых гитар. Хотя «Вечеру» (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910).
Принцип слияния искусств у Кандинского. Именно тогда он пишет свою знаменитую книгу «Точка и линия на плоскости», описывая психологическое значение каждой фигуры на картинах.
И видимо неслучайно, одна из позднейших попыток постановки его «Жёлтого звука» была сделана не на музыку Фомы фон Гартмана, а на музыку Альфреда Шнитке, композитора, активно использовавшего метод сонористики. В новом же веке он ощутил наступление «Эпохи Великой Духовности», которая требовала адекватного ей искусства. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. Еще Анри Матисс (форма и цвет) и Пикассо, который также полностью отказался от внешней красоты.
За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в «Фаланге» живописцев. Здесь проявляется особая выразительность, умение обобщать, находить отношение между пятном и свободным пространством, что так пригодилось ему в дальнейшем. Основоположником собственно абстрактного или «беспредметного» искусства и его главным теоретиком стал русский художник, работавший практически с конца XIX в. в Германии В. Кандинский, стоявший и у истоков экспрессионизма, как создатель альманаха «Синий всадник», объединившего вокруг себя многих экспрессионистов. Художник часто брался за перо, чтоб пояснить свои замыслы. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Он считал Баухаус «высшей школой формообразования» с конкретными социальными задачами.
"Самым важным вообще является не форма (материя), а содержание (дух), – писал он в статье «О вопросе формы» (Es. 40). Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке обладает самым богатым собранием его картин. Например, античность – языческий мир падшей духовности, мир редуцированной религиозности. Поводом для этого послужило впечатление от картины «Стог сена» Клода Моне на Французской индустриальной и художественной выставке в Москве.
Взрослые же всеми силами стремятся отбить у детей эту удивительную способность и вытеснить ее «практически-целесообразным», т. е. Он музицирует, пишет теоретические статьи, делает проекты театральных постановок. Другой вопрос – близко или неблизко это искусство конкретному человеку. От картины веет спокойствием и умиротворенностью.
I. 2). Однако вскоре его понимание духовного и традиционного вошло в противоречие с революционной идеологией, отрицавшей «буржуазную» культуру. Для него содержание первично, а форма вторична.
Главный же компонент синтеза – цвет. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Вехой на этом пути явилась «Картина с белой каймой», созданная в 1913 году, в кульминационный моментдовоенного творчества Кандинского. Между ними лежит поле бесконечных промежуточных возможностей – от «чистейшей абстракции» до «чистейшего реализма».
Что это. Поступок неразумный, почти мальчишеский. «Короче говоря, – пишет Кандинский, – действие внутренней необходимости, а значит и развитие искусства является прогрессивным выражением вечно-объективного во временно-субъективном, а с другой стороны, это есть подавление субъективного объективным» (Дух.
По его мнению, «каждый цвет обладает присущей ему духовно-выразительной ценностью, что позволяет передавать высшие эмоциональные переживания, не прибегая при этом к изображению реальных предметов». От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (Пестрая жизнь, 1907, Ленбаххаус, Мюнхен Дамы в кринолинах, 1909, Третьяковская галерея). Созданная таким образом форма приносит художнику «такую радость, которая не сравнима ни с чем другим» (Bd I. 52-53). Известно, что Кандинский был влюблен в краски мира. 20).
Если Закон Моисея в большей мере касался внешних поступков человека, то новозаветная этика прежде всего ориентирована на внутренние «деяния», для нее существенны и «мысленные грехи». Однако сквозь эту окраску у настоящего мастера всегда слышен некий неизменный звук камертона «ядра души». Одну из главных целей своих теоретических сочинений он видел в том, чтобы пробудить в читателях «способность восприятия духовной сущности в материальных и абстрактных вещах». Так виделось самому Кандинскому, о чем он рассказал в своих книгах.
Отказавшись от кафедры, он уехал в Германию учиться живописи. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте (Доминирующая кривая, 1936, там же Голубое небо, 1940, Центр Ж. Помпиду, Париж Разнообразные действия, 1941, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк).
Кандинский мыслил свои «композиции» как некие новые меры, возникающие так же, как возник космос, – «путем катастроф, подобно хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию имя которой музыка сфер». 14 Из этого утверждения видно что Композициями называется особый высший жанр живописи, целью которого является отобразить в абстрактной форме космическую «музыку сфер». Так, кратко, формулируется им переход изобразительного искусства в беспредметничество. Художник не пропагандирует разрушение, а предвидит его и фиксирует. В отмеченной работе хорошо заметны группы фигур, элементы пейзажа, дома и всадник на лошади, но, как вы видите, все они очень размыты, словно находятся в неуравновешенном состоянии. Основные идеи его эстетики были изложены в книгах «О духовном в искусстве» (1911), которая считается «евангелием» искусства ХХ в., «Ступени» (в первом немецком издании под названием «Rьckblicke», 1913), «Точка и линия на плоскости» (1926) и в многочисленных статьях. Он обозначил его как «объективное в искусстве», которое, как ощущал сам художник, «особенно напряженно» стремилось проявить себя в его время, мучительно искало адекватных форм выражения (Дух.
Его слабость Кандинский усматривает в том, что внешний вид обыденных предметов, наделенных помимо внутреннего еще и «внешним» (нехудожественным) звучанием, сильно затрудняет выражение «третьего элемента» ("чисто-и-вечно-художественного "), хотя теоретически он признает, что реалистические формы ничем не хуже абстрактных. Философия его, конечно, по-своему наивна, как только может быть у поэта. Кандинский В. В.
Внутренний звук, чувство формируют цветовую ауру. Его знаменитые Звуки 1913 года синтез поэтического, музыкального и живописного (это 38 поэм с 12 цветными и 54 черно-белыми гравюрами). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. Картины в этом периоде отличаются своей шутливой формой. Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). То, что происходило в мире, не могло не повлиять на искусство. Выбор формы и все манипуляции с ней определяются только внутренней необходимостью, действующей в художнике, как правило, бессознательно интуитивно.
Но практическая система жанров оказывалась сложнее. Форма относительна и ее оценка имеет смысл только при соотнесении ее с содержанием, под которым он понимал не литературный сюжет или «рассказ» (который вообще может присутствовать в картине, но не обязателен для нее), а «сумму возбуждений, которые вызываются с помощью живописных средств» (Es. Чаще всего, композиции были самыми большими по размерам и самыми отвлеченными по мотивам. Затем последовали в разное время: «Новое художественное общество Мюнхена», «Общество Кандинского», «Синяя четвёрка». Однако он не принижает и уж никак не отрицает предметного и даже «реалистического» искусства.
В конце жизни принял немецкое гражданство. Также не была опубликована пьеса «Зелёный звук». Произведение настоящего искусства, отделившись от художника, обретает «самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным, духовно дышащим субъектом, ведущим также и материально реальную жизнь оно является существом».
Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Композитор в лице художника встретил горячего единомышленника в период всеобщего непризнания. В живописи – это Сезанн (форма): «Он умел из чайной чашки создать одушевленное существо или, вернее сказать, увидеть существо этой чашки».
В этом смысле, полагает Кандинский, «в принципе не существует вопроса формы» (Es. Я не выбираю форму осознанно — она сама выбирает себя». Творчество Василия Кандинского — это точное пошаговое отражение его жизненного пути. «Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Он задумал новый стиль известный в настоящее время как лирическая абстракция.
Это все логосные понятия. Это понятно. Помимо уже известной цветовой символики и разделения на «четыре основных звучания» (теплое — холодное свет — тень), Василий Васильевич в своем курсе по цветоведениюдля Баухаусаделал акцент на физические основы цветового порядка исследуя прежде всего цветовое трезвучие «желтый — красный — синий». В 1911-ом году, уже будучи автором знаменитой безымянной акварели, положившей начало искусству абстракционизма, Кандинский образует сообщество художников «Синий всадник», куда входили Франц Маер, Аугуст Маке, Арнольд Шенберг. В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца». «Синее небо».
В поисках синтетического стиля, художник создал три цикла работ: «Композиции», «Импровизации» и «Импрессии». И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоящая на боку В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам». И это крайне важное напоминание.
Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Не надо вашего мнения. Но и здесь можно заметить предпосылки в виде ярких пятен и линий. Мюнхенская художественная критика резко отреагировала наданную работу и вынесла приговор, что картина принадлежит кисти сумасшедшего или «опьяненного морфием или гашишем». Начиная с 1910 г. Кандинский создавал в основном чисто абстрактные полотна, называя их «Импровизациями», если они возникали на эмоционально-бессознательной основе и «Композициями», когда в их создании участвовал и разум. Энтузиазм жены спас Кандинского. Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (Mnchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Кальмюнц (Kallmnz), расположенной в живописной местности при слиянии Фильса и Нааба.
Вот таким образом ни у одной из форм нет преимущества перед другой. Данная картина явное тому подтверждение. В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И.
Без этого не может быть настоящего искусства. Однако, оказывается, не во власти художника (имеется в виду – настоящего, слышащего зов Духовного) произвольно распоряжаться этими формами. Но, к сожалению, все усилия Кандинского найти себя в своей стране не увенчались успехом, абстракционизм был объявлен «упаднечиским», а Кандинского называли «приспешником буржуазии». Синестезии могут отражать не только соответствия, но также внутренний диссонанс, то есть художественное сопоставление может строится не только на тождестве или сходстве цвета и звука, движения и линии, а, например, на феномене «внутреннего противозвука», так называемого контрапункта, 22 что усложняет и усиливает полифоническое звучание живописи Кандинского. Довольно маленькое полотно художника (по сравнению с другими полотнами автора) относится к раннему периоду становления Кандинского художником.
Здесь начался последний, завершающий этап эволюции художественного метода художника. Сначала сложное а потом БОЛЬШОЕ полотно синего цвета и несколько пятен. Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). Может быть, это море с плавающими в нем рыбами, кальмарами и медузами.
«Я только наполовину русский По воспитанию – я наполовину немец Как художник я привязан к Германии и всё немецкое, немецкие древности значат для меня больше, чем для многих немцев». Четверть — молодежь. В годы нацизма его работы были отнесены к категории «извращённого искусства» и нигде не выставлялись. Краски эти должны вызывать определенные ассоциации. Обозначив их как «чисто художественное» и «предметное», основоположник абстракционизма считает, что второе в искусстве всегда служило первому. С 1914 года некоторые произведения Кандинского стали называться не по возможным ассоциациям, как «Концерт» или «Пастораль», а в соответствии с господствующим элементам формы, например Пейзаж с красным пятном.
Будущий основатель собственного направления в абстракционизме, увидит творение Клода Моне. Самые известные картины Кандинского приведены ниже. Законы внутренней необходимости объективны, но они же одновременно и «законы души» на этих-то объективно-субъективных законах и основывается искусство. Чем сильнее в произведении первые два элемента, тем оно доступнее современникам. 36). Не четкое изображение лиц людей намекает, что их эмоции — это не главная идея.
«Его отверстый глаз должен быть направлен на внутреннюю жизнь и ухо его всегда должно быть обращено к голосу внутренней необходимости». Они не оставались в нейтральном пространстве, а погружались в мир духов, падших ангелов, падших творений. При определенных условиях он приводит к созданию в человеческом духе новой ценности. В любом предмете Универсума душа художника ощущала глубинную жизнь, улавливала «внутреннее звучание», отличное от звучания всех остальных предметов и не стоящее в прямой зависимости от внешнего, «практически-целесообразного» смысла этого предмета.
В ней нет прямых связей с реальностью. Все они часто присутствуют в его работах, что говорит о влиянии на него мастеров «Мира искусства». По аналогии другого искусствоведа, Рудольфа Арнхейма, «мы можем лучше понять природу цвета, если вспомним, что такое тембр в музыке». Судьба Кандинского складывалась не совсем обычно.
«Итак, форма есть выражение внутреннего содержания. «Величайшее различие во внешнем становится величайшим равенством во внутреннем» (Es. В 1921-ом, в год «великого исхода» интеллигенции из России, художник уезжает в Германию, ставшую второй родиной – через семь лет он получил немецкое гражданство, читал там лекции по теории свободного искусства.
Произведение искусства не пассивный предмет. Оно отлично от любого другого «содержания», например науки или религии. Зубовская площадь», «Зимний день. Давление большевистской партии на искусство, приведшее впоследствии к возникновению «социалистического реализма», началось только после 1922 года.
Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском. Художник синтетического склада, Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу. Приход беспредметной живописи на смену «реалистической» Кандинский сравнивает с появлением Нового Завета Христа, который не разрушил Ветхий Завет Моисея, но возник на его основе и углублял и развивал его более простые, прямолинейные нормы и установления.