А рядом висит икона или, скажем, уже картина, Джотто. На нижней части оригинальной рамы сохранилась подпись OPUS IOCTI FIORENTINI. Самая известная (и единственная сохранившаяся) алтарная картина Джотто – Мадонна Оньисанти.
1300 года) датируется «Полиптих» (91х340 см. ), который Джотто написал для флорентийской церкви Бадия. Микеланджело упрекали и упрекают (абсолютно справедливо) в излишней скульптурности живописи, доходящей до топорной грубости. На полиптихе есть подпись Джотто. Дальнейшую эволюцию творчества Джотто представляют пострадавшие от времени росписи небольших семейных капелл Барди и Перуцци на хорах флорентийской церкви Санта Кроче (ок. Наряду с фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений.
На центральном панно лицевой стороны Христос восседает на троне строго фронтально, как восточный идол, подняв в благословении правую руку и держа книгу Откровения левой. Он работал как художник, скульптор и архитектор. Строительство девяностометровой красавицы-башни было завершено в 1359 году. С именем Джотто и его великих современников — Данте Алигьери, скульпторов Николо и Джованни Пизано, архитектора и скульптора Арнольфо ди Камбио — связано начало нового этапа в истории итальянской культуры, называемого Проторенессансом (т. 1422, Берлин-Далем «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок.
1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко, — эмблема Флоренции (1418-1420), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино» ок. До него в живописи царствовала плоскость – у него пространство картины стало объемным. кредиторской деятельностью. Представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. Рафаэль многим казался и кажется приглаженным, едва ли не слащавым. И действительно, даже в самых лучших и экспрессивных своих работах, таких как Чудесное открытие источника (Ассизи, базилика Сан Франческо, верхняя церковь), Мастер истории Святого Франциска предстает по сравнению с Джотто более архаичным художником.
Произведению присущ такой же яркий свет и тщательно выписанные детали, как на ранних фресках Джотто. Гоццоли), черты мистической созерцательности (фра Анжелико) и лирической камерности образов (фра Филиппе Липпи).
В этом период художником были созданы такие полотна, как «Болонский полиптих» и «Полиптих Барончелли». Затем Джотто пишет Мадонну Оньиссанти, которую он завершил, очевидно, около 1310 года. Начиная черпать из источника чувственного опыта, а не из трансцендентальных предпосылок, художник вызывал у зрителя впечатление ясного, раскрепощающего мира и духовного овладения им.
В 1328—1333 годах Джотто находился при дворе неаполитанского короля Роберто Анжуйского.
Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. Художник руководствовался принципом «одна фреска – одна композиция», что по сравнению с творениями его коллег-современников, явилось новаторским шагом. К этому времени относится созданная им «Мадонна Оньиссанти», украшавшая главный алтарь францисканской церкви Оньиссанти (ныне хранится в Галерее Уффици).
Одна сторона алтаря была обращена к верующим, другая— к священнослужителям. Созданные им фрески всколыхнули основы итальянского искусства эпохи Предвозрождения. «Полиптих» выполнен в яркой цветовой гамме, его отличают почти готическая изысканность, необычайная тонкость и выразительность изображённых персонажей.
Джотто был учеником в мастерской флорентийского художника Чимабуе Джованни. Ученик Чимабуэ, крупнейшего мастера флорентийской школы последней трети XIII века, он работал во Флоренции, Риме, Падуе, Милане и других городах Италии.
20 января 1330 года король Роберто присвоил Джотто титул придворного художника. Картины художника Джотто по сравнению с полотнами современников выделялись особым драматическим накалом и психологичностью. Они отправились вслед за звездой.
Она сумела «выжить» даже в страшные годы Второй мировой войны, когда Падуя не раз подвергалась страшным бомбёжкам. Это – одна из знаменитых фресок Джотто ди Бондоне. Драматическое начало сдержанно и в то же время очень эмоционально выражено в одной из лучших композиций падуанского цикла — Взятии Христа под стражу (Поцелуе Иуды), где на фоне взволнованной толпы вырисовывается профиль полного спокойствия и скорбного понимания Христа, взгляд которого как бы ловит взгляд Иуды, тянущегося к нему губами и как бы обволакивающего его своим широким охристо-желтым плащом. Зато в анонимных коментярях Божественной комедии (XIV в. ) Автор утверждает, что парня отдали в мастерскую ткача, но Джотто убежал от ремесленника в мастерскую художника. Росписи капеллы Барди посвящены Святому Франциску Ассизскому, фрески капеллы Перуцци — Иоанну Крестителю. называет их «творением Джотто», наряду с росписями францисканских церквей в Ассизи, Римини и Падуе. В отличие от средневековой скульптуры статуя рассчитана на круговой обход, новаторским было также обращение скульптора к теме наготы: впервые после эпохи Средневековья нагое тело было изображено в таком крупном масштабе и столь реалистично.
Разрабатывал проект кампанилы и, совместно с Андреа Пизано, рельефы её нижнего этажа. Джотто заново открыл способы иллюзорной передачи глубины на плоской поверхности. Николая, Иоанна Богослова, Св.
Он представляет собой большой двусторонний триптих с пределлой, его размеры 2, 202, 45м. ДОНАТЕЛЛО (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (ок.
Первое упоминание о Джотто относится к 1298 оно содержится в документе о полученной им оплате за мозаику Навичелла в старом соборе св. Пространство этих картин глубже и просторнее, в них словно больше воздуха. То есть это и Мария и Прекрасная дама. С той же новостью небесный посланник навестил и жившего в изгнании Иоакима. Хотя пока не изменились религиозные сюжеты его картин – изменилось видение этих сюжетов.
С именем Джотто можно связать открытие хужожественных достоинств интерьера (пространства комнаты в картине), пейзажа (архитектурного и ландшафтного), внутреннего мира героев живописного рассказа. К последней трети 14 в. в Ф. ш. победило направление интернациональной готики (Аньоло Гадди, Лоренцо Монако). Он принес естественное искусство.
Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Но во сне к Иоакиму, окруженному беспокойно озирающимися пастухами, овцами и собакой, прилегает ангел -- знак того, что его многолетние мольбы услышаны. Довольно большой цикл фресок также включает: композицию «Страшный суд» на западной стене, роспись коробового свода: золотые звёзды на синей тверди и заключенные в медальоны лики Христа, Марии, размещенные в три ряда на продолжительных боковых стенах и на «триумфальной арке» алтаря 34 жизненных сцен Марии и Христа.
Падуанский период. Первое упоминание об этой работе относится к 1418 году. Из-за достаточно большого размера каждой «картины на стене» воспринять детали композиции уже второго ряда достаточно сложно.
Магдалины в нижней церкви св. Между тем творческий дух, свойственный человеку, требовал идти дальше. Расцвет риминийской школы XIV века, несомненно, связан с поездкой Джотто в этот город. В 1415 строительная комиссия флорентинского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-1435 пять статуй — в Музее Собора).
Однако желание верно передать анатомию человеческой фигуры уже было налицо (Тайная вечеря, Рождество Христово). Это «Рождество и Поклонение волхвов» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Принесение во храм» (Бостон, Музей Гарднер), «Тайная вечеря», «Распятие» и «Сошествие во ад» (все в Старой Пинакотеке, Мюнхен), «Успение» (Сеттиньяно, собрание Бернсон) и «Праздник чёток» (Национальная галерея, Лондон). С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства.
Иногда Джотто также называют архитектором капеллы (этот вопрос оспаривается многими исследователями), но несомненно, что именно ему принадлежат фрески часовни, — феррарский хронист Риккобальдо в 1312—1313 гг. «Расписной крест» выполненный Джотто для Капеллы дель Арена, ныне хранящийся в городском музее Падуи, обнаруживает сильную близость к композиции Распятия в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи.
Кампанила Джотто при соборе Санта-Мария-дель-ФьореОн разрабатывал проект кампанилы и совместно с Андреа Пизано – рельефы её нижнего этажа. Семья владела земельным участком в Веспиньяно, позже Джотто приобретёт там угодья и дома. Джотто был известен также как архитектор — создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317).
Георгия (1415-1417). Весь цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей. Иисус спасает корабль апостолов, попавший в бурю и утопающего Петра. По сути, все сюжеты алтарного образа являются вариациями на тему тех же сцен, написанных в ассизском фресковом цикле.
Художник исполнил это алтарь совместно с ассистентами из своей мастерской. Их называют: Мастер легенды св. Аллегорические фрески изображают Послушание, Благоразумие и Смирение.
Но славы не обрели, вероятно, в силу скромного дарования. «Расписной крест», около шести метров в высоту, был создан для флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла между 1290 и 1300 годами и вскоре стал образцом для подражания (в 1301 году Деодато Орланди уже скопировал его в «Распятии» для церкви Сан-Миниато-аль-Тедеско). В начале 14 века Джотто посетил Рим.
Петра и Св. Но навыки средневекового художника, выработанные в процессе обучения, были абсолютно иными. Джотто «Проповедь птицам»Особенностями фресок Джотто и его мастерской были «сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировка объёмов, чёткость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи» (словарь Брокгауза). Он разработал приёмы моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона – это позволило придать изображённым формам почти скульптурную объёмность и сохранить чистоту цвета. Учёные-искусствоведы предполагают, что центральным изображением было «Распятие Христа», остальные располагались от него по бокам в порядке смены жизненных этапов Спасителя.
В последнее время эту работу Джотто относят к 1310 году. Используя ряд известных в то время приемов, вкл. «Полиптих Стефанески» был создан для главного алтаря базилики Святого Петра в Риме.
Рассказ начинается с истории Иоакима и Анны, родителей Девы Марии. Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300-1304). Иисуса художник написал в виде серафима. Летописец Филиппо Виллани приводит мозаику в качестве доказательства мастерства Джотто, который так умел изобразить персонажей, что казалось, будто «они дышат, разговаривают, плачут или радуются».
Исследования в рентгеновских лучах подтвердили, что все сцены раньше были написаны на одной длинной доске (не менее трёх метров), которая вряд ли была пределлой какой-либо алтарной картины. Его лица порой не изящны, частности очень слабы, но зато в общем он далеко оставляет за собой предшественников».
Так, персонажи святых (как было принято в иконописи), снабжены нимбами, свидетельствующими об избранности. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто, вплоть до 1275 года. Ритмика интерьера создана строгой упорядоченностью расположения фресок, а заданное красочное цветовое решение предаёт ансамблю праздничный оттенок. Между 1329 и 1333 годами художник работал в Неаполе для короля Роберта Анжуйского.
Часть исследователей (включая Лючано Беллози) считает этот крест произведением самого Джотто, основываясь на близости его стиля к фрескам Джотто в правом трансепте Нижней церкви в Ассизи другая часть специалистов полагает, что он создан кем-то из его учеников или ассистентов. Мадонна на ней выглядит монолитом, высеченным из куска мрамора. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» из ц. Сан-Джорджо-алла-Коста дошла до нас в обрезанном виде. В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). Композиция выдержана в торжественном и суровом тоне, но в то же время смягчённом и нежном, напоминающем падуанские фрески мастера.
Росписи капеллы дель Арена в Падуе (датируемая. Его нельзя назвать совершенным во всех деталях, но какой же новатор бывает совершенным. Проследить творческое формирование Джотто невозможно.
Всего этого Джотто удалось добиться благодаря необычайно ярким краскам.
Художник владел ткацкими станками и приумножал своё состояние, сдавая их в аренду. Серия фресок «Девять героев» (не сохранилась) в одном из залов Кастель Нуово упоминается в сонетах Франческо Петрарки. Появление чувства пространства, композиционное мастерство Джотто искусное смещение оптической перспективы, чтобы направить взгляд зрителя, необычно светлые тона фресок, умение достигать живописных эффектов не за счёт количества цветов, а за счёт градации их оттенков – все эти черты проявились в творчестве Джотто достаточно рано и стали характерными приметами его неповторимого стиля. Особенности фресок, выполненных мастерской Джотто, по словарю Брокгаза: «Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировка объемов, четкость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи». Джотто выразил в своих работах материальность и пространственную протяженность использовав ряд уже известных в его время приемов – угловые ракурсы, упрощенную античную перспективу. Марк, 1412 св.
Вазари сообщает, что Джотто вернулся из Авиньона в 1316 году. Этот полиптих упоминал в своём труде Лоренцо Гиберти. Новорожденный Иисус лежал в яслях в сарайчике на окраине Вифлеема.
Здесь по-новому передана взаимосвязь людей друг с другом и окружающим миром. Впрочем, далеко не все работы, приписываемые Джотто имеют свидетельства его авторства. И, быть может, завершив работы для Энрико Скровеньи, Джотто пробыл в Падуе ещё один год. Фрески на средокрестном своде нижней церкви (1308—1328) впервые приписал Джотто Вазари.
Его влияние простирается на целые века. Именно это постепенно привело европейское искусство к Возрождению. Прямым свидетельством пребывания там Джото является «Распятие» из Темпио-Малатестиано (церковь Сан-Франческо в Римини), дошедшее до нас с обрезанными краями— отсутствуют фигуры Марии и Иоанна Богослова на правом и левом лучах креста навершие креста с благословляющим Богом-отцом обнаружено в частной коллекции в Англии. Гуманистическое мировосприятие стало идейной основой искусства Ф. ш. Раннего Возрождения.
Часть исследователей (включая Лючано Беллози) считает этот крест произведением самого Джотто, основываясь на близости его стиля к фрескам Джотто в правом трансепте Нижней церкви в Ассизи другая часть специалистов полагает, что он создан кем-то из его учеников или ассистентов. Самые изестные – росписи Капеллы дель Арена. Произведение было создано около 1300 года для церкви Сан-Франческо в Пизе. В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий интерьеров и фигур людей.
В них можно увидеть квинтэссенцию гениальности Джотто, обеспечившую ему место в истории мирового искусства, закрепив за художником статус образца для подражания множества живописцев. С росписи часовни дель Арена начался новый этап в развитии европейской живописи, когда объёмы предметов, перспектива, угол их восприятия, становятся основными для художников, когда изощрённое и продуманное сочетание света и тени начинает, наконец, восприниматься как освещение, а не «цветоизлучение». И даже несмотря на то, что все это ещё не представлено в творчестве Джотто в полной мере и его предметы, будучи уже немного объёмными не отбрасывают тени, художник понял значение и назначение светотени, которая отныне станет неотъемлемым атрибутом европейской живописи. В другой руке жених держит цветущую ветвь, которая символизирует его будущую роль мужа. Стиль Джотто достиг зрелости во фресках капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306). В 1296-1298 годах по заказу генерала ордена францисканцев Джованни ди Мурро Джотто и его мастерская написали в нижнем ярусе Верхней церкви Сан-Франческо 28 сцен из житийного цикла святого Франциска, разработав иконографию на основе текста «Legenda major de S. Francisci» (Большое житие святого Франциска) святого Бонавентуры.
До него, в живописи царствовала плоскость, пространство картин стало объемным. Фрески Джотто, сплошным ковром устилающие стены и свод капеллы, включают в себя 34 (37) сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три регистра на продольных стенах. Святой молится, а второй монах, по его просьбе, кричит -- так они исполняют Божью волю и изгоняют демонов из Ареццо. Франциска» в базилике Сан Франческо в Ассизи (ок. 1297-99), однако многие современные исследователи отвергают авторство Джотто. Позднее художник был направлен флорентийским правительством в Милан для работы над фресками Аццоне Висконти.
Сейчас непросто оценить значение этого поворота. Мы видим справа, как вошёл первосвященник иерусалимского храма. 1305-08), которая была построена предположительно по его же проекту. Ничего подобного не было в течение тысячи лет. Под «греческим» Ченнини подразумевал формальныевизантийские каноны, являвшиеся общепринятыми художественными аксиомами в средневековой Европе.
м. стен. Колокольня Джотто во Флоренции.
Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Если считать сюжетное пространство работ того времени в определённом смысле религиозным театром, то Джотто сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и чёткость структуры объёмного мира. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте семидесяти лет. К сожалению, ни одна из работ этого времени до нас не дошла. На произведении есть подпись художника.
Художник Джотто (ок.
Вифлеемскую звезду он, видимо, писал с кометы Галлея, проходившей над Землей в 1301 году. Новая эпоха в живописи ко времени жизни Джотто уже созрела для своего появления. Сам по себе этот приём был хорошо известен и до Джотто.
Второй фресковый цикл Джотто, дошедший до нас, не так обширен. Они посвящены прославлению добродетелей святого Франциска, восстановителя евангельских норм. Первая известная работа Джотто -- Распятие из собора Санта Мария Новелла во Флоренции. Некоторые источники утверждают, что в начале XIV века Джотто служил священником в Риме.
1386-1466) итальянский скульптор. Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности — скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок.
Одним словом, в произведении очевиден реверанс, сделанный в сторону готической живописи. Группы ангелов и святых здесь наполняют реально существующее пространство. Судьба не даровала ему возможности принять мученический венец от мусульман.
1430-1432, Музей Барджелло, Флоренция). Персианова. Иногда Джотто также называют архитектором капеллы (этот вопрос оспаривается многими исследователями), но несомненно, что именно ему принадлежат фрески часовни, — феррарский хронист Риккобальдо в 1312—1313 годах называет их «творением Джотто», наряду с росписями францисканских церквей в Ассизи, Римини и Падуе. 1240 -- ок. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1320-25 годов до 1306-12 годов). Станковые картины в XIII – XIV веках писались на деревянных досках (в Италии это, как правило, был тополь).
Можно, вероятно, согласиться также с Вазари в том, что настоятель францисканского ордена Джованни да Мурровалле в 1296 году заказал Джотто (как руководителю обширной мастерской) 28 сцен из легенды о св. Он считается автором отдельных сцен из Ветхого Завета и Новог Завета в верхних ярусах стен, начатых по инициативе папы Николая IV между 1288 и 1292 годами, сочетающих выразительную драматургию Чимабуэ с композиционными и пространственными находками Каваллини, а также сцен из истории праотца Исаака и композиций из цикла земной жизни Христа («Снятие с креста», «Воскресение»). Благодаря этим работам стало возможным определить характер росписей капеллы. На боковых панелях изображены архангелы и апостолы Павел и Пётр.
Очень интересна и группа из семи сцен, посвящённая жизни Христа. Заказчиками Джотто были папская курия и францисканский орден (работы в Ассизи, Римини, Падуе), купцы Барди и Перуцци, ростовщик Энрико Скровеньи, городские коммуны Флоренции и Падуи, неаполитанский король Роберт I Анжуйский. Земной путь Христа и Девы Марии, жизнь подвижников веры, святых и мучеников изображенные с «документальной» точностью, стали зримым воплощением праведной жизни, наставлением и нравственным примером. Чье творение выразит это. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре г. Флоренции. Двое сыновей Джотто (из 8 детей) были художниками, участниками мастерской отца. Прекрасная белая рубашка.
Конечно, Джотто не был первым живописцем использовавшим этот приём. Циркулем верным моим к звездам она взнесена. Джотто – прозвание мне. Помимо художественных достоинств (мастерства в передаче пространственной глубины за счет чередования планов, пластической определенности объемов, выразительности фигурных групп, тонкого колорита) фрески обладают чертами эпической драмы, созданной для возвышения, поучения и предостережения. Венец цикла – Прославление святого Франциска, где святой вступает в Царствие Небесное. Этап Проторенессанса (предшествующий Ренессансу) приходится на дученто (1200-е) и треченто (1300-е).
Во всяком случае, если отнести фрески Джотто в капелле Перуцци флорентийской францисканской базилики Санта Кроче к 1318 году или ещё более раннему времени, учитывая его пребывание в Авиньоне, то это означало бы чрезвычайно напряжённый рабочий график. Это Мадонна в итальянском позднем смысле и понимании этого сюжета. Франциска (основной создатель большинства изображений), Мастер погребения св. Они хранятся в разных музеях, но имеют примерно одинаковые размеры (в среднем 4544 см). По всей вероятности, это одна из немногих его совершенно авторских работ, как «Троица» Рублёва и она действительно очень полно раскрывает личность Джотто. Герои Джотто объемны, полны жизни, что, при этом, не умаляет их божественного величия.
Вазари, написавший Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев – ваятелей и зодчих (1550 год) утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Изображая массивные ступеньки трона на первом плане и отдаляя стоящих за ним святых, художник добивается зрительного впечатления присутствия Богоматери в храме. Сидит женщина широкоплечая, мощная, молодая, с румянцем во всю щёку. Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных на боковых стенах по три друг над другом и решенных более сложно, чем в капелле дель Арена. От этого времени остались два крупных станковых произведения— «Болонский полиптих» (Пинакотека, Болонья) и «Полиптих Барончелли» (церковь Санта Кроче, Флоренция).
Из того, что осталось, можно мысленно реконструировать, что Мадонна восседает на троне светлого мрамора с розоватым обрамлением и мозаичными бордюрами в стиле «космати», которые оканчиваются резным готическим украшением в виде голов животных— именно так она обычно изображалась в то время.
Исследователи предполагают, что полиптих состоял из пяти или более частей. Композиционное построение слегка асимметрично из-за того, что кортеж ангелов и патриархов справа расположен по восходящей линии, поднимающейся к плечам Христа, а группа апостолов слева, напротив, по линии нисходящей, которая заканчивается фигурой молодого апостола (Иоанн. ), склонившегося, прижимая руки к груди. «Расписной крест», около шести метров в высоту, был создан для флорентийской церкви Санта Мария Новелла между 1290 и 1300 годами и вскоре стал образцом для подражания (в 1301 году Деодато Орланди уже скопировал его в «Распятии» для церкви Сан Миньято аль Тедеско). Его новаторской кисти принадлежит идея восстановления традиции написания образов с натуры. Это в первую очередь относится к смелому объёму архитектуры в работах Джотто.
1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия). В Изгнании демонов из Ареццо совмещены несколько точек зрения. Картина имеет пределлу, на которой изображены три сцены из жизни святого Франциска: «Сон Иннокентия III», «Утверждение устава францисканского ордена» и «Проповедь птицам».
Рядом была его мать – Мария. Николая, Иоанна Богослова, Св. Белый собор, перед которым замер Франциск, является символом его неисчерпаемой веры. Вазари, художники Бронзино, Я. Понтормо, Россо Фьорентинои др. ). Всего росписями покрыто более 900 кв.
Несомненно, что все эти работы принадлежат «кругу Джотто», однако точно утверждать, что это произведения самого Джотто, нельзя. Наместника Иисуса на земле апостола Павла по задумке Джотто окружают архангелы и святые. Художник исполнил это алтарь совместно с ассистентами из своей мастерской. Приблизительно в 1315 году из мастерской Джотто вышел ещё один расписной крест (ныне Лувр, Париж). С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями). Когда Анна достигла зрелого возраста, явившийся ей ангел сообщил, что она забеременеет и родит ребенка имя которого прославится во Вселенной.
По сообщению Лоренцо Гиберти, Джотто и его мастерской было поручено в 1336 году расписать фресками торцовые стены капеллы святой Магдалины в Палаццо дель Подеста (Барджелло). Но все же главным его призванием была живопись. Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра. «Достаточно того, что все эти произведения в целом принесли Джотто славу величайшую за прекрасные фигуры и за стройность, пропорциональность, живость и легкость, чем он обладал от природы и что сильно приумножил при помощи науки и сумел ясно во всем показать. Священник соединяет руки Марии и Иосифа. Джотто ди Бондоне написал это Распятие в соответствии с установившимся каноном— на окончании правого и левого лучей креста изображены скорбящие Мария и Иоанн Богослов.
Самые ранние из сохранившихся работ художника – сцены из жития св. Позы и жесты окружающих тело Христа фигур, подчеркивают эмоциональное состояние. Далее, по заранее процарапанным контурам фигур наносилась роспись темперной краской. проблемами взаимосвязи искусства и эмпирические науки (Верроккьо, А. дель Кастаньо, Поллайоло, П. Уччелло) вместе с тем во флорентинской живописи 15 в. проявились реминисценции позднеготического декоративизма (Б.
20 января 1330 года король Роберто присвоил Джотто титул придворного художника. Наряду с фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений.
Иератические и возвышенные образы иного мира, воплощённые в Мадоннах эпохи дученто, уступили место человечной матери семейства со светлым и открытым лицом и даже с чуть заметной улыбкой в складке губ, позволяющей увидеть белизну зубов, в то время как Мадонны дученто всегда были отчуждены и печальны. Иисус спасает корабль апостолов, попавший в бурю и утопающего Петра. Однако в силу скромного дарования большой славы не обрели.
Пейзаж выглядит символистическим. Скованность в движениях невесты выдаст ее внутреннюю дрожь и волнение сердца. Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ («Мадонна» из ц. Санта Тринита) и Дуччо («Мадонна Ручеллаи»). Она действительно далека от полного реализма. Одновременно он разработал приемы моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции. Религиозные сцены фресок очень лаконичны, в них нет ничего лишнего, многое условно. Единственная дошедшая до нас станковая работа Джотто — монументальный алтарный образ «Мадонна на троне» («Мадонна Оньисанти», Уффици, ок.
и практически сразу вызвал волну подражания среди многочисленных живописцев. К середине жизни Джотто достиг пика своего художественного развития. Роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи была начата около 1288 года.
Вместо условного золотого фона византийских мозаик Джотто вводит пейзажный фон. Треченто (с ит. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора. Вот таким образом сейчас стараются избегать самого названия «реализм», называя его более точно «чувством пространства». Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св.
К моменту смерти художника был возведён только первый этаж. Ни с одним признанным гением не обходились так почтительно на протяжении времени. Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308). По его проекту была построена колокольня собора (архитектор Франческо Таленти, 1359) и выполнен ее рельефный декор (скульптор Андреа Пизано). Об этой мозаике писал Леон Баттиста Альберти в своём трактате о живописи De pictura (1436).
Падуя, капелла дель Арена (капелла Скровеньи), южная стенаХудожник раскрывает тему рядом драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Частями этого полиптиха, по всей вероятности, являются и три другие панели— «Святой Стефан» (Музей Хорн, Флоренция), «Иоанн Евангелист» и «Святой Лаврентий» (обе работы в Музее Жакмар-Андрэ, Шаали). Венец цикла — Прославление святого Франциска (Gloriosus Franciscus), где святой вступает в Царствие Небесное. «Мадонна Оньисанти» является самой известной алтарной картиной Джотто. Внутреннее пространство часовни было практически пустым.
Уверение в стигматах изображает скорбящих братьев, обступивших тело умершего Франциска. Приблизительно в 1315 году из мастерской Джотто вышел ещё один расписной крест (ныне Лувр, Париж). В этом центре происходят главные драматические события. Летописец Филиппо Виллани (англ. Filippo Villani) приводит мозаику в качестве доказательства мастерства Джотто, который так умел изобразить персонажей, что казалось, будто «они дышат, разговаривают, плачут или радуются».
К этому времени относят и две сцены Распятия (Городской музей, Страсбург и Государственные музеи, Берлин). Работы живописца выполнены в спокойно манере, в сдержанных, приглушённых тонах. 1320-25). Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1306 – 1312 годов до 1320 – 1325 годов).
По сообщению Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. «Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения», писал Петрарка.
Это уже не Мадонна, не икона Богородицы. – Его герои исполнены благородного достоинства и духовной красоты. Датировка многих полотен Джотто также неточна имеет чрезвычайно широкий временной диапазон, что существенно затрудняет научное изучение его работ. В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное» и следовал в своих изображениях природе. Возможно, что Барди, банкиры короля, рекомендовали художника ему. Тыльная сторона триптиха также весьма необычна.
Между 1303 и 1305 годами создано это главное произведение Джотто. Композиционное построение слегка асимметрично из-за того, что кортеж ангелов и патриархов справа расположен по восходящей линии, поднимающейся к плечам Христа, а группа апостолов слева, напротив, по линии нисходящей, которая заканчивается фигурой молодого апостола (Иоанн. ), склонившегося, прижимая руки к груди. При этом, часть византийских канонов была сохранена. Крепко держит руками младенца. Только идея и холодные краски.
Вот таким образом при оценке дарования мастера живописи прошедших эпох никогда нельзя забывать, с каким багажом подручных средств они имели дело. Художнику удалось совместить основные принципы дученто с новыми веяниями в живописи. Произведение не имеет подписи автора, однако известно, что «Распятие» из церкви Санта-Мария-Новелла упоминается как работа Джотто итальянским историком искусства XV века Лоренцо Гиберти и что в 1312 году засвидетельствовано присутствие некоего Распятия Джотто в этой церкви.
На произведении есть подпись художника. Он говорит о том, что Джотто приехал расписывать падуанскую церковь, ненадолго опережая свою компанию, то есть товарищей. Их лица строги и печальны, однако не лишены индивидуальных черт. Около 1335 года – в Милане для правителя Аццоне Висконти, как о том сообщает в своей «Хронике» Джованни Виллани.
За многие столетия иконописи художники использовали все возможные религиозные сюжеты и исследовали все живописные возможности основных цветов.
Исследователи полагают, что художник испытал влияние утончённой авиньонской живописи. Ее автором и стал маэстро Джотто, который работал над колокольней вместе с Андрео Пизано. Мастера Исаака относили к кругу Каваллини или отождествляли с Арнольфо ди Камбио. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери.
Еще спустя век с небольшим, в 1919 году, она была перемещена в галерею Уффици, где хранится и сейчас, деля зал, в частности, с не менее знаменитой «Мадонной Святой Троицы» (ок. Творчество Джотто не ограничивается многочисленными фресковыми циклами. Это росписи двух небольших капелл, принадлежавших знатным флорентийским семьям Барди и Перуцци в алтарной части одной из самых больших церквей Флоренции — базилики Санта Кроче (ок.
Художник сделал изображение событий библейской истории реальным, жизненным, земным. Художник сам спланировал росписи, однако, его вклад до сих пор непонятен. Этого хватило: вскоре великий мастер был с почестями приглашен в Рим и расписал собор Св.
Поздний флорентинский период. К более позднему периоду относят ещё один расписной Крест из церкви Сан Феличе во Флоренции, который Джотто исполнил вместе с учениками. Художник спроектировал кампанилу (колокольню) кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре. Позднее был проведён подсчёт. Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи Св. Создание огромного полотна было отнесено искусствоведами к первым десятилетиям XVI века.
И когда мы смотрим на фреску «Поцелуй Иуды», то сразу выделяем глазами центр композиции. С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества. Нужен был гениальный художник, чтобы выйти в новое художественное пространство. Картины художника наполнились разнообразными эмоциями.
Мы видим, как Иуда, обняв Христа, поглощает его. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-1430). Вот таким образом появление Джотто было не случайностью, а закономерностью. Renaissance – «Возрождение»). 1311/1313) и был крестьянином.
Он вдохнул жизнь в искусство, отступил от мертвенной сухости библейских сюжетов, взялся за портреты и мы ему обязаны изображением великого Данте. В конце 15 в. во Ф. ш. сохранялись демократические традиции (Д. Итальянский художник, основоположник проторенессанса.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и т. н. «триумфальной арке» алтаря. Написанное художником или иконописцем воспринималось практически как документальный фильм. Цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей. Вот таким образом мы можем сказать, что центром композиции являются даже не две фигуры, соединенные вместе, а два лица. Все три панели имеют одинаковые размеры.
Петрарка писал, что перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения, а Боккаччо называл его лучшим в мире живописцем. Благодаря строгому отбору деталей он сосредоточил внимание на главном. Многолетняя деятельность Джотто подняла престиж живописи среди других искусств. Каждая капелла представлена декорацией из шести сцен.
Мозаика была разрушена при сносе старой постройки, сохранилась лишь её копия эпохи барокко (по мнению Норберта Вольфа, неудачная) в портике новой церкви. «двести») – название XIII в., начало Проторенессанса. Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви.
«Коронование Марии» из капеллы Барончелли, над декорированием которой Джотто работал не ранее конца 1320-х годов, представляет собой один из последних великих замыслов мастера. Полотно отобразило Мадонну с младенцем и святых. Позднее творчество Донателло содержит немало проблем подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии. Поскольку согласно источникам в Палаццо делла Раджионе (городская ратуша) он изобразил небесное знамение по указаниям астронома Пьетро дАбано, а тот вернулся из Парижа в Падую только в 1306 году. В творческом наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок. Колорит картин художника строг и целостен. Джотто приписывают проект кампанилы флорентийского собора (строительство начато в 1334, продолжено в 1337-43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти). Флорентийцы гордились им.
Джотто ди Бондоне – имя одного из величайших художников Флоренции, великолепного живописца и архитектора, творившего в период эпохи Предвозрождения (1266 или 1267-1337). По своему иконографическому типу это «Маэста», то есть такая разновидность изображения Мадонны с младенцем, когда фигуры священных протагонистов обращены к верующему фронтально, при этом младенец изображён благословляющим.
И именно эта история была рассказана Джотто на стене капеллы Скровеньи (по другому – капеллы дель Арена) в Падуе, Италия. Фрески были варварски переписаны в XVIII веке и расчищены в середине XIX века. Вершина творчества Донателло в технике бронзы — статуя Давида (ок. Физические страдания и душевные муки всех трех персонажей переданы очень натурально.
Петра, снесенной в начале 16 в., живописные циклы «Знаменитые люди», выполненные для короля Неаполя Роберта и правителя Милана Аццоне Висконти. Возможно, что Барди, банкиры короля, рекомендовали художника ему. Джотто ди Бондоне – самый известный, «крупнейший» художник Предвозрождения. Свои станковые картины Джотто писал на деревянных досках, которые обрабатывались согласно византийской технике изготовления икон, когда на специально подготовленном холсте тонким пером наносилась роспись темперой.
Франциска» из Лувра. По своему иконографическому типу это «Маэста», то есть такая разновидность изображения Мадонны с младенцем, когда фигуры священных протагонистов обращены к верующему фронтально, при этом младенец изображён благословляющим. Эти фрески, ставшие последними из известных уцелевших работ живописца, несмотря на плохое состояние всё же позволяют представить уровень таланта и мастерства Джотто, дают понимание того, чем же так восхищались художники Ренессанса. С современной точки зрения, его живопись может показаться несколько упрощенной. На этом полиптихе тоже есть подпись автора.
Цецилии. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто. Художник повторил здесь старую иконографическую схему, слегка модифицировав изображение тела Христа. В 17 в. искусство Ф. ш., переживавшее период упадка, было представлено лишь немногими примечательными именами (художники К. Дольчи, Ф. Фурини). Родом из Колле да Веспиньяно в Тоскане.
Петра окружают два архангела, двое святых— Георгий и Сильвестр, на коленях перед ним стоят папа Целестин V (канонизирован в 1313 году) и вновь кардинал Стефанески— на сей раз он преподносит в качестве дара тот самый триптих, на котором он изображён. Мозаика была разрушена при сносе старой постройки, сохранилась лишь её копия эпохи барокко (по мнению Норберта Вольфа, неудачная) в портике новой церкви. 1290) и их автором является Джотто. Трехметровый «Полиптих», написанный Джотто примерно в 1300 году, создавался для флорентийской церкви.
Однако, за одно или два десятилетия, отделяющие произведения этих мастеров от «Мадонны Оньисанти» изменилось многое. «Поцелуй Иуды» – фреска, которую он писал сам. Джотто совершил нечто очень важное и духовное для людей: они перестали скептически относиться к библейским эпизодам и думать, что всё это сказки. Петра и Св.
С именем Джотто связан переворот в развитии итальянской живописи. «триста») – в итальянском языке наименование XIV в. В XIII-XIV вв. Евангельские сюжеты «Бегства в Египет» и «Избиения младенцев» были широко распространены в европейской церковной живописи.
Его имя стало символом глубокого обновления. Вот с этой точки интересно данную композицию прочитывать. Роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи была начата около 1288 года. Вполне вероятно, что кто-то из них был заказчиком этого алтарного образа. На центральной панели Святой Пётр восседает на троне в той же самой позе, что и Христос на лицевой стороне (так образом передана идея Петра как наместника Христа).
Тема цикла из семи сцен – легенда о святом Франциске. «Мадонна Оньисанти» во многом «земная» – это матерь человеческая, с открытым светлым лицом и улыбкой, приоткрывающей зубы. На переднем плане изображён коленопреклонённый кардинал Стефанески. Фрески на средокрестном своде нижней церкви (1308—1328) впервые приписал Джотто Вазари. Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) — впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть.
На внешней стороне Джотто изобразил восседающего на троне Христа (центральная панель) и казнь Св. Сверкающее «Коронование Марии» из капеллы Барончелли, над декорированием которой Джотто работал не ранее конца двадцатых годов, – это, безусловно, один из последних великих замыслов мастера. Он принес Анне благую весть: она скоро станет матерью, ее дочь Мария будет зачата в тот момент, когда Анна встретит и поцелует своего старого мужа у Золотых ворот.
Однако к середине 14 в. во Ф. ш. были утрачены лаконизм и ясность образов (А.
В лице её нет страданий. Анне). В Падуе Джотто участвовал в украшении церкви Сант-Антонио и расписывал Палаццо делла Раджоне (фрески не сохранились). Карл Калабрийский, мэр Флоренции в 1326—1327 годах, был изображён коленопреклонённым перед Мадонной.
Такого гения искусство и обрело в лице флорентийского живописца Джотто ди Бондоне. 1320-25). Марка (1411-1413) и Св. Ноаким и Анна были благочестивыми людыми, однако их брак долгое время оставался бездетным. Вероятно, созданы они около 1320 года, так как в рельефах бронзовой двери баптистерия (1330) Андреа Пизано повторяются мотивы росписи.
Фрески на средокрестном своде нижней церкви (1308 – 1328) впервые приписал Джотто Вазари.
С особым блеском здесь проявилось композиционное мастерство Джотто. Вторым знаковым произведением Джотто этого периода считается «Полиптих Стефанески», написанный для римского кардинала. Расцвет риминийской школы XIV века несомненно связан с поездкой Джотто в этот город. На ней Джотто изобразил и фигуры апостолов и Святого Петра на троне и Христа. Любая фигура цикла обладает не только объемной и индивидуальной физической формой, но и ярко выраженным нравственным обликом.
Дань уважения Джотто отдавали многие деятели эпохи Возрождения. В идейную основу творчества Джотто легло богословие истории блж. Стилистическая целостность искусства Ф. ш. этого периода (скульптор А. Сансовино, художники фра Бартоломмео, Андреа дель Сарто) нарушилась, когда Ф. ш. стала одним из центров распространения маньеризма (архитектор и художник Дж. Символически это истолковывается как спасение самой Церкви от всех несчастий.
Но все же главным его призванием была живопись. Когда он прибыл к Джотто, тот взял бумагу и без циркуля начертил идеальный круг. Построение картины он подчиняет художественной логике, но без бьющей в глаза эффектности. Учился в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290), работал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме.
Символически это истолковывается как спасение самой Церкви от всех несчастий. Аллегорические фрески изображают Послушание, Благоразумие и Смирение. Ведущую роль в сложении раннеренессансного искусства Италии сыграли такие представители Ф. ш., как архитектор Ф. Брунеллески, скульптор Донателло, художник Мазаччо (а также архитектор Л. Б. Альберти, архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломмео, скульпторы Л. Гиберти, Лука делла Роббиа, А. Росселлино, Бенедетто да Майано, Дезидерио да Сеттиньяно). С именем Джотто связан поворот в развитии итальянской живописи, её разрыв со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийского искусства XIII в. Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини способствовало сложению реалистических черт искусства Джотто (Мадонна Оньиссанти, 1310-20, Уффици).
Особенно пострадали правый и левый край. «Стигматизация Святого Франциска» представляет собой большую алтарную икону размером 3, 141, 62м. Возможно, что Барди, банкиры короля, рекомендовали художника ему.
Однако в остальном этот крест сохранился лучше, чем большое Распятие из церкви Санта-Мария-Новелла, его считают более благородной версией большого флорентийского креста, близкой к зрелым вариантам этого сюжета, созданным Джотто позднее. Изображённые композиции, красиво обрамленные, сияющие всеми оттенками цветовой гаммы смогли сделать аскетичное убранство часовни «нарядным», придать ему недостающий объём. Бенедикта. Фигуры, хотя они еще массивны и малоподвижны, обретают объем и естественность движения. – «первый» и фр.
Каменный склон делит картину по диагонали, символизируя глубину утраты. Иисуса художник написал в виде серафима. Франциска и Мастер св.
Тело подчеркивает её мощь. Возможно, он побывал в Ассизи, где в верхней церкви двухъярусной базилики Сан Франческо, одной из главных христианских святынь Италии, с конца восьмидесятых годов XIII века велись обширные живописные работы, в которых участвовал учитель Джотто — Чимабуэ, мастера римской школы и другие художники. Эмоциональное напряжение представленного живописного рассказа беспрецедентно ему нет аналогов в живописи этого времени. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода. Фреска (около 1295).
1310, Уффици). В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и учёность художника (scientia et doctrina).
С творчества Джотто принято начинать новую главу. Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра. Скончался Джотто ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции.
Появляется трехмерное пространство, которое достигается не перспективным углублением (решение перспективы было еще делом будущего), а определенным расположением фигур в отдалении друг от друга на плоскости стены (Явление ангела св. Краски нанесены широко и свободно, тем самым, усиливая линейный ритм и динамику. Джотто «Поцелуй Иуды».
Слава Джотто распространялась быстро и широко. Тур в Италию дает уникальную возможность ознакомиться с творчеством предтечи ренессансного искусства —Джотто ди Бондоне. Это был первый в истории итальянской (и всей западноевропейской) живописи художник, отошедший от традиций средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1306—1312 годов до 1320—1325 годов). Между тем творческий дух, свойственный человеку, требовал идти дальше. Скорее всего именно тогда он создал масштабную мозаику «Навичелла», сделавшую его известным во всей Италии.
Оно полно высокого человеческого достоинства и покоя. Речь идёт о нескольких панелях из разных музеев, которые имеют одинаковую форму и размеры. Для современников, его произведения стали редким откровением.
Дальше можно назвать моделировку объёма одежды. На картины изображены: переживающие горе Никодим и Иосиф Аримафейский, Мария Магдалина, несколько женщин в отчаянии и оплакивающие смерть Спасителя ангелы. Петра.
Ведь в те времена для людей запечатленное на картине было как закон, как откровение. Между 1303 и 1305 годами создано это главное произведение Джотто. Интересен и жест младенца Христа, ухватившегося ручонкой за её палец. Художник и архитектор Джорджо Вазари (1511-1574) на страницах своего труда Жизнеописания наиболее известных живописцев, резчиков и архитекторов (1550) пишет, что Джотто был сыном земледельца и юноши заметил на поле известный тогда художник Чимабуэ, когда Джотто рисовал на камне изображения. Интересно, что художник долгое время прятал эту работу от посторонних глаз и решился вынести ее на всеобщее обозрение лишь во время визита во Флоренцию короля Неаполя (между прочим, родного брата французского короля Людовика). В 1415 заканчивает статую св. Такая технология производства иконы была распространена в Византии, её придерживались и итальянские мастера, включая Джотто. К раннему периоду в творчестве мастера исследователи относят большой расписной крест, Мадонну с младенцем и двумя ангелами из церкви Сан Джорджо алла Коста (Флоренция), алтарный образ Стигматизация Святого Франциска (Лувр, Париж) и Полиптих из флорентийской церкви Бадиа.
е. Предвозрождением). Второй флорентинский период. Он показывает пальцем на Христа. И она спокойно смотрит на нас. Джотто с его мастерской в 1336 г. расписал фресками торцовые стены капеллы святой Магдалины в Палаццо дель Подеста (Барджелло). В Милане Джотто работал над фресками правителя Милана Аццоне Висконти, который начал масштабное строительство в Милане – возводились новые стены и часовые башни, строились новые площади, каналы и мостовые, были построены новая церковь и дворец, для работы над которым прибыл Джотто. Скончался Джотто 8 января 1337 г., вскоре после своего возвращения из Милана.
Однако документально это никак не подтверждено. церкви. Их размещение на стенах строго продумано с учётом планировки часовни и её естественного освещения. Творчество Джотто заложило основу искусства Ренессанса, в великую эпоху которого его значение было не меньше, чем значение Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля или Мазаччо. Разрабатывал проект кампанилы и, совместно с Андреа Пизано, рельефы её нижнего этажа. Джотто заполнил фресками все пространство стен.
Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») — вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа. Причина этого в том, что композиции были неоднократно переписаны. Храмовая роспись была действительно «Евангелием для бедных»: ведь многие латыни не знали, а в католических странах священные тексты были, вспомним, только на латыни. Позднее исследователи обратили внимание на сходство Иакова с Иоанном с Распятия из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции и пришли к заключению, что обе работы завершены примерно в одно и то же время (около 1290) и их автором является Джотто.
Шедевром Джотто являются фрески Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе, выполненные между 1304 и 1310 годами по заказу Энрико Скровеньи, - уникальный по целостности художественный ансамбль, включающий более 70 сцен из цикла земной жизни Христа и Богоматери. Чимабуэ впервые пытается придать изображению объем. Земная природа Марии заявляет о себе весомостью её тела, ещё более очевидной из-за контраста с хрупкими архитектурными деталями трона.
Близость между ними необычайно тесна: ангел, стоящий позади двух персонажей со свечами в руках в правой части картины, рисунком своего профиля почти идентичен коленопреклонённому ангелу в правой части «Мадонны Оньисанти». Мастера Исаака относили к кругу Каваллини или отождествляли с Арнольфо ди Камбио. Учился, по-видимому, в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290). Франциска» из Лувра. "Пожалуй, во всей мировой истории искусств не найти столь безупречной репутации. По утверждению Ч. Ченнини (XIV век), Джотто перевел «искусство живописи с греческого пути на латинский», придав ему современный характер, т. е.
Венец цикла— Прославление святого Франциска (Gloriosus Franciscus), где святой вступает в Царствие Небесное. До него в живописи царствовала плоскость – у него пространство картины стало объемным. На нижней части оригинальной рамы сохранилась подпись «OPUS IOCTI FIORENTINI».
С особым блеском здесь проявилось композиционное мастерство Джотто. Такая инкрустация мрамором. 1310).
Полиптих имеет подпись своего создателя. Он работал для королей и правителей крупных аристократических домов. Художнику приходилось работать в спешке и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. Около 1320 года Джотто, должно быть, расписал крестовые своды нижней церкви Сан Франческо в Ассизи, если стилистически приписываемые ему работы действительно принадлежат его кисти.
Далеко не все произведения художника имеют подпись. Гирландайо), но преобладающими стали аристократические тенденции искусства, сложившегося при дворе Лоренцо Медичи (Боттичелли, Филлиппино Липпи, Пьеро ди Козимо). Их создание относят к 1325 – 1328 годам. Дученто (с ит.
Сам по себе этот приём был хорошо известен и до Джотто. Франциск. Ещё один полиптих Джотто сохранился в неполном виде. Этот полиптих упоминал в своём труде Лоренцо Гиберти.
Ее сюжет взят из Евангелия, в котором сказано, что двигающиеся с Востока с торговым караваном волхвы-предсказатели увидели в небе яркую звезду и поняли: родился Мессия. Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов. Особенно здесь проявилось композиционное мастерство Джотто.
Это расписные кресты, отдельные алтарные картины и полиптихи, которые он писал сам либо совместно с ассистентами из своей мастерской. С 1334 года он руководил строительством флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и его колокольни (кампанилы).
Что нового внес Джотто в живопись. В документе указано, что это работа выполнена Джотто. Серия фресок «Девять героев» (не сохранилась) в одном из залов Кастель Нуово упоминается в сонетах Франческо Петрарки. Венец цикла – Прославление святого Франциска (Gloriosus Franciscus), где святой вступает в Царствие Небесное. Это обстоятельство во многом определило роль Джотто как родоначальника новой живописи в Италии, поскольку на протяжении нескольких столетий именно фреска (за исключением Венеции с ее сырым климатом) считалась своеобразным индикатором, показывающим степень одаренности художника, остроту его глаза и твердость руки, т. к во время работы нет возможности исправлять возможные ошибки (фреска предполагает нанесение разведенных в воде красок на влажную штукатурку).
Аллегорические фрески изображают Послушание, Благоразумие и Смирение. 1302), принадлежит к числу известнейших художников Средневековья. Буонаюти), усилились тенденции к линеарности и плоскостности (Нардо ди Чьоне, отчасти А. Орканья). Впрочем, далеко не все работы, приписываемые Джотто имеют свидетельства его авторства. В XVIII веке итальянский писатель Делла Валле, многие годы своей жизни посвятивший изучению творчества Джотто, так писал о его значении в истории искусства: Из-под его кисти выходили настолько прекрасные и утонченные шедевры, что ни один из его учеников и последователей (до появления Мазаччо) не смог не только превзойти его, но даже и сравниться с ним.
Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. 1288 — 1300 Около 1288 года была начата роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи.
Франциске. О её подлинном виде можно судить лишь по рисункам художников XIV – XV веков и уцелевшему оригинальному обрамлению с головами двух ангелов.
В 1328 – 1333 годах Джотто находился при дворе неаполитанского короля Роберто Анжуйского. Наряду с большими фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений. В то же время в его доме молящейся Анне является ангел -- уже наяву (Благовещение святой Анне). После того, как 25 марта 1305 года Джотто закончил работу, часовня была вновь освещена.
В первую очередь, это доска с изображением «Мадонны с младенцем» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которая, по всей вероятности, была центральной частью полиптиха. Так, в росписях капеллы Перуцци, посвященных Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову, Джотто изображает архитектурную декорацию в угловом ракурсе, соответствующем точке зрения зрителя, стоящего у входа в капеллу. Уравновешенность масс, пространственная определенность, ясные, гармоничные формы позволили добиться цельности художественного решения, воплощенного силами обширной мастерской, доверительной интонации живого рассказа, ее искреннего и просветленного переживания («Святой Франциск проповедует птицам», «Изгнание бесов из Ареццо»), сочетающегося с героикой эпической драмы. А когда обратили внимание на сходство Иакова с Иоанном с Распятия из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, то пришли к заключению, что обе работы завершены примерно в одно и то же время (около 1290) и их автором является Джотто. Фрески в нижней церкви Сан Франческо на тему молодости и распятия Христа выполнены мастерской Джотто гораздо позднее, в 1315-1320 гг.
Сюжет композиции— Чудo нa Гениcаретском oзepe— один из эпизодов общественного служения Христа. Работая в своей уникальной, во много новаторской манере, Джотто, тем не менее, заимствует некоторые моменты из искусства Византии, творчески перерабатывая их. Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ («Мадонна» из церкви Санта-Тринита) и Дуччо («Мадонна Ручеллаи»).
Вот таким образом появление Джотто было не случайностью, а закономерностью. Сведения о рождения великого живописца разнятся. В верхней части алтарной стены предстает Саваоф в окружении ангелов, а входную, западную стену капеллы целиком заполняет огромная композиция Страшный Суд. Благодаря этому, ее образ выглядит более земным. Среди не дошедших до нас работ Джотто источники называют большую мозаичную композицию «Навичелла» на фасаде римской раннехристианской базилики св.
Об этой мозаике писал Леон Баттиста Альберти в своём трактате о живописи De pictura (1436). Джотто изобразил саркофаг простой формы, который украшен орнаментом в стиле «космати», расположив его слегка асимметрично, как будто он виден слева. Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV — XVвеков отметивший, что он «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным».
Павла (боковые панели). Франциск. Согласно другим данным учителем юного художника был Пьетро Каваллини, глава римской художественной школы. Бенедикта. Новаторство Джотто сказалось прежде всего в сюжетах, посвященных Богоматери.
Дальше можно назвать моделировку объёма одежды. Джотто не только руководит работами по строительству, но и выполняет престижные заказы. о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. Хотя, вполне возможно, что Тиберти описал истинное происшествие.
Работал Джотто очень много, создавая фрески, расписывая капеллы и храмы. Приблизительно тем же временем (около 1300 года) датируется «Полиптих» (91340 см), который Джотто написал для флорентийской церкви Бадия. Вот таким образом сейчас стараются избегать самого названия «реализм», называя его более точно «чувством пространства». После этого Иоаким поспешил в Иерусалим.
Творчество последователей Джотто (Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др. ) развивалось в русле поставленных им проблем. Момент его встречи со своей женой (эта встреча произошла у Золотых Ворот, ведущих в город) и запечатлел Джотто на своей фреске. Из алтарных образов Джотто сохранился только один – Мадонна во славе (ок. Прямым свидетельством пребывания там Джото является «Распятие» из Темпио Малатестиано (церковь Сан Франческо в Римини), дошедшее до нас с обрезанными краями – отсутствуют фигуры Марии и Иоанна Богослова на правом и левом лучах креста навершие креста с благословляющим Богом-отцом обнаружено в частной коллекции в Англии. Георгий», 1416, «Давид», 1430, «Юдифь и Олоферн», 1456-57), монументального конного памятника («Гаттамелата» в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-1427).
Конечно, Джотто не был первым живописцем использовавшим этот приём. 1280) Чимабуэ. Все в нём необычно, современно и, в то же время, архаично.
«Мадонна Оньисанти» является самой известной алтарной картиной Джотто. Шестиметровый «Расписной крест» был создан художником в 1290-1300 гг. Их размещение продумано с учётом планировки часовни и её естественного освещения.
К 1310—1315 годам исследователи относят создание Алтаря Перуцци. Джотто «Положение во гроб»Роспись церкви в Падуе являлась поворотом в развитии европейской живописи, появилось чувство пространства, в котором движется человек. Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267 – 1337) итальянский художник.
1267 Даты рождения значительно расходятся в разных источниках. Джотто изобразил здесь Мадонну с младенцем, Св. Оригинальной особенностью этого креста является изображение пеликана кормящего своей кровью птенцов в верхней части креста, то есть там, где обычно располагается либо благословляющий Христос, либо Бог-отец. Имя мое предстоит долгим, как вечность, хвалам». Та привела путников в иудейский город Вифлеем и указала им путь к младенцу.
Последний позволил ему достичь художественно убедительного синтеза историзма, реалистической достоверности и идеализации образов, позволявшего в равной степени выражать в божественном земное, а в земном – божественное. Согласно некоторым источникам, Джотто был в Риме в священном 1300 году. Петра. Одна из знаменитых фресок Джотто – «Поклонение волхвов» в капелле Скровеньи, Падуя.
Панкратия. Именно сюда ведут зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены. Она держится с почти светской приветливостью и изяществом, присущими знатной даме.
C 1320 года Джотто – член Корпорации врачей и аптекарей Флоренции (Arte dei Medici e degli Speziali), куда входили также художники. Историки искусства приписывают росписи капеллы Перуцци в базилике Санта Кроче, выполненные в технике секко, руке Джотто. В конце концов, Иоакиму пришлось покинуть Иерусалим. В ученики к Чимабуэ он попал примерно в 1280 году. Статуи пророков и «Давид» (ок.
В нём видно стремление к передаче убедительной весомости и человеческой значительности центрального образа, которое впоследствии особенно проявится в его «Мадонне Оньисанти» из Галереи Уффици. Группы ангелов и святых здесь наполняют реально существующее пространство и похожи на торжественных и любезных персонажей королевского двора. Леонардо да Винчи, например, писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий». Для своего времени, Джотто был великим новатором. Джотто изобразил здесь Мадонну с младенцем, Св. 1417, Музей Барджелло «Мадонна Пацци», ок.
Отец Джотто по имени Бондоне (скончался между 1311 и 1313 годами) назван в одном источнике крестьянином, в другом — кузнецом. 1318—1325). Однако, за одно или два десятилетия, отделяющие произведения этих мастеров от «Мадонны Оньисанти» изменилось многое. Однако как бы то ни было «рука» мастера видна. Джотто работал над росписями в церкви Кастель Нуово, капелле ди Санта Барбара, личной капелле короля.
Художник предстает в них более холодным и рационалистичным. К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304-06). Представитель Проторенессанса.
Прежде, живопись была строго функциональна (и вот таким образом ритуальна). В последнее время эту работу Джотто относят к 1310 году. До него в живописи царствовала плоскость – у него пространство картины стало объемным.
Вазари, он учился, а также в результате знакомства с произведениями римских мастеров конца XII века, главным образом Пьетро Каваллини изучения античности, романской пластики и работ современных ему скульпторов Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио. 1305-08) — однонефной церкви, построенной, видимо, по его же проекту. Именно в такой технике и выполнены ранние работы Джотто, среди которых особенно выделяются «Расписной крест» и «Полиптих». Одним из наиболее прославленных алтарных произведений художника справедливо считается «Мадонна Оньисанти».
О личной жизни Джотто известно немного. Ее глубина достигается использованием наклонных к горизонту линий. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря.
Композиция картины у Джотто всегда подчинена художественной логике и избегает эффектности. Историк Джованни Виллани в своей Хронике (1334) назвал Джотто «величайшим мастером живописи своего времени». Творчество Леонардо да Винчи и Микеланджело, выйдя за пределы локальных границ Ф. ш., ознаменовало собой вершину искусства Высокого Возрождения. В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и учёность художника. Ряд из них прояснила научная реставрация последних десятилетий.
Более того, многие современники называли Джотто его прямым преемником. Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв. Джотто умер до окончания строительства и был похоронен в церкви Санта-Кроче. С его именем связывают также некоторые из рельефов, украшающих капанилу. 20 января 1330 года король Роберто присвоил Джотто титул придворного художника. Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.
Данилов). Последние работы художника, без сомнения, кроют в себе черты стиля Джотто.
Серия фресок «Девять героев» (не сохранилась) в одном из залов Кастель Нуово упоминается в сонетах Франческо Петрарки. Две сцены в верхнем ярусе церкви, посвящённые истории Исаака и Иакова, долгое время относили к работам неизвестного мастера, Мастера Исаака. Построение картины он подчиняет художественной логике, но без бьющей в глаза эффектности. угловые ракурсы и упрощенную (античную) перспективу, емуудалось придать пространству иллюзию глубины и ясности композиции. В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче Джотто достиг убедительности пространственного построения, органической связи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, сдержанности колорита, монументальности образов.
Это только имена первого ряда. Джотто скончался 8 января 1337 года, вскоре после своего возвращения из Милана. Франциска написана не самим Джотто, а кем-то из его ассистентов. Но никогда он не испытывал потребности в натурных зарисовках. Вазари писал, что отец будущего художника был крестьянином и носил имя Бондоне.
В скульптуре Донателло в 1450-х — начале 1460-х годов — в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок. «Испытание огнем» — одна из них.
Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-1443). Часовня пережила своего ангела-хранителя на многие столетия. Рельефы из жизни св.
Джотто ди Бондоне написал это Распятие в соответствии с установившимся каноном – на окончании правого и левого лучей креста изображены скорбящие Мария и Иоанн Богослов.
Двое сыновей Джотто— Франческо и Донато известные по архивным документам как «parente di Giotto» (то есть «родственники Джотто»), были художниками— участниками мастерской отца. Спорным является и место его рождения. Согласно свидетельствам, он был богат имел в собственности земли и дома, выступал поручителем в банковских делах.
В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. И эти две фигуры – центральные. Алтарь состоит из пяти панелей, каждая размером 62, 3х43 см, за исключением центральной части с изображением Благословляющего Христа (66, 7х49см).
Он был обнаружен в монастыре Санта-Кроче, Флоренция и ныне хранится в галерее Уффици. С именем Джотто связывают также росписи в Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (капелла святой Магдалины в северном крыле трансепта (1313-1314), своды над алтарем (около 1334). было создано около 1300 года для церкви Сан Франческо в Пизе.
Один из договоров Джотто – на сдачу в аренду ткацкого станка некоему Бартоло Ринуччи (по годовой ставке 120 при том, что обычной была – 50 ) – заверен нотариусом Лапо ди Джанни, другом Данте. Возможно, в 1315 – 1318 годах художник побывал при папском дворе в Авиньоне, так как в это время отсутствует упоминание его имени в флорентийских документах. Алтарь состоит из пяти панелей, каждая размером 62, 343см, за исключением центральной части с изображением Благословляющего Христа (66, 749 см). Движения, позы, жесты сдержанно, но удивительно верно передают душевное состояние: материнской нежности полна Мария, склонившаяся над новорожденным младенцем (Рождество), глубоким горем охвачены люди, собравшиеся у тела мертвого Христа (Оплакивание), торжественно-праздничное настроение царит в группе волхвов, пришедших поклониться младенцу (Поклонение волхвов). Лики и композиция остаются иконно-строгими, но в трактовке одеяний художник позволяет себе вольность – великолепно выписывает струящиеся складки одежд и переливы цвета, давая зрителю возможность почувствовать легкость и красоту материи. Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и абсолютно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-1440) и наружная кафедра собора в Прато (1434-1438), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров.
Композиция картины художника имеет пирамидальную форму, основой которой является ослик а вершиной фигуры Богородицы и Младенца Иисуса, как бы вписанные в очертания каменистого холма. Вполне вероятно, что кто-то из них был заказчиком этого алтарного образа. Волхвы принесли младенцу богатые дары.
Картина имеет пределлу, на которой изображены три сцены из жизни святого Франциска: «Сон Иннокентия III», «Утверждение устава францисканского ордена» и «Проповедь птицам». К позднему периоду относят созданные при участии мастерской полиптих Стефанески (Ватиканская пинакотека), полиптих Барончелли (музей церкви Санта-Кроче, Флоренция), полиптих (Национальная пинакотека, Болонья), отражающие усиление готических влияний в творчестве Джотто. Первыми живописными работами Паоло были фрески в больнице Лельмо, а именно св.
Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций. Это в первую очередь относится к смелому объёму архитектуры в работах Джотто.
Алтарный образ Мадонны был написан Джотто для церкви Оньисанти во Флоренции. Искусство Джотто отличалось огромной изобразительной силой и драматической выразительностью своих образов. Джотто выразил в своих работах материальность и пространственную протяжённость использовав ряд уже известных в его время приёмов — угловые ракурсы, упрощённую античную перспективу.
На боковых панелях художник изобразил двух архангелов— Гавриила и Михаила и двух апостолов— Петра и Павла. Папа видит во сне бедняка из Ассизи, который является истинным реформатором церкви.
Цвета здесь нежные, спокойные, легко нюансированы, манера письма легкая, почти прозрачная. 1425 «Вознесение Марии», ок. Но, любое явление искусства следует рассматривать в контексте исторического развития. Благодаря решительности своей натуры, целеустремлённости, отхода от традиций Византийской живописи, Джотто стал родоначальником нового искусства.
В 1328—1333 годах Джотто находился при дворе неаполитанского короля Роберто Анжуйского. Во фресках Санта Кроче, открытых в 20 в. под слоем штукатурки, представлены сцены из жития св. Капелла дель Арена в Падуе (1304-1306)Ни у современников, ни у искусствоведов, ни у обычных любителей живописи не вызывает сомнений тот факт, что росписи Джотто часовни дель Арена по замыслу и его реализации являются не только вершиной итальянского средневекового искусства, но и одним из наиболее уникальных живописных ансамблей того времени.
В одной из наиболее выразительных фресок цикла Поцелуй Иуды Джотто помещает в центре композиции на фоне вздымающихся вверх копий и вскинутых рук фигуры Христа и Иуды и выражает свою идею противопоставлением двух разных профилей: благородного, ясного в безупречности форм, почти по античному прекрасного лица Христа и безобразно-отталкивающего, с уродливо выпуклым лбом и дегенеративно срезанным подбородком -- Иуды. Петра и Св. По сообщению Лоренцо Гиберти, Джотто и его мастерской было поручено в 1336 году расписать фресками торцовые стены капеллы святой Магдалины в Палаццо дель Подеста (Барджелло). Джотто изобразил саркофаг простой формы, который украшен орнаментом в стиле «космати», расположив его слегка асимметрично, как будто он виден слева., то воспринял эти слова дословно и отстроил разрушенную святыню. Сегодня серия разрозненна и находится в разных собраниях.
Интерес Джотто к сложным пространственным и оптическим эффектам изменил историю живописи больше, чем какие-либо живописные приобретения его современников. Переход к трёхмерному изображению ко времени творчества Джотто уже назрел, так как подобного рода попытки предпринимались всё чаще. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры — более пластичных, объемных на первом плане и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» — на втором. Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировака объемов, четкость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи. Первый настоящий шедевр Чимабуэ -- Мадонна с ангелами.
Но Джотто стал первым талантливым мастером, широко использовавшим изображение трёхмерного пространства в своих работах. Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ и Дуччо (знаменитая Мадонна Ручелаи).
Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266 или 1267-1337), флорентийский художник, величайший художник и архитектор периода Предвозрождения. Восходящая к 14 в. традиция связывала с именем Джотто обширный живописный цикл «История св. Размеры капеллы позволили создать монументальные композиции, задуманные как единое целое. Исследователи отмечают необычный, очень светлый колорит фресок, который достигается тончайшей градацией жёлтого, розового и зелёного цветов. 1456-1457, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др. ) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) — преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. В 1310-х годах Джотто работает во Флоренции.
Пропорции фигур и архитектуры более реалистичны, движение фигур свободнее. Он работал как художник, скульптор и архитектор. «Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу.
Капелла дель Арена. Джотто «Исав перед Исааком».