Это полотно было выставлено Руссо в салоне Независимых в 1907 г. Оно картина вызвало настоящую бурю в салоне. Такие картины, как «Война» (1894 г., Музей Орсэ, Париж) (илл. Пафос открытия освоения окружающей действительности был особенно силен у американских «примитивных» художников – Эрастуса Филда и Эдварда Хикса. Перед нами портрет девочки, сидящей на лугу с ее любимой куклой и сорванным цветком. Наибольший интерес на мой взгляд представляют две картины этого периода: «Сон» и «Заклинательница змей».
Значит ли это, что художник сдался. Руссо писал немало портретов, а также сцен из современной парижской жизни. Своеобразное признание художник имел еще при жизни в узких богемных кругах, к которым относился Г. Аполлинер, П. Пикассо, А. Жарри и т. д. Первый из названных ваятелей вышел из мастерской Огюста Родена (1840—1917 гг. ), в творчестве которого были сильны тенденции реализма импрессионизма и символизма. Картины художника Руссо весьма разнообразны по жанрам и тематике. Образ женщины-заклинательницы для Руссо играл очень важную символическую роль, особенно в поздний период его творчества.
Явно субъективное замечание выявляет намеренную объективность слов Руссо. "Когда я написал Единение народов, в котором представители иностранных держав присягают Республике в знак мира, я не мог выйти с выставки, так много было желающих пожать мне руку и поздравить. Руссо женился в Париже в 18б9 году, когда ему было 25 лет. Наиболее узнаваемым Руссам делают его пейзажи с изображением джунглей. Эта работа явилась еще одной формой проявления фантазии художника.
Его характерная особая примета – окладистая борода. Руссо пребывал во сне наяву, как и женщина на темно-красной софе. то выставке и Дега воскликнул: «А, это вы, господин Руссо. При этом автор твердо верил, что следует правилам академической живописи.
Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. Пейзажная живопись Руссо идет в разрез с традиционными представлениями о примитивизме. Руссо очень любил создавать вокруг себя ареол таинственности и загадки. Другая картина имеет схожий мотив.
Не только вид изменился вся композиция разработана на основе градаций зеленого цвета. С одной стороны, явная «кукольность» сочиненного мастером мира должна была дистанцировать зрителя от происходящего на картине, убеждать его, что это только «игрушки». В 1908 году в своей мастерской в общежитии «Плавучая прачечная» Пикассо устроил банкет в честь художника: тот восседал на самодельном троне под плакатом «Честь и слава Руссо. ». Так, на полотне «Женщина, гуляющая в экзотическом лесу» (1905 г., Фонд Барнса, Мэрион, США) (илл. Существует множество теорий о том мог ли художник в действительности видеть их или нет. Еще одним знаковым полотном в жизни Руссо стала «Война».
Прежде всего, это касалось выбора сюжетов и манеры письма. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Их, бесспорно, нельзя причислить к сознательным примитивистам в духе Клее, Шевченко и др. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием.
Какое тягостное впечатление невыносимой печали. Художник Арденго Соффичи был еще больше поражен методом письма Руссо. После смерти художника о нем стали слагать легенды. На сегодняшний день сохранился перечень картин, которые были проданы художником скупщику живописи Амбуазу Воллару, где львиная доля отводится как раз пейзажной живописи.
Работа оставляла много свободного времени. Картина «Спящая цыганка» показывает всю беспомощность человека перед судьбой и смертью. Я никогда больше не видел палитры, которая бы блистала такой живописной гаммой зелени». В городских условиях такие мастера являются создателями низовой культуры (лубка, вывесок и т. д. ). Ответом на этот запрос времени стало искусство таких художников, как Руссо и Пиросмани. Полнота героини делает ее статичной исключает движение.
На картине «Автопортрет-пейзаж» такими элементами выступает воздушный шар и виднеющаяся из-за домов Эйфелева башня. Именно вот таким образом его и принято называть "Таможенником". Наделённые им чувствуют это и знают своё предназначение в этой жизни.
32). Еще одной интересной особенностью была его подборка цвета. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. В то время только он осмеливался верить в это.
Свое произведение он сопроводил легендой, написанной на раме: «Хищник, обуреваемый жаждой крови, застывает на месте, не решаясь набросится н6а крепко спящую, обессилившую жертву». Важной составляющей творчества Руссо является портретная живопись. Поле укрыто искалеченными трупами, которые в большинстве своем абстрактны. Истоки его любви к подобным идиллическим сюжетам нужно искать в пейзажах, окружающих его пограничную заставу и в местах, где он провел свое детство: Лавале и Анже. Отчего все это. Подтверждение этому тезису можно видеть в картине «Портрет ребенка» (ок.
Руссо не раз сталкивался с подобным подходом. Руссо писал, что у него один учитель – природа. По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей. Еще одним таким художником для Руссо был Сезанн. Разве это не есть яркая самобытность. Не смотря на легкий румянец на щеках, покрасневшие ущи, в ней нет жизни.
Она познакомила посетителей с удивительными культурами самых экзотических народов. Гоген искренне восхищался способностью Руссо использовать черный цвет. Этот жанр играл для художника особую роль.
В XVIII–XIX веках большое число народных мастеров превращается в кустарей изготовляющих наивные образцы религиозной живописи и скульптуры (вертепы, вотивные картины и др. ), снижающие, подчас пародирующие свои высокопрофессиональные прототипы. Сюжетную канву пьесы составляет путешествие провинциалов (супругов Лебожек) по Парижу в дни Всемирной выставки. Организуются многочисленные выставки примитивистов и примитивов. Лицо женщины напряжено, губы сомкнуты и как будто застыли в вымученном подобии улыбки.
Художник был очарован ими и эхо этого очарования звучит во многих его произведениях. «Я» или «он» – загадка самоотражения «я», за которой мы последуем, анализируя каждое предложение автобиографической справки Руссо. На палитре художника написаны имена двух жен художника Клеманс и Жозефина.
Трепетное отношение к природе — одна из основных источников вдохновения для Руссо. Но дело прогорает и в доме Руссо поселяется бедность.
– попался на удочку. Под «неопримитивами» понимают как художников «воскресного дня» или послевоенных югославских примитивов, так и профессиональных живописцев конца XIX – начала ХХ века (Гогена, Гончарову, Ларионова, Бурлюка, Клее и др. ). 28). Необходимо отдавать отчет, что «примитивизм» Руссо был вполне осознанным приемом.
В картине «Спящая цыганка» художник помещает женщину в противоположные обстоятельства, когда зверь властвует над ней и именно он решает ее судьбу. Все мертвы или умирают. Природа растерзана.
Первое «боевое крещение» он прошел в Салоне отверженных 1885г, где он выставил свое полотно «Карнавальный вечер». Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул «А, это вы, господин Руссо. Обычные слова превратились в признания, открывавшие самые сокровенные мысли Руссо: «. Другая картина имеет схожий мотив.
За счет постепенного перехода от темных к светло-зеленым тонам, достигающим почти желтого в верхушках деревьев дальнего плана, создается ощущение пространственной глубины. Почему необычность должна давать повод для насмешек. Одним из наиболее известных женских портретов мастера является «Портрет женщины» 1895 г. Модель осталась не известна, однако существует версия, что на портрете изображена одна из любимых женщин Руссо — Ядвига.
Юная девушка с саблей в руке проносится на вороном коне по полю, сея смерть и разрушение. Это аллегория вечного ожидания. " Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения».
Ядвига изображена в черном платье, что многие искусствоведы трактуют как факт ее смерти. Признание Бурдель получил в 1909 г., представив на суд публики «Геракла, стреляющего из лука» (Музей Орсэ, Париж) (илл. В своих работах художник прибегнул к особому виду перспективы — перспективы воздуха. Гоген искренне восхищался способностью Руссо использовать черный цвет. В процессе написания полотна художник сталкивался с рядом проблем.
Отчего все это. Этой точки зрения придерживались далеко не все. В своих работах художник прибегнул к особому виду перспективы – перспективы воздуха. Пьесы, которые писал Руссо, позднее были признаны первыми опытами театра абсурда («Месть русской сироты», 1898 «Посещение выставки 1889 года», 1899). А какой прекрасный тон на полотне Руссо. Им владело желание покорить природу, а также подражать абсолютно определенной формальной технике. Сам же Руссо объяснял, что его дар отвергли, так как он изобразил «неправильные цветы», вместо гвоздик нарисовал левкои. Клерком Руссо работал недолго вскоре его выгнали на улицу, уличив в воровстве марок и мелочи из кассы (сумма, надо сказать, была мизерной).
Сегодня они забыты так прочно, что с трудом можно припомнить их работы. Кроме того, Руссо открыл собственную "школу" (именно так он называл частные уроки в своей крохотной мастерской), предлагая всем желающим пройти у него "курс декламации, музыки и рисования". Природа растерзана. Здесь мы опять вступаем в область догадок. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют.
Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал. Этот этап соответствует расцвету сюрреализма в мировом искусстве. У Бонна он обнаружил эффектное использование черного и белого – эти крайности цвета всегда завораживали Руссо и он широко применял их, особенно в портретах: к черному он обращался, чтобы придать образам большую значимость (вот таким образом почти все изображенные на его портретах одеты в черное).
Однако всегда в подобных ситуациях остается волшебное НО. В детях художник видел духовное олицетворения себя. Иначе говоря, эффекта отдаления он достигал цветом. В конце своей жизни Руссо был окончательно истерзан собственными сомнениями и комплексами.
Из кустарника показываются морды двух львов и где-то в зарослях мелькает силуэт слона. В искусствоведческой науке XIX и ХХ веков подчас уделяли недостаточное внимание творчеству «примитивов», отводя им мало места в эволюции современного искусства. Субъективно или объективно. С другой стороны Гоген назвал это произведение искусством будущего, приближением к созданию «чистого искусства». Этой точки зрения придерживались далеко не все.
Недаром он сказал как-то Пикассо, что считает его и себя двумя величайшими мастерами, его — в «египетском» стиле, а себя — в современном. На долгое время она была утрачена и только спустя много найдена в амбаре. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит.
Как будто художник обучался у дикой природы, наблюдая ее уловки — прятаться в укрытиях, таиться в темноте исподтишка выглядывать, пугать внезапным появлением. Более того, если лев в пустыне у себя дома, то почему бы туда случайно не забрести девице. Но Руссо вдруг спросил «А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы» Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». Черный силуэт женщины напоминает каменную глыбу, увитую змеей. Картина вызвала насмешки публики, но настоящие знатоки.
Так получилось, что Жером создал всего один портрет. Необходимо также коснуться картин американских примитивов, работавших по фотографии (Эдвин Элмер). Несущаяся во весь опор огромная черная лошадь практически занимает весь холст она – явление абсолютно неординарное. Третий этап, относящийся к началу 1930-х годов, связан с созданием направления примитивизма в современном искусстве.
Четвертый этап начинается после Второй мировой войны. Подтверждение этому тезису можно видеть в картине «Портрет ребенка» (ок. Будучи ребенком всю свою жизнь, даже нося густую бороду и с проседь в волосах, он продолжал смотреть на мир глазами ребенка- первооткрывателя, который искренне восхищался всем, что видел вокруг и это наивное восхищение, пропущенное через призму собственного восприятия и фантазии он воплощал в своих произведениях.
Гораздо лучше в контексте работ Руссо подходит термин «наивное искусство». Ядвига опирается на сорванную ветку дерева. Святой Иероним, спящий на льве – названия этих работ напоминают нам о Руссо.
Руссо стремился объединить эти понятия. стало творчество Анри Руссо. На картине «Автопортрет-пейзаж» такими элементами выступает воздушный шар и виднеющаяся из–за домов Эйфелева башня. Разумеется, в этом представлении тоже был элемент иронической игры.
Иначе говоря, он почтительно заявляет: «Я этого не понимаю, следовательно, это -- идиотизм». После серьезных испытаний ему удалось стать известным широкому кругу художников. Природа растерзана. Исследователями уже отмечалось, что аллегория Руссо восходит к образам Апокалипсиса. Это она держит весь центр картины.
Лес на этой картине — не просто тропики, он кажется доисторическим. Она достигалась путем создания эффекта глубины цветом. Причиной служит плоскостность и декоративность его произведений, отсутствие светотени, проработанность мелких деталей. Например, выразительно использован черный цвет. Он начал рисовать и писать красками, по-видимому, около 1880 года, будучи уже вполне зрелым человеком.
Невольно нарушая их, сам Руссо вряд ли сознавал, чего он достиг. Определить, какая из этих историй правдива нам вряд ли удастся.
Эту картину можно считать одной из ключевых в жизни художника. Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Природа растерзана. Обычные слова превратились в признания, открывавшие самые сокровенные мысли Руссо: «. Но связав свое ученичество с именами Жерома и Клемана. Проводя на службе 60 часов в неделю, Руссо мог посвящать живописи только воскресные дни. Еще одним знаковым полотном в жизни Руссо стала «Война».
Мотив прогулки, современное одеяние и спокойная поза женщины превращают «экзотический лес» в безобидный ботанический сад, где распускаются невиданные цветы и вызревают огромные плоды, но где не прячутся за деревьями ни львы, ни тигры, не свисают с ветвей ядовитые змеи. Создавая ее, мастер по-прежнему вдохновлялся древнегреческим искусством. Его интерес к работам Бонна определялся желанием постичь традиционное.
Каменная мостовая уступила место лужайке. Трагическим фарсом выглядели и последние его дни.
За кисть Анри впервые взялся в 40 лет. Итак, полотно «Спящая цыганка» было написано в 1897 г. и выставлена в Салоне Независимых. На закате жизни (в конце 1907 года) Руссо умудрился угодить в еще один судебный процесс. Из прошлого он сохранил потребность следовать оригиналу и иногда для прорисовки контуров фигур зверей все же использовал пантограф. Любовь диких животных в клетке. Самые ранние полотна, дошедшие до нас, датируются 1880 годом. Не смотря на то, что художник всегда отрицал влияние его творчества, однако оно является настолько очевидным, что этот тезис не вызывает сомнения.
Этот короткий текст, на первый взгляд, лишенный значительного смысла, – все, что осталось от этого замысла (с самого начала, вряд ли предполагавшего участие Руссо). " Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». На протяжении четверти века (с 1886 по 1910 годы) Руссо лишь два раза пропустил выставки этого Салона. Сына тоже назвали Жюльеном – он подписывался Анри Жюльен Руссо. Юная девушка с саблей в руке проносится на вороном коне по полю, сея смерть и разрушение. да.
Еще одним таким художником для Руссо был Сезанн. Дора Валье в своей работе указывает на тот факт, что чем больше Руссо отпускал свое внутреннее «я», тем ярче и живописнее становилась его живопись. В 1884 году он получил разрешение копировать картины в Лувре, Люксембургском музее и Версале, что и стало его единственной художественной школой (если не считать советов Жан-Леона Жерома). Слева от художника парит в воздухе шар. Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти. Когда же Руссо спросили, почему же он изобразил её таким образом, он ответил, что «большому поэту нужна большая муза». Отчего все это Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал.
За ним закрепился образ «доброго Таможенника», «ангела ночного квартала», который как старый кукольник создавал на своих полотнах удивительные образы, напоминающие антураж кукольного театра. По каким же образцам мог учиться писать портреты Руссо.
Именно этим можно объяснить такой важной роли музыкальных инструментов в его картинах. Поскольку он никогда не учился живописи, то работал, следуя аналогиям. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция.
Руссо же изображает башню как что-то само собой разумеющееся. Нет правил, есть желание-люди другой породы. Ведь его полотна так далеки от нее и являются скорее антиподом реальности. Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Это, пожалуй, представляется неправдоподобным.
Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Такой стиль отвечал его поверхностному знакомству с живописными возможностями «академическая» видимость достигалась также с помощью сильных светотеневых контрастов и большого количества лазури, выделявшей рельефы фигур. Создается впечатление, что каждый портрет художника имеет сходство с автором.
При этом сам Руссо был уверен в том, что не совершает ничего противозаконного. Лицо Геракла имеет несомненное сходство с архаическими куросами (статуями юношей). У «фольк»-мастера свои традиции и свой путь развития в ХХ столетии. Так, например, на пиджаке появился знак «пальма академии». А сколько писем я получил со всего мира из Бельгии, Германии, России, отовсюду. Но при более глубоком рассмотрении он представляется чрезвычайно интересным документом.
Следует подвергнуть критике распространенное представление об «инстинктивном» характере работы «примитивов», заметив, что внутренняя потребность в творчестве лежит в основе всякого искусства. Однако второй том так и не появился. Еще дальше видны многоэтажные парижские дома, ощетинившиеся трубами и Эйфелева башня. Одной из поздних работ на античную тематику является скульптура «Сафо» (1924—1925 гг., Музей А. Бурделя, Париж) (илл. 30) и «Спящая цыганка» (1897 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк) принесли художнику известность.
Наверное в том, что все они вызывают чувства глубоко интимные. Многие современный искусствоведы видят в творчестве Руссо предтечи сюрреализма и кубизма. Его работы принято относить к такому направлению, как «примитивизм» или «наивное искусство». они абсолютно другие.
В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо. Составлял документы для неграмотных. В 1947 году внучка Руссо сообщала в письме мэру Лаваля, что деда она видела редко, только по праздникам.
Была у меня такая приятельница, как будто люди с другой планеты-за год сделала 3 или 4 выставки, до того не писавшая лет 20 -25. Они усиливают чувство ужаса и отвращение, которое возникает, глядя на эту картину. Примитивисты третьего этапа сознательно отходят от авангардистского разрушения формы ради утверждения новой вещественности. В это время начинается серьезное изучение примитивизма в истории мировой культуры. В то время только он осмеливался верить в это.
Обстоятельства потребовали того, чтобы Руссо говорил о себе в третьем лице. В связи с этим родились слухи, будто в молодости Руссо участвовал в мексиканской экспедиции французской армии. что они делают. Не найдя образцов портрета у Жерома, он обратился к творчеству этого художника. В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира». Где начинается первое, где кончается второе.
В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо. В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира». 1905). Позы этих коренастых фигур неустойчивы, а жесты неуверенны, как будто им навязали не свойственные им роли.
Не смотря на то, что Руссо обожал Париж, он видел его совершенно по иному. В своем творчестве художник неоднократно обращался к женскому образу. Один из критиков в насмешку сказал, что мастеру нужно запатентовать этот особый «жанр».
В таких картинах как «Заклинательница змей», «Сон» женщина выступает в роли властительницы. В 1871 году Руссо поступил на службу в городскую таможню. Например, выразительно использован черный цвет. По этому, полученные работы часто повергал в шок заказчика. Но Руссо вдруг спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов.
Все проведенные в армии годы (1864-68) Руссо прослужил кларнетистом духового оркестра 52-го пехотного полка. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться.
Но Руссо вдруг спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. Девочка напоминает куклу, подобно той, которую она держит в своей руке.
Постепенно критики стали относиться к странному художнику более серьезно. Сохранившиеся ранние работы демонстрируют сложившуюся стилистику, которая мало изменялась впоследствии. Поначалу Анри служил у судебного пристава, однако несколько месяцев спустя ему удалось найти место на городской таможне, отсюда его прозвище – «Таможенник». Интересным мне представляется тот факт, что для самоидентификации себя как художника, Руссо использовал термин «художник-реалист».
Тропические леса появляются и в картинах с более мирным сюжетом. Находясь на грани бедности он зарабатывал себе на жизнь игрой на скрипке. Их непосредственной общей чертой является попытка создать образ трехмерного пространства не с помощью перспективы, а с помощью глубины цвета. Например, выразительно использован черный цвет.
Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. «Я» или «он» – загадка самоотражения «я», за которой мы последуем, анализируя каждое предложение автобиографической справки Руссо. Существует несколько противоположных мнений о том, мог ли художник в действительности видеть их или нет. Для Руссо музыка имела особое значение.
В августе 1910 года он порезал ногу, поленился обработать ранку и у него началось заражение крови. И в этом он действительно уникален. Путь к Бастилии для героев Руссо – целое путешествие исполненное радостей и страхов. самоотдача до донышка. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют.
Считается, что «Танец» (илл. Все мертвы или умирают. А. С. Жарри, увидев и полюбив работы стареющего Руссо, занялся их "рекламой".
После первого восторженного впечатления приходит ощущение страха. Возникает потребность законсервировать «наивное» творчество «первозданных» примитивов. Трепетное отношение к природе – одна из основных источников вдохновения для Руссо. В чем же заключается такой неподдельный интерес, который вызывают у нас пейзажи Руссо. Когда вы смотрите на картину подобного толка вы прибываете в состоянии легкого недоумения. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться.
Пышность и красочность растительности всегда зависят от цвета. Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал. К серии знаковых произведений я бы хотела отнести следующие: «Автопортрет-пейзаж», «Сон», «Спящая цыганка», «Война». Бурдель также попробовал свои силы в области архитектурной декорации, выполнив два рельефа («Танец» и «Музыка») для украшения Театра на Елисейских нолях. Однако в 1890 г. (а именно тогда был создан «Автопортрет» Руссо) Эйфелевой башне исполнился всего год.
В детях художник видел духовное олицетворения себя. Наибольший интерес на мой взгляд представляют две картины этого периода: «Сон» и «Заклинательница змей». и уверенность в том. Выразил это Руссо за несколько месяцев до своей смерти, когда он создал Сон. Творчество Руссо относят к жанру примитивного искусства.
Ядвига изображена в черном платье, что многие искусствоведы трактуют как факт ее смерти. Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. Он устремлен навстречу новому искусству. Критик «Меркюр де Франс» Л. Руа писал о картине «Война или Всадница раздора», выставленной у «независимых» в 1894 году: «Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов. Я знаю вашу живопись» и, как рассказывает Серюзье, «выдержал паузу, подыскивая словцо покрепче, никак не приходившее ему на ум.
Весь ужас пережитого он постарался передать в этой картине. Она управляет животными и под звуки музыки они смиренно ложатся к ее ногам. – попался на удочку. Очень скоро Руссо стал своего рода знаменитостью, вернее, знаменитым чудаком. К концу 1880-х годов определяются главнейшие темы живописи Руссо. В своем творчестве художник часто обращается к патриотическим мотивам. она повествует самых важных для Руссо событиях и людях. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые.
В игру вступает ваше собственное воображение. Но Руссо вдруг спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. " – писал художник. Руссо рассматривал свою картину как абсолютно реалистичную. – попался на удочку.
А дальше начинается самое интересное. Все мертвы или умирают. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. За ним закрепился образ «доброго Таможенника», «ангела ночного квартала», который как старый кукольник создавал на своих полотнах удивительные образы, напоминающие антураж кукольного театра. Очень скоро и навсегда со всем будет покончено. Эти работы хорошо известны – особенно "Карнавальный вечер". – попался на удочку.
Например, выразительно использован черный цвет. Оставаясь преданным Независимым, он был преисполнен пиетета к Жерому. Он устремлен навстречу новому искусству. 35). Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. В связи с этим очень трудно различить правду и вымысел в его биографии.
Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. Первое «боевое крещение» он прошел в Салоне отверженных 1885 г, где он выставил свое полотно «Карнавальный вечер». Особое внимание я бы хотела уделить двум последним. Она заставляет вас стоять на месте и разглядывать ее. У художника был очень незаурядный метод работы с моделью.
До зрелых лет дожила лишь одна дочь. Аналогичные явления можно наблюдать в современной литературе или киноискусстве. Необходимо отметить освоение и утверждение художниками-примитивами окружающего мира, рассмотрев творчество австрийских и немецких «сельских» мастеров (Бартоломеуса Ляммлера и Франца Антона Хайма).
Разве это не есть яркая самобытность. Перед нами «парижский мастер» и он представлен на фоне Парижа с атрибутами своей профессии в руках. И больше всего их, наверное, бесит один художник – Таможенник Руссо. В картине «Спящая цыганка» художник помещает женщину в противоположные обстоятельства, когда зверь властвует над ней и именно он решает ее судьбу. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют.
По мнению Руссо, участие в Салоне Независимых давало ему право называть себя художником. Они сверкают на черном лице светом безумства и заставляют трепетать душу. Они усиливают чувство ужаса и отвращение, которое возникает, глядя на эту картину. Пришла посмертная слава. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые.
Обстоятельства потребовали того, чтобы Руссо говорил о себе в третьем лице. Талант --это ведь Дар Божий. Один из критиков в насмешку сказал, что мастеру нужно запатентовать этот особый «жанр». " Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения".
Однако это случилось. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. Семья Руссо разбогатела в годы Революции на распродаже общественного имущества. Девочка напоминает куклу, подобно той, которую она держит в своей руке. Ему действительно удается увидеть мир его глазами.
Не смотря на легкий румянец на щеках, покрасневшие ущи, в ней нет жизни. А дальше начинается самое интересное. 34) создавался под впечатлением выступлений Айседоры Дункан и Вацлава Нижинского. Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Мастер в молодости написал в честь нее вальс и таким образом обессмертил ее имя. Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов.
Отношение авангардистов к творчеству Руссо носило противоречивый характер. Меняющиеся оттенки причудливых растений создавали ощущение зрительной удаленности. Здесь фон — это действительно фон, подобный театральному заднику, а не среда, не окружение. Но Руссо вдруг спросил: А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. Считается, что Ядвига была иностранкой и переписывалась с Руссо долгое время, однако ее внезапная смерть оборвала их связь.
Это утверждение имеет под собой документальную подоплёку. Кроме того, он сочинял музыку и в 1885 году был удостоен диплома Литературной и музыкальной Академии Франции за сочиненный им вальс «Клеманс». Неожиданная смерть любимой жены стала для Руссо настоящим ударом. Ему был не понятно стремление импрессионистом искать сюжеты в новом, бурлящем Париже. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. Свое произведение он сопроводил легендой, написанной на раме: «Хищник, обуреваемый жаждой крови, застывает на месте, не решаясь набросится на крепко спящую, обессилившую жертву». В чем же заключается такой неподдельный интерес, который вызывают у нас пейзажи Руссо.
Заметим, что настоящий ботанический сад был одним из любимых мест Руссо в Париже. Они помогают зрителю полнее ознакомиться с внутренним миром персонажа на картине. Руссо пытался подражать Жерому.
Все мертвы или умирают. В поле зрения исследователя должен попасть пейзаж с изображением цеппелина и дирижабля «Свобода», запуск которых произвел большое впечатление на парижан, современников Руссо. На палитре художника написаны имена двух жен художника Клеманс и Жозефина. Эта особенность придает пейзажам Руссо особую глубину. Единственное, что оживляет ее – глаза.
Так ли уж необходимо понимать сюжет. Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. она повествует самых важных для Руссо событиях и людях. Несмотря на ряд недостатков, его творчество очень интересно и свидетельствует о его многосторонних дарованиях.
Вокруг хлещут косые струи дождя, трава и ветви деревьев гнутся к земле. Так, на картине «Тигр, застигнутый тропическим ливнем» (1891 г., Национальная галерея, Лондон) (илл. Большинство произведений Руссо, созданных до 1900 года, утрачено. Необходимо раскрыть своеобразный мир героев пьес Руссо. А в 1947 году его останки были торжественно перезахоронены на родине художника, в Лавале. Явно субъективное замечание выявляет намеренную объективность слов Руссо.
Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра. Суть данного противоречия лежит глубоко в сознании художника. Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Нападение тигра на быка» (ГЭ) (илл. С момента «первого показа» сам художник начинает позиционировать себя как профессионал.
Приехавший врач поставил лежавшему в бреду художнику ошибочный диагноз ("белая горячка") и отправил его в лечебницу для алкоголиков. Магия в том, что вы не в силах отойти от этой картины. Он устремлен навстречу новому искусству. Портрет-пейзаж». Но агрессивное божество войны продолжает свой путь дальше.
"Руссо черпает вдохновение из собственной фантазии, – писал один из них. Эту картину можно считать одной из ключевых в жизни художника. Создавая свой «игрушечный» наивный мир, Руссо отправляет зрителя в путешествие по закоулкам собственного сознания, заставляет его встретиться со своими страхами и мечтами. Они встретились на какойто выставке и Дега воскликнул: «А, это вы, господин Руссо.
Гораздо лучше в контексте работ Руссо подходит термин «наивное искусство». История позирования сильно анекдотизирована и версия о том, что Руссо обмерял Аполинера линейкой портного вряд ли соответствует правде. Она заставляет вас стоять на месте и разглядывать ее. Тропические джунгли, сверкающие изумрудами своей зелени и самоцветами диковинных цветов. Красное короткое платье занимает одно из ключевых мест на картине, так как они помогают определить возраст модели.
В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов — обнаженная на ложе и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу. 31). Так Руссо вступил в последний период своей жизни, апогеем которого стала картина Сон. В их лице «народное» искусство перестает быть безымянным, обретает имя. Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Он одновременно работал над всеми подобными оттенками на картине.
Творчество художников-«примитивов» (причем во всех смыслах, которые можно вложить в этот термин) начинает играть в нем одну из главных ролей. С другой стороны Гоген назвал это произведение искусством будущего, приближением к созданию «чистого искусства». Никакой выгоды от этой операции он не имел. Однако это случилось. Это она держит весь центр картины. Творчество Анри Руссо стало своеобразным феноменом в искусстве начало 20 в. Оно резко контрастировало с модными импрессионистичными тенденциями того времени и шло в разрез с привычной академической традицией.
Какой кошмар. 33). Одежды сбегают вдоль тела Пенелопы, как струи дождя, подобно «мокрым» драпировкам в греческой скульптуре эпохи классики. К 1912 г. относится, пожалуй, самая знаменитая работа Бурделя – «Пенелопа» (Музей А. Бурделя, Париж) (илл. Этим художникам удалось создать собственную идеальную модель мира, опирающуюся на миф (Ноев ковчег, Всемирное братство, Рай, В садах Эдема). Учитывая, что рельеф предназначен занимать место над окнами первого этажа и должен хорошо «читаться» издалека, Бурдель выполняет изображение в лаконичных, крупных формах.
В данной главе будет дана попытка определить место этих непрофессиональных художников в истории современного искусства. Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы. Спящую цыганку постигла не счастливая судьба. Он писал портреты, семейные празднества и официальные церемонии, виды Парижа и его окрестностей, натюрморты, пейзажи с фигурами, военные парады и баталии. Он устремлен навстречу новому искусству.
Спящую цыганку постигла не счастливая судьба. «Картина излучает красоту, это неоспоримо, — писал Аполлинер. Определить, какая из этих историй правдива нам вряд ли удастся. Ведь его полотна так далеки от нее и являются скорее антиподом реальности. Парадоксальным образом стремление подражать технике прошлого переносило Руссо прямо в будущее – он писал в манере, сходной с живописным языком художников XX века, например Матисса.
Она управляет животными и под звуки музыки они смиренно ложатся к ее ногам. На этих вечерах выступал любительский ансамбль (на скрипке в нем играл сам Руссо), читались стихи и показывались другие концертные номера. Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. Не найдя образцов портрета у Жерома, он обратился к творчеству этого художника. Это чувство он пытался воплотить в своих ранних пейзажах, букетах из удивительных цветов и его поздних работах, наполненных буйством зелени и глубокой детализацией. Здесь Руссо в какой-то мере перекликается с Гогеном. Образ женщины, по моему мнению, связан с любовью художника к его первой жене Клеманс.
Ответ очень прост — искренность и силу убеждения. После смерти художника о нем стали слагать легенды. Оно упивается кровью. Но художник не сдавался и создавал все больше необычных ярких полотен. Наиболее узнаваемым Руссам делают его пейзажи с изображением джунглей.
1905). Наряду с искусством первобытных народов творчество Руссо воспринимается как «антиклассика», значительная в своей непрофессиональности. Справа от него течет Сена, вдоль нее прогуливаются крохотные фигурки людей. — Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении». Руссо очень любил создавать вокруг себя ареол таинственности и загадки. Одним из наиболее известных женских портретов мастера является «Портрет женщины» 1895 г. Модель осталась не известна, однако существует версия, что на портрете изображена одна из любимых женщин Руссо – Ядвига.
Однако это случилось. » – писал художник. Однако всегда в подобных ситуациях остается волшебное «НО». Для него характерно прямое обращение к примитиву со стороны профессиональных художников. Она заставляет задуматься, в каком обличье она может прийти к каждому из нас в тот момент, когда мы будем ждать ее меньше всего.
Оно основано на двух комплексах, преследовавших художника всю жизнь: комплекс нехватки академических навыков из чего задумка не всегда отвечала содержанию и бесконечная бедность и не известность. Мастер все больше замыкался в себе и погружался с головой в мир собственного воображения, что подтверждает поздний период его творчества (картины с джунглями). Хватало при этом и розыгрышей талантливого чудака. Находясь под этим сильным впечатлением он начал вводить в свою идиллию новые образы аэропланов, железных дорог, заводов, которые добавляют нового современного звучания его работам.
Саму Клеманс свела в могилу чахотка. Он не мог смириться с тем, что его реальность не имеет ничего общего с повседневностью. Руссо подносил палитру к лицу модели, чтобы удостовериться в правильности выбранного тона. Однако, с другой стороны, та же «кукольность» вовлекала в себя зрителя и зачаровывала сильнее, чем, если бы мастер оперировал натуроподобными формами — так ребенок сильнее увлекается более «примитивной» игрушкой, чем дорогой куклой, которая выглядит «как настоящая».
Первое, что бросается в глаза, влияние Всемирной выставки 1899г. Подобный термин по моему мнению является очень абстрактным и не объективны. Какая одержимость. Это белое платье сверкает ярким пятном среди темной зелени гигантских растений.
Руссо обеспечивал себе своеобразный пропуск в искусство, которого ему недоставало. Ядвига опирается на сорванную ветку дерева. Единство колорита, не нарушаемое другими тонами, например, синим пятном маленькой тачки у черного забора, без тени сомнения показывает, что Руссо было известно действие воздуха, приглушающего цвет. Этот прием часто использовал в своем творчестве Поль Сезанн.
«Война» стала отображением впечатлений художника о событиях Франко-Прусской войны 1870-1871 г. и о жестоко подавленой Парижской коммуны, когда улицы Парижа становились красными от крови. Дора Валье в своей работе указывает на тот факт, что чем больше Руссо отпускал свое внутреннее «Я», тем ярче и живописнее становилась его живопись. После демобилизации он вновь стал клерком – на этот раз в конторе судебного исполнителя.
Однако традиция семейного ремесла на нем и закончилась. " Кончилось все веселой попойкой. В конце жизни он добавил к этому списку имя Бонна. Аполинер обиделся и не принял подарок. И, хотя на первый взгляд это может показаться неправдоподобным.
Иначе говоря, он почтительно заявляет: «Я этого не понимаю, следовательно, это — идиотизм». Необычным явлением в искусстве рубежа XIX—XX вв. Просто внутреннее чутьё--они должно этот дар не зарыть --а отдать.
Его мать – дочь офицера Великой армии Наполеона, а отец, Жюльен Руссо, – потомственный жестянщик из Лаваля, города на западе Франции. 4 сентября Руссо скончался от сепсиса. Эта особенность придает пейзажам Руссо особую глубину. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья.
Где начинается первое, где кончается второе. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. В своем творчестве художник неоднократно обращался к женскому образу.
В 1893 году Руссо вышел на пенсию. Ответ очень прост- искренность и силу убеждения. Черное воронье слетелось на этот кровавый пир, чтобы поживиться. В какой-то степени да. Самый знаменитый такой банкет был дан в 1908 году в мастерской Пикассо. Насчет смелости: мне кажется, такие люди ничего не боятся и делают, что хотят.
Чтобы заполнить его, Руссо начал рисовать – для собственного удовольствия. В 1869 году Руссо женился на Клеманс Буатар, дочери торговца мебелью. Он ошибся.
Совсем не случайно. Между тем, в Мексике он точно не бывал. Ему был не понятно стремление импрессионистом искать сюжеты в новом, бурлящем Париже. Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Ничто не сможет сдержать ее безумный бег. Самого себя он представил стоящим на фоне городского пейзажа («Автопортрет», 1890 г., Национальная галерея, Прага) (илл.
Это неуловимое чувство заставляет не обращать внимания на технические погрешности и полностью погрузится в созерцание. Ваш взгляд пытается найти в ней хотя бы намек на привычную идеалистичность, пропорциональность, ведь нас всегда учили, что все должно быть по правилам. Это утверждение имеет под собой документальную подоплеку.
Действительно, существовали эпохи, определявшиеся высоким искусством профессионалов, когда народное, «примитивное» творчество практически не влияло на современные ему «большие» стили и не соответствовало запросам времени. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул: "А, это вы, господин Руссо. Зрителям они казались пришедшими из тропических лесов. Этот прием часто использовал в своем творчестве Поль Сезанн.
Узнав об этом, Руссо по собственной инициативе решил написать свою автобиографию и отослал ее издателю вместе с автопортретом – рисунком пером. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Подобный термин, по-моему мнению, является очень абстрактным и не объективным. Первое из названных полотен, пожалуй, самое мрачное из произведений Руссо.
Повсюду деревья. А в этой живописи правил нет. Она достигалась путем создания эффекта глубины цветом. Однако комплекс несоответствия между воплощенным произведением и задумкой остался с ним до конца.
Ему удается победить бездушную искусственность наступающей цивилизации с ее техническими открытиями в своем необузданном воображении. Пейзажная живопись Руссо идет в разрез с традиционными представлениями о примитивизме. Если вы помните, там напротив охотника обнаженная женщина.
В этой автобиографической справке вместо «я» везде стоит слово «он». Это она держит весь центр картины. В своей автобиографии он пишет, что испытывал трепет перед всем, созданным природой и больше всего он горел жаждой обладания ею. Этот рассказ никак не подтверждается официальными документами.
Зашло ли оно настолько далеко, чтобы разрешить ему установить мольберт на рабочем месте. Не смотря на то, что Руссо обожал Париж, он видел его совершенно по-иному. Из-за непреодолимых для него технических трудностей в его картинах сохранялся неразрешимый контраст содержательной условности (линейная перспектива) и эмоционального понимания (воздушная перспектива), соединяющихся в изобразительном искусстве со времен Ренессанса. В немалой степени помогла этому Всемирная выставка, состоявшаяся в Париже в 1889 году. Этот другой человек держал кисть.
После этого Руссо отделался условным наказанием. Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Тем самым примитивизм Руссо контрастировал не только с официальным салонным искусством, но и с профессиональными «левыми» направлениями. Известно, каким едким остроумием обладал Дега.
Критик «Меркюр де Франс» Л. Руа писал о картине «Война или Всадница раздора», выставленной у «независимых» в 1894 году: «Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов. Однако было бы ошибочно утверждать, что Руссо стремится подражать примитиву. Наверное в том, что все они вызывают чувства глубоко интимные. Итак, полотно «Спящая цыганка» было написано в 1897 г. и выставлено в Салоне Независимых.
Интересным мне представляется тот факт, что для самоидентификации себя как художника, Руссо использовал термин художник реалист. В таких картинах как «Заклинательница змей», «Сон» женщина выступает в роли властительницы. Суть данного противоречия лежит глубоко в сознании художника.
Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться. С момента «первого показа» сам художник начинает позиционировать себя как профессионал. Одной из них была техническая сторона. Так, например, на пиджаке появился знак «пальма академии».
Нищего живописца похоронили на кладбище для бедняков. Черное воронье слетелось на этот кровавый пир, чтобы поживиться. Анри Руссо (Henri Rousseau, 1844-1910) — французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. То же желание стало источником большого разочарования, на этот раз связанного с портретом. «Мое начальство постаралось назначить меня на спокойную должность и работа не была для меня тяжким бременем».
Портрет-пейзаж». Ее так же можно считать автобиографической, т. к. Картину 1890 года «Я сам, портрет-пейзаж» (Национальная галерея, Прага) можно назвать программным произведением художника. Работало лишь подсознание. Банкет, устроенный Пикассо в честь Руссо на Монмартре, знаменовал собою утверждение новых принципов в европейском искусстве. Творчество Руссо относят к жанру примитивного искусства. Иногда писал портреты на заказ.
Но народный художник-примитив, так же как и «неопримитивист» в духе Клее или Гончаровой, – явления иного порядка, чем творчество Пиросмани или Руссо. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться.
Вероятно, он начал рисовать уже около 1870 года. По мнению исследователей древнего искусства, такие сцены «символизировали смерть как таковую или даже как торжество смерти», а иногда интерпретировались как «символическое изображение жертвоприношения». «Война» стала отображением впечатлений художника о событиях Франко-Прусской войны 1870-1871 г. и о жестоко подавленой Парижской коммуны, когда улицы Парижа становились красными от крови. Магия в том, что вы не в силах отойти от этой картины.
Они встретились на какой. С этой точки зрения особый интерес представляет пьеса «Посещение Всемирной выставки 1889 года». Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул: «А, это вы, господин Руссо. Лицо женщины напряжено, губы сомкнуты и как будто застыли в вымученном подобии улыбки. Часто в его пейзажах мы можем увидеть флаги или другие неизменные символы Парижа. В процессе написания полотна художник сталкивался с рядом проблем.
В игру вступает ваше собственное воображение. А. С. Вот таким образом он не мог отличить исторического от устаревшего. Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». Особое внимание я бы хотела уделить двум последним.
Субъективно или объективно. (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
В картине 1886 года «Карнавальный вечер» уже присутствуют будущие черты индивидуального стиля Руссо чередование планов, размен фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка элементов композиции. В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. На долгое время она была утрачена и только спустя много найдена в амбаре. Гийом Аполлинер рассказывал о том, как художника работал над его портретом (1909, «Муза, вдохновляющая поэта (Портрет Аполлинера и Мари Лорансен)») : «прежде всего С 1905 года Руссо выставлялся в Осеннем салоне.
передать нам. Перед нами портрет девочки, сидящей на лугу с ее любимой куклой и сорванным цветком. Перед тем, как явиться в часть, Руссо пришлось отсидеть месяц в тюрьме. Думаю, что именно отсюда такая внутренняя сила. Однако если Гогена к экзотическим сюжетам привели внешние впечатления, то Руссо, всю жизнь проживший в Париже, черпал образы исключительно в своей фантазии, которая для него лично оказывалась реальнее окружающего мира: мастер признавался, что боится возникающих в его голове образов. Интересно, что интерес к живописи у Анри Руссо проснулся в зрелом возрасте.
Надо заметить, что наличие в автопортрете этих знаков современной цивилизации не удивительно: Руссо был убежден в том, что является «современным художником». Столь же неясным оказываются термины «народный» или «фольк»-мастер, часто употребляющиеся вместо слова «примитив». Увлечение миражами Руссо совпадает с острым интересом к полинезийской и негритянской скульптуре в среде французских авангардистов. А в этой живописи правил нет. Невозможно и объявить их чистыми примитивами, так как они не были «наивными» народными художниками и, владея всеми элементами «примитивного» языка, которые были либо присущи им органически, либо вызваны к жизни потребностью самовыражения, воплощали «большие» темы.
Они сверкают на черном лице светом безумства и заставляют трепетать душу. В связи с этим очень трудно различить правду и вымысел в его биографии. Сверху висел транспарант: "Честь и слава Руссо. Черный силуэт женщины напоминает каменную глыбу, увитую змеей. Многие современный искусствоведы видят в творчестве Руссо предтечи сюрреализма и кубизма.
Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства. Почему необычность должна давать повод для насмешек. Но в то же время художник дарит нам надежду на благосклонность судьбы и спасение. Точнее они есть, но они настолько трансформированы, что простому обывателю кажется, что все это больше напоминает театр абсурда, чем живопись.
Репертуар Руссо был весьма разнообразен. Весь ужас пережитого он постарался передать в этой картине. Следует рассмотреть лубочное начало в соединении изображения и слова в картинах Руссо, обратив внимание на создание им пояснения-«поэмы» к своим живописным работам.
В своем творчестве художник часто обращается к патриотическим мотивам. Поле укрыто искалеченными трупами, которые в большинстве своем абстрактны. до капельки. Картина с тигром написана в изысканной «осенней» цветовой гамме, где охра, желтый, белый и бесчисленные оттенки зеленого — светлого и контрастного к нему темного, смешанного с пурпурным и синим, — сливаются в единый гармоничный и торжественный ансамбль.
Ее так же можно считать автобиографической, т. к. Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Он чувствовал себя первым живописцем на Земле, как бы «нарочно» забывая о всей предшествующей ему многовековой истории живописи. Часто в его пейзажах мы можем увидеть флаги или другие неизменные символы Парижа.
Это она держит весь центр картины. Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. Но, скажите, разве нельзя наслаждаться только сочетаниями цветов на холсте. Проблемы, поставленные в их искусстве на рубеже столетий, остаются актуальными и сегодня. Однако все это абсолютно иное, нежели тональный колорит. Одной из них была техническая сторона.
– попался на удочку. Почему Руссо, не будучи сам примитивом в прямом смысле этого слова, скажем, представителем низовой городской культуры, обратился к простейшему живописному языку, способствуя открытию «примитивов» художественной интеллигенцией рубежа XIX и ХХ веков. На выставках возле расположенных в дальнем закутке картин Руссо собирались зрители и громко потешались над простодушным неучем, затевая нечто вроде игры: «кто откроет глубину» Руссо. Единственное, что оживляет ее — глаза.