Иероним Босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов». И. босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов». «поклонение волхвов» (Триптих Бронхорст-Боссюйсе) — последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части.
Ряд образов центральной части этого триптиха повторяются и в его правой части (цв. В композиции Босха ангелы отсутствуют, а в церковные одеяния облачены волхвы. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Вертеп — традиционный христианский символ еврейской синагоги. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Волхвы изображены на фоне находящегося на переднем плане вертепа.
Известны также трактования этого образа, авторы которых видели в обнажённом персонаже царя Давида и отлучённого от церкви пророка Валаама. Внутренние створкиНа боковых створках изображены коленопреклоненные донаторы (заказчики) бюргер Питер Бронкхорст и его жена Агнесса со своими святыми покровителями Св. Петром и Св. АгнессойИмя коленопреклонённой женщины – Агнес Боссюйсе, на это указывает фамильный герб и присутствие её святой покровительницы Святой Агнесы с непременным атрибутом – агнцем на заднем плане. Пастухи наблюдают сцену Поклонения из-за спины Богоматери. Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают. В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи. Возможно, такая трактовка позднее перешла к катарам. И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. ил.
В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано. Бык, представляющий христианство и Новый Завет, находится внутри. Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок. По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр.
Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. Типологически оба сюжета относятся к Поклонению волхвов.
16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр. Он появляется в окружении молодняка, как и «папа римский» в вертепе окружен своими приспешниками. Некоторые исследователи творчества Босха объясняют демонические изображения, окружающие волхвов, как описание языческого дохристианского мира. Но почему они принесли именно такие подарки. Один из них, стоящий в профиль, явно монах.
На мессу указывает жертвоприношение Исаака, а также звезда из соломы под кровлей вертепа (об этой «звезде» речь пойдет позже). Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс— пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока»— неиудеи— признали в младенце истинного Мессию. Идентификация мессы и Рождества также присутствует в алтаре Пор-тинари (1475) Хьюго ван дер Гуса и в «Рождестве» (1515) Жана де Бира (Бирмингем). 19:19. 6). Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте.
Связь Босха с этой ересью будет исследована в следующей главе. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс — пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» — неиудеи — признали в младенце истинного Мессию. Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. Волк и медведь, к примеру, нападают на путешественников (это указание на непредвиденные препятствия, стоящие на жизненном пути человека). Композиция картины необычна, но сама по себе не является еретической. 4).
Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Его дар, повествующий о жертвоприношении Исаака, лежит у ног Богоматери. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XVв.
И для святого волхва, видимо, казался неуместен. 20:8. По мнению Балдасса, уже внешние створки на тему мессы святого Григория (цв.
Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон).
На символическом языке Босха он становится не столько ветхозаветной синагогой, сколько «синагогой Сатаны» — так катары называли Римскую церковь. С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Раненая нога для еретиков (и даже в некоторых случаях для христиан) является символом греховности. Мастера XV столетия изображая евангельских персонажей избирали точку зрения молящегося: их взгляд был направлен снизу вверх.
Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов. Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд. Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем. На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Этот фрагмент иллюстрирует слова Иисуса: Истинно истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник.
Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами. Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей. Еретики-бегины иногда называли папу римского «дикий кабан»56. Третий, чернокожий Гаспар волхв держит в руке увенчанную орлом серебряную державу, на которой изображён Авенир, воздающий почести Давиду.
Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). Валтасар в молитвенной позе преклонил колена. Легенда о мессе Св.
нами и бесами. Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. Гибсон сравнил их фигуры с культовыми изваяниями41. ил. ил.
Три волхва – намек на этих трех царей. Взгляд его насторожен. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. За ней мужчина и женщина, на которых напали волки.
Волхвы греховны, так как поклоняются ложным идолам ложной религии. Вероятно, это Святой Иосиф, занятый сушкой пелёнок младенца Христа. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. Они приносят дары Мадонне и Младенцу, застывшим в безжизненных позах (цв.
Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. На заднем плане раскинулась привольная мирная долина, купающаяся в горячих лучах солнца. Центральная часть «Рождение Христа» (цв.
Однако покой и мир пейзажа лишь видимость: зло обнаруживает себя во множестве мелких деталей, рассеянных по всей площади триптиха. Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Т. 2). Христианская живопись традиционно представляла положительные образы волхвов. А что именно Босх изображает как объект поклонения для верующих христиан.
Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию. Самый загадочный персонаж – это человек, стоящий в дверях хлева позади волхвов. 9). ил.
Так, скульптура Исаака буквально стоит на рептилиях. Позже, однако их репутация была восстановлена. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом. Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц.
Мы этого точно не знаем. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что триптих «Поклонение волхвов» в целом демонстрирует неканоническую интерпретацию этого библейского мифа. Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом.
Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. В дверном проеме виден осел, традиционный голландский символ иудаизма и Ветхого Завета.
Они же изображены на предмете, который полуобнажённый персонаж держит в левой руке, причём, как ни странно, предмет этот не может быть ничем иным, кроме шлема второго волхва. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал.
ил. В манихейских псалмах четвертого столетия, обнаруженных в Фаюмском оазисе в Египте, встречаются метафоры «раны моих грехов», «тяжелая рана беззакония»44. также цв. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды.
Кроме того, Бранд Филип указывает, что колокольчик на подоле может быть напоминанием о еврейском первосвященнике Каиафе, предавшем суду Христа49. В центре овца, оставленная без присмотра «нерадивыми пастухами», которые вскарабкались на крышу, чтобы поглазеть на Младенца (цв. По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно.
Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары.
Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны. Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти.
Скорее всего, этот алтарный триптих был изготовлен специально для них около 1510 года. На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. ил. 5).
В Средневековье ветхозаветный сюжет об Исааке, приносящем в жертву своего сына, считался прообразом жертвенности Христа. Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба.
Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое. В этих известных работах художники изображают пшеницу (евхаристический хлеб) и ангелов в церковных одеяниях42. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. Наконец, дар Мельхиора в виде сферы, увенчанной пеликаном (что символизирует искупление Христом первородного греха), декорирован сценой возвращения трех героев к царю Давиду с виноградной лозой. Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен.
Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд.
Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев). Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Однако его язык настолько индивидуален, что целые поколения историков спорят о значении этих образов, выдвигая множество конкурирующих, а иногда и прямо противоположных интерпретаций.
Это — страдающий Спаситель, охваченный силами зла. Легенда о мессе Св. Мы исходим из того, что человек в вертепе указывает на присутствие Антихриста, воплощенного в «папе римском» и окруженного духовенством. Таким образом, картина выражает негативное отношение к мессе, а не восхваляет ее.
Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. В качестве примера классической трактовки мифа приведем произведение неизвестного художника, отнесенного Панофским к ранним фламандцам («Ранняя голландская живопись». 2 и 4). Еще дальше – беспечный погонщик мула, которого оседлала обезьяна.
Босх использует традиционные символы религиозных догм, но тонкие (или не очень тонкие) нюансы показывают его не совсем почтительное отношение к этим догмам. Босх пошел еще дальше. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». В композиции Босха (правая часть триптиха) изображен кабан, выходящий из леса (цв.
Его ересь представляла собой средневековую форму древней дуалистической традиции, которая (как мы видели во введении) прослеживается от самых ранних мифов. Персонаж, сидящий на вязанке хвороста под дырявой крышей, сушит какие-то вещи над огнём. Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной.
Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна. На заднем плане написано войско, готовящееся перейти реку. Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок. Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие. В отличие от других триптихов Босха, которые "читают" от слева направо, этот – от центра.
Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. Поклонение волхвов (триптих Босха) «Поклонение волхвов» (Триптих Бронхорст-Боссюйсе) – последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части. 1) не соответствуют канону40. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги.
Символы Страстей Христовых изображены над алтарем. Ее символика далека от обычного благочестия. По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние».
А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. 13:2 – 24. 2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. они часто появляются в качестве зрителей.
Сюжет не нуждается в пояснениях.
Он остается в пределах римской (языческой) веры так же, как его рана — в стеклянном ковчеге. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Это сходство явно не случайно, так как на левой створке триптиха, над воротами двора, где одиноко сидит Иосиф, в той же позе с раздвинутыми передними и задними лапами изображена жаба – существо нечистое и олицетворявшее силы тьмы.
Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь). А такая символика выглядела не слишком благочестиво. в ушах и т. д. ) максимально экзотичен.
Эта традиционная свита волхвов изображена Босхом как символ безрассудства и греховности. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы.
На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. ил. И так далее. Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века.
Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. 2, см. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. «Папа римский» на картине Босха находится в окружении группы людей в фантастических одеяниях.
Ересь в том, что у Босха волхвы поклоняются «культовым изваяниям». В ответ на горячую молитву папы, просившего дать какое-нибудь знамение, которое убедило бы маловера, на алтаре внезапно появился сам Иисус с орудиями Страстей и показал пять язв.
Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур придаются странным играм и любовным утехам. – Тело Христово. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии.
В этом заключается значение странных символов, которыми Босх окружил трех волхвов. Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины. Она лежит у подножия скалы из которой растет мертвое дерево. Мессия из рода Давидова родился там, где стоял дворец его предка, – Новый Завет был заключен на руинах Ветхого. Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица. Напротив, станет очевидно, что он был еретиком.
Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. То есть христианство заключено в тюрьму — «синагогу Сатаны» — так же, как Христос ограничен в рамках алтаря мессой святого Григория. Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар. Их действия обличают в них приспешников дьявола.
Это особенно видно по изображению преисподней. Такая типичная для Босха трактовка образа будет подробно рассмотрена в главе 5. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде).
При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее. Иисус стоит на холме, словно заключенный в тюрьму. В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб.
Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова. Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу.
В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. Манихеи и катары называли своих священников «агнец света», а их врагов — волками, собаками или дикими зверями57.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Все это дает нам ключ к дальнейший разгадке образа. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. ил. Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
Перед Богоматерью с младенцем три царя: Валтасар, Каспар и Мельхиор. Босх изображает человека с раной на правой ноге, то есть этот человек (по символике Данте) невежествен или не обращен в христианство. В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков.