Кстати, оценить реальные размеры триптиха Босха «Сад земных наслаждений» можно на фотографии, сделанной в музее Прадо в Испании, где он в настоящее время висит на стене. «искушение святого Антония»— триптих Иеронима Босха, одно из его важнейших произведений. На левой створке триптиха Босх изобразил рай.
Предположительно на создание триптиха Босха вдохновила «Книга высшей правды» нидерландского мистика Яна ван Рёйсбрука, в котором отшельники Антоний, Иероним и Эгидий воплощают три степени восхождения к высшей правде. Триптих считается программным для Босха не только из-за смысловой нагрузки, но и за счет многообразия и изощренности персонажей. «воз сена» («Воз с сеном»)— триптих Иеронима Босха.
На триптихе «Святые отшельники», который Босх написал в середине своего творческого пути изображены три вариации этой темы. Босха известного своими фантастическими, часто чудовищными погибридам триптихами исуществами на них, возможно, в каком-то смысле можно рассматривать как предвестника популярности сюрреализма. Внешние створки триптиха по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия.
Золотой век нидерландской живописи. Затем следуют главы, посвященные отдельным великим мастерам золотого века. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. Краткая библиография нидерландского искусства XV столетия завершает книгу.
Литературными источниками для Босха явились нидерландское издание «Золотой легенды» Якопо да Вараджина, вышедшее в 1478 году и перевод «Жития Отцов Церкви» Святого Афанасия, появившегося в свете в 1490 году. Идет своим чередом. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.
Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. Они и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах. Этим вопросам посвящена книга «Осень средневековья» Йохан Хёйзинга. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Затронуты также вопросы атрибуции.
Основное внимание уделено одному из смертных грехов— погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия «стяжательство», «корысть», «жадность»), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Босх, по мнению де Сигенсы, является единственным художником изобразившим человека изнутри.
«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов.
Они считали все материальное проявлением зла. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. 15. Но что.
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена.
Земля уже есть и она нарисована в виде сферы. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании.
282. Справа в шатре сидят любовники. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Центральная часть.
Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». Так, фигура Евы на левой створке триптиха расположена так, что кажется устремленной к центральной части произведения, к греховным соблазнам земной жизни. Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см.
У каждого человека ад – это только то, что он может себе представить, Босх же был более изобретательным, чем большинство. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Дьяволица является святому обнажённой, стыдливо прикрывая ладонью лобок. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали».
Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». Его способность к визуализации воображаемых пейзажей сделала его таким же популярным, как стал три столетия спустя Сальвадор Дали, который тоже был виртуозным визионером.
Более того иногда один символ имеет много значений иногда противоречащих друг другу. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Он так же считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Босх смог разглядеть их, а именно понять суть самого мира, что и выразилось в пейзажном фоне триптиха «Воз сена». Некоторые исследователи связывали неповторимые образы Босха с астрологией.
Он повелел и все создано». Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». И даже Игорь Фёдорович, да.
За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне— христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося «Граду небесному Иерусалиму». Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.
К чему полулюди. Алтарь «Искушение святого Антония» -- одна из лучших работ зрелого Босха, не случайно существует множество ее повторений XVI века, а сам образ святого не раз встречается в творчестве художника (левая створка «Святых отшельников», некоторые рисунки из Лувра). Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Во рву дракон сражается с человеком из круглой башни извергается пламя город— скрытый Ад, откуда явилась дьяволица.
Осень средневековья. Слева внизу лежат череп и груда костей по пятам за этим странником бежит, норовя укусить его, уродливая собачонка мостки, на которые он собирается ступить, треснули и вот-вот подломятся. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Босх.
Эта победа— главная тема правой створки лиссабонского триптиха. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона. Наиболее полная монография принадлежит Г. И.
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
В этом чудовищном мире властвует птицеголовый монстр, который заглатывает человеческие тела и, пропустив их сквозь свою утробу, низвергает в сточную яму, вокруг которой представлены кары за всевозможные грехи. Здесь, глядишь, у четвероногого – тело змеи, там у рыбы – голова четвероногого. Босх. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
К югу от него находились богатейшие города Фландрии и Брабанта – Гент, Брюгге, Брюссель, Лувен, где сложились художественные школы «золотого века» нидерландской живописи. Так, на картине жарится чей-то обед, женщина обмывает ребенка, две женщины застыли в молчании, прислушиваясь к зарождению жизни в одной из них (иконологически этот сюжет похож на сюжет встречи Марии с Елизаветой).
Оно символизирует одну из фаз алхимического процесса, когда при повышенной температуре происходит соединение элементов с противоположными свойствами. Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых -- летучая жаба, лиса с хлыстом. Фомину Фомин Г. Иероним Босх. 1460 -1516). В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов.
В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XIIв. В качестве четвертого человека в этой группе Босх по некоторым предположениям изобразил самого себя. Эта история изложена в Золотой легенде (XIII в. ). Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Простому обывателя ведь фактически невозможно не грешить: тут имя господа всуе скажешь, там выпьешь или съешь лишнего, попрелюбодействуешь, соседу позавидуешь, в уныние впадешь – как тут остаться чистеньким. Все эти подробности призваны усилить основную тему -- торжество алчности.
Одни считают Босха кем-то вроде «сюрреалиста XV века» извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно упоминают Сальвадора Дали. Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Воплощением похоти может служить так же темнокожий персонаж – дьявол – в центральной группе персонажей (ведь, как известно, демон вожделения явился Антонию в образе негритенка). Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха.
Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. – London, 1952, где мы находим иной взгляд на искусство нидерландского художника. «В конечном счёте, всё обернётся hooi»— так звучал припев песни того времени.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса. В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования.
Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Тогда дьявол наслал на него демонов. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Обнажённые люди, которые развлекаются и предаются любовным утехам имеют некоторые символические элементы гибели. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». – М. : Белый город, 2007, стр.
Босх – воистину великий комбинатор. Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Св.
Святой отшельник отгонял его крестом. Некоторые исследователи считают, что Иероним Босх состоял в секте адамитов, члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. – спрашивает он.
Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Работа разделяется на три секции, которые висят вместе. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности».
Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом играющим на арфе -- явная пародия на ангельский концерт. Это было для меня самым тяжким страданием, какое я когда-либо испытывал в этом мире. Левая же створка – изображение Ада – символизирует негативное влияние планет (разврат, обжорство). Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности.
Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Где-то рядом стоит алхимический Босх – если не практик, то знаток алхимических символов и переводчик на визуальный язык алхимических концептов. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она скорее всего служит признаком обмана. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай.
В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника).
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Его зад возвышается над входом в пещеру, которую одни исследователи считают пристанищем святого, а другие -- публичным домом. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир.
Триптих выполнен как домашний алтарь, которые были весьма распространены в 15-м веке в католической Европе. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия.
А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований.
Эта победа -- главная тема правой створки триптиха. В полотнах представителей этого направления (Ян Ван Эйк, мастер из Флемаля) находит воплощение новое представление о мире. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.
Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Меня зовут Лубберт Дас». В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Одновременно он стал членом Братства Богоматери — религиозного общества, возникшего в Хертогенбосе в 1318 г. и включавшего в себя как монахов, так и мирян. Творчество Босха всегда обладало громадной притягательной силой.
XV век» Никулин Н. Н. Накрытый стол, который поддерживают обнаженные бесы, -- изображение последнего искушения святого -- греха чревоугодия. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Не обошли вниманием Босха и русские исследователи. В дальнейшем ходе работы эта монография будет проанализирована более детально.
Памятники мировой эстетической мысли», т. 1, М., 1962, стр. «Извлечение камня глупости»). Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.
Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Это будет один из переходов от Рая к греху. По праздникам и во время торжественных богослужений они открывались и на внутренних створках сюжеты имели более возвышенную, «небесную», праздничную форму содержания. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно.
Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Она смотрит прямо на зрителя. В книге «Ранняя Нидерландская живопись» Panofsky E. Early Netherlandish Painting. Сигуэнца так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри» Вальтер Бозинг.
Возможно, картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает, сколько сможет». судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства.
Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». На левой створке триптиха изображен Бог, представляющий Еву ошеломленному Адаму в безмятежном и мирном Раю. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод – Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад.
Такими они считаются и сегодня. Возможно, Иероним Босх хотел показать каково место человека в большой Божественной машине природы, как у Лукреция, что вся материя состоит из атомов, которые приходят, чтобы вместе формировать разумное и когда все это умирает, эти атомы возвращаются к своим истокам, чтобы перестроиться в несколько иную форму. Одна из первых монографий XX века – это фундаментальное исследование Шарля де Тольная Ch. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой.
Основное внимание уделено одному из смертных грехов -- погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Картина «Полет и падение святого Антония» являет собой левое крыло алтаря «Искушение Святого Антония» и повествует о борьбе святого с Дьяволом. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Патинира, напротив, привлекал космический масштаб происходящего — в своих панорамных картинах, вслед за Босхом, он воплощал фантастические и грандиозные пейзажи. К чему чудовищные кентавры. И, по идее, должна не ведать стыда. Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту, которой Дьявол обзавелся вследствие низвержения с небес. На первой части триптиха изображён рай.
Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха (как уже указывалось выше) они были наполнены глубоким символическим смыслом. Обратимся к истории родного города Босха – Хертогенбосу. Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле – много голов.
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Во вводной части дан общий очерк нидерландской живописи XV века. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.
Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. «Поклонение золотому тельцу» и «Подношение даров» символизирует сотворение кумира. В центральной части триптиха на фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них -- император и папа. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Hieronymus Bosch. В нидерландской народной песне (около 1470г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем).
Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Он утверждал, что Иероним ван Акен был членом Братства свободного духа – секты, которая в последний раз упоминалась в Нидерландах в начале XV века. – М. : Арт-Родник, 2008. «Триптих»» (от греч. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». – М., 1992, где утверждает, что в 1504 году (время написания триптиха «Сад земных наслаждений») Солнце и Луна сошлись в одном зодиакальном доме и правая створка триптиха изображает мистический брак Солнца и Луны, а из-за благотворного влияния планет люди предались любви) что изображено в центральной части.
Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти.
Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Центральная часть «Искушение святого Антония» буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами.
На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. В конечном счете, всё обернется hooi -- так звучал припев песни того времени. Другое общее исследование по нидерландской живописи принадлежит Эрвину Панофски. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Все это в полной мере отразилось в творчестве Босха. Сюжет трактован в соответствии с текстом «Жития Святого Антония» Афанасия Александрийского и с «Золотой легендой». Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. The Millennium of Hieronymus Bosch. Босх.
Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Босх вышел из этой ситуации специфически. XV век.
На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага— ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi»— «сено» и «ничто»). Такова страшная участь. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Это было последнее произведение Босха. Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища.
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Впрочем, не все с этим согласны. Так почему же именно на рубеже XV-XVI веков творит такой художник как Иероним Босх. Это движение повторяет жест Христа, находящегося в глубине склепа, который Антоний превратил в молельню.
Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Она была продана работорговцами Евсевию, который, возможно и представлен в образе персонажа, лишившегося чувств. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Распростёртый на земле человек, которому жаба впилась в детородный орган, разделяет участь всех развратников. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые эзотерические дисциплины -- алхимию, астрологию, чёрную магию. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. На правой створке изображён ад. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. При этом Босх был прекрасно образованным и ученым человеком, он был хорошо осведомлен в самых различных отраслях научных знаний эпохи (это видно из тем, которые он поднимал в своих картинах, а также из образов, значение которых можно объяснить только с позиций науки его времени) помимо этого, он был хорошо знаком с народной культурой: в его произведениях отражены народные сказки, легенды и пословицы, что мы, в частности, увидим на примере картины «Воз сена». На створках закрытого триптиха показан третий день Творения.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550г. По словам Фомина, Босх «в качестве «переводчика-полиглота», владеющего многими языками человеческого сознания, действительно представляет собой явление в высшей степени индивидуальное и уникальное.
Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Каждый день я молил Господа Иисуса Христа, чтобы Он извел меня из этой грязи». На закрытых створках изображен земной шар в прозрачной сфере, символизирующей хрупкость Вселенной. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Сухое дерево, за которым она стоит -- алхимическая символика, в изобилии присутствующая в каждой сцене триптиха. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто.
Левую створку триптиха – изображение Ада – Френгер не объясняет никак. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины.
Достоверные факты скупы. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Обернувшись к зрителю, он приподнимает правую руку в благословляющем жесте.
Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Босх. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Сколько людей – столько и мнений.
6. Сюжет не нуждается в пояснениях. Босховский персонаж приводит на память «Обывателя» (в голландской литературе— Elckerlijk, в немецкой— Jedermann), чьё духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Меня зовут Лубберт Дас». При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. В его картине «Мадонна в нише», Мадонна изображена в нише, что символизирует ее принадлежность к церкви, то есть ниша, как реальный архитектурный объект, выполняет так же и иносказательную роль. Обе версии неплохо сохранились, обе подверглись масштабной реставрации, а потому мнения учёных относительно того, какая из них -- оригинал, расходятся. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Пляшущие крестьяне— образ иной, моральной опасности подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились «музыкой плоти» и покорились ей.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Я думаю, что Босх предавал своим триптихам их внутренней части более важное смысловое и философское значение, подчеркивая их назидательную функцию. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу их окружает разношерстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в черном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь -- символ ереси). Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога). 12:1).
Третье изображение – «Возвращение израильтян из Ханаана» – предзнаменование несения креста, которое можно видеть на внешней створке. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Таким образом, объединяются христианская мысль и зрительное восприятие. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Следует также заметить, что триптих сам по себе несет повествовательное начало. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы набитый соломой кошель у него на боку (данный фрагмент существует лишь на версии триптиха из Прадо) указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путём, впрок не пойдут. Босх говорит символами, преимущественно многозначными, – это очевидно.
Нижняя часть композиции занята странными судами. Св. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним -- олень в красном плаще. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.
Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Существует множество попыток интерпретировать сюжет триптиха. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укреплённым на конце колесом— на нём было принято выставлять тела казнённых преступников.
Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов.
Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы -- «основами морализирующей философии» Вальтер Бозинг. Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена».
Часть из них стала демонами. Картина «Видения Святого Антония» является правым крылом алтаря «Искушение Святого Антония». Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Картина хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана».
251--356) после кончины родителей, потрясенный этим событием, раздал имущество бедным и удалился в Фиваидскую пустыню (близ Фив в Египте). Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Обнаженная женщина, являющаяся из-за занавеса, который отдергивает жаба, согласно «Житиям отцов», оказывается бесом, принявшим облик царицы. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство.
По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. По бокам находятся другие сюжеты. Все же это были люди другой психологии.
Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой. 1-2. К чему тут грязные обезьяны.
На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников. которую Бог уготовил человечеству. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим.
Cambridge (Mass. ), 1953 представлено много иконографических исследований. Как правило, сюжеты на наружных створках изображались в их приземленном аспекте. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. – М. : Арт-Родник, 2008.
Никулина «Золотой век нидерландской живописи. В центре композиции мы видим женщину в платье с длинным шлейфом, а около нее самого святого Антония. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. К чему дикие львы. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Вот, собственно и всё.
Возьмем один случай. К тому же, художник, выбирая такую форму композиции, заставляет зрителя внимательно изучить свое произведение, не только последовательно, но и в деталях, так как триптих предполагает живописное полотно большого размера. На нем нет ни людей, ни животных.
2. Стена молельни примыкает к обвалившейся башне, покрытой монохромными изображениями. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм.
Иероним в своём житии описывает, как его медитации в глуши были прерваны сладострастными видениями. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Так правая створка триптиха изображающая Рай, трактуется им как явление нового Адама (во что и верили адамиты), который женится на новой Еве и на Земле наступает мир. Так изображение рыбы, в зависимости от контекста, могло означать Христа, Луну, месяц февраль, воду, флегматический темперамент, мог быть атрибутом любострастия, а также намекать на некоторые голландские пословицы («Большая рыба поедает маленькую», «Каждая селедка на своем хвосте висит» и т. п. ).
– М., 1992. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Но что же мы видим у Босха. Прежде всего, это грех любострастия: на заднем плане под пологом монах кутит с проституткой.
Книга Н. Н. В 1523 году триптих был приобретен португальским гуманистом Дамьяо де Гоиш. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Но в отличие от своих современников Босх использует символ иначе.
Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Босх. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Это особенно видно по изображению преисподней.
Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. – С. 8.
В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Очевидно, что рассмотрение работ Босха требует глубокого теоретического осмысления. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие.
Представители иных сословий -- крестьяне, горожане, клирики и монахини -- хватают охапки сена с воза или дерутся за него. Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Антония». Умер художник в 1516 году. Это особенно видно по изображению преисподней. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый.
Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Окрашенный в сероватые, белые и черные тона, он означает, что нет еще ни солнца, ни луны и создает резкий контраст с ярким миром, когда триптих открывают. В 1952 году появляется монография Вильгельма Френгера W. Fraenger.
Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
Они пьют вино. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Но в его творчестве преобладает духовная тематика.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. В эпоху Босха таких языков существовало немало, вот таким образом число возможных интерпретаций было очень велико.
Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. На расшифровке работ Босха и вокруг непосредственно его персоны, было, есть и будет немало спекуляций и домыслов. Жизнь мастера показана на фоне общекультурной жизни и истории мира, в которой он жил.
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.
«В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. На ней уже есть вода из которой выступает суша. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. – Baden Baden, 1965 Ш. де Тольнай. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Сюжет не нуждается в пояснениях. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Так, например, Тольнай интерпретирует триптих «Воз сена» как иллюстрацию к пословице того времени: «Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько может», сравнивает триптих с другими подобными произведениями того времени, ориентируясь на принятую иконографию Страшного Суда. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Главное действующее лицо в левой створке триптиха -- сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба.
На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Легенда о мессе Св. Странное сооружение с человеческой фигурой, стоящей на четвереньках, процессия гротескных персонажей, приближающихся к ней, фигуры фантастических существ слева от святого, устрашающего вида птица на переднем плане, обутая в коньки, – все это по замыслу художника должно иллюстрировать искушения, которым подвергается святой Антоний. Самой яркой чертой большинства адамитов было требование ходить нагими. Это вообще был тренд в то время. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. М., 1981 представляет собой подробную информацию о нидерландских картинах. – С. 8.
Its Origin and Character, Vol. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Тем не менее, картина имеет ярко выраженный трагический и грехоподобный характер.
Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Две крайние его части являются створками, которые закрываются.
Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Мастер стоит на пороге рождения новых художественных систем и философского мировоззрения. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха.
В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его». Ее поворот основывает все движения центра – слева направо, то есть от рая к аду. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.
Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.
Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Причем они изображали не мифических созданий, а реальные греческие или римские корабли с носом в форме лебедя или другой птицы. – М., 1974. Из этих средневековых трудов известно, что Святой Антоний Великий (ок. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. de Tolnay.
В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь— символ ереси по другим сведениям сова— представитель светлых сил, выполняющий функцию Божьего ока, чтобы на страшном суде свидетельствовать против алхимиков). Когда Св. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.
Владыки светские и духовные, следующие за возом в чинном порядке, не вмешиваются в свалку и распрю за сено лишь оттого, что это сено и так принадлежит им, — они повинны в грехе гордыни. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно они могут забавлять. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Но изображённое в метафорическом ключе. Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад.
Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Большинство средневековых алтарей имели форму триптиха. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы.
– С. 7. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха. Легко понять трудности, с которыми сталкивается каждая попытка интерпретации.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. на фламандских гравюрах. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Здесь он сидит, облокотившись и не то наблюдает за борьбой между святым и демонами, не то глядит на странный предмет на белом платке вроде отрезанной стопы. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.
Разрушаясь, средневековая культура вскрывает свои древнейшие пласты, чтобы воплотиться с новой силой. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Приведена история прохождения картин через различные коллекции.
Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Дьяволица является святому обнаженной, стыдливо прикрывая ладонью лобок. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полете с небес на землю превращаются в демонов. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку.
– М. : Арт-Родник, 2008.
Исследователи сумели определить, какие грехи символизируют босховские монстры. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Босх. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Однако не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая.
Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит».
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. История искусства. Так, в 1992 году Грегори Мартин публикует свою монографию Г. Мартин. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом.
В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Это – третий день творения.
Через множество деталей, которые можно рассматривать часами, художник выражает главную идею – суть греха, ловушка греха и расплата за грех. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях -- например, остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага -- ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi -- сено и ничто). Таким образом, Френгер утверждает, что «Сад земных наслаждений» был написан Босхом для адамитов и, соответственно изображал религиозные ритуалы секты. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.