Некоторые искусствоведы называют последний период творчества Донателло упадочным, возвращением к готическим традициям и говорят о преобладании духовной экспрессии, надлома, трагизма в ущерб реалистичности классической скульптуры. За это время в жизни Флоренции произошли глубокие изменения, которые отразились и на творчестве Донателло. Одной из работ скульптора Донателло, принадлежащих раннему этапу творчества, стала статуя. Донателло – величайший скульптор, творчество которого дышит пластикой, объёмом и характером формообразования.
Здесь начинается следующий этап его творчества. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места.
Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. В Сан Микеле ин Орто он исполнил д/цеха мясников мраморную фигуру св. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. нателло.
Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Потом взял его меч и отсек ему голову. Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43). История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло.
Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Позднее творчество Донателло содержит немало проблем подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии.
С одной стороны Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. Образом послужил памятник Марку Аврелию.
Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Изящно ложатся складки одежды. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши.
С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями). Глубокий интерес к реальности во всем многообразии ее индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует в творчестве Донателло со стремлением к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, «живописного рельефа»). 1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия). В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. «Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу.
Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). музей Барджелло). Евангелист Марк (1411).
Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. В церкви Сан Чириако дАнкона за алтарём св. Слегка изогнулся торс Марка. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Его крылья, кажется, еще полны движения.
1456-57, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др. ) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) – преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело.
Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Статуя полна жизни и изящества. Людовика Тулузского (ок. музей Барджелло).
Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест.
Св. Погребен он был с почестями своими согражданами в главной церкви. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел.
Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м.
В 1443-53 годах Донателло работал в Падуе над двумя монументальными бронзовыми произведениями: алтарём в базилике Святого Антония Падуанского и конным памятником кондотьеру Гаттамелате (смотри иллюстрацию в статье Возрождение). Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Антонием Падуанским. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Марк, 1412 св. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно.
Федериго да Монтефельтро и его жена Баттиста Сфорца изображены в профиль, но трактовка их лиц сильно отличается от плоскостных портретных изображений Доменико Венециано. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см.
Георгия (ок. На обороте картины изображен триумф герцогов Урбинских, по величайшей тщательности письма приближающийся к нидерландской живописной технике. В 1440 году Донателло выполняет работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато.
о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. Их судьба иногда была драматической. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-30, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии.
Сюжет диктовал, казалось бы, удлиненную форму рельефа и фризообразное расположение всех апостолов в ряд. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.
Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. «Св. В 1430 году Донателло создал «Давида» – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения.
Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Его познания в Эвклиде настолько отличнейши, что лучше любого другого геометра нет. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св.
А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Христианская легенда о спасении св. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх.
Особенно это заметно в изображении св. Донателло приближал рельеф к живописи. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Особенно известен "Святой Георгий" (1416) – юноша-воин со щитом в руке.
Франциска, св. Наивысший расцвет творчества Донателло связан с падуанским периодом. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Самостоятельную творческую деятельность начал ок.
В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Первым известным нам произведениям Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентинского собора, 1406 – 08) еще присущи готические скованность и нерасчлененность форм измельченность линейного ритма. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Около 1465 Пьетро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых значительную композиционную и эмоциональную роль играют насыщенные светом и воздухом далекие пейзажные фоны.
Иоанна Евангелиста. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Вверху изображены летающие ангелы. 1423—1425) и св. Людовика Тулузского (ок. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви.
Он готов отразить любой натиск, любую атаку, готов сложить голову, защищая свою родину, свой родной город. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны.
1422, Берлин-Далем «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. В 1415 заканчивает статую св. Рельефы из жизни св. Присущее его произведениям внутреннее благородство обретает особую возвышенность во фреске Воскресение Христа (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро).
Линии профиля определенны и чеканны. Скульптурный ансамбль Алтаря Св. В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. В содружестве с ним он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425—27, баптистерий, Флоренция). Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом.
Мария показана в сложном повороте. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато.
Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Однако это впечатление обманчиво. Св. Антония и других). Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения.
Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. В античных рельефах каждая фигура сохраняет значение самодовлеющего звена, она оформляется по статуарному принципу. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы.
На пределле в историях с малыми фигурами изображены: св. В отличие от «Св. Статуи пророков и «Давид» (ок. 1430-32) еще во многом связаны с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками одеяний. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. музей Барджелло). У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453).
Также масштабной работой второго периода мастера являются бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции, датируемые 1434-1443 годами. Перейдём к третьему периоду. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески.
Для Мадонны скульптор выбрал весьма необычную позу. Удачно передано движение ангела. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания, он не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII столетии на Руси, писал и древним пошибом и в новом, так называемом "фряжском" стиле, улучшал первый заимствованиями из второго и, вместо рабского повторения одних и тех же типов икон, вместо изображения окоченелых, неестественных фигур изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение, хотя достигал всего этого, конечно, лишь настолько, насколько было ему доступно при тогдашней зависимости искусства от церкви и от требований русского быта. Марк, можно поверить и его писаниям». Фасад же церкви остался неоконченным. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются.
Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. У него сосредоточенный глубокий взгляд, он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. Высоко над холмом вознесены три креста. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Так подчеркнута глубина рельефа. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг.
В конце XV века алтарь был разобран. Наиболее ответственные фигуры в них выполнял сам Донателло, поручая помощнику работу над второстепенными. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты).
Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Барельефы Донателло, заключённые в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне, возможно, представляют собой копии с античных образцов. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры – более пластичных, объемных на первом плане и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» – на втором. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло.
Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Д/цеха оружейников исполнил вооруженную фигуру св. Донателло строит образ на игре света и тени. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является.
Дошла очередь и до дочери царя. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Некрасивость лиц, напряженность поз, водопад глубоких складок тяжелых одеяний подчеркивает силу экспрессии образов пророков Аввакума, так называемого Дзукконе (ок. После этого Саул сделал Давида начальником над всем своим войском.
Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. С такими он был непреклонен. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным.
Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Вот таким образом в античном рельефе группа с тесным взаимопроникновением составляющих ее частей, по существу, отсутствует. Центральное место под балдахином занимала статую Мадонны с Младенцем, По обеим сторонам которой располагались шесть статуй Святых. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св.
Огромный скульптурный алтарь, состоял из двадцати девяти статуй и рельефов. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Уже на рубеже XIII и XIV вв.
Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига. И все дело не только его в уникальном мастерстве. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада.
Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения – без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью» ? non-finito, уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать. Выполненные Донателло в 1416 – 35 совместно с помощниками статуи пророков для кампанилы флорентинского собора (мрамор, Музей собора, Флоренция) представляют собой галерею остро индивидуальных образов исполненных суровой правды. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Елизаветой, св. То же напряжение ощущается и в лице.
В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка».
В Перудже выполнил много произведений-в церкви монахинь св. Здесь представлены родные и друзья Христа. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого.
– спросил он. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Поздние исполненные во Флоренции, произведения Донателло обостренно экспрессивны, отмечены чертами духовного надлома (группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456–1457, площадь Синьории рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е годы).
Но израильтяне испугались при виде силача Голиафа. В 1420-е годы Донателло, развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423 – 27). Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Пять фигур находятся в музее собора. В творчестве мастера наступил новый период.
2 Творчество Донателло – Донателло – итальянских скульптор. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. А это и составляет сущность донателловского образа. Нужно отметить мастерское владение Донателло бронзой, которая делается в это время его излюбленным материалом.
Петра и завершения ряда других заказов. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам». Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло.
Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Революционными были опыты Донателло в технике рельефа.
Жизнь избороздила глубокими морщинами поблекшее лицо Аввакума, пророк совсем облысел, за что его во Флоренции прозвали Цукконе (Тыква). Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Для церкви Сант-Антонио в Падуе Донателло выполнил в 1446—50 один из наиболее крупных скульптурных алтарей эпохи Возрождения, состоявший из статуй и рельефов, заключённых в строгое ордерное обрамление. Первой бесспорной работой скульптора следует признать «Давида» (1), предназначенного для флорентийского собора. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище.
В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент). Донателло «Давид» (около 1440).
Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные.
В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. 1417, Музей Барджелло «Мадонна Пацци», ок. 1425 «Вознесение Марии», ок.
Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Донателло первым создал образ одухотворенной человеческой личности. «Св. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками.
Донателло одним из первых используя язык римской пластики, воплотил в своих статуях гуманистические представления о человеческой личности («Святой Марк», 1411-13 «Святой Георгий», 1415-1417, обе – для церкви Орсанмикеле статуи пророков для колокольни собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1415-36 все – во Флоренции). Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св.
Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг.
Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. Антония (Санто).
Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Елизавета, спасающая упавшего в колодец ребёнка и св. Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). Антония. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе.
У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). В 1415 строительная комиссия флорентийского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35 пять статуй – в Музее Собора). Эта статуя юного воина, проникнутая гармоническим началом, ясностью, спокойствием, стала одним из символов Раннего Возрождения. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея).
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории). Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников».
Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Франциск, получающий стигматы.
В ней чувствуется рука самого Донателло. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Выражение лица юного героя, его поза, жесты, взгляд — всю сцену, до мельчайших подробностей, отличает необыкновенная живость и непосредственность. Марка (1412 год), св. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.
1430-32, Музей Барджелло, Флоренция). В отличие от «Св. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Работа удалась на славу.
Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г. ) юноша-воин со щитом в руке. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами.
Совсем другое у Донателло. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности.
Исполнил д/фасада Флоринтийского собора пророка Даниила из мрамора и св. Голов pа повернута слишком неестественно. Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Он взял несколько камней и пращу и вышел против Голиафа.
Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. 17). Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками.
На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Красив мотив струящихся складок одежды. Брезгливой гримасой тронут его рот.
Удивительна судьба этого города. На коленях стоит богоматерь. музей Барджелло). В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья.
Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) – впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак.
На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. В то время филистимляне пошли войной на израильский народ. Марка Евангелиста.
В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Деятельность Донателло в 1410-е годы связана с коммунальными заказами по украшению общественных построек Флоренции. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма.
В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для граверов. Она, несомненно, связана с ними тематически.
По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотри Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425) «Передача ключей апостолу Петру» (2-я половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430, Государственные музеи, Берлин). Линии в «Битве св. В 1433 году он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.
В Падуе Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447 – 53), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремленностью образа. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли.
Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. В рассматриваемой композиции св. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406–1408) еще отмечены готической скованностью форм измельченной дробностью линейного ритма.
Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Антония. Приблизившись к врагу, он пустил камень из пращи и убил Голиафа. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. И как всегда, он уверенно справился с ними. А Брунеллески он был обязан многим.
Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Ему неведома донателловская мощь.
Лаврентия изображающим Страсти Господни. Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него.
Они как бы окаменели от горя. Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция). К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди.
И в этом проявился его характер. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа. Скульптор всячески подчеркивает ее дряхлость, доходя порой до натурализма: лицо покрыто морщинами, волосы грязны и нечесаны, глаза кажутся слезящимися, во рту выделены два сохранившихся зуба.
Сюжет заимствован из Ветхого Завета. Но это не простой мальчик. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Это один из первых ренессансных конных монументов. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы.
Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») – вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа.
Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Вероятно, ок. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами.
Донателло. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. В 1406 г. она приобрела город-порт Пизу, расположенный в устье реки Арно и получила выход в Средиземное море. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Давид умел хорошо играть на гуслях.
Уже не было в живых его старших современников — гуманистов Никколо Никколи и Колуччо Салутати. Он обладал характером сложным и независимым. Марка (1411-13) и св. Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416–1435, Музей собора, Флоренция). «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис.
Пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале 15 века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. Петра, д/цеха льнопрядильщиков-св.
Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. В гардеробной герцога Гвидобальдо Урбинского находится исполненная прекраснейшая мраморная голова. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото.
Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем».
Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак.
И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Иосифа он написал прекраснейшую историю с изображением Обручения Богоматери. Столь же выразительно и лицо пророка. Козимо питал к доблестям Донато великую любовь и постоянно давал ему работу. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Георгий, 1415, Аввакум, так называемый Цукконе и Иеремия, 1423-26): формы постепенно приобретают пластическую ясность, объемы становятся цельными, типовое выражение лиц сменяется портретностью, складки одеяний естественно облекают тело и вторят его изгибам и движению.
Так, очевидно, было и при отливке «Давида». С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды.
Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.
Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. 1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко, – эмблема Флоренции (1418-20, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино» ок. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет.
Пьеро ослеп шестидесяти лет от какого-то воспаления и жил т. о. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. В конце XVI в. алтарь был разобран. Главным революционным преобразованием Донателло была реальная передача пространства и его глубины.
В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора алтарь «Благовещение», 1-я половина 1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции). Чем же мы будем завтракать, ежели ты все рассыпал. »- «Что до меня, -отвечал Донато, – я на сегодняшнее утро свою долю получил, если хочешь свою-возьми её, но только не больше тебе дано делать святых, а не — мужиков». Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Конный памятник (1447-53) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме.
В созданной для той же церкви статуе святого Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу внутреннюю собранность и напряжение. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к.
Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Даже по отношение к своему старшему другу Брунеллески Донателло всегда был свободен в суждениях. Этот папа совмещал в себе все противоречия века. 1423—1425) и св. Фигура прорисована уверенно и свободно.
Около 1345—1350 гг. Говори, чтоб ты лопнул. ».
Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок История животворящего Креста в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466) исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов.
Статую предназначали для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Марку» с Ор Сан Микеле. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна.
Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа.
Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Однако страдание обладает длительностью во времени. В противоположность «готической кривой» в большинстве статуй XV в., донателловский Георгий твердо стоит на ногах. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков.
Все в этой фигуре весомо и материально. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. «А ты уверуешь в моего Бога. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Георгия» красивы и выразительны. Затем, вознеся молитву, он просил явить знамение и повергнуть хищника к его ногам.
Статуи пророков и «Давид» (ок. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией.
Покровительство Медичи дало ему возможность создать последние шедевры. Наряду с античным искусством изображения человеческой натуры, Донателло старался привнести побольше реальности в свои изображения. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества).
Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Антония. Первоначально «Давид» был установлен во дворе дворца Медичи-Риккарди, но после конфискации дворца в 1495 г. статую перевезли во двор палаццо Веккио, где и установили на мраморной колонне. Антония. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).
Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Лицо его отличается особой экспрессией. Героизм св.
Донателло изображает Христа в левой части рельефа. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Но и этого ему мало.
В конце XVI в. алтарь был разобран. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Это способствовало процветанию торговли.
Их крепкие жилистые фигуры скрыты тяжелыми складками плащей. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе.
Местоположение статуи не изменилось. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Он восторженно отзывался о статуе «Св.
В творчестве Донателло воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых выразительных средств, глубокий интерес к реальности во всем многообразии ее конкретных проявлений, стремление к возвышенному обобщению и героической идеализации. С неба сошел глас: «Твои молитвы дошли, делай, что задумал». Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.
Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428—33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433—39, Музей собора, Флоренция). Путти Донателло предельно общительны. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. углубило интерес художника к наследию античности.
В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус.
Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Уже в произведениях 1450-х годов (Крещение Христа, 1450-1455, Национальная галерея, Лондон Мадонна делла Мизерикордия, около 1450-1462, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро Бичевание Христа, около 1455-1460, Национальная галерея Марке, Урбино) проявились основные черты искусства Пьетро делла Франческа: величавость образов, объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства. В многочисленных надгробиях скульпторы середины XV в. отталкивались от гробницы Иоанна XXIII, однако все большее значение приобретали декоративные мотивы, что вело к перегруженной и зачастую запутанной композиции.
Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики.
Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Георгия (1415-17).
Георгия» и «Св. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Библейский пастух, победитель великана Голиафа – один из излюбленных образов Ренессанса. Это один из первых ренессансных конных монументов. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным.
С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества. Марк, можно поверить и его писаниям». Вокруг он изобразил цветочный узор. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека.
Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Антония (Санто). Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Между ними видны играющие музыканты.
Марк, 1412 св. Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428 – 33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433 – 39, Музей собора, Флоренция). Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. В его правой руке — тяжелый меч. Георгия, полную жизни голова его выражает красоту юности, смелость и доблесть в оружии. Главное действие происходит в центре композиции.
Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Пребывание Донателло в Риме в начале 1430-х гг.
Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности – скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок. Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Конечно, многие факты из биографии великого скульптора уже утеряны, так как прошло слишком много времени.
В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Отметим также замечательное техническое мастерство исполнения: тонко прочеканено лицо и волосы мальчика, красива прозрачная лаковая патина, особенно в верхней части статуи. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343.
Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Иоанном Крестителем и св. Ныне памятник находится в Национальном музее Флоренции. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован.
В действительности, все эти точки зрения односторонни. Георгия (1415-17). Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 – 1686) – знаменитый московский иконописец, происходил, вероятно из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22 лет от роду, был принят в царские "жалованные" (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.
Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески.
Марка» с Ор Сан Микеле. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто).
Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Антония и изображениями символов евангелистов. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства.
А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Тем самым усиливается иллюзия пространства. На лице его застыла гримаса страдания. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики.
Перспективное сокращение выражено мастером с исключительной последовательностью иллюзия прорыва пространства достигнута очень убедительно. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх.
Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Антония в Падуе. Именно такая женщина была способна на подвиг. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Но спорить с Донателло было не так-то просто.
В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но живые и естественные. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. 1430-е, отмеченные поездкой Донателло в Рим, были едва ли не самым счастливым периодом его творчества, временем, когда в его работах преобладало гармоническое начало.
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Антоний, воскрешающий мальчика, св. В творчестве мастера наступил новый период.
Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. В самых ранних работах скульптора ещё ощутимы отголоски готической традиции («Давид», 1409, Национальный музей Барджелло, Флоренция), которые постепенно преодолеваются благодаря освоению античного наследия. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город.
Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. «Что это ты затеял, Донато. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Однако самый замысел статуи очень привлекателен.
Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Марка (1411-13) и св.
Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло.
В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. Мрамор. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера.
Георгия (ок. – Не страшись и будь спокойна». Лишь один Давид не испугался. Во время работы над памятником Гаттамелате Донателло пришлось, по-видимому, решить много сложных задач. В конце жизни мастер оставил занятие живописью и полностью отдался сочинению научных трактатов о перспективе и геометрии. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера – статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Ликеле во Флоренции и ветхозаветных пророков флорентийской компанилы.
«Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. В поздних работах Пьетро делла Франческа (Рождество, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора.
В живописных рельефах (Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423–1427 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434–1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Пьеро делла Франческа по праву занимает почетное место в ряду самых известных художников 15 века. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. В 1433 году он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св.
Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида».
Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и абсолютно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-40) и наружная кафедра собора в Прато (1434-38), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров. Франциском, св. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Вид у него такой, как будто он не сознает в полной мере важность абсолютного им подвига. Во-первых, возрастает значение линии.
И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Вершина творчества Донателло в технике бронзы – статуя Давида (ок. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах.
По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции.
В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий интерьеров и фигур людей. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Фигура исполнена достоинства. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства.
Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном.
В 1408-1415 гг. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры.
Скульптура отличается живостью исполнения. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Лишь слева группа возлежащих в позах, подобных позам античных речных богов, не интересуются происходящим. Представился 13 декабря 1466 года -похоронен в церкви Сан Лоренцо рядом с могилой Козимо. 1415, Флоренция, Нац.
Донателло изображает его не в соответствии с традиционными изображениями библейских героев. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Хотя эта скульптура еще имеет сильный налет готической традиции (характерный S-образный изгиб, узкие конечности), но в ней уже заметны и новаторские черты — тело все больше освобождается от одежды, очень эффектно найден мотив обнаженной ноги, обрамленной складками драпировки.
Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425–1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк, терракота, около 1428–1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433–1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Донато радостно и без забот прожил остаток дней своих как верный слуга и друг дома Медичи. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают абсолютно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте». Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением.
(отказался от имения-назначил ему в своём банке сумму-наличными деньгами, к-я выплачивалась ему каждую неделю). Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве.
На его лице веселая улыбка. Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411–1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы.
Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Крест на щите определял ось фигуры и ее направление вверх (вертикаль прямо стоящего тела) и вширь (горизонталь плеч).
достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Георгия» и «Св. Лицо юноши, полное свежести и благородства. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Один за другим сходили со сцены старые мастера — одни умирали, другие уезжали из Флоренции, третьи отстранялись от работ.
До восемьдесят шестого года своей жизни. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Занятная деталь: вверху слева Донателло помещает солнце с расходящимися во все стороны лучами и, чтобы оно лучше выделялось на темном фоне, покрывает его позолотой.
Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. (Первая книга царств, гл. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека.
Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Давид был простым пастухом из Вифлеема. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело.
В творчестве мастера наступил новый период. В скульптуре Донателло в 1450-х – начале 1460-х годов – в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Марка». Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы.
Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. 1. Произведения его создало ему имя: Благовещение из мачиньо, нах-ся во Флоренции, в церкви Санта Кроче на алтаре капеллы семейства Кавалькантидеревянное распятие (история с. 80).
Только конкретизируется, не столько внешность пророка, сколько его душевное состояние — глубокое раздумье, сосредоточенность ушедшего в себя человека. Патриотическое гражданственное звучание. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме.
Хотя Давид изображен с мертвой головой поверженного Голиафа у ног, стройная и женственная фигура юноши заставляет усомниться, что он мог нанести смертельный удар такому сильному противнику. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. По свидетельству Вазари, во время работы над скульптурой Донателло все время повторял, обращаясь к «Аввакуму»: «Говори же, говори, чтоб ты лопнул. », словно видел свою задачу в том, чтобы вдохнуть в каменную статую жизнь. В содружестве с архитектурой Микелоццо он создает ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425 – 27, баптистерий, Флоренция).
К сожалению, нынешнее расположение алтаря не позволяет оценить по достоинству эти рельефы, рассчитанные по большей части на внимательное и подробное рассматривание вблизи. В этой фигуре всё значимо. Она отличается ясной тектоникой построения фикуры, спокойным величием и силой.
Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453).
Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти – нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков иногда крылатых изображённых в движении. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы).
Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее.
1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Царь Саул взял его к себе в услужение, т. к. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. 1415, Флоренция, Нац. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким.
Последний, умерший в 1441, пожелал, чтобы на родине ему был воздвигнут памятник, а сам он похоронен в падуанском соборе Св. К тому же мастер явно делает попытку (хотя пока еще не совсем удачную) добиться пространственной глубины. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна.
В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 года во Флоренции (Италия), в семье чесальщика шерсти. они были приостановлены.
Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой.