«Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь). Однако Тициан отказался от предложения и вернулся в Венецию.
Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов. И характерно, что именно эту картину он, по преданию, держал в руках на смертном одре. в Пиеве-ди-Кодоре. Сам Тициан тоже испытал воздействие маньеризма и в некоторых его работах это отчетливо видно: когда он использует смелые ракурсы, очень сложные повороты фигур и так далее.
Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Позднее, уже в XIX веке, французский писатель Альфред де Мюссе в своем рассказе «Сын Тициана» украсил пребывание Тициана в Болонье легендарными подробностями, в частности, что Карл V якобы на глазах у изумленных придворных поднял кисть, оброненную Тицианом, сказав: «Тициан достоин того, чтобы ему прислуживал император» (le Titien m. rite bien d. tre servi par C. sar). Позднее Возрождение – очень важное понятие для Венеции. Он был учеником Себастиано Цуккато, Джентали Беллини и отчасти Джорджоне.
На это тратились огромные силы и средства. В петербургском Эрмитаже хранятся тринадцать картин В. : «Мадонна с Иисусом», «Ессе Homo», «Спаситель», «Богородица с Христом и Магдалиной», «Несение креста», «Кающаяся Магдалина», «Венера перед зеркалом», «Даная», «Освобождение Андромеды», портрет Папы Павла III, портрет кардинала Антонио Паллавичини, «Дож» (вероятно, Андреа Гритти), портрет молодой женщины (Элеоноры Гонзаго, герц. «Рай» Тинторетто – это религиозная живопись, он и вне Дворца дожей чаще всего оформлял именно церкви.
Этот рассказ Мюссе лишен исторической достоверности, так как Мюссе пишет, что в Болонье в то время император Карл V встречался с Папой Римским Павлом III (Павел III стал Папой лишь 13 октября 1534 года, а Тициан находился в Болонье с ноября 1532 по март 1533). Создатели выставки «Венеция Ренессанса. Венецианские художники отличались особенным оптимизмом и чувственным восприятием мира. Очень дорого стоили краски, содержание мастерской, работа подмастерьев.
Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Дружба художников оказалась недолгой – в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума. Большая удача, что в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина есть картины Тициана. Холст прочен, он хорошо выдерживал влажность и разность температур. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни.
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Он родился в небольшом городке в Тирольских Альпах. Сначала работал ученик, потом подмастерье, а затем уже мастеровой. К этому периоду относятся его картины Христос и грешница и Христос и Магдалина.
В 1514г. принадлежала ордену францисканцев, официальное название которого было «Меньшие братья», а на венецианском диалекте слово «frari» – означает «братья». во дворце Барбариго— Папы Павла III, в Уффици— Карла V в латах, молодого воина и пр. Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ).
Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Тициан был к этому времени уже официальным художником республики, это звание он получил в 1516 году после смерти Беллини. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.
(Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Картина произвела ошеломляющее впечатление на венецианцев и вызвала немало споров. Из картин Вечеллио упомянем: «Торжество любви» (Феррара), «Торжество Юдифи» (Венеция), «Успение Богородицы» (Венеция), «Диана и Актеон», «Бичевание», «Мария с младенцем Иисусом», «Святой Алоизий Гонзаго» и пр. В галерее герцога Лейхтенбергского (петербургская Академия художеств)— четыре картины В. : «Мадонна», «Св. Тициан прожил достаточно долгую жизнь, которую можно условно разделить на четыре этапа. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джовании Беллини. Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения.
Под их впечатлением он создает Динарий кесаря (Дрезденская галерея). Он прожил по тем временам очень долгую жизнь, почти 90 лет. Францисканцы не вернулись в церковь Фрари и она со времен Наполеона так и остается приходским храмом, хотя и получила от Папы Пия XI статус «малой базилики» в 1926 году.
накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. В женских же образах его больше привлекало изображение внешней красоты.
Лаура де Дианти изображена Вечеллио также в картине, находящейся в Лувре и неправильно названной «Тицианова красавица» и в картине «Флора» (Флоренция). Портрет Карла V был написан В. с натуры в 1529г. Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира.
Именно для Габсбургов Тициан завершил в 1554 году картину «Венера и Адонис», мифологическое произведение, полное очевидной эротики. в 1477г. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек.
Картина рождает ощущение космического полета. Это торжество Матери, которая стремится к Сыну и перед ней нет никаких преград. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато.
В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Веронезе (1528 – 1588) учился у своего дяди, родился и первое время жил в Вероне, а в Венеции занимался росписью церквей и Дворца дожей – к его оформлению приложили руку и Тициан и Тинторетто. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
На заднем плане сидит старец с черепами в руках. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Культурные изменения их абсолютно не затронули. Но в 1560-е годы, когда была написана «Кающаяся Мария Магдалина», мироощущение Тициана изменилось. Если говорить о палитре Веронезе, то жизнеутверждающий колорит – это то, что выделяет художника на фоне уравновешенного Тициана или Тинторетто, который уходит в коричневый или бежевато-желтый (тут показательны «Крещение Христа» и алтарная «Тайная вечеря», на которой, в отличие от этого сюжета у Леонардо да Винчи, апостолы сидят по обе стороны стола). Впрочем, он согласился написать портрет Франциска I (Лувр). Эта формула «рисунок Микеланджело, колорит Тициана» отражает суть творчества Тинторетто. Благодаря им расцвет искусства продлился здесь до 70-х годов XVI века.
К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены. Когда Тициан был молод, он все делал сам, даже грунтовал холст. Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Но к концу XVI века начинается спад и в Венеции и именно тогда в Рим приезжает Караваджо.
Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа – «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Малдсоре, «Распятие Христа с Мадонной» для анконской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
Это и Джорджоне и Веронезе. Он в Венеции в 1576г. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Вскоре Тициан становится известным не только в Италии, но и за ее пределами. Император Германии Карл Пятый пожаловал художнику титул «графа Палатинского», а также высший сан «Рыцаря золотой шпоры со знаком Меча и Цепи» и звание государственного советника.
Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности. Тициан был богатым человеком, но никогда не выставлял свое богатство напоказ. В 1524 году он был посвящен в сан епископа Остийского и стал кардиналом деканом.
Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Тициан известен своими полотнами «Венера Урбинская» (1538 год, Уффици, Флоренция), «Даная» (1554 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), алтарной картиной «Вознесение Марии» (1518 год, базилика Фрари, Венеция) и другими шедеврами. Фигура Христа помещена слева на лестнице, она противопоставлена глумящейся толпе, а слева на переднем плане изображен плачущий (кричащий) мальчик, он словно обращается к зрителям, делает его участником происходящего события. В Болонье Карл V оказывал Тициану особые знаки внимания (например, совершал вместе с ним прогулки верхом), что вызывало зависть придворных. Он был вне подозрений.
Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. «Из взаимодействия Тициана, Тинторетто и Веронезе складывалось то понятие, которым мы оперируем сегодня: венецианская школа. Прекрасная женщина представлена величавой исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне.
В частности, в венецианском Дворце дожей ниши распределились так: Тинторетто со своими учениками создал самую большую картину в мире – «Воскресение праведников или Рай» площадью 7 на 22 метров в зале Большого совета (этот зал считается самым большим в мире помещением без колонн и опор). в Болонье, где император тогда находился. 40 – 50-е годы явились переходными к его позднему, самому замечательному периоду его жизни и творчества. Из-за влажного климата в Венеции существовала проблема сохранности картин. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. Тициан поистине мыслил краской.
К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. В этом городе художник проводит почти два года.
Натуральность, свежесть, прозрачность его красок несравненны гармония в слиянии оттенков удивительна, верность в переливах тонов— ставят его на недосягаемую степень совершенства. Однажды император поднял кисть, которую В. уронил, говоря: «Тициан заслуживает того, чтобы ему служил Цезарь». Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Писать портреты он начал уже с 20-х годов и писал их на протяжении всей своей жизни. Полную творческую зрелость художника знаменует прославленное полотно Вознесение мадонны (Ассунта), заказанное ему для церкви Санта – Мария Глориоза деи Фрари в Венеции.
Много портретов писал Тициан в 40-е годы. Это был очень гордый, мужественный, цельный человек. (Vесеlliо)— вел. К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. Вот таким образом они считали его поздние картины незаконченными.
Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг. В этом отношении особенно достойны внимания: «Взятие Богородицы на небо» и «Положение Спасителя во гроб».
Все, конечно, помнят эрмитажную «Кающуюся Марию Магдалину», которая является творением уже зрелого художника. Веронезе оформил потолок в том же зале, создав овальный «Триумф Венеции». Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Скорее всего, — это Муза.
Тициан почти не покидал Венеции, сделав исключение только для императора Карла V, приняв его приглашение работать в Аугсбурге. В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте.
В 1529г. Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения. Тициану покровительствовали влиятельные лица Италии и других европейских стран. Ведь живопись в те времена была удовольствием недешевым. После тщательного изучения творчества Макеланджело и Рафаэля, Тициану удается выработать свой собственный стиль («Динарий Кесаря», «Флора»).
Если это предположение верно, то Тициану можно только позавидовать. Книгопечатание в различных формах пропитывало и увековечивало Ренессанс. Урбинской).
Тициан как бы лепит форму цветом, создавая ее из единой живописной массы, в которой нельзя даже различить отдельные краски. спустя пять лет она умерла, после чего он прожил до конца жизни в одиночестве.
В Ферраре В. подружился с поэтом П. Ариосто и написал замечательный портрет его, ныне находящийся во дворце Манфрини в Венеции там же находится чрезвычайно замечательная картина В. «Положение Спасителя во гроб». По слухам. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти.
Никогда прежде церковные каноны не были трактованы так смело, с такой экспрессией. После того как художник отдал дань памяти Джорджоне, он обращается к изображениям дам из высшего общества и библейской тематике. К этому периоду относятся такие шедевры Тициана, как Похищение Европы», «Диана и Актеон». Род.
Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона.
В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. С другой стороны, он осознавал необходимость проведения реформ в Церкви. Видимо, мужчина, что постарше, понял, что этому слушателю совершенно все равно, как они играют, он абсолютно далек от мира музыки и безразличен к происходящему. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара.
Портрет Ипполита Риминальди известного в свое время ученого юриста, отмечен тонким психологизмом. В образе Богоматери нет обычного смирения, весь ее облик выражает ликование и порыв.
Все это способствовало необыкновенному подъему именно станковой живописи в Венеции. Он бережно относился к деньгам, ценя в них то, что они давали ему возможность спокойно трудиться.
Яркие складки ее одежд полны динамики и движения. Самая, при всех оговорках, красивая картина на выставке в Пушкинском – «Саломея» Тициана. Эта работа стала для Тициана своеобразным экзаменом. Все удивлялись, видя почести, которыми император окружал В. «Я могу создать герцога, — говорил этот государь, — но где я возьму другого Тициана. ».
На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Перед нами подлинно царственная женственность во всей ее первозданной славе. «Персей и Андромеда» исполненные по заказу Филиппа II. (по другим данным, 1488/1490) в Пьеве-ди-Кадоре около Венеции, умер 27 августа 1576 года в Венеции. Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет.
В 1545г. Сведений об их образовании история не сохранила – достоверно можно сказать лишь то, что Тициан не читал на латинском, знание которого отличало в то время людей хорошо образованных. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам.
Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Это – то, почему эта картина часто копировалось. Одним из ранних портретов Тициана являются так называемый Молодой человек с перчаткой.
Спустя два года Павел III пригласил Тициана в Рим, чтобы тот сделал еще один его портрет. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Францисканцы сомневались, стоит ли украшать церковь такой «светской» картиной и купили ее у Тициана лишь по настоянию императора Карла V. Картина была приобретена монастырем в 1518 году и прославила его на весь мир. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево.
Его жену звали Чечилия. Раннее Возрождение во Флоренции берет свое начало уже в первые годы XV века, а в Венеции лишь в 1460 – 1470-е годы, то есть позже как минимум на полстолетия, если не больше», – подчеркивает куратор выставки. Родился 28 февраля 1468 года в Канино (Италия), умер в Риме. В. отправился в Рим, где прожил около года и где познакомился с великим Буонаротти.
И картинам в этом городе угрожала та же опасность. И не только. Все меньше в нем возникает новых идей и все больше того, что обычно вменяется в вину маньеризму, – повторов великих мастеров Возрождения», – уточняет Маркова. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии).
Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Повторение этой картины находится в Лувре. Художник пробыл в Болонье с императором до марта 1533 года. Тициан женился в 1525 году, когда ему было далеко за тридцать. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Детей в семье Вечеллио родилось четверо – двое сыновей и две дочери. к творчеству мастера.
В эти годы Тициан создает много женских образов. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Но в особенности это касается, конечно, Тинторетто.
Семейство», «Диана с нимфами» и «Портрет ученого». Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело.
Зрителю как бы предлагалось насладиться цветовыми сочетаниями и контрастами, включая множество тончайших оттенков и переходов. В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья. «В Венеции действительно искусство Возрождения начинается позднее.
Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Ранние произведения В. и по преимуществу портреты писаны в манере этого последнего. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. 1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. В картине «Любовь земная и небесная», написанной около 1514 года, лирика и идиллия окончательно уступили место праздничным краскам и чувственности – это было практически первое произведение Тициана, ярко раскрывшее своеобразие его творчества. Но в особенности следует упомянуть о нескольких портретах дочери В. — Лавинии. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. В 1540-е годы Тициана вновь охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев.
При этом существовало множество реальных рабов. Свою репутацию художник подтвердил, закончив в 1518 году двухлетний труд по созданию алтарного образа «Ассунта» (или «Вознесение Марии») для Санта Мария Деи Фрари – венецианской церкви. Тициан основал особую технику живописного рисунка, где краски наносятся не только кистью, но и пальцами, мастихинами. Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие.
Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. То же можно сказать и о Тинторетто.
Общество Тициана составляли также выдающиеся люди эпохи близкими друзьями художника были: известный литератор Пьетро Аретино и талантливый архитектор Якопо Сансовино. Так, в картине «Се человек» на известный евангельский сюжет художник переносит действие в современную ему обстановку. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Вот таким образом художник вместе со своим сыном Горацио покидает Италию и по приглашению императора Карла V приезжает в Аугсбург. За свою жизнь Тициан написал более 100 портретов, полных глубокого психологизма.
Павел III (Paulus), Алессандро Фарнезе (Alessandro Farnese)– Папа Римский (13. 10. 1534 – 10. 11. 1549). Саломея с волосами рыжеватого оттенка (который теперь так и называют – «тициановский цвет») – это, пожалуй, один из наиболее узнаваемых признаков не только этого художника, но и эпохи Возрождения в целом. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. Художник слыл человеком очень алчным, но в личной жизни слыл человеком высоконравственным.
Родился в родовитой семье и первые шаги в искусстве сделал в мастерской мозаичиста Себастьяно Дзукатто. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. итальянский художник, главный представитель венецианской школы. После смерти Чечилии Тициан больше не женился. От Тициана здесь «Дож Антонио Гримани, поклоняющийся Религии» – портрет, который по традиции должен был заказать претендент на титул дожа перед выборами. Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Природа гор, красота и суровость этого края наложили сильный отпечаток на его характер.
К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. 10 мая 1533 года Карл V возвел Тициана в дворянское достоинство. Достаточно сказать, что, глядя на них, многие опытные люди уже тогда предсказывали, что из Тициана выйдет прекрасный художник, как это действительно и случилось. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio), в русской традиции более известный как Тициан, – итальянский художник Венецианской школы эпохи Позднего Возрождения родился около 1476–1477гг. «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Тициан был одним из самых плодовитых итальянских художников, равно удачно проявивший себя и в портретной живописи и в пейзажах, фигурирующих на втором плане многих его композиций и как автор картин на мифологические и религиозные сюжеты. В. особенно замечателен в таких сюжетах, в которых фигуры сохраняют внешнее спокойствие.
Жизнь многих художников обрастала легендами, слухами, недомолвками, а личная жизнь Тициана гармонична и целостна. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов.
Много занимался росписями вилл на материковой части Венецианской республики. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году.
К моменту официального оформления церковного брака у них уже было двое детей. – И влияние Микеланджело и художников, которые приезжали из Рима и уже принадлежали к маньеристскому направлению, ясно видно в искусстве Венеции – в частности, в творчестве Тинторетто. И наконец, его можно было свернуть. Но Тициан – это та величина, без которой рассказ об эпохе Возрождения был бы неполон. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера.
Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция. Разразился кризис и восторжествовал маньеризм — течение, которое поначалу отличалось остротой и новаторством, а к концу XVI века стало безликим. – Например, Веронезе работал для аристократических кругов Венеции.
Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). В начале 1500-х годов Вечеллио (в компании младшего брата) отправился в Венецию учиться живописи в мастерской именитого на то время художника Джованни Беллини. Произведения художников и музыкантов могли теперь достичь зрителей и аудитории посредством репродукций и напечатанных нот. Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Письма же за него писали под диктовку. Тициан работал в очень многих жанрах, но особое место в его творчестве занимал портрет. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. В 1525 году он женился на Цецилии, которая имела от него двоих детей.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Он очень заботливо относился к своим детям. В Лувре находятся портреты: маркиза дель Гуасто с любовницей, Франциска I и др.
Он уже достиг всемирной славы, стал очень богатым человеком, почитаемым в республике. Число его портретов так велико, что трудно сказать, которые из них главнейшие и лучшие.
Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V». «Магический импрессионизм», как назвали эту технику позднее, современники Тициана оценить не сумели, считая, что столь лаконичный и стремительный стиль связан со старостью художника – его физической немощью и ослабшим зрением. Этот сюжет был, как бы подсказан художнику известной композицией Поцелуй Иуды Джотто. Но в таких городах, как Рим и Флоренция, эпоха Возрождения закончилась после разграбления Рима в 1527 году (или, отмечает Виктория Маркова, после смерти Рафаэля в 1520-м).
Там он пишет портреты самого императора, а также представителей немецкой аристократии. С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен.
В католической церкви термин «базилика» имеет не только архитектурное, но и каноническое значение: храм, который имеет особые привилегии, данные ему Папой Римским. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Веронезе с «Триумфом Венеции» действительно имел дело с триумфаторами – богатыми жителями города. герцог Альфонсо дЭсте пригласил В. в Феррару во время своего пребывания в этом городе он написал две «Вакханалии» из которых одна находится в Лондоне, а другая— в Мадриде там же написаны им: знаменитая картина известная под названием— «Христос с пенязем» (Christo alla moneta, Дрезден), затем «Альфонсо дЭсте, его супруга и сын, поклоняющиеся Пресвятой Деве», портреты Лукреции Борджии, Лауры де Дианти, возлюбленной герцога и много др. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре —27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Это расположение обращается к требованиям живописи превзойти скульптуру, даря всестороннему представлению цвет в качестве награды. «Зато в Венеции мы пользуемся термином «позднее Возрождение», когда искусство того же Тициана с 1550-х годов окрашивается драматическими тонами. Тициан, находясь в Падце, знакомится с работами гениального художника XIV – века Джотто. Стареющий мастер придает всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Этот второй портрет Павла III работы Тициана был так схож с оригиналом, что, как сообщает Джорджо Вазари в письме к своему другу Бенедетто Варки от 12 февраля 1547 года, «когда прохожие видели портрет, освещенный лучами солнца в окне папского дворца, они кланялись ему, думая, что видят самого Папу». Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови.
Кстати, о портрете Павла III. Венеция дала миру много великолепных художников. Есть серия женских портретов («Женщина перед зеркалом», «Флора», «Саломея» и др. ), на которых, по одной из версий изображена жена Тициана.
Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными». Сам Карл V неплохо рисовал и любил наблюдать за тем, как работает Тициан.
Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. В этой картине много новаторских решений. В. написал только три таких портрета: Ландо (1531), Донато (1535) и Тревизано (1553), которые находятся во Дворце дожей, в зале Великого совета. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения.
В., бесспорно, один из величайших венецианских живописцев. Точная дата его рождения неизвестна. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.
Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. В эти годы начинают звучать трагические ноты и в его произведениях. Чтобы посетить выставку не для галочки, а вдумчиво насладиться редкой возможностью увидеть работы венецианских живописцев, «Лента. ру» и куратор Виктория Маркова объясняют, что дали искусству Тициан, Тинторетто и Веронезе и чем они отличаются от других мастеров Возрождения – и друг от друга.
Тициан (1488 – 1576) был учеником Джованни Беллини, дружил с Джорджоне, а учеником Тициана, как полагают, был Тинторетто (1518 – 1594), который следовал девизу «Рисунок – как у Микеланджело, колорит – как у Тициана». Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. Она расположена на Кампо деи Фрари в центре района Сан Поло. И здесь, на слишком, пожалуй, конкретном примере видна и общая картина того, как взаимодействовали три художника. Эти полотна наполнены уже чисто тициановской мощью и грандизностью.
Павел III возвел в кардиналы таких талантливых и целеустремленных людей, как Гаспаре Контарини, Марчелло Червини (будущий Папа Марцелл II), Реджинальд Пол, Якопо Садолето, которые были способны осуществить эти реформы. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. В картине прослеживается влияние приемов Джорджоне — изображение идеального мира, наполненного иллюзиями и как будто существующего вне времени.
Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Во многих его ранних работах видны мотивы живописи старшего друга – идиллическое изображение природы, мягкость интонаций. Несмотря на существование старых понятий, гипотез и архаичных методов, эпоха Ренессанса была богата на изобретения.
Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Гениальность художника сочеталась в Тициане с расчетливостью купца, он с успехом занимался коммерческими делами, управлял, виллами, домами и поместьями, выполнял финансовые операции. Один из таких портретов находится в Берлине, другой— в галерее графа Грея в Лондоне, третий— в мадридском музее (Иродиада). Тициан, Тинторетто, Веронезе» в Пушкинском музее выпустили к открытию экспозиции каталог, вполне способный, по словам одного из итальянских кураторов, претендовать на статус учебника по истории искусства.
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Но почему. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне.
Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом.
Был администратором епархий Корнето, Монтефиасконе и Пармы. Образ Магдалины, по-видимому, созвучен тем переживаниям, которые он испытал. В этот поздний период были созданы такие потрясающие произведения, как Кающаяся Магдалина, Святой Себастьян, Оплакивание. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров.
Это полотно сохранилось только в повторениях. Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474 году, но это маловероятно1. Он писал портреты венецианских вельмож, духовных лиц и даже королей. Естественно, подобная вольность не могла остаться безнаказанной. Также художника интересует пышная женская красота, которая проявлена в картине этого периода «Любовь земная и небесная». В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.
Богиня любви в обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги.
Он пишет серию картин на мифологические темы. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.