Якопо (Джакопо) Робусти, впоследствии носящий имя Тинторетто, один из величайших венецианских художников эпохи позднего Возрождения. Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto 1518 или 1519—1594)— живописец венецианской школы позднего Ренессанса. Великий живописец эпохи позднего Ренессанса Якопо Робусти более известен как Тинторетто (Tintoretto), что в переводе означает «маленький красильщик».
О детстве, юности и ученических годах итальянского художника Якопо Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти) сведений практически не сохранилось. Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Достоверно известно, что родился он в Венеции и наречен был Якопо Робусти, прозвище же Тинторетто, что в переводе значит «маленький красильщик», досталось ему от отца, красильщика шелка. Якопо Робусти Тинторетто (Tintoretto Jacopo) – итальянский живописец один из крупнейших представителей венецианской школы.
Биография Якопо Тинторетто пестрит весьма противоречивыми фактами, а то и вовсе пробелами. Период юности и становления Тинторетто в профессии практически не исследован, только в документах 1539 года на него ссылаются как на «мастера Якопо, живописца».
Мастер выбирает форму поколенного портрета. Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием.
Эта группа составляет самостоятельную композицию. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства).
Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. В том же году художник становится членом братства. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа.
Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите.
Он ведет беседу со своими учениками. Иисус повернут к зрителю лицом. При помощи поз людей из толпы внимание зрителя притягивается к центру холста, а затем постепенно перемещается к световым пятнам, которые формируют пустоты в оттекающей постепенно толпе.
Рох во славе». Наследие мастера огромно. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Тинторетто Якопо уже в ранних работах («Рождение Иоанна Крестителя», конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века.
Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь.
Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа.
Настроение беспокойства, напряженности в тревожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Жизнь стремительно меняется. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан-Маркуоло, 1547 Сан-Симионе, около 1560 Сан-Тровазо, около 1565 Сан-Поло, 1578 и др. ). Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями.
Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение.
Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Особняком в позднем творчестве Тинторетто Якопо стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Биографы (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе.
Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан-Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. 1550 — 1635 гг. ). В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков (Чудо св.
В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях.
Рох в госпитале». Большинство апостолов – в профиль. Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Композиция Св. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей.
В 1548 по заказу Скуола ди Сан-Марко была написана картина «Чудо св. Это произведение «Битва при Заре» (ок.
(автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Тинторетто (Tintoretto собств. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). В 1578-81 художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-84 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»).
Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто.
Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano». Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Они абсолютно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны. Т. е, это уже опосредованная информация.
На полотне Обретение тела св. Именно с нее началось признание Тинторетто. В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой.
Сыну при рождении дал имя Якопо. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Испытал влияние Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи.
В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. В ней использованы плавные струящиеся линии, почти отсутствует свойственная художнику динамика, но вот особое владение светом насыщает пастельный монотонный пейзаж мягким и теплым свечением, как будто бы разливающимся на все благодатью Божьей. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику.
В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Лучшие портреты Тинторетто. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство.
Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан-Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Венецианские скуолы были весьма влиятельными религиозно-филантропическими объединениями граждан Венеции — от патрициев до рабочих на верфях арсенала — и играли большую роль в консолидации венецианского общества.
Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей.
Его дочь, Мариетта Р. (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко.
В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. 1585). В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев.
Этот период успело застать поколение ваших родителей. Главная работа Тинторетто – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88) в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. На фоне этих однообразных композиций выделяется написанная самим Тинторетто серия Поэзий — четыре мифологические композиции, античные персонажи которых символизируют мощь, богатство и политическую мудрость Венеции. Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров».
Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Тинторетто – уроженец Венеции. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Фигура св.
Однако, многие другие произведения, описываемого периода, в которых роль помощников была очень важной, по качеству значительно уступают лучшим работам талантливого художника. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». К нижнему краю картины спускаются ступени, на которых сидит девушка, а подле лежит ее гитара и стоит дорожный узелок, возлежит мужчина.
Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Отметим, что первые образы данного художника восходят всё-таки к маньеристической стилистике, а также к формулам Пармиджанино, а по повествовательности достаточно похожи с приемами Андреа Скьявоне. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. Следует отметить, что после непродолжительного обучения у Тициана, которое было прервано по причине возникшего противостояния между мастером и его талантливым учеником, Тинторетто вскоре испытывает влияние новых тосканских, римских и эмилийских открытий.
Перед нами распахивается грандиозное, бездонное пространство, пронизанное сполохами света и провалами глубоких теней, втягивающее нас в свои глубины, делающее не только зрителями, но и участниками мировой драмы. Представитель венецианской школы. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком. На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий».
В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо.
У кого Якопо учился дальше не известно. Примерно в 1560-е годы Тинторетто достигает полноценной творческой зрелости и начинает довольно смелые и всегда неожиданные художественные поиски. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Брат художницы, Доменико Робусти (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.
Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Страсть к работе была такой яростной, что он мало обращал внимание на величину вознаграждения, лишь бы получить новые заказы. Иисус Христос еще не преломил хлеб и даже не взял его – перед ним пока стоит полная тарелка. «Чудо св. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной.
Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе, а также у Тициана. Сами изображения просты и лаконичны, цветовая гамма скупа и не отвлекает от восприятия личности. Тинторетто уделял также много внимания портрету. После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять Тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело. Данная работа стала пиком поэтического искусства Тинторетто и одним из высочайших достижений маньеризма. Сюжет картины взят из жития святого Марка, который считается небесным покровителем Венеции: некий раб-христианин ушел без согласия своего господина в Александрию, чтобы поклониться там мощам святого Марка. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы.
Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Тинторетто Якопо делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море». В построении композиции мастер использует свойственное ему деление полотна на зоны – в данном случае, как и в Юдифи и Олоферне, наклонной осью является фигура спящей на небесном ложе Геры.
Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Он написал для Братства св. Зрелый период. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде).
Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик).
Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Тинторетто Якопо («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592—94). Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594).
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году).
Жизнь Тинторетто полна тайн. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах).
Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Марка, 1548, Галерея Академии, Венеция). Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Падают с ними и поверженные ангелы.
Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет», Лувр) Тинторетто почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса.
Общий запас лексики (от греч. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой.
С 1539 работал самостоятельно. Это большое полотно отличает необычная для венецианских многофигурных композиций этого времени сложность и эффектность композиционного решения, пульсирующая динамика пространства, которое становится самостоятельной эстетической категорией, стремительно уходит в глубину. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины Чудо святого Марка (1548). И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.
Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих документах называется дата 1512 г. Свое прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Особое внимание он уделял здесь изображению народа («Поклонение пастухов», «Крещение» и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений («Бегство в Египет» и др. ).
Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях).
Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Тинторетто Якопо немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.
В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. Так сбылось предсказание оракула. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, — 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы.
Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками.
Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. Картину «Чудо Св. Данный жанр был органичен для художника-визионера, который мог охватить основные черты грубой реальности. Это последнее обращение художника к популярному сюжету и оно всё меньше напоминает классическое творение эпохи Ренессанса. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения».
Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Тинторетто Якопо (Tintoretto собственно Робусти, Robusti) (1518-1594) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. При взгляде на нее чувствуется влияние фресок Микеланджело: те же сильные, мускулистые тела изображенные в движении, сложные, неожиданные позы.
Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Главная его работа — цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565—88), в которой Тинторетто Якопо дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Рох во славе» безвозмездно.
После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко.
Св. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит. С художниками барокко его связывают живописный пафос и «бесконечность» пространственных построений. Но к ней следует относиться осторожно. Живописное наследие Тинторетто огромно. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить.
Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. В 50—60-х гг. О предках художника почти ничего не известно. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины.
В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год).
Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан-Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция «Себастьяно Вениер», Художественно-исторический музей, Вена).
По желанию св. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто.
В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Тинторетто Якопо вполне сложившимся мастером. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Яркая цветовая гамма композиции человеческих тел на переднем плане еще более выделяется при помощи контраста: на заднем плане мы видим освещенный солнцем городской пейзаж, выполненный в очень светлых и чистых тонах. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света.
Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). Например, о благородстве и достоинстве Альвизе Корнаро или о дальновидности и мудрости венецианского дожа Лоренцо Соранцо. «поэзий».
Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие. Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт. Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера). Лексический запас регулярно пополняют новые определения.
Позднее у портретов Тинторетто появилась заметная особенность: персонажи по-прежнему смотрели прямо в глаза зрителя, но не видели его, так как их внимание обращено в собственный внутренний мир. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Более вероятна — психологическая несовместимость художников. В них уже звучит личное, можно уловить ощущения одиночества, потерянности человека в безграничном мире, его малость перед лицом природы. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения.
В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения. Это одно из ранних произведений Тинторетто. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина «Чудо св. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Возможно, девушка, мужчина и собака путешествуют вместе и зарабатываю на кусок хлеба музыкой.
В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. На картине изображен момент, когда св. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). Известно также, что художник подробно изучал анатомию. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит.
В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению.
Школы существовали на добровольные пожертвования. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». «Чудо св. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения.
Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко.
О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Полотно было заказано Братством св.
Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Немного схоже с дантовскими кругами. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей.
Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Роха во славе.
Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта-Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
Легкость, с которой художник манипулирует цветом и светом, типична для живописцев венецианской школы.
Центром второй части является св. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция).
В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. В 50-60-х гг. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка».
То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Иными словами, свидетельства расходятся, однако, на сегодняшний день принято считать, что художник родился в 1518 году. Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо).
Живший в одно столетие с крупнейшими венецианскими живописцами, среди которых возвышались Тициан и Веронезе, Тинторетто многое воспринял от них и его творчество неразрывно граничит с искусством Высокого Возрождения. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. Даная посвятила себя Зевсу. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого.
Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны.
Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения.
Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Молния пронзает небо над головами людей, несущих тело через площадь, на которую обрушиваются дождевые потоки. В середине XVI века Тинторетто отступил от выполнения произведений на религиозные сюжеты и написал несколько картин-иллюстраций к литературным произведениям, т. н. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае.
Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто.
Распространенный сюжет из Библии. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Быстрый темп работы, смелые и свободные приемы письма, то, что Тинторетто в значительной степени был самоучкой, создали у многих его современников представление о якобы беглой, поверхностной и небрежной манере его живописи. Прибывая в Венецию, трудно обойти вниманием творчество художника имя которого уже более 400 лет неразрывно граничит с этим городом. Якопо Тинторетто родился и Венеции.
Эта картина стала вершиной его портретного творчества. В портретах Тинторетто привлекает, как и в природе и в жизни, не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Братство св.
Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году.