Поговорим о том, какие тайны скрывает великое полотно: что страшило Боттичелли в новом мире надвигающегося Возрождения, почему три Грации имеют одно лицо и что в картине под названием«Весна»напоминает об отдаленных седой зимы угрозах.
А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Известную гетеру Таис Афинскую современники называли четвёртой харитой.
Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Уффици. Как писал Ауэрбах, уже одно это событие «помогло придать миру новый облик». Она стала богиней в пышном одеянии. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям. Интересно также, что о них не было ни одного упоминания вплоть до XIX века. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Композиция двухфигурная. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. 1480 г. Национальная галерея искусства. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Исследователи предложили несколько толкований.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Но это не единственное повторение в картине. Число 9 считалось магическим, его связывали не только с мифологической моделью мира, но и с рождением.
Речь зашла о «Рождении Венеры», так как она является в некотором роде продолжением картины, которую мы обсуждаем в этой статье даже хронологически «Венера» была написана на год позже. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. И так каждый день, в одно и то же время. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считалсябогом ветра и в этом качестве назывался Зефиром. О картине Боттичелли «Весна» написано много. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Имена харит у Гесиода: Аглая (сияющая), Евфросина (благомыслящая), Талия (цветущая). Имена харит и их число в вариантах мифов различны. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Что касается трех Граций, то справа стоит Пульчритудо или Красота, Великолепие, в центре — Каститас или Чистота, Целомудрие, а слева — Волюпта или Наслаждение, Блаженство. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Весна.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
В своем полотне художник зашифровал философию неоплатоников идеи которых активно поддерживал. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Фигуры расположены волнообразно.
И, конечно, это породило особое искусство. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Среди вариантов имен харит известны: Клета (желанная), Фаенна (сияющая), Пейто (убеждение), Ауксо (приумножающая), Карпо (плодоносящая), Талло (цветение), Гегемона (руководительница). Xариты близки Аполлону. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Сандро Боттичелли.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Фрагмент.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис.
Зефиром. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. А Византийская империя, оказывавшая влияние на итальянский полуостров и граничившая с Грецией, сохраняла особую форму, характерную для «античного периода», вплоть до XIV–XV вв. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя и жестом сеятеля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Каково же содержание картины. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Уффици. Стремительного Меркурия, которого всё-же чаще именуют Гермесом, можно узнать по крылатым сандалиям и оригинальному оружию в руках, которым он отгоняет змей друг от друга, стараясь примирить их друг с другом.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. В искусстве хариты-грации обычно изображаются таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Кажется, что движения и жесты в картине забыты в тот же миг теми, кто их совершает или теми, к кому они обращены. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Но, это неединственноеповторение в картине. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. И вдруг осознаёшь – увядание. Миг.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Уходящий безвозвратно. 1477-1478.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду.
но также и холод зимы. Но давайте попробуем. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Полотно можно разделить на две части, а в центре его царит Венера-Мать, Богиня Любви.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Андреа Верроккьо. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Даже говорится о том, что в произведении сокрыт смысл инициатических «Мистерий», вновь найденный платонистами, вероятно имевшими доступ к тем книгам и традиционным источникам, которые в условиях острой религиозной борьбы и постоянной охоты на ведьм пытались уничтожить Реформация и Контрреформация. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Харит могло быть две иногда четыре. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. О том, как весной расцветает природа.
Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Движение в картине устремлено справа налево. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. Начнём с истории.
Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Мы не знаем, почему Боттичелли написал «Весну» на дереве, а «Венеру» — на холсте. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Думается, знатоки искусства оценят, как органично замещает кот героев известных картин. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Месяц считался концом весны и началом лета. Вашингтон. Сандро Боттичелли. Такова была их античная поза известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Весна.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Жест заботливый, опекающий. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Но та, словно не замечая, движется к нижнему краю картины и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. На самом деле это несколько противоречит истине. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. И есть ли путь в этот мир. А с правого края художник изобразил и себя.
Композиционно полотно делится на три части. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Но искусство – это ОБРАЗЫ. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли. Но бывает, что общепринятая трактовка мешает заметить очевидное.
Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной. 1480-1485 гг. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение. Харитам соответствуют римские грации. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Подобного западный человек не видел с тех пор, как был отдан приказ закрыть Академию Платона, с тех пор, как сгорела Александрийская библиотека и святой Кирилл велел казнить неоплатоника Ипатию из Александрии (перед тем как сжечь «язычницу», толпа буквально растерзала ее морскими ракушками). От его полета согнулись стволы деревьев. Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Любовь к котам у многих не имеет границ и не поддается никаким разумным объяснениям. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
Портрет Симонетты Веспуччи (. ). Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Всё изменила вечная весна. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. А просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где ожидалось бы увидеть продолжение поверхности луга. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. А для тех, кто не помнит, как шедевры выглядят в оригинале, привожу для сравнения картины.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
Сколь приятна для любования. Линия в структуре художественной формы. Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. Хариты могли даровать девушкам красоту. В Теогонии Гесиода хариты – дочери Зевса и океаниды Эвриномы (у других авторов родители харит – Гелиос и гесперида Эгла, Дионис и Афродита или же Дионис и нимфа Коронида). Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Да, есть. Лоренцо Медичи. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Но с тех самых пор картины, особенно «Весна», привлекли к себе немалый интерес со стороны исследователей, ведь в изученных документах, которые удалось найти после 1945 г., «Весну» называют синтезом всего неоплатонического движения, всколыхнувшего итальянское Возрождение. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Движение в картине устремлено справа – налево. Факты истории культуры и факты истории искусства. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
И сюжет самой картины очень близок к тексту античного поэта. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. И как поэтично показано превращение.
Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Она не просто богиня любви и красоты. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). В этом фрагменте мы встречаем почти все — от Эроса и магического превращения при помощи Граций до «remeatio» или возвращения к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует Меркурий орфиков, сопровождая души после смерти и приводя их к Экстазу в Трансцендентном Божественном мире. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Над богиней парит Амур.
Она показана простой, тихой и скромной. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Например, жители Иберийского полуострова не знали «Раннего Средневековья», поскольку мавры, завоевавшие полуостров в VIII веке, поддерживали сравнительно высокий уровень жизни и культуры. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Имя Хлорис происходит от белого цвета и символизирует чистую Душу.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
От его полета согнулись стволы деревьев. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Самый простой вариант— картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него— Семирамида Аппиани. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Этот крохотный младенец знает своё дело и целится своими верноразящими стрелами любви в трёх граций, подруг прекрасной Венеры, которые танцуют рондо.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. 1477-1478. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). В Одиссее Гомера хариты – прислужницы богини любви и красоты Афродиты. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.