Имя художника Джованни Беллини 1430-1515гг. мне было знакомо давно, но хотелось ближе и подробнее познакомиться с его творчеством. Его судьба неразрывно связана с Венецией. Здесь он родился в семье художника, здесь прошла вся его творческая жизнь. Художник-гуманист, Джованни Беллини выступает как смелый новатор, творчество которого подводит венецианских мастеров к расцвету Высокого Возрождения, таким образом Беллини сделал венецианскую художественную школу лучшей в сутки Ренессанса и одной из главных в западном искусстве. Специальные издательства выпускают музейные каталоги, представляющие творчество Джованни Беллини, – картины (с названиями, датой происхождения, хронологией и условиями хранения).
Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения.
– Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Не вызывает сомнений только «Триптих св. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями.
В произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга). Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. Пьеро делла Франческа по праву занимает почетное место в ряду самых известных художников 15 века.
Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование».
В группе "Неверие Фомы" (бронза, 1476—83, фасад здания Орсанмикеле во Флоренции) добился внутренней значительности образов, свободы композиции, естественной взаимосвязи фигур. Итальянский художник и гравер эпохи Раннего Возрождения. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры.
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. 1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок.
Мир, совершенный и упорядоченный, залитый ясным светом. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора.
Картины Воскресение Христа (Берлин-Далем, музей), Святой Иероним (Флоренция, Палаццо Питти) и Стигматизация святого Франциска (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития до конца 1570-х гг. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом.
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Христофор» и «Св. Яркая личность Джотто выделяется среди итальянских мастеров Проторенессанса прежде всего склонностью к новаторству, к созданию новой художественной манеры, предопределившей классический стиль грядущей эпохи Возрождения. Иногда загадочными называют картины Беллини «душ в Чистилище» и «Озерная Мадонна».
По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). За перилами стоят апостолы Павел и Петр. До сих пор нет ясной интерпретации смысла и сюжета этой картины. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. Присущее его произведениям внутреннее благородство обретает особую возвышенность во фреске Воскресение Христа (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро).
В статуе Давида (бронза, 1473—75, Национальный музей, Флоренция), отличающейся анатомической точностью и тщательностью моделировки, ювелирной тонкостью отделки, острой и изящной угловатостью линий, воплотил новый, аристократически утонченный идеал красоты. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер, Венеция.
Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90гг) из вашингтонской Национальной галереи. Начинал деятельность с иллюстраций религиозных книг. Впоследствии художник был прозван Фра Беато Анджелико за добродетельную жизнь. Фра Беато Анджелико работал над росписями в храмах по всей Италии.
Испытал влияние Дезидерио да Сеттиньяно и А. Поллайоло. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора.
Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Одна из последних и самых знаменитых работ художника – «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея). В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Верроккьо (Verrocchio собственно Андреа ди Микеле Чони, Andrea di Michele Cioni) Андреа дель (1435 или 1436, Флоренция, — 7. 10. 1488, Венеция) итальянский скульптор, художник и ювелир Раннего Возрождения. Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Среди них с уверенностью можно назвать «Портрет мальчика» (1490), «Портрет молодого человека в красном» (1490), «Портрет Пьетро Бембо» (1505), «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501). Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. Этот тип распространился и за пределами Венеции.
В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле). В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. Между 1460 и 1464 годами он участвовал в создании алтарей для церкви Санта Мария делла Карита. Нейтральному одноцветному фону Беллини предпочитает голубизну неба, по которому скользят легкие облака. Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (Мадонна, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). Нет картин знаменитого художника в Риме.
Изображённый за парапетом св. Св. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция).
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. На картине есть подпись художника и дата 1488г. В творчестве В. реалистические традиции флорентийского кватроченто сочетаются с аристократической утончённостью, характерной для художников, работавших при дворе Медичи в последней четверти 15 в. В своём раннем произведении — надгробии Джованни и Пьеро Медичи (порфир, цветной мрамор, бронза, 1472, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо во Флоренции) — В. достиг гармонической соразмерности и изысканной декоративности форм.
Ранние Мадонны Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент). Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность.
Венеция в разноцветных плитах террасы и в мраморе ограды и трона, Венеция в улыбке успокоенных вод, в этом прозрачном небе и в этом полете взгляда к линиям гор. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. В первой половине XX века придерживались трактовки, что она является иллюстрацией французской аллегорической поэмы Гийома де Дегийвилля «Паломничество души» (XIVв. ).
Героизированная фигура кондотьера исполнена суровой энергии и динамического напряжения. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Художник Андреа Мантенья был также новатором в области гравюры и его эстампы на античные темы позднее оказали влияние, в частности, на Дюрера.
Учитель не известен. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
Учился в Падуе у своего приемного отца, живописца и антиквара Франческо Скварчоне (около 1441-1448) изучал древнеримские скульптуру и архитектурный декор, увлекался археологией и эпиграфикой испытал воздействие творчества Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи венецианской школы. Маленькая Мадонна из сцены Благовещение (Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанная на золотом тисненом фоне, с ее легким и изысканным силуэтом невесомой и изящной фигурки, узким овалом лица, с миндалевидным разрезом глаз и тонкими длинными пальцами также является одним из шедевров Симоне Мартини. Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Мальчика назвали Леонардо.
Но все же главным его призванием была живопись. Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература. Две картины — «Св.
Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен.
Был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции. галерея, окончен Тицианом). Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Именно она положило начало многочисленных произведений автора посвящённых данной тематике. Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской.
Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. Она была заказана в 1494 году купцом Джорджо Дилетти, распорядившимся в своём завещании возвести алтарь и написать образ с этими святыми. 1505г., Лондон, Национальная галерея).
Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусства, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Екатерины и св.
Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух.
Работы 1480х годов имеют абсолютно другой характер. Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок. является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св.
Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому». 1500, Рим, Капитолийские музеи). Художник скончался там же в 1488 году, так и не завершив начатую скульптурную работу. Жил он в это время у деда.
Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу – поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Чаще всего, на них изображались молодые люди. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. Исследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория».
Гармонический строй дарования Джованни Беллини проявляется уже в ранних, отмеченных влиянием Мантеньи, композициях художника. В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника. В. был учителем многих итальянских художников (Леонардо да Винчи, Лоренцо ди Креди, Перуджино и др. ). К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан Сальваторе, датировка которого точно не установлена.
– Отсюда ее чистота ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Так же в ногах у Мадонны можно увидеть трех восседающих ангелов играющих на музыкальных инструментах святые, окружавшие Мадонну, погружены в молитву и размышление.
Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них – «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (конец 15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (около 1505, Хэмптон-корт). Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Мир, предстающий в последней картине Джованни Беллини, не менее прекрасен и полон жизненных сил, чем мир Вакханалий Тициана.
Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Живописная манера художника Андреа Мантенья отличается чеканностью форм и рисунка, эмалевым блеском красок (росписи капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе, 1449-1455, почти полностью погибли в 1944 алтарь церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457-1459, хранится там же, отдельные части – в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур). В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. 23 февраля 1506г. Джованни начал свое обучение художественному мастерству в мастерской отца.
Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Прославленный уже при жизни как религиозный художник, он заслужил прозвище Анджелико (Ангельский) за свои исполненные мечтательности и гармонии картины на самые различные христианские темы. Последняя его картина – «Фра Теодора да Урбино». Две картины— «Св. Колорит картины обыгрывает отблески полукруглой ниши апсиды, этому же способствует и мягкая моделировка форм, словно бы окутанная лёгкой дымкой.
пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация Св. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины.
Многолетняя деятельность Джотто подняла престиж живописи среди других искусств. И в этом есть своя мудрость человека и художника, прожившего долгую жизнь. Парапет также закрывает руки дожа, словно исключая прямой контакт между ним и зрителем. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании.
Знаменитый критик 19 века Уолтер Патер о картине Джорджоне, одного из учеников Беллини отзывался: «Только ангельские звуки их музыки нарушают тишину мира, где сама жизнь понимается как своего рода вслушивание». Уже в произведениях 1450-х годов (Крещение Христа, 1450-1455, Национальная галерея, Лондон Мадонна делла Мизерикордия, около 1450-1462, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро Бичевание Христа, около 1455-1460, Национальная галерея Марке, Урбино) проявились основные черты искусства Пьетро делла Франческа: величавость образов, объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. Как художник Фра Беато Анджелико сложился в 1420-х годов под воздействием живописи эпохи поздней готики, в дальнейшем отчасти использовал новаторские достижения Мазаччо.
1420—1492 гг. итальянский художник и теоретик, представитель Раннего Возрождения. Портреты Беллини подготовили развитие этого жанра в Венеции шестнадцатого века. С 1460 Андреа Мантенья жил в Мантуе при дворе Лодовико Гонзага (в 1466-1467 посетил Флоренцию и Пизу, в 1488-1490 – Рим).
Хотя Верроккьо, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, все же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил Леонардо нарисовать полностью фигуру. Помимо Флоренции и других городов Тосканы, Анджелико работал в Риме (1445-1448 исполнил фрески капеллы папы Николая V в Ватикане и 1452–1455) и Орвието (1447). Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
8. В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии. Винченцо: «Св. Лондон, Национальная галерея). Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш.
Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Центральное произведение В. — конный памятник Б. Коллеони на площади.
В. выполнил ряд точных по характеристике портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея, Вашингтон женский портрет, мрамор, около 1475, Национальный музей, Флоренция) и произведения монументально-декоративной скульптуры. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов.
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведется дискуссия. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470х годов занимался портретами. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
1501, Лондон, Нац. Ещё одним источником вдохновения служили работы флорентийского скульптора Донателло в Падуе. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений.
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски.
Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника – «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (около 1501, Лондон, Национальная галерея) – силу характера и интеллектуальную энергию. В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины).
В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Исключение – уже названный «Портрет Дожа» – самый знаменитый и, наверное, лучший портрет кисти Беллини. Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу.
Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Винченцо: «Св. Предполагают, что она является иллюстрацией к поэме Гийома Дегильвилля «Паломничество души», написанной в первой половине четырнадцатого века, аллегорией милосердия. У критики нет единого мнения касательно датировки картин.
Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Известно, что византийские греки постоянную эмигрировали в Италию и Венецию. Настоящее имя художника – Гвидо ди Пьетро (Guido di Piero), он был доминиканским монахом, получившим имя фра Джованни да Фьезоле (fra Giovanni di San Domenico di Fiesole) в монастыре Сан Доменико во Фьезоле. На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы).
Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Из сохранившихся его ассизских фресок очень красив фрагмент с изображением музыкантов из композиции «Посвящение святого Мартина в рыцари». В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Все открытия совершались на интуитивном уровне.
Следующей крупной работой художника является триптих из венецианской церкви Санта Мария деи Фрари. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. В 1476 Андреа дель Вероккьо создал статую Давида.
Джотто – первый в истории западноевропейской живописи художник, порвавший с канонами средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой.
В одной из его картин «Мадонна на лугу», можно отметить, что положение и явная бледность младенца напоминают композицию «Оплакивание», в которой на коленях Богоматери лежит мертвый Христос. На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия). «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины.
В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа). Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Изображённый за парапетом св. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике.
Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. На ней можно видеть, как св.
На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик «Св.
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами.
1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. 1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок. Санти-Джованни э Паоло в Венеции (1479—88, отлит в бронзе в 1490) — яркое воплощение ренессансного индивидуализма. Созданный им алтарь, сохранившийся в фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусства), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. К тому же, долгое время ходили слухи, что немалый вклад в написание полотна внесла и сестра заказчика Изабелла дЭсте.
По мнению исследователей, в изображении чудес святого художнику ассистировал один из его помощников Лодовико Падовано. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты». С 1470-х гг.
Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Их сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции. Его внутреннее равновесие и неизменность подчеркивается композицией фигур Богоматери и Младенца. В них Беллини сохраняет верность своим принципам в искусстве – гармонии, ясности и красоты. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Богатство и праздничность цветовой гаммы, смягченной дымкой светотени, сближает эту композицию Беллини с работами мастеров Высокого Возрождения.
Лаврентия», «Триптих св. Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», около 1475, Городской музей в Пезаро). В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов. 1455), Распятие (ок.
Но благодаря краскам теплых оттенков лицо кажется почти живым. В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру.
Портрет дожа Леонардо Лоредано исполнен гораздо позже, около 1501 года. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его). Архангел Гавриил сообщает Деве Марии, что ей суждено родить Сына Божьего. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное построение пространства, четкая светотеневая лепка интерес к бытовым деталям (Поклонение волхвов, около 1474–1475, Уффици). В начале 1470-х гг. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Этот тип распространился и за пределами Венеции. Симоне Мартини работал также в Ассизи, где участвовал в росписях нижней церкви Сан Франческо.
Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи». Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Не вызывает сомнений только «Триптих св.
В центре между фигурами помещена золотая граненая ваза с высокими лилиями. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана).
Покой, порядок и простота составляют характерные особенности этого произведения. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
В раннем творчестве многие картины Джованни были написаны темперой смешанной с краской. Рядом изображено языческое жертвоприношение. Особая тема искусства Беллини – его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции. Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок.
Сандро Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Он же хорошо мне заплатит. В то же время его творческий облик отличает большая целостность. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи») связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
На картине есть подпись художника и дата 1488г. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Екатерины и св.
Пьеро делла Франческа (итал. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан Марко.
Происходил из семьи известных венецианских живописцев. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии».
Фрески Фра Беато Анджелико в монастыре Сан-Марко во Флоренции (1438-1445) отличает строгость и простота композиции. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Фреска написана на стене кельи в монастыре Сан Марко, где Анджелико был монахом. В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). На картине есть фальшивая дата, 1499г. и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера.
Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). Алтарь Сан Джоббе был написан примерно в конце 1470-х годов. Разные исследователи относят его создание к 1465-70 годам, к 1470-75 годам и даже к 1480м. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов Андреа Мантенья с Триумфом Цезаря (1485-1488, 1490-1492, Хэмптон-корт, Лондон).
К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции. Это самый большой из портретов Беллини.
Величав ее облик и жест благословляющей нас руки, прекрасны ангелы, музицирующие, сидя на ступеньках трона. По другой версии— обнаженная женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Иова и св. 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух.
Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид). В поздних работах Пьетро делла Франческа (Рождество, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Однако может быть предложена и другая интерпретация.
Ровный, мягкий свет в «Священной Аллегории» преобразует мир, где царит благоговейная тишина. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Джованни Беллини (с 1450 годов) помимо больших алтарных композиций (которые имели предназначение украшать церкви) писал образы Богоматери и святых согласно частным предпочтениям.
Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). Дож Леонардо Лоредан на картине излучает силу характера интеллект, жизненную энергию.
Немногочисленные живописные работы В. ("Мадонна", около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем "Крещение", после 1470, Галерея Уффици, Флоренция, выполнено при участии Леонардо да Винчи) отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурной тщательностью моделировки форм. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Фортуна или Меланхолия 1490 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Он располагается в одноименной церкви Венеции. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св.
К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата).
Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами.
Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также – «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна» Галерея Уффици, Флоренция). Христофор» и «Св. Вершиной его искусства 1480-х гг.
1459, Лондон, Нац. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни, поскольку тот «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство.
На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». На нём изображён шестидесятипятилетний венецианский патриций, который в 1501 году был избран дожем (он занимал эту должность до 85-и лет). Винченцо испепеляет силой слова тела мужчины и женщины, виновных в преступлении и спасает их души», «Св.
Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Себастьяна, защитников от чумы. Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г. Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». Отмечено в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—-1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро.
Беллини воспринимал новые художественные тенденции XVI века, не отказываясь от воспитавшего его искусства кватроченто и оставаясь верным рисунку, как основе произведения. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа.
В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества».
«Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). 1483/85 4, 68 х 2, 55 Венеция, Галерея Академии). и подпись Беллини.
Они расположены в три яруса. Благовещение — одна из самых лучших работ художника. Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок. «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе.
Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». С 1467 выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции.
Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан Джоббе (Св. Примером тому может служить созданная почти в этот же период Мона Лиза. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе.
Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. «Пьета» из Академии Каррара, Бергамо и «Пьета» из музея Польди Пеццоли, Милан, стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Винченцо Ферреро (ок. Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501). В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих Мадоннах).
Иову и св. Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу.
Лишь впоследствии и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники абсолютно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франчески известный более под именем Пьеро делла Франческа (по имени матери, «ибо она осталась беременной им, когда его отец и её муж умер»). На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах).
Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Один из величайших живописцев итальянского Возрождения. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки.
На ней можно видеть, как св. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. Несколько выделяется из общего ряда, нетипичная для Беллини работа в портретном жанре – «Портрет дожа Леонардо Лоредано».
Ибо Венеция сквозит из нее всюду. В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. Известным живописцем был и старший брат будущего мастера. Она находится не в очень хорошем состоянии сохранности, так как в 1949 году не слишком удачно была переведена с дерева на холст. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). От отца и шурина он унаследовал интерес к литературе и изобразительному искусству античности, о чем свидетельствуют вышедшие из его мастерской картины на аллегорические сюжеты и изображения эпизодов из римской истории.
На картине есть фальшивая дата, 1499г. и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается.
Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина – Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне. Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота.
Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Среди последних работ мастера самой известной является картина «Пиршество богов».
Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. Привозили они свои иконы, которые хранили древние, неприглядные итальянцам каноны (плоскостность, суровость образов, знаковое изображение среды вместо реального, подчинение древним авторитетам, отказ от поисков нового). 23 февраля 1506г.
Примером тому может служить созданная почти в данный же период "Мона Лиза". До него в живописи царствовала плоскость – у него пространство картины стало объемным. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо). Графические работы Мантеньи (цикл гравюр на меди Битва морских божеств, около 1470), почти не уступающие его живописи по чеканной монументальности образов, сочетают скульптурную пластичность с нежностью штриховой моделировки. Джованни Беллини заложил основы Высокого Возрождения в венецианском искусстве.
Вступил в доминиканский монастырь в Фьезоле в 1418 году. Итальянский художник, представитель венецианской: школы. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь).
В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Он создан до того, как Беллини познакомился с портретным искусством Антонелло да Мессины, в нём ощущается застылость и ещё видна связь с портретом поздней готики.
Они расположены в три яруса. Учился у ювелира Верроккьо (имя которого унаследовал), А. Бальдовинетти и, возможно, у Антонио Росселлино. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. (так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. Джованни Беллини на протяжении всей своей жизни и творчества также писал портреты. К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы на исполнение церковных алтарей.
Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 в. ), аллегорию милосердия, «святое собеседование».
Сияющая синева фона и великолепие затканной золотом парчи создают ослепительно-праздничное обрамление для полного жизни, энергичного лица правителя Венеции. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини.
«Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Произведение полностью выдержано в духе Мантеньи исследователи считают его созданным около 1460г. Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. Помимо того, что здесь была предпринята попытка изобразить, правда, еще условный, но с намеками на перспективу пейзаж — рыжие холмы с феодальными Замками и крепостями на фоне синего неба, — эта фреска важна тем, что здесь создан один из первых портретов в искусстве треченто, выражавший еще не индивидуальные, а обобщенно-типические черты кондотьера. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—-1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини.
Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Две картины— «Св. Искусство Симоне Мартини особенно далеко от флорентийского варианта треченто. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов.
Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. В отличие от многих других художников Беллини не строг в различиях священного и мирского. Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини.
29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Лаврентия», «Триптих св.
Следы влияния Мантеньи на творчество начинающего художника хорошо заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше», сходной с одноименной композицией Мантеньи: та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. Piero della Francesca) ок. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Родился в небольшом селении Борго-Сан-Сеполькро, в Умбрии, в 1415/1420 г. умер там же в 1492 г. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециано во Флоренции испытал влияние Мазаччо, Филиппо Брунеллески, мастеров нидерландской живописи.
Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа. Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции.
Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. При этом блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Работая в Авиньоне, Мартини сблизился с Франческо Петраркой исполнил для него портрет Лауры (не сохранился) и фронтиспис к манускрипту Вергилия (библиотека Амброзиана, Милан).
1471—1475, Пезаро, Городской музей). Мастера Венеции оставили все это в прошлом и обратились к привлекательной реальности. В 1455 году Винченцо был канонизирован, вслед за чем орден занялся широкой пропагандой и утверждением его культа. «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения.
По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Мария преклоняет колени и склоняет голову, смиренно принимая весть, принесенную Гавриилом. Размещено на реф. рфВенеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. По другой версии (П. Наивному, проникнутому глубоким религиозным чувством искусству Анджелико свойственны светлый лиризм и мягкая поэтичность, тонкая гармония чистых цветовых тонов (фрески бывшего монастыря Сан-Марко во Флоренции, 1437–1446, ныне Музей Сан-Марко, он же Музей Анджелико Коронование Марии, около 1434-1435, Лувр, Париж).
Это произведение уже зрелого мастера. Он создан до того, как Беллини познакомился с портретным искусством Антонелло да Мессины, в нём ощущается застылость и ещё видна связь с портретом поздней готики. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах. Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника.
Мадонна на лугу Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. Время сберегло не так уж и много портретов, бесспорно написанных кистью Беллини. Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Он же хорошо мне заплатит. Иову и св.
Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Исследователи отмечают, что в сравнении с алтарём из Сан Джоббе, эта работа выглядит несколько архаично, поскольку придерживается схемы полиптиха, однако считают, что, возможно, такова была воля заказчика.
В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Но если в подобных композициях святые обычно неподвижно стоят у подножия трона в торжественных статичных позах, то у Джованни Беллини Святой Франциск патетически обращается к нам, стоящий рядом с ним Иов погружен в молитву, склоняет голову прекрасный обнаженный Святой Себастьян, погружен в чтение Святой Доминик торжественный алтарный образ наполняет дыхание жизни. В истории изобразительного искусства Западной Европы его имя стало символом глубокого обновления. Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501). Стиль Джованни Беллини колебал от статического манеры венецианских работ середины XV столетия к гармонии и великолепия работ эпохи Высокого Возрождения, как, например, в алтаре Церкви Святого Захария, Венеция (1505).
крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) художник, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера, осуществил идею синтеза реальной и нарисованной архитектуры. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Среди поздних произведений Мантеньи – аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы дЭсте (Парнас или Царство Венеры, 1497, Лувр, Париж), цикл монохромных картин, в том числе Самсон и Далила (1500-е годы, Национальная галерея, Лондон) исполненное драматизма и композиционной остроты полотно Мертвый Христос (около 1500, Галерея Брера, Милан). Пьетро делла Франческа принадлежат два научных трактата: О перспективе в живописи, в котором под влиянием Леона Баттиста Альберти художник дает математическую разработку приемов перспективы и Книжица о пяти правильных телах, посвященный практическому решению некоторых проблем стереометрии.
Изображение Богоматери, молящейся своему спящему Сыну, расположенного на парапете символизирующего престол и гроб (крестная жертва Христа в будущем) оставляет неизгладимое впечатление. Этот тип распространился и за пределами Венеции. Учился живописи у отца, Якопо Беллини.
галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460-х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы».
С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини. В картине «Опьянение Ноя» художник показал юношеское жизнелюбие, необремененное лишними сомнениями отношение к жизни и людям. «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити.
В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств).
На протяжении всей жизни мастер писал портреты именитых граждан и людей знатного происхождения («Портрет дожа Лоредана», 1501). Беллини получил известность благодаря монументальным алтарным композициям («Алтарь Сан Джоббе» 1487-«Алтарь Сан Дзаккария», 1505), которые поражают своей простотой и величавостью, благоговейной просветленностью и радостью бытия. Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». Верроккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (Давид, бронза, 1473–1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479–1488, отлит в 1490), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана).
Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. На боковых створках композиции изображены святые. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Джованни же вспомнил древние каноны (грустная Богородица, фон без пейзажей, однообразные краски), но много и нового.
Родился в 1400 году в Виккьо нель Муджелло близ Флоренции. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Он работал как художник, скульптор и архитектор. Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок История животворящего Креста в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466) исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета) также ведет своё происхождение из византийской традиции. В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.
Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Окончательной ясности нет до сих пор, саму же картину ранее приписывали Джорджоне. 1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок. 1505, Лондон, Нац. Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме – горнему миру. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. К периоду между 1490 и 1500 годами относится одно из самых загадочных произведений Беллини— «Священная аллегория» из Галереи Уффици, Флоренция.
Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Лондон, Национальная галерея). Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах. Боттичелли Сандро (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Около 1465 Пьетро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых значительную композиционную и эмоциональную роль играют насыщенные светом и воздухом далекие пейзажные фоны.
К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). 1455, Венеция, Музей Коррер). Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Одним из учеников в мастерской Вероккье был молодой Леонардо да Винчи. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию.
Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность.