Анри де Тулуз-Лотрек (Henri Marie Raymond de Toulouse-Lautrec Monfa, Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа) – великий французский художник-импрессионист, постимпрессионист. Анри Тулуз де Лотрек, картины которого впечатляют своей откровенностью и реализмом, является самым странным и самым несчастным художником-постимпрессионистом. Мало какие работы были оценены при жизни художника – мода на его картины появилась через некоторое время после смерти Тулуз-Лотрека.
Поначалу Анри де Тулуз-Лотрек больше всего любил «Элизе-Монмартр», но когда на месте претенциозного, на его взгляд, «Ша Нуар» открылся «Мирлитон», молодой художник стал его завсегдатаем и вскоре сдружился с Брюаном. Французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. Тулуз-лотрек, картины которого уже пользовались некоторой популярностью, был приглашен как постоянный художник «Мулен Ружа» (всемирно известного кабаре Монмартра).
В такое неспокойное время родился граф Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа – будущий великий художник, ставший известным далеко за пределами своей страны. Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (24 ноября 1864, Альби — 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) — французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (фр. Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa 24 ноября 1864, Альби— 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда)— французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.
Французский художник Анри Де Тулуз-Лотрек родился в епископском городе Альби 24 ноября 1864 года в семье аристократов. Картины художника Тулуз-Лотрека становятся характерными и специфическими, в них всегда виден талантливый неординарный стиль мастера. При жизни Тулуз-Лотрека критики были в основном настроены недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката. На открытии нового заведения были все – и князь Трубецкой и граф де Ларошфуко и уже знаменитый художник Тулуз-Лотрек.
В многочисленных портретах, сделанных в «Мулен Руже», Тулуз-Лотрек запечатлел знаменитую Луизу Вебер (1866–1929) и её партнера Жака Ренодена (1843–1907), прозванных Ла Гулю (lagoulu — обжора) и Валентина Дезоссе. Тогда-то Брюан и попросил Тулуз-Лотрека сделать афишу и вскоре они стали друзьями. Что несказанно огорчило отца.
Очень много своих картин посвятил именно этой стороне парижской жизни. Носил с собой бумагу и карандаши, постоянно, везде, где бы ни оказывался, делал зарисовки. Слишком хрупкие кости восстанавливались медленно, ноги частично атрофировались, Анри перестал расти (по мнению медиков, причиной этой беды было родство отца и матери Тулуз-Лотрека, они доводились друг другу кузенами). Где бы он не находился, он работал, работал без устали. Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником, а, говоря о своём недуге, часто прибегал к самоиронии.
Рост его был ниже 150 сантиметров (но тогда его не считали за карлика, так как средний рост мужчины во Франции был ниже на 10 сантиметров, чем сегодня), голова была непропорционально огромна (видимо, вследствие перенесенных в детстве болезней), а ноги – небольшого размера. Точность штриха позволяла ему передать обнаженную реальность конца века. Яркоалые губы казались распухшими. Не думая о здоровье.
Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка. Постепенно Монмартр стал центром жизни художника. Все здесь были горбунами – одни физически, другие морально.
Он обожал Эдгара Дега. Но вдруг он остановился, обернулся: «Да, Лотрек, чувствуется, что вы мастак. » Лотрек расцвел. Он — постоянный посетитель кабаре «Мирлитон», владелец которого — его друг, певец и композитор Аристид Бруан. И пока не ослеп до конца – продолжал писать. Его главным работодателем, заказывавшим ему афиши и плакаты, была фирма «Boussod, Valadon Cie». Он не отпустит ее от себя.
В данной картине использована техника «peinture a lessence» изобретенная художником Рафаэлли и затем усвоенная Лотреком. Анри был резвым, озорным, любознательным ребенком, он секунду не сидел на месте. Пожалуй, стоит отметить еще один талант Лотрека — гастрономический. Лотрек часто выставлялся.
Подлинный восторг у него вызывало мастерство, с которым артисты владеют своим искусством. Одиночество – вот чего он страшился. Художник не делал для картины никаких предварительных набросков. Говорят, что последними словами Анри были «Старый дурак», очевидно, адресованные его отцу. Цены на работы Лотрека все время росли.
В таком подходе к изображению можно отметить связь манеры Лотрека с принципами модерна. приехал в Париж, а в 1884г. Он пишет матери, что «нужно выставляться, где только получится, так как это единственная возможность быть замеченным». Живопись была для него всем: и времяпрепровождением и убежищем и способом обмануть свое жизнелюбие. «Существует только человек, — утверждал Лотрек. — Пейзаж — это нечто дополнительное и он должен использоваться только для того, чтобы показать суть человеческой натуры и характер человека». Жизнь ускользает от него, но он не даст себя отстранить.
С этого момента Лотрек ощущает себя настоящим художником. Это можно отметить в Портрете Сюзанны Валадон (1885, Копенгаген, Глиптотека) и Женщине в перчатках (1891, Париж, Лувр). Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Картины Лотрека, правда, не особо пользовались популярностью, до тех, пор, пока Жозеф Оллер не решил открыть Мулен Руж. Он стал знаменит.
Анри обладал веселым нравом, был любознательным и сообразительным ребенком, но при этом рос хилым и слабым. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин. В конце XIX века Монмартр слыл местом обитания ниспровергателей установленного порядка.
Несмотря на старания близких, Анри уже ничего не могло спасти. Время шло, Тулуз-Лотрек создавал свои реалистические картины и афиши. Но только участие в брюссельской «Выставке XX», где были представлены одиннадцать его работ, приносит ему подлинное признание.
В изображениях других моделей появляется новое звучание – остро психологическое. Публикую её, дополнив не только шедеврами художника, но и малоизвестными (по крайней мере, для меня. ) картинами и фотографиями. Художник всю жизнь ненавидел пейзажи, потому как ненавидел природу. Как говориться, я трезвый грустен и уныл и весел я бухой. Через какое-то время он снова получил приглашение и на этот раз повез свои работы сам. Его называли Эмилем Золя от живописи.
Не смотря на проблемы со здоровьем, художник не опускал руки, продолжил творить, работал днями и ночами, нередко стимулируя себя спиртным. О Клоде Моне он говорил: «Он был бы куда лучшим художником, если б до такой степени не забросил образы людей». Как и его учитель Пренсто, мальчик особенно хорошо умел показать движение. Лотрек ни на минуту не забывал о своей трагедии, но скрывал это, боясь вызвать жалость. Edouard Vuillard Toulouse-Lautrec en euve sur Yonne, en casa de los Natanson. Ну и что, ну и пусть.
К своим 30 годам он был законченным алкоголиком и страдал от сифилиса. Вечером в компании друзей спешил в театр. Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви. Началом звездной карьеры Аристида Брюана были его выступления в двух известных кабаре — «Эльдорадо» и «Амбассадор».
Участились приступы белой горячки, после чего Лотрек был направлен матерью на лечение (1899) в психбольницу недалеко от Парижа. Там художника поражает инсульт, его наполовину парализует. Между тем, Тулуз- Лотрек в одном из писем 1890 года упоминает ее как Rousse (Рыжая). В этой картине – картине мастера, хотя художнику всего 24 года. «Они сердечные женщины, -- говорил Лотрек.
В Мальроме Лотрек писал отца и мать. Смелые образы его картин станут причиной его ухода (или изгнания) из привычного круга светского общества. Умер от заразной половой болезни.
Это слияние с окружающей его средой помогло Лотреку обрести душевное равновесие. Необузданные, своенравные, беспредельно отважные, они во все века славились безумными похождениями, неукротимостью страстей. На первом плане, в углу, напротив Валентина (он написан в серых тонах, словно против света, в свойственной ему позе: его гибкое тело как бы извивается, веки прикрыты, руки в движении и большие пальцы отбивают такт), взлетает подол какой-то танцовщицы. Уличные женщины, какие-то темные личности, парии, жившие неизвестно, на какие средства, бездельники, бездарные поэты, анархисты, молодые художники в широкополых шляпах, натурщики и натурщицы в ожидании работы (по воскресеньям на площади Пигаль, вокруг бассейна, устраивалась биржа моделей), нищие сицилианцы в красочных лохмотьях изображавшие бога, неаполитанки, которые то торгуют своим телом, то позируют для мадонны, красавчики в узких брючках, одинокие дамы – последовательницы Сафо и разные другие феномены, говоря языком Лотрека, населяли Монмартр. Домой он возвращался все позже и позже и с крайней неохотой. Ему уже мало сиюминутного впечатления.
Прекрасная живопись и шикарные застолья — ах, как любили друзья забегать в мастерскую Анри. Постепенно Монмартр стал центром жизни художника. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Chteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Chteau du Cleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку. Его родителями были самые настоящие графы.
Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники ("Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме", 1883 "Графиня Адель де Тулуз-Лотрек", 1887 – обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека ("Молодая женщина, сидящая за столом", 1889, Собрание Ван Гога, Ларен "Прачка", 1889, Собрание Дортю, Париж). обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Henri de Toulouse-Lautrec Hangover (The Drinker) 1889 г. Но когда-то всему приходит конец, за все приходится расплачиваться. Многие, кто поначалу замечал этот дефект, скоро о нём просто-напросто забывал.
18, 19, 20 лет. Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. В тот же день друзья доставили его в замок Сен-Жам — дом для умалишенных. Он стал подписываться анаграммой своей фамилии – Трекло – или же совсем не ставил подписи. Как всегда внезапно, одна из проституток (Рыжая Роза) заразила Анри де Тулуз Лотрека сифилисом.
А он — с удовольствием демонстрировал свое кулинарное искусство. Очевидно, Анри де Тулуз Лотрек был болен какой-то наследственной болячкой, вроде болезни Лобштейна (синдром «хрустальных костей»). С каждым днем он чувствовал себя здесь свободнее, чем где-либо.
Жанне Авриль, как и другим близким людям Тулуз-Лотрека, было хорошо известно о его пристрастии к алкоголю, к тому же художник заразился сифилисом. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Выросший в достаточно богатой семье, он никогда не стремился обогатиться. Писал бесплатно рекламные плакаты различных кабаре (известное и фрагментами сохранившееся полотно для мадам Ля Гулю).
В образе кокотки с Монмартра фото 1895 г. Он стал истинным певцом Монмартра — парижская богема признала этот титул именно за ним — при всем количестве творивших на Монмартре художников. А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками. И он жил. Он увлеченно писал картину за картиной – сцены в «Элизе – Монмартр», портреты, этюды с танцовщиц и клоунов.
Его жизнь была короткой и драматичной. Близкое знакомство с членами группы «Наби» — Боннаром и Вюйаром заставило Тулуз-Лотрека заинтересоваться журнальной иллюстрацией. Его моделями были танцовщицы Мулен Руж Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Лотрек чувствовал себя на Монмартре непринужденно. — писал он графине Адель. «Приличное аристократическое общество» не принимало его.
Уличные женщины, какие-то темные личности, парии, жившие неизвестно, на какие средства, бездельники, бездарные поэты, анархисты, молодые художники в широкополых шляпах, натурщики и натурщицы в ожидании работы (по воскресеньям на площади Пигаль, вокруг бассейна, устраивалась биржа моделей), нищие сицилианцы в красочных лохмотьях изображавшие бога, неаполитанки, которые то торгуют своим телом, то позируют для мадонны, красавчики в узких брючках, одинокие дамы — последовательницы Сафо и разные другие «феномены», говоря языком Лотрека, населяли Монмартр. Потому и афиши, созданные Анри Тулуз-Лотреком, ныне воспринимаются нами с таким же интересом и восхищением, как и его портреты и другие картины. Его наследие считается одним из самых богатых. Он понял: страсть, похоть — это не любовь. Тулуз-Лотрек черпал вдохновение из различных источников.
В этот период написание картин отодвигается на задний план. 1881 год. Он внедряется в широкую социальную среду, не желая добиваться признания салонов и галерей. Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви. Он смотрел — и рисовал, занося на бумагу свои впечатления.
Но вот перед Лотреком открылось новое поле деятельности: Оллер и Зидлер предложили ему подготовить к открытию сезона афишу с рекламой их кабаре. Мать родилась в семье влиятельного государственного чиновника. Танцовщица изображена на сцене в глубине картины, она поглощена своим танцем. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Тогда же Тулуз-Лотрек пишет афиши для кабаре «Мулен Руж» «Чёрный кот» и Диван Жапоне и других ночных увеселительных заведений Парижа.
В 1892 году художник пишет ей: «Моя семья не может разделить мою радость, но ты — это совсем другое». Он начинает сотрудничать с издательствами. Он ликовал. Разве что на полотнах. В 20 лет Лотрек ушел из дома, поселившись у приятеля на Монмартре. В конце 1894 года, по его собственному признанию, он завален работой. Все это обостряло его сумасбродное эксцентричное поведение.
Единственным, кто к этому времени уже осуществил подобный эксперимент, был Дега. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки ("Гостиная в Шато де Мальроме", 1886-1887 "Дезире Дио (Чтение газеты в саду)", 1890 – обе в музее Тулуз-Лотрека, Альби "Портрет Мадам де Гортцикофф, 1893, частная коллекция). У графа Альфонса был знакомый художник Рене Пренсто, глухой от рождения.
Очень любил женщин. На следующий день о нем уже знал весь город. В 1888 году художника пригласили принять участие в выставке брюссельской Группы Двадцати, самой активной ассоциации нового искусства. Человек не может измениться в одночасье. Ему не составляло труда сделать набросок карандашом или пером. Париж, казалось, сбрасывал сюда все отребье. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ("Джейн Авриль в Жарден де Пари", 1893 "Divan japonais", 1893 – обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика.
Мои эксперименты продвигаются вперед без проблем». В конце века техника живописи переживает новый виток развития. Родители Анри – граф Альфонсо и графиня Адель – были двоюродными братом и сестрой. А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. — воскликнул однажды художник. Как бы то ни было, годы заливания алкоголя в глотку не прошли даром.
С рождения был инвалидом. Его бичующий карандаш не лишен сострадания. Творчество этого необычайного талантливого человека сумело вместить в себя дух эпохи. Он жадно наблюдал жизнь вокруг себя — и стремился запечатлеть ее мгновения.
Творчество Лотрека приобретает абсолютно другое направление. В этом и состоит величие искусства Тулуз-Лотрека. Красивый ребёнок с тонкими чертами лица был надеждой отца – граф, заядлый охотник, наездник и любитель женщин видел в сыне продолжение, однако, вскоре разочаровался в Анри, видя его слабость. Его плакаты — это шедевры. Временами Тулуз-Лотрек поселялся в том или ином борделе. Смелыми, широкими, раздельными мазками Лотрек записывал фон.
Лотрек жил в каком-то головокружительном темпе. Постепенно у Анри стали заходить шарики за ролики из-за сифилиса и алкогольного психоза. И может организм бы и справился, люди то живут с сифилисом долгие годы, пока у них не отвалится нос и даже иногда выздоравливают (для справки в 30 случаях происходит самопроизвольное выздоровление от сифилиса, но на удачу надеяться, все-таки, не стоит). Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби.
Лотрек, волнуясь, ждал, Дега обошел зал и стал спускаться по лестнице. Для богатых умалишенных. Больше того, эти отверженные инстинктивно поняли отверженного. Однажды Дега, увидев у Дио рисунок Лотрека, долго, внимательно рассматривал его, а потом с грустью в голосе заметил: «Подумать только, это сделал молодой, а мы столько трудились всю жизнь. » Лотрек получил огромное удовлетворение, услышав из уст Дега комплименты, но больше они не встречались. Отныне он решил серьезно заняться живописью, поступив в мастерскую Леона Бонна известного художника – портретиста. Всего им было написано около тридцати афиш, каждая из которых настоящий шедевр.
Вскоре его труд увенчается успехом и в октябре фирма «Буссо и Валадон» выпустит в продажу 2 изумительных эстампа Лотрека – «Ла Гулю и ее сестра» и «Англичанин в «Мулен Руж»» – по 20 франков за штуку. И смотрел вокруг. В середине 80-х годов Лотрек ведет преимущественно ночной образ жизни. Чаще других на его картинах можно было увидеть Ла Гулю, знаменитую исполнительницу канкана, которую прозвали Ла Гулю (Прожорливой) из-за ее неуемного аппетита и привычки опустошать бокалы посетителей кабаре. То была огромная победа для художника.
Попытки родственников вылечить алкоголизм Анри провалились. Вместе с ними художник начинает работать для популярного журнала «Та Revue Blanche». Мне этого достаточно».
Привычный мир мальчика рухнул. Его интересовало мнение лишь одного человека, а именно Дега, которому он послал «личное приглашение». Художник обладал необходимыми плакатисту данными – чувством монументальности, декоративности, необходимой экспрессией стиля и острым, метким контуром. Весь досуг Лотрека проходил на Монмартре – в самом веселом районе Парижа, где царил мир кабаре, дешевых забегаловок и художников. Или Лотрек.
Острота глаза – это единственное, что ему даровано. Тулуз-Лотрек вел образ жизни, бросающий вызов всем буржуазным ценностям. Для примера можно назвать такие полотна Тулуз-Лотрека: «Гостиная в Шато дель Мальроме» (1886 – 87), «Дезире Дио» (или «Чтение газеты в саду» – 1890), «Портрет мадам де Горцикофф» (1893). Все портреты, созданные художником, можно условно разделить на две группы. Особенно отчетливо становление искусства художника можно проследить в портретах.
За 2 года Анри дважды ломает ноги: 30 мая 1878 года перелом шейки левого бедра (в Альби), а через 15 месяцев – левого (во время отдыха в Бареже). Он знакомится с Эмилем Бернаром (1868–1941), знаменитым в будущем художником. В его картинах можно найти много исторических моментов. Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки. Группа зрителей у него решена большой сплошной черной массой, контур ее – искусная арабеска, четко вырисовываются цилиндры и женские шляпки с перьями. И она прощала ему его безумную жизнь, его влюбленность в порочный Монмартр.
Теперь для него существовал только человек. Среди них такие как «В Мулен Руж», «Прачка», «Гладильщица», «Портрет Ван Гога», «Канатная плясунья». Он стал раздражительным параноиком, появились галлюцинации. Он пил и рисовал, рисовал и пил.
Из-за этого несчастного случая Анри едва ли вырос на несколько сантиметров. С первого взгляда на лице ее можно прочесть все разочарования, волнения, мучительное недоумение перед жизнью. О, как хотелось ему создать свой собственный индивидуальный стиль, свою технику. Болезнь вроде отступила и Анри начал расти.
18, 19, 20 лет. Друзья старались помочь ему. Пожалуй, больше всего недоумения здесь вызвал бы обычный, нормальный человек. Глядя вокруг невидящими глазами, расстегнул ширинку и помочился на собственную картину. Его уже знали, привыкли к его виду, никто не обращал на него внимания. Он не вызывал у проституток никакого удивления.
Ведь у него не было выбора. Из Барежа его перевозят в Боск, а затем в Ниццу. Так он попадает на Монмартр. С каждым днем он чувствовал себя здесь свободнее, чем где-либо. Его интересовал индивидуум.
После лечения в клинике Тулуз Лотрек в скором времени снова стал пьянствовать. В конце сентября афиша была расклеена по Парижу и произвела огромное впечатление. Ведь в его прекрасных черных глазах без труда можно было прочесть: Спасите меня. Но он увлекся алкоголем, последний период его жизни из фарса превратился в трагедию. У Лотрека бывали минуты, полные горечи.
Во всяком случае, как плакатист. Это слияние с окружающей его средой помогло Лотреку обрести душевное равновесие. 300 рисунков, около 50 полотен – таков урожай 1880 года. Голова танцовщицы, золото ее волос выделяются на фоне этой темной массы. Ничто не выдает в ее портрете графиню де Тулуз – Лотрек. Образ жизни, который он вел на протяжении десяти лет, сильно подорвал ему здоровье.
В 1882г. Художник часто изображал танцовщиц и проституток, ставших ему друзьями. Конец, конечно, немного предсказуем. В 1901 г. он вернулся в столицу, дописал несколько неоконченных работ.
Так было и в короткой судьбе Тулуз-Лотрека. Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. Эти травмы, а также возможное генетическое заболевание и привело к «карликовости» — нижние конечности практически перестали расти. Все деньги, которые ему присылали в Париж он раздавал своим друзьям-художникам. Рекламные экипажи, которые разъезжали по Парижу с этой афишей, осаждала толпа любопытных.
Подобно всем художникам его времени, Лотрек пережил увлечение импрессионизмом. В частности, Пикассо в своем раннем творчестве очень много взял у Лотрека.
Монмартр того времени — это центр продажной любви. Мать же, наоборот, всегда поддерживала сына, жалея и оберегая насколько это было возможно. Но из-за своего внешнего уродства не сближался ни с кем. Пожалуй, лучшей работой из этой серии можно назвать «Цирк Фернандо» (1888, Чикаго, Институт искусств), ставшей первой на цирковую тему.
В середине лета Лотрека ждала большая, настоящая радость. В начале своего творческого пути Анри неоднократно писал свою мать – Портрет матери в саду (1883) и Портрет матери в гостиной дома в Альби (1887, оба хранятся в Альби, Музее Тулуз-Лотрека). Образ жизни художник вел очень рассеянный это и стало причиной его ранней смерти. Он сделал живопись достоянием простых людей.
Тулуз-Лотрек использует свой талант в открывшихся новых сферах. Отрек. Родители были не против того, чтобы сын занимался искусством. Два обделенных природой человека понимали друг друга.
С этого момента Анри становится частью Монмартра, а Монмартр становится частью Анри. Он понял: страсть, похоть — это не любовь. Перелом осложнился тем, что кости ребенка были очень хрупкими и тяжело срастались.
Гипс. Прозябать в бездеятельности, превратиться в калеку, которого все холят. Картон впитывал ее и она приобретала матовую фактуру пастели. Так появились его откровенные и шокирующие публику картины «Поцелуй в кровати», «Две девушки в кровати», «Женщина за туалетом», «Медицинский осмотр», «Салон на улице Мулен» и др. Первые компании — и первая наука: лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом. Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я. — выкрикивая эти беззаботные слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные.
Устраивал для друзей великолепные застолья, смешивал дивные коктейли, после которых мало кто оставался на ногах. С каждым днем он чувствовал себя здесь свободнее, чем где-либо. И страшный вердикт врачей: изменить что-либо, остановить течение болезни невозможно. А потом жизнь начиналась вновь, во всем своем буйстве и великолепии. Henri de Toulouse-Lautrec Dance at the Moulin Rouge 1889-90 гг. Henri de Toulouse-Lautrec Devotion. Правда, эта мечта останется среди неисполненных.
Henri de Toulouse-Lautrec Confetti 1894 г. Увлекся и литографией — новой модой времени. На его картинах проститутки прекрасны просто тем, что они женщины. Карлик, в раннем детстве перенесший две сложнейшие травмы. Охраняя семейную честь, граф Альфонс попросил сына взять себе псевдоним. Его имя постепенно приобретало вес — Лотреку заказывали картины и рисунки для журналов.
На его картинах проститутки прекрасны просто тем, что они женщины. Мать была единственным членом этой знатной семьи, кто понимал и принимал работы Анри. И относительный покой. — восклицал, глядя на его полотна, Лотрек. Но, сильный духом, он преодолевал слабость.
Его не волновало содержание пьес — он смотрел на лица актеров. Картины Лотрека – этолучший пароль для входа в мир парижской богемы конца 19 века. Вскоре он начал пить и умер в возрасте 36 лет.
Причём работает он в необычном для серьёзного искусства технике – графике избрав жанр рекламного плаката («Цыганка де Ришепен», «Кабаре Японский диван», «Ла Гулю в Мулен Руж и др. ). Полный энтузиазма, он пишет матери: «Я придумал новую технику в литографии. Такие дела. Он проложил путь живописи Тулуз- Лотрека. Его стиль определяли цветные валеры, подчиненные основному тону картины.
Ему всегда было интересно это вдруг. Любой урод пробуждал любопытство лишь в первую минуту, затем никто уже не удивлялся. Лотрек не поехал на выставку, но отправил одиннадцать своих полотен и один рисунок. Пользуясь приемами этого стиля, художник, тем не менее, не использовал эстетику модерна, проявляющуюся во внешнем украшении образов. Сбылась мечта: люди смотрели — и узнавали с первой секунды: Это — Лотрек.
Первые компании — и первая наука: лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом. Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я. — выкрикивая эти беззаботные слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные. Пожалуй, единственной женщиной искренне любившей Лотрека всю жизнь, была его мать, графиня Адель. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой. Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы. Он сам подчеркивал необходимость правды. Родился будущий художник в аристократический семье.
Выставка проходила в Бельгии, здесь он представил картину «В Мулен-де-ла-Галлет». Аристид Брюан (1851–1925), как и Тулуз-Лотрек, был выходцем из весьма состоятельной семьи, обретшим родину на Монмартре. В парижских артистических кабаре Брюан приобрел известность, регулярно появляясь в «Черном коте» — ночном заведении весьма скандального плана, открывшемся в 1881 году. Можно сказать, что своим успехом «Мулен Руж» обязан не в последнюю очередь именно Лотреку.
Все здесь были горбунами – одни физически, другие морально. Он рисовал то, что любил и в первую очередь животных. В таком подходе к изображению можно отметить связь манеры Лотрека с принципами модерна. Они же организовали в 1895 году его первую персональную выставку.
Дорогая матушка. Однако, годы в алкогольном тумане и недосыпании, подточившие иммунитет, сделали свое дело. Во вторую группу можно включить портреты, в которых модель представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки: Гостиная в Шато де Мальроме (1886-1887, Альби, Музей Тулуз-Лотрека), Дезире Дио (Чтение газеты в саду) (1890, Альби, Музей Тулуз-Лотрека), Портрет Мадам де Гортцикофф (1893, частная коллекция). Высокий и крупный, неутомимый охотник и путешественник, страстный любитель женщин и скачек, он вел бурную жизнь и надеялся, что единственный наследник (второй сын Ришар умер, не дожив до года) пойдет по его стопам.
Капризный, он почти всегда добивался своего и требовал, чтоб ему всегда уступали. Рядом — Жанна Авриль (1 899, Брюссель, Музей Икселль). А зрители на первом плане представляют собой прекрасный групповой портрет.
Отец был полной противоположностью сыну. — писал он графине Адель. Все изменилось внезапно, в мгновение, когда 14-летний мальчик вдруг упал, сломав бедро.
Молитесь о нем, — писала матери графиня Адель. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Не все — о, далеко не все — были в восторге от его полотен. Спектакль окончен — пора в кафе. Плакат раскрыл перед Лотреком неожиданные возможности. Надо сказать, что внешность художника была весьма оригинальна.
Запеченная баранья нога, гребешки Сен-Жак с чесночным пюре, маринованные луковицы, шпигованные гвоздикой. В образе японского императора Фото 1892 г. Между тем Лотрек много работал. И все это — жизнь. Вполне отвечавшая стилю модерн, она была предпоследним плакатом художника. Но он предпочел другую.
Лотрека стали понимать и ценить. Их ругают академики. Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами.
Ну, а чем он мог заниматься помимо живописи. Надо радоваться жизни. Она состоит в том, что пигменты растворяются в большом количестве живичного скипидара (терпентина).
Угасал очень долго. Когда солнце поднималось над горизонтом, Лотрек засыпал на пару часов. Готовые коктейли любил посыпать тертым мускатным орехом.
Отзывы о нем в прессе хорошие иногда просто великолепные. Было очень много друзей в актерской среде. Сохранился портрет матери за завтраком.
Здесь он представил 5 полотен: этюды женщин и картину «В Мулен-де-ла-Галлет», которую он, видимо, ценил, так как уже показывал в Салоне независимых. Он то и стал первым учителем рисования Анри. Любой урод пробуждал любопытство лишь в первую минуту, затем никто уже не удивлялся. Лотрек выработал свой почерк. Надо пользоваться жизнью.
Другая героиня многих картин Лотрека – клоунесса Ша-У-Као. Последовав их совету, Лотрек с жаром занялся изучением этого нового для него дела. Когда его что-то волновало, поражало, он сразу же брался за карандаш.
Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка. Эта экспозиция под открытым небом доступна каждому». Применяя новую технику печати, Тулуз-Лотрек вносит усовершенствования и в эту область. В январе 1890 года Лотрек снова получил приглашение принять участие в брюссельской выставке «Группы двадцати» и на этот раз поехал в Бельгию сам. В 1891 году литография оказывается в центре его увлечений. (сл. Извечная хромота.
Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. Его безжалостная кисть снимает с ее лица внешний лоск. К первой относятся те, в которой модель как бы ведет диалог со зрителем, глядя ему в глаза: Жюстин Дьель (1889, Музей Орсэ, Париж), Портрет месье Буало (около 1893, Кливлендский музей искусств).
На соседней странице — Жанна Авриль (1 893, Брюссель, Музей Иксель). В то время он писал в основном свое окружение: животных, природу и родных. Постепенно Монмартр становился центром его жизни. Анри с увлечением рисовал афиши для цирка и спектаклей, для кафешантанов и певиц. Очень любил жизнь.
Настоящий Двор чудес. Здесь человек только человек. Многие художники учились на его произведениях. Певица в элегантном синем платье с красной оборкой двигается покачиваясь, почти танцуя. К тому же, походы по путанам, которые так любил художник, тоже принесли подарок. Но, нет худа без бобра, как говорил сам художник: «удивительно, будь мои ноги немного длиннее, я никогда не стал бы рисовать». На заднем плане видны знаменитые черные перчатки певицы Иветт Гильбер.
Он так и не вырос. Все эти черты, определив манеру художника, стали играть первостепенную роль и в его станковых работах — например, в одном из самых блистательных произведений «Мавританский танец» (1895, Париж, Лувр). Друзья Лотрека – Шарль Море, Адольф Альбер и скульптор Карабен – увлекались литографией. Лотрек все время писал и рисовал, но эта страсть не была страстью наркомана, который ищет забвения.
Проницательный взгляд молодого художника схватывает самую суть модели. Тулуз-Лотреки принадлежали к древнейшему роду Франции.
Он возвел афишу в ранг истинного искусства. То была безумная жизнь без сна и печали. Рядом были мастерские других известных впоследствии живописцев и скульпторов. Лотрек работал над плакатом увлеченно, с большой тщательностью. Не думая о будущем. Выставка проходила в Бельгии, здесь он представил картину В Мулен-де-ла-Галлет. Отец и мать художника были двоюродными братом и сестрой, но заключение браков между Лотреками и Тапье не было редкостью. Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям.
Она поражала своей силой, свежестью композиционного решения, мастерством, броскостью. Особый интерес Тулуз-Лотрек испытывал к ночной жизни Мулен Руж, к вихрю лихорадочного, часто наигранного веселья, в котором нет ничего стабильного, а все перемешалось – реальность, световые эффекты, динамика танца и банальность ситуации.
Какую отвратительную шутку сыграла с ним судьба. Там Лотрек лечился с 27 февраля по 17 мая 1899 года. Густые черные волосы покрыли грудь, щеки, руки. За год он превратился из ребенка в мужчину.
Его искусство становится доступным каждому. В творчестве Лотрека складывался свой собственный стиль, в котором активную роль приобретала линия, сочетающаяся с мастерскими колористическими находками, несколько гротесковой характеристикой и нарочитой декоративностью. Живой и темпераментный мальчик, он ростом был намного меньше своих сверстников. Настоящая слава Лотрека, как художника, началась именно с плаката этого кабаре. Сетовать на свое несчастье и вызывать сострадание ему не позволяла гордость.
Инвалидная коляска. После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж — город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника.
Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. До самой смерти художник воспринимал отношение отца как предательство.
Были на этой выставке и работы друга Лотрека – Ван Гога. Кабаре «Мулен Руж» открылось в 1889 году и уже вскоре сталоизвестным ночным клубом. В это время он жил сначала в заведении на улице Амбруаз, а затем переехал на улицу Мулен. Мать готова была стать тенью сына, чтобы всюду незримо оберегать его. Узкие плечи, тонкие ножки, впалая грудь — казалось, все предвещало грядущую беду. Природа в спешке перепрыгнула период отрочества. И он жил.
Анри Тулуз-Лотрек появился на свет 24 ноября 1864 года. В свои 10 лет оставался таким же тщедушным со слабенькими ножками. Его сопровождал друг по «Мулен Руж» Морис Гибер. Критик Феликс Фенеон называл Лотрека «художником улицы»: «Здесь, вместо закрытых в позолоченные рамки и покрытых пылью картин, вы сможете найти искусство реальной жизни, цветные плакаты. Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки.
Больше всего недоумения здесь вызвал бы обычный, нормальный человек. Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Он принял свою искалеченную судьбу как вызов. Благодаря карандашу и кисти он окажется в самой ее гуще. В спиртном и еде — только самое лучшее. Эта работа служила плакатом выступлений Ля Гулю на Тронной ярмарке.
Лотрек чувствовал себя на Монмартре непринужденно. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой. Он спешил запечатлеть свой мир. Отчасти это произошло благодаря Жанне Авриль (1868–1943) и Иветт Гильбер (1867–1944), которых Тулуз-Лотрек увековечил в рисунках и живописных полотнах. Лотрек не поехал на выставку, но отправил одиннадцать своих полотен и один рисунок. Тулуз Лотрек (картины того периода почти не сохранились) уже в 1884 году открывает собственную мастерскую в богемном районе Монмартра – тогда жилье там стоило достаточно дешево.
Выставка Лотрека и Шарля Морана состоялась в начале 1893 года и продлилась 2 месяца. В 1880-х годах вместе с родителями он приезжает в Париж. Для литографии он делает наброски на картоне. Творчество Тулуз-Лотрека стало источником вдохновения для Эгона Шиле и Огюста Родена.
Первая выставка работ Тулуз-Лотрека проходит в 1886 году в кабаре «Мирлитон». Потрясающее везение. Разве что на полотнах. Henri de Toulouse-Lautrec The Bed 1898 г. В 20 лет Лотрек ушел из дома, поселившись у приятеля на Монмартре. «Моя комната завалена такими вещами, которые даже нельзя назвать мазней», - писал он. Маэстро расположился за мольбертом, Тулуз-Лотрек — на первом плане слева, сидя спиной.
На переднем плане – Ла Гулю в розовой блузке и белой юбке. В письме, датированном декабрем 1886 года, он утверждает, что не хочет писать о том, что именно он сейчас рисует, так как считает, что некоторые из его картин находятся «за пределами дозволенного».
Известна очень трагическая история, которая случилась с художником в 13 и 14 лет. Белая горячка. Дега не принадлежал к числу людей, которые ищут знакомства. Мать забирает находящегося при смерти Анри к себе.
Переломы были лишь следствием, «трагическим завершением болезни», развивавшейся в результате патологического костного фактора. Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами. Лотрек не приукрашивал и не бесславил их.
Его интересовали необычные ракурсы, глаза, взгляды. Его жизнь. Лотрек испытывал отвращение к лицемерию и неискренности буржуазного общества, компанию людей из рабочего класса он ценил гораздо больше.
В это время он жил сначала в заведении на улице Амбруаз, а затем переехал на улицу Мулен. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Лотрек не боялся комбинировать собственные приемы с современными тенденциями. Кроме того, Лотрек окончательно спился. – Ведь хорошее воспитание дается сердцем. Во время болезни увлечение живописью окончательно захватило Анри де Тулуз Лотрека.
Лотрек было отказался, но потом, чтобы его «оставили в покое», с грустью покорился. Грустное милое лицо женщины, сидящей за столом с чашкой кофе в руках, — мудрые глаза, боль, спрятанная в уголках усталого рта. Он пил и рисовал, рисовал и пил.
В 1872 году он поступил в элитный Лицей Фонтан (сейчас Лицей Кондорсе). В этих работах он сочетал технику Ван Гога с приемом Раффаэлли. Для него началась новая жизнь. Монмартр. Они общались без слов. В мае следующего года Лотрек выставлял свои работы в Тулузе, в рамках Международной выставки, организованной Академией изящных искусств, под псевдонимом Трекло.
Единственное, с чем не мог поспорить никто, — в его полотнах была энергия, сила жизни. И Монмартр захватывает его полностью. Первая его собственная работа такого рода — «Ла Гулю в Мулен Руж» — снискала шумный успех.
Вдруг. В 1888 году художника пригласили принять участие в выставке брюссельской «Группы Двадцати», самой активной ассоциации нового искусства. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Пришлите еще бочку вина по моим подсчетам, в год мне потребуется полторы бочки. Нет, только не жалость. С середины 1880-х годов, во времена, когда он учился классическому изобразительному искусству в мастерской Кормона, Лотрек усвоил, а позже и начал использовать технику, характерную для Дега. Пришло время и Тулуз – Лотрек переехал в дом терпимости.
На Брюссельскую «Группу Двадцати», самую активную ассоциацию нового искусства, Лотрек прислал 11 полотен и 1 рисунок. Именно Пренсто научил Анри мастерски передавать движение (особенность творчества Лотрека, восхваляемая всеми без исключения). Henri de Toulouse-Lautrec Self Portrait in front of a Mirror 1882-83 гг. Портретную живопись Тулуз-Лотрека условно можно разделить на два вида: картины, где модель смотрит на зрителя глаза в глаза, как бы ведя молчаливый диалог с ним («Жюстин Дьель» – 1889, «Портрет месье Буало» – 1893) и картины, где персонажи находятся в какой-нибудь обычной для себя ситуации, в окружении привычных вещей, которые свидетельствуют о профессии, повседневных занятиях и привычках. Творчество Тулуз-Лотрека несет на себе отпечаток его времени. Работая в цвете, он рисовал кистью, вот таким образом работы его приобретали острую характерность, на что не могли претендовать произведения, решенные более мягко, обычными методами.
Не следует забывать, что он повлиял на Пабло Пикассо, который с восторгом открыл для себя творчество Лотрека еще в первое свое посещение Парижа. Лотрек работал все более и более плодотворно. Дорогая матушка.
Через какое-то время он снова получил приглашение и на этот раз повез свои работы сам. По началу он подражает, модным тогда импрессионистам, но потом находит свой путь. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Он часто утверждал, говоря о своих работах: «Я старался передать правду». Год спустя другой критик хвалил его «точные наблюдения исполненные колкости и насмешки».
Тулуз-Лотрека считали художником своей эпохи. Рисунки в журналах, эскизы в газетах, литографии в театральных программках, реклама на стенах: рождается новая реальность искусства. Его уже знали, привыкли к его виду, никто не обращал на него внимания. Не тогда ли он впервые огляделся — и увидел реальную жизнь, в которой так много слез и боли. А ведь как мастер постимпрессионизма он умел это делать прекрасно. Он делал эскиз за эскизом, подсвечивая их, кропотливо изучая детали. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. Из «Мирлитона» в бар из «Ша- Нуар» в «Мулен Руж» из публичного дома в цирк или пивную.
Жуайан в 1896 году дал картине новое название: За туалетом. Афиша, в которой проявляется влияние японской графики, считается однойиз самых знаменитых в творчестве Тулуз-Лотрека. Созданная для того, чтобы приглашать посетителей в новое кабаре (Divan japonais), афиша Звезды Диван Жапоне (1 892—1 893, Париж, Кабинет эстампов) — рядом — изображает Жанну Авриль и музыкального критика Дюжардена. Жалость. Вместе с Лотреком в ней принимали участие известные французские художники – Ренуар, Синьяк, Одилон Редон, Сислей и даже Сезанн и Ван Гог. Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники («Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме», 1883 «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека («Молодая женщина, сидящая за столом», 1889, Собрание Ван Гога, Ларен «Прачка», 1889, Собрание Дортю, Париж).
И относительный покой.
Кормон). Среди импрессионистов Лотрек предпочитал тех художников, в творчестве которых портреты доминировали над пейзажами, — Эдуарда Мане и Огюста Ренуара.
В каждом портрете, в каждом наброске художник ярко передает неповторимость личности, показывает особенности характера и нюансы настроения своих моделей. Однако у Анри на все был собственный взгляд, а занятия в мастерских лишь подавляли его индивидуальность. Все эти черты, определив манеру художника, стали играть первостепенную роль и в его станковых работах – например, в одном из самых блистательных произведений Мавританский танец (1895, Париж, Лувр). Настоящее признание пришло только тогда, когда скончался Тулуз Лотрек. Опустив глаза, она с грустным, задумчивым видом застыла на стуле перед чашкой.
Подлинный восторг у него вызывало мастерство, с которым артисты владеют своим искусством. Рисунок был для ребенка способом выражать свои мысли. Здесь Тулуз-Лотрек начинает свое художественное образование. Он сам признался, что одержим живописью.
Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям. В 1888 году Лотрека пригласили принять участие в выставке. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени».
Уже к 30 годам беспорядочные связи привели художника к страшной болезни – сифилису. Увы, Анри была уготована совсем иная участь. «Вы поете дифирамбы в честь негодяя и одновременно указываете на его открытые раны», — обращался к Лотреку один из журналистов в 1893 году.
Литографии Лотрека становятся более декоративными, начинается период творческого расцвета. Веками праздность и безделье правили бал в их шикарных угодьях. Для него началась новая жизнь. Монмартр. Женщины на холстах живописца естественны, они, словно диковинные животные, смотрят на зрителя из своего порочного мира. Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни, особенно после трагичных случаев, подорвавших здоровье художника. Человек в повседневной своей жизни, на лицо, на фигуру которого годы и испытания наложили свой отпечаток, характерный для этого человека, свойственный только ему.
Так оно и было. Творчество стало для Лотрека настоящим убежищем. Какой художник, какая мощь. Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. Для начала стал учеником художника-анималиста Пренсто. И так было повсюду, где бы он не появился. Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование.
Он практически не спал. Анри Перрюшо в своей книге «Жизнь Тулуз-Лотрека» так описывает этот район столицы Франции: «Париж, казалось, сбрасывал сюда все отребье. Напечатав в «Курье франсе» рисунок с композиции «Похмелье или Пьяница», Лотрек подарил его своим дальним родственникам, неким Дио. Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы. Но не только художники отдавали должное гению Тулуз-Лотрека.
На странице в центре — Фернан Кормон Бегство Каина и его семьи (1 880, Париж, Музей Орсе). Нет и еще раз нет. Утехи находил в публичных домах. Он был сыном графа Альфонсо де Тулуз-Лотрек-Монфа и графини Адель, урожденной Тапье де Селейран.
В январе 1892 года он посылает работы в «Группу двадцати», сразу же вслед за этим выставляется в «Вольней» и у Независимых. А у его матери упреки замирали на губах, когда она видела сына. Уже через 5 лет после его смерти, в 1906 году, полотно «Интерьер кабаре» было продано за 7 тысяч франков, а в 1914 году картина «В постели» продана на аукционе за 15 тысяч франков. Все старались расшифровать подпись художника. Пожалуй, лучшей работой из этой серии можно назвать Цирк Фернандо (1888, Чикаго, Институт искусств), ставшей первой на цирковую тему.
Он работал без устали. Обладая искромётным чувством юмора, прикрываясь им, словно щитом, он глубоко в душе оставался тем же «маленьким сокровищем», ребёнком, который боится быть высмеянным большими взрослыми. И непременно в каждой картине была частица его собственной боли, его несбывшихся надежд. Один из любимых моих пост-импрессионистов. Судьба его была уникальна.
В замке Боск, где они жили, хранились портреты, офорты, пастели, рисунки.