Здесь ему двадцать два года. Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Лист Св. Автопортрет с остролистом. Так, например, образы всадников часто отождествляются в сознании зрителя с войной, разрушениями, болезнями, смертью.
Он старательно выписывал каждый листочек, каждый стебелек. Все великолепно в этой картине: ее крепкая композиционная построенность, удивительное разнообразие лиц и выражений, красочное и фактурное богатство костюмов. Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 в городе Нюрнберг (Германия).
Одной из последних работ Дюрера является живописное полотно «Четыре апостола», написанное в 1526. Рассмотрим самые известные картины Альбрехта Дюрера, признанные мировым сообществом.
Результатом творческих поисков Дюрера стала знаменитая гравюра на меди «Адам и Ева», созданная в 1504 г. Осенью 1505 г. художник совершил второе путешествие в Италию. В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Младенец – Иисус раздает всем венки роз. Не менее произведений искусства его привлекала окружающая природа. Слева и справа, на боковых створках, размещены образы св. В 1526 Дюрер создал Портрет Эразма Роттердамского (гравюра на меди), чьи умеренные религиозные воззрения, по-видимому, совпадали с его собственными. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей).
Строгие, неподвижные, они подобны молчаливым стражам. Художественные искания Дюрера завершила картина Четыре апостола (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо). «Апокалипсис» Дюрер, в котором отразились настроения, характерные для предреформационной Германии, стал уникальным творением, открывшим новую эпоху в искусстве ксилографии.
Он часто прибегает к изображению идеальных пропорций, что он и показал на картине «Адам и Ева». Он создает несколько серий ксилографий и знаменитые гравюры на меди — Рыцарь, Смерть и Дьявол, Святой Иероним и Меланхолия (1513—1514). В произведениях, выполненных в Венеции в 1505—1506 годах, художник свободно решает самые различные жанровые и композиционные задачи — от погрудного портрета (Портрет молодой венецианки, 1505, Вена, Музей истории искусства) до большой многофигурной алтарной картины (Праздник четок, 1506, Прага, Национальная галерея). Сопоставление — явно умышленное и весьма многозначительное.
В сюжетах его картин можно найти и католические и протестантские оттенки. Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата.
На Автопортрете в двадцать два года (1493, Париж, Лувр) зритель видит юношу, придирчиво вглядывающегося в себя, поглощенного трудной задачей самопознания. Если в 1507-1511 Дюрер в основном занимался живописью, то 1511-1514 годы были посвящены преимущественно гравюре. Художнику удалось тонко подметить все особенности растительности.
Второе путешествие в Италию (1505 – 1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (Праздник четок, 1506, Национальная галерея, Прага Портрет молодой женщины, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (Адам и Ева, 1507, Прадо, Мадрид). Крылатая женщина изображена в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, весов, колокола инструментов различных ремесел, «магического квадрата», летучей мыши и т. п. облик ее полон мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания. В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека). «Геркулес», «Мужская баня». Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как, например, леонардовская Мона Лиза, — он видел ее во время путешествия в Италию.
В 1520-1521 совершил поездку по Нидерландам, оставив подробный дневник путешествия. Угрюмый Павел с мечом и Библией в руках представляет меланхолический темперамент.
Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494 – 1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495 – 1497, Британский музей, Лондон). Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня.
Следует отметить, что талант Дюрера проявился уже в первой известной его картине «Портрет отца» (Albrecht Drer the Elder with a Rosary), написанной в 1490 г. и в настоящее время хранящейся в галерее Уффици. С 1490 г. по 1494 г. Дюрер побывал во многих городах Германии, Швейцарии, совершенствуя свое мастерство живописца и графика. В 1493 г. художником была написана картина «Автопортрет с чертополохом» (Portrait of the Artist Holding a Thistle), считающаяся одним из шедевров живописи. Весной 1494 г. Дюрер вернулся в Нюрнберг, но уже через три месяца отправился в свое первое путешествие по Италии, где им были сделаны пейзажные акварели окрестностей Альп и южного Тироля. По мнению искусствоведов, на творчество Дюрера заметное влияние оказали работы флорентийского и венецианского художников Антонио Поллайоло (Antonio Pollaiuolo) и Андреа Мантеньи (Andrea Mantegna). Дюрер (Durer) Альбрехт (1471 – 1528), немецкий художник, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Стоит сказать и о том, что Дюрер первым в Германии стал изучать обнажённую натуру.
Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком.
Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте. В этих работах уже видна рука и своеобразный почерк Дюрера. Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур.
Старик сидит у пюпитра в глубине кельи на переднем плане растянулся лев. В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. Наряду с многочисленными чертежами, схемами и рисунками, посвященными решению этой задачи, возникают две картины, составляющие одно нерасторжимое целое — Адам и Ева (1507, Мадрид, Прадо). Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве.
Муки творческой души, стремящеися проникнуть в тайны мироздания, составляют содержание самой загадочной из гравюр — «Меланхолии». Иероним», «Меланхолия», ряд больших декоративных работ для императора Максимилиана. Все созданное им в эти годы было отмечено новизной и смелостью исканий. Накануне 1500 вся Европа была охвачена распространивши мися слухами о предстоящем конце света и близости «судного дня». Только в 1922г. Особое место среди его полотен занимают портреты: «Автопортреты» (1493, 1498), «Портрет Освальта Крелля» (1499).
Задача наибольшего портретного сходства явно превалирует над желанием интенсифицировать красочную выразительность образа. Техника и мастерство Дюрера, проявившиеся в этом изображении, поразительны. При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве Большие Страсти, около 1497 – 1511, Жизнь Марии, около 1502 – 1511, Малые Страсти, 1509 – 1511). Адам и Ева стали выражением ренессансного идеала, гармонии духа и тела человека. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.
Центр композиции не совпадает с геометрическим центром рисунка. Примечание. Возможно, четыре фигуры апостолов в рост были написаны под влиянием образов алтаря Джованни Беллини из венецианской церкви Фрари (1488). Бранта и др.
В них угадывается внимательное изучение птиц. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках. Воплощенный в последнем капитальном произведении мастера — диптихе «Четыре апостола» (1526, Мюнхен, Старая пинакотека), написанном для нюрнбергской ратуши, этот образ как бы играет разными гранями.
В следующем Автопортрете (1500, Мюнхен, Старая пинакотека) художник являет себя не в трехчетвертном повороте, а строго в фас. По обе стороны от ее трона расположились поклоняющиеся: император Максимилиан и Папа Юлий II, а также заказчики картины — члены немецкой колонии. 1510-е — время блестящего расцвета графического искусства Дюрера. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу. Огромно графическое наследие мастера — около 900 листов. Дюрер создал произведения, отмеченные необычайно высокой напряженностью и конфликтностью, что, несомненно, было отражением реально сложившейся в то время в стране общественной ситуации. Представленные на полотне образы одновременно являются и художественным обобщением и выражением индивидуальност и личности.
Наиболее известный из сохранившихся рисунков того времени — «Автопортрет» (1484). Лицо всадника обращено вверх и выражает отрешенность и равнодушие. В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М. Шонгауэра.
Картины художников, творивших за Дюрером, стали носить уже чисто светский характер. Ведущую роль в живописи и графике Дюрера начинает играть жанр портрета. Тема «Апокалипсиса» была чрезвычайно созвучна настроениям, царившим в Германии в конце XV века. И вода низвергалась с такой высоты, что казалось, что она течет медленно.
Занимаясь графикой, Альбрехт не оставлял и живопись, картины Дюрера периодически появлялись в поле зрения широкой публики. Для него это была своего рода «информация к размышлению». В 1520—1521 годах посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент и другие города). С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте. Отдельную любовь мастер питал к пейзажной живописи сочетая в картинах обаяние природы и животного мира.
Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии. 1498, Мюнхен, Старая пинакотека «Оплакивание Христа», ок. Самым значительным результатом его путешествия на юг стали акварели исполненные по дороге в Венецию и на обратном пути, — первые в европейском искусстве «чистые» пейзажи («Вид Инсбрука», Вена, Альбертина «Вид Триента», Бремен, Кунстхалле «Домик у пруда», Лондон, Британский музей и др. ). В 1490-1494 странствовал по немецким землям с целью усовершенствования в профессии. Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. Он дважды побывал в Италии: в 1494-1495 и 1505-1507. Однако Дюрер, разочаровавшись в технике офорта, больше не возвращался к ней.
Особенно интенсивно Дюрер в дальнейшем работал над созданием канона мужской и женской фигуры. Праздник четок (точнее следовало бы называть Праздник венков из роз) — работа исполненная для одной из венецианских церквей. Библиотека университета). Картина «Четыре апостола» должна была восприниматься своеобразным завещанием великого немецкого художника-гуманиста современности и грядущим поколениям.
В картине «Рыцарь, смерть и дьявол» представлен образ человека с сильной волей. Однако религиозно-этническая общность не мешает оставаться самим собою каждому из евангельских персонажей. Отношение Дюрера к Венеции было двойственным. Иероним в келье и Меланхолия I. На первом из них рыцарь-христианин едет по гористой местности, сопровождаемый Смертью с песочными часами и дьяволом.
К числу лучших принадлежат портреты курфюрста Фридриха Саксонского (1524) императорского советника Ульриха Варнбюлера (1522) известного гуманиста Эобана Гесса (1527). Наслаждаясь своим мастерством, писал художник золотисто — красную парчу, пурпурный и фиолетовый бархат, темно — синий шелк, грозный блеск стали, темное сукно, сверкание золота и драгоценных камней, благородный узор ковра, нежность бледно — красных и белых роз. Антония и св. В 1492 он приехал в Кольмар, чтобы познакомиться с М. Шонгауэром.
Колористическая гамма всех автопортретов весьма скупа и сдержанна., 1525 Четыре книги о пропорциях человека, 1528). В нем — новое отношение художника к своей творческой миссии, уверенный взгляд на собственное «я». В том же году Альбрехт поступил учеником в мастерскую известного живописца и гравера, представителя нюрнбергской школы живописи, Михаэля Вольгемута (Michael Wolgemut). Но по праву этот заяц навсегда останется произведением искусства высшего уровня. Немецкий художник и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса.
Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной и распятый Христос) вокруг — поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева — мученики во главе с Богоматерью справа — пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя внизу слева — деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа — миряне во главе с императором и королем. Подобный ковер, как фон для девы Марии, Дюрер видел на картинах Джовани Беллини. До сих пор значение некоторых деталей в гравюре «Меланхолия» до конца не раскрыто. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи) и он продолжал писать в жестком линеарном стиле.
После 4 лет обучения у мастера, Дюрер отправился путешествовать и тогда же написал свою первую самостоятельную картину «Портрет отца». Вся обстановка, окружающая святого, демонстрирует зрителю гармонию мирового устройства. о котором свидетельствуют рисунки с итальянских гравюр, в том числе с «Битвы морских божеств» А. Мантеньи (Вена, Альбертина), влечет Дюрера в Венецию, где он проводит зиму 1494/95. В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель.
Необычайной силой экспрессии отличается гравюра «Четыре всадника», где Дюрер продемонстрировал незаурядное композиционное мастерство. Этот художник является одним из самых загадочных художников с необычным взглядом на искусство и мировоззрением. Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо).
В 1503-1504 Дюрер создает замечательные акварельные этюды животных и растений из которых наиболее знаменит Большой кусок дерна (1503, Вена, Художественно-исторический музей). Картина написана по заказу покровителя Дюрера для церкви Всех Святых в Виттенберге.
Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три мастерские гравюры на меди: Всадник, смерть и дьявол (1513) – образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы Меланхолия (1514) Праздник четок 1506, Национальная галерея, Прага как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека Святой Иероним (1514) – прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. На центральной части его изображено Рождество (ок. Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо). При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве Большие Страсти, около 1497–1511, Жизнь Марии, около 1502–1511, Малые Страсти, 1509–1511). 1492-1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг.
Стоит отметить, как мастерски художник изобразил шерсть животного. Отдельные травы показаны полностью с обнажёнными корнями. На этой картине Мадонне с Младенцем поклоняются император и папа римский, а позади них — толпа народа, в которой Дюрер изобразил многих своих современников. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям). Образ человека на полотнах отмечен мечтательностью и глубокой задушевностью, при этом он может быть наполнен суровостью и мятежными порывами, драматизмом страстей. Если в первом из них (1493, Париж, Лувр) он стремился с возможной точностью запечатлеть свой внешний облик, то два других заключают в себе более глубокое содержание.
Предполагалось, что Альбрехт Дюрер будет участвовать в городских проектах. Дюрер перенял от итальянских теоретиков искусства учение о пропорциях человеческого тела, а позднее и сам внес в него много нового, обобщив свои наблюдения и исследования в «Четырех книгах о пропорциях». Праздник всех святых (Алтарь Ландауэр) 1511 Музей истории искусств, ВенаХристос среди книжников, 1506 Собрание Тиссен-Борнемица Мадрид, Испания Адам и Ева 1507, Прадо, МадридМадонна с грушей 1512, Музей истории искусств, Вена Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве Апокалипсис (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. История картины поражает своей символичностью. На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком.
В 1513-1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол Св. Дата создания — 1503 год надписана едва различимо у нижнего края изображения справа. В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. Дюрер приезжает в Италию. Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (Праздник четок, 1506, Национальная галерея, Прага Портрет молодой женщины, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (Адам и Ева, 1507, Прадо, Мадрид).
Живописи Альбрехт Дюрер учился сначала у собственного отца, затем у живописца из его родного города Михаэля Вольгемута. Впервые эта техника была использована для исполнения гравюр. Яркой иллюстрацией влияния итальянской живописи на творческий стиль Дюрера служит его 13 «Автопортрет», созданный в 1489 г. Вместо обычного нейтрального монохроматического фона на картине изображен интерьер, с окном, через которое вдалеке видны горы, что является характерной особенностью венецианских и флорентийских картин того времени. Стремлению найти идеальные пропорции в изображении человека, вероятно, способствовало знакомство с венецианским живописцем и графиком Якопо де Барбари, который считал, что идеальное изображение человека можно создать с помощью геометрических вычислений. Позади Мадонны, выделяя ее, висит узкий длинный ковер.
Диптих Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга. Первой его значительной работой стал цикл гравюр на дереве, посвященный Апокалипсису. И первый поток был очень обилен и часть его упала вдали, часть – ближе.
Замысел картины возник у его во время пребывания в Венеции. Альбрехт Дюрер – выдающийся художник, рисовальщик, гравер, основоположник искусства немецкого Возрождения. Даже в таких акварелях, как «Большой кусок дерна» (1503) и «Заяц» (1502, обе — Вена, Альбертина), естественно-научный интерес к натуре, характерный для людей эпохи Возрождения. Фигура Павла доминирует в правой части диптиха. Стоит обратить внимание и на такую деталь.
«Паумгартнеровс кий алтарь», заказанный Дюреру братьями Стефаном и Лукой Паумгартен. На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. Как и Альберт, Дюрер положил в основу своего творчества наблюдение природы3. Спокойный, полный достоинства молодой Иоанн и старый Петр с «сократовским» черепом и следами внутренних борений на усталом лице евангелист Марк.
В последний период творчества, после поездки в Нидерланды, присущие некоторым работам 1500-1510 рассудочность и перегруженность символикой и аллегориями снова уступают место непосредственно сти. Живописи Альбрехт Дюрер учился сначала у собственного отца, затем у живописца из его родного города Михаэля Вольгемута. Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». В многочисленных гравированных портретах Дюрер создает целую галерею разнообразных темпераментов и характеров. гуманистический и реалистический характер. Художник пытается найти математические законы, по которым строится абсолютное человеческое тело.
Она построена на оттенках коричневого, черного и белого. В Венеции Дюрер побывал еще раз в 1505—1507 годах. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. 30 ноября 1486 отец Дюрера заключил контракт с художником Михаелем Вольгемутом (1434-1519), мастерская которого была крупнейшей в городе и отдал ему в обучение сына сроком на три года. В восприятии природы он обнаруживал черты, присущие всем художникам Северной Европы. Об успехах мальчика свидетельствует «Автопортрет» (A self-portrait), созданный в 1486 г. и находящийся в галерее Альбертина.
Точка зрения расположена очень низко, вот таким образом рисунок не мог быть создан на природе (настоящем лугу). В 1510-е годы у Дюрера начинают преобладать графические листы. В 1512 он завершил третий по счету цикл «Страсти Христа», а в 1513-1514 выполнил три больших эстампа «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия», вошедшие в историю искусства как «Мастерские гравюры» («Meisterstiche»). В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению.
Больше всего меня поражает в этой картине отсутствие центральной композиции и это кажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» – это правая и левая части незаконченного триптиха. Последний творческий взлет мастера относится к 1520-м. Работал в основном в Нюрнберге. На первый взгляд в акварели представлена не часть естественного луга. Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма.
В 1495 году Альбрехт Дюрер создал собственную мастерскую и это послужило началом его самостоятельной и независимой работы. К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521). Кроме религиозных, мифических и мистических картин, он занимался портретами и автопортретами. Эта болезнь мучила его до конца жизни. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению.
В «Св. За эту его наглость современники жестоко критиковали художника. Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы. Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров и местом «где я — господин, в то время как дома — всего лишь паразит». После нескольких лет учебы он в 1490 поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. Она входит в цикл из пятнадцати гравюр на дереве, созданных им для иллюстрации «Апокалипсиса».
Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504). Не менее ярко Дюрер проявил себя в те годы и в области резцовой гравюры. То, что окружает героя (интерьер, пейзаж), также является отражением реалий времени, в котором жил мастер. 1500, там же «Геракл и стимфалийские птицы», 1500, Нюрнберг, Германский национальный музей «Поклонение волхвов», 1504, Флоренция, Уффици). Стоит сказать и о том, что Дюрер первым в Германии стал изучать обнажённую натуру. В колористическом строе картины преобладают насыщенные тона красочной гаммы, хотя при ярком голубом небе над пейзажем явно недостает ощущения солнечного света.
С одной стороны, они представляют собой человеческий тип борца против несправедливост и, а с другой, каждый из отдельно взятых героев сугубо индивидуален и передает определенный тип человеческого характера. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М. Вольгемута (1486 – 1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи).
В 1490 г. период основного ученичества закончился и, по существовавшей в то время традиции, наступил период так называемого «промежуточного ученичества». Этап «промежуточного ученичества» заключался в том, что молодой художник отправлялся в путешествие для изучения творчества знаменитых мастеров живописи. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Не случайно портрет является наиболее значительным достижением немецких художников. Он создает замечательную галерею портретов современников — графических и живописных («Эразм Роттердамский», рисунок углем, 1520, Париж, Лувр «Портрет молодого человека», 1521, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров «Портрет Ульриха Фарнбюлера», гравюра на дереве, 1522 «Мужской портрет», 1524, Мадрид, Прадо «Портрет Филиппа Меланхтона», гравюра на меди, 1526 «Портрет Иеронима Хольцшуэра», 1526, Берлин, Государственные собрания и др. ).
Об этом свидетельствуют многочисленные рисунки (1503-1504), на основе которых художник создал прославленную гравюру на меди «Адам и Ева» (1504). Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве Апокалипсис (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. В 1486-1490 занимался в мастерской нюрнбергского живописца и гравера М. Вольгемута. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. Отсутствие центральной композиции кажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» – это правая и левая части незаконченного триптиха.
Он создал серии «Малые страсти Христовы» и «Большие страсти Христовы» на меди, три прославленные гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Взор с какой-то неотступной требовательностью обращен на зрителя. Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой эпохи.
В Нидерландах великий художник стал жертвой неизвестной болезни. В 1490-е художник обращается к живописному творчеству. Композиционно они тесно спаяны вместе, духовно они кажутся совершенно едиными. Рыцарь — аллегория активной жизни он совершает свои подвиги в борьбе со смертью.
Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. Альбрехт Дюрер».
Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М. Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). Альбрехт Дюрер, немецкий художник эпохи Возрождения, родился в Нюрнберге в семье серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. В картине 1498 (Мадрид, Прадо) Дюрер изобразил себя утонченным «аристократом духа», уверенным в себе и полным достоинства.
Его лучшие листы («Блудный сын», 1496 «Морское чудовище», 1496 «Мадонна с обезьяной», 1498 «Немезида», начало 1500-х богатству значительно превосходят работы Шонгауэра. В некоторые из картин, написанных после его второго возвращения из Италии, например, «Мученичество Десяти тысяч» (Martyrdom of the Ten Thousand) и «Поклонение Святой Троице» (Adoration of the Trinity) искусствоведы отмечают влияние Андреа Мантеньи. В 1512 г. в Нюрнберг с визитом прибыл император Священной Римской империи Максимилиан I (The Holy Roman emperor Maximilian I), который принял Дюрера на службу и до 1519 г. художник, в основном, работал по его заказам. В 1521 г. Дюрер посетил города Брюгге и Гент и ознакомился с творчеством выдающихся фламандских мастеров XV в. Яна ван Эйка (Jan van Eyc), Рогира ван дер Вейдена (Rogier van der Weyden), Хуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes). После возвращения в Нюрнберг здоровье Дюрера стало ухудшаться. художник, график, гравер. На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Четыре апостола 1526, Старая пинакотека, МюнхенИмператор Максимиллиан I, 1519 Музей истории искусства, Вена Портрет Иеронима Хольцшуэра, 1526Портрет отца Дюрера в 70 лет, 1497Портрет женщины 1506Портрет молодой венецианки, 1505Старуха с кошелем 1507Куст травы 1503Семь печалей девы 1497Святой Иероним 1521Умерщвление десяти тысяч христиан, 1508Императоры Карл и Сигизмунд, 1512Самоубийство Лукреции 1518Бегство Лота с Дочерьми из СодомаАлтарь Паумгартнера 1500-1504Мария с младенцем и святой Анной, 1519Автопортрет Дюрера в зрелые годы, 1500 Далее о творчестве Дюрера Цикл гравюр на меди и дереве «Апокалипсис», «Жизнь Марии», «Большие и Малые Страсти». Между их стволами и краями ковра, висящего позади Марии, открывается широкая равнина, пересеченная рекой.
Скорее всего, Дюрер намеренно отказался от привычной композиционной схемы, чтобы подчеркнуть, что его произведение – не молитвенный образ, а картина, перед которой следует не обращаться к Богу, а предаваться размышлениям. Парящие херувимы держат за ее спиной завесу, а над головой — драгоценную корону. В этих работах уже видна рука и своеобразный почерк Дюрера. Современные немецкие и венецианские костюмы, оружие и архитектурные формы еще более усиливают это впечатление, что обусловило огромный успех серии «Апокалипсис», воспринятой современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. Во время путешествия в Италию он создал свои первые серьёзные картины – серия пейзажей. иллюстрации к «Кораблю дураков» С. Бранта и др. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора.
Более ренессансное впечатление как целостное зрелище производит Поклонение волхвов (1504, Флоренция, Уффици). Следующей крупной работой художника стала книга «Страсти Святой Бригитты», в которую вошли 30 гравюр. Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости. Апостолы Петр, Иоанн, Павел и Марк изображенные в натуральную величину и разделенные попарно (написаны на двух отдельных досках), являют собою олицетворение четырех темпераментов и это важная составляющая замысла, выраженная всем образно-пластическим строем картин.
К периоду странствий относится также группа разнообразных по тематике рисунков пером, среди которых уверенностью штриха и психологической точностью характеристики выделяется автопортрет (1491-1492, Эрланген. Болотистый грунт передан широкими мазками кисти тёмной краской.
Однако художественный эффект снижался из-за несовершенства техники. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел., 1525 Четыре книги о пропорциях человека, 1528). В картине царит торжественно-праздничное настроение. У подножия скалы город.
Св. гравюры последнего оказали на него большое влияние. На более раннем из них (1493) перед зрителем предстает юноша, держащий в руках ветку чертополоха — символ мужской верности. Третья гравюра – «Меланхолия».
И когда я встал утром, я нарисовал все это наверху. Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису» проникнуты духом реформации. Религиозная тематика перестала играть доминирующую роль в немецком искусстве. В пространном тексте, сопровождающем картину, даются изречения апостолов, взятые из Нового Завета: апостольскими словами художник предостерегает против опасных последствий религиозной и социальной войны, разразившейся в Германии. У современников впоследствии были все основания называть Дюрера «немецким Леонардо».
Крупнейшим мастером этого времени был Альбрехт Дюрер. это«Св. Как разносторонне одаренный мастер, Альбрехт Дюрер занимался также алтарной живописью. Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа. Здесь ему двадцать два года.
В Германии XV века церковь играла первостепенное значение. Многосторонность устремлений проявилась и в теоретических трудах Дюрера (Руководство к измерению. В серии портретов 1520-х годов (Я. Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем и др. ) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Обязательные для художника тех времен «годы странствий» (1490 — 1494) он провел в городах верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников.
И несмотря на то, что мастер не забывает изобразить непременного третьего участника сцены — Змия-искусителя, художника привлекает не нравоучительный смысл легенды, а человеческое тело как самое абсолютное создание Господа. В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М. Шонгауэра. Себастьяна.
Эта болезнь мучила его до конца жизни. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Влияние Джованни Беллини на творчество Дюрера прослеживается в портретах мужчин и женщин, созданных между 1505 г. и 1507 г. В 1506 г. в Венеции Дюрер завершил работу над одной из самых своих знаменитых работ – алтарь «Праздник венков из роз» (The Feast of the Rose Garlands) для погребальной часовни в церкви Святого Варфоломея в Германии. В феврале 1507 г. художник вернулся в Нюрнберг и через два года приобрел большой дом, в котором в настоящее время находится музей Дюрера. Полного расцвета живописное мастерство Дюрера достигло ко времени его второй поездки в Венецию, где он написал большое алтарное панно «Праздник четок» для церкви Сан Бартоломео (1506, Прага, Национальная галерея).
Прямо перед смертью Дюрер готовил к публикации свой трактат о пропорциях для художников, но 6 апреля 1528 г. скончался и был похоронен на кладбище Иоанна в Нюрнберге, где его могила находится и по сей день. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям). Это ярко можно наблюдать в портрете отца (1497), в котором художник изображает старца с сетью глубоких морщин на лице и седыми волосами.
Взгляд зрителя следует за светлыми, пластичными листьями растений справа налево. На гравюре Меланхолия I изображена крылатая женская фигура, сидящая среди разбросанных в беспорядке приборов и инструментов.
Жил и работал в Нюрнберге — одном из главных культурных центров Германии того времени. Однако курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы.
«Четыре всадника» – одна из самых известных его работ. В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra co versazio e (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам). Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, художник, график, гравер. В них словно отражены разные грани духовной жизни эпохи: активное служение Истине, воплощенное в образе сурового воина, следующего по избранному пути, не страшась ни козней дьявола, ни самой смерти «тихий» подвиг научного труда, красота и возвышенность уединенной созерцательной жизни, которую олицетворяет склонившийся над рукописью святой Иероним. Георгий.
Анной (1519-1520, Метрополитен). На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие. створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах.
Иные грани личности мастера воплощены в «Автопортрете» 1500 (Мюнхен, Старая пинакотека), который поражает напряженным внутренним драматизмом и аскетизмом живописного решения. Он родился в городе Нюрнберге, который в то время был центром книгопечатания. У первого всадника на голове корона, он отпустил поводья и, натянув тетиву лука, готов поразить кого-то. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Мученичество десяти тысяч христиан.
Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три мастерские гравюры на меди: Всадник, смерть и дьявол (1513) — образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека Святой Иероним (1514) — прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. 1. Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи) и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. К сожалению, сохранились лишь три рисунка, выполненные пером, датированных 1489: «Три ландскнехта», «Кавалькада» и «Сражающиеся всадники».
Боже, обрати все к лучшему. В Нидерландах великий художник стал жертвой неизвестной болезни. В центральной части алтаря представлено «Рождество Христово», на створках изображены св. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон).
Иеронима 1492. Наряду с портретами Дюрер писал и традиционные для Северной Европы алтарные картины. «Малые страсти» состоят из 36 листов небольшого формата. Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. Иерониме» художник воспевает человеческий разум. Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ.
Одной из самых ярких работ в живописи Дюрера считается картина «Поклонение волхвов». Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве Апокалипсис (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства.
Нижнюю часть композиции уравновешивают тонкие стебли трав, устремлённые вверх. В серии портретов 1520-х годов (Я. Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем и др. ) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Следом идет «Дрезденский алтарь» и «Семь скорбей» — обширный полиптих. Из-за нахождения в церкви мощей некоторых мучеников из этих десяти тысяч. Сюжетные картины Дюрера раннего периода отражают поиски индивидуальной манеры, в которых он стремился соединить опыт своих немецких предшественников и новации итальянцев («Алтарь Паумгартнеров», ок. Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо).
«Паумгартнеровс кий алтарь», «Оплакивание Христа», «Поклонение волхвов» — эти работы стали первыми в истории развития немецкой живописи религиозными произведениями, которые носили возрожденческий. В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. На этом холсте он написал свой автопортрет в анфас. Вернувшись в Нюрнберг, вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494—1495, Венеция и Падуя).
Мадонна, папа император вписываются в воображаемую пирамиду. Дюрер (Durer) Альбрехт, немецкий художник, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. В центре на фоне цветущего пейзажа сидит Мария, у ног которой играет на лютне ангел. Основоположник сравнительной антропометрии. По виртуозности исполнения они превосходят все ранее им созданное. Так, в творчестве Дюрера появились изображения обнаженных тел, отличающихся необычайной точностью, например, гравюра «Четыре ведьмы».
В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (33, 5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. Интерес к родине Ренессанса. Дальнейшее развитие образ прекрасной златовласой Марии получил в картинах «Мадонна с чижом» (1506, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с разрезанной грушей» (1512, Вена, Художественно-исторический музей) и др.
В этих работах природа не противопоставле на человеку, а является неотъемлемой частью мира людей, она прекрасна и одухотворена — картины «Вид Инсбрука», «Заход солнца», «Вид Триента», «Пейзаж во Франковии». Во время путешествия в Италию он создал свои первые серьёзные картины — серия пейзажей. К меланхоликам художник относил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждает известная гравюра «Меланхолия» (1514г. ). Во времена Дюрера считалось, что это темперамент гениальных людей.
Дюрер создал более 200 гравюр. Эти руки и отражены в картине. Во время путешествия он оттачивал свое мастерство у разных мастеров в разных городах. Сохранилось четыре живописных портрета, датированных 1521-1528: портреты неизвестного бюргера (1524), нюрнбергских купцов Якоба Муффеля и Иеронима Хольцшуэра (1526) и гуманиста Иоганна Клеберга (1526). Вместе с тем Дюрер вносил в некоторые из портретов величавость, присущую портретам итальянских мастеров. Художественные искания Дюрера завершила картина Четыре апостола (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Однако лицо его не выражает ни злобы, ни ярости, словно ему жаль свою будущую жертву.
В середине 1490-х гг.
сочетается с пантеистическим восторгом перед богатством и красотой Божьего творения. Это произведение имело для художника огромное значение.
К 1515-1518 относятся опыты Дюрера в новой, тогда только возникшей технике офорта. Почти во всех работах изображена фигура современника живописца.
Гибкие тела удлиненных пропорций со слабовыраженными признаками пола, помещенные на темном фоне, более грациозны, чем Адам и Ева на гравюре 1504. В Базеле, куда затем отправился Дюрер, он вошел в круг местных гуманистов и издателей и выполнил первые самостоятельные гравюры на дереве, еще тесно связанные со старой немецкой традицией: титульный лист к изданию писем святого Иеронима. Праздник четок.
Иероним», «Всадник, смерть и дьявол». семейство с кузнечиком» (около 1494-1496), «Три крестьянина» (около 1497), «Блудный сын» (около 1498). Мотив открытых корней появляется и в других произведениях Дюрера, например, «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513).
По объему и богатству тематики эту часть наследия Дюрера можно сравнить лишь с наследием его итальянского современника Леонардо да Винчи. Картина – диптих – состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. Как тонко выделены отдельные волоски, показано то, что шерсть в участках шеи влажная. Среди немногих живописных работ исполненных Дюрером в ранний период, — три автопортрета. Реплики «Большого куска луга» можно видеть и в его картинах и в его гравюрах, таких, например, как «Адам и Ева» (1504)5.
Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия. Этот цикл принес художнику всемирную славу. Альбрехт Дюрер (1471-1528) родился в городе Нюрнберг в семье ювелира Альбрехта Дюрера Старшего (Albrecht Drer the Elder). C 1477 г. Альбрехт начал посещать латинскую школу и, после нескольких лет учебы, приступил к изучению основ ювелирного дела и рисования под руководством отца. И тогда же как творческий итог художественной деятельности и завещание потомкам пишет знаменитую картину Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов.
Большую часть времени он провел в Венеции изучая творчество Джованни Беллини (Giovanni Bellini), ведущего венецианского мастера живописи Раннего Ренессанса. Самой крупной работой этого времени была серия из 15 больших гравюр на дереве «Апокалипсис» изданная в 1498 в виде альбома, который имел огромный успех и стал поистине «народной книгой». Бело — розовые пышные крылья ангелов трепещут в воздухе. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. Еще в юности Дюрер освоил технику ксилографии (гравюры на дереве) и резцовой гравюры на меди.
Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515). Руки Молящегося. «Праздник четок» — бесспорный шедевр Дюрера, в котором немецкая любовь к деталям органично сочетается с итальянским размахом, а рационализм пространственного построения дополняется чувственным великолепием колорита.
Несмотря на неуверенность художника, в рисунке уже хорошо виден стиль мастера. Это — наиболее амбициозное из всех произведений художника. Изящным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волнистые линии длинных светлых волос. Он разгневан чем-то и вот таким образом беспощаден.
Ни у одного из мастеров дюреровского времени нет такого количества автопортретов. Образы, созданные мастером, получались напряженными, внутренне неспокойными, динамичными. 1500, Мюнхен, Старая пинакотека).
Достаточно сравнить гравюры Дюрера с аналогичными по сюжетам иллюстрациями Кёльнской Библии (1479), чтобы увидеть новаторство молодого мастера. В глубине художник изобразил и самого себя с листом в руках, содержащим подпись и дату. К концу XV столетия относятся созданные Дюрером гравюры на меди и дереве: «Продажная Любовь» (1495-1496), «Св.
Творчество Альбрехта Дюрера Дюрер, Альбрехт (Drer, Albrech) (1471-1528), немецкий художник, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей.
На рисунке изображен худенький подросток с длинными прядями волос, обрамляющими лицо. Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). «Апокалипсис» принес Альбрехту Дюреру всемирную известность, а «Меланхолия» Дюрера вошла в золотой фонд изобразительного искусства.
Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. В них религиозные и мифологические сюжеты представлены в несколько переосмысленном виде. Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (Праздник четок, 1506, Национальная галерея, Прага Портрет молодой женщины, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (Адам и Ева, 1507, Прадо, Мадрид). Итак, перед нами четыре мужа, оплот христианской церкви. Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев.
Художник намеренно сближает рамки гравюры, вся группа персонажей едва помещается в них. Евстафий и св. В работе прослеживаются тенденции, характерные для творчества мастера: с одной стороны, — следование традициям средневекового искусства (неправильная перспектива, тонкие резкие контуры), с другой, — реалистичное изображение героев с заострением внимания на их индивидуальных чертах. Те, кто видел картину, рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека.
Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца М. Вольгемута (1486 — 1490). Таким образом, в них как бы сочетались современность, притча и библейская легенда, вот таким образом гравюры представляют собой синтез элементов искусства раннего Средневековья (именно оттуда художник берет аллегории и символы) и современности.
Ковер поддерживают два парящих в воздухе ангела. Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. Развитие художественного метода Дюрера иллюстрируют два «Автопортрета». Скорее всего, Дюрер намеренно отказался от привычной композиционной схемы, чтобы подчеркнуть, что его произведение – не молитвенный образ (напомним, что протестанты отрицали поклонение изображению), а картина, перед которой следует не обращаться к Богу, а предаваться размышлениям. Творчество Дюрера оказало огромное влияние на развитие германской живописи и гравюры.