В 1526 Ганс Гольбейн (Младший) прибыл в Англию и был очень тепло принят Томасом Мором.
Серия, создавалась Гольбейном в 1520-е годы, но в полном виде вышла из печати только в 1538 году, в Лионе. «Не хочу», — отвечает Гитлодей. В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. В последнее время в Базеле Гольбейн вместо картин принужден был выполнять мелкие заказы ювелиров и типографов. Картина «Мадонна бургомистра Мейера» (1526, Дармштадт. Этим периодом датируется также и несколько портретов («Женский портрет», 1517.
Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. В Англии мастер занимался оформлением придворных праздников, работал по заказам церкви. Он создал портрет французского посла Моретта — поистине шекспировский типаж. собрание князя Гессе) главное произведение этого периода – исполнена для алтаря капеллы замка Мейера, около Базеля (позже, по возвращении из Англии, Гольбейн допишет посмертный портрет жены бургомистра).
Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. И вот почему все больше крестьян остаются без земли. Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны.
Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Королеве не положено было походить на обычную женщину. Хотя это и жестокая правда. Нарядность и величие парадного портрета, который мы воспроизводим, не лишают образ королевы правдивости.
Мора, Томаса Кромвеля, королевского секретаря. Смелости, чести, незапятнанной репутации великого человека были противопоставлены интриги, вероломство, клевета. Гольбейн является замечательным мастером цветового решения. Художественный музей) и пишет большую картину «Семья художника» (1528-1529, Базель, Художественный музей). Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр. В 1536 стал придворным живописцем короля Генриха VIII.
А что, если вообще разорвать все отношения с папой. И столь блистательная карьера закончилась падением неожиданно для всех. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений.
Несмотря на то, что уже немолод, Моретт— человек действия. В 1532г. Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Король разъярен. Гольбейн не отступил от истины и каждый придворный, внезапно натолкнувшийся на портрет, «пугался, так как всем казалось, что и голова и другие части тела двигаются, как в натуре».
Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Ему даже не нужна была должность лорда-канцлера, которую с 1532 г. занимал малозначительный и не игравший сколько-нибудь серьезной Роли сэр Томас Одли. Ко времени приезда Гольбейна в Лондон в 1532 Томас Мор утратил милость короля и художнику пришлось искать покровительства у лондонских представителей Ганзейского союза, по заказу которых он пишет многочисленные портреты («Портрет Георга Гизе», 1532, Берлин-Далем, музей «Портрет Дирка Тейбиса», 1533, Вена, Музей истории искусств «Портрет Дериха Борна», 1533, Виндзорский замок «Молодой купец», 1541, Вена, Музей истории искусств).
По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г. Однако вся эта аллегория прославляющего характера воспринимается абсолютно иначе из-за какого-то предмета непонятной формы на первом плане. Сохранился портрет в полный рост Кристины Датской, герцогини Миланской (1538, Лондон, Национальная галерея). Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными.
150 портретов. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля. Начиналась книга с того, что было на самом деле: Мора послали наладить торговые отношения между Англией и Нидерландами.
И о мосте, соединяющем город с противоположным берегом. Между 1517 и 1519 годами Гольбейн помогал своему отцу, принявшему заказ на оформление дома главы магистрата Люцерна. Это было 12 марта 1538 года.
Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Совсем не просто стать английской королевой, но удержаться в ее положении еще труднее. Именно он предложил Генриху VIII стать главой англиканской церкви. Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна.
Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Многие работы Гольбейна известны только по подготовительным рисункам (Виндзорский замок). Там его встречают распри католиков и сторонников Реформации. Христос Гольбейна – не небесное существо. Умер Гольбейн от чумы в Лондоне в 1543.
Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535). Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Уффици во Флоренции), Том. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Коварен, жесток, тупо властен.
Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Многое на бессмертном пути Мора еще впереди. Среди первых произведений Гольбейна, появившихся в 1519-1520, нужно отметить пять сцен «Страстей Христовых» из которых только «Тайная вечеря» и «Бичевание Христа» полностью принадлежат его кисти (Базель, Художественный музей). К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. К ним всей душой и потянулся молодой Ганс Гольбейн. Ату его.
Посмотрите на его руку в красивой перчатке, охватившей позолоченный кинжал. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. В 1528 он вернулся в Базель, а с 1530 окончательно поселился в Лондоне. Но, даже предварительные рисунки и уменьшенные копии позволяют получить о них некоторое представление. Мор был лорд-канцлером и он был бессилен.
Эразм попробовал жить в Кембридже, но через два года уехал даже оттуда. 16 мая 1532 года Томас Мор ушел в отставку. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. Неприглядные перед появлением смерти власть имущие. Томас Мор – английский юрист, философ, писатель-гуманист. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось).
Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Против этого он тоже восставал в «Утопии». Поразительно сходство этого образа с портретом Эразма Роттердамского. Гольбейн рисует короля, «вестника свободы», разряженным в пух н прах, массивным, самоуверенным и крайне подозрительным. Словом, король и что с него взять. И все же налет печали на его лице — ни во что не верит Моретт.
Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде.
Реформационное движение начинается и в Англии. Свет Мора только мешал королю. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари.
гал. «Томас Ховард, герцог Норфолкский», 1539- 1540, Виндзорский замок «Генрих VIII», 1540, Рим, Нац. Но Мор не обольщается всеми этими знаками внимания. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Величие короля передается позой.
В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Со временем, манера художника претерпела эволюцию. В 1535 году он был обезглавлен.
На то были свои причины. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. Гольбейн космополитичен в той степени, в которой это было характерно для гуманистических кругов Европы того времени.
Отношения с королем после этого оказались испорченными. Картины его – это гордость города. Их поля огораживают и превращают в пастбища для овец. Гансу здесь всего четырнадцать лет, но в детских, еще незавершенных чертах его лица проступает настолько отчетливый характер, что мальчик кажется чуть ли не старше своего мечтательного семнадцатилетнего брата.
Каждое ювелирное украшение, каждый фрагмент парчи переданы с удивительной четкостью все формы здесь уплощены и сведены к узору. Но иллюзий не питал. Нац. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи.
Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат».
Дело не в том, что картина Гольбейна зашифрована, а код шифра утерян. Она и ее сестра Мэри были фрейлинами королевы Анны Болейн – второй жены Генриха VIII. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета.
Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Вскоре бывший канцлер был арестован, помещен в тюрьму Тауэр, обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. В переводе это имя означает: «Рассказчик небылиц». И все-таки Мор пошел на службу к королю. Отцы города искренне сожалели о Гольбейне.
Но это не единственная картина Брейгеля, написанная под влиянием сочинений Эразма – его «Детские игры» есть ни что иное, как горькая реплика на прекраснодушную теорию гуманиста. гал. 1539, Вашингтон. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Справа изображены жены Мейера.
С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Но пока никому, в том числе и самому Мору, ничего подобного и привидеться не могло. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей.
Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Мастерская Ганса стала семейной. Лицо Моретта, овеянного войнами н дипломатическнмн хитросплетениями изглодано страстями.
Мы все знаем брейгелевскую картину «Фламандские пословицы»: Питер Брейгель дал буквальную иллюстрацию эразмовскому сочинению о пословицах и поговорках. Назначенный в 1523 году председателем Палаты общин, он, как и много лет назад, высказывается против ассигнований на очередные «дары» королю. – на этот вопрос всякий отвечает по-своему. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города.
Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Несмотря на простое происхождение, он сделал блестящую карьеру при дворе короля. Иногда следует против кое-чего возразить. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке.
Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Оставаться дальше при дворе означало поступиться честью. В ранних работах сочетается могучая традиция немецкого экспрессионизма, унаследованная от поздней готики и Грюневальда, влиянием которого отмечена композиция «Мертвый Христос» (1521, там же) и «объективность» художников итальянского Высокого Возрождения.
Он появляется — и вздрагивает, от тревоги и восхищения, — и женщина и бывалый удалец. Не так давно Генрих VIII полностью выступал на стороне папы. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Эразма привлекало отсутствие религиозного пафоса – он не любил фанатизма. В 1517, вместе с отцом, он принимает участие в украшении фасада дома Гертенштейна в Люцерне.
Впоследствии П. Вяземский сравнит с «Плясками смерти» «Мертвые души» Гоголя. Обе картины («Фламандские пословицы» и «Детские игры») написаны в том же самом 1559 году, предположение, что этот год был посвящен Эразму и ответу на его сочинения – естественно., Гаага, Маурицхёйс, «Портрет Бонифациуса Амербаха», 1519, Базель, Художественный музей, «Портрет Эразма», 1523, замок Лонгфорд, собрание Раднора Париж, Лувр, Базель, Художественный музей). Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается.
В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. Климат ли был тому виной (как писал он сам) или желанное одиночество не сложилось в стенах университета – мы не знаем.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Около 1530 художник заканчивает росписи зала Совета (фрагменты – Базель, Художественный музей) и выполняет многочисленные гравюры на дереве, в частности, 94 гравюры из «Icones historiarum Vetens Testamenti», опубликованные в Лионе в 1538 братьями Трехстель. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. И объявить себя верховным церковным владыкой страны. Формально Базель был «императорский» город, то есть находился в Священной Римской империи, но при этом был городом интернациональным, не вовлечённым в национальные и религиозные движения. Королю причина для развода весьма понравилась. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году.
В полную силу развернулось здесь огромное живописное дарование художника Гольбейн показал себя одним из блестящих колористов своей эпохи. «Моретта», 1534-1535, Дрезден, Картинная гал. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов.
Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. С 1533 главным заказчиком Гольбейна был Генрих VIII, на службу к которому он поступил в 1536, вероятно, при поддержке Кромвеля, чей портрет он исполнил в 1534 (не сохранился). Скепсис, трезвость, жизнеутверждающее начало. Над Анной нависли тучи. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии. Как посол равенства и справедливости.
Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. А что же сущее. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом».
К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Интересно отметить неоспоримое сходство композиции Гольбейна «Оплакивание Христа» (1519 известна по копии) с картинами Леонардо «Мадонна в скалах» (Париж, Лувр) или Мантеньи «Мадонна делла Виттория» (там же), сходство, подтверждающее гипотезу о поездке художника в Италию. Он появляется на портрете, остерегаясь. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно.
В своих играх (по мнению Брейгеля) дети копируют жестокость взрослых их организацию и взаимное подчинение, а потому обучение не даст результата. Демон XVI века.
Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру.
По возвращении своем осенью 1519г. В Англии учёный не остался (пробовал через год вернуться, снова не понравилось). Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам.
С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. В поздние годы страдал от лишнего веса и других проблем со здоровьем.
В 1526 были созданы створки органа в соборе в Базеле (Базель, Художественный музей) с изображением монументальных фигур Богоматери и трех святых, написанных в технике гризайля. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В одной руке он держит перчатку, другая расположена рядом с висящим на поясе богато украшенным кинжалом.
Дама закована в свой наряд, как в непроницаемую броню. Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене.
Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. Он получал также заказы на декоративные работы, такие, как «Триумфальная арка» по случаю коронации Анны Болейн (не сохранилась подготовительный рисунок – 1533, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов) или «Триумф богатства» и «Триумф бедности» (1533, рисунок и гравюра – Париж, Лувр).
В изображении Генриха VIII (1536, Мадрид, собрание Тиссен-Борнемиса) и Королевы Джейн Сеймур (1536, Гаага, Королевский кабинет картин) король и его третья жена были представлены скорее как великолепные фигуры, нежели как люди из плоти и крови. Эразм был католиком (настолько, насколько философ вообще может быть конфессиональным) и противником Реформации, но история с Томасом Мором ещё впереди кто же мог предсказать. И ему нужен пока этот великого государственного ума человек. Гольбейн достигает больших высот своей проповеди справедливости и равенства в «Плясках смерти», которые предусмотрительно не подписывает.
Пройдут годы и голова Мора тоже будет выставлена на этом мосту. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Во время путешествий по Италии (в 1518) и Южной Франции (в 1524) Гольбейн значительно расширил свой кругозор. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена.
Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Он был открыт разнообразным влияниям – от Грюневальда до Леонардо, от Массейса до школы Фонтенбло и современных ему английских художников.
В 1533 году Гольбейн написал портрет Кромвеля, а не позже 1536 года занял место придворного живописца Генриха VIII. Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Работы для художников было много и, тем не менее, Амброзиус и Ганс, покинув родной город, отправились на поиски заказов в чужие края.
Что могло связывать короля с чистым, преданным своим убеждениям, умницей Мором. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году— фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. Это тоже входит в игру. Папа, трясущийся епископ, король С герцогиней — смерть обходится и вовсе грубо — стаскивает ее с постели, да еще рядом какой-то скелет наяривает на скрипке.
«Он слишком хорош, чтобы расписывать старые дома», —говорили они. Но главным образом для того, чтобы время от времени возражать Гитлодею. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии.
Генриху VIII так понравился этот портрет, что он приказал создать его копии, предназначенные в качестве подарков для послов и вельмож. Маленькие глазки с мясистого отечного лица смотрят презрительно. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул».
В один из дней в Базеле свежеотпечатанный экземпляр «Похвалы Глупости» Эразма Роттердамского попадает в руки Гольбейна. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Всего художник создал более 400 рисунков, по которым впоследствии создавались деревянные клише для гравюр. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна).
Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. В 1516 Гольбейн получает первые заказы от высокопоставленной буржуазии: он пишет портреты бургомистра Якоба Мейера и его жены (1516, Базель, Художественный музей). Отказать ему в высшей духовной власти над страной. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи.
Как правило, на них изображали близких людей. гал. ). «Ричард Саутвелл», 1536, Флоренция, Уффицы «Кристина Датская», 1538, Лондон, Нац. Шерсть становится золотым руном, надежным средством обогащения.
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна.
Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. Сейчас он свободен и делает то, что хочет. Иное дело — Кромвель Какого прекрасного короловского пса рисует Гольбейн. Из этой серии работ до нас дошли также станковый и миниатюрный портреты Анны Клевской (оба 1539, первый в Лувре, второй в Лондоне, музей Виктории и Альберта).
1527 год. В Базеле не было широко развитой торговли и банков, как в его родном Аугсбурге, зато имелись университет и несколько типографий, вокруг которых группировались лучшие представители немецкой и швейцарской интеллигенции. Все семейство поселилось в Базеле.
В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Он горячо сочувствовал реформации в своих рисунках на дереве он осмеивал продажу индульгенций в рисунках к немецкому переводу Библии Лютера он показал свою способность создавать сцены серьезного, возвышенного характера. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Эти качества восхищают его и в Гансе Гольбейне. Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. «Анна Клеве», 1539, Париж, Лувр «Эдуард, принц Уэльский». И вот, находясь в Антверпене, он — так утверждает Мор — однажды познакомился с лихим путешественником, немало повидавшем на своем веку португальцем Рафаилом Гитлодеем.
С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви. Он прозревает нечто, что сокрыто от его современников. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками.
По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. лукавя, ничего не не обещая и что-то тая.
В его творчестве наступает интенсивный период, просившийся до его отъезда в Англию в 1526, период, в течение которого художник исполнил все известные нам произведения на религиозную тематику, а также несколько стенных декораций (в домах базельской аристократии, Зал Совета городской ратуши), к сожалению не сохранившихся, которые свидетельствуют об известности молодого мастера. Это доказал трагический опыт всех предшественниц Джейн Сеймур. На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. гал. Ибо именно история трагическим эхом Реформации и Великой Крестьянской войны в Германии докатилась до сопредельной Швейцарии и ворвалась в недавно еще мирный город Базель. А вот и основная мысль: венценосцы никогда не станут следовать советам философов.
Плаха или развод. В 1540 г. он был арестован, обвинен в государственной измене и казнен. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. Так в «Алтаре Герстера» (Мадонна, 1522, Солер, музей) германские по духу персонажи включены в итальянизированную композицию. Не вспоминал ли он при этом и знаменитый Лондонский мост. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене.
Явно преувеличивая, писал: «День этот рабства конец, этот день—начало свободы». Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены.
Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Сделать иронию и насмешку своими верными союзниками, высказать правду в глаза, скрыв ее под шутовским колпаком глупости, — это была превосходная идея.
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Здесь заметно влияние Леонардо, особенно в трактовке тел.
ПортретГенриха VIII в свадебном наряде (1539–1540, Рим, Национальная галерея) выглядит почти как икона. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. гал. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна.
Три года спустя он был обезглавлен. «Джон Чеймберс», 1542, Лондон, Нац. В Портрете Томаса Мора (1527, Нью-Йорк, собрание Фрик) знаменитый гуманист облачен в роскошные одежды канцлера, в его прямой осанке и чертах лица отражается сила его характера. Человек исковерканный многочисленными условностями и сохраняющий в себе остатки человека. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены.
Выбрать Англию художнику посоветовал Эразм Роттердамский. Двумя годами позже он отправился, по рекомендации Эразма, в Англию к Томасу Мору. В том же 1516году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году— фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне.
Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. А утверждается в книге многое. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка.
В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Более того, Гольбейн был знаком с произведениями школы Фонтенбло и с рисунками Клуэ. На портрете представлен углубленный в размышления философ. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции.
На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. В 1536 Томас Мор был казнен. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра.
Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Начиная с XII века она пользуется спросом на европейском рынке. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал.
В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. Никаких возражений не потерпит этот человек и не посожалеет ни о чем. Посвящена книжка была Томасу Мору: «Ты всегда любил шутки такого рода: ученые и не лишенные соли (ежели только не заблуждаюсь я в оценке собственного моего творения)», — сказано было в посвящении. В 1519 Гольбейн становится членом гильдии «Zum Himmel» в Базеле: он наследует мастерскую своего умершего брата и женится на Эльзбет Шмид.
На протяжении этих лет он создавал свою знаменитую серию гравюр «Пляски смерти» (три доски были напечатаны в 1527, Берлин-Далем, музей, Кабинет эстампов, первое издание, содержавшее в себе 41 гравюру, было напечатано в Лионе в 1538 братьями Трехстель). Но особого рода и возглавляет его король. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни.
Английская шерсть. На лице нет намека на улыбку. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь своим достоянием, присутствовала на Голгофе при его кончине и была свидетельницей его погребения. Гостиную на Челси не напрасно назвали «Приютом муз».
С точки зрения человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания. Словно предчувствуя тот нелегкий вопрос, который ему в конце концов придется решать, Мор в «Утопии» приводит любопытный разговор между Гитлодеем, Эгидием и им самим. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». Поставим рядом портреты короля. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален».
Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Композиция картины подчёркнуто проста.
Гольбейн смотрит на существующий правопорядок с точки зрения своего народа. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. Рядом с Мейером представлены его сыновья.
В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения.
Или редкостной нежности цвет лица, каким она славилась. Вернее, двух платьев: под верхнее, тяжелого бархата, надето более легкое, серебристое. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Его волчьи глаза прекрасно видели в темноте. В 1527 году он создает портрет Томаса Мора. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Летом 1528 года Гольбейн возвращается назад в Базель. Он даже назначает Мора (сняв его все-таки с поста председателя Палаты общин) лорд-канцлером герцогства Ланкастерского, на один из важнейших в Англии постов. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII).
Стать светским и духовным правителем. Но он знает, каким влиянием пользуется в Лондоне Мор. Прожив 17 лет с королевой Екатериной Арагонской, капризный монарх внезапно увлекся девушкой из ее свиты — Анной Болейн.
На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. За годы, проведенные в Англии, он создал ок. Это двойной портрет, на котором изображены молодые посланцы Франции Жан де Дантевиль и Жорж де Сельва. Творчество Гольбейна синтезировало общеевропейские концепции живописи начала XVI века.
Первоначально, Гисце сидел анфас, а левый и правый стеллажи располагались симметрично относительно друг друга. Характер ли Джейн полюбился художнику. Не родную ли Англию имел в виду Мор, когда, повествуя о «далеком острове Утопии», насчитывал там пятьдесят четыре города, ровно столько же, сколько и было в современной ему Англии. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения.
На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Его взгляд, устремленный в бесконечность исполнен духовной тревоги. Лорд-канцлер Англии (1529-1532).
И получить новый источник дохода. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Одновременно он их объединяет через Богоматерь.
Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Как генеральный викарий (представитель епископа в области общего управления) он предпринял роспуск монастырей, которые не поддержали религиозную реформу короля. Маргарита Вайт – Леди Ли была сестрой известного придворного поэта сэра Томаса Вайта. В поясных портретах художника, апеллирующих к иконографии «Джоконды», можно увидеть близость произведениям Госсарта и Массейса или маньеризм Моретто да Брешии или итальянских художников на службе у Генриха VIII.
За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Но даже они не были властны повернуть вспять колесо истории. Надеялся, вопреки всему. Как хотел Мор надеяться на достоинства нового короля. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний.
Это, безусловно, знак смерти. В Портрете Георга Гисце (1532, Берлин – Далем) художник прекрасно передал фактуру каждого из предметов, призванных дать дополнительные сведения о личности заказчика. Об этом свидетельствуют его работы. За время совместной жизни, у четы Гольбейнов родилось четверо детей — два мальчика и две девочки. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой.
Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда. В этот период он, вероятно, предпринимает поездку в Северную Италию исполняет росписи дома «Zum Kaiserstuhl» (не сохранились подготовительные рисунки – Базель.
Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Человек из низов (он был сыном кузнеца), Кромвель начал свою карьеру в качестве наёмного солдата в Италии, затем попал на службу к кардиналу Уолси, был его торговым агентом, а позднее стал доверенным лицом короля Генриха VIII. С этого момента его творчество становится значительно более разнообразным, так как помимо росписей и нескольких миниатюр (технике миниатюры его обучил Лукас Хоренбоут), он исполнил этюды для ювелирных украшений и серию замечательных портретов («Роберт Чесмен», 1533, Гаага, Маурицхёйс «Посланники», 1533, Лондон, Нац. Для того чтобы получше запомнилось то, что утверждается.
Этим временем датируются «Сцены Страстей» (1524», Базель, Художественный музей) и грациозная фигура Венеры (1526, там же). «Все сущее бренно». К этим произведениям нужно добавить рисунки для витражей на темы «Страстей» (Базель, Художественный музей).