У многих живописцев, которые во время работы забывали обо всем на свете, просто волосы зашевелились бы от такого «кощунства». Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры.
Магритт родился и почти всю жизнь прожил в Бельгии, ведя простую и спокойную жизнь. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии – утопилась). Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов.
Сильвестр превратил нелепый и скучный интерьер «Хейуорда» в великолепный фон: мрачные бетонные стены, странные коридоры, тесные закоулки и неуместные лестницы преобразились в какое-то монструозное подобие магриттовского мозга. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля».
В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. В качестве улик, в частности, предъявляются его неожиданное, с явным коммерческим привкусом увлечение импрессионизмом в 40-х годах (ни славы, ни денег Магритту, увы, не принесшее) и многочисленные повторы и вариации некоторых сюжетов («Владычество света» существует, например, в шестнадцати вариантах) в 50 – 60-х годах, когда к нему, в немалой степени благодаря дилеру Александру Иоласу, пришел феноменальный успех. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Такие картины оправдывают метод. Но способен ли он «выдержать экзамен».
Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Аеще онмного работал сфотографиями истроил поним свои изображения. В это время он подрабатывает подделкой работ Пикассо, Жоржа Брака и Джорджо де Кирико. Все они вызывали различные эмоции у разных людей.
К сожалению, он так и не был опубликован. На рекламном буклете издательства «Пенгуин» была изображена трубка Магритта-Мегрэ, написано имя Сименона, а ниже красовалась ключевая фраза: «Я не Мегрэ». Образы Магритта узнаваемы во всем мире. Недавно я получил первые тома английского перевода романов про Мегрэ, написанных соотечественником Магритта, бельгийцем Жоржем Сименоном. Обратите внимание на движение покрывал на головах фигур: складки направляются к краям картины.
Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. На столе перед художником – яйцо, а на холсте на мольберте – уже птица.
«пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. Они стояли перед «Портретом мужчины» (предположительно Карло де Медичи) и экскурсовод сравнил его с фрейдовским портретом Фрэнсиса Бэкона, убежденно добавив: «Конечно, Мантенья в данном случае не стремился к реализму». Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи.
В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. Первую часть этой конструкции трудно не счесть неискренней: давайте, мол изображать угрозу, страх и дезориентацию, пока они не явятся на самом деле и тогда мы отступим в несуществующий мир. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Возьмем, к примеру, картину, где все пространство холста занимает огромный глаз с отображенным небом.
Проблема с художником «идей» в отличие от, скажем, буржуазного эстета, каких Магритт не выносил на дух, в том, что любая неблестящая идея на холсте выглядит менее защищенной, чем неблестящий «эстетический» набросок. Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. Искусствоведы и ценители до сих пор предлагают все новые трактовки его картин и их поэтичных названий, почти никогда не связанных с изображением, что еще раз подтверждает: простота Магритта обманчива.
Такие картины, как «Охотники на краю ночи», которая захватывает и возбуждает чистейший страх или монументальные «Титанические дни» (которые Сильвестр блестяще связывает с храмом Зевса в Олимпии), где самый жуткий образ— крошечная прореха в манжете нападающего мужчины в том месте, где сходятся женские ноги, — знак того, как невытеснимо этот мужчина присутствует в телесном пространстве женщины или монументальный кондитерский образ «На пороге свободы» или изысканно чувственная картина «Вечно очевидное» (1930)— пять отдельно обрамленных и собранных в вертикальную композицию изображений частей женского обнаженного тела, — которую Сильвестр уместно установил в отдельной комнате «Хейуорда», как какой-нибудь фламандский полиптих в потайном боковом приделе. Схожую картину мы наблюдаем в автопортрете «Ясновидение» (1936).
В 1922 Магритт женится на Джоргетт Берджер, с которой был знаком с детства. В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». Вего творчестве вовремя войны также был отчетливо импрессионистический период, который резко осудили сюрреалисты— иимонпосвятил абсолютно эксцентричную выставку впримитивистском стиле, этот период принято называть vache— «коровьим». Да, но художнику-то надо только посмотреть на яйцо, чтобы преобразить его.
Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Но если отойти чуть в сторону от концептуальных забот Магритта, он оказывается прекрасным комическим художником, способным на отличные шутки и затеи. Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул).
Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Расцвет Сильвестра пришелся на эпоху, когда в телевизионных программах по искусству нередко звучали серьезные разговоры об эстетике (а ведущим даже позволялось курить в эфире).
Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». Примыкает к футуристам, однако, разочарованный невозможностью продать свои картины и угнетенный нищетой, устраивается маляром на обойную фабрику. В конечном счете первый и последний шаг, сделанный Магриттом в «Избирательном сродстве», заключается в том, что вместо птицы в клетке он написал яйцо в клетке. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину.
На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком.
Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. Вот таким образом мы скорее реагируем в духе «А, так он шляпу-котелок называет La Neige», нежели «А, так вот как на самом деле выглядит— или мог бы выглядеть— снег». И эту силу я называю поэзией». Первая его выставка в 1927 году была раскритикована.
Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи.
Защита эстетики». Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта.
Но не все сюрреалисты создавали такие абстрактные работы. Еще один сквозной образ в творчестве Магритта. Иногда его сравнивают с великим испанцем Сальвадором Дали. Метерлинку обязан Магритт умением развивать сравнение в целую сеть образов, которые фантазия художника превращает в реальный мир. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом».
Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне. Как только вего жизни появлялся новый предмет мебели, Магритт переносил его нахолст. НетоМагритт. Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения.
Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. Будену надоело быть художником камерных пляжных сцен с многофигурными группами. Магритт пришел вискусство изрекламы ионзнаток того, как сделать изображение эффектным, произвестишок.
ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. Так появилось «Избирательное сродство» 1933 года. Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. ВоФранции онсчитался аутсайдером, сюрреалисты непризнавали его своим, апотом еще случился этот странный период vache.
Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. С этого момента он – сюрреалист. Его похоронили на Схарбекском кладбище.
Только вместо радужной оболочки зритель видит летнее голубое небо с плывущими по нему прозрачными облаками. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно. Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже».
Картина называется «Проницательность»: художник видит будущее— тообщее, что есть уяйца иптицы». Его картины, написанные в духе сюрреалистического веризма, показывающие мир «неотделимым от его тайны», затронули проблему коммуникативности и оказали влияние на сферу масс-медиа и рекламы. Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Художник может превратить яйцо в птицу природа делает это каждый день на птицефабриках всего мира.
На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка». Безусловно, это неуютный образ, одновременно изысканный и мрачный. У Магритта не могло быть летописца— и, следовательно, защитника— лучше, чем Дэвид Сильвестр (1924–2001), который писал о художнике на протяжении четырех десятилетий и столько же времени потратил на составление каталога-резоне его работ. Яркий пример – работа Вероломство образов. Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю.
Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало.
О детстве Рене Магритта известно немного. Ему играючи легко дается «кустарная промышленность»— как это называет Сильвестр— сюрреалистского объекта: причудливые маски и раскрашенные бутылки («редкий старый выдержанный Пикассо»— это стилистическая издевка над снобизмом, общим для коллекционеров вина и коллекционеров предметов искусства). Выслушав несколько объяснений подобного рода, я сделал рисунок по всем правилам психоанализа. Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. Это искусный и дерзкий образ, который при первом знакомстве вызывает чистую радость. И это глубокой ночью.
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». На это можно ответить разве что: «Это он сам тебе сказал, дружище. » Сильвестр же, напротив, знал достаточно, чтобы знать, что не всё можно знать. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту.
«Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950). Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Именно его работам присуща точная передача светотени и тщательная манера письма – плотные предметы обладают осязаемой прозрачностью, твердые же растекаются, массивные и объемные фигуры приобретают легкость и невесомость, а несовместимые могут соединяться воедино. Его картины называют ребусами, загадками. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ.
Большинство снимков являются постановочными. Его провокационные художественные гипотезы никак не подкреплялись личными поведенческими девиациями – всеми этими оголтелыми скандалами, непредсказуемыми выходками, задиристыми манифестами, которыми, как полипами, обросли биографии «лидеров течения». Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. В период с 1932 по 1945 гг.
Большую часть своей жизни онпровел совсем просто: вего доме вБрюсселе поадресу Esseghemstraat, 135 (сейчас там устроен его дом-музей), небыло даже ванной— онсоорудил еенакухне для своей жены Жоржетты. Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Что автор хочет этим сказать. В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций.
Детей они так инезавели— втом числе из-за нестабильного финансового положения, зато очень любили свою собаку иМагритт ходил сней только втекинотеатры, куда пускали сживотными. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. При этом он вклвдывалв свои полотна глубокий философский смысл.
Что касается призыва к «светлой стороне» из Брюсселя военного времени, этот предвестник голгофской песенки из монтипайтоновского «Жития Брайана»— такой же неубедительный ответ на предложенные обстоятельства. Вот таким образом на известном автопортрете «Острый взгляд» (1936) Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий в визуализации незримого, отношении к живописи как к колдовству. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз.
Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору. Может быть, он действительно так думал в тот момент, но когда художник предпочитает «объективность» «субъективности», сам способ выбора может привести к такой же плотной и откровенной субъективности. Но и тебе не дано ничего увидеть.
Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы».
Стены гостиной икухни онпокрасил вголубой исалатовый— под стать фону многих своих работ. Крупным планом изображена птичья клетка, поддерживаемая опорами, напоминающими бильбоке внутри опор висит проволочный каркас клетку почти полностью занимает огромное, несуразное яйцо. Жизнь его сложилась на редкость добропорядочно и чинно, что, пожалуй, заставляет относится к исторгнутым его фантазией образам намного серьезнее, чем к аффектированным и кичливым «видениям» многих иных сюрреалистов. Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена).
В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. Завоевавший признание и широкую популярность психоанализ – и в особенности методы Зигмунда Фрейда – стали идеологическим фундаментом французского сюрреализма. Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). В 1922 году женится на Жоржетт Берже. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще – «дегенеративное искусство». Он был старшим из четырёх сыновей.
Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». Я никогда не видел выставку, с таким блеском организованную в пространстве. Делалось это намеренно. Под этим я понимаю весь традиционный набор из очаровательных вещей, женщин, цветов, птиц, деревьев, радостной атмосферы и т. д». В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа.
Магритт входит в сообщество дадаистов, а вскоре создает свои первые сюрреалистические работы. Мы можем, конечно, говорить о настораживающем размере яйца можем задуматься о том, что и яйцо и клетка, в сущности, представляют разные «образы заточения», как выразился Нуже мы можем добавить, что опоры-бильбоке усиливают ощущение заточения (как и серый фон, как и сама рама картины). После выставки Бретон официально простил «отступника». В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать.
Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу.
Существует множество интерпретаций работ бельгийца, было предпринято бесчисленное количество попыток их анализа с самых разных точек зрения, однако большинство из них вряд ли бы понравились автору. В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. "Ключом" здесь также становится название.
Магритт оставил несколько объяснений своего радостного ренуарства. Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни».
Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия.
И раз уж мы об этом заговорили, давайте разберемся с одним утверждением Магритта: в 1925 году он сказал, что используя банальный стиль живописи, обращаясь к стандартной продукции, он отказывается от художественного удовлетворения «мелких личных предпочтений». Но если картины Дали погружают созерцателя в атмосферу некой страны чудес, то Рене Магритт (1898-1967) воспринимается, в первую очередь, как интеллектуальный художник изображавший не фантастические, а обыденные предметы и лишенных индивидуальности персонажей.
На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». В этом направлении работал Сальвадор Дали, который является идеальным представителем академической живописи. Онмало путешествовал, вообще нелюбил перемены ичасто повторял одни итеже сюжеты.
Названия его картин— да и весь процесс придумывания названий, которые задумчиво изрекали братья-сюрреалисты, — кажутся слишком продуманными, а то и высокопарными, в то время как его серия «Использование речи» (например, «Это не трубка»), его план «находить новые слова для объектов» кажутся недодуманными или по крайней мере неловкими. Однако самого художника больше занимал мотив сокрытия лица персонажа посторонним предметом, что, по его словам, порождает сильное чувство, «конфликт между видимым неявным и видимым явным». «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру. Второе ответвление берет за основу воплощение ирреального образа, порожденного подсознанием человека, с иллюзорной точностью.
Согласно этой легенде, при обнаружении ее тела присутствовал и 13-летний Магритт. После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). Он говорил, что, если зритель хочет тьмы и паники, сюрреалисты могут сворачивать палатки перед наступлением нацизма он говорил: «Вопреки общему пессимизму, я выступаю за поиск радости и удовольствия» и, наконец (в письме Элюару 1941 года), что он хочет «использовать светлую сторону жизни.
Одна изних— про яйцо иптицу. Рене Магритт (фр. При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки.
Не один раз, постоянно: в одном параграфе шесть идущих подряд предположений предварены шестью последовательными «вероятно». По одной из версий его мать совершила самоубийство, утопившись в реке. Нет смысла в том, чтобы жалеть об ином исходе, о том, что художники тождественны собственному «я», которое они долго искали нет смысла говорить: «Ну вот если бы только он писал более фактурно или действительно сделал коллаж, был бы не таким хитроумным, вкладывал больше сердца в картины» и так далее.
С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. ред. ). Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954).
Довольно странно после такого утверждения пытаться хоть как-то разложить по полочкам, что именно хотел сказать, сделать или получить Рене Магритт, автор цитаты, художник, по-видимому, единственный сюрреалист в своем роде. «Художник казался мне человеком, наделенным волшебной силой», – вспоминая детство, написал Магритт на склоне лет в автобиографической статье «Линия жизни». «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. Вникая в тонкие и запутанные отношения между самоубийством матери Магритта, утопившейся в реке, тем, как об этом ему сообщили и тем, как он сообщал это остальным, вникая в воздействие, которое это событие могло оказать и в последующее появление на его картинах закутанных и обнаженных женских фигур, Сильвестр справедливо предупреждал свои замечания словом «вероятно».
Так, например, онрисовал огромную клетку ипомещал внее яйцо («Избирательное сходство»). Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы. Наполу лежал «коврик для бедных»: паркет был покрашен вкрапинку, как это часто делали старые бельгийские семьи. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Некоторые исследователи считают это яблоко «запретным плодом», символом различных соблазнов для человека Новейшего времени. Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров».
А есть еще импрессионизм военного периода, который Сильвестр называет «солнечный сюрреализм».
Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев.
Или— надругой его знаменитой картине— художник рисовал яйцо, аполучалась птица. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего – косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). Публике всегда нужны простые и понятные символы. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли".
А когда художник говорит своему коллеге-сюрреалисту Полю Нуже в ноябре 1928 года, что его цель— создавать «картины, которые заставят глаз думать абсолютно иным способом, чем обычный глаз», нет смысла сомневаться в том, что если «заставлять глаз думать», это помешает «заставлять сердце чувствовать». Это неслучайно: если европейцы (иособенно Париж) недооценивали Магритта при жизни, тоименно вАмерике (где сейчас собраны его самые известные работы) онполучил признание, продавал свои работы— иповлиял наследующее поколение художников. Но хотя мы можем сделать некоторые выводы из того, что художник смотрит на объект, а не на холст, над которым работает, «Ясновидение» не уводит нас далеко по пути художественной трансформации. —Прим. ред. )— ивел совсем небогемный образ жизни. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя.
Например, картина Магритта Ясновидение (1936), на которой сам Рене рисует птицу в полете, не отводя при этом глаз от яйца на столе. Детали полотна «Сын человеческий» также могут немало рассказать о пытавшемся спрятаться авторе и его внутреннем мире. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». Повторить это можно очень легко». – Настаивал он.
Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её. Фраза «Это не что-нибудь» давно уже превратилась в привычный штамп писателей и рекламщиков. "Метод свободных ассоциаций", предложенный Зигмундом Фрейдом, его "теория ошибок", "толкование сновидений" были направлены прежде всего на выявление болезненных расстройств психики с целью исцеления. Но эта система, эта безжалостная система, произвела несколько работ, которым мы легко можем приписать бессмысленный эпитет «великие»: образы, которые лишают зрителя самообладания, покоя, уверенности работы, в которых, как Магритт писал про де Кирико, «зритель может осознать собственное одиночество и услышать тишину мира».
Опять-таки это не бог весть какое умение: я знаю человека, который не может проехать мимо пасущихся на лужайке овец, не пробормотав «ужин» и не вообразив тарелку с бараньими ребрышками, но он утверждает, что им руководит голод, а не Магритт. Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор. К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Вот онразрезал ландшафт начетыре части, чтобы создать пространство для воображения.
Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака. Паунд жаловался Элиоту, что первый вариант «Бесплодной земли» оказался «слишком запредельно вероятностным». С наибольшим энтузиазмом их защищал Андре Бретон, полагавший себя подлинным основоположником течения – в отличие от Сальвадора Дали. В1954-м онвыставил свои работы вСША (11 картин, накоторых были изображены слова. В 1956 году ему присвоили престижную премию Гуггенхайма – как выдающемуся представителю бельгийской культуры. Он попал в ряды самых дорогостоящих художников мира.
Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали.
Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. Его также прославляли как лучшего организатора экспозиционного пространства и в 1992 году он представил работы Магритта в залах лондонской галереи «Хейуорд» так же разумно и умело, как делал это в печати. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. ВПариже Магритта непоказывали инеочень ценили. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Повлияла на Магритта и дружба с французскими сюрреалистами во главе с Андре Бретоном. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях.
Критика сразу обвинила его творения в излишней громоздкости. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок). Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства. Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. Именно так мы видим мир. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Если послевоенный фовистский или «коровий» период был, как считает Сильвестр, пощечиной парижскому рынку искусства, возможно импрессионистский период Магритта оказался его пощечиной себе самому.
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы». Конечно, был еще Дали превративший свою жизнь в художественный перфоманс, в произведение собственного искусства, напичканную намеками, слухами, неясностью, текучими обстоятельствами, предметами, отношениями и туманными намеками. Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д.
Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. В 1927 г. Магритт перебрался во Францию, где стал участником деятельности парижской группы сюрреалистов, включая выставку 1929 г. Среди его произведений особенно известны: Фальшивое зеркало (1929, Музей современного искусства, Нью-Йорк), Иллюстрированная юность (1937, фонд Эдварда Джеймса, Суссекс), Империя света (1954, Галерея Пегги Гуггенхайм, Венеция), Последний крик (1967, частное собрание, Брюссель). Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар.
Нопочему-то эти работы неценились— иотдельно невыставлялись. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». Это всегда тайна".
Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать». Нельзя сказать, что это выдающийся концептуальный прорыв. Они с Жоржеттой жили в маленьком милом домике в тихом районе Брюсселя и почти не бывали «в свете».
Его картина «Это нетрубка» должна стоять водном ряду сдюшановским фонтаном, который, несомненно, повлиял наотношение Магритта кобъекту. Накухне Магритт чаще всего иработал, так как это было самое теплое пространство вдоме. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти. Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. 6 Яблоко.
В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них – Раймон – впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать". Художник не любил путешествовать, да и вообще редко выходил из дома.
Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Помимо прочего, Магритта можно считать одним самых психоаналитических художников своего времени— унего есть, например, картина сточным изображением насилия, «LAube desarmee», — нонамного важнее для истории искусства то, что Магритт одним первых (если непервым) поместил слово вплоскость картины. Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Результат был бы не только менее магриттовским, но и более неряшливым вокруг слишком много художников синдивидуальностью, недостойной выражения, чтобы жаловаться на «чрезмерное выражение» какой-то индивидуальности.
Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. То, что, скажем, у увековечившего писсуар Дюшана или стращающего обывателей «каннибальским манифестом» Пикабиа могло казаться забавой, бравадой, претенциозной игрой, у Магритта обретает основательность некоего драматического знания. Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. А разве любовь — это не слепота.
На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта.
Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Проекты Магритта были созвучны и«Новым реалистам» вПариже (предвестники поп-арта. Если фабрика идей просто выдает готовую продукцию, мы сталкиваемся с проблемой, которую доктор Джонсон ставил в укор «Путешествиям Гулливера»: «Когда один раз подумаешь про больших людей и маленьких людей, всё остальное придумать очень несложно».
Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. У нее было много попыток суицида и ее мужу, Леопольду приходилось запирать ее в спальне. Почему такое сочетание. Это всегда тайна. «Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла», – заявил как-то Магритт. Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста».
Странный пейзаж открывается из разбитого окна. И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист.
Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Никакая виртуозность кисти и точность наблюдения не способны, по Магритту, «словить» на полотне реальный физический объект. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин – «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни.
Сильвестр со вниманием относится к обоим этим периодам и справедливо замечает, что если они и демонстрируют нестандартные колебания стиля (которые коллеги и друзья Магритта ненавидели), они не противоречат «его общему отношению к стилю. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это.
Защищать Магритта от подобных упреков бессмысленно. "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров. Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п.
Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля". Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Обескураженный провалом, он отправился в Париж, где подружился с Андре Бретоном и примкнул к группе сюрреалистов.
В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954). В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору.
Последняя фраза его монографии 1992 года идеально описывает эффект, который по-прежнему производят на нас самые сильные произведения Магритта: «некий трепет, который испытываешь в момент затмения». На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами.
На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов.
Только тогда, в пятидесятые, Магритт стал виден не только в своем художественном, далеко небельгийском масштабе, а еще и в своем философско-поэтическом размахе.