В главе этой я хочу ознакомить вас с парой очень хороших, на мой взгляд, статей, в которых авторы пытаются ответить на вопросы касающиеся творчества М. Дюшана, а именно: что представляли из себя произведения ready-made М. Дюшана, какие цели он преследовал. Марсель Дюшан внес неоценимый вклад в понимание творчества и вошёл в историю благодаря своему пытливому уму и смелым решениям.
Художник откликнулся на это несправедливое решение письмом, обвинил в нем всех и вся в консервативности и отправился в Буэнос-Айрес. Шахматы заставляют быть логичным. Но и по этим критериям фонтан, подписанный именем «Мутт» (слегка искаженное название компании-производителя сантехники), – не произведение искусства. В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов. Анархический бунт дадаистов против «всего» представляет собою одну из крайних форм образного выражения негодования и социальной беспомощности мелкобуржуазной интеллигенции и богемы перед лицом империалистической войны и ее социальных последствий. В их же работах термин впервые получил следующий, художественный смысл – основатель школы утопического социализма Анри Сен-Симон в статье «Художник, учёный и рабочий», вышедшей в год его смерти в 1825 году, в союзе художника, учёного и рабочего ведущую роль отвёл художнику. Некоторые его работы – это абстрактные композиции из частей целлулоидных кукол, крышек от бутылок, деталей часовых механизмов, а с начала 1960-х (примерно в это время, кстати, происходит знакомство художника с Дюшаном) Арман делает первые колерс (coleres) – художественные акции, на которых объекты разбивались, взрывались, разрезались, а после выставлялись на общее обозрение. Массовая публика знает сюрреализм (сверхреализм) прежде всего благодаря творчеству самого эпатажного изего представителей – Сальвадора Дали.
Это вызвало лавину вопросов о статусе произведения искусства. Затем, в 1910 – 1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915 – 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. 18).
Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера Антракт (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. 33). Скорее этот ход, которому много лет предан Дюшан, озабоченный тем, чтобы использовать свой – как известно, редкостный – дар художника исключительно в форме его отрицания. В 50-х, когда интерес к реди мейд возрос, а почитание Марселя Дюшана было повсеместным, он создал несколько копий «Фонтана», которые хранятся в частных коллекциях и в музеях. Но дальше всех в своих художественных поисках зашел француз Марсель Дюшан. Художники хотели уничтожить все существующие каноны в искусстве. Собственно, к тому, против чего и была направлена практика художника.
Гюльзенбек). Так, некоторые авторы видят в решении Дюшана выставить «Фонтан» ключевой момент модерности: отсюда следует вывод, что критерий искусства заключен не в произведении, но в жесте того, кто провозглашает себя художником и во взгляде того, который принимает предложенные художником произведения как таковые. Об этом говорят как возникновение, так и программа и практика Дадаизма.
Марсель Дюшан был весьма яркой и значительной фигурой того времени. Первые живописные работы Дюшана (пейзажи окрестностей в духе импрессионизма, рисунки) относятся к 1902. Марсель Дюшан переехал в США на время войны. В начале 1920-х у Дюшана появилось самое знаменитое из его альтер-эго – эксцентричная томная дама Рроза Селяви, в чьем имени художник зашифровал то ли выражение эрос, это жизнь (eros, cest la vie), то ли поднять тост за жизнь (arroser la vie). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов высокого искусства произведения старых мастеров – например, Джоконда Леонардо да Винчи (L. H. O. O. Q., 1919 (стр.
Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носила провокационно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго – так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора. После 1942 года жил по большей части в США, в 1955-м принял американское гражданство. Возможно, что художник находился в поиске себя. Он заявлял во всеуслышание: «Не имеет значения, кто создал произведение: некий господин Мутт или кто-то другой, поскольку это ничего не меняет в анонимных свойствах предмета». При этом он демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо» (стр. Художник, по Сен-Симону, наделён воображением и должен воспользоваться силой искусства для пропаганды передовых идей: «Это мы, художники, будем служить вам авангардом».
Идейная конструкция оказывается ничуть не более устойчивой, чем данное в том же анализе определение «модерности» применительно к авангарду. В 1984 в музее Людвига в Кельне проходила большая ретроспективная выставка его работ. Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров — например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919). Шахматы заставляют быть логичным. Шутил над Моной Лизой он вплоть до 1964, последнюю назвал «Бритая Мона Лиза». Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Он стремился уйти от визуального восприятия, «восприятия сетчатки», как он это называл, к чисто интеллектуальному или «церебральному», восприятию.
Тцара). Он создает большую композицию «The Bride Stripped Bare by her Bachelors, Even» (1915-1923, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга). Это явление стало революцией в авангардной живописи, поскольку в обрамлении экспозиции промышленные изделия приобрели свойства отвлеченной формы: «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914). Наиболее приемлемая система – не иметь никакой системы» (Т. Британский коллекционер купил ее за 57 тысяч фунтов вместо предполагаемых 15-20. Затем, в 1910—1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915 – 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом.
Отрицание и разрушение не только формы самоутверждения названных течений, но и формы их бытования и в этом смысле подходит к ним термин «анти-искусство». Эта тень, усиленная Стиглицем за счет освещения, перекликается с некоторыми скульптурами Бранкузи, особенно с представленной им на той же выставке «Принцессой Х» (1916), представляющей собой женский портрет в форме эрегированного фаллоса. 33). В результате возникла концепция изделия ready-made (редимейдов) – готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства.
После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство. Дюшан пририсовал усики и бородку Моне Лизе, назвал произведение «L. H. O. O. Q» (примерно переводится так: «У нее жар между ягодицами»). Логика присутствует, но ее просто не видно». То есть нужно не научиться рисовать «как в жизни», а суметь объяснить, почему, например, велосипедное колесо должно находиться на выставке. В доказательство он приводит интересную историю. Дюшан говорил, что, «взяв обычный предмет обихода, я позиционировал его так, что значение пользы исчезает под давлением другого названия и иного подхода».
Помимо всего прочего он очень любил шахматы и имел звание гроссмейстера. Бессмысленность и иррациональность стали главными принципами творчества дадаистов. При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Сушилка для бутылок», 1914 «Фонтан», 1917). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров— например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго— так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора. На этом подлинный «Фонтан» исчез, Дюшан то ли потерял, то ли выкинул, ведь писсуаров тысячи. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор.
Такой подход обосновал Андре Бретон: это «обычный предмет, возведенный вранг произведения искусства простым выбором художника». Имя Ррозы Селяви возникает также в каламбурах сюрреалистов, Дюшан подписывает им некоторые свои работы и использует в названии (объект Почему не чихает Рроза Селяви. ), а также как копирайт в фильме Анемик синема. Это был перевернутый писсуар с подписью. «Готовые продукты» Дюшана – скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством. 28 июля исполняется 125 лет со дня рождения Марселя Дюшана – художника, скандалиста, новатора, смельчака, который вошел в историю искусства, отрицая в нем самое важное – эстетику, хороший вкус, мастерство художника (в том смысле, что его произведения не всегда были созданы им же). Марсель Дюшан обращается к живописи на стекле.
Из Америки во Францию Дюшан вернулся в 1919 году. Там он принялся за работу над картиной L. H. После 1913 года Дюшан стал известным вСША «не менее, чем Наполеон или Сара Бернар», как иронически отмечали современники. Затем, в 1910—1920-х гг., Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915—1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом. Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада».
Анархический бунт дадаистов против «всего» представляет собою одну из крайних форм образного выражения негодования и социальной беспомощности мелкобуржуазной интеллигенции и богемы перед лицом империалистической войны и ее социальных последствий. Он избегал общения с прессой и не гнался за дешевой популярностью. Замечательны работы, сделанные в такой же технике, «Портрет или Дульсинея» (1911, Музей искусств, Филадельфия), «Грустный молодой человек в поезде» (1911–1912, Фонд П. Гуггенхейма, Венеция), «Король и королева в окружении быстрых обнаженных» (1912, обе — Музей искусств, Филадельфия). После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство. Эрмитаж, видимо, решил отказаться от своего имиджа хранилища классического искусства. «Мысль кажется соблазнительной: «что угодно» принадлежит к регистру гипотезы из области точных наук и на первый взгляд формула выглядит удачной» – пишет Серс Филипп, – «Однако на поверку заключение Бюрена оказывается источником ложных толкований. При этом он демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Источник», 1917).
Один из основателей нового реализма Пьер Арман в 1959 году почти на тридцать лет оставил занятия живописью и обратился к экспериментам с отпечатками окрашенных предметов на полотне и бумаге и аккумуляциям (от французского накопление, нагромождение) – композициям из идентичных предметов, бытовых вещей и их деталей, которые выставлялись укрепленными на вертикальных щитах, в стеклянных коробках или ящиках из плексиглаза. Шахматы -- это не просто механическая функция. Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров— например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго— так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора. Он сделал ВЫБОР. Шахматы – это не просто механическая функция.
Велосипедное колесо, прикреплено к табурету. Марсель Дюшан Фонтан, 1917. Картину не приняли на Салоне независимых 1912 и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк, где один критик язвительно назвал ее «взрывом на макаронной фабрике».
Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров – например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919 (стр. Впоследствии Дюшан практически отошел от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. Но неодадаисты используют реди-мейды, пытаясь отыскать вних эстетическую ценность.
Марсель Дюшан был весьма яркой и значительной фигурой того времени. В отличие от его творчества, жизнь Дюшана является прекрасным примером строгой морали. При этом он демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо» (стр. Помимо всего прочего он очень любил шахматы и имел звание гроссмейстера. В 1926-м году вместе с авангардным режиссером и художником Маном Реем Дюшан снял экспериментальный фильм Анемик синема, который современники назвали изощренным нагромождением геометрических фигур и шахматных комбинаций (к слову сказать, шахматы были для Дюшана важнейшим из искусств, художник имел звание гроссмейстера и выступал за Францию на шахматных олимпиадах). Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета.
Дюшан хотел «Фонтаном» бросить вызов этой зрительской оценке. Реди-мейды Дюшана (готовые объекты, перемещенные волей художника из мира обычных вещей в мир художественных образов) чаще всего подвергались минимальному вмешательству с его стороны, но загадочным образом превращались в произведения искусства. Известные работы Марселя Дюшана: «Фонтан», «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», «Невеста, раздетая своими холостяками (Большое стекло)», «L. H. O. O. Q». Самой большой любовью Марселя Дюшана было отнюдь не искусство. После 1942 года жил по большей части в США, в 1955-м принял американское гражданство. Затем, в 1910—1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915 – 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. 32), 1913 «Сушилка для бутылок» (стр. Он создает большую композицию «The Bride Stripped Bare by her Bachelors, Even» (1915-1923, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга).
Шестого января 2006 года французская полиция во второй раз задержала Пинончелли, уже в музее современного искусства – Центре Помпиду, где Пинончелли написал на «Фонтане» «Дада» и, пытаясь разбить его молотком, отколол кусочек. За велосипедным колесом последовали: сушилка, вешалка и писуар. Автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени ипространства через абстрактное изображение движения». «Я против всякой системы.
Стокгольм, Музей современного искусства. Ироничное название этого объекта придавало ему статус «произведения искусства». Кроме «пластичности», т. е. близости визуальному образу своей внутренней сущностью, шахматы апеллировали к сознанию художника особой логикой, накладывая отпечаток на саму манеру его творческого мышления: «Не сказать, чтобы в шахматах не было логики. В 1920-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов.
Слава «Фонтана» Дюшана заслонила отзрителей все остальное его творчество иэрмитажная выставка лишь закрепит этот шаблон. Пропагандируя «автоматическое письмо», уход всновидения имечтания, опираясь при этом наФрейда, Бретон создал удивительное пространство длявозможных фантазий влитературе, живописи, кино, фотографии. В их же работах термин впервые получил следующий, художественный смысл -- основатель школы утопического социализма Анри Сен-Симон в статье «Художник, учёный и рабочий», вышедшей в год его смерти в 1825 году, в союзе художника, учёного и рабочего ведущую роль отвёл художнику. Шахматы заставляют быть логичным.
Получается, что Дюшан тем самым возводит «что угодно» в ранг произведения искусства, а формула «можно делать все, что только взбредет в голову», со своей стороны дает профану возможность счесть реди-мейды посредственностью. В 1915 году Дюшан вместе с Пикабиа посетил Нью-Йорк и там основал группу дадаистов. Ничего подобного нет в абсолютно простом и обескураживающем изобретении, названном Дюшаном редимейд: это промышленные товары или готовые изделия (например, рекламные плакаты), на которых проставлено его имя иногда они сопровождаются несколькими словами подписи или слегка ретушированы.
В большинстве случаев оригинальные «реди-мейды» Дюшана не сохранились, однако художник, как правило исполнял повторения – для друзей (в 1964 А. Шварц издал их в восьми нумерованных и подписанных экземплярах). В том же 1913г. Вся композиция размещалась между двумя растрескавшимися стеклами.
Позднее он объяснил миру, что «невеста обнажается перед удовольствием, которое унизит её». Поместив известный всем предмет в чуждый контекст, художник сделал его фактом искусства. После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство. Об этом говорят как возникновение, так и программа и практика Дадаизма. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Скандальный эффект произвела экспозиция в нью-йоркском Салоне Независимых произведения Дюшана под названием «Фонтан».
Однако это не совсем так и, если продолжить высказываться в этом ключе – можно угодить в ситуацию, которая обнажит Незнание (претендующие на Знание) и выставит высказывающего дезориентированным и некомпетентным субъектом, отпускающим в придачу умные комментарии о предмете своего Незнания. В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. При этом Дюшан иерархически разделял юмор и эротизм. Из Аргентины в 1918 году Дюшан вернулся в Париж. Кстати, этот флакон сохранился вединственном экземпляре вколлекции Ива Сен-Лорана ибыл продан нааукционе за 8, 9 млн.
Любители искусств задались вопросом: вчем же смысл этого жеста художника. Что же я считаю что его первые работы ready-made вовсе и небыли никаким жестом. Помимо всего прочего он очень любил шахматы и имел звание гроссмейстера.
Они пластичны, так сказать. «Итак, живопись кончилась. Дюшан стал первым дадаистом в США и долгое время жил на две страны.
Там он показал свое самое известное и провокационное творение. Марсель Дюшан был весьма яркой и значительной фигурой того времени. Дюшана интересовали прежде всего фовизм и кубизм. 2) газовое освещение, закончена только в 1966 и была передана в Художественный музей в Филадельфии только после смерти художника). Выступал за французскую команду на международных шахматных олимпиадах.
После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство. Он создает большую композицию The Bride Stripped Bare by her Bachelors, Even (1915-1923, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга). Родился в семье провинциального нотариуса интересом к искусству, как и его старшие братья (художник Жак Вийон и скульптор Ремон Дюшан-Вийон) и младшая сестра, художница Сюзанна Дюшан-Кротти обязан деду по материнской линии, художнику-любителю Эмилю Николю. Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая своими собственными холостяками иногда называемая также Большое стекло (1915-1923). В этом удивительном произведении художник воспроизвел чистую и абсурдную несерьезность и свою философию любви и желания.
Вот и прославленный Музей современного искусства (МоМA) в Нью-Йорке спрятал голову в песок, опубликовав недавно новое издание биографии Дюшана, написанной Кэлвином Томкинсом в 1996 году и теперь исправленной автором. Но Дюшан утверждал, что реди-мейды не являются искусством. Несмотря на его близость сюрреализму, он никогда не возвращался к своим постулатам. Выступал за французскую команду на международных шахматных олимпиадах. Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров — например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго — так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора.
Художественное течение дада возникло вШвейцарии вначале 20-х годов. Это начали еще импрессионисты в конце XIX века, но так радикально никто не действовал. Устранить подобный риск призван знаменитый ready-made Марселя Дюшана «Фонтан» истинный замысел которого приходится уточнять и по сей день, поскольку современная мысль питает в отношении этого объекта немало иллюзий, основываясь на весьма приблизительной критике предшественников. До 1923 года, восемь лет, он трудился над программным произведением «Большое стекло: новобрачная, обнажаемая своими холостяками» (Музей искусств, Филадельфия). Члены совета устроили горячее обсуждение этого потенциального экспоната иотвергли его.
В 1917 году художник купил в магазине писсуар, перевернул, переназвал, подписал одним из своих псевдонимов – M. Rutt 1917 (дурак) и свет увидел Фонтан – работу, которую 500 влиятельных художников, дилеров и критиков в 2004 году поставили на первое место пятерки произведений ХХ века, оказавших влияние на развитие искусства.
Художник откликнулся на это несправедливое решение письмом, обвинил в нем всех и вся в консервативности и отправился в Буэнос-Айрес. Марсель Дюшан обращается к живописи на стекле. И ведь вознесли этот писсуар в рамки произведения искусства только тогда, когда узнали что автором этого «творения» был не какой-то там никому не известный господин R. Mutt, а знаменитый уже на то время Марсель Дюшан. В 1917 году Дюшан создал «Фонтан», сложно применить понятие «создал», ведь он купил писсуар в обычном магазине, перевернул его, поставил подпись и дал название.
Месяц спустя ее закрытия нагрянула новая выставка «из современных»: «Дада и сюрреализм». Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носила провокационно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго – так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора. Однако через год в Нью-Йорке он снова ее выставил и к ней выстроилась огромная очередь. 32), 1913 Сушилка для бутылок (стр.
В 2006 году он побил собственный рекорд на Sothebys с трафаретом Мона Лиза зеленого цвета, которая плакала слезами краски. После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство. («Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре». Затем, в 1910 – 1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915 – 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. Вих основе – провокативное начало, борьба склассикой идиктатом буржуазного общества. Широко используя серийные (готовые, типовые) вещи, Марсель Дюшан – с его неприятием всего, что анахронично напоминает о ручном труде, – вовсе не стремится просто заменить частное, каллиграфически выведенное индивидом, на всеобщее, наделенное той же неотвратимостью, какой наделена печатная страница по сравнению с рукописной. Наиболее приемлемая система -- не иметь никакой системы» (Т.
Среди них «Фонтан» Марселя Дюшана (1887 – 1968), крупнейшего представителя анархического художественного течения – дадаизма. Затем, в 1910 – 1920-х гг., Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску (Обнаженная, спускающаяся по лестнице, 1912 Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах, 1915 – 1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. – Он ИЗБРАЛ это. 31), 1914 «Фонтан», 1917 (стр. Он оскорблённый тем, что его работу «Обнаженную, спускающуюся по лестнице» сначала высмеяли во Франции, а затем признали в США просёк фишку касательно оценки произведений искусства.
Именно вот таким образом он подписал писсуар не М. Дюшан, R. Mutt (что в переводе означает «дурак»). Равновесие (Большое стекло) Дюшан работал с 1915 по 1923 год. Кроме «пластичности», т. е. близости визуальному образу своей внутренней сущностью, шахматы апеллировали к сознанию художника особой логикой, накладывая отпечаток на саму манеру его творческого мышления: «Не сказать, чтобы в шахматах не было логики. И только в случае с «Фонтаном» Дюшан как бы высмеял стадные инстинкты общества. Уже в 1913, когда проходило Армори-шоу, двадцатипятилетний Дюшан почувствовал, что исчерпал возможности станковой живописи.
Q. – пририсовал усы и бороду к портрету Джоконды да Винчи и объявил, что его произведение гораздо лучше и современнее. 18).
Уэтого издевательского жеста есть предыстория. И если в какой-то период, предположим, в Древнем Египте, было принято изображать фараона с идеальным телом, правильными чертами лица и в нужной позе, то другие изображения будут непонятны и, скорее всего, будут подлежать уничтожению. Я подмигнул дадаизму, я хотел вызвать его дух, дух неуважения». Он, скажем так, мог бы быть еще одним «измом289. 32), 1913 «Сушилка для бутылок» (стр.
Картина стала сенсацией в Новом Свете. Он вдохнул ввещь новую жизнь, убрав ее старое значение, создав дляобъекта новую мысль». Он по праву стал кумиром нового поколения молодых авангардистов. Они пластичны, так сказать. Всё это будет использовано в главной работе Дюшана Невеста, раздетая своими собственными холостяками (1915-1923). Ею щеголяли как антибуржуазной позицией, способной стереть социальные предубеждения.
18). На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием «Фонтан». Именно в этой легкомысленно-распущенной обстановке Дюшан подал свой писсуар в «Общество независимых художников» он прекрасно осознавал его фаллический и эротический подтекст, так же как и Альфред Стиглиц, который сфотографировал этот реди-мейд после того, как тот был отвергнут выставочным комитетом. В 1917 году Дюшан представил одно из самых смелых своих произведений – «Фонтан».
ДЮШАН, МАРСЕЛЬ (Duchamp, Marcel) (1887–1968), французский художник, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма и один из величайших новаторов в искусстве 20 в. Родился 28 июля 1887 близ Руана в Нормандии в семье художника учился в Академии Жюлиана в Париже. Так, по его мнению, работа смотрелась лучше и современнее. Появление перевернутого писсуара считается важнейшей вехой искусства, а в 2004 году «Фонтан» был признан величайшим произведением ХХ века.
Друзья Дюшана возвели сексуальность фактически до уровня художественного жеста. «Я против всякой системы. Ироничное название этого объекта придавало ему статус произведения искусства. Из Аргентины в 1918 году Дюшан вернулся в Париж.
Одно из главных изобретений Дюшана – его рэдимэйды (ready-made), произведения искусства, не являющиеся таковыми в классическом понимании – обычные предметы вроде подставки для сушки бутылок или поставленного на табуретку колеса, только волей художника или контекстом возведенные в высокий ранг. Знаменитый писсуар Дюшана (или «Фонтан» – подтаким названием художник предложил его навыставку) – самое скандальное иодно изсамых дорогих произведений искусства минувшего века.
Основатель течения румынский поэт Тристан Тцара писал вманифесте 1918 года, что слово «дада» наязыке индейского племени кару обозначало хвост священной коровы, но главное, «дада» – это бессмысленный детский лепет. Возможно он хотел показать всю прелесть вещей окружающих нас. Фотография возбудила и художников и зрителей. O. O. Затем, в 1910—1920-х годах, Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску («Обнажённая, спускающаяся по лестнице», 1912 «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915—1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом. O. Q.
Свою Джоконду художник назвал более современной и доступной для обсуждения. Здесь Дюшан признается в двух своих желаниях: с одной стороны, донести свою позицию за пределы художественных кругов, что совпадает с прогнозом Аполлинера, сделанным в 1913 году («возможно, только тому художнику, который, как Марсель Дюшан, будет свободен от эстетических устремлений и полон энергии, суждено примирить Искусство с Народом290), а с другой – дать рождение новому «изму», не имеющему ни малейшего отношения к стилю и формам. Слово «дада» никак не переводится, это просто набор звуков.
Главенствующее положение отдаётся не классической школе, а самому концепту работы. При этом он демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод готовых вещей (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея (Велосипедное колесо (стр. После окончания войны Марсель Дюшан вернулся во Францию и покусился на святейшую «Джоконду» Леонардо да Винчи. В том же 1913г. Ответы на поставленные вопросы – в форме самих произведений или теорий, давались на протяжении всего XX века. В 1914 году Дюшан разочаровался в живописи. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор.
Там он принялся за работу над картиной L. H. Между Парижем и Нью-Йорком он посвятил себя большому стеклу в частности опытам по восприятию рельефа, а также шахматам, ставшим его страстью (он зарабатывал на жизнь уроками шахмат). В большинстве случаев оригинальные реди-мейды Дюшана не сохранились, однако художник, как правило исполнял повторения – для друзей (в 1964 А. Шварц издал их в восьми нумерованных и подписанных экземплярах). РИА Новости проводит параллели между Дюшаном и художниками, творившими после него. На картине мы снова не увидим никакой конкретики.
Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада». В более абстрактной формулировке Гастона Павловски, на которого любил ссылаться сам Дюшан, «юмор – это чуткость к относительности вещей это постоянная критика того, что кажется нам достоверным это дверь к новым возможностям, без которой немыслим интеллектуальный прогресс» (Pawslowski G. de. В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Он мог потратить десяток лет на создание единственного арт-объекта. Техника данной композиции отличалась повышенной сложностью.
Они пластичны, так сказать. С Фонтаном, реди-мейд приобретает концептуальную функцию. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор.
Правда, он поставил на предмете свой псевдоним — R. Matt. Логика присутствует, но ее просто не видно». Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носила провокационно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго -- так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора. Вот такой бессмыслицей ибыли первые художественные акции этой группы.
В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Собственно, так ибыло задумано художником. В общем приведет к подменам и замещением одного на другое. Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения». Марсель Дюшан обращается к живописи на стекле. С 1930-х годов Дюшан абсолютно отказался от изобразительного искусства. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего». Эта композиция, которая считается одним из лучших произведений Дюшана, – сложная и мастерски исполненная шутка: несколько «холостяков», помещенных в нижней части, «домогаются «невесты», представленной наверху.
В 1918-19 гг. Возможно известное влияние на манеру художника оказал и кинематограф. Работы этих художников строятся на сочетании прямых линий, граней и кубоподобных форм.
(«Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре». Любитель перевоплощений российский художник Владислав Мамышев-Монро использует чужие образы (среди его многочисленных превращений – Алла Пугачева, Надежда Крупская, Владимир Путин, Василиса Прекрасная и так далее и так далее) в рамках перформансов или вернисажей, становится героем собственных фоторабот, а псевдоним Влад Монро закрепился за ним со времен Пиратского телевидения и концертов Поп-механики, где он представал в образе легендарной голливудской блондинки. Художник, по Сен-Симону, наделён воображением и должен воспользоваться силой искусства для пропаганды передовых идей: «Это мы, художники, будем служить вам авангардом».
Кставшему популярным движению примкнули, помимо Дюшана, Андре Бретон, фотограф Ман Рэй их поддерживал Пабло Пикассо ими интересовался Кандинский, поэты Поль Элюар иЛуи Арагон. В его абсурдных объектах узнается достоверная поэзия черного юмора, а за его темами – метафизика.
Присутствие творца и совершенство его умений рук при этом сведены на нет. Большинство знает Марселя Дюшана по тому, что «он выставил когда-то писсуар в галерее, заявив о том, что это предмет искусства и назвал его «Фонтан». Самой значимой в этом году стала биеннале «Манифеста», открывшаяся под руководством Каспера Кенига. Марсель Дюшан был возмущен тем, чтоего картину «Обнаженная, спускающаяся полестнице», выполненную втрадициях кубизма, в 1912году отказались принять на «Салон независимых» вПариже.
К счастью, я понял это достаточно рано, что позволило мне довольно долго наслаждаться жизнью свободного человека, не испорченного прелестями семейного быта. В 1912 году в Париже Дюшана заставили убрать с коллективной выставки картину «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», так как она шокировала организаторов. Серс Филипп начинает с того, что художника, занимающегося методическим поиском, подстерегает, помимо довлеющих условностей и такая опасность: необходимо избежать ловушек общественного консенсуса, склонного придавать произведению сакральный характер (всю губительность чего мы уже видели в анализах Ницше). Своим «Фонтаном» Дюшан бросил вызов укоренившимся представлениям о природе искусства.
Первая картина исполненная в подобном роде, — «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912, Музей искусств, Филадельфия)— произвела настоящую сенсацию на выставке в Нью-Йорке. «Кто живет для сегодняшнего дня -- вечно живет» (Р. Скульптура была отвергнута. А Марсель Дюшан всего-то посмеялся над искусством и авангардом как таковым.
«Фонтан» мог демонстрироваться на выставке Общества независимых художников, но организаторы в последний момент струсили и не допустили работу к показу. В результате возникла концепция изделия «ready-made» (редимейдов) – готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства. 31), 1914 Фонтан, 1917 (стр. Жоан Миро представлен картинами «Лето» и «Птица», Ман Рей – объектом «Стол-палитра», Макс Эрнст – ранними картинами «Четыре птицы иклетка» и «Лес». 33). Сколько же было споров. Подготовленный таким образом экспонат подназванием «Фонтан» Дюшан анонимно послал навыставку – амежду тем он сам входил всостав совета Общества независимых художников.
Дюшан вовсю использовал новую идею, представив навыставках, кроме писсуара, «Велосипедное колесо» (1913), «Сушилку длябутылок» (1914) идругие «произведения». Потому немного истории о «Фонтане» Марселя Дюшана. Voyage au pays de la quatrime dimension. Наученный этим опытом в 1917 году художник присылает на выставку свой «Фонтан» анонимно. Логика присутствует, но ее просто не видно.
«Сделал Дюшан фонтан своими руками или нет, не имеет значения, – писали вжурнале. В 1918 году Ман Рэй, откликаясь на реди-мейды Дюшана, сделал фотографии «Мужчина» и «Женщина» изображающие предметы кухонной утвари как садомазохистские метафоры мужских и женских половых органов. Оказав на публику должный эффект, Дюшан со спокойной душой снова скрывался в тени.
Марсель Дюшан (фр. Это были шахматы. 31), 1914 «Фонтан», 1917 (стр. К 1913 году Дюшан оставляет традиционную живопись и рисунок, чтобы заняться экспериментами в области формы, (чертежи исследования, примечания). После 1942 жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство. Перевернутый писуар, подписанный псевдонимом R. Mutt (дурак), был отклонен при отборе экспонатов на выставку Товарищества независимых художников Нью-Йорка (в жюри которого состоял сам Дюшан). Подобные издевательские шутки, как усики Джоконды идеально подходили беспечным дадаистам.
Вандал не подписывает свои работы. Такими первыми концептуальными работами Дюшана стали «Велосипедное колесо» (1913) и «Сушилка для бутылок» (1914).
Весь дом был наполнен его работами. Однако невеста больше напоминает пчелиную матку с тремя окнами в туловище. В 1960-м Дюшан сделал копию своей работы – оригинал, судя по всему, был им выброшен.
В 1910–1911 увлекся физикой и математикой тогда же Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (известным под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном и другими молодыми художниками организовал «Салон золотого сечения». В1917 году он принял решение участвовать ввыставке нью-йоркского Общества независимых художников (Society of Independent Artists) – купил наПятой авеню обыкновенный писсуар марки JL Mott Iron Works, в своей студии вприсутствии друзей подписал его псевдонимом R. Mutt ипоставил дату. Хотя Дюшан и занимался описанием сексуальной механики (одна из ведущих тем сотни заметок для «Большого стекла»), его язык оставался непонятным. Важно сказать, что Дюшан сам был одним из учредителей этого мероприятия. Здесь появляются мотивы Большого стекла, но разработанные с большим иллюзионизмом.
При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Сушилка для бутылок», 1914 «Фонтан», 1917). Над монументальной конструкцией Невеста, раздетая своими холостяками. Устроители выставки не решились на такой смелый шаг и писсуар затерялся в запасниках Общества (правда, потом был, конечно, найден и продан на аукционе за огромные деньги).
Его картинами и рисунками были увешаны все стены в доме Дюшанов. Навыставке вЭрмитаже представлены работы многих художников этих двух направлений – здесь иреди-мейды Дюшана иколлажи изобрывков газет имусора Курта Швиттерса (он называл их «мерцы»). Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго — так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора. В 1938 появилось первое издание Коробки в чемодане, заключавшее в миниатюрной форме все его главные произведения. Дюшан жил в соответствии с первой философской добродетелью – свободой.
В большинстве случаев оригинальные «реди-мейды» Дюшана не сохранились, однако художник, как правило исполнял повторения – для друзей (в 1964 А. Шварц издал их в восьми нумерованных и подписанных экземплярах). Тцара). Фаянсовый писуар. – при беглом прочтении на французском этот каламбур привычно расшифровывают как у нее в одном месте горячо (elle a chaud au cul) или на английском как look. В том же 1913г.
P. 53). Напротив, эротизм в глазах Дюшана был очень серьезным, даже «довольно опасным» понятием: «Эротизм – единственное, что мне кажется серьезным. Вот таким образом в ход пошли и скребок для снега и вешалка для шляп и все тот же писсуар.
Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Однако ему удалось примирить эти противоположности уникальным образом: «В моей жизни шахматы и искусство стоят на противоположных полюсах, но не обманывайтесь. В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Его работы до сих пор вызывают ожесточенные споры.
Благодаря новому взгляду и новому названию, он создал новую идею предмета. «Кто живет для сегодняшнего дня – вечно живет» (Р. Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая своими собственными холостяками иногда называемая также Большое стекло (1915–1923). Гюльзенбек). Выступал за французскую команду на международных шахматных олимпиадах. Именно в Штатах он и создал свой первый реди-мейд.
Ведь Дюшан начал рисовать в14 лет, преуспев ив импрессионизме ив фовизме. Юмор был для него фундаментальным ибо он уберегает от слишком серьезного отношения к себе и тем самым способствует самопротиворечивости и гибкости мысли. Шахматы – это не просто механическая функция.
По идее Дюшана, конец искусства означает не конец его вообще, а лишь его привычной для зрителя формы. Родилось оно уже после кубизма иэкспрессионизма ибыло вызвано кризисом, последовавшим за Первой мировой войной. Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров -- например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L. H. O. O. Q», 1919 (стр.
В 1903 году он также выиграл конкурс художественных работ. Семейная жизнь Дюшанов течет спокойно и размеренно. Но в целом мир искусства настойчиво отказывается признавать этот факт. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну, то к фовизму Матисса. Тогда он отправил ее наследующий, 1913 год, нааналогичное «Армори-шоу» вАмерике, где она произвела фурор. При этом он демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913 «Фонтан», 1917). Это процесс, который неизбежно ведет к тому, что Робер Филью, один их наследников традиции Дюшана, назвал «перманентным творчеством».
Устроители выставки не решились на такой смелый шаг и писсуар затерялся в запасниках Общества (правда, потом был, конечно, найден и продан на аукционе за огромные деньги). Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета.