Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Испанское искусство много – планово.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. ЛЕНИНГРАД. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ), сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Всего лишь пара-тройка бердышей одиноко высится над ними. Дон-Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва (1599—1660) родился в 1599 г. в Андалузии, в городе Севилье.
Получив определенные навыки, далее они шли своим путем. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Колористическая гармония кажется естественной и простой, созданной без особого труда. В центре молодая работница, опустившись на одно колено, подбирает с пола мотки шерсти.
Крайне интересна и содержательная сторона портретов. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства, запоминающиеся народные типы.
Их естественные позы очень правдивы и человечны. Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах». Рефлексы здесь переданы с большой убедительностью. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета.
Она отражает своим величавым спокойствием вечную незыблемость и невозмутимость мироздания, которое не волнуют и не задевают человеческие страсти. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. В их крепких, пластически совершенных формах ощутима вещественная мощь и значительность.
Мастер создал несколько полотен, самым знаменитым из которых стала картина Распятый Христос (около 1632 года, Прадо, Мадрид). Он превзошел их и по величайшему техническому мастерству и по смелости отображения героев и по художественному замыслу. До появления в Толедо художник жил в Италии и учился у Тициана. В картинах Сурбарана святые и ангелы не сверхъестественные существа, а реальные люди. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. На переднем плане группа ткачих за работой.
инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Рибера изображал казни и мучения святых – Варфоломея, Себастьяна, Лаврентия. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ), которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. В ней образы физически уродливых людей наполнены огромным эмоциональным содержанием.
Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. 1620).
Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. На первом плане в полутьме ткацкой мастерской изображены занятые своим нелегким трудом прядильщицы. Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе. Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и глубоко. Так и все по-настоящему любящие мужчины верят, что их супруги безупречны и преданны им.
Лица моделей еле-еле намечены легким движением кисти и тем не менее довольно ясно видны строение и характерные черты. Работа является ярким примером традиционного для Испании того времени парадного портрета. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии.
Так художник проводит параллель между библейским приготовлением пиши, приостановленным ради слов Учителя и современной мастеру бытовой сценой, где пожилая женщина также остановила свою товарку, напомнив ей о вечных ценностях. В июле 1629 года художник, получив от короля разрешение, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид. Веласкес построил сложную, многофигурную композицию.
Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. В 1634 г. знаменитый художник получил почетное звание королевского гардеробмейстера и написал картину «Сдача Бреды»10, которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. люди, обучающиеся у мастера, его последователи и сторонники. Он строит все прочно, плотно и весомо.
Однако отражение это темно и неясно. Непредвзято и объективно он показал воинов двух враждебных сторон. Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса.
Интересно, что из всех художников, так или иначе испытавших влияние великого мастера (если не считать имитаторов), лишь Антонио Пуга обратился к жанровым сюжетам, тогда как остальные художники отдавали предпочтение в основном портрету.
Веласкес не стал писать пышную парадную композицию. Особенно раскрывается этот дар Веласкеса в небольшом погрудном портрете Олювареса (ок. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Искусство и литература представляют правдивую картину этой жизни. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
Подданные Филиппа IV не могли не реагировать на тот упадок, в котором находилась страна. Но за морями и океанами открывался и новый мир. Хусепе Рибера – современник Сурбарана.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Произведение Коронование Марии (1645 год, Прадо, Мадрид) несет в себе совсем другую интонацию. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Величайший колорист, Веласкес использовал обычно немногие краски.
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Тяга к искусству, живописи стали очевидны и отец Веласкеса определил Диего в мастерскую известного художника Ф. Эрреры (1576-1656). Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. От художника ждали при дворе, что он покажет врагов испанского короля в неприглядном виде: ведь голландцы – бунтовщики и еретики, они отказались от католичества и приняли протестантство, став последователями Лютера – противника папы римского. ПОЗДНИЙ ПЕРИОД: 1650 -1660 v В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. В Эрмитаже искусство художника представлено Натюрмортом (1652). Для Веласкеса, портретиста по призванию, эта была первая большая сюжетная картина, где он обратился к новому для себя и редкому для испанской живописи мифологическому жанру. К сожалению, ни в одном московском музее картин Веласкеса нет.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Монархи решили скрепить мир, поженив своих детей инфанту Марию Терезию и Людовика XIV. Но богатство драгоценных красок не создает впечатления пестроты.
До 1623 г. Веласкес работал в Севилье, писал так называемые «бодегонес» (от исп. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Итак, содержание картины – круговорот жизни, ее содержание и закономерности. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Усталая пожилая женщина готовит завтрак из яиц в темной кухне.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Картины «Завтрак» (ок. Так называли придворных дам, которые прислуживали маленькой принцессе. Речь идет о Диего Веласкесе. За год до этого закончилась война между Францией и Испанией, длившаяся четверть века.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»9. Марфа. В 1649 году, будучи в Италии, Веласкес создает один из своих шедевров «Портрет папы Иннокентия X». Сближает же художников понимание глубинного смысла психологии портретов.
Вот таким образом он помещает их на одном холсте. И все же Испания совсем не та, что была раньше. Точное число назвать трудно Бесспорно принадлежат великому испанцу «Завтрак» и «Портрет графа Оливареса». Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
В них еще нет того синтеза цвета и объемных форм, рефлексов и теней искусного изображения световоздушной среды, отличающих более поздние произведения мастера. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Вторым художником-учеником, ближайшим к Веласкесу, был мулат Хуан де Пареха.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Портрет исключительно хорош в живописном отношении. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Впоследствии оно только увеличивалось. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Испанский художник и гравёр Клаудио Коэльо (1642-1693) является последним мастером мадридской школы XVII столетия. Павильон Ариадны (обе 1630 год, Прадо, Мадрид). В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя — Хуане Миранде Пачеко. Впоследствии оно только увеличивалось. За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон).
Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Испанские конкистадоры приходили в заморские страны как захватчики и насильники. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
В нижней части композиции изображена траурная церемония. В их портретах соблюден этикет, есть величественность и парадность. Словно под мазками просвечивает благородное старое серебро. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
Натюрморты Сурбарана сурово-торжественны и монументальны.
Она является одной из ранних работ художника. Веласкес был одним из создателей парадного, репрезентативного портрета. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов.
Предметы в них располагаются в строгом порядке, не заслоняя друг друга. Она изображала сцену придворного быта. Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. По сути на холсте в образе богини любви изображена обыкновенная женщина, смотрящаяся в зеркало, что придаёт картине оттенок доброй иронии автора: Веласкес как бы подсмеивается над ожиданиями зрителей увидеть в очередной раз античную Венеру и в то же время даёт понять, что любая женщина является богиней такого высокого чувства.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Официальным предлогом для его визита было приобретение для коллекции Филиппа IV античной скульптуры и нескольких шедевров итальянской живописи.
Наряду с другими испанскими творцами Диего обращается к библейским сюжетам, но они не занимают большого места в жизни автора. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». В Риме он написал мастерский портрет папы Иннокентия Х (в палаццо Дориа, в Риме), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво. »).
В 1643 году – получает звание камердинера и в 1642 – 44 гг. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Таковы портреты Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо (1644, Прадо, Мадрид) и Себастьяно Мора (ок. И портрет удался. 1617), «Продавец воды» (ок. v Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монументальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды».
С неё было сразу же сделано несколько копий. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Для этих и многих других портретов характерны легкие линии, намечающие очертания силуэта. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
ЭРМИТАЖ. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». средств. Реализм художника – в умении показать в человеке духовное.
Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Впереди новая борьба.
Изображена внутренность мастерской шпалер. Получается, что таким образом Веласкес показывает нам, что он пишет свои гениальные полотна во мраке королевского дворца.
В Портрете Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса (1624 год, Музей искусств, Сан-Паулу), герой выглядит грозным и мощным кавалером. Второй композиционной частью полотна является задний план. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
Свет падает от нас слева, прямо в лицо молодому человеку. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. В нем Масо повторил многие идеи Веласкеса.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Над группой офицеров Спинолы стоит целый лес стройных копий.
На заднем плане, за отодвинутой красной тяжёлой занавесью, видны готовые гобелены, сложенные стопкой. Вполне вероятно, что это произошло не без участия Веласкеса. 1648, Прадо, Мадрид). Некоторые из них— например, два конных портрета— в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. С возвращения Веласкеса из этой поездки в Мадрид (1651) начинается третий период его творчества, к которому относятся, между прочим: Св. Первая – прижимает к груди игрушку, второй – толкает ногой лежащую большую собаку. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Герои Эль Греко всегда таковы – с тонкими лицами, большими и выразительными глазами. Ранние работы Велаокеса представляли собой жанровые сцены из народного быта.
Он жил среди шедевров, а глаз у него был цепкий, острый. Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма12. В Ватикане Веласкеса благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет. Эту картину можно назвать полотном вне времени, так как изображённый на ней философский сюжет – диалог победителя и побеждённого, мог быть присущ любому времени и народу.
Слева от них, в небрежно наброшенном платке сидит усталая ткачиха возле своего деревянного станка, разговаривающая с помощницей. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Портрет на долгие годы становится его основным жанром.
Именно так —«несколько». Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Именно Рубенс подсказал Веласкесу сюжет картины «Вакх»9 («Пьяницы»), на которой художник изобразил бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Король, знать и инквизиция безраздельно властвовали на Пиренейском полуострове.
Ему не интересно было писать идеалистические портреты (как было принято в эпоху Высокого Возрождения), художник изображал людей через призму экзистенциальности (во всей сложности бытия, с тёмными и светлыми сторонами существования человека). В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката.
Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Художник ничего не скрывает и не приукрашает в их характерах. Например, на Портрете инфанта Валтасара Карлоса с карликом (1631 год, Музей изящных искусств, Бостон) рядом с маленьким принцем, одетым в красивый, расшитый золотом костюмчик с перекинутой через плечо ливреей, стоит карлик в белом фартучке. Семейство известное под названием Los Meninas, Ковровая фабрика, Св.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и наличие спутника-генерала вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Фигуры на его картинах монументальны, лаконичны и глубоко выразительны. Он держит в одной руке длинную кисть, а в другой – палитру. Благодаря стараниям Веласкеса, в 1669 году получил возможность стать придворным художником и сформировавшийся под влиянием великого мастера художник Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685). Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Но у художника был несокрушимый покровитель. В Италии же (или вскоре после возвращения в Мадрид) художник исполняет композицию «Венера перед зеркалом»11. При этом художник применяет богатейший арсенал живописных. Свет на правую часть лица старика говорит о закате жизни.
Годы пребывания в Мадриде способствовали значительному совершенствованию мастерства. Полотна этого периода созданы в жанре бодегонов (в переводе с исп. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. На заднем плане виднеется гофмаршал королевы Хосе Ньето: он раздвигает гардины, давая солнечному свету проникнуть в комнату. Девочка стоит, слегка повернув голову и как бы выжидающе смотрит на зрителя. Картину невозможно смотреть вблизи.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
В это же время Веласкес создает целый ряд картин на библейские темы («Христос в Эммаусе», «Христос в доме Марфы и Марии»). Но кувшин заключает в себе и смысловую нагрузку. Его тут же приняли в мастерскую другого талантливого художника и очень обходительного человека – Франсиско Пачеко (1564-1645). Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье.
Своей особой философией дышит и природа произведения. Вот таким образом искусство Риберы столь трагично. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.
На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Проведя в этой стране около 3-х лет (1629 – 1631), он изучал и копировал произведения П. Веронезе и Тинторетто в Венеции, Рафаэля, Микель-Анджело и антики в Риме.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Благодаря этой работе Веласкеса в 1650 г. принимают в Академию Св.
Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие. Слева в беспорядке толпятся голландцы. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, чей-то подмастерье или прислуга самой героини. картина обозначалась как «Семья», «Семья Филиппа IV»), «Пряхи» (1657) написанные, за три года до кончины. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ), молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
С 1622 года он возглавил правительство. При внимательном взгляде на Портрет карлика Эль Примо (1644 год, Прадо, Мадрид) трудно не заметить печать и мудрость на его лице. – харчевня или трактир). Прямые лучи солнца на юношу говорят о полудне жизни.
При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Портрет вызывает ряд вопросов о скрытом психологическом смысле, заложенном художником. Длинный нос свидетельствует о его благородном происхождении. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Обычная трапеза простолюдинов изображалась расставленными кувшинами, стаканами, тарелками и скудной провизией, разложенной прямо на досках стола или белой скатерти. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Эстафета жизни передана новой жизни – мальчику.
Веласкесу несказанно повезло. Испытав влияние Тициана, Рубенса и Ван Дейка, он копировал работы Веласкеса, был личным живописцем короля Карла II, писал фрески, картины на религиозные сюжеты и портреты королевских особ. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. «Слишком правдиво» — воскликнул папа, увидав свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра.
Веласкес умер, выполняя дело государственной важности. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Мир оказался гораздо шире, нежели представлялось раньше. Рыба веры, плод зрелости, наследство старика (хлеб, вино) юности – его опыт, знания, мастерство. В последующие несколько лет у них родились две дочери, одна из которых умерла в младенчестве.
Инфанта показывает им, как она может себя держать. При королевском дворе обычно заводили шутов и карликов – они изображены в нижнем правом углу картины. Однако обучение здесь не продлилось долго и уже через год молодой Диего Веласкес продолжал обучение у другого мастера живописи Франсиско Пачеко (1576-1656). Мифологическая картина Веласкеса известна и под другим названием – Венера Рокебю. Она называется так не потому, что жизнь стала идеальной. Бродяга, склонившийся над плечом юного бога, выглядит хмельным и суровым. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3.
Мастерство художника достигает такого уровня, что сложнейшие технические приёмы сливаются в одно целое, становясь незаметными для зрителя и оставляя лишь чувство очарованности картиной. За единственным исключением – Венера перед зеркалом (около 1648 года, Национальная галерея, Лондон) стала уникальным образцом чувственного женского портрета кисти Веласкеса. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Алонсо Кано относить к ученикам Веласкеса нельзя.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. И тем не менее, его картины наполнены жизнью за счет воздушного фона, тончайшего синтеза красок и эффектов цветовых сочетаний.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Но голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом. По задумке автора, картина является жанровым полотном с элементами бытовой сцены.
Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Эти наблюдения вносят новые штрихи мастерства в его творчество – естественность и обаяние в изображении героев, особенно детей, мастерскую передачу пространства и световоздушной среды. Это автопортрет Клаудио Коэльо (1680-е, Государственный Эрмитаж) и его портрет падре Кабанильяс (1680-1690, Прадо), в котором одежда, фон и мастерски прорисованные черты лица не могут не вызвать в памяти шедевры Веласкеса. Получается, что пожилой мужчина, как бы небрежно предлагает ничего не подозревающему мальчику испробовать чашу любви. Его реализм в портрете – последний отклик на реализм живописи Веласкеса.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Здесь шла тяжелая, кровавая борьба за национальное самоопределение. Он видит в жизни главным образом драматическое.
В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Переда был упорным последователем натуралистических принципов. В 1622 году Веласкес переселился в Мадрид, где копировал образцовые произведения живописи в королевском собрании и написал портрет поэта Гонгоры (в Мадридском музее). По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. В проеме открытой двери на заднем плане по ступеням поднимается Хосе Нието – придворный вельможа. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката.
Феодализм и монархия привели государство к кризису. Сознавая это, художник изучал и анализировал полотна своего друга, но уроков у него не брал, сохраняя свою индивидуальность. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Фасад Гротто-Лоджип или Вилла Медичи в Риме. Пачеко во всех смыслах поверил в Веласкеса. Об этом убедительно свидетельствуют живописность картины Чудо у колодца (1649, Мадрид) и моделировка обнаженных человеческих фигур в картине Нисхождение Христа в ад (1652, Музей изобразительного искусства, Лос-Анджелес), но в целом Кано, безусловно, сохранил свою индивидуальную манеру.
У её босых ног уютно расположилась кошка. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Король и первые лица в государстве могли быть довольны. На родине он писал в основном портреты королевской семьи, среди которых правдивый, как всегда, портрет ФилиппаIV (1657, Прадо, Мадрид, версия в Лондоне), а также портреты инфант, хранящиеся сегодня в музеях Мадрида, Вены и Лувра. Лицо восседающего Иисуса торжественно и сосредоточено.
Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Ни до, ни после он не создавал ничего подобного. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Два полотна – Эзоп и Бог войны Марс (обе – около 1640 года, Прадо, Мадрид) были частью большой серии, предназначенной для украшения королевского охотничьего замка расположенного поблизости от Мадрида Торре де ла Парада. Таким мы видим его и на картине Веласкеса. Здесь, как ни странно, автор позволил себе симпатию к проигравшим. В конце 1640-х, Веласкес совершил своё второе путешествие в Италию.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Надо признать, в этом Веласкесу не было равных среди живописцев его эпохи. Он написал несколько пейзажей с видами парка около виллы Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид). Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Когда во время второй поездки в Италию Веласкес изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво».
Каждый из них держится по-своему – в соответствии с возрастом. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. В качестве награды художник получил должность «хранителя королевской двери», занимать которую многие рыцари почитали за честь.
На фрейлину она не обращает внимания. Но в ней есть и своеобразие.
Сестры Мария и Марфа слушают речь Христа, пришедшего в их дом, оставив свои домашние дела. Особое место в творчестве Диего занимает его единственное монументальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды».
За время, в течение которого Веласкес сделал при дворе карьеру, сначала от придворного художника до гофмейстера, а позже и от гардеробмейстера до администратора всего королевского дворца, он повидал очень многое. Во взгляде главы церкви читается надменность, ум, проницательность и хитрость. Будучи придворным художником, он не всегда мог свободно выбирать модели в основном ими становились члены королевской семьи и их приближённые (например, его покровитель Оливарес).
Вот, например, картина Погребение графа Оргаса. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Иисус изображен на кресте в очень спокойной, лишенной надрыва позе. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века).
Характер преподавателя был несносен из-за этого Веласкес проучился недолго у этого мастера и уже через год мальчик работал в мастерской Франциско Пачеко, замечательного педагога, обожающего античность. Уже в это время он проявил себя замечательным колористом. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа.
Vanitas Переды далеки от реализма Веласкеса. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Антоний и Павел (все три в Мадридском музее) и многие портреты.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». В последующее столетие Испания становится единым централизованным государством, укрепляет и расширяет свои пределы. Но особенно поражает лицо понтифика. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. Ее владения на разных континентах Земли огромны. «харчевня») — сцены из народной жизни, героями которых были нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты («Завтрак», «Водонос»). Король Филипп IV то ли не видел или не хотел видеть, что в портретах Веласкеса он предстает заурядным, бесцветным человеком, живым мертвецом, который умеет соблюсти представительность, но не обладает живым умом, непосредственностью и искренностью чувств. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Работы художника отличались оригинальной трактовкой независимо от того изображал ли он традиционные сюжеты как самостоятельные произведения, например, картины Непорочное зачатое (1618 год, Национальная галерея, Лондон) или Поклонение волхвов (1819 год, Прадо, Мадрид) или вставлял библейский сюжет в обыденную жанровую сценку, например – Христос в доме Марии и Марфы (около 1620 года, Национальная галерея, Лондон). Здесь представлены две сцены – одна земная, другая на небесах. В этот период создаются необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью.
К примеру, картина Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом (около 16461652, Прадо), сочетает в себе натурализм Веласкеса и элегантность Ван Дейка. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Он был моложе Эль Греко и работал в первые десятилетия XVII века. На это раз, художнику удалось наладить при дворе Филиппа IV прочные контакты. Тем более, что такая трактовка перешла и в религиозные полотна Веласкеса, такие, как «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. ПЕРВАЯ ПОЕЗДКА В ИТАЛИЮ: (1629 – 1631) В этот период Диего Веласкес продолжает знакомиться с сокровищами мировой живописи: творчеством Ван-Дейка, Леонардо да Винчи, венецианских колористов – Тициана, Тин- торетто, Паоло Веронезе, Микеланджело, делает копии с их полотен. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Для Эль Греко нет различия между земным событием и чудесным видением. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. 1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант — в Художественном музее, Будапешт). Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Центральное место в творчестве Веласкеса, безусловно, занимал портрет. Ее характеризуют высочайший художественный уровень, повышенное внимание к человеку, острота наблюдения художников за натурой.
В середине 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и становится королевским живописцем. В образах святых выражался идеал испанского национального героя. В нём Веласкес изобразил новозаветную Троицу, возлагающую увитую прекрасными цветами корону на голову Марии. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. В 1576 году, когда ему было около 35 лет, Эль Греко приехал в Испанию, став тем неповторимым мастером индивидуальную манеру которого невозможно спутать с чьей-либо другой.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Только в конце XV века пришельцы были изгнаны. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Своей особой философией дышит и природа произведения.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ), это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ). Веласкес не льстит своим моделям. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. и о наличии вакансии на это место. Как бы невзначай художник подчеркивает крупное ухо понтифика, на которое падает свет.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. При всем кажущемся веселье, все участники выглядят скорее усталыми или даже грустными. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Чтобы посмотреть на его работы, не выезжая за пределы России, надо сесть на «Красную стрелу» или «Сапсан». Их четкий ритм усиливает впечатление могущества и силы победившего войска. Эти полотна по праву являются сокровищами лучших мировых музеев и своим великолепием компенсируют малое количество религиозных работ великого живописца. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. У Сурбара-на нет ничего похожего на сновидения или мистические видения. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Впоследствии оно только увеличивалось. Надо сказать, что в те времена женщины очень редко занимались живописью. сопровождал короля в его походе для усмирения Аррагонии. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Результат трехмесячной работы художника ошеломил весь Рим, не говоря уже о заказчике. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма. С 1622 года он возглавил правительство. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Его живопись в чемто близка бесхитростному искусству собрата. Громадные средства уходили на ведение долгих, разорительных войн, на содержание придворных при королевском дворе и церковь. – харчевня или трактир). Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном.
Одной из самых удивительных и символических картин Веласкеса стало полотно Пряхи (второе название – Миф об Арахне, около 1657 года, Прадо, Мадрид). Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. Хозяйство разваливалось, система управления пришла в негодность. Ни одна европейская страна не имела таких обширных колоний с колоссальными богатствами.
РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО.
Недаром современники Веласкеса метко называли его художником истины. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Вся картина пропитана однообразием дней, которые проводит здесь эта пожилая женщина.
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Этот жанр получил название бодегонес (слово bodegon по-испански означает трактир, харчевня). Мастер выбирает в качестве модели обычного человека и изображает простые предметы. Мифологическая героиня славилась мастерством искусной прядильщицы, которая возгордилась своими способностями и была за это превращена богиней Минервой в ужасного паука.
Зато издали она совершенна, что позволило И. Н. Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами». Рядом наблюдает за её работой другая молодая женщина. Своей особой философией дышит также и природа произведения. Несколько работ Веласкеса хранится в Эрмитаже. Вокруг этой картины существует множество споров: по одной версии, художник хотел показать обыденность и приземленность божественного образа, по другой, на картине изображена Фламиния Тривио – итальянская художница и возлюбленная Веласкеса.
Луки. 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье8. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Примером такого пейзажа может быть полотно Вилла Медичи в Риме. Мифологические сюжеты на полотнах Веласкеса также имеют довольно оригинальную трактовку. Например, в картине Менины. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («», 1628—1629 «», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Художник великолепно проработал фактура практически каждого костюма участников полотна, стоящих на первом плане.
(«Триумф Вакха»). Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Влияние искусства Веласкеса испытал и Алонсо Кано (1601-1667) – художник, скульптор и архитектор, который чаще в истории испанской живописи упоминается как независимый мастер. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). На мальчика свет падает слева – это утро. Заговоры и восстания сотрясали город, каратели и палачи действовали в полную силу. К их числу относятся портрет Папы Римского Иннокентия X (1650 г. ), который сам Папа назвал «слишком правдивым» и знаменитая серия «Шуты и карлики» (30—40-е гг. ).
Вот только почему художник повернул её к зрителю задом. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Здесь и кроется даже не ирония, а скорее горькое сожаление великого живописца. Его подлинное имя – Доменико Теотокопули, по национальности он грек, родом с острова Крит.
Но почему-то рядовые испанцы от этого не выиграли. Глубоко посаженные глаза внимательно и холодно смотрят прямо на зрителя. В 1626 году Веласкес начинает писать картину «Вакх» или «Пьяницы». Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. Так, после второго посещения Италии, художник увлекся изображением обнаженной натуры. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). В 1627 г. Веласкес стал победителем конкурса среди придворных живописцев, посвященного исторической теме «Изгнание морисков из Испании в 1609 г». Обнаженная богиня, обращенная спиной к зрителю, лежит на шелковых простынях. На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы.
В левой руке карлик держит погремушку, а правой прижимает к себе яблоко. Большая часть произведений художника посвящена теме мученичества. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. («Триумф Вакха»).
Портрет шута Франсиско Басана (около 1680, Прадо) представляет собой убедительный пример различия особенностей живописи Карреньо де Миранда и Веласкеса. Полотна этой серии характеризуются темным, чаще всего условным фоном. Картина отличается сложнейшей композицией, в которой Веласкес благодаря величайшему техническому мастерству создает полное ощущение реальной жизни героев и всех фрагментов полотна, утверждая своим талантом подлинный апофеоз живописного искусства.
Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме королевского капеллана поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, соперника Лопе де Веги и написал его портрет, находящийся ныне в Музее изящных искусств в Бостоне. Такой возможности нет даже у сотрудников Эрмитажа —ведь это режимное учреждение. Вот они- то и являются главными персонажами полотна. —Он стал мастером полутонов, мастером изящного мазка. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Полотно оригинально во всех своих качествах. Он не сразу преодолел каноны этого жанра.
Проявляется это в ряде внешних приемов, заимствованных у мастера, например, в его женских портретах, таких как Портрет графини Монтерей (около 1660, Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид) и Портрет маркизы Санта-Крус (около 1650-1660, Коллекция маркизов де Санта-Крус). Фактически, художник создал себе на память настоящий портрет возлюбленной. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Холст разделен на две композиционные части. Большую часть времени своего путешествия Веласкес провел в Риме, где создал несколько портретов – в том числе известнейший портрет папы Иннокентия X (1574-1655). Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и, плюс к тому, что его спутником был генерал— всё это вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом.
Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Начало этому положило искусство Эль Греко. МАДРИДСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА (1623 -1649) v Годы пребывания в Мадриде способствовали значительному совершенствованию мастерства Веласкеса, развитию колористической техники.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. У её босых ног лежит кошка. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». 1620), «Старая кухарка» (ок. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом.
А еще несколько картин —«Мужской портрет», «Голова смеющегося мальчика», «Мужская голова в профиль», два портрета Филиппа IV (один в полный рост, другой погрудный) —вышли «из мастерской Веласкеса». Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии7. Веласкес Диего, великий испанский художник. Не случайно картины художника искусствоведы нередко определяли как работы Веласкеса или Веласкеса и мастерской (например, такие полотна, как Королевская охота на кабана и Вид Сарагосы).
Композиционным центром картины является хрупкая маленькая фигура инфанты Маргариты в светлом красивом платье. 1638 г. ). Веласкес здесь избегает портретистики. Может их нарисовал он, а может, работали его ученики, а маэстро только поправлял. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи.
Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
По сути, они ничтожны, жестоки и бесчеловечны. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. В плоском безвоздушном пространстве королева изящно держит узду своей лошади. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год. ВЕЛАСКЕС Д. ЗАВТРАК ОКОЛО 1617 -18.
С неё было сразу же сделано немало копий. В то же время, все герои абсолютно лишены даже намека на вульгарность. Краски как будто имеют второй план и мерцают изнутри.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) и о наличии вакансии на это место. Он жил в Неаполе, где властвовали испанцы. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. На рубеже XVI и XVII веков испанская живопись становится явлением мирового порядка. На заднем плане полотна, крепкий юноша, с наслаждением допивает свой бокал. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
От этих тонов сам воздух в его полотнах кажется живым и настоящим. Он даже выдал за него в 1618 году свою пятнадцатилетнюю дочь. Однако едва ли можно относить Коэльо к ученикам Веласкеса, ведь даже при дворе он появился лишь в 1680-е годы, когда маэстро уже не было в живых. Первыми произведениями этой второй манеры Веласкеса были: Кузница Вулкана (в Мадридском музее), Одежда Иoсифа (в Эскурьяльском дворце) и два вида виллы Медичи (в Мадридском музее) за ними следовал ряд других великолепных картин, каковы например: Усопший Спаситель (в монастыре Сейнт-Пласидо, в Мадриде) и многочисленные портреты королей Филиппа III, Филиппа IV их супруг инфантов и инфант, герцога Оливареса, адмирала Парехи, придворных карлов и шутов.
И как в художника и как в человека. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Бреды» или «Копья» была закончена им в 1636 году. Среди них мы видим и античного бога Вакха, вместе с его фавном.
Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Все портреты карликов у Веласкеса отличаются выразительностью и глубокой симпатией.
скажи ей, чтобы помогла мне. Знаменита картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реалистической живописи Веласкеса. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Подобно Хуану дель Масо, Паре-ха жил и работал рядом с Веласкесом, наблюдал за его работой, художественными приемами, знал многие тонкости искусства великого мастера. Веласкес восхищается земной красотой, но в то же время интригует зрителя изображением в зеркале: кто же эта Венера Веласкеса. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Долгое время работы датировались 1650-1651 годами, то есть периодом второй поездки Веласкеса в Италию. Начинал он как слуга (в те времена мавры оставались на рабском положении), готовил для мастера холсты и краски.
В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. «Лас Менинас» — так называлась одна из (последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году.
Но без учителя Диего не остался. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. v Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.
И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи».
К первой поре его самостоятельной деятельности относятся: Продавец воды (находится у лорда Веллингтона), Поклонение волхвов (в лондонской Национальной галерее) и Поклонение пастырей (в Мадридском музее) – картины, уже замечательные по благородному натурализму, сильной лепке, но еще несколько сухие по кисти и резкие в отношении контрастов освещения. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Свободомыслие и безбожие подавлялись без пощады.
Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики. Абсолютно иная жизненная аллегория представлена в работе Продавец воды из Севильи (1622 год, Собрание Уоллеса, Лондон). В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Художник прекрасно справился с обеими задачами, он был благосклонно принят новым Папой Иннокентием X в Ватикане, который тут же заказал ему свой портрет.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Они и становились его учениками. Около 1638 года художника в качестве живописца и придворного служителя пригласил ко двору граф Оливарес. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво».
Сурбаран невозмутим и созерцателен, а у Риберы присутствует смятенность и взволнованность. Естественно, Веласкесу пришлось писать и заказные парадные портреты. Один этап борьбы испанцы выиграли. Но ни одни художник не будет работать в темноте.
Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины» («Фрейлены», 1656, в инвентарях 17 и 18 вв. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
Картина Старая кухарка (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) является ярким примером этого жанра. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Все персонажи как будто взяты из самой реальности. Исторические личности и боги решены у него не возвышенно и героически, а весьма приземленно. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
Например, на картине Триумф Вакха (второе название – Пьяницы, 1629 год, Прадо, Мадрид) показан вовсе не пир богов и сатиров, а пирушка обычных испанских бродяг, расположившихся прямо в поле. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». СЕВИЛЬСКИЙ ПЕРИОД: (1617 – 1623) v Индивидуальность и своеобразие Веласкеса проявляется уже в раннем творчестве живописца, к которому относят Севильский период – 1617 – 1623 гг. Король и королева не показаны совсем их отражения только видны в зеркале.
Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Это заметно по их позам, характеру движений. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала.
Центральное место в его творчестве занимали портреты. Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента. Фрейлина Изабелла де Веласко застыла в реверансе с другой стороны. Лишь несколько воинов осталось за спиной Нассау и те в унынии опустили головы.
«Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Испания XVII столетия – одна из сильнейших мировых держав. Но само обращение к демократическому типажу было многозначительным. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Сюжет этого произведения вполне мог быть навеян творчеством Веласкеса. Он писал ему, что придворный художник Родриго де Вильяндрандо умер и место стало вакантно. bodegon – трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. В этом произведении мастерство живописца проявляется во всем блеске. Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп.
Всё выполнено мастерски, подобно современному театру и литературе изображаются бесшабашность, горечь и веселье. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.