Проблему диалектики душевного и плотского раскрывает произведение «Тайная вечеря» Якопо Тинторетто, мастера эпохи Возрождения.
Апостолы в единодушном порыве устремили взоры на Иисуса ладони большинства из них молитвенно сложены, Иоанн держит руки крестообразно (символ креста как грядущего распятия Иисуса), двое склонили головы в благоговейном поклоне. Главная роль принадлежит свету. Апостолы благоговейно внемлют, почтительно и смиренно склонив головы и сложив руки. Отказываясь от нее, надо предложить взамен иную конструктивную основу. Условно назовем персонажа «отвернувшийся от зрителя евангелист».
Но Иуда Искариот противопоставлен им: он один сидит на противоположной стороне стола, развернувшись в профиль. Известно только, что имея доступ к краскам, он очень рано проявил свои таланты художника, а так же имел способности к игре на арфе, сохранив любовь к музыке на всю жизнь. Фома воздевает указательный палец, не веря и отрицая. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны.
Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Следующий персонаж тоже с нимбом. «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике.
После наводящих вопросов определили художественную идею. Эти мотивы свидетельствуют о наличии композиционного развития. Тем более, что на ней сконцентрирована вся сила тональных контрастов. В них выражается грубая групповая работа, даже несмотря на ощутимое участие сына художника Доменико. Он расположен с краю, в тени, в позе отстранения.
Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Тинторетто – это прозвище, означающее «маленький красильщик». «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто.
Иисус и его ученики сидят за столом так, чтобы зритель мог видеть их лица. Наследие мастера огромно. В центре композиции – Иисус, возлежащий возле стола. Как выяснили исследователи, он его получил по профессии отца, работавшего красильщиком. Нужно приложить определенные усилия, чтобы отыскать главного героя этого сюжета.
Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Линию серпантинаты перехватывает прижавшаяся к полу собака, выглядывающая из-под стола. Он в правом углу переднего плана представлен вполоборота. Венецианская школа. На изображении запечатлен момент первой евхаристии. Образ Христа резко смещен к левому краю иконы.
Повторяющиеся по форме мотивы есть на двух боковых стенах (темные пятна проемов) и на потолке (квадратные ниши). Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Немного схоже с дантовскими кругами. Стол на картине повернут так, что зрителю виден обращенный к нему вершиной треугольник. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. За спиной Иисуса – темный прямоугольник окна.
Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто4. В XV в. такой обряд, совершаемый в присутствии свидетелей, мог заменить церковное венчание браки, заключённые подобным образом, признавались вполне законными.
Для людей, знающих всё это, композиция Алтаря Мероде приобретает новое звучание. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Композиция имеет нетрадиционную конструкцию.
Свеча напоминает о миссии Христа — просветить мир. Художник создал для него 23 картины, причем потолок оказался отведен для сцен иллюстрирующих события Ветхого Завета, а стены соответственно события Нового Завета. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город.
Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. А вот положение композиционного центра здесь проблематично. Его ранняя «Тайная вечеря», находящаяся в церкви Санта-Маркуола (1547 г. ), написана в классической манере: действие разворачивается параллельно плоскости стены, оно торжественно и неторопливо, композиция симметрична.
Италия. Светотеневая композиция картины очень интересна. Два повторяющихся мотива (F и F1 на рис.
Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана.
Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Апостолы в смятении вскочили со своих мест и устремились к Христу. Например, о благородстве и достоинстве Альвизе Корнаро или о дальновидности и мудрости венецианского дожа Лоренцо Соранцо. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей.
Сумрачное помещение освещено колеблющимся пламенем светильника и сиянием Христа. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Они появились в Западной Европе в XIII в. и стали очень популярны в XIV—XV вв. Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия — о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии). Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Его руки образуют останавливающий жест (руки расположены перед собой и расставлены).
И этот факт является недостатком композиции. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению.
Запечатлен момент, когда Христос говорить ученикам о предателе. Фигуры этих мотивов закономерно связаны при помощи «родственного» преобразования имеющего двойную прямую h. Следовательно, в роли композиционной конструкции выступает здесь аффинное «родственное» преобразование. Все они расположены на одной стороне стола, чтобы зритель мог видеть их лица. Шедевры заняли почётное место в экспозиции Лувра, но в 1816 г. их пришлось вернуть. Иуда разрывает божественный круг, отворачиваясь от Христа. Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Отношения персонажей на картине удивительны.
Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов. Свето-теневая композиция еще больше усиливает чуждость Иуды Искариота остальным персонажам, его обособленное место. Сине-голубой – символ Божественной вертикали. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. Отношения Иисус – апостолы – Иуда Искариот ясно обозначены.
Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Тип композиционного центра – конструктивный.
Рох в госпитале». В цветовой композиции сразу же обращают на себя внимание белый и красный цвета. Апостолы расположены вокруг стола, образуя круг, разорванный Иудой Искариотом. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах).
Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. Это четыре мотива одной фразы.
Далее расположены еще четыре евангелиста. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Красное покрывало Иисуса – символ его жертвенной крови и грядущего воскресения. Иосиф плот- ничает снаружи, не подозревая о драматических событиях.
Те из них, кто отрицает само существование Губерта ван Эйка, считают, что в своём первоначальном виде эта надпись содержала имена резчика, сделавшего раму (по иронии судьбы носившего имя Губерт) и Яна ван Эйка — единственного автора живописи алтаря. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Хотя с формальной точки зрения эта картина сконструирована безукоризненно. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Тинторетто в основу произведения положил миф о дочери царя Аргоса, сын которой, по предсказанию оракула, должен был убить своего деда.
Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Именно с этим ученые связывают и то, что в начале творческой деятельности у Тинторетто было гораздо больше удачных картин («Грехопадение Адама и Евы», «Убийство Авеля», «Поклонение золотому тельцу», «Страшный Суд», «Чудо св. Прошло несколько лет и Тинторетто написал «Тайную вечерю» для церкви Сан-Тровазо. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой.
Кроме выдержек из Евангелий и молитв, приуроченных к определённой церковной службе (или «часу»), часослов обычно содержал календарь с перечислением церковных праздников и сведениями практического характера по астрономии, астрологии, медицине. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Жизнь Тинторетто полна тайн. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Женщина протягивает «распорядителю» полное яства блюдо.
Распространенный сюжет из Библии. О предках художника почти ничего не известно. Но Иуда остается невозмутимым. Тинторетто был ведущим представителем итальянского маньеризма.
Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Голубой цвет одежд Христа и нескольких его учеников, голубые выси неба и глубины моря – голубой символизрует Божественную, Мировую вертикаль и божественную тайну. Вначале мастер оставался целиком во власти традиций. Ключевые цвета цветовой композиции картины – белый, красный, синий и золотой.
Он смотрит по диагонали в сторону правого верхнего угла. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин).
Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Рядом расположена сидящая женщина, которую условно назовем «распорядительница».
В цветом решении картины доминируют белый, золотой и голубой. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. Его исполненный мрачной решимости взгляд устремлен вниз и словно обращен в себя. Связывает их во фразу параболическая гомология.
Христос и его двенадцать учеников сидят за столом. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы.
Старинная надпись на его раме гласит, что работу над алтарём «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил её Ян, «в искусстве второй». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Из этого заключения можно сделать вывод, что произведение воздействует на человека.
Апостолы взволнованы и смятены их взоры либо вопросительно обращены к Иисусу, либо страдальчески опущены. Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции.
Этот треугольник словно выступает из мрачного темного прямоугольника фона, клубящегося из разных оттенков коричневого, серого и черного. Золотой цвет нимбов в христианской символике – эманация божественной сути. Часословы (книги часов) — это особая разновидность церковной литературы. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела. Отношения персонажей фрески выписаны следующим образом.
Его лицо выражает смирение и страдание. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Рох во славе».
Драматизм, а также мистическая эмоциональность в толковании уникальных библейских сюжетов определяется очень высоким моральным духом. Он написал для Братства св. Жесты остальных апостолов можно отнести к трем группам: молитвенно сложенные кисти руки протянутые открытыми ладонями к Христу задумчиво-оценивающий жест «рука у подбородка».
Круг – символ божественности и предатель Искариот неслучайно его разрывает. В композиции можно выделить несколько источников света. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной.
Иисус располагается в центре, по обе стороны от него сидят ученики группами по трое – символика сакрального числа «3». Скуола Сан Рокко. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Линию продолжает персонаж, условно назовем его «Нищий с посохом». Их владельцами были, как правило, дворяне или зажиточные горожане.
Ни один художник не обращался так часто к теме «Тайной вечери», как Тинторетто. Здесь композиционная конструкция базируется на ритме с осевой симметрией (как и в предыдущих работах).
Стол, вопреки традициям, не белый, а золотистый. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Те кто относится к Тициану не слишком доброжелательно, настаивают на версии зависти признанного мастера к юному гению. В превосходных реалистических портретах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рембрандта, проникновенно внимая душевным движениям своих моделей. Стол и ложа с возлежащими Христом и апостолами размещены в нижней трети картины.
Здесь абсолютно иная конструкция. Он в левом углу стоит с наклоном к евангелисту, опираясь на посох. Но даже такие позы у Тинторетто говорят.
Это одно из ранних произведений Тинторетто. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело. Но подготовка любой картины Тинторетто была необычайно тщательной: много раз прикидывал он в рисунке композицию изучал ракурсы, подвешивая к потолку гипсовые слепки, менял колорит. Условно назовем персонажа «евангелист слева от Христа».
К 50-60-м гг. Ему характерен яркий большой нимб. Композиционная структура готова оказать воздействие на зрителя. И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства.
Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. Она написана с небывалым чувством и таким мастерством, какое доступно лишь зрелому художнику. происходящих внутри.
Длинный прямоугольный стол, застеленный белой скатертью, символизирует жертвенный алтарь, где жертва – Иисус Христос. Рох во славе». В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Важную роль здесь играет и выбор места.
Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой.
Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Довольно скоро Тинторетто снискал славу наравне с Тицианом и Паоло Веронезе.
От голубя в разные стороны расходятся золотые лучи, делая каждое лицо светлее. Следует отметить присутствие цветов спектра божественного огня: черный, красный, золотой, белый, синий, – что воплощает идею восхождения, будущего вознесения Иисуса. Присутствующие в цветовой композиции «Тайной вечери» черный, красный, желтый, белый, синий связаны с вертикалью священного огня и демонстрируют идею восхождения, предстоящего вознесения Христа. Вдали виднеется фронтон здания с колоннами. Особое впечатление на зрителя производит диагональ стола— она зримо отделяет мир божественный от мира человеческого. Символика освещения предельно ясна: лица Иисуса Христа и апостолов ярко освещены, свет словно падает со стороны зрителя.
Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Петр гневно указывает на Иуду Искариота изобличая предателя. О жизни самого художника известно мало. Произведение несет в себе образовательную функцию.
На рисунке 4 они намечены соответственно углами A и A1. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. На ней есть четыре темных проема. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями.
логом — символ супружества. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Здесь нет предателя. Все – кроме предателя Иуды Искариота.
Зрелый период. Отношения персонажей на картины выстраиваются следующим образом. Из-за резкого поворота влево он кажется сидящим ниже всех, на него падает тень.
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Большинство апостолов – в профиль. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. По сюжету этой картины Святой Марк спускается с неба, чтобы своим присутствием спасти мученика от пыток. В художественном пространстве изображен персонаж, условно назовем его «распорядитель».
Детям была предложена спонтанная работа с картиной, в ходе которой дети не выразили ясно, но показали структуру: смогли обнаружить в произведении «что-то тяжелое в нижней части и светлую легкость в верхней части». В цветовом композиции среди многочисленных оттенков коричневого (пол, стены, колонны, одеяния апостолов) ярко выделяются три пятна: белая скатерть, красная накидка Христа иссиня-черная рубаха Иуды. Его явный страх перед Петром даже сильнее бросается в глаза, чем конфликт с Иисусом. В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника.
Но второстепенными они являются лишь с виду, а на самом деле все элементы и герои картины являются аллегорическими изображениями, раскрывающими скрытый смысл произведения. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. В центре внимания зрителя оказывается длинный прямоугольный стол, который уходит по диагонали в глубину картины.
Картину «Чудо Св. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Апостолы вместе с Христом образуют круг. Вскоре шедевр Яна ван Эйка вновь вернули той церкви, для которой он и предназначался с самого начала (ныне — собор Святого Бавона в Генте). Тинторетто – уроженец Венеции.
Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. У персонажа изображен нимб. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. На картине есть несколько источников света. Синие цвета в его одежде свидетельствуют о божественной тайне.
Богатством и красотой оформления особенно выделялись пятнадцать часословов. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Проблему диалектики душевного и плотского раскрывает произведение «Тайная вечеря» Якопо Тинторетто, мастера эпохи Возрождения. В композиции особое значение приобретает символ квадрата и прямоугольника. Белая скатерть обозначает символику стола как жертвенного алтаря с первым причастием и сидящим Христом – жертвой, указывает на святость, очищение от грехов.
Далее последовали Страсти Христовы, размещенные на стенах трапезной, а затем, в той же трапезной и потолочные фрески. Рох в госпитале». Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит.
Художник выделил его особую, чуждую и даже враждебную собравшимся роль пространственно (сидит с краю на углу), с помощью цвета и светотени (черные одежды, тень, против света), а также невзмутимостью на фоне общего волнения и смятения. В том же году художник становится членом братства. Вопрос об авторах алтаря вызывает споры исследователей до сих пор. Перед ними установлены два высоких зажженных светильника. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Самые яркие – канделябры за спинами апостолов.
Стоит отметить, что Якопо Тинторетто выбирает духовность, произведение указывает на это. Композиционная структура формирует смысловую составляющую произведения. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Так сбылось предсказание оракула.
Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. В конце творческого пути Тинторетто создал свою последнюю «Тайную вечерю» для церкви Сан-Джорджо Маджоре (1592—1594 гг. ). Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто.
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя.
Но это множество, хоть и не без труда, упорядочивается парой пятен (мотивов) F и F1 (рис. 2). Двунаправленная фигура предполагает выбор движения. Значит, художник (видимо, близкий друг семьи Арнольфини) присутствовал при совершении брачной церемонии и, может быть, написал эту картину именно для того, чтобы она служила своеобразным документом, подтверждающим законность брака. Многие из предметов, окружающих молодых имеют скрытый смысл: собачка у их ног напоминает о верности (изображения таких же собачек на супружеских надгробиях означали верность, побеждающую смерть) комнатные туфли — о домашнем уюте и в то же время о неразлучности семейной пары апельсины на окне — о радостях супружества метёлка — о чистоте (как о чистоте тела, так и чистоте духа) статуэтка Святой Маргариты, покровительницы рожениц, о будущем потомстве чётки — о благочестии наконец, круглое выпуклое зеркало — оно висит в глубине картины как раз над соединёнными руками молодых людей — символизирует всевидящее око Бога, перед лицом которого они клянутся беречь и поддерживать друг друга.
Именно с нее началось признание Тинторетто. Апостолы внимают ему. Черный цвет одежд Иуды Искариота отмечает его причастность к скорой смерти Христа. Это два града — земной и небесный. Знаменитый художник родился в Венеции.
Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения.
Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. Все осенены божественным светом – кроме предателя Искариота.
Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Он поочередно причащает учеников своих. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин.
Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины Чудо святого Марка (1548). Иуда Искариот противопоставлен всем персонажам фрески и в первую очередь – Христу. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Фигура Христа является вехой и продолжает собой линию.
Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. На картине нет конфликта с отступником и предателем. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Прямоугольный белый стол символизирует жертвенный алтарь для жертвы Иисуса. Марка», «Брак в Кане Галилейской»), нежели в эпоху его востребованности. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.
Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. берегу изображены в основном светские здания (эта половина пейзажа служит фоном для фигуры Ролена), то на правом (в той части картины, где изображена Богоматерь) высятся многочисленные церкви, среди них выделяется громада собора, к которому стекаются по окрестным улицам пёстрые фигурки людей. Фигура Христа образует треугольник. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства.
Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Свет падает словно со стороны зрителя, ярко освещая собравшихся за столом. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Головокружительные пространственные построения, мощные световые эффекты изображение массы людей в динамическом порыве в экстазе удивления или восторга, — все это не только не страшило Тинторетто сложностью исполнения, а стало, так сказать, основной его специализацией. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. На картине Иисус Христос – центральный персонаж.
Даная посвятила себя Зевсу. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко.
Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт. 3) говорят о наличии композиционного развития. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. У него было огромное количество заказов. Иаков Алфеев и Андрей, подняв ладони на уровень груди, словно вопрошают, кто предатель.
Надоела. ». Мужчина в тяжелых бархатных одеждах. Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации».
Они удивительно гармоничны, едины в своем искреннем порыве. По другую сторону стола – еще один персонаж в головном уборе, присевший к столу – Иуда. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II.
Белый цвет в одеждах апостолов символизируе чистоту, очищение от грехов, святость. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Но почему стоит обратиться именно к Якопо Тинторетто. Полотно было заказано Братством св. Символика круга, сплотившего апостолов, указывает на их богоизбранность, святость. Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами.
К X—XI вв. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. На картине изображен момент, когда Иисус сообщает ученикам о предателе. Он сидит за столом и почти отвернулся от зрителя в сторону стоящего рядом персонажа. Главный световой акцент – луч божественного света, нисходящий с верхней центральной части композиции и ярко освещающий Иисуса, благословляемый им хлеб – плоть Христову – и обращенные к нему лица апостолов. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения.
Далее представлен «евангелист, справа от Христа». У кого Якопо учился дальше не известно. Эта картина впервые была представлена в Скуоле Гранде ди Сан Марко и сразу выдвинула художника на первый план, прославила его. В цветовой композиции акцентированы белый, красный и синий.
Роха во славе. Второй акцент – нимб над головой Иисуса, символизирующий свет его божественного учения. Но, осевая симметрия худо-бедно, но все-таки организовывала картину. Эти работы ярко свидетельствуют о достаточно экспрессивной виртуозности пылкого и очень романтичного мастера. В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз.
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св.
Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря открытой композиции. Многие современники и искусствоведы последующих поколений отмечают неравноценность созданного Тинторетто. Сюжет его связан с мифом о Зевсе, который хотел одарить своего сына от земной женщины, Геракла, бессмертием. Эти новшества находят выражение прежде всего в капитальном труде художника – десятках огромных панно для филантропического братства – скуола ди Сан Рокко.
Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Таким образом, четко прослеживается параллель «свет – святость»: Иисус и его апостолы озарены божественным светом, а предатель Иуда Искариот лишен его. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Лишь капелька красного – полстакана вина, олицетворяющего кровь Христову, – символизирует жертвенную кровь и грядущее воскресение Иисуса.
В одеждах Иисуса и апостолов преобладают алый, оранжевый, золотой, розовато-красный (лишь у одного из апостолов одежды черно-зеленого цвета). Его прекрасная библиотека насчитывала сотни томов. Они останавливают виртуальную кривую и направляют ее в нужную сторону иначе, если зритель не поднимется в верхнюю часть произведения, – то вернется к пище физической (плотскому началу), эту же функцию направления выполняют ангелы. В сочетании эти цвета указывают на божественность Иисуса Христа, на его грядущую жертву во искупление грехов всего человечества и его последующее воскрешение. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф.
Все эти преобразования имеют одну общую неподвижную точку R, которая сопряжена с фигурой Христа и тем самым будет акцентировать на нем внимание зрителя. Таким образом, композиционная конструкция «Тайной вечери» Леонардо да Винчи очень лаконична, расположение композиционного центра строго детерминировано. Он также освещает лица апостолов – лишь Иуда остается в тени, что символично. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Он сжимает в руке мешок с тридцатью сребренниками.
Все это изобличает в нем предателя. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. Возрождение, маньеризм. Потоки ослепительного сияния источают скромные медные светильники, подвешенные к потолку клубящиеся парообразные световые облака сгущаются в бестелесные, призрачные образы ангелов, сказочно причудливый свет скользит по поверхности мерцающих, загорающихся тихим цветным сиянием обыденных предметов скромного убранства комнаты. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами.
Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Только после того как композиция подмалевка проверялась в своем воздействии на месте, мастер переходил к детальной моделировке фигур и к окончательной колористической разработке картины. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Вся группа помещена в великолепный интерьер дворцовой залы, за окном которой открывается завораживающая панорама: закрытый дворик, где гуляют павлины и цветут красные розы и белые лилии («запретный сад», считавшийся ещё с библейских времён символом девственности, в христианскую эпоху осмысливался как символ Девы Марии) крепостная стена, на которой стоят, разглядывая окрестности, двое горожан широкая река, неторопливо текущая к горизонту город, раскинувшийся на её берегах сады предместий, лесистые холмы, хребты далёких гор. Сейчас её заменили превосходно сделанной копией.
Всё это множество людей (отныне единый парод Божий) поклоняется Агнцу и одновременно принимает Его жертву: кровь Агнца претворяется для них в воду Вечной Жизни и в благодать Святого Духа, который в виде голубя парит над жертвенником. Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело мое». Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Надпись над зеркалом гласит: «Ян ван Эйк был здесь». Символика светотеневой композиции ясно прочитывается.
Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Один, взволнованный и растроганный происходящим обращается к своим соседям. На переднем плане помимо людей представлены животные – собака и кошка. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). На него в едином порыве устремили взгляды все апостолы.
Это полотно изобилует вспышками светлых пятен на темном фоне. Стол оказывается за его спиной. В 1 794 г. четыре картины из центральной части алтаря вывезли французские войска.
Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Варфоломей решительно встал и готов действовать. Пространственное композиционное решение очень энергично и экспрессивно. Яркая цветовая гамма композиции человеческих тел на переднем плане еще более выделяется при помощи контраста: на заднем плане мы видим освещенный солнцем городской пейзаж, выполненный в очень светлых и чистых тонах. Этот вопрос остается открытым. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
Но в работе Леонардо композиционный центр дополнительно акцентирован. Это символично указывает на божественный свет его учения. Он не понимает всей глубины своего преступления. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей.
Тяжелое покрывало в верхней части картины выглядит контрастным черно-зеленым пятном. Его одежды бедные и рванные. Школы существовали на добровольные пожертвования. Он изображен за столом. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет.
Он отошёл здесь от принятой схемы. Перейдем к иконе неизвестного автора. Ярче всех освещен Иисус – его голова находится между двумя канделябрами. Условно назовем его «Сидящий евангелист с останавливающим жестом».
Иисус – центральная фигура, приковывающая внимание зрителя. Сыну при рождении дал имя Якопо. Чаши и хлеб на столе едва намечены. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Озаренный потоками света Христос исполнен доброты, кротости, мудрости. Книга наводит на мысль о Библии.
Центральную часть картины занимает стол, вокруг которого расположились Иисус (в центре) и апостолы. В одно время с дижонским двором Филиппа Храброго блистал роскошью двор его брата Жана Французского, герцога Беррийского, в Бурже. Он отвернулся, все его внимание обращено на мешочек с деньгами у него в руках. Но все апостолы едины в своем порыве, все вовлечены в таинство первого причастия Христом.
Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Неслучайно апостолы вместе с Иисусом образуют круг.
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Небольшие нимбы озаряют лица всех апостолов – всех, кроме Иуды Искариота, лишенного нимба, сидящего против света и погруженного в тень. Рассмотрим один из этих фрагментов – изображение правой стены. Он также является цветом божественной тайны.
В цветовой композиции преобладают белый, золотой и сине-голубой. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Композиционным и духовным центром шедевра является распятый Христос, окруженный группами фигур. Внимание зрителя в первую очередь привлекает правая часть картины, где на переднем плане сидит Иисус в белых одеждах, положив левую руку возле чаши с красным вином. Герцог покровительствовал художникам, коллекционировал произведения искусства, страстно любил книги. Т. е, это уже опосредованная информация.
с центром R (точка схода) и осью r. (На рис. Падают с ними и поверженные ангелы. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Далее изображено еще несколько евангелистов: «евангелист с поднятыми руками», «евангелист, смотрящий по диагонали», «евангелист с указующим жестом».
Апостолы внимательны и сосредоточенны их позы сдержанны, взгляды обращены на Учителя. Золотой в христианстве– эманация божественной сущности. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году).
Основу цветовой композиции составляют черный, красный, золотой, белый и синий – цвета спектра божественного огня, воплощающего идею восхождения как воскресения и вознесения Христа. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Ведь этот сюжет достаточно распространен и многие художники прибегают к данной теме. Сидящие фигуры так устремились к Христу в едином порыве, что образуют круг. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов.
Каждый из апостолов по-своему реагирует на Его слова. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Венеция. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов.
Каждый художник освещает определенный аспект сюжета «тайная вечеря», который несет в себе определенную проблему. Но в 1934 г. створку с изображением «праведных судей» из собора украли разыскать её так и не удалось.
Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела. На него накладывается треугольник подвесного светильника с двумя горящими свечами. Но силу эмоций, пульсирующую и в каждой детали и в общем замысле, в его воплощении, признавали все.
Сине-голубой цвет символизирует божественную тайну. Он готов совершить страшное предательство и уверен в своей правоте. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Свет исходящий из окна на левой стене, позволяет оценить глубину изображенного помещения и различить темные фигуры второстепенных персонажей.
Но к ней следует относиться осторожно. Но кто же из них Иуда Искариот. Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама.
Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит Она уже в противоположную сторону, налево, туда, где Её встречают благословение ангела, поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (Новый завет). Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Такой же прием использует и Сальвадор Дали в своей «Тайной вечере». Эта же тема разрабатывалась и в иконописи. С похожей проблемой сталкиваемся мы и в «Тайной вечере» Николая Ге. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore).
О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна.
Лишь Иуда Искариот чужд происходящему святому таинству. Она в тяжелом платье.
Ниже приведена работа Симона Ушакова, а также – древнерусская икона XVвека из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (автор неизвестен). Очевидно, что композиция Ушакова основана на ритме с осевой симметрией. И таким местом при такой конструкции здесь может служить только вертикальная ось симметрии. А в «Тайной вечере» знаменитого Тинторетто (Якопо Робусти) наоборот – лик Христа просто механически впаян в центр картины и сопряжен с ее вертикальной осевой линией. Иоанн мученически уронил голову на стол. Справа и слева от стола расположены приоткрытые прямоугольные двери, в одной из них виднеется второстепенный персонаж (скорее всего, слуга).
В одеждах апостолов преобладают оранжевые, желтые, золотые и синие тона. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. 542 x 440 см. Холст, масло.
Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Этот символ усиливает струя крови, бьющая из запястья Иисуса.
1550 — 1635 гг. ). Кроме главных участников истории, на полотне мы видим большое количество второстепенных персонажей. в результате ряда земельных пожалований, династических браков и войн Нидерланды превратились в пёстрое скопление больших и малых полунезависимых государств.
Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Золотистое пламя свечей усиливает их символику божественного огня. На переднем плане в левой части изображен сидящий на краю персонаж с вытянутыми в сторону зрителя ногами. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. Более вероятна — психологическая несовместимость художников.
Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Иоанн держит обеими руками руку Христа, словно ища у него поддержки в столь тяжелый миг. В 1550-1552 года влияние современной венецианской культуры проявляется в стиле достаточно схожим с тицианским стилем, а также в новом ощущении пейзажа. Два высоких светильника на переднем плане и льющийся из верхней центральной части свет помогают увидеть высокие потолки с полукруглыми арками, наводящими на мысль о небесных сферах.
Иисус повернут к зрителю лицом. Однако почти в то же самое время были проданы боковые створки, попавшие в Берлин. Известны произведения «Тайная вечеря» у Джотто, Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Рафаэль Санти, Якопо Бассано, Дирка Баутса, Николаы Пуссена, Сальвадора Дали и других.
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Произведение формирует диалектику выбора, где виртуальная кривая является чашей весов. В том же году художник становится членом братства. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. Золотой в христианской символике – эманация божественной сути.
Он ведет беседу со своими учениками. Настоящее имя Тинторетто – Якопо Робусти (недавно появились данные о том, что Робусти – это также прозвище его отца, а настоящая их фамилия – Комин).
Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Их сдержанные жесты рук выражают либо мольбу (протянутые открытые ладони), либо оправдание и заверение в непричастности к предательству (прижатые к груди ладони). Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку.
На первый взгляд кажется, что ощущение чуда затмевается видом пиршества жанровые детали переданы весьма подробно. Или наоборот, любой из апостолов может оказаться предателем.
Лишь два апостола развернуты вполоборота к Иисусу. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Мастер выбирает форму поколенного портрета. В вариации Тинторетто мы видим ту часть сюжета, в которой Юдифь и ее служанка собираются унести отсеченную голову Олоферна. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений).
Под его ногами лежит собака. Красный и его оттенки указывают на жертвенную кровь Иисуса Христа, а также на грядущее воскресение из мертвых. Мотив F ограничен абрисом стола, мотив F1 – границей падающей тени от того же стола и парой женских фигур на первом плане (мотив F1 выходит за границы картины).
Даже его настоящее имя долгое время оставалось загадкой.