Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. В 1894 г. отец, после посещения Третьяковской галереи, говорил, что он долго не мог отойти от Ареста Репина, что ему очень понравилась картина На исповеди, но он отрицательно отнесся к Ивану Грозному и Не ждали (письмо С. А. Толстой к дочери Татьяне). Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. К ним относится и картина И. Е. Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне».
В октябре 1880 года, как-то вечером, в репинскую мастерскую в Большом Трубном переулке пришел, совершенно неожиданно для Репина, Лев Николаевич Толстой, ненадолго приехавший в Москву из Ясной Поляны. Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком. Еще раньше, в 1882-1886 годах, Репин сделал несколько рисунков изображающих Толстого на Всероссийской переписи населения. Споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя.
«как известно на выставке с. -петербургского общества художников фигурирует картина Бунина изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя. Знакомство И. Е. Репина с Л. Н. Толстым.
Рисунки к трактату Толстого Репин делал с натуры, поэтому так ярко и сочно отобразил он в них жизнь московской бедноты. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Репин иллюстрировал также многие произведения Толстого, созданные в 80-е годы.
Картина Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне» – это не просто образ писателя, запечатленный в один из жизненных эпизодов. Московская жизнь ознаменовалась для Репина знакомством с Львом Николаевичем Толстым. Иллюстрации Репина к произведениям Толстого. С. а. толстая в своих воспоминаниях говорит, что Лев Николаевич рассказал Репину о своем намерении написать «Крейцерову сонату», навеянную бетховенской музыкой и предложил художнику сделать картину-иллюстрацию к этой повести. В культурных кругах того времени было известно насколько прочна была дружба Толстогос Репиным.
В 1887 году Репин сделал еще один рисунок – Толстой, сидящий с книгой в так называемом «дедовском кресле». Толстой, только недавно лично познакомившийся со Стасовым, заинтересовался его статьей, похвалил ее в письме к Стасову и написал о Репине: «. Заключительным этапом этой большой и длительной дружбы была телеграмма Репина Софье Андреевне Толстой в день смерти Льва Николаевича: «Свершилось.
Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. В этот приезд мой я сопутствовал два раза Льву Николаевичу в его прогулках верхом. В 1891 году Репин исполнил этюд Толстого на молитве, стоящего по обыкновению в своем любимом кленовом лесу. Оттого так неудержимо хочется следовать Вам. » (там же, с. 15).
Репин и Н. Н. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Мы взяли его за края и долго старались вытряхнуть забившийся в овчину снег.
Это был Лев Толстой. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. Репин именно молодец. Двери в другие комнаты также были заполнены слушателями обоего пола.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). «Не молчать перед правдой царицею».
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Как некий чародей, он двигался решительно и красиво. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Репин вернулся на прежние позиции. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Его портрет имел большой успех». Скоро он был уже близ лошади. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Это часто бывает. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Он написал тогда два портрета — один за письменным столом, другой — в кресле.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Салтанова, И. Я. Потом Лев Николаевич показал мне два провала в огромном дубовом лесу. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др.
На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. М. В. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу.
Кроме того – у них 23 внука. Пастернака, М. С. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Он смиряется, входит в себя, раскаивается во многих ошибках возбуждаются в это время все его умственные и душевные силы и служат хорошим лекарством слабой воли и нерадения. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Толстой босой» или же «Л. Н. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок.
В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Величие изображённого на портрете человека показано просто, без специальных приёмов изображения или композиции. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Крамского и Н. Н. Репина, Н. Н. Страшно трудно. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя.
Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. История создания такова. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. В комнате сумрак.
Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Позже он повторил и расширил свои воспоминания в «Далеком близком». На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю.
Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. А сколько жизни, сколько страсти в этом отшельнике.
«Я познакомился с Львом Николаевичем в Москве в тот знаменательный период его жизни, когда он переживал огромный внутренний перелом». Картина строга и проста. Таковы его картины Святой Николай, Иди за мной, сатано (Искушение), Запорожцы, Какой простор и др. Выражение победы духа над страстями». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. А поскольку живопись имеет дело только с образами видимости, то пути и способы, которыми существенное, внутреннее проявляется, просвечивает, проскальзывает во внешнем, – эти пути составляют собственную специальную проблему искусства живописи. «Как Вы умеете во всем видеть суть дела. Сухотиной-Толстой.
И, действительно, он работал до упаду. Нет. Зал все наполнялся, образовались возвышения вроде амфитеатра к стенам и углам. На что он, улыбаясь, сказал: Я не талантлив, я трудолюбив. Весь день поглощена она этим. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Они были бы полны снегу. Природа богатейшая. Крамского, И. Е. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887). Мочи не было. Чем же объясняет художник свою неудачу.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. составляют его желанное общество, только с ними он чувствует свое блаженство. » – вспоминает Репин в «Далеком близком». Америка—Франция—Россия. Второй общеизвестный превосходный портрет продан в Третьяковскую галерею.
Будучи людьми образованными и интеллектуально развитыми, они любили спорить на всевозможные темы, часто выходя из себя, после чего, однако, примирялись и приходили к общему мнению. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Бирюков, Н. Л. Гинцбурга, П. П. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Тут что-то бодрое, сильное и попавшее в цель. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Он говорил, что в нем нет воздуха и перспектива неверна.
От 1 часу дня до самых сумерек, 8 1/2 час. Остен-Сакен, А. А. Я был свидетелем его неутомимой, трудной работы в поле. Выражение победы духа над страстями». Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Репин часто дискутировал с Толстым, уважал его, ценил философские размышления писателя, а с написанием портрета осторожничал. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. «Сознание несомненно принесенной пользы, сладкое утомление, превосходный аппетит и крепкий сон — вот награда полевому работнику».
Разгорелся и я от этих упражнений, весело стало. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Репин сам очень красочно рассказал о этой встрече. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н.
По ночам же – до 3-х час. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Толстой, многочисленные портреты Толстого и его окружения работы дочери писателя Татьяны Львовны, талант которой ценили И. Е. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Басина, Ф. А. Сам художник говорил, что портрет должен в первую очередь отображать то в человеке, за что его любит вся Россия.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Он сообщил мне необходимые правила и я пошел. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.
Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Художнику Л. О. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Игумнова, П. И. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Очень много зарисовок ко всем картинам. Первые статьи «Из моих общений с Л. Н. Толстым» Репин поместил в 1908 году в газетах и журналах, в год исполнявшегося 80-летия великого писателя. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. ».
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». А всё потому, что рисовал его известный художник Илья Ефимович Репин. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – величайший русский писатель. Толстой несколько раз позировал в саду.
Первый портрет ему самому не понравился. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. В самом деле и мне рисовалась глубоко нравственная повесть из крестьянской жизни.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Творец часто посещал имение писателя в Ясной Поляне. Нет.
Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты.
Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н-ч, с большим тактом, помогая певице. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Моисей (не думайте, что я сравниваю себя с ним) говорил, что всякие пороки гнездятся в нем, но он сильнее их. Наконец я попросил позволения попробовать попахать.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.
– И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Это барельефы и силуэты Ф. П.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Толстой пришел в мастерскую Репина, чтобы посмотреть «Запорожцев», над которыми работал художник. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Вот я и у лошади. Голос его звучал необыкновенно глубоко и трогательно.
Работ очень много. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Слава богу и сани и сбруя – все в целости, только запрячь.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать». Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Толстого. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей — С. А. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Черткова, М. А. и С. А. Стаховичей. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Я попросил его наконец дать мне соху попробовать попахать. Но Гинцбург говорил потом, что даже он боялся с эстрады взглянуть на Льва Николаевича.
Что бы я теперь делал в калошах. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». М. Бунакову. Надо сказать несколько слов и о графине.
Крамского, в Академии художеств у П. В. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». И все больше простые, серьезные люди и взгляды, полные веры. Как предупредителен, великодушен и прост в обхождении со всеми. Репин на это сказал, улыбаясь своей хитрой улыбкой: Я с вами согласен, Лев Николаевич. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года.
Молились, благодарили и уходили не торопясь. Отец не был человеком не от мира сего. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Е. Репин и Л. Н. Толстой», I. М. – Л., «Искусство», 1949, с. 9). Они жили в Пенатах в течение двух недель. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя.
И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Чертков, А. К. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба.
Многие жертвовали свои произведения в дар музею. Бруни и Т. А. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. И. Н. –.
Так, например, у меня с П. М. Ге. На месте трудно удержаться во время тряски.
Чертовский народ. Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Кустодиевым и И. С. Из-под густых, грозно нависших бровей строго и покаянно блестели глаза.
Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненный властелин. Оставил большое эпистолярное наследие. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Невозможно было удержаться, чтобы не расхохотаться, глядя на него.
Третьяков»109. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием.
Илья Ефимович Репин был дружен со Львом Николаевичем Толстым и часто посещал его в имении писателя "Ясная поляна". И тут – «куда, куда девалась ее красота. Еще никогда в жизни не встречал я более заразительно смеющегося человека. Однако в этом портрете глаза Льва Николаевича написаны так поразительно верно, как они не изображены ни на каком другом портрете Толстого — того же Репина или других художников.
По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Мы заезжали в два места.
Башилова, С. Н. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231.
Ничто земное никогда не было ему чуждо. Много материала дают письма, дневники, записи разных лиц, знавших Толстого и Репина. Мягко ей стало.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Репин страстно любил свое искусство. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Еще во времена его юности эти места провалились так глубоко, что самые высокие дубы, стоявшие на них, были видны только вершинками, когда вода тотчас же залила эти провалы. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу.
– это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. И мне казалось, что у Льва Николаевича это были одни из самых желанных часов его жизни.
Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. В 1890-е гг. В 70-е годы в жизни писателя происходит глубокий перелом.
Какое блаженство. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Ге, Л. О. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Но мы, старые люди, лучше владеем собой.
Очертание всего рта было классически прекрасно. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Первая встреча произошла 7 октября 1880 года. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876).
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Л. Н. Толстого». Ласково, но внушительно раздавался часто вибрирующий от слез голос проповедника. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света.
Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба.
В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Он погружён в работу и ничего не замечает. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание.
Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Стаховичей. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. «Не молчать перед правдой царицею». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош.
Цвета полотна очень сдержанны. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Я считаю, что эта картина основана на ложной концепции. Да, бедность, нищета — это великие учителя жизни. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — величайший русский писатель. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Толстого, Д. Н.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. кто может, пусть следует благородному Прометею. Северный ветер поднимал кругом нас белое облако снежной пыли. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое.
Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». «Часто, то есть почти всегда, когда позируют очень безукоризненно, терпеливо, портрет выходит скучный, безжизненный и, наоборот, при нетерпеливом сидении получаются удачные сюрпризы. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878).
В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Первое, что мы должны сделать, это — слезть с этой телеги.
Все кажется неотразимо, как сама истина. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. С И. Е.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой.
И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Энергическое лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза. Вы были очень добры, снисходительны, хвалили и ободряли мои затеи, но никогда с такою ясностью я не чувствовал всей их пустоты и ничтожности» («И. При всей естественной простоте образ Толстого исполнен той значительности, к которой стремился художник. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Выдающийся подбородок.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Их надо осветить, пробудить от прозябания. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»).
Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой.
Леонид Пастернак много рисовал писателя. Я проверяю только контуры и отношения величины фигур тени после, с одной точки, в один момент. ну и народец же.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно. Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни».
И так дотемна, когда зажглись лампы, слушали его с самозабвением. В другом селе, пока мы доехали, нахлебники только что вставали из-за стола. Я едва поспевал за ним, ветки мешали видеть, лошадь увязала в сырой почве под травой оврага надо было отстранять ветки от глаз и отваливаться назад при крутом спуске вниз. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Мы спускались вниз к ручью.
Правда, я сижу на этой телеге, но я вроде певца, который бы пел и этим утешал везущих. Только мудрецы всех времен и народов. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно. Вот где я сказал «спасибо» своим валенкам. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18.
Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Он был чем-то потрясен и опечален. Затем сказала, что, вероятно, мы о ней слышали много дурного всюду распространено мнение, что Л. Н. – небо, а она – земля. Но как только он начинает писать, проводя нарочно какую-нибудь мысль, он заслуживает жалости. Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Пророческим тоном звучал его низкий, грудной голос. Я чувствую в себе возможность всяческих пороков. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Помимо живописного портрета 1907 года и его повторения 1921г., в фондах музея находится десять портретных карандашных изображений писателя, сделанных Нестеровым в Ясной Поляне летом 1906 года. Неффа (1864-1871). В воспоминаниях Софьи Андреевны Толстой мы находим краткую запись о том, как работал Репин: «Все время неутомимо работал, – записала Софья Андреевна. Черткова, М. А.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина. Выдающийся подбородок. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В ней чувствуется что-то властное и энергичное.
Наиболее известными из них стали работы И. Н. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. А 1906 году он нарисовал портрет углем. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне.
Хочется так же, как молодым. Лев Николаевич принял отчет от распорядительниц-хозяек и мы поехали дальше. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Оболенский и др. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам Иван Грозный и Не ждали. Мы сели и он заговорил. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Среди них – выдающиеся работы И. Н. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Однажды моя сестра Татьяна по поводу одного его этюда сказала: Как вы талантливы, Илья Ефимович. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Лев Николаевич необыкновенно искренно и горячо увлекается всяким занятием.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах.
Точно из металла все было выковано тонко на голубой эмали осеннего густого, синего неба. Какой художественный и новый мотив. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
У него самая большая серия портретов писателя. Куликовым, 1901-03, Русский музей).
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Она ушла из жизни в 1931 году55. И здесь больше подростки-дети. Но Крамскому удалось убедить писателя.
старшего сына, кончая двухлетним младенцем. Ге. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. вится, будет работать и пойдет понемногу. Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Ни у кого не хватит духу подойти к нему спроста, отнестись с насмешкой.
ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Как свободно и утонченно говорит он на иностранных языках.
К 6-ти час. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. О ней много говорили, хвалили и порицали ее.
Черткова, Ю. И. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке.
Вот тяжесть. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Очень известна работа Н. Н. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.
–. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. И глаза его ярко светятся светом этой победы.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
В следующем 1885 г. Репин опять приезжал в Москву вместе с Передвижной выставкой. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. И мы в санях сидели уже по грудь в снегу.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Подобно герою его рассказа «После бала» Ивану Васильевичу, Толстой мучительно ищет ответа на вопрос: «Как жить. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. вечера, он неустанно проходил взад и вперед по участку вдовы, направляя соху за лошадью и таща другую, привязанную к его ременному поясу лошадь с бороной: он запахивал, «разделывал» поле.
Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Свое отношение к Крестному ходу он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г. ): Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину изображавшую религиозную процессию. Общение с прежними друзьями было только заочным. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий».
Надо было только выбить овчину тулупа. Подымать. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Портрет запечатлел на века спокойный взгляд уникального человека, передающий и простоту и мудрость одновременно. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Взрослые как будто стыдились.
– писал Репин Стасову. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Толстой несколько раз позировал в саду.
Большое сложное хозяйство целого имения почти все на ее руках. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». После смерти Льва Николаевича Репин написал его изображение в виде старца не от мира сего, поднявшего очи горе и на фоне розовых цветов. «Меня удивляет, говорил он, как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни — часов полевого труда». Очертание всего рта было классически прекрасно. Или устраивается музыка: молодой скрипач из московск.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Первые беседы с Толстым Репин воспринимает как большое событие в своей творческой жизни. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. о страшном равнодушии людей ко всем ужасам жизни. «Вот оно, в поте лица», – подумал я, утираясь. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину.
Здесь кормилось много детей. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. И ведь это особенное нравственное состояние человека простого. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Нельзя же его надевать со снегом. и С. А.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.