Достаточно назвать двух крупнейших портретистов — учредителей и членов Академии,, которые были в известном смысле антиподами: Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо. Томаса Гейнсборо не стало 2 августа 1788 года. Томас Гейнсборо -один из самых выдающихся художников Англии его вклад в мировую и английскую живопись неоценим. Томас Гейнсборо – великий английский художник 18 века.
Гейнсборо Томас (Gainsborough), английский живописец и рисовальщик. Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года. Сельские пейзажи, пышная зелень рощ, желтеющая и переливающаяся на ветру нива – все это так и осталось в сердце Томаса Гейнсборо и на его полотнах. Начиная с 1761 года Томас Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников. Томаса Гейнсборо крестили 14 мая 1727 года в селении Садбери (Суффолк, Восточная Англия) – точная дата рождения его неизвестна.
Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года. Поэтичность в полотнах Томаса Гейнсборо является одной из отличительных черт, роднящих живописца с писателями и поэтами. Томас был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны. Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — известный английский портретист и пейзажист.
Посмертно была организована выставка, в которой участвовал также племянник Томаса, Гейнсборо-Дюпон. Спасибо за богатую иллюстрациями работу о творчестве Томаса Гейнсборо. Томас был младшим девятым сыном обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.
Мартина, которой руководил Хогарт (1697–1764). гал. ) и У. Хэллета с женой («Утренняя прогулка», 1785. Его пейзажи – своего рода вариации на темы реальных природных мотивов, нередко скомпонованных в мастерской из камней, мха, кусков зеркала и тому подобное. 1784–1785, Англия, Букингэмский дворец). Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия.
Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо. Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. На полотне Портрет госпожи Шеридан (ок. И все же в отличие от других художников, посетивших Озерный край, у него не появилось желание изображать типичные пейзажи этой местности: горные скалы, окутанные туманом. Гуляя по старинному парку, красивые молодые люди наслаждаются природой, благородство их чувств тонко передано в движениях рук, во взглядах, в выражениях лиц.
Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708–1776) в художественной школе известной под названием академия св. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. На ней простое, но элегантное бледно-голубое шёлковое платье на модных продолговатых фижмах. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи.
Основной заработок художнику приносила работа над портретами. Именно вот таким образом образы природы Гейнсборо так близки произведениям Констебля, особенно любившего его творчество и писавшего, что пейзажи Гейнсборо, столь правдивые и полные чувства, всегда вызывают у него слезы. В конце жизни Гейнсборо обратился к новому жанру «воображаемых сцен» («fancy pictures») – портреты одного или нескольких персонажей в сельском пейзаже, с названиями такими, как «Молодой свинопас» (1782, замок Ховард, Йоркшир, собрание Джорджа Ховарда) или «Жнецы» (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-85, Национальная галерея, Лондон). Несмотря на некоторую скованность моделей, усиливающуюоттенокпатриархальностипровинциальнойжизни, портреты на редкостьубедительны.
Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров.
Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон. В начале 50-х Гейнсборо пишет своеобразные «портреты в пейзаже», дающие новое решение взаимоотношения фигуры и окружающей природы. Джошуа Рейдолнз посвятил Гейнсборо речь. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Мать звали Сюзанной. Он известен также своей графикой.
С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни. Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон). ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещён 14. 5. 1727, Садбери, графство Суффолк – 2. 8. 1788, Лондон), английский художник и рисовальщик. В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью.
С этих пор он устраивает ежегодные выставки своих произведений в Шомберг Хаусе. Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760 год, Художественный музей, Цинциннати графиня Мэри Хау, 1763-1764 годы, Кенвуд-хаус, Лондон). Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Во время пребывания в Бате пишет много портретов и, видимо, без удовольствия и вот таким образом он переутомляется и заболевает (как известно усталость наступает раньше, если нет интереса к работе, удовольствия и удовлетворения от неё). Но в этот период он произвёл на свет несколько превосходных и очень разных по характеру портретов, хоть в письмах он и писал, как его достало писать портреты.
В 1746 он возвращается в Садбери, где пишет портреты и пейзажи. Он обращается к изображению обнаженного тела: Купание Дианы (ок. С начала 80-х создает серию больших картин, на которых обращается к крестьянской теме: Девочка с кувшином (1785, Англия, собрание Бейта), Деревенские дети (1787, Нью-Йорк, Метрополитен музей). Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок.
Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города.
Но его пейзажи не очень хорошо продавались. 1783, Вашингтон, Национальная галерея) художник изображает жену драматурга Шеридана. Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица. А следующим был Рейсдал, но колорит Гейнсборо менее мрачен». Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер.
1769, Энглфилд Грин, Суррей. Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Она повернулась слегка влево.
Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. Под их влиянием изменился стиль художника. гал. ). Его интересовала не топография местности, а сущность природы, ее образ и сумма художественных впечатлений, полученных от нее. Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др.
Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские. Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца. Слева от дороги юноша копает гравий или песок.
Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. 1765, Париж, Лувр, герцогини Хоу, ок. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. Тогда же он пишет животных, собак, показав себя прекрасным анималистом. «Наиболее органичного слияния человека с природой мастер достигает в пейзажах, где показывает крестьян за обычными их занятиями, – отмечает Ю. Г. Голову венчает черная шляпа с перьями.
Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Он выбрал портреты известных или печально известных клиентов, чтобы привлечь внимание. Единственная его работа, находящаяся в России, Портрет герцогини де Бофор (1770-е, С. -Петербург, Эрмитаж), поражает не только внешней эффектностью, но и поэтичностью и одухотворенностью.
Сжатый урожай своим богатством обязан, скорее всего использованию хлебной сеялки – об этом свидетельствуют борозды на земле. Овцы – особой породы. кста ти, передавать с редкой добротностью. Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту.
Для работ его позднего периода, воссоздающих тончайшие душевные движения, характерна виртуозная лёгкость живописной техники: портреты Мэри Грэм (1775-77, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Дама в голубом» (конец 1770-х годов, Эрмитаж, Санкт-Петербург), миссис Э. Шеридан (около 1785-87, Национальная галерея, Вашингтон) автопортрет (1787, Королевская Академия Художеств, Лондон), а также двойные семейные портреты. Эти красочные сельские сцены пользовались особой популярностью даже у последующего поколения. Вскоре он обзавёлся собственной мастерской.
На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. С 1772 племянник художника. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). Около 1740 года приехал в Лондон, где обучался в студиях различных художников (Ю.
Но с 1780 года его влияние усиливается. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Картина Голубой мальчик (ок.
гал. ). 1765, Лондон, Кенвуд, Айви Бекуэст герцога и герцогини Монтагю, 1768, собрание герцога Беклю знаменитый «Голубой мальчик» (портрет Джона Баттола), 1770, Сан Марине, Калифорния, гал. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность.
особенно, в пейзажах («Водопой», 1777, Лондон, Нац. Томас был девятым ребенком в семье.
Эдинбург, Нац. На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком.
Его отношения с академией не были легким и он прекратил показывать свои картины в 1773. В 1774 году художник переехал в Лондон. При этом герои Гейнсборо объединены не столько общим действием или беседой, как у Хогарта, сколько пейзажем. Рейнолдсом) английский портретист 18 века, Гейнсборо начинал как пейзажист.
В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен.
Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь.
Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Он ошибся, прожил со своей подругой счастливую жизнь и вырастил любимых детей. Шотландии и Джона Фишера, мужа дочери художника. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. В его прошлых годах Гейнсборо нарисовал относительно простые пейзажи и признан (с Ричардом Уилсоном) как создатель британской пейзажной школы 18-го века.
Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. Лучше всего у него получаются портреты.
гал. ), миссис Шеридан (1783. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Вашингтон. Баттола или «Мальчик в голубом», около 1770, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния).
Сочиняя свои пейзажи, он сооружал на столе своего рода модели, составляя их из камней, мха, сухих трав, кусков зеркала, которые увеличивал, превращая в скалы, леса и воду. На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо. Он не творил на популярные античные сюжеты как многие художники и скульпторы того времени. 1783).
Они исполнены в Садбери (1748-1751 годы) и Ипсуиче (1752 год – около 1759 года), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-1749 годы, Национальная галерея, Лондон Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж) с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758 года, Национальная галерея, Лондон и др. ). У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. По колориту это живописное произведение симфонично. Однако ясно одно: он преуспел в овладении мастерством. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами.
Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс. Картина повествует об одном из светских гуляний часто происходивших в этом парке. С 1781 ему покровительствуют Георг III и королева Шарлотта (их потртеты, как и портреты членов королевской семьи, находятся в Виндзорском замке), он заменяет Э. Рэмзи в качестве придворного портретиста. В 1759 Гейнсборо и его семья двинулись, чтобы Купаться, живя в номере 17 Цирк. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона.
Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста. Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Он старается создать слияние портрета с окружающей средой.
Там, он изучил портреты ван Дика и в конечном счете смог привлечь модную клиентуру. – Люди пасут скот, едут в повозке по лесной дороге, нянчат детей на открытом воздухе у порога хижины, собирают хворост ("Воз", 1786 "У дверей фермы", 1778). Эти портреты, на которых персонажи изображены в свободных позах, написаны в непринужденной манере, с игрой света на драпировках, они очень изысканны и рафинированны по стилю и кажутся ирреальными, они отражают общество того времени с его культом элегантности и манер, общество, которое, тем не менее, было слегка шокировано несколько вольной интерпретацией Гейнсборо (портреты леди Олстон, ок.
Жизнь и учение его в Лондоне почти неизвестны. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д. Эта картина похожа на по манере на Ватто, но гораздо совершенней. Мартина Гюбер Франсуа Гравело. Кор.
Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. В 1784 он окончательно порывает с Кор. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество.
В первой картине открывается вид на равнину с перелесками и ухоженное поле — гордость запечатленных хозяев во втором холсте изображен уголок английского парка, на фоне которого позируют трогательный хрупкий мальчик со своей сестрой. В 1746 он женился на Маргарет Берр и они стали родителями двух дочерей.
Это показывает, насколько художник был близок к современной ему английской литературе с ее идеями просветительства и сентиментализма. Мазки кисти точные и динамичные, он растворяет один цвет в другом при помощи отдельных мазков иного тона. Уже в семнадцать лет он открывает собственную мастерскую.
Наивысшим знаком почтения перед Гейнсборо была четырнадцатая «Речь», произнесенная после его смерти Рейнолдсом, его соперником. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения изображаемого. В ноябре 1768 г. Рейнольдс пригласил Гейнсборо стать одним из 36 членов-основателей Королевской Академии. Меняется стиль его работ. «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса (англ. )русск. — оно больше, чем влияние Рёйсдала и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы.
Да конечно свободнее всего он мог творить, когда писал себя или своих близких. У неё изящный профиль. Именно Гравело познакомил молодого Гейнсборо с Хогартом — крупнейшим художником, чья «Девушка с креветками» поныне считается одной из вершин мирового noтретного искусства. Баттола или «Мальчик в голубом», около 1770 года, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния). В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич.
Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. Техника его легка и виртуозна. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. Родители назвали ее Мэри.
X. Э. Хантингтон). Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области.
Портреты этого времени очень живые, непринужденные: Автопортрет (1754, Хогтон, частное собрание). Гейнсборо сказал, «я сыт по горло портретами и желанием очень, чтобы взять мой viol-da-gam и уйти в некоторую сладкую деревню, где я могу нарисовать оползни (так) и наслаждаться концом сигареты жизни в тишине и непринужденности». и музей Виктории и Альберта). Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он.
Гейнсборо был известен скоростью, с которой он применил краску и он работал больше от наблюдений за природой (и за человеческой натурой), чем от применения формальных академических правил. гал. ). Среди этих картин можно назвать «Чету» (ок.
Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты.
Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. Пейзажи этого периода, в отличие от ранних работ художника, непрозрачные имеют более теплую цветовую гамму. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей.
Он пользовался очень длинными кистями, что позволяло, находясь на одинаковом расстоянии от модели и мольберта, передавать на холсте целостное впечатление от образа. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста.
Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления. Сильное впечатление произвело на него позднее творчество Рубенса и в особенности его пейзажи.
Крупнейший (наряду с Дж. Как отмечает кропотливый исследователь творчества английского художника Е. А. Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Весь облик дамы утонченно-благородный. Причиной послужила все та же развеска картин. Академией, которая не оценила блестящего исполнения его работ.
Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса.
Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели.
В последние годы жизни Гейнсборо был увлечён созданием пейзажей на стеклянных пластинках для проецирования в «волшебном фонаре» (10 работ, около 1783, в Музее Виктории и Альберта, Лондон). Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). картины природы, которые окружали его в детстве.
Большинство из них остались незаконченными. Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией. В Бате (1759), он вошел в аристократические круги и с этого времени полностью посвятил себя созданию портретов в рост, в натуральную величину, которые отныне составляют основной источник его доходов. Судьба Рокотова несколько схожи с судьбой Гейнсборо.
В 1755 он выполняет свой первый важный заказ для герцога Бедфорда – два пейзажа для украшения камина: «Крестьянин с двумя лошадьми» и «Дровосек обольщающий молочницу» (Аббатство Воберн). Бэкингемский дворец). Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота.
Добиваясь нужного эффекта, он мог растушевать мазок кусочком губки или просто поправить его пальцем. 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). Все, что было знакомо и близко ему с раннего детства: зеленые холмы и перелески, деревенские домики и изгороди извилистые сельские дороги и пасущийся скот, — все это появляется на его полотнах. Он любил музыку и предпочитал компанию актеров и музыкантов общению с литераторами.
Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Работы поражают своими размерами, фигуры даны в натуральную величину, что было не принято тогда для «низких» жанров. Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Генри Бейт указывал, что «первым мастером, которого Гейнсборо изучал, был Винантс, чьи заросли чертополоха и щавеля он часто вводил в свои ранние картины.
Свидетельством дружеских связей Гейнсборо с артистической средой стали портреты композиторов И. К. Баха (1776 год, Музыкальный лицей, Болонья), К. Ф. Абеля (около 1777 года, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, штат Калифорния) и И. К. Фишера (около 1780 года, Букингемский дворец, Лондон), актрисы Сары Сиддонс (около 1783-1785 годов, Национальная галерея, Лондон). Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. 1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо). «Портрет Р. Эндрюса с женой» (ок.
В кронах деревьев играет, переливается свет, то накладывая глубокие тени, то сверкая на солнце. Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Но ни Рокотов Ни Левинский не были пейзажистами и я думою не были знакомы. В 1761 он начал посылать работу Обществу выставки Искусств в Лондоне (теперь Королевское общество покровительства искусствам, которого он был одним из самых ранних участников) и с 1769 он представил работы ежегодным выставкам Королевской Академии.
Там он и поселился. Например «Музицирование» – это картина отображает и самого художника и его приятеле капитана Кларка. Высокий напудренный парик завершает образ.
Он рисует пейзажи лишь для своего собственного удовольствия. Слишком горячо. Но, несмотря на усталость, он весь в работе.
Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника.
Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. В это же время он женился и у него родилось две дочери. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно.
В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. По-моему первые картины (те, что он написал в первые годы пребывания в Лондоне)Томаса отличаются от последующих простотой и тем, что он вставляет в пейзаж фигуры людей на близкий и средний план, это раньше встречалось только в бытовых сюжетах как, сбор зерна и другие, да и пейзаж на заднем плане был несколько смазан. К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок. На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер. В 1759 г. Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры.
Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. А для того чтобы зарабатывать на жизнь, содержать себя и платить за учебу, ему пришлось писать еще портреты, а также реставрировать старые картины.
Ее тонкая шея будто не в силах вынести тяжесть прически и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический цветок на тонком стебле. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия.
Лондон, Нац. Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Там он жил до 1749 года. Осанка подчеркивает величие актрисы.
1780, Лондон. Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». Он родился в Седбери (графство Саффолк). И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».
Гейнсборо выполнил множество рисунков, на которых воспроизводил по памяти увиденные им когда-то картины природы. Родился в семье торговца сукном. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко».
В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре. Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма.
В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса». В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста.
– В этом парадном портрете нет ни тени лести. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни.
Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Это был шаг кардинальный, свойственный пылкому сердцу художника. Пришлось художнику ночью дописывать уздечку.
Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо.
Появляется влияние Рубенса. Гейнсборо пишет и пейзажи. Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты.
Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св. Они исполнены в Садбери (1748-51) и Ипсуиче (1752 – около 1759), где заказчиками Гейнсборо были окрестные помещики (портреты Р. Эндрюса с женой, 1748-49, Национальная галерея, Лондон Л. Хинига с сестрой, 1750-е годы, Музей Фицуильяма, Кембридж) с особой непосредственностью и теплотой написаны образы детей («Дочери художника, бегущие за бабочкой», около 1758, Национальная галерея, Лондон и др. ). Его творчество сыграло важную роль в дальнейшем развитии английской школы живописи (творчество Дж. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Эти произведения наполнены большим очарованием, хотя и не без некоторой напряженности, связанной с еще «любительским» талантом мастера.
Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. Ф. Гравло и др. ) изучал европейскую живопись 17-18 века в английских коллекциях (голландских пейзажистов, творчество А. Ватто и мастеров французского рококо, также У. Хогарта и А. Рэмзи). Четвёрка лошадей, пьющих воду из ручья», 1760-65, галерея Тейт «Водопой», 1777, Национальная галерея, Лондон «Повозка, едущая на ярмарку», 1786-87, галерея Тейт и др. ) во многих работах реализовался также дар художника-анималиста. Благодаря его таланту, он редко оставался без заказов, пусть даже ничтожных (это было до получения им большой известности). Он никогда не отказывался от интересных заказов типа востонавления какой-нибудь старой картины. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов».
В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699–1773), работавший в Лондоне. Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры.
О его творческих исканиях этого периода можно говорить по новым темам в его творчестве. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Таков портрет его племянника, Дюпона. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо.
Он предпочитал пейзажи. Природа в них словно омыта чистым прозрачным воздухом, в котором ясно читаются контуры предметов и очертания человеческих фигур. Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы. Приблизительно в это время начал писать портреты. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством».
В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах. Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Шапиро.
«Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира». Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Помог ему француз-гравер Гюбер Гравело.
Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Академии и тогда же посылает два портрета и пейзаж на первую академическую выставку (1769).
Мартина (художественной школе). Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо».
Именно поздние пейзажи Рубенса с их широким ритмом, сложным построением композиции и драматически сильными световыми эффектами произвели на Гейнсборо ошеломляющее впечатление. Картины написанные в этот период это: «Три фигуры у дороги», Молодая пара в парке (предположительно автопортрет с женой). Он фиксирует изменчивую игру света и тени в густой листве, все полотно пронизано единым лирическим порывом, почему Гейнсборо и можно считать одним из зачинателей романтизма в пейзаже. Ведь публика того времени была придирчива ко всему.
Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). И приезжие думали, что так оно и есть и понимали правду только подойдя довольно близко. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах.
Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной. Изысканный подросток в голубом атласе, на котором играют блики, подчеркивающие блеск ткани изображен в полный рост. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка.
Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. С 1777 в прессе его поддерживает Хенри Бейт (впоследствии сэр Хенри Бейт-Дабли).
Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Умер 2 августа 1788 года от рака. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Возможно, он получал уроки у Юбера Гравело, профессора рисунка в Академии Сен-Мартинз-Лейн, он испытал влияние Гравело, Фрэнсиса Хэймана, который преподавал живопись в той же Академии. Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. Одним из шедевров такого жанра была картина Супруги Эндрюс (ок. Хорошенькая девушка пришла его проведать.
Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». Пердитта (Портрет Мэри Робинзон) (1781–1782, Лондон, Коллекция Уоллес) – пример этой новой манеры художника. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». Среди работ позднего периода можно назвать портреты «Пердиты» Робинсон (Лондон, собрание Уоллес), Сары Сиддонс (Лондон, Нац.
Анны, Кью. Томас Гейнсборо стал увлекаться творчеством ещё в детстве. Также очень реалистичны рисунки и наброски животных.
1746, Париж, Лувр), «Корнардский лес» (1748, Лондон, Нац. Он был по натуре артистом и полагался больше на непосредственную реакцию, чем на исследование или размышление. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого.
Живя в Лондоне, он пишет портреты. Художник поинтересовался в чём дело и оказалось, что он не написал у лошади уздечку, которую по сюжету не могли бы снять. колледж Холлоуэй). Среди них известный Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), на котором актриса в элегантном городском платье предстает человеком большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента, волевого характера.
Несмотря на то, что герои Стерна мало похожи на аристократические модели Гейнсборо, мироощущения писателя и художника близки. он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. Отсюда удивительная психологическая тонкость и одухотворенность портретных образов Гейнсборо, который становится одним из самых признанных портретистов Англии, однако всеобщее восхищение вызывали и его пейзажи. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции.
«Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. 1748–1749, Лондон, Национальная галерея). Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений.
Они предвосхитили искания романтизма и «пейзаж настроения» («Закат. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Гейнсборо – один из членов-основателей Королевской Академии Художеств в Лондоне (1768). Его преподавателем был известный гравер Юбер Гравло, работавший в Академии святого Мартина.
Он впервые приехал в Лондон в 1740, где учился сначала в мастерских художников, а не в официальных институтах. Этим он и начинает заниматься. Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака. Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем XVII века. Гейнсборо умер от рака в 1788 и был похоронен в церкви Св. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал.
И вдруг он увидел человека крайне недовольного. Именно это и произошло с картинами Гейнсборо. Поза женщины соответствует нормам этикета: прямая осанка, скрещённые ноги, свободно опущенные на колени руки. В позе супруга также виден канон, утверждённый в Англии ван Дейком: он стоит, облокотившись на левую руку, в которой держит перчатку, правая, придерживая ружье, упирается в бок ноги скрещены. В результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим. Она показана среди пейзажа, погруженная в свои мысли. 1783, Кенвудхаус, Лондон).
Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Гейнсборо был младшим сыном Джона Гейнсборо, ткача в Суффолке. Верно схватывая характер модели, Гейнсборо воплощает образ с большой живописной свободой и одухотворённостью, парадность преображается у него в рафинированную декоративность и придаёт некоторым из портретов налёт изящной театральности (Анна Форд, 1760, Художественный музей, Цинциннати графиня Мэри Хау, 1763-64, Кенвуд-хаус, Лондон). Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке.
Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. Гейнсборо пишет и пейзажи. Нац.
Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. Эмоциональная насыщенность и лиричность искусства Гейнсборо, утверждение в противовес академическим канонам новых приемов и живописной техники (легкие и разнообразные мазки, сама фактура которых помогает характеризовать изображаемое, колористическое богатство) позволяет говорить о Гейнсборо как о живописце, обладающем ярким и самобытным талантом». Справа от дороги стоят два осла. Эти картины явились основой для последующего развития реалистического пейзажа в Англии.
Большей частью они имели заграничных учителей или сами ехали за границу учиться. С 1761 Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Ок. Словом, через два года он уже в родном Сэдбер и зарабатывает свой хлеб насущный.
Костюм, по его мнению, должен сливаться с сюжетом, который он умел. В 1784 Гейнсборо разрывает отношения с академией художеств и выставляет свои картины на персональных выставках у себя дома. На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане. В 1774 году Томас Гейнсборо получает звание придворного художника, его слава соперничает со славой самого Рейнолдса.
Больше всего его привлекали сельские буколики. Он был широко признан при жизни как портретист. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Своенравный и незавимый темперамент будущего живописца влек к деятельности «на свой страх и риск». Констебла и др. ). Первые пробы пера молодого художника до нас не дошли, так как они были набросаны на разного рода клочках бумаги. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов.
1750-х). В поздних пейзажах, как и в портретах, манера мастера становится более свободной, порой почти эскизной. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто.
После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. В ранних пейзажах Гейнсборо видно влияние реалистических голландских пейзажей 17 в., тщательная проработка деталей: Корнардский лес (1748), Вид Дедэма (нач. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой.
В газетах появилось множество отзывов о его работах. Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. И она знает это. В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. Особенно интересно то, что некоторые картины он писал по памяти. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей.
Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Родился в семье торговца сукном.
Все основные заработки художник получал от написания портретов. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок. Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников.
Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Ранние работы Гейнсборо можно разделить на две части: с одной стороны – пейзажи, написанные под влиянием голландцев, в особенности Якоба ван Рёйсдала и Вейнантса и дополненные собственными натурными наблюдениями, с другой стороны – группы персонажей, главным образом, пары, обрамленные пейзажем и напоминающие английские «сцены собеседования» и французское рококо известное художнику по работам Гравело и Хэймана. Поэтическая чувствительность его картин заставила Констебля говорить, «На рассмотрении их, мы находим слезы в глазах и знаем не то, что приносит им».
Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. В отличие от своего соперника Рейнолдса, он предпочитал современные костюмы классическим одеждам, не терпел аллегорию и. казалось, никогда не прибегал к помощи учеников для выполнения драпировок. Нужда не заглядывала к нему дом ибо его супруга (по некоторым данным, незаконная дочь герцога де Бофор) принесла ему в приданое небольшое состояние. Так уверенно и твердо начинал свой путь молодой человек, которому суждено было стать гордостью английской школы живописи одним из тончайших портретистов мира.
Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем.
Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. которые должны были вставляться в коробку и освещаться сзади свечой. Одновременно Гейнсборо начал работать и в жанре марин.
гал. Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен. Эти пейзажи отражают, скорее, деревенскую жизнь эпохи, нежели классическую поэзию и оживлены живописным и сельским дыханием их стиль и фактура отмечены влиянием рококо («Крестьяне, отправляющиеся на рынок», ок. Английский художник, он близок к французскому «чувственному» идеалу.
Особенно Гейнсборо удавались женские образы. гал.