Название «Туалет Марса» взято из сбжетов классической живописи, «Туалета Венеры», но поскольку я исследую роли современного мужчины, модель изображена в туалете в позе Роденовского мыслителя. Таланту художника ближе написание декоративных панно для украшения интерьеров (Туалет Венеры, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в пышных, овальной формы рокайльных обрамлениях. Картина Франсуа Буше Туалет Венеры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
А. С. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини.
Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. В ней проиллюстрирован целый миф. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Портретная живопись не была "коньком" Буше.
Истинным певцом женской красоты был Франсуа Буше, «кого Венера и ее Двор, — по выражению современника Фрерона, — избрали своим художником». В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. А. С. И даже будучи уже процветающим, обласканным властью художником, он много и плодотворно работал. Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. «Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей — фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа. Он часто изображает персонажей на фоне живописных античных руин.
Известно одно: на долгие годы пастух и Лизетта стали любимыми героями "мастеров фарфоровых дел" не только во Франции, но и во всей Европе. Известно большое количество полотен, написанных Буше и его учениками на эту тему. Получив в 1723 году первый приз в парижской Академии художеств, он едет в Италию (1723 — начало 1730-х годов).
Вполне вероятно, что приобретение этих двух композиций Н. Б. Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. Б. Тьеполо, а в палитре — колориту венецианских «виртуозов».
Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана.
На долгие годы полуразвалившиеся мельницы и тихие пруды, которые так любил и сам художник и его заказчики, были забыты. У него постепенно вырабатывается легкий, но эффектный штамп, так как от него требуют повторения работ. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. Значительную роль в творческой судьбе Буше имело покровительство маркизы де Помпадур (1721 — 1764), возлюбленной Людовика XV, обеспечившее ему заказы во дворцах Фонтебло и Бельвю.
Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху. Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. Однако эти особенности, отличающие представленные картины от основного варианта (в начале XX века — собрание А. Гольдшмита, затем — А. Ротшильда в настоящее время — частное собрание, Нью-Йорк), заставляют усомниться в авторстве Франсуа Буше. Вторая картина называется "Летняя пастораль".
2 Зеркало. Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. В 1730—1740-х годах он получает большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале — в комнате Королевы (Королевские добродетели, 1735), в Малых апартаментах (Охота на тигра, Охота на крокодила, обе — 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина (Венера и Вулкан, 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа (История, 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). Атрибут богини любви и красоты, символ женской привлекательности. За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы.
Юсуповым имело целью быть включенными в убранство интерьеров дворца в Архангельском, например, в качестве десюдепортов. «Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера.
В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено. Почти во всех своих работах, посвященных любви и чувственным наслаждениям, Буше сводит повествовательный элемент к минимуму, предоставляя зрителю просто наслаждаться розовой наготой нимф и фарфоровыми личиками пастушек. А. С. Пушкина, Москва «Пейзаж в окрестностях Бове», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. Кара Старшего изучая искусство оформления книг и гравюру.
В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше. По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах).
Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. К последним можно отнести набросок к фигуре Венеры из композиции «Триумф» использованный в нью-йоркском оригинале и эрмитажной картине. Одно время это полотно висело в Версале, а после смерти королевской фаворитки перешло к ее брату. Он распушил свои перья и смотрит на богиню, не отводя глаз.
Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа). А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Пушкина).
А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов». Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями или над зеркалами). Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца.
И в первую очередь это касалось еды. Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории.
Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. Знатная заказчица позирует живописцу в богатом, переливающемся светлом шелковом платье, лиф украшают букет цветов и объемный голубой бант, цвет которого перекликается с лентами на широкополой соломенной шляпе в ее руке. Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века.
Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет». Венера на этом полотне не самых скромных форм, ее тело дышит здоровьем. Декоративная импозантность, присущая идеальному портрету, сочетается в образах маркизы де Помпадур с передачей интимного, личного чувства, что придает им более камерный тон. Около ее ног воркует голубь.
Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы.
Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели". Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений.
На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой критике Дидро, писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость». Кудри богини завиты, а Амуры будто пытаются ее одевать. Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной".
В этих случаях мастер обращался, чаще всего, к женской натуре – как одетой, так и обнаженной. С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже)11.
Но его легкий изящный стиль, характерный для искусства рококо идеально подходил для картин, украшений, гобеленов и декораций королевского дворца. Многие из них являются набросками к его будущим картинам. Образы мира безмятежного, по полного чувственными наслаждениями жизни переданы в полотнах «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792).
Весьма характерным для творчества мастера является овальный медальон "Туалет Венеры", где богиня показана во всем блеске своей наготы. За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. В исполненных здесь пейзажах (Вид Тиволи, Булонь, Музей искусств и архитектуры) уже проявился декоративный талант художника, его умение строить композицию, сочетая ритмику целого и деталей.
Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком. В том, что касается деталей пейзажа, Буше был вполне сговорчив: по желанию заказчика он мог включить в композицию картины деревенскую хижину, старый горбатый мост, фигурку пастушки или прачки. А. С. Пушкина)13. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. С 1760 года Буше терял былую популярность. Он был интерпретатором многих манер, ощущая творческую свободу как подлинный мастер XVIII столетия13.
В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора.
Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта.
На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами. Он был интерпретатором многих манер, ощущая творческую свободу как подлинный мастер XVIII столетия.
В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. Напротив, все в один голос говорили об учтивости и такте самой знаменитой любовницы короля. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством.
Здесь развилось умение мыслить красками, видеть замысел в больших цветовых отношениях. Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). Об одном из своих портретов кисти Буше она отозвалась так: "Я выгляжу здесь красивой, но абсолютно не похожей на себя".
Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Он работал в станковой и монументальной живописи, рисунке, книжной иллюстрации, театральной декорации, декоративно-прикладном искусстве (для мануфактуры гобеленов в Бове и фарфоровой мануфактуры в Севре).
Она сидит на софе, вытянув вперед одну ногу и подтянув к себе другую. Соблазнительная юность его женских образов смягчала эротизм поз и движений. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду. Дворянство и богатые буржуа привыкли жить на широкую ногу. Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Такая красота пользовалась спросом и Рубенс с удовольствием умножал ее на полотнах.
Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Не увлекавшийся жанром портрета, художник в 1756 году впервые написал мадам де Помпадур (Мюнхен, Старая пинакотека), а затем создал целую серию ее портретов.
Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе. И в один прекрасный день она стала его любовницей. Точно не установлено, кто изображен на холсте. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им. Наибольшую свободу фантазии художник проявляет в полотнах на мифологические сюжеты.
Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. Однако, она напоминает дворцовую леди того времени. Пушкина Аврора и Кефал, 1740-е, Нанси, Музей изящных искусств). Буше, крупнейший мастер искусства рококо, «первый художник короля», одаренный всеми титулами, которыми Академия изящных искусств жаловала своих членов, любимый художник фаворитки короля ЛюдовикаXV маркизы Помпадур, был виртуозным живописцем.
В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. За полотно «Ринальдо и Армида» (1734, Париж, Лувр) Буше получает звание академика живописи и с этого времени начинается его блестящая карьера: в 1737 году он становится профессором Академии художеств, в 1737 — «первым живописцем короля» и президентом Академии художеств, в 1757—1765 — руководит работой мануфактуры гобеленов. В 1761 году стал ректором Королевской академии, в 1765 году— директором. Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына. В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком.
Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля. Как помнит читатель, Венера была женою Вулкана, хромого, но при этом весьма искусного в кузнечном ремесле бога. Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно.
Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Картина наполнена множеством мелких деталей. Буше, крупнейший мастер искусства рококо, «первый художник короля», одаренный всеми титулами, которыми Академия изящных искусств жаловала своих членов, любимый художник фаворитки короля Людовика XV маркизы Помпадур, был виртуозным живописцем. И мадам, засучив рукава, принялась за дело. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Уже при жизни репутация Буше-рисовальщика была весьма высокой, о чем свидетельствует тот факт, что его рисунки мгновенно раскупались собирателями живописи. Одновременно существует ряд рисунков мастера на сюжеты «Триумфа Венеры» и «Туалета Венеры», одни из них являются самостоятельными, другие следует считать подготовительными к живописным композициям.
В 1737 году Буше стал профессором Академии. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека).