Василий Андреевич Тропинин (19 (30 марта) 1776, с. Корпово Новгородской губернии — 3 (15) мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Тропинин Василий Андреевич (1776 г. – 1857 г. ) – выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи. Василий Андреевич Тропинин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губерния — 3 мая 1857, Москва) — русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. В 1807 году под руководством Василия Андреевича Тропинина было закончено строительство Кукавской церкви.
Василий Андреевич Тропинин (19 (30 марта) 1776, с. Корпово Новгородской губернии— 3 (15) мая 1857, Москва)— русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Тропинин Василий Андреевич своим творчеством оказал огромное влияние на формирование московской школы живописи, способствовал развитию реалистических тенденций в русском художественном искусстве. Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Такова картина Кружевница, принадлежащая кисти известного русского художника Василия Андреевича Тропинина.
Василий Андреевич Тропинин (1930марта1776, с. Корпово, Новгородская губерния— 315мая1857, Москва)— русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.
Портрет полно передает и внешность и духовную сущность поэта. Умер Тропинин 3 мая 1857 года. Возводил ее, кстати, тоже сам Тропинин, за плечами которого к тому времени было шесть лет учения в Академии художеств. Елизавета Петровна была неплохо образована.
Взгляд Пушкина вдохновленно устремлён вдаль. Во время войн с Францией 1805, 1806—01 состоял дежурным генералом при главнокомандующем 6-й областью ополчения. В живописной стилистике и в портретной концепции Тропинина в 1810-е годы сохраняются многие черты искусства XVIII века – рокайльная гамма смягченных дополнительных цветов, с преобладанием золотого тона, мягкая подвижная кисть, прозрачная, мерцающая фактура.
Погребён в Москве на Ваганьковском кладбище. Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек». Это неверно, в 1831 году она была его женой. У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков.
Ему благоволили профессора Академии. Сохранился первоначальный рисунок Тропинина к этой картине (Третьяковская галерея), в котором уже зафиксированы поза, жест рук, наклон головы намечены и все детали, относящиеся к плетению кружев. Соболевским, которому хотелось сохранить для себя образ Пушкина «как он есть, . Когда в 1836 году Москву посетил К. Брюллов, он отказывался писать здесь портреты, говоря: «У вас, в Москве, есть свой превосходный художник». В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии).
Вот почему я от всего сердца пожелал бы ему отличия. " С 1800 года командовал Гренадерским генерала Розенберга полком. Особенно привлекательны подготовительные этюды с членов семьи Морковых, созданные для семейного портрета 1813 года (Третьяковская галерея), они написаны очень свободно, с использованием полутонов, образы подкупают своей интимной простотой. Тематический диапазон творчества достаточно широк: многочисленные портреты иконы для поместной церкви, жанровые сцены, представлявшие быт украинских крестьян. Француз Ж. -Б.
Ему предписывалось ехать на Украину, в Подолье – в новое имение Морковых. Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника. По цвету оба групповых портрета много суше и жестче, чем этюды. До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. Здесь Василий Андреевич провел шесть лет (1798-1804), однако обучение Тропинин не закончил. А. Маркова, впоследствии отпустившим его на волю.
Здесь, в своей мастерской, он и написал знаменитый портрет А. С. Пушкин написан совсем по домашнему, образ его наделён теплотой. Образ Зубовой словно прославляет раблезианское начало в человеке. Щукиным.
отозвал Тропинина из Академии. За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. Коннозаводчик.
Отсюда их интерес к мастерам прошлых эпох, добивавшихся особого светотеневого эффекта. Стоило однажды Надежде Ивановне вскользь пожаловаться в письме на «горести», как зять тут же откликнулся: «Зачем не напишете, что и кто причиняет вам горести, право, тотчас отправлюсь к вам». Как правило, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна. Её подлинность была подтверждена Тропининым. Во всяком случае, это бесспорно в отношении «Гитариста», которого всякий историк русской семиструнной гитары, да и просто любитель интересующийся историей гитары в России, воспринимает и видит именно так.
Идеология такова, что каждый ребёнок – это «чистый лист бумаги», неиспорченный цивилизацией и неправильным воспитанием. Он выполнял обязанности крепостного живописца и одновременно дворового человека. Венчались они еще на Украине, в поместье графа Моркова, в новопостроенной церкви. дел), Д. П. Татищева (в Академии худ. ), И. И. Дмитриева (в Академии наук), Н. Карамзина, А. Пушкина, Н. Гоголя, К. Брюллова, Н. Уткина (все пять — в Третьяковской гал., в Москве), А. Е. Лазарева, кн.
Романтики полагали "тьмо-свет" одним из важнейших выразительных средств живописи. Учась в ней имел лучшие результаты по закону Божию, словесности истории, языкам и естественным наукам (география и естественная история) и посредственные — по математике и физике. Карзинкиной (после 1839) решен как парадный. Князь Голицын любил Тропинина и покровительствовал ему. Один из которых – подарок Е. К. Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д. В.
Интерес к народным типам влечет художника и к созданию произведений бытового жанра. Василий Андреевич Тропинин родился в 1776 году в Новгородской губернии. Брюллова (Третьяковская галерея). Николая I (1825, в Московском архиве м-ва иностр.
К 1840-м годам, когда его в боярском кафтане писал К. П. Слабость композиции понятна у художника, не завершившего академическое образование. Там художника назначили на должность кондитера и лакея. Сходство налицо.
Тропинин изобразил Пушкина другом каждого из нас, прикоснулся к чему-то личному. Колорит картины соответствует этому скромному и даже застенчивому образу. С. И. Гагарина и нек. В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву.
(В то же время Портрет А. А. В 1814 году – камер-юнкер 5-го класса. С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни. В 30-х годах он начинает широко пользоваться стандартными привычными приемами. Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году.
Самые цветовые оттенки обретают большую определенность. В 1802—04 годах петербургский губернатор.
В портрете Тропинина А. С. Они восхищались цветовой гаммой, освещением, умением художника передавать характер модели. Это одна из лучших работ художника. Майков. Семейство представлено в интерьере дома Воейковых на Спиридоновке.
Портрет принадлежит к серии «детских» портретов русского художника. Но при всех стараниях создать романтический образ, в этом портрете проявилась обычная для Тропинина черта: в его искусственных романтических композициях побеждает прозаическое начало. Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Щукин.
Через некоторое время родители простили дочь и дали ей своё благословение». 15 марта 1814 года поступил в Московскую Губернскую Гимназию. В1823 годув возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. За всю свою жизнь он написал ещё три подобных композиции.
В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной. Аналогичных картин Тропинин написал много. Портрет выполнен с предельной простотой.
И это вовсе не дежурно-этикетные фразы. По замыслу художника одежда должна приближать героя портрета к зрителю. Художник создал здесь одно из самых вдохновенных своих произведений. Так, незаметно, за работой и проходила жизнь художника Тропинина.
В творчестве Тропинина портрет ребенка — редкий эпизод. Объединённая коллекция известных собирателей предметов искусства Мосоловых перешла по наследству к Семёну Николаевичу Мосолову (1812-1880 гг. ), который стал истинным продолжателем дела своего отца и дяди. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину. Первым его приобретением стала коллекция офортов Рембрандта. Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок (1842) представляют собой жанровые сцены из трех фигур изображенных в условно переданном интерьере с окном Общее решение портретов восходит к репрезентативному портрету XVIII века. Этот отказ заставил Т. в следующем году явиться в СПб. Из произведений этого периода сохранились групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян изображение сельской свадьбы, картины «Украинская девушка с Подолья» (1800-е), «Мальчик с жалейкой» (1810-е), «Украинец с палкой», «Пряха» (обе 1820-е).
В 1825 году Тропинин делает аналогичное изображение «Золотошвейки» (Республиканский художественный музей республики Коми, Сыктывкар), также повторенное в 1826 году. В 1804 году на ученической выставке его «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» понравился многим, в том числе президенту Академии А. С. Портрет Николая Ивановича Бера (1803 – после 1857 года) с женой Надеждой Михайловной, урождённой Протасьевой, написан Тропининым уже в преклонном возрасте в 1850 году. Около 1818 года возникло одно из самых значительных и обаятельных произведений Тропинина погрудный портрет сына (Третьяковская галерея). Тропинин представил на суд Совета Академии художеств свои лучшие картины (Нищий старик, Портрет гравера Е. О. Скотникова, Кружевница) и получил звание "назначенного в академики".
А. В. Суворовым. Портреты 1820-х годов – Н. А. Постепенно известность Тропинина становится очень широкой. В 1909 году картина была куплена Третьяковской галереей.
Его отец крепостной крестьянин графа А. С. Миниха за честную службу получил личную вольную.
Меншиков Николай Сергеевич, светлейший князь (1790-1863 гг. ) – Из рода светлейших князей Меншиковых. На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. В 1823 году граф Морков дал своему крепостному художнику вольную.
Члены комиссии дали полотну самую высокую оценку. Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. В середине 1810-х годов ему позировал издатель П. П.
Маковский же и привел Брюллова в мастерскую Тропинина. Кушникова (1828) – бывшего военного губернатора Москвы, члена совета Московского воспитательного дома и Портрет С. М. Угрюмов. Протасьева и Левицкая-Волконская изображены на фоне Кремля. Глаза как будто спрашивают: «Хотите знать, о чём мне пишут. » В этом желании найти в другом человеке собеседника, поделиться с ним сокровенными мыслями, слышен отзвук «Исповеди» Ж. Ж.
Слава принесла ему множество заказов, которые он продолжал выполнять за минимальную плату. Лицу молодой графини с неправильными чертами лица присуща необычайная прелесть Одухотворенность модели передается всем строем произведения. По рассказам, в музее Сапожка хранился автопортрет Тропинина с неразборчивой надписью: «Для Дмитрия Пр. » Но после пожара, случившегося во время Великой Отечественной войны, уцелел лишь сделанный Тропининым скромный портрет Дмитрия.
Майкова, П. А. Василий Андреевич изобразил себя в рабочем халате, с кистями и палитрой. Двадцатые годы представляют лучшую пору в творчестве Тропинина. Они сделаны очень живописно, с хорошим пониманием значения цвета и мазка, то плотного, лепящего форму, то жидкого, быстрого, передающего движение, лишь намечающего детали и сообщающего этюдам жизненность. В 1840-е годы Тропинин все чаще размышляет о закате жизни. Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману.
В этом — вся суть его характера. Спустя год, за картину «Портрет медальера К. А. Когда Морков узнал об этом, то после многочисленных просьб, согласился официально определить юношу в Академию «посторонним», вольноприходящим, учеником, что не возбранялось и крепостным. Молодые люди понравились друг другу и Николай Иванович сделал ей предложение.
Может быть, несколько прямолинейно художник передает внутреннее напряжение и душевный порыв героя резким поворотом фигуры, нервным движением рук, настороженным взглядом, грозовыми тучами на горизонте. Изображения крестьян, бытовых народных сцен известны и в XVIII веке. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. С этой работой в творчестве Тропинина появляются романтические нотки.
И диплом академика был торжественно вручен Тропинину. Особенно интересна была «Кружевница» (1823, Третьяковская галерея) родоначальница целого ряда аналогичных картин Тропинина. В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов. Ее улыбка и лукавая и чуть-чуть печальная сочетается с открытым умным взором.
Эти наброски показывают растущий интерес Тропинина к бытовому жанру. Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни, – говорил он. Тщательно и с любовью написан натюрморт – кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Около 1798 года Василий был отдан в обучение кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскуюАкадемию художеств. Пушкина.
Из многочисленных его произведений, сверх вышеупомянутых, наиболее замечательны портреты: два его собственных (в Иосковском публ. Изображение князя благородным разбойником продиктованоклонны временем. Тропинин изобразил поэта в тот момент, когда он как будто только что быстро отвернулся от зрителя: лицо чуть приподнято, глаза смотрят в сторону.
Его знали не только в столице: к нему приезжали «писаться» и из провинции. За отличие при штурме Очакова (декабрь 1789) награждён золотым крестом тогда же познакомился с генерал-аншефом гр. Раннее творчество Тропинина весьма неровно.
Участник Отечественной войны 1812 года, служил в полку белорусских гусар. Тучковым. Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия и женскими «головками» и итальянца Петро Ротари (1707-1762). Юноша делал быстрые успехи. Тропинин мог писать портрет не позднее 1833–1834 годов, сразу же по возвращении Оболенского из действующей армии, пока ещё были у князя свежи воспоминания о событиях на Балканах. После 1821 года чета графа Моркова переезжает в Москву вместе со своими поданными. Жена и сын Тропинина Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет.
Глава семьи изображён на фоне окна – это популярный приём романтизма. Портретному мастерству Тропинин обучался у С. С. Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного и тот. Только в 1823 году Морков, наконец, решился дать ему «вольную» в это время Тропинину было уже 47 лет.
Подобное решение могло быть подсказано мастерами XVI-XVII веков – А. Корреджо (Тропинин копировал его работы), Караваджо, Ж. де Латуром, наконец, особенно интересовавшим его Рембрандтом. Тучков – генерал, герой 1812 года и коллекционер, П. П. музее) и этюд «Старик-нищий» но совет, заподозрив, что они исполнены несамостоятельно, отказал их автору в просимом им отличии. Сергей Сергеевич Кушников (1765—1839 гг. ) — петербургский гражданский губернатор (1802-04 гг. ), действительный тайный советник (1827 г. ), племянник историка Н. М. Карамзина.
Картина «Портрет Булахова» написана в 1823 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эти этюды напоминают некоторые образы из произведений Гоголя. Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Щепкина, П. С.
Напряженная игра света и тени придает портрету ощущение таинственности и романтичности. Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей. Многим моделям художника свойственны доброжелательность, душевная открытость.
1833 К. П. Брюллов, 1836 оба портрета в Третьяковской галерее и др. ). Тропинин прежде всего с поразительным мастерством передает то глубокое, сердечное чувство, которое соединяет этих людей. Мосолова со служащими конного завода (конец 1830-х) и Портрет Д. П. Итак, В. А. Тропинин появился на свет в 1776 году. А та с оказией посылала своему любимцу то старинный стакан, то вязаное одеяло.
На портрете мальчику около десяти лет. Первый автопортрет относится к 1824 году. В имении своих хозяев Кукавка Тропинин прожил почти двадцать лет. Не остались равнодушными и Тропинин с Оболенским. Огромный размер, написанные в рост фигуры, эффектный фон с декоративной зеленью, мраморной скульптурой, большой вазой цветов придают ему торжественный импозантный вид.
И Дмитрий всегда принимал эти более чем скромные деревенские дары с величайшей благодарностью, ценя в них прежде всего выражение любви старого, немощного человека, который, с трудом преодолевая болезни, всё же непрестанно думает о нём. Многократно варьирует он и свои автопортреты. Все доставшиеся ему от отца, деда и брата деда собрания картин, включая и свою коллекцию, он завещал Румянцевскому музею.
Булахов одет по-домашнему, в халате. В 1832-35 годах предводитель дворянства Клинского уезда Московской губернии. Правда, находились и недовольные, обвинявшие Василия Андреевича в том, что он пытается идеализировать простой труд, что героиня картины абсолютно не похожа на девушку-крестьянку: ее движения слишком уж грациозны, а руки – нежны. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Тропинин очень любил «жанровый портрет».
Байрона, А. Мицкевича, А. Пушкина, А. Орловского. Творчество портретиста В. А. Также типичен Портрет Е. В.
Граф же считал, что раз учился – то должен уметь всё. Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета. Тропинин (Василий Андреевич, 1780—1857) — художник-портретист, родился крепостным человеком гр. Купчиха изображена в стилизованном русском костюме и кокошнике. Этот этюд, шедевр Тропинина, стоит особняком в его творчестве.
На столике рядом с хозяйкой лежит книга. С восемнадцати лет, по окончании Пажеского корпуса, князь служил в лейб-гвардии Финляндском полку. Художник переходит к простому, сдержанному реализму. В первое время занятия живописью носили характер нелегальный (с 1798 года Тропинин посещал бесплатные классы рисования в Академии художеств) и лишь в 1799году помещик определил его в Академию художеств «посторонним учеником» (в качестве штатных учеников крепостных в Академию не принимали). Во второй половине 1830-х-1840-е годы Тропинин пишет ряд групповых портретов. музее и в Академии худ. ) имп.
С 1818 жил в Москве, работая в собственной мастерской. На рисунке образ женщины сильно отличается от того, каким он станет в картине здесь это немолодая грузная женщина, лишенная обаяния и поэтической прелести «Кружевницы». С 1810 года, поселившись в Москве, присутствовал в московских департаментах Сената. В 1836 году Тропинину довелось написать портрет своего знаменитого современника – К. П. Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали. Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина.
Хотя эти этюды имеют незаконченный характер, в них все же можно уловить характерные черты московского городского люда, а также некоторые особенности московского быта 30-40-х годов. А. В. Суворове, участвовал во многих сражениях. С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Характерной деталью на портрете Михаила Федоровича служит табакерка в его руке.
В руке девушка держит коклюши. Рамазанов вспоминает: Карл Брюллов, пораженный в старце необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нем разговором, полюбил Тропинина всей душой и редкий день не навещал его. Развитием этого образа является картина «За прошивками» (после 1835 года, Новгородский музей), новый вариант которой относится к 1840 годам (Владимирский областной краеведческий музей).
Вот что писал он ей, получив одеяло из грубой домашней шерсти: «Это драгоценный для меня подарок, так как вы сами изволили вязать его». Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина.
Часто он пользуется одними линиями, но уже не в плане академизма. Императорская Академия художеств распределяла государственные заказы, пенсионерство и субсидии и определяла судьбу художников. Гавриил Петрович Ершов умер восемь лет спустя (1772– 1839 гг. ). Грёз был тогда в России очень популярен. Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь.
Красоту национального малороссийского типа запечатлел он, несколько идеализированно, в картинах Украинская девушка с Подолья (1800-е), Мальчик с жалейкой (1810-е), Украинец с палкой, Пряха (обе 1820-е) и др. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Тропинин сначала сделал ряд портретных набросков с Брюллова карандашом это, пожалуй, наиболее точные изображения (Исторический музей). Изящный утренний наряд Надежды Михайловны Бер вносит в картину интимную ноту. В 1830-1840-е годы русский народный костюм был в большой моде. Тропинин создает яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента.
Поза изящно-непринуждённа, внимательный взгляд устремлён прямо на зрителя. В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. Пушкина (1827, Всероссийский музей А. С. Мазуриной (1844), решенный просто, без каких-либо аксессуаров на нейтральном фоне.
более чем через 20 лет (Третьяковская галерея). Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. В 1824 году за Портрет медальера К. А. Самарина – в костюме охотника, на фоне пейзажа с грозовым небом и клубящимися тучами (1846). Когда же был организован музей А. С.
В этой манере выполнены многие наброски портретов, хорошо передающие свободную непринужденность образов, например рисунок изображающий немолодую женщину в чепце (Государственный Исторический музей). В ряде своих рисунков Тропинин продолжает пользоваться и живописными приемами, пятнами растушевки. Знания, с которыми Тропинин вышел из Академии, отличались от обычной академической программы. На этот раз Тропинин изобразил себя поколенно, с палитрой и кистями в левой руке правой он опирается на муштабель. Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника.
Пушкин заказал этот портрет для своего друга С. Соболевского. Зимний пейзаж можно трактовать как намёк на немолодые годы героя. В этом портрете нет статичности, характерной работам Тропинина. Но эти единичные критикующие возгласы терялись на фоне всеобщего восторга.
Он повторил «Кружевницу» уже в 1824 году (Горьковский художественный музей) и затем еще раз несколько позже (Саратовский художественный музей). Детские образы были для него особенно привлекательны. Щукина заинтересовался учеником и Г. И. Первым по времени, в 1829 году, был написан портрет полковника Андрея Ивановича Барышникова (1803–1867 гг. ) – сына Ивана Ивановича. Зимний пейзаж воспринимается как аллегория заката жизни.
Он был крепостным графа Миниха, но затем в качестве «приданого» за дочерью последнего перешел во владение графа И. И. Паскевиче. Тропинин действительно написал Пушкина за письменным столом, в небрежно запахнутом халате и с непринужденно повязанным шейным платком, но «домашнего» впечатления портрет не производит. Непосредственным преемником Тропинина стал здесь В. Г. Перов.
В октябре 1812 года пожалован во флигель-адьютанты Свиты Его Императорского Величества. Пушкина. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы.
Зубова). Такие же отношения покровительства и почтительной дружбы связывали художника с А. А. В 1834 году действительный член Московского общества сельского хозяйства. В 1824 году за мужской портрет К. А. Леберехта ему было жаловано звание академика портретной живописи. Он был гол, как сокол, зато наконец-то свободен. и написать, в виде программы на звание академика, портрет медальера Лебрехта, за который оно и было ему присуждено.
(1780—1857) — художник-портретист, родился крепостным человеком гр. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. Два портрета – младшей дочери Анны Ивановны и её мужа Степана Никитича Бегичева (1785–1859 гг. ) – были окончены художником в 1846 году. "Портрет В. И. Тройка умчала влюблённых и они обвенчались.
Вскоре Тропинин приобрёл славу лучшего портретиста Москвы. Появление его в Москве после европейских триумфов, конечно, поразило Тропинина и внушило ему почти обожание прославленного художника, ему хотелось отразить сказочную славу автора «Гибели Помпеи». Живописная фактура приобретает плотность. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Алексеева, А. П. В портрете самого Брюллова (1836) артистическую незаурядность художника Тропинин подчеркивает пышным фоном античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием.
Колорит этих работ мягкий, приглушенный – преобладают сероватые, охристые, зеленые тона. В этом семействе царил культ «неясного сердца» искренних родственных привязанностей, взаимной поддержки и заботы.
У него не раз повторяется одна и та же схема композиции, становится беднее палитра. Тёщу Надежду Ивановну именовал не иначе, как «друг мой матушка», подписываясь: «преданный и покорный сын». Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. Он пишет портреты героев Отечественной войны – генералов И. И. Автопортрет был написан по заказу Общества.
Портрет П. Н. Современники стали наперебой говорить о поразительном сходстве портрета с оригиналом. Хорошо найденное быстрое движение придает портрету большую жизненность. Начало ряду одноименных работ положил Гитарист в косоворотке. В течение своей долгой жизни Тропинин писал себя самого, по-видимому, всего два раза (не считая повторений своих портретов).
В этих портретах Тропинин особенно внимателен к предметному миру. Образ человека раскрывается через предметную среду, вещи, которые его окружают. Отсюда – определенное сходство палитр художников. А. Маркова, впоследствии отпустившим его на волю. Он изображает детей с животными, птицами игрушками, музыкальными инструментами.
Однако ни одно из этих повторений не может сравниться с первоначальной «Кружевницей», все дальнейшие изображения кружевниц и золотошвеек уже более манерны: они несут на себе печать невзыскательных вкусов публики. Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку. В нем нет и следа приниженности искательства, подобострастия. Как и у Щукина, это придает естественную теплоту колориту тропининских работ. На правой руке поэта, лежащей на бумагах, видны два перстня.
Каратыгина. В 1830 году вышел в отставку в чине капитана гвардии. Среди работ этого периода сохранился групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян изображение сельской свадьбы. Портрет неизвестного с трубкой (1840-1850) – одно из лучших поздних произведений художника. Этими чертами отмечен портрет Л. Н. Кожиной. Но когда Василий дважды занял первое место в конкурсах Академии и по сложившейся в Академии традиции должен был получить вольную, вместо этого он в 1804 году был отозван в новое имение графа Моркова — подольскую деревню Кукавку на Украине — и стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа.
Портрет Е. И. Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу, вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Но Николай имел собственные пристрастия в искусстве.
Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке. Второй автопортрет был написан только в 1846 году, т. е. Художник Василий Андреевич Тропинин биография. Кружевница изображена в тот момент, когда в комнату словно бы кто-то вошел и девушка, оторвавшись на миг от хитросплетения кружев, подняв глаза на вошедшего, чуть улыбнулась лукавым, любопытным взглядом, сердечной полуулыбкой. В 1902 году.
Однако и по существу своему это подлинно национальный образ, который сегодня воспринимается скорее не портретным, а типическим изображением, сродни Кружевнице, Золотошвейке, Ямщику. Да и вряд ли был бы таким легким и даже беззаботным ее взгляд.
Линии намечают основные формы фигуры, тени прокладываются легкой штриховкой. Двух лет не дожила она до их золотой свадьбы. Девяти лет от роду был определен своим господином в воспитанники Имп. 9 мая 1803 года крещён в Успенской церкви Каширы. В свое время она пошла за крепостного, будучи свободной.
Блестящим мастером группового портрета был Карл Брюллов. Урусова, Ф. И. Учился изобразительному искусству у отца.
1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов.
В ноябре 1807 году получил чин тайного советника и назначен сенатором. Тропинина парадных портретов относится портрет Н. И. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга. Особенно хлопотали за Тропинина А. А.
Однако в 30-х годах еще встречаются значительные работы, как, например, превосходный портрет графини В. А. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве. Колорит картины соответствует ее содержанию. Переезд в Петербург имел для Тропинина огромное значение.
Здесь до 1812 года он женился у него появился сын — Арсений. В декабре 1815 года вышел в отставку с чином гвардии полковника. Николая I (1825, в Московском архиве м-ва иностр. Тропининский Портрет Ф. С. Его «золотистый» тенор восхищал слушателей.
Русскому зрителю импонировала сентиментальная чувственность его произведений. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище в Москве. В масле жанровых этюдов сравнительно немного – эскиз под названием «Гадалка», беглые наброски сцен: «Покупка яблок», «Сбитенщик» (оба наброска сделаны, вероятно, непосредственно из окна квартиры Тропинина). Мочалова, актера петербургской Александринки В. А. Наследуя семейную традицию, он был не только коллекционером, но живописцем и гравёром. Художник свободно владеет в это время разнообразными приемами рисования. музее и в Академии худ. ) имп.
Воейков Дмитрий Петрович (1788–1876 гг. ), помещик, владелец усадьбы в Москве. Итальянец по происхождению, он воспитанием, языком, сюжетом своих произведений принадлежал России. Елизавета Петровна лишь в первые годы замужества прельщалась новыми нарядами и модными шляпками, но вскоре выучилась выкраивать домашние капоты из платьев матери, вышедших из употребления.
Его взгляд прикован к чему-то, очень его заинтересовавшему. Первой мыслью, овладевшей им после освобождения, было «приютить себя к какому-либо классу людей». К 1820-м годам относится большое количество рисунков Тропинина.
В Москве он лечил Надежду Михайловну Протасьеву, на которой впоследствии женился. К портретам юношей братьев Морковых примыкает и шедевр раннего творчества художника – Портрет Арсения Тропинина (ок. В 1840-е годы он служил сапожковским посредником по полюбовному размежеванию земель. Ранние работы Тропинина написаны в соответствии с «доромантической» стилистикой. В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств. Таковы портреты Булахова (1823, Третьяковская галерея), К. Г.
Бер Николай Иванович (8 мая 1803 год, Кашира, Тульская губерния — 1878 год, Строевское, Рязанская губерния), русский врач, балтийский немец по происхождению, крупный рязанский помещик. в домашнем его халате, растрепанного». Ее лицо, выхваченное прямым светом, вылеплено очень энергично. И тем не менее в портрете сына ему с удивительной живостью удалось поймать миг внутренней жизни живого, быстрого, готового всей душой откликаться на всякий внешний побудитель человека.
Выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи. Таковы изображение «Пожилого украинского крестьянина», «Парубок» (оба в Третьяковской галерее), «Портрет пожилого человека» (Киевский музей украинского искусства). Замечательно выражение нежной заботы на лице Николая Ивановича Бера. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль.
В портрете Карзинкиной художник выразил свойственное ему чувственное восприятие мира. У этого портрета была странная судьба. Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже. Искусство в России всегда было делом государственным. Полотно такого размера – 242, 4 х 153, 7 см.
В портрете Л. Н. Высокого достоинства кисть Тропинина не оставляет в небрежении последнего аспекта поля. Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров.
Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. Зубова (конец 1830-х) композицией почти в точности повторяет Портрет А. Перовского, написанный Брюлловым в 1836 году в Москве.
Внизу веден фрагмент тонких кружев. Тропинин выполнял заказ отца Варвары Ивановны – Ивана Ивановича Барышникова (1749–1834 гг), титулярного советника и богатого помещика, владевшего обширными землями в Вяземском и Дорогобужском уездах Смоленской губернии. Он первым исполнил алябьевского «соловья». Дмитрий ушёл из жизни в 1852 году, не оставив детей.
и звучат почти открыто под скользящим прикосновением кисти, выявляющей детали. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. После многочисленных просьб Морков согласился определить учиться живописи своего талантливого крепостного. В 1812 году состоял адьютантом князя Петра Ивановича Багратиона. Тропинин прекрасно передает на полотне возрастные особенности модели. С этих пор Рембрандт стал его "героем" на всю жизнь.
Среди них можно выделить Портрет С. С. Девяти лет от роду был определен своим господином в воспитанники Имп. Участник русско-турецкой войны 1787—91. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка.
Руссо, «властителя дум» нескольких поколений дворянской интеллигенции. Художник любуется мастерицей. При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит.
К числу редких в творчестве В. А. После пожара в Москве сгорел и дом Моркова. портрет экспонировался на Выставке русской портретной живописи за 150 лет. Выдающимся созданием Тропинина стал портрет А. С. – большая редкость в творчестве художника.
Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. И в парадном портрете В. А. Здесь он занимался уС. С. Щукина. Женат не был. Только красный цвет до конца жизни еще вспыхивает на его палитре, но уже не в сочных тенях, а в окраске одежды.
Всего Тропинин создал более трёх тысяч портретов. Заказ Барышникова Тропинин выполнял почти пятнадцать лет. Пространство интерьера не включено в образную структуру произведений. Пушкина в Ленинграде (1937 год), её передали в музей.
В 1821 году Тропинин вместе с Морковыми переселился в Москву. В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). При осаде Варны в 1828 году был ранен в ногу и лечился в госпитале Варны, затем в Одессе. За спиной художника открывается вид на Кремль. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века. Родился в Санкт-Петербурге.
Не стоит рассматривать этот портрет как маскарадный или костюмный. С помощью товарищей, офицеров полка, Николай Иванович увёз Надежду Михайловну из дома. После академической выставки он приобрёл известность, круг его клиентов расширился.
Джованни Витали, более известный как Иван Петрович Витали (1794 год, Петербург — 1855 год, Петербург) — русский скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог. Пейзаж, как это часто бывает в романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя.
Пушкина), заказанный другом поэта С. А. Василий Андреевич родился 19 марта в селе Карповка Новгородской губернии. Голицына (после 1828) – последнего московского вельможи, попечителя московского учебного округа, председателя опекунского совета.
По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии. Позднее творчество В. А. При дворе Николая I устраивались балы в русском стиле. Изображена Лидия Николаевна Кожина (1805-1881 годы), урождённая Всеволожская, во втором браке Де-Жюльвекур. Но уже здесь видна, как и в остальных «детских» работах, стилистика эпохи Просвещения. Мебель для их усадеб и московского дома делали чаще всего свои крепостные мастера. Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного.
Затем художник поселился в Москве. В 20-х годах Тропинин продолжает разрабатывать свои полужанровые картины типа «Кружевницы» имевшей большой успех на академической выставке. Этот отказ заставил Т. в следующем году явиться в СПб. Многие уговаривали Моркова отпустить художника на волю, но хозяин был упрям и не хотел расставаться со «своим» живописцем. Возвращение в Москву было для него радостным.
Произведение получило много лесных отзывов у современников. Самая юная героиня Тропинина – "Девушка со свечой" – предстает в неверном, колеблющемся свете, родственном миру её мечтаний, неопределённых ожиданий, девичьих надежд. Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним. В лице поэта отражена глубокая мысль.
К этому времени о его таланте уже заговорили в московском обществе. Хозяин отозвал его в своё новое поместье на Украину. На тот момент Тропинину было уже 44 года. Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище.
Бера с женой (1850 год). Багратиона.
Но это оказалось для юноши роковым: опасаясь потерять «своего человека», Морков отозвал Тропинина из Академии. С. И. Гагарина и нек. дел), Д. П. Татищева (в Академии худ. ), И. И. Дмитриева (в Академии наук), Н. Карамзина, А. Пушкина, Н. Гоголя, К. Брюллова, Н. Уткина (все пять — в Третьяковской гал., в Москве), А. Е. Лазарева, кн. «Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». Про художника говорили, что он переписал буквально всю Москву. В созданных одновременно с картиной этюдах Портрет графини Натальи Ираклиевны Морковой (1813) и Портрет Николая Ирклиевича и Ираклия Ираклиевича Морковых (1810-е) художник не ставил перед собой сложных композиционных задач. Законченные групповые портреты семьи Морковых (1813 и 1815, оба в Третьяковской галерее) исполненные в натуральную величину, значительно слабее этюдов.
В 1821 году Тропинин навсегда распрощался с Кукавкой. В духе элегической поэзии Жуковского написан Мальчик со свирелью Портрет Ираклия Моркова (1810-е). В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, близ Большого Каменного моста. Этим отличается Портрет А. А.
В 1856 году умирает горячо любимая жена, Анна Ивановна. В этом портрете художник с наибольшей отчетливостью выразил свой идеал свободного человека. В портрете главенствует настроение меланхолического раздумья. Скотникова (1821), «Старика-нищего» (Русский музей) и знаменитую впоследствии «Кружевницу». Он понимал, что ему не хватает знаний в области рисунка, не хватает умения передавать объемную форму.
1820-30-е годы – время творческого расцвета Тропинина. Кружевница была тепло встречена критиками.
Привязанность Тропинина к Москве была глубоко оправданна. Среди тропининских автопортретов (1810-е, 1824, 1830-е) наиболее символичен Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1844). Она изображена сидящей в кресле с письмом в руке. Леберехта», Тропинин получил звание академика. Зубовой (1834, Третьяковская галерея), создающий поистине типический образ. др.
Из прогулок по Москве Тропинин никогда не возвращался без новых впечатлений. относятся к «портрету-типу». Но в его худощавом лице чувствуется какая-то преждевременная усталость. 4 сентября 1833 года «за отличную усердную службу в течение войны с польскими мятежниками пожалован в Коллежские Асессоры» (VIII класс).
Колорит выполнен в сближенных тонах. Он написал также портреты знаменитых актеров Малого театра М. С. Леберехта Тропинин был признан академиком портретной живописи. 28 июня 1831 года произведён в Старшие лекари. Его еще молодое лицо полно ясного спокойствия. Свиньин, Н. А.
Талызина, П. И. Известный оперный певец Пётр Александрович Булахов был хорошим другом Тропинина. Воронцовой. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей. Он создал особый тип жанрового портрета, в котором точность социальной характеристики сочетается с некоторой идеализацией модели.
Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И. И. Картина сильно пострадала. Кроме того Василий Андреевич создал галерею семейных портретов Морковых. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус.
Видимо, Тропинин знал о его пристрастии к хорошему французскому табаку и о постоянных заботах Елизаветы Петровны, чтобы табакерка её «друга» всегда была полной. Всё здесь монументально и гармонично излишеству плоти соответствуют излишества туалета. Равича (1825, Третьяковская галерея). Обычно портреты Тропинина поясные или поколенные, художник в эти годы редко писал целые фигуры, которые более подходили для парадных композиций, а их Тропинин не любил и создавал не часто. Дмитриев. Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям.
Тропининский цикл непосредственно предшествует венециановскому. Сын сенатора, действительного тайного советника светлейшего князя Сергея Александровича (1745-1815 гг. ) от брака с княжной Екатериной Николаевной Голицыной (1764-1832 гг. ) правнук светлейшего князя Александра Даниловича, младший брат адмирала, генерал-адъютанта светлейшего князя Александра Сергеевича. Тучкова (1843). Тропинин подал просьбу об избрании его в «назначенные» и в 1823 году прислал в Академию портрет гравера Е. О. Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху.
Жизнь на Украине Тропинин тоже считал своеобразной академией. В каталоге выставки Варвара Ивановна названа вдовой статского советника. Дмитрий не отличался здоровьем: сказалась перенесённая в юности опасная болезнь. Последующие выезды с графом в Москву были для Тропинина как глоток свежего воздуха. В разъездах по служебным и хозяйственным делам не забывал навещать бабушку. Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников.
Строганову и императрице. Кружевница (1823) – одно из самых популярных произведений Тропинина. С этим интересно сопоставить выводы Л. Н. Целищевой исследовавшей живопись Щукина. Портрет Варвары Ивановны Ершовой, урождённой Барышниковой (1797–1847 гг. ), с дочерью Екатериной Гаврииловной (1826–1845 гг. ) написан в 1831 году. К 1830-м годам Тропинин был уже знаменитым портретистом.
О Тропинине заговорили как о русском Грёзе. Художник заставляет зрителя поверить в простоту, естественность этой девушки, в ее скромность. Под впечатлением от живописи Брюллова написан также портрет известного славянофила Ю. Ф. Сначала молодые поселились в имении Мешково, принадлежавшем Берам (в Саратовской губернии). Поверхность холста сохраняет трепетные движения кисти. Алексей Иванович Морков сыграл в судьбе молодого человека значительную роль.
Лучшие жанровые эскизы художника — «Жницы» и «У мирового судьи». Картина «Портрет Арсения Тропинина, сына художника» написан около 1818 года, его можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. 8 октября 1834 года «определён в Московскую Мариинскую больницу ординатором».
Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Тропинин считал свое пребывание на Украине заменой пенсионерства в Италии. Витали скончался в Петербурге 5 (17) июля 1855 года. Кружевница выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в Золотошвейке (1826) цветовое решение более активно. Василий Тропинин родился 19 (30) марта 1776 года в селе Карпово в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Голицын. Даже по отношению к друзьям и близким он утончённо вежлив и обязателен.
др. Академик живописи. Здесь он много рисовал людей из народа, а также крепостных – товарищей по несчастью.
Но тот, напротив, велел Тропинину вернуться, чтобы вступить в лакейскую должность. В 1840-1850-е годы Тропинин чаще, чем ранее изображает и повторяет изображения старых женщин – Старуха, стригущая ногти (1850), За починкой белья (1852), Старуха с курицей (1856). «Кружевница» сохраняет живую человечность. Здесь и фотографически точное изображение инструмента той эпохи и постановка рук, положение пальцев на грифе, стопка нот на картине 1832 года, по которым хочется угадать исполняемое произведение и, наконец, с большой долей вероятности изображение одного из самых ярких деятелей русской семиструнной гитары первой половины XIX века Владимира Ивановича Моркова (1801–1864 гг. ), русского гитариста-виртуоза, ученика знаменитого А. О. Сихры, будущего автора Школы для семиструнной гитары и целого ряда сочинений и переложений для этого инструмента, а также получившего широкую известность и популярность. 1818). Изредка он встречался со старыми товарищами, в частности, с Орестом Кипренским.
Это произошло только в 1823 году. В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии. Просветители считали ум ребенка tabula raza (чистой доской), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания. В 1823 г. представил Академии, для получения степени академика, три свои произведения: портрет гравера Е. С. Скотникова, картину «Кружевница» (находится в Московском публ. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). И как Венецианов открыл обществу национальный характер и быт русского народа, так Тропинин открыл народ и природу Малороссии, этой русской Италии, по выражению современников.
Моркова. На этом портрете он стройный молодой человек. Булахова и, особенно, Пушкина – отличаются романтической воодушевленностью, внутренней динамикой, яркой эмоциональностью цветового строя. Шёлковое платье служило лишь для приёма гостей.
Минимальными средствами художник создает образ сильной, уверенной в себе женщины. Тропинина. Изображён Николай Иванович Бер (1803 – после 1854 года), лекарь по военному ведомству и Министерству внутренних дел (1824-1834 годов), ординатор московской Мариинской больницы (1834-1836 годы), статский советник, с женой Надеждой Михайловной, урождённой Протасьевой. Сын Тропинина -подневольный человек, он не получил вольную, в отличие от отца. Портрет Моркова (первая половина 1820-х гг. ).