Натурой для художника стали служить не только сцены мирной жизни. Иероним», «Пьяный Силен») поражают правдивостью изображенных в них сцен и реальностью воплощенных образов. Она рассчитана на специалистов, а также на всех интересующихся искусством.
Но длинные волосы скрыли наготу и поза ее скромна и сдержанна. Варфоломей, один из апостолов, был подвергнут истязаниям за проповедь христианства. Для творчества Риберы 1620—30-х гг. Так, художник неоднократно изображал погруженного в размышления св. Диоген, Сократ, Анаксагор, Гераклит и Демокрит — загорелые лица, грубая, обветренная кожатакие же «простонародные» святые. Последним вошел Прокопий и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво.
Рибера родился недалеко от Валенсии – провинциального городка Испании, в Ксативе. Диоген, Сократ, Анаксагор, Гераклит и Демокрит – загорелые лица, грубая, обветренная кожа такие же «простонародные» святые. Так, одни из первых полотен, перемежаясь с плотностью красок и контрастов, навивали неподдельные страх и скорбь, ощущение присутствия («Кающаяся Магдалина или Vanitas» – 1609-11гг., «Ощущение вкуса» – 1613-16гг., «Святой Андрей» – 1616-18гг. ). Спустя несколько лет она же позировала отцу для Кающейся Марии Магдалины (ок.
Кочуя по знаменитым итальянским городам и увлекшись в Риме произведениями Караваджо, он с 1616 года поселился в Неаполе (в 1442 году Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) и стал придворным художником испанских вице-королей, прославился в Италии, приобрел европейскую известность. Екатерины», 1648). Пребывание в Италии чрезвычайно обогатило творчество Риберы. Для монастыря Сан-Мартино художник создает цикл монументальных полотен — «12 пророков», в которых он дает не сверхчеловеческие идеальные образы, а изображает конкретных, выразительных своей одухотворенностью живых людей.
Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры. Но всегда и во всем он оставался испанцем. Иероним»). Рибера, сохраняя суровый реализм образного строя, переходит к более уравновешенным решениям (отчасти под влиянием приехавшей в Неаполь художницы А. Джентилески и местных мастеров классицистического направления, возглавляемых М. Станционе).
Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт. Первые фаюмские портреты, как уже говорилось выше, были обнаружены археологами в пустыне Хавора, где находился некрополь эллинистического города Арсиноя (древнего Крокодилополиса). К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы» (1626, Ленинград, Эрмитаж). В картинах на библейские и евангельские сюжеты художнику удалось отразить глубокие человеческие чувства и переживания («Исаак, благословляющий Иакова», «Оплакивание Христа», «Мистическое обручение св.
Подобны драгоценностям нежное лицо девушки, ее шея, открытое плечо, тонкие кисти рук, маленькие ступни босых ног, словно светящиеся матовой белизной. Вы можете знать или не знать вовсе этот сюжет, все равно вас охватит волнение, когда вы смотрите на юную девушку, такую чистую, прекрасную и одинокую в своей скорби. Это люди сильных и искренних чувств, страстно борющиеся за свои идеалы, стоически выносящие страдания. Время проживания в Неаполе принято называть неаполитанским периодом жизни Риберы. Себастьян и Ирина»).
1630). Художник перешел к колориту, в котором доминировали холодновато-серебристые, а позже золотистые тона, добивался в пределах сдержанной гаммы большей цветовой насыщенности, передавал изменчивость цвета под воздействием света. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера. Рибера писал в основном мучеников и святых. Языческое начало было ему враждебно и в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности, примером чему может служить охмелевший Силен с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом (1626, Неаполь, Музей Каподимонте). Высшим достижением творческого гения Риберы стала картина «Св.
Таково полотно «Святая Инесса» (1641 г. ) изображающее юную девушку – христианку, которую за то, что она не желала поклоняться языческим богам, выставили обнажённой перед толпой. Jos de Ribera, по прозвищу Spagnoletto — маленький испанец 1591—1652) — испанский художник, рисовальщик и гравер известный представитель барокко в живописи. Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Вопрос заключается в том, что не каждая картина понятна зрителю с первого взгляда. Среди разноплановых религиозных картин появляются полотна на мифологические сюжеты («Аполлон и Марсий», «Венера и Адонис», 1637, галерея Боргезе, Рим), полные теплой колористической чувственности.
Одним из лучших испанских жанровых портретов справедливо считают картину Риберы«Хромоножка» изображающую нищего подростка. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией. Образец мощной тональной живописи Риберы — картина «Сон Иакова» (1639, Мадрид, Прадо). Изображение пронизано потоком света. Семья Хусепе была не богата.
Януария). Как и все его современники, Рибера писал мучеников и святых. Они были щедрыми кредиторами и заказчиками. При этом меняется и его манера живописи: исчезают резкие цветовые контрасты, светотень становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми и серебристыми оттенками, краски, положенные мелкими мазками, как будто мерцают под воздействием света («Непорочное зачатие»). Рибера решил его по-своему, смело и просто.
1645, Мадрид, Прадо). Путника не просто сморило знойное марево дня идущего к закату. Используя замысел одной из гравюр Дюрера, Рибера создает выразительную и глубоко человечную композицию «Святая Троица». Для изображения святых, апостолов или философов древности, составлявших целые серии, ныне разрозненные по различным музеям, художнику служили рыбаки, крестьяне, нищие, бродяги. Художник широкого творческого диапазона. живописная манера Риберы стала легче, свободнее, воздушнее, краски богаче в оттенках.
Офорты Риберы («Св. Советский искусствовед Игорь Долгополов писал: «Попробуйте оценить сразу один из самых знаменитых холстов мира, например «Сдачу Бреды» Диего Веласкеса. Светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми и серебристыми оттенками, художник переходит к т. н. светлой «венецианской» палитре, композиции приобретают большую монументальность, появляются картины на мифологические и исторические сюжеты.
Самый известный в этом ряду – портрет «Хромоножка» (1642). Отмеченная чертами художественной зрелости картина «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо) — само воплощение жестокой жизненной правды. Ранние картины Риберы выполнены под сильным влиянием Караваджо здесь заметен вкус Риберы к тенебризму и неистовому освещению («Мученичество апостола Андрея», «Св. Одной из самых удивительных работ последнего периода творчества Риберы стала картина «Хромоножка» (1б42 г. ). В однофигурных композициях, типичных для него, Рибера шел от этюдов с натуры: изображал рыбаков, уличных бродяг, носильщиков, с увлечением писал их выразительные характерные загорелые лица с грубой обветренной и обожженной солнцем кожей, следами жизненных невзгод.
Родился в Испании, в провинции Валенсия, учился, вероятно, у Ф. Рибальты. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н. э. ), а потом Римом (30-е годы до н. э. ) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел. Древность живописи в Египте доказывается еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами. Здесь-то «карьера» талантливого, но весьма легкомысленного, художника пошла вверх по причине удачной женитьбы на Катерине – дочери Джованни Бернардино Аззолини, неаполитанского художника. Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства. Она занимает почти весь холст, подчеркнуто выделяясь на фоне неба благодаря очень низкой линии горизонта.
Павел Пустынник», «Св. В книге исследуется творчество одного из крупнейших представителей испанской живописи первой половины XVII века и родоначальника испанского золотого века Хусепе Риберы (1591-1652). Полотна этого времени мастер стал подписывать «Хусепе де Рибера испанец». Испанский художник и график эпохи Барокко.
Хусепе Рибера, сын испанского офицера, родился 17 февраля 1591 г. в городе Хатива (Валенсия). 1630-х гг. Одним из лучших испанских жанровых портретов справедливо считают картину Риберы «Хромоножка» изображающую нищего подростка. Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты. Екатерины»).
В ранних произведениях Риберы (в том числе в офортах, 1620-е гг. ) преобладают резкие контрасты света и тени, диагональные ракурсы интерес к передаче фактуры тканей и человеческой кожи. Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо. Зачастую он посещал тюрьмы, делая наброски сцен пыток и допросов. Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах. Рыбаки, крестьяне, нищие стали моделями для его знаменитой серии «Философы древности».
Это естественно для живописца, жившего в Италии. Мальчик-калека изображён почти как на парадном портрете, но в этом нет ни капли иронии. Бруно»).
В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка. Наконец, на заднем плане изображена публика — группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков. Отец занимался сапожным делом в собственной мастерской, о матери сведений не сохранилось. Большинство из них — одетые в лохмотья старики с потемневшими лицами («Архимед»). При этом картина сохраняет все свои характеристики (фактуру основы, грунта, красочного слоя, цвет и т. д. ) и продолжает находиться в экспозиционном состоянии.
Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр. Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. После смены власти, в 1620—29 гг. Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос.
Поздние годы жизни мастера были омрачены болезнью и забвением его творчества. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство. Вместо наступающей ночи царит ясный рассеянный свет открытого пространства. На каменном полу стоит юная Инесса. Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства. Его произведения посылались в Испанию, в королевские собрания и частные коллекции и были хорошо известны в испанских художественных кругах. Художник стремится показать странность, необычность внешнего облика калеки.
Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами. Этот опыт отразился в его ранних графических работах. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры. Неаполитанский художник начала XVIII века Паоло ди Маттейса писал: «Он достигает обмана зрения, тщательно выписывая всепастозной краской и закругляя мазки так, как закругляются сами мускулы, в чем ему невозможно подражать, что нельзя сделатьлучше и что кажется чудом» Впечатление осязаемости, тщательность живописной передачи лиц поразительны. Хосе де Рибера, Хусепе де Рибера (исп.
Художник создает произведения, которые сочетают принципы портретного и сюжетного образа. С ранних лет творчество талантливого испанца источало караваджинскую школу.
Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. С середины 1630-х гг. Художнику принадлежат и прекрасные полотнана мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестнасвятая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волоснаписана так, что ощущаешь их мягкость). Свои модели Рибера искал в толпе на площадях Неаполя. Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира.
Сон Иакова возвышен, полон разлитого вокруг божественного покоя. Его рисунок и моделировка тщательны, но обобщенная энергичная лепка объемов большими массами света и тени определяет впечатление монументальности. Иероним и ангел»).
Инесса», 1641 «Обручение св. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Этот отрезок жизни искусствоведы обозначили, как самый беззаботный в биографии Риберы.
Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост. Благодаря применению изобразительных приемов караваджизма, графика Риберы стала абсолютно новым явлением в истории гравировального искусства.
Заметив одну из таких на фасаде римского Дворца, кардинал отметил талант юноши и с тех пор более опытные наставники прикрепили к Хусепе прозвище «маленький испанец». Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени — все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний». Ирина» – 1628г., Эрмитаж, «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы» – 1626г., Эрмитаж). К этому периоду относятся также полуфигурные изображения философов и святых, трактованных как народные типы («Архимед», 1630 «Св.
Напряженное мускулистое тело, маленькая бритая голова, грубое скуластое лицо с низким лбом, стонущим ртом и глубоко запавшими глазами написаны с конкретностью реальной модели. Учился живописи у Ф. Рибальты. Старик-отец, действительно, производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте. Таков знаменитый «Нищий» или «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр), где на фоне пейзажа стоит во весь рост маленький уродец-нищий, его физические недостатки резко подчеркнуты.
Правая дама выглядит крупнее, что символизирует ее превосходство в поединке. Вместе с тем он придает значительность и монументальность его нескладной фигурке. Мы видим кульминационный момент поединка. Ирина», 1628). Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет. Возвышенной человечности полны евангельские и библейские композиции («Непорочное зачатие», 1635 «Троица», 1635—37 «Поклонение пастухов»). Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок.
Резкая светотень придает тяжеловесность красочным тонам. Онуфрий», 1637, Ленинград, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры. Этот библейский сюжет привлекал внимание европейских живописцев, но его изображение, даже если оно ограничивалось «лестницей ангелов», выглядело надуманно и искусственно. Это относится к любому шедевру мирового искусства, будь то «Ночной дозор» Рембрандта ван Рейна, «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа или «Боярыня Морозова» Василия Сурикова». Рыбаки, крестьяне, нищие стали моделями для его знаменитой серии«Философы древности». Композиция на полотне превосходно сбалансирована.
В конце жизни Рибера возвращается к «тёмной» караваджистской манере и пишет в основном отшельников, добровольно покинувших мир («Св. Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля». Надо отдать должное мастерству юноши – его герои выглядели более чем реалистично. Художнику принадлежат и прекрасные полотна на мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестна святая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волос написана так, что ощущаешь их мягкость. ) Рибера искал свои модели в толпе на площадях Неаполя.
Для творчества Риберы 1620—30 гг. Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына». Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза и другие). К образам отшельников близка по духу серия картин Риберы с условным названием «Нищие философы» (1630—40-е гг. ). С сер.
Душевное состояние Ревекки стало для художника главным содержанием картины. В ней все привлекательно и все правдиво. Он использовал гравюру А. Дюрера (1511), в которой Бог-Отец, осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, восседает на небесном престоле и держит на коленях безжизненное тело Христа. Одна из них только что была ранена в шею и оказалась на земле.
художник как художник оставался невостребованным, но много работал в области офорта. Точно переданное живописцем физическое уродство уходит в сознании зрителя на второй план. Переход от изображений такого рода к собственно портрету у Риберы почти незаметен. С середины 1630-х гг., продолжая создавать драматически напряженные полотна, художник стал обращаться и к другим образам главным для него становится душевное состояние человека.
С именем Риберы связан расцвет неаполитанской школы живописи. Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх искажающий черты отшельника. В 1613 году Хусепе поступил в художественную Академию Святого Луки. В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо.
Книга иллюстрирована цветными и тоновыми репродукциями с картин и рисунков художника (около 100). Композиция «Мученичество св. очарования картины. В 13-14-летнем возрасте Рибера уехал в Италию.
Иероним», 1652). Он жил в долг, набрав кредитов, сбежал в 1616 году в Неаполь. Но иногда, словно выйдя из плена этих представлений, Рибера захвачен величием античных образов (Венера и Адонис, Рим, Национальная галерея), а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с изображением триумфа Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики.
Этот прорыв носит явный травматический характер: холст получил серьёзное повреждение, которое привело к необходимости проведения дублировки. Себастьян и св. 1591—1652), художник и график. Кажется, что само полотно излучает сияние.
Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, еще больше подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы, ведущей в подземелье. Этот опыт отразился в его ранних графических работах. Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье. Он учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. Мария Египетская» обе – 1651 «Св. Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Испании) в мастерской Франсиско Ри-бальты (1565 – 1628), а затем в Риме.
Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал. Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был Хусепе Рибера (ок. Изучал картины старых мастеров в Риме, Падуе и Парме. Проникновенная лиричность отличает его женские образы («Св.