А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи.
Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Больше всего его привлекали сельские буколики. Английский художник, один из величайших мастеров XVIII века. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Гейнсборо пишет и пейзажи. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее.
Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах Гейнсборо по настроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие (Сад Гейнсборо, Корнардский лес, 1748, Национальная галерея, Лондон). Гейнсборо пишет и пейзажи. Хотя заказы на портреты не иссякали, он пишет и пейзажи, полные ностальгии по несуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру («Водопой»)., М., 1963 Waterhouse Е. К., Gainsborough,, 1966. Осанка подчеркивает величие актрисы. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области.
Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Здесь Гейнсборо становится модным художником, к нему приходит успех и широкая известность. Но художник далек от декоративного понимания цвета.
Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален.
Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия. Его героям присущи душевная утонченность, еле уловимые движения чувств, способность мечтать в уединении, на лоне природы, в кругу близких.
В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Во время пребывания в Бате пишет много портретов и, видимо, без удовольствия и вот таким образом он переутомляется и заболевает (как известно усталость наступает раньше, если нет интереса к работе, удовольствия и удовлетворения от неё). Но в этот период он произвёл на свет несколько превосходных и очень разных по характеру портретов, хоть в письмах он и писал, как его достало писать портреты. Справа от дороги стоят два осла. Правой рукой с браслетом, украшенным камеей, она придерживает на груди голубой шарф. Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России.
Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Неоднократно он портретирует своего друга – актера Гаррика. Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Но его пейзажи не очень хорошо продавались. И приезжие думали, что так оно и есть и понимали правду только подойдя довольно близко. Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь.
Мягкому и ясному душевному складу людей на его портретах по настроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие («Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», 1748, Национальная галерея, Лондон). И она знает это. В последние годы жизни Гейнсборо был увлечён созданием пейзажей на стеклянных пластинках для проецирования в «волшебном фонаре» (10 работ, около 1783, в Музее Виктории и Альберта, Лондон). Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.
В последние годы охотно писал «воображаемые сцены». А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. Например один известный художник того времени после открытия своей картины, где изображалась взмыленная после долгой скачки лошадь, переоделся и пошёл в публику узнавать мнения.
Он понимал, чтобы достичь мастерства ему надо было работать много и даже с такими, казалось бы мелкими вещами как сорняки, растения на втором плане. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Констебла и др. ). Они исполнены в Садбери (1748-1751 годы) и Ипсуиче (1752 год – около 1759 года), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-1749 годы, Национальная галерея, Лондон Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж) с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758 года, Национальная галерея, Лондон и др. ).
На ней простое, но элегантное бледно-голубое шёлковое платье на модных продолговатых фижмах. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Жизнь Гейнсборо в Лондоне протекала на редкость ровно и спокойно, без потрясений и срывов. Гейнсборо начинает регулярно посылать свои работы в Лондон на выставки Общества художников и со временем становится одним из членов-учредителей Королевской Академии художеств. Гейнсборо всегда знакомился с произведениями живописи других иностранных художников, он всегда в них хорошо разбирался. Пожалуй, самый удачный из них – портрет молодой супружеской пары, получивший название Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея).
Этим он и начинает заниматься. Именно он больше всего способствует слиянию фигур с окружающей их средой и сообщает изображенному изменчивую трепетность жизни. Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком. Приблизительно в это время начал писать портреты.
Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Для работ его позднего периода, воссоздающих тончайшие душевные движения, характерна виртуозная лёгкость живописной техники: портреты Мэри Грэм (1775-77, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Дама в голубом» (конец 1770-х годов, Эрмитаж, Санкт-Петербург), миссис Э. Шеридан (около 1785-87, Национальная галерея, Вашингтон) автопортрет (1787, Королевская Академия Художеств, Лондон), а также двойные семейные портреты. В Лондоне Гейнсборо посещает академию св.
не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. Томас был девятым ребенком в семье.
Охотно использует новые сорта бумаги и экспериментирует с новыми материалами исполняет серию офортов и акватинт. Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760, Художественный музей, Цинциннати графиня Мэри Хау, 1763-64, Кенвуд-хаус, Лондон).
Глубокая человечность присуща его изображениям крестьянских детей (Деревенские дети, 1787, Метрополитен-музей). В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. Ок. Неоднократно он портретирует своего друга – актера Гаррика.
Рейнолдсом) английский портретист 18 века, Гейнсборо начинал как пейзажист. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Он известен также своей графикой. В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян (Девочка с поросятами, 1782, собрание Хауарда Девочка, собирающая грибы, собрание Уорда) – мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо. Баттола или «Мальчик в голубом», около 1770, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния).
Заканчивая рассказ об искусстве Гейнсборо, нельзя не сказать о его пейзажах. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Начиная с 1761 года Томас Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников. Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба.
Одна из лучших работ этого периода — Портрет супругов Эндрюс. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Мать звали Сюзанной.
Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность.
Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. Мазки, очень длинные или короткие, мелкие, то пересекаются, то образуют изломы, то ложатся параллельно, оказываясь как бы смещенными по отношению к границе формы. он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться.
Пришлось художнику ночью дописывать уздечку. Признание и успех не снизили творческую активность художника. Выполняя требования строптивых заказчиков, художник не успевал работать для души. Он родился в Седбери (графство Саффолк).
В 1740-х гг. Ф. Гравло и др. ) изучал европейскую живопись 17-18 века в английских коллекциях (голландских пейзажистов, творчество А. Ватто и мастеров французского рококо, также У. Хогарта и А. Рэмзи).
Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую.
Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. Чтобы добиться необычных световых эффектов, смастерил «волшебный фонарь» с цветными стеклами. Описания этих экспозиций опубликовал его приятель Хенри Бейт. Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи.
Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен. Портреты он писал для того, чтобы зарабатывать деньги, но это не значит, что он не вкладывал в них душу. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Теперь среди рисунков художника главное место занимают пейзажи и сцены деревенской жизни. В 1774 году Гейнсборо переселяется в Лондон.
В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Они исполнены в Садбери (1748-51) и Ипсуиче (1752 – около 1759), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-49, Национальная галерея, Лондон Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж) с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758, Национальная галерея, Лондон и др. ).
Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Полотна художника очаровывают своей поэтичностью и наполненностью светом, герои картин пленяют непосредственностью чувств и живостью характеров («Дочери художника», 1759). Одна из самых известных – Телега с урожаем (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера).
Большинство из них остались незаконченными. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. Разгневанный художник, возможно, не без основания увидевший в этом происки завистников, забрал картины с выставки. В это же время он женился и у него родилось две дочери.
Голубой цвет роскошного атласного костюма доминирует в картине. Весь облик дамы утонченно-благородный. Он продолжал строчить пейзажи, к которым постоянно испытывал особое пристрастие. Его связывала дружба с композиторами и исполнителями, портреты некоторых из них он написал, например, И. Х. Баха, сына великого композитора (1776, Болонья, Гор.
В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Он не творил на популярные античные сюжеты как многие художники и скульпторы того времени. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Там его ожидало уймище новых заказов, в основном от представителей английской знати. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи.
Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Иногда портретируемые персонажи просто изображаются в костюмах XVII века. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах. Сохранились многочисленные зарисовки и этюды, которые он на протяжении всей жизни делал во время пеших прогулок — изображения деревьев, холмов, долин, речушек, мостиков и лесных дорог, растений и животных, выполненные с большой живостью и чувством реальности. Баттола или «Мальчик в голубом», около 1770 года, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния).
Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс. Однако у успеха была и оборотная сторона. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760 год, Художественный музей, Цинциннати графиня Мэри Хау, 1763-1764 годы, Кенвуд-хаус, Лондон).
Ведь публика того времени была придирчива ко всему. Да конечно свободнее всего он мог творить, когда писал себя или своих близких. В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Он предпочитал пейзажи. Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев.
Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон тогда же он был избран в Совет Академии, но нередко пренебрегал своими обязанностями. Бартола, ок.
В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. Многие из них, явно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). Его ранние портреты отличаются наивным поэтическим очарованием, в них значительная роль отведена пейзажу. Пейзажные фоны были во многих его картинах, но чистых пейзажей относительно немного.
Чаще всего художник изображал своих моделей на фоне пейзажа в полный рост. Она повернулась слегка влево. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия.
Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. Техника живописи Гейнсборо эволюционирует в сторону все большей свободы, все явственнее становится фактура его мазка. Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе.
Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. У них рождается две дочери. Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен.
Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. Пожалуй, самый-самый удачный из них – портрет младой супружеской пары, получивший наименование Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея).
Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 г. обосновался в Ипсвиче. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. В 1746 в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор.
Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. И вдруг он увидел человека крайне недовольного. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к.
В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Например «Музицирование» – это картина отображает и самого художника и его приятеле капитана Кларка. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Около 1740 года приехал в Лондон, где обучался в студиях различных художников (Ю.
Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Композиции портретов не отличаются разнообразием. 1777 «Портрет музыканта Фишера», ок. По справедливому замечанию Рейнолдса, вблизи полотна мастера производят впечатление хаоса, который магическим образом, на определенном расстоянии приобретает форму.
Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. Начинал своё творчество как пейзажист. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Его интересовала не топография местности, а сущность природы, ее образ и сумма художественных впечатлений, полученных от нее.
Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». (крещен 14 мая 1727, Садбери, Суффолк – 2 августа 1788, Лондон), английский художник, один из крупнейший портретистов и пейзажистов 18 в. Годы учения. Все основные заработки художник получал от написания портретов.
В это время он тщательно изучает натуру, в его эскизах можно увидеть сорняки, которые иногда занимают видное место на первом плане его пейзажей, так же как уводящие в глубь картины срубленные деревья, песчаные пригорки извилистые дороги. Они предвосхитили искания романтизма и «пейзаж настроения» («Закат. 1770, Сан-Марино «Портрет дамы в голубом», 1770-е, Эрмитаж) двойные портреты – воплощение нежной дружбы («Утренняя прогулка» – портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон «Портрет Элизы и Томаса Линли», 1768). В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах. Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах.
В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность.
В 80-е годы, примерно в одно время, были написаны три замечательных и очень разных портрета: Портрет Сарры Сиддонс, Портрет Елизаветы Шеридан и Портрет супругов Халлет. Стремясь угодить весьма утонченным вкусам аристократической публики, вырабатывает парадный и элегантный «большой стиль», в значительной мере основанный на изучении произведений Ван Дейка, причем в образах Ван Дейка он прежде всего воспринимает их тонкую одухотворенность и интеллектуальность. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. Желтый шарф актрисы хорошо сочетается с коричневой меховой муфтой, лежащей у нее на коленях. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота.
1771) отличаются виртуозной легкостью и воздушностью живописи. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». Эта картина похожа на по манере на Ватто, но гораздо совершенней. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая.
Там он и поселился. Там он и поселился. В девятнадцать лет Гейнсборо женится по страстной любви на Маргарет Барр (как предполагают, незаконнорожденной дочери герцога Бэдфорда), а в 1748 году возвращается в родной Сэдбери, где пишет для заработка портреты окрестных помещиков. На поприще создания их портретов, Гейнсборо быстро добился успеха и популярности. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей.
Его ранние портреты представляют собой небольшие композиции изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающих провинциальных помещиков их жен и детей («Портрет Р. Эндрюса с женой», около 1749, Галерея Тейт, Лондон «Мистер Браун с женой», 1754/55). Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-85, Национальная галерея, Лондон). Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом».
Они плохо покупались и художнику приходилось с этим считаться. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Бартола, около 1770, Сан-Марино Портрет дамы в голубом, 1770-е гг., Эрмитаж) двойные портреты – воплощение нежной дружбы (Утренняя прогулка – портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон Портрет Элизы и Томаса Линли, 1768). Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон).
Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы на портретах Гейнсборо («Голубой мальчик» – портрет Дж. В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением.
Молодой художник стремится к самостоятельности. В Бате завязалась его дружба, ценителя и знатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами («Портрет Абеля», ок. Там он жил до 1749 года. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений.
Перед нами воплощение поэтического идеала, духовности, музыкальной гармонии. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. К 1777 году художник завоевал очень солидную репутацию: он исполняет заказы для английской знати и королевских особ, выставляет свои работы в Академии. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста.
Родился в семье торговца сукном. Техника его легка и виртуозна. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Этой «преданностью мечтам» и искренностью чувства его картины близки литературе английского сентиментализма последних десятилетий XVIII в. Изысканностью и виртуозной легкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения, отличается живописная техника в зрелых работах мастера. Также очень реалистичны рисунки и наброски животных.
Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Особенно интересно то, что некоторые картины он писал по памяти. Ранние пейзажи и портреты Гейнсборо отмечены чуткостью и непосредственностью восприятия натуры, несколько наивным поэтическим очарованием (Портрет Р. Эндрюса с женой, около 1749, Галерея Тейт, Лондон). Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. По колориту это живописное произведение симфонично.
Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. Родился в семье торговца сукном. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто.
В Бате завязалась дружба Гейнсборо, ценителя и знатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами (Портрет Абеля, около 1777 Портрет музыканта Фишера, около 1788, Бекингемский дворец, Лондон). У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста.
В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776 год, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777 года, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780 года, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-1785 годов, Национальная галерея, Лондон). Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту.
Больше всего его привлекали сельские буколики. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
Заказы текли к нему рекой. В 1746 г. в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор. Гейнсборо, всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, придумал волшебный фонарь, в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи.
Хорошенькая девушка пришла его проведать. Мазки положены быстро и решительно, художник как бы рисует красками. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Творчество Гейнсборо – это путь романтика, пытающегося отыскать дверь в утерянный мир гармонии человека и природы («Утренняя прогулка», 1785).
К этому времени он — пользующийся признанием, преуспевающий художник. Героям Гейнсборо присущи душевная утонченность, еле уловимые движения чувств, способность мечтать в уединении, на лоне природы, в кругу близких. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Систематического художественного образования, однако, не получил.
В 1746 году Гейнсборо женится на Маргарет Барр. Судьба Рокотова несколько схожи с судьбой Гейнсборо. Благодаря его таланту, он редко оставался без заказов, пусть даже ничтожных (это было до получения им большой известности). Он никогда не отказывался от интересных заказов типа востонавления какой-нибудь старой картины. Крупнейший (наряду с Дж. Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта.
В 1759, в поисках более широкого круга заказчиков, он переезжает в Бат, модный курорт, где в его мастерскую вскоре устремилась респектабельная публика. Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем.
Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). В 1774 году художник переехал в Лондон. В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян («Девочка с поросятами», 1782, собрание Хауарда «Девочка, собирающая грибы», собрание Уорда) – мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо.
Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». Подобно композитору, он аранжировал свои пейзажи, согласуясь с собственными представлениями о прекрасном. Не проучившись и пяти лет, Гейнсборо открывает собственную мастерскую. Портреты знаменитого фламандца оказали очень сильное влияние на его творчество.
В 1774 году Томас Гейнсборо получает звание придворного художника, его слава соперничает со славой самого Рейнолдса. Лучше всего у него получаются портреты. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели.
Родители назвали ее Мэри. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году).
Этим, конечно, он не был обязан никакой школе. Одна из самых известных – Телега с урожаем (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). 1788, Бекингемский дворец, Лондон). В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Не случайно в лучших пейзажах важную роль играет неожиданно падающий солнечный свет. ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещён 14. 5. 1727, Садбери, графство Суффолк – 2. 8. 1788, Лондон), английский художник и рисовальщик.
Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». Очень многое зависело от личных взаимоотношений Гейнсборо с изображаемым человеком.
В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». В 1740-х гг. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона.
Гейнсборо – один из членов-основателей Королевской Академии Художеств в Лондоне (1768). Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи.
В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Пейзаж создан в стиле классической натуралистической голландской школы живописи, а Энтони ван Дейк на раннем этапе творчества Гейнсборо был главным его вдохновителем. На картине всё приведено в движение: солнце освещает поля и крыши деревни вдали картины и скоро дойдет до разбитой лесной дороги вдали по дороге скачет рыцарь. Лит. :, Т. Гейнсборо.
Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Он стремился передать тончайшие нюансы душевного состояния персонажей их утонченность идеальность («Портрет дамы в голубом», «Голубой мальчик», 1770-е). Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия. Смерть от тяжелой болезни 2 августа 1788 года прервала жизнь мастера в расцвете таланта. Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом. Много времени отдает пейзажному рисунку, работая черным мелом, пером, кистью и акварелью иногда по покрытым лаком листам. Она сидит на фоне пышных бордовых драпировок в голубом платье, которое ими оттеняется и в черной шляпе с перьями.
Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Вблизи живописная поверхность кажется хаосом разноцветных штрихов и пятен. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. Картины написанные в этот период это: «Три фигуры у дороги», Молодая пара в парке (предположительно автопортрет с женой). английский художник, один из лучших портретистов и пейзажистов XVIII в. Полные одухотворенности и лиризма портреты («Голубой мальчик», ок. На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо.
Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. Но ни Рокотов Ни Левинский не были пейзажистами и я думою не были знакомы. В 1774 году Гейнсборо перебирается в Лондон, где избирается в Совет Академии.
Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Картина повествует об одном из светских гуляний часто происходивших в этом парке. Пожалуй, единственное яркое событие — его ссора с Академией художеств. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста.
Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты.
Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Ранние портреты Гейнсборо представляют собой небольшие композиции изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающих провинциальных помещиков их жен и детей (Портрет Р. Эндрюса с женой, около 1749, Галерея Тейт, Лондон Мистер Браун с женой, 1754/55). Многие портреты батского периода находятся под сильным влиянием Ван Дейка. 1770 «Утренняя прогулка», 1785) и пейзажи («Телега со жнецами», ок.
Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Особой лирической проникновенностью и изяществом отличаются женские и юношеские портреты Гейнсборо (Голубой мальчик, около 1770, галерея Хантингтон, Сан-Марино, США Портрет дамы в голубом, конец 70-х гг., ГЭ), а также парные и семейные портреты, в которых художник раскрывает тонкую духовную близость людей (Дочери художника, около 1759 и Утренняя прогулка – портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон). Там он жил до 1749 года. под влиянием А. ван Дейка и А. Ватто. Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери.
Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной.
Пейзажи и воображаемые сцены Хотя заказы на портреты не иссякали, Гейнсборо пишет и пейзажи, полные ностальгии по несуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру (Водопой). Среди рисунков Гейнсборо главное место занимают пейзажи и сцены крестьянской жизни, полные ощущения поэзии и изменчивости природы. Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 обосновался в Ипсуиче. В дальнейшем, при всех кардинальных изменениях стиля, главные живописные открытия будут сделаны художником именно в тех произведениях, где портретный жанр сочетается с пейзажем.
В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Но с 1780 года его влияние усиливается. Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности.
Высокий напудренный парик завершает образ. Гейнсборо Томас (Gainsborough) (1727-1788), английский художник и рисовальщик. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. По-моему первые картины (те, что он написал в первые годы пребывания в Лондоне)Томаса отличаются от последующих простотой и тем, что он вставляет в пейзаж фигуры людей на близкий и средний план, это раньше встречалось только в бытовых сюжетах как, сбор зерна и другие, да и пейзаж на заднем плане был несколько смазан.
Большей частью они имели заграничных учителей или сами ехали за границу учиться. Напротив, на последние годы жизни приходится значительная часть лучших картин Гейнсборо.
В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Зрелый стиль художника сложился к 70-м гг.
В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, тот, что был тогда модным курортом. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы.
Родители назвали ее Мэри. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут.
Эта сила была его собственным достижением, результатом особой наблюдательности и вкуса. Голову венчает черная шляпа с перьями. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Там же Гейнсборо познакомился с картинами А. Ван Дейка.
Четвёрка лошадей, пьющих воду из ручья», 1760-65, галерея Тейт «Водопой», 1777, Национальная галерея, Лондон «Повозка, едущая на ярмарку», 1786-87, галерея Тейт и др. ) во многих работах реализовался также дар художника-анималиста. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». В последние годы Гейнсборо охотно писал воображаемые сцены. Он писал разные виды природы – поля перед страдой, таинственные лесные опушки, весенние рощи, красиво ухоженные парки.
Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. С той же неподражаемой виртуозностью, почти эскизно написаны платье героини, перья на огромной шляпе и прыгающий у ее ног шпиц. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое.
У неё изящный профиль. Джошуа Рейдолнз посвятил Гейнсборо речь. Значительное влияние на становление его собственной манеры оказала живопись А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем 17 в., особенно Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалом.
Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия.