И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений».
Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Какое утверждение верное.
В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и— прежде всего— открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. И, по идее, должна не ведать стыда. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры.
А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения.
Таким образом Босх изобразил последовательность: создание человека – торжество сладострастия на земле – последующее наказание ад. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой.
Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. – спрашивает он. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Возьмем один случай.
Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии.
Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы.
Изображение человека в обнимку с совой расценивали как предпочтение мудрости любовным утехам. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Босх вышел из этой ситуации специфически. Если Ева еще не вкусила запретного плода, то не имеет понятия о таких категориях, как Добро и Зло.
Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Он повелел и все создано». Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. 1460 -1516). По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая.
Может показаться, что на картине изображено детство человечества, золотой век, когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Впрочем, не все с этим согласны. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается ее ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим.
На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Умер художник в 1516 году.
Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.
Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.
Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Ежевика – символ чистоты Девы Марии, которая породила пламя божественной любви, но не сгорела от вожделения. В левой части изображено сотворение Адама и Евы.
Семь главных триптихов, благодаря которым он получил посмертную славу, сохранены во многих музеях мира. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. — Боковые панели триптиха, где расположены изображениярая и ада, могут складываться, закрывая центральную панель.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Похожие кораблептицы известны на античных печатях, которые в Средневековье ценили как амулеты. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами играют с птицами и животными, плещутся в воде и— прежде всего— открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии.
Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг. На нем нет ни людей, ни животных. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно.
Чтобы доказать свою теорию, Френгер строит одну догадку на другой, да и мы ничего не знаем о присутствии адамитов в Хертонгебосе. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Кроме заказчиков на родине, у глубоко верующего художника были высокопоставленные поклонники его произведений.
В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». 15. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. По бокам находятся другие сюжеты.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами.
Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала.
В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании.
По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria.
Они считали все материальное проявлением зла. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву.
12. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).
Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов, трудно поверить, что они были настолько заводными и изобретательными. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». «Извлечение камня глупости»).
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Согласно этому учению Иегова обманул ангелов, в результате чего те упали на землю из высшего духовного пространства. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует.
Обратимся к ним. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».
Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.
К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами.
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти.
Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь творчества Босха Шарль де Тольнай: «Главная цель художника – показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
В данном случае дьявольская колода не случайно красного цвета — это намек на кардинальское платье. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».
Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. По мнению некоторых исследователей, эта езда по кругу – один из символов, которые так часто использовал в своих картинах Босх – замкнутый круг земного бытия, нечто сходное с восточным колесом сансары. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.
Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Пусть сердце горит негой.
Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Она смотрит прямо на зрителя.
Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Босховы здания и стеклянные трубки, действительно, слишком похожи на иллюстрации из трактатов по дистилляции, чтобы это сходство было случайным. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным.
Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. 14. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Именно такими и считались работы Босха при его жизни.
Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом.
Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Существует две противоположные трактовки – каждая со своими подверсиями, расходящимися в деталях. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Босх. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца.
6. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Часть из них стала демонами.
Босх. Это – третий день творения.
Цена копии знаменитого полотна доступная. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. В центре находится гротескная фигура монстра. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Французский искусствовед Юргис Балтрушайтис в свое время показал, что этот странный гибрид, как и многие другие, придуман задолго до Босха.
Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений».
Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.
Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12.
Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Птицеголовый монстрПо общепринятому мнению, птицеголовый монстр – это Дьявол, пожирающий души грешников. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria.
В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. По мнению других – замысел художника заключался в том, чтобы показать, насколько греховен существующий мир. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Музыка – легкомысленное греховное развлечение, которое подталкивает людей к плотским утехам.
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. 2.
Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. – М., 1992.
Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.
В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Антония». Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года.
Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Но что. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня.
Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что кувшины на ногах Кроноса – это котурны, как у актеров игравших в греческих трагедиях. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Возможно, под влиянием заказчика Иероним Босх демонстрирует знакомство с представлениями Эмпедокла – древнегреческого философа, который утверждал, что материальный мир шарообразен: в Золотой век Вражда была снаружи, а Любовь – внутри затем постепенно в мир вошла Вражда и Любовь была изгнана в наихудшее время Любовь целиком оказалась вне шара, а Вражда – целиком внутри. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха.
Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см.
Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. 15. 13.
Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. История искусства.
Все же это были люди другой психологии. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево.
Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Конечно, всегда можно сказать, что еретический смысл триптиха был доступен только для посвященных, но для этого у Френгера с последователями явно аргументов не хватит. Это будет один из переходов от Рая к греху. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. На этой картине то, что было лишь намеком в Раю, приобретает зримую явленность, выпуклую телесность, рельефность греха.
Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. На правой створке изображён ад. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят.
Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Долой усталость. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.
Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Неизвестно. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.
Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Это очень тонкая аллегория.
И их мнения расходятся. Долой печаль. Рассказы о шедеврах Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков. Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины.
Почему. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. 11. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста Видение Тундала.
В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Такими они считаются и сегодня. – М. : Белый город, 2007, стр.
Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Это вообще был тренд в то время.
Босх – воистину великий комбинатор. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти.
Завтра – поздно». Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Сколько людей – столько и мнений.