следы полотна теряются. Новый для Эль Греко сюжет основан на средневековой легенде о христианском святом Мартине, который жил в IV веке и, по настоянию отца, служил в римской императорской кавалерии. К тому же, долгое время было принято считать «Вид Толедо» не самостоятельным произведением, а составной частью другого полотна, а то и вовсе наброском, требующим продолжения. Условия посвящения: «Чтобы быть рыцарем ордена, надо безоговорочно восхищаться Толедо, пить ночи напролет и бесцельно шататься по городу. В конце 16 века пейзаж ещё не был самостоятельным жанром. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». следы полотна теряются. Если произнести «Испания», перед умственным взором практически непременно встанет одно из двух, впрочем, скорее и то и другое —Севилья и Толедо.
К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. В центре монументальной композиции светом выделена крупная фигура Христа в винно-красной одежде, окруженная плотным кольцом людей, тесно заполняющих полотно. Госпиталь по своему предназначению уже давно не служит, а работает музеем.
Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. На левом берегу – замок Сан Сервандо. Так и на этой картине. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Рыцари должны были пить гулять и веселиться без устали и сохранности здоровья.
Такой безумный спрос на пейзаж объясняется не только мастерством исполнения или прославленным именем художника, но и философским смыслом, которым Эль Греко наделил свою работу. Что на самом деле не правда. На левом берегу— замок Сан Сервандо.
Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Но многие приемы абсолютно необычны.
Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». И заряжаешься злобой Константина Леонтьева: «Всеобщая истинно проклятая жизнь пара, конституции, равенства, цилиндра и пиджака». Яркие краски и фантастическое освещение усливают драматизм картины «Вид Толедо». Русские были, по понятным причинам, снисходительнее — посол Алексея Михайловича П. И. Потемкин удовлетворенно отметил: «Во нравах своеобычны, высоки, неупьянчивы В шесть месяцев не видали пьяных людей, чтоб по улицам валялись или идучи по улице, напився пьяны, кричали».
Но чужаку иностранцу, разрешена некая безответственность, на которую не решится абориген. Такое небо и освещение встречаются и на других картинах художника. Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода. В 1907—09 гг.
Однако король Испании Филипп II не принял полотна что стало ударом для Эль Греко, подкосило физически, душевно и финансово. И поиск пейзажного сходства в «Виде Толедо» так же безнадежен, как поиск сходства портретного в «Вознесении». В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», назначив себя гроссмейстером, а Лорку, Альберти и Дали — рыцарями. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Испания переместилась сюда, на плато у подножия Гуадаррамы — в Мадрид. Взаимоотношения России и Испании — тема особая и увлекательная, но в XVII веке испанцы и русские друг друга знали слабо и в Прадо по сей день значится на табличке под портретом работы Карреньо де Миранды: «Иванович, посол России». И из пяти обязательных достопримечательностей Толедо, перечисленных в «Высокородной судомойке», лишь одно имеет отношение к церкви — современный гид предложит обратную пропорцию, настаивая на «заповеднике монастырей». Картина, написанная в маньеристской или даже уже барочной манере, отличается свободным обращением с натурой— местоположение некоторых зданий на полотне отличается от их размещения в реальности. Угрожающий вид грозового неба является типичным для творчества Эль Греко.
На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию города, а не его точные черты. На плане города, который держит в руках юноша с картины «Вид и план Толедо», рукой Хорхе Мануэля, сына художника, начертаны слова, дающие представление о ходе мыслей Эль Греко при разработке композиции городского пейзажа: Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Но и при смене общего плана на крупный все остается как было во времена Эль Греко. Но уже в 1936 году Казандзакис увидел солдат из «Эсполио» и «Святого Мартина» в солдатах Франко, выживших после осады толедского Алькасара: «Я чувствовал себя блуждающим внутри эль-грековской картины». Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев.
В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», сам назначив себя гроссмейстером, сделав Лорку, Альберти, Дали и других рыцарями. Картина условно делится на две части: город и зеленые холмы, залитые фантастическим освещением, внизу и драматическое грозовое небо сверху. Сизое небо в «Виде», черные одежды грандов, стоящих у одра графа, рисовали в мозгу картину мрачную, почти угрожающую. Ни один, кроме Мадрида — с чем не согласится ни один испанец, в том числе и мадриленьо.
На переднем плане расположен мост Алькантра. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога и несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера картина входит в число наиболее известных изображений неба в истории европейской живописи. На картине изображён вид с севера на испанский город Толедо, лежащий под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Да и что делать испанской провинциалке на мадридской Пласа-де-Торос, где разносят по трибунам шотландское виски «Катти Сарк», справа сидят две японки, следящие за ареной через объективы своих «минольт», а в спину тычутся колени кровожадной немки, ничего не понимающей и недовольной, похоже, тем, что в корриде применяется только холодное оружие. На левом берегу — замок Сан Сервандо.
Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Итак, подводя итоги, что мы имеем. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe».
От пощади Plaza del Ayuntamiento можно прогуляться к церкви Святого Андрея, пройдя через улицу Pozo Amargo с Горьким колодцем (буква U на карте). Города стильные либо музеевеют, либо коробят эстетическое чувство (что бы мы ни понимали под этим) позднейшими добавками с претензией на современность. По данным хроник, самая сердцевина Толедо заморозилась еще после Реконкисты (отвоевания Испании у арабов) и в центре города действительно заблудиться сейчас так же легко, как в каком-нибудь марокканском лабиринте.
Слюноотделение непрерывно в этом городе и даже при воспоминании о городе, лучше не продолжать. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город. Причем расположение городских построек художник частично сместил, а некоторые и вовсе домыслил.
Франко удержал страну в стороне не только от мировой войны, но и от мировой цивилизации. Приметы реальности здесь сохраняются в некоторых деталях и прежде всего в образе самой Марии, прелестной доверчивой испанской девочки. В 1907—09 гг. Тот — холерик, этот — флегматик. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо).
Речь даже не о ресторанах, а о еде в забегаловках и на улицах: жареные кальмары, почки в хересе, моллюски немыслимых конфигураций и все прочие tapas — закуски, в образцы которых тычешь пальцем и получаешь в маленьких тарелочках со стаканом вальдепеньяса. Оказалось, что это здание Госпиталя Тавера. Еще в середине 70-х считалось, что здесь, кроме визита в Прадо, нечего делать.
Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. Сейчас это очевидно, но только сейчас. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Члены Ордена обедали в «Посада-де-ла-Сангре» — таверне, описанной Сервантесом и мало изменившейся за четыре столетия, но разрушенной в гражданскую войну.
Даже на картине «Вид и план Толедо» Эль Греко играет с реальностью: он переставляет дома на карте и дает этому объяснение. Скорее я хотела почувствовать эпоху «кастилианства», центром которой, как костяком, всегда было для меня Толедо.
Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Мало пил. Экзистенциальным жестом самого Веласкеса было отсутствие жеста. Эль Греко часто изображал Толедо на заднем плане своих работ, вот таким образом картину «Вид Толедо» тоже считали фрагментом неизвестного полотна художника. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
Тот — сутяга, засудивший пол-Толедо из-за гонораров, заставивший заказчиков считаться с мастером и фактически сделавший для живописцев то, что Фишер для шахматистов этот — с двадцати трех лет на королевской зарплате, писавший в расцвете карьеры только когда хотел, для удовольствия. Ловишь себя на стариковской интонации: нет, когда впервые приехал в Испанию, все представало иным. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. И мост и ворота Сан Мартин и замок Алькасар и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец и Собор и силуэт Санто Доминго эль Антигу и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус Текучие воды излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Переступив его порог, вы словно перенесётесь на четыре века назад, увлечённые настоящей мистерией: залитые солнцем дворики и окутанные полумраком залы, мастерски подсвечиваемые полотна на вековых стенах— подобная магическая атмосфера, вероятно, царила и в сознании самого Эль Греко, прославившегося оригинальной экспрессивной техникой.
Место для них было подготовлено Диего Веласкесом — первым столичным жителем Мадрида. Все призрачно, причудливо, напряжено в ожидании, чем закончится эта фантасмагория. Тот — эмигрант с репутацией скандалиста и сибарита, с внебрачным сыном и туманной связью с помощником-итальянцем этот — приличнейший семьянин и придворный карьерист, позаботившийся пририсовать себе в «Менинах» рыцарский крест, полученный через три года после написания картины. Он частично сместил расположение зданий, некоторые домыслил. На протяжении столетий тут было принято ругать все: грязь, шум, жителей, климат («Воздух Мадрита так сух и резок, что большая часть здешних жителей умирает от болезни легких» — это фантастическое наблюдение принадлежит автору «Писем об Испании» В. Боткину: к вопросу о бездумности использования стереотипов).
А эклектические гиганты легко переносят любые удары судьбы, по принципу «молодца и сопли красят» — и за ними будущее. Является одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Этот пейзаж часто называют духовным портретом Толедо.
Он как будто использовал сразу две точки зрения на ночной город. Название города, происходящее от латинского Толетум, возводилось к ивритскому талтела (скитания) или толдот (родословие) и связывалось с судьбой первых евреев, обосновавшихся в нем. В первые годы правления Фердинанда и Изабеллы среди придворных и крупных откупщиков были и толедские евреи. Музей Эль Греко впервые обосновался здесь в июне 1911г., расположившись в отреставрированном старинном здании, построенном в 16 веке. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. Отныне он – не царь природы, каким привык себя считать, а «лишняя» деталь в своенравной живой системе, в которой не на жизнь, а на смерть столкнулись могучие стихии.
Что до обеда — он есть и самый вкусный в стране, один из вкуснейших в Европе. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Но современные исследователи решили, что «Вид Толедо» может считаться законченным произведением. Таков Мадрид. Художник здесь довольно свободно обращается с натурой.
Но сейчас все специалисты сходятся на том, что это самостоятельная, оригинальная картина. Так веер, что ли, символ Мадрида: ветреный, неуловимый, порхающий мимо сути. Но сейчас Мадрид уже — блестящая столица: шумная, суетливая, деловая, веселая. Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Каждая — в своей особой раме, оттого поданная с самостоятельной важностью. Потому, вероятно, его так любили импрессионисты. Будучи чужестранцем, Эль Греко остро почувствовал характерный тип толедцев и их манеру держаться.
Не зря спустя многие годы за изображением закрепилось негласное название «духовный портрет Толедо». Может быть, впечатление от этого неба легло и на картину «Звездная ночь» Ван Гога. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. (Кстати, тут у Пушкина неточность: Инезилья не ласкательное от Инессы, а пренебрежительное, что-то вроде Инески. ) Лично мне очень жалко корриду, о любви к которой стесняюсь упомянуть в разговоре со своими интеллигентными знакомыми в Испании.
Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Но живописная суть сюжета, виртуозно выписанный первый план в «Марфе и Марии» — кулинарная коллизия: старая кухарка дает совет молодой. Созванные здесь кортесы утвердили это решение. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом.
Вид на город дан снизу, чтобы небо наползало на землю сверху. Даже если обладатель умственного взора не был ни там, ни там. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
Как парадные портреты Веласкеса.
Мне, во всяком случае, удавалось. На левом берегу— замок Сан Сервандо. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Вряд ли «Вид Толедо» был написан на заказ, работу скорее можно отнести к удавшемуся эксперименту, результат которого порадовал не только мастера.
Рано ложился. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Еще 50 картин Эль Греко хранились в церквях и монастырях Толедо (Кафедральный собор Толедо, церковь Санто-Томе, часовня Сан-Хосе, монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо). На холме высятся дворец Алькасар и Толедский собор. Вступаешь в разговор на трибуне стадиона «Бернабеу» со своей убогой сотней испанских слов и неуклюжей жестикуляцией как равный — так как можешь назвать линию нападения мадридского «Реала» конца 50-х годов. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна.
В итоге и в Толедо Эль Греко стало тесно и он обратил свои взоры на Эскориал, монастырь-дворец, построенный недалеко от Мадрида, для которого написал «Мученичество святого Маврикия». Над городом возвышаетсякоролевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом.
Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Типичным для творчества Эль Греко является вид грозового неба, акцентированного в «Виде Толедо». Тот, кто предпочитает ложиться рано, становится в лучшем случае офицером Ордена».
На нем клочья облаков подсвечены неестественно ярко, оно доминирует на картине. Вот таким образом полотно ненадолго задержалось в руках создателя, оно «путешествовало» по разным странам, где за право владеть им боролись многие ценители настоящего искусства.
Выставка представляет 125 работ художника. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. Выручает Толедо.
Наряду со «Звёздной ночью» ван Гога и пейзажами Уильяма Тёрнера, эта картина входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи. Вот кто выпадает из производства толедских клише — автор Дон Кихота. Впервые картина была представлена 170 лет назад в Лондоне под названием Дочь Эль Греко, хотя на сегодняшний день не существует ни единого упоминания о том, что у художника была дочь. Однако если учесть, что даже в нынешней Испании андалусцев могут вслух назвать «эмигрантами» — не только в снобистской Барселоне, но и на севере и даже в Кастилии, — то понятно, что «правильная», «образцовая» Испания — это Толедо. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Также на выставке можно увидеть полотно Дама в мехах. В Испанской империи куда раньше, чем в Британской, никогда не заходило солнце.
Она по сути – вид снизу и вот таким образом пропорции вытянуты к небу. В 1907 – 09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. одухотворения и оцепенелости. Под грозовым небом на холсте раскинулись городские постройки. Толедо Эль Греко рисовал не однажды и всегда вольно подходил к натуре.
Даже скорее литературоведам. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. К счастью именно в нью-йоркском Метрополитен-музее находится эль-грековский «Вид Толедо» и я провел перед картиной в общей сложности больше времени, чем перед любой другой.
Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Весь ушедший в себя изящный в своих сверкающих латах рыцарь Мартин подобен поэтическому видению, созданному воображением художника. следы полотна теряются.
Большого парада в Мадриде эпохи Веласкеса не наблюдалось. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Знаменитые слова «Нет больше Пиренеев. » триста лет назад были произнесены преждевременно — Пиренеи срыты только после Франко. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев.
Таковы Нью-Йорк или Москва. Дали вскоре основал свой «орден», Лорку убили на рассвете, а основатель ордена – Луис Бунюэль снял в Толедо свою знаменитую «Тристану». Однако творение художника и не имеет отношения к реальному населенному пункту. «Вид Толедо» является единственным сохранившимся «чистым» пейзажем Эль Греко. В отличие от «Вида и плана Толедо», выполненного, как документ города с использованием картографического языка, «Вид Толедо» создаёт художественный образ путём выборочного акцентирования наиболее характерных городских черт. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. В бодегах было меньше алюминия и больше чеснока.
На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Использован фантасмагорический свет. Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка. ), – это джорджониевская Гроза. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Использован фантасмагорический свет. Когда на «роковом рубеже испанской судьбы» (Ортега) Филипп II перенес столицу на 71 километр к северу, в Толедо пошел процесс консервации. В XVI веке в европейском искусстве пейзаж не рассматривался как отдельный жанр, вот таким образом изображение природы считалось исключительно фоном для доминирующей композиции.
Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Предполагают, что до конца XVIIвеканаходился в семейном владении толедских графов де Аковер, в XVIII и XIXвв. Тогда же развалился и Орден, не говоря о физической гибели одного из рыцарей, расстрелянного возле другого, его родного, города.
Встречное движение тут несомненно и когда современный автор называет Толедо «возвышенным, красивым, суровым, печальным и несколько бескровным» — все это принятые эпитеты для персонажей Эль Греко. Его использовали преимущественно как фон для мифологического или религиозного сюжета. Как и в изображении святых, Эль Греко передавал дух, а не букву. Анналы бунюэлевской затеи показывают, что Дали был понижен в звании.
В 1907—09 гг. Некогда пышный арабский город, а затем «правильная», «образцовая» столица Испании, компактный заповедник-музей под открытым небом, а, заодно и объект всемирного наследия ЮНЕСКО, Толедо втиснут в петлю между рекой Тахо, огибающей его с юга и древними крепостными стенами. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени.
Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда художник отправился в 1577 году. Первое, что я увидел, впервые попав в Мадрид и выйдя на центральную площадь Пуэрта-дель-Соль, — «Museo de Jamon». «Музей ветчины» оказался закусочной, не лучше и не хуже других, но вывеска была богаче и изобретательней. Разное у них все.
Что угодно может считать закомплексованная (на ленинградский манер) Барселона, но главный — не просто административно столичный, а главный по всем статьям и по сути — город Испании, конечно, Мадрид. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Слева можно увидеть замок Сан Сервандо.
И не только мне и не только сейчас. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». До конца XVII века картина находилась в коллекции испанских графов де Аковер, следующие два столетия хранилась в августинском монастыре, а потом совершила путешествие из Франции в Англию и, в конце концов, попала в Нью-Йоркский музей «Метрополитен». По правде говоря именно в этом особняке художник никогда не жил, он занимал лишь небольшой дом поблизости, полностью сгоревший во время пожара. Грозовое небо встречается на многочисленных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). Севильский Веласкес довольно сильно отличается от мадридского, но, как это бывает с гениями (Моцарт), он очень рано запрограммировал в себе весь будущий путь. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени.
В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. И небо наползает и небо землю заливает, но не светом, а тьмой. Когда Веласкес устраивает игру зеркал, то попадаешь в некий живописный «Расемон» — это не эстетское самоценное упражнение, не поиск двойного видения ради пущего объективизма, а наглядное свидетельство его невозможности: точки зрения не совмещаются, а сосуществуют.
Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом. Запрет Тридентского собора на изображение пейзажей даёт основания считать картину первым образцом испанской пейзажной живописи. Что он нарушил. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины.
Если известно, что испанцы вспыльчивы, французы бережливы, а кавказцы клановы, то любые — личные или государственные — планы надежнее строить исходя из этого, а не из собственных впечатлений. На левом берегу— замок Сан Сервандо. Другое название полотна— «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta).
И это закостенелое католичество отражалось в картине все того же Эль Греко – «Погребение графа Оргаса». «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Полную неразбериху. Пламенная готика Эль Греко к концу его жизни — а «Вид Толедо» как раз из поздних работ — доходит до условности: в «Снятии пятой печати» явственно просматривается декоративность Матисса.
Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. На полотне разворачивается драма, действующими лицами которой являются небо, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями от облаков, но и какими-то «нервными судорогами».
Столь же по-столичному серьезно отношение к спорту. В пользу последнего говорит и царящее над городом феерическое небо. Английский искусствовед Дэвид Дейвис утверждает, что ключи к пониманию стиля Эль Греко кроются в платонизме, неоплатонизме, в трудах Плотина и Псевдо-Дионисия Ареопагита, в текстах Отцов Церкви и литургических песнопениях«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника. Работа написана стиле маньеризма, приближающегося к барокко.
Такой подход к реальности подчеркивает магическую суть «Виде Толедо» – это город как будто узнаваемый, настоящий, но и в то же время – фантастический, нереальный. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Со страниц его «Назидательных новелл» встает совсем иное место — разгульное, жизнерадостное, полнокровное. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Всего в организации выставки приняли участие 30 городов из 11 стран.
Продолжая поиски Испании «настоящей» — от собора до обеда — и, описывая спираль от Толедо через полуафриканские города Андалусии во главе с несравненной европейской Севильей, через отрывающуюся центробежными силами этнополитики Каталонию с вечно оторванной Барселоной, через Страну басков с не понятным никому языком и обожаемой всем миром бухтой Сан-Себастьяна, через дикую зеленую Галисию с истинным оплотом католицизма в Сантьяго-де-Компостела, через розовые миражи Саламанки и Сеговии с населением из туристов, — оказываешься в 71 километре от Толедо. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Вид на город дан снизу, что позволило автору высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций.
Главное изумление: сколь же могуществен может быть столь нецивилизованный народ. Или это суть и есть. Но все неузнаваемо преображено художником.
«Вид Толедо» – один из первых пейзажей в европейском искусстве. Нельзя говорить о фотографической точности пейзажа, но за ним закрепилось название «духовного портрета Толедо». куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Жаль, нет больше вееров (о нивелировке и торжестве «обыкновенной общеевропейской рационалистической пошлости» см.
куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe».
«Вид Толедо» (исп. Vista de Toledo)— картина знаменитого испанского художника Эль Греко, один из трёх сохранившихся пейзажей мастера, помимо «Вида и плана Толедо» и «Горы Синай». Мы обедали в симпатичной мадридской семье, за тортильей (омлет с картошкой) и паэльей (родственница плова), как вдруг выяснилось, что сидевшая за столом провинциальная племянница из Валенсии ни разу в жизни не была на корриде. На второй изображено шествие солдат легиона Маврикия на казнь (где присутствует и он сам), а в небесной сфере ангелы поют славу подвигу, абсолютному во имя веры. На полотне нет изображения человека – ему там просто нет места. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства.
Экспозиция Грек из Толедо стала самой крупной из всех организованных ранее. Например, высокая колокольня Толедского собора с севера не видна, но Эль Греко выдвинул её из-за Алькасара и написал так, как она выглядит с восточной стороны города. Ничего не поделаешь: все самое хорошее и самое плохое содержится в слове «общее». Он написал для короля картину, в которой отражены упования Филиппа II на Бога, что откроет ему Врата Рая за верность Идее мученичества (есть другое название картины — «Сон Филиппа»). Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией.