Такой сплав религиозного, божественного и человеческого, земного был движущей силой всего творчества Тинторетто. Наиболее глубоко и широко трагические противоречия эпохи выразились в творчестве Якопо Робусти, прозванного Тинторетто (1518-1594). В поздний период творчества Тинторетто был вынужден оправдываться: «У меня слишком много заказов, чтобы выписывать каждую мышцу лица».
Многогранность и смелость исканий, яркая индивидуальная художественная манера Тинторетто делают его творчество значительным этапом искусства Позднего Возрождения. Среди других мастеров особенно выделял Паоло Веронезе и Микеланджело: их творчество оказало большое влияние на Тинторетто, особенно на его ранние работы. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации.
Картина Тинторетто «Тайная вечеря» некоторыми исследователями относится к итоговой вещи, показывающей высочайший уровень его художественного мастерства, в то же время носящей наибольшие признаки маньеризма в творчестве мастера. Характерные черты творчества Тинторетто: маньеристические приемы композиционного построения и трактовки фигур, экспрессия, драматизм, глубина раскрытия психологических явлений. Таким образом, творчество Тинторетто стало пограничным между эпохой Возрождения и эпохой Нового времени в итальянской живописи. Творчество Тинторетто не было равномерным.
Творчество Тинторетто достойно завершило блистательную эпоху итальянского Возрождения и открыло путь новым стилям и направлениям в искусстве и прежде всего маньеризму и барокко. На последнем этапе своего творчества Тинторетто продолжал выполнять заказ для братства Св. Роха.
Мастер выбирает форму поколенного портрета. Вершины трагической экспрессии художник достиг в картине «Тайная вечеря», одной из лучших трактовок известного библейского сюжета. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. «Почему Венеция стала культурным центром итальянского Возрождения. » «Джорджоне и мастера Возрождения: традиции и новаторство» «Поэтические пейзажи настроения в творчестве Джорджоне» «В чем выразилось мастерство Тициана в создании портрета (картин на мифологические или библейские темы). » «Мир героев Тициана и Шекспира» «Почему Паоло Веронезе называли певцом праздничной Венеции. » «Мифологические и библейские сюжеты в творчестве Веронезе и Тинторетто» «Вечное и общечеловеческое в произведениях Тинторетто» «Что общего и в чем различие между итальянским и Северным Возрождением. ».
Иоанн на картине выразительным жестом указывает вдаль. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов.
Школы существовали на добровольные пожертвования. Сыновья Симона были последователями Иисуса, но сам Симон не был Его учеником. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. И отошел от Нее Ангел» (1, 26 – 38). Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях).
Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Представитель венецианской школы. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных.
В превосходных реалистических портретах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рембрандта, проникновенно внимая душевным движениям своих моделей. Сильными ударами кисти он в буквальном смысле слова «лепил цветом», накладывая широкие свободные мазки, сглаживая четкость очертаний, создавая рельеф светлого и темного. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко.
Картины «Брак в Кане», «Пир у Симона фарисея» и «Пир в доме Левия», посвященные библейской тематике и заказанные монахами имели исключительно светский характер. Но линия такой толщины уже не линия. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Трагические противоречия в развитии итальянского общества разрушали представление ренессансного гуманизма о господстве абсолютного, прекрасного человека над окружающим миром, о его счастливо-радостном героическом существовании.
Роспись в церкви св. Опираясь на литературный первоисточник – «Метаморфозы» Овидия, – Тициан создавал собственные композиции, в которых стремился отразить нравственный смысл мифологических сюжетов и образов. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Итальянский художник, представитель венецианской школы.
Зрелый период. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело).
Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Ранние работы Тинторетто мало известны.
В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св.
Немаловажно и то, что все картины, по-прежнему, занимают те самые места, которые были определены для них самим мастером. Она же поведала людям о его чудесном Воскресении.
Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века.
Фигура св. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным.
Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо).
Многие исследователи справедливо подчеркивают особую поэтичность, музыкальность и красочность его живописных полотен. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Марка (1562, Венеция, галерея Академии).
Леонардо располагает Христа посередине прямоугольного стола. Жизнь Тинторетто полна тайн. Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается. Декоративный характер его живописи, оригинальные композиционные и колористические решения.
В 1539 г. художник открыл в Венеции свою мастерскую. В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Сын красильщика шелка («тинторетто» — «красильщик», отсюда его прозвище), Тинторетто на всю жизнь сохранил яркий демократизм своего искусства.
Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Но это характер, которому нравственные страдания придали силу и величие.
Вокруг снуют слуги и хозяин, явно желающие угодить гостям. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. В «Сборе манны» (1594, Венеция, церковь Сан-Джорджо Маджоре) религиозный сюжет развертывается на втором плане композиции. Рох во славе".
Так, образы более ранних портретов, например мужской портрет (1553 Вена), отличаются скорее большой материальной осязательностью, сдержанной динамикой жеста и общей неопределенной задумчивой мечтательностью настроения, чем напряженностью своего психологического состояния. Трагические тенденции в поздних картинах художника: «Распятие», «Оплакивание Христа».
Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Его произведения пронизаны противоречивым, трагическим духом эпохи. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику.
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе.
В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Для венецианской живописи 18 столетия характерен расцвет монументально-декоративной живописи (Джованни Баттиста Тьеполо), бытового жанра (Джованни Баттиста Пьяццетта, Пьетро Лонги), документально – точного архитектурного пейзажа – ведуты (Джованни Антонио Каналетто, Бернардо Белотто) и лирического, тонко передающего поэтическую атмосферу повседневной жизни Венеции городского пейзажа (Франческо Гварди).
Черная шапочка подчеркивает напряженность выразительного профиля. Внизу, у подножия распятия, – люди искренне сочувствующие страданиям Христа. И сказал ей Ангел: не бойся, Мария ибо ты обрела благодать у Бога и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его и будет царствовать над домом Иакова вовеки и Царству Его не будет конца. Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет Якопо Тинторетто») у художника почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет.
Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью»), они далеки от всего обыденного в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер»). Т. е, это уже опосредованная информация. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка».
Веронезе — величайший художник красочной «инструментовки» картины. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная.
Паоло Веронезе (Паоло Кальяри) (1528-1588) -мастер алтарных картин и пышных монументальных росписей, где главным действующим лицом является сограждане художника. Роспись в церкви св. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике.
Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. Это была совокупность отдельных самостоятельно существующих личностей, вступающих в определенные взаимодействия. Рох во славе». Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. В ногах Венеры, свернувшись комочком, дремлет маленькая собачка. Настоящее имя – Якопо Робусти.
Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет.
Довольно скоро Тинторетто снискал славу наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.
Каким был Тициан. В 1565 году он пишет новую картину для братства – "Распятие", самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Композиция этой картины построена с использованием фосфоресцирующих пятен, с помощью которых передается ощущение морского шторма.
Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.
Выдающимся живописцем эпохи Позднего Возрождения был Якопо Тинторетто (1518 – 1594) – мастер больших алтарных картин и пышных декоративных росписей. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). Первоначально, на картине художника были изображены и лилии, но в дальнейшем, полотно было обрезано и свидетельства об их присутствии остались лишь благодаря сделанным ранним копиям. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Отставленная назад нога балансирующего в воздухе персонажа с губкой почти касается (на картине) руки мускулистого человека, распинающего нераскаявшегося грешника на еще лежащем на земле кресте. Бурное движение пронизывает большую многофигурную композицию «Чудо святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии), где охваченная смятением толпа народа созерцает чудо — появление с иеба святого Марка, который останавливает казнь несправедливо осужденного человека. В каждом из созданных портретов поражают точность и глубина характеров, чувствуется активная гражданская позиция автора.
Таков его автопортрет (1588 Лувр). Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Дрезденская галерея).
Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Созданная им для Дворца дожей «Битва при Царе» (около 1585 г. ) занимает целую стену. Эта группа составляет самостоятельную композицию. Сыну при рождении дал имя Якопо. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения.
Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. В толпе мы видим как людей, охваченных благоговейным ужасом, так и обычных зевак. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера.
Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой. Мы видим пожилого человека с крупными мужественными чертами лица. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II.
«Мы венецианцы, а потом уже христиане». Едва Христос пришел в Себя, Ему на плечи вновь взвалили крест и заставили идти вперед. Они абсолютно бездейственны, а в поздние годы – как бы бестелесны.
Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Историческое полотно Битва при Лепанто (1571), отклик художника на современные события – на победу Венеции над турками. Тинторетто – уроженец Венеции. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Славу ему принесла картина «Чудо Святого Марка» (1548 г. ).
Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Эти слова так созвучны с творчеством Веронезе.
«Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины.
По динамичной спиралевидной линии строится композиция «Введение Марии во храм» (около 1555, Венеция, церковь Санта-Мария дель Орто), в которой подчеркнуто развитие действия, ощущение высокого духовного подъема. Живописное наследие Тинторетто огромно. Он чуть ссутулился под тяжестью одежды. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма.
Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. «Не поддающаяся анализу и превыше всех похвал», – так отозвался об этой картине Тинторетто знаменитый теоретик искусства XIX века Джон Рескин. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто.
Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). С 1580 года из-за огромного скопления заказов у Тинторетто появилась острая потребность в целой команде помощников. В его работах вообще все происходит по воле высших сил именно они управляют человеком. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей.
В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св.
Творчество Тинторетто Венера, Вулкан и Марс, 1551 Старая Пинакотека, Мюнхен Введение Марии во храм, 1555 Церковь Санта Мария дель Орто Происхождение Млечного Пути 1570, Национальная галерея, Лондон Усиливающийся кризис ренессансных идеалов остро дает о себе знать в творчестве последнего великого художника эпохи Возрождения — Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти, 1518—1594). Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто.
«Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде).
В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков (Чудо св. У кого Якопо учился дальше не известно. В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена.
С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Образы наделяются индивидуальной яркостью, подчас портретной неповторимостью. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы.
На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). В 1550-1570-х гг.
О жизни самого художника известно мало. В том же году художник становится членом братства. Светский характер религиозных картин: «Брак в Канне» (1562), «Пир у Симона Фарисея» (1570), «Пир в доме Ливия» (1573). Композиция Св. Немного схоже с дантовскими кругами. С темного тепло-коричневого фона, как бы растворяясь в нем, светлым пятном возникает удивительное лицо старика с пронзительным взором. Картины венецианских художников, воспринимавшиеся как пиршество для глаз, украшали величественные храмы и парадные дворцы дожей, подчеркивая богатство и роскошь интерьеров.
Изысканность прославленного колорита художника достигалась тем, что мастер умел извлекать особый цветовой эффект из соотношений тонов, сопоставления оттенков ткани и обнаженного тела из материала холста и наложенного на него мазка краски. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция).
Конечно, художники Ренессанса изображали и раньше не только отдельных героев, а целые группы людей, но в «Афинской школе» Рафаэля или в «Тайной вечере» Леонардо не было ощущения единой людской массы как живого целостного коллектива. Нарисовав Христа и одиннадцать апостолов, Да Винчи долго не мог окончить образ Иуды. Мягкие, угасающие тона ее колорита воспринимаются не как радостный гимн природе (красивые деревья с узорчатыми листьями, лазурное небо, бескрайняя морская даль), а как тихая мелодия, наполняющая грустью и меланхолией. Данная работа стала пиком поэтического искусства Тинторетто и одним из высочайших достижений маньеризма.
Себастьяна (1555-1556). Когда Иосиф узнал, что Мария ожидает ребенка, он смутился и хотел отпустить ее от себя. Тут выразился весь гений Леонардо как в замысле, так и в исполнении. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году).
Все обыденно, просто и естественно и вместе с тем возвышенно и символично. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Сюжет для своей работы Тинторетто взял из греческой мифологии. В 1550-1553 годах он создает библейский цикл "Адам и Ева" для Скуола делла Тринита. Живописные и величественные античные руины со стройными коринфскими колоннами, небо в облаках, ветви зеленых деревьев, создают нарядную декорацию для происходящего события. Отсюда и его прозвище Тинторетто – "маленький красильщик".
В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно свою картину «Св. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника.
Пальцы правой руки сжимают хрупкую кисть. В картинах «Персей и Андромеда», «Диана и Актеон», «Венера перед зеркалом», «Похищение Европы», «Венера и Адонис», «Даная», «Флора», «Сизиф» он мастерски передал драматизм сюжетов, стихийную чувственность и гармонию возвышенного духа мифологических героев. В картине «Пир в доме Левия» художник весьма своеобразно толкует одну из сцен Священного Писания. Родился в семье красильщика, отсюда прозвище Тинторетто («маленький красильщик»). Историческое полотно «Битва при Лепанто» (1571), отклик художника на современные события – на победу Венеции над турками. Искусство Тинторетто, подобно искусству Тициана, необычайно многогранно и богато. приглядеться к портретируемому.
Это его второй период. Венецианская школа, одна из основных живописных школ Италии с центром в городе Венеция (отчасти также в небольших городах Террафермы – областей материка, прилегающих к Венеции). Это животное в средневековом искусстве считалось символом Азии и одновременно послушания. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ.
Одно из главных творений Тинторетто – серия монументальных композиций в Скуола Гранде ди Сан Рокко (1564-87), включающая 36 панно и плафонов. Далее, Ридольфи утверждает, что юноша поступил в мастерскую Тициана, но был изгнан оттуда спустя всего десять дней, поскольку мастер возревновал к таланту нового ученика, когда увидел его рисунки. Падают с ними и поверженные ангелы. От Боскини осталось описание творческого метода мастера.
Большинство апостолов – в профиль. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648).
Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто.
Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Сам масштаб его творческой деятельности в эти годы, новизна решения традиционных тем поразительны. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. В картине «Похищение Европы» запечатлен известный мифологический сюжет о похищении Зевсом прекрасной нимфы Европы.
Такое прозвище он получил, вероятно, в связи с тем, что с раннего возраста помогал малярам в их работе, а еще очень любил рисовать углем и папиными красками на стенах домов. В 1579--80 гг. В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. Родит же сына и наречешь Ему имя Иисус ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Лука, 1). «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей.
Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Из смутного мрака неопределенно зыбкого фона выступает освещенное беспокойно-неуверенным, как бы угасающим светом скорбное изможденное лицо старого мастера. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины.
Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. "Распятие" – это действительно целый мир. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. «Распятие» Тинторетто отличается композиционной сложностью и драматизмом.
На суде инквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на те же вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные». «Значение Веронезе огромно. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации. Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Он изображал замкнутых в своем величии венецианских патрициев, гордых венецианских дожей.
У него было огромное количество заказов. Стремительное перспективное сокращение отодвигает в недоступную для нас глубину сидящих во главе стола Христа и Марию, в то время как вещественно и энергично обозначена обыденная реальность — стоящие на первом плане кувшины с вином, перегнувшаяся через стол служанка в сине-красном одеянии. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
Рох в госпитале».
Даная посвятила себя Зевсу. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Перед нами измученный страданиями человек, который сверху взирает на казнь.
Марка" завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти.
Толпа, подстрекаемая священниками, схватила его и заставила нести крест Христа. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Венера – богиня супружеской любви, об этом говорят многие детали. Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма.
Здесь запечатлен момент предсказания Иисусом предательства. Именно с нее началось признание Тинторетто. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко.
Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. Любимов). Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Так для него началась новая, праведная жизнь.
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ – последняя вечеря, в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти Христа. На полотне Обретение тела св. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Главная работа Тинторетто – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88) в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений.
Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Картина глубоко символична.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Действие происходит как бы в обстановке скромной итальянской таверны. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Колористический талант художника в полной мере проявился в так называемых «поэзиях» (роез1е) – произведениях на мифологические темы. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, нс обращая на них внимания.
Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Христос пришел в храм и весь народ шел к Нему Он сел и учил их. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Картину «Чудо Св. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это Святой Иосиф. Роха во славе. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко.
На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. «поэзий».
В сущности это первая подлинно историческая картина в европейской живописи. В Евангелии от Иоанна Пётр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос Иисус указывает на Иуду Искариота, обмакнув кусок хлеба и подав ему, а затем произносит: «что делаешь, делай скорее» после чего Иуда встаёт и выходит. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Возможно, девушка, мужчина и собака путешествуют вместе и зарабатываю на кусок хлеба музыкой.
Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Творчество Веронезе. Тогда Мария сказала: се, раба Господня да будет Мне по слову твоему. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло).
Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами.
В героях, погруженных в свой внутренний мир, он ищет гармонию чувств и поступков. Такова окончательная композиция Леонардо. Своеобразие тинтореттовского портретного стиля определилось не раньше середины 1550-х гг. Среди них была мать Иисуса, которую, поддерживая, вел Иоанн, любимый ученик Христа.
Единственный источник, раскрывающий характер Тинторетто и образ его жизни биографическая книга Ридольфи. Порывая с традиционным решением этого сюжета, художник переносит действие в полуподвальное помещение таверны, располагая стол и сидящих за ним апостолов под углом к картинной плоскости. Распространенный сюжет из Библии.
С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах).
«Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. У ног Христа написан стоящий на лестнице человека, который наклонился, чтобы смочить в уксусе привязанную к палке губку (этот эпизод зафиксирован в Евангелии). В присутствии Иуды Искариота опечаленные ученики спрашивают Христа: «не я ли, господи. » Иуде Христос отвечает утвердительным «ты сказал», остальным называет знак, по которому они могут определить предателя: «опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня. ». Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе.
На заднем плане толпится их многочисленная свита. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей.
После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно свою картину "Св. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости.
Таким образом, зритель, «освоив» пространство картины, возвращается к ее центральной фигуре, в которой сосредоточен весь смысл описанных здесь драматичных событий. Марка, 1548, Галерея Академии, Венеция). В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко.
Прославленные картины «Гроза», «Сельский концерт», «Юдифь», «Три философа», «Спящая Венера» пленяют элегичностью настроения и светлой поэтичностью образов. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер».
По желанию св. Вся в движении, картина словно отражает бурное столкновение стихий. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Себастьяна (1555-1556). У подножия креста близкие и ученики Спасителя образуют редкую по духовной силе группу.
Жизнь для Веронезе — праздничное красочное зрелище. Посмотрите на его автопортрет, выполненный им в преклонном возрасте. Данные культурные заимствования были сведены художником к различным стилистическим элементам: немного удлиненные фигуры, достаточно динамичные формы, явная страсть к изгибам линий, а также подчеркнутая пластичность – все эти черты итальянский художник передает в индивидуальной манере, а также оживляет их оригинальными эффектами света и новым пониманием пространства. Его живописная манера благородна, сдержанна и величественна, как и трактовка моделей. Здесь запечатлен тот момент, когда Христос, преломив хлеб и передавая его апостолам, говорит: «Сие есть тело мое».
Пейзажные фоны на его полотнах становятся средством выражения эмоций. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Общее состояние благородной мечтательности здесь передано особенно тонко и поэтично.
Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. По динамичной спиралевидной линии строится композиция «Введение Марии во храм» (около 1555, Венеция, церковь Санта-Мария дель Орто), в которой подчеркнуто развитие действия, ощущение высокого духовного подъема. Марка для Скуола ди Сан-Марко одной из наиболее крупных венецианских благотворительных организаций того времени. Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной.
Леонардо. Все двенадцать апостолов помещаются по шесть с обеих от него сторон.
Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера). Полотно Веронезе «Несение креста» необычно для художника, как его более чем скромными размерами, так и лаконичной трактовкой сюжета. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Рядом изображены стеклянный кувшин и череп – символическое напоминание о быстротечности земной жизни и смерти.
Полотно было заказано Братством св. Прекрасно улавливая портретное сходство, он чаще всего стремится передать не столько личностное, неповторимое начало, сколько состояние спокойствия, легкой задумчивости он сообщает своим персонажам благожелательность к нам, душевную привлекательность. Узкая полоска воротника врезается в пышную серебристую бороду. В него сдержанно вплетается оттенок ласковой женственности. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Все элементы картины привязаны к центральной фигуре распятого на кресте Христа, определяющей центральную ось и оси симметрии композиции и не позволяющей изображению рассыпаться на отдельные фрагменты.
Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Эта картина стала вершиной его портретного творчества.
Евангельские сцены, украшающие стены Верхнего зала, расположены не в хронологическом порядке и неравноценны по качеству — выполнение некоторых из них Тинторетто, видимо, доверил своим помощникам. Центром второй части является св. На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. Он настолько велик, что возвышается над всеми фигурами и достигает верхнего края картины.
Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Он написал для Братства св. К 50-60-м гг. Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взор к небу. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии).
Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. Эти поздние многоплановые по композиционным построениям произведения Тинторетто отличают сложная атмосфера взволнованного чувства, мечта о моральном возрождении человека, глубокое раздумье.
Согласно Евангелию, Левий Матфей, один из учеников Христа, некогда был мытарем (сборщиком податей) и не раз злоупотреблял своей властью. Позднее у портретов Тинторетто появилась заметная особенность: персонажи по-прежнему смотрели прямо в глаза зрителя, но не видели его, так как их внимание обращено в собственный внутренний мир.
Величав и спокоен проницательный взгляд человека, умудренного жизненным опытом. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от человеческой массы. «Распятие» входит в цикл произведений, созданных художником для Скуола ди Сан-Рокко. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет.
Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. В чисто тициановской манере художник писал свои первые портреты, а достичь совершенства в этом жанре ему помог врожденный талант и постоянное изучение анатомии. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи.
Неисчислимая армия сражающихся воинов становится главным действующим лицом исторической картины «Битва при Заре» (около 1585, Венеция, дворец Дожей). Паоло Веронезе (Паоло Кальяри) (1528-1588) -мастер алтарных картин и пышных монументальных росписей, где главным действующим лицом является сограждане художника.
В 1578-1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии"). В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Это одно из ранних произведений Тинторетто. О предках художника почти ничего не известно.
Тинторетто – это прозвище, означающее «маленький красильщик». Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
Это впечатление особенно усиливает почти фантастическое освещение сцены. И хотя распространение темы «Поклонение волхвов» в первую очередь было граничит с идеей подчинения светской власти церковной именно мирское начало превалирует в этой маленькой картине, написанной на медной доске.
Оно насыщено персонажами и отличается гигантскими размерами. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. С его уходом Христос, ещё прежде совершивший обряд омовения ног ученикам (рассматриваемый как последнее свидетельство любви и пример взаимного служения), обращается к ним с последней заповедью: «да любите друг друга». К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью». Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни.
Любимов). Из этого необычного света неожиданно возникают призрачные фигуры парящих ангелов. Иисус повернут к зрителю лицом. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить.
И в поздние годы жизни Тинторетто привлекали массовые сцены. Младший современник великого Тициана, прирожденный художник Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (1528—1588), автор блестящих по колориту, грандиозных по размаху алтарных картин и декоративных росписей. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. Веронезе обращается к более непосредственному отображению современной ему жизни.
Именно с этим ученые связывают и то, что в начале творческой деятельности у Тинторетто было гораздо больше удачных картин («Грехопадение Адама и Евы», «Убийство Авеля», «Поклонение золотому тельцу», «Страшный Суд», «Чудо св. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Вместе с тем при отсутствии какой бы то ни было внешней жестикуляции (это погрудный портрет, где кисти рук не изображены) беспокойный ритм света и тени, почти лихорадочная нервность мазка с исключительной силой передают ощущение внутренней смятенности, беспокойного порыва мысли и чувства. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко.
Картина выполнена в лучших традициях Возрождения.
После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Уникальность творчества Тинторетто состоит в его понимании противоречивости мира. Картина «Христос в Эммаусе» – очень характерное для творчества Веронезе произведение.
Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Только что свершилось воздвижение креста. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника.
И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Даже его настоящее имя долгое время оставалось загадкой. Напряженный взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «я». Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице".
Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Он был сыном красильщика шелка. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн.
В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину "Св. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю. Но не отдельный герой, а вся толпа людей привлекает внимание художника.
Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Оформление Скуолы ди Сан-Рокко мастер начал с создания грандиозной монументальной композиции «Распятие».
Рох в госпитале". Он ведет беседу со своими учениками.
Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Капли же молока, упавшие на землю, стали белоснежными лилиями. В том же году художник становится членом братства.
Художник подался вперед, как будто вглядываясь в лицо собеседника. Лучшие портреты Тинторетто. Тинторетто много занимался портретом. В сиянии красок на сумеречном небе Христос будто охватывает руками, пригвождёнными к перекладинам креста, беспокойный, волнующийся мир, благословляя и прощая его.
Рох во славе». Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рождённого от земной женщины. Испытал влияние Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто.
Жизнь воспринимается им во временном потоке, в движении. Но к ней следует относиться осторожно. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Как выяснили исследователи, он его получил по профессии отца, работавшего красильщиком.
Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). В работах мастеров Венецианской школы 2-й половины 16 столетия виртуозность в передаче многоцветия мира, любовь к праздничным зрелищам и многоликой толпе соседствуют с явным и скрытым драматизмом, тревожным ощущением динамики и беспредельности мироздания (живопись Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто). Светский характер религиозных картин: Брак в Канне (1562), Пир у Симона Фарисея (1570), Пир в доме Ливия (1573). При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Эта Тайная вечеря Тинторетто более развернута в вертикаль, а персонажи как бы отодвинуты от зрителя.
Не бойся принять Марию, жену твою ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место. Главное средоточие композиции – крест с распятым Христом и группой людей вокруг него. На первом плане играют две прелестные девчушки с собакой. Сначала решили, что Он мертв, но немного погодя Он вновь очнулся.
А там, вдали, поднимается на холм Спаситель. Св. В восьми больших полотнах, написанных на традиционные для итальянской живописи темы, Тинторетто нередко отходит от традиционной иконографии, каждый эпизод увиден им как бы заново. Марка.
Но не отдельный герой, а вся толпа людей привлекает внимание художника. «Похищение Елены» является не единственной картиной Тинторетто на тему морских сражений. Тинторетто отличался крайним бескорыстием.
Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Рох в госпитале». В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Это и большие композиции на религиозные темы и произведения, которые можно назвать основополагающими для формирования исторического жанра в живописи и замечательные «поэзии» и композиции на мифологическую тему и многочисленные портреты.
Так сбылось предсказание оракула. Грандиозный размах дарования Тинторетто проявился в ансамбле Скуола ди Сан-Рокко. Она же, увидевши Его, смутилась от слов Его и размышляла, что бы это было за приветствие. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Господь с Тобою благосветная Ты между женами. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон.
Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения.
Художник тщательно продумал наклон головы Христа, а вытянутые руки Спасителя расположил параллельно верхнему краю картины. Жизнь воспринимается им во временном потоке, в движении. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада.
Марка», «Брак в Кане Галилейской»), нежели в эпоху его востребованности. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
Сын красильщика шелка («тинторетто» — «красильщик», отсюда его прозвище), Тинторетто на всю жизнь сохранил яркий демократизм своего искусства. Неся Свое тяжкое бремя, Он прошел, шатаясь, еще несколько шагов и рухнул как подкошенный. Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Это произведение «Битва при Заре» (ок. Это братство было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Христа, любимого Сына Божьего, вывели и предали черни для распятия.
Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). Бурное движение пронизывает большую многофигурную композицию «Чудо святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии), где охваченная смятением толпа народа созерцает чудо — появление с иеба святого Марка, который останавливает казнь несправедливо осужденного человека.
Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Декоративный характер его живописи, оригинальные композиционные и колористические решения. "Чудо св.
Очень часто неистово много работающий и всегда торопящийся выразить себя мастер создавал картины почти небрежные, «приблизительные» по своему выполнению. Важнейшим живописным открытием мастера был особый динамичный, как бы мерцающий изнутри колорит. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками.
Несомненно, перед нами деятельная, творческая натура, полная жажды жизни. В 50-60-х гг. В портретах Тинторетто привлекает, как и в природе и в жизни, не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. 1585).
И снова мы проникаем в глубину пространства там, где формы кажутся случайно вырванными из темноты игрой света. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Но это не мешает автору со вниманием опытного бытописателя рассказать нам и о прекрасной архитектуре дома и о тонком бокале с вином и о хлебе, который собирается преломить Христос. Геракл, уже тогда отличавшийся невероятной силой, стал сосать молоко так энергично, что его капли пролились на небо и превратились в звёзды из которых сложился Млечный Путь.
В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Для этого, он погрузил в сон свою жену богиню Геру и приложил младенца к ее груди, чтобы тот смог напиться божественного молока, дарующего бессмертие. Изображение со множеством персонажей -- зрителей (мужчин и женщин), воинов, палачей полукольцом охватывает центральную сцену распятия. В том же году художник становится членом братства. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Тинторетто Якопо (Tintoretto собственно Робусти, Robusti) (1518-1594) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. Его живопись свободна и имеет некоторый фантастический оттенок. Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама.
«Дымчатость» (сфумато) его живописи, позволившая передать эффект световоздушного пространства избежать жесткости контуров, вызывает неподдельный интерес к изучению его творческой манеры. Он создатель массовых сцен, проникнутых единством переживания. Эта рука является направляющим вектором, «ведущим» зрителя к фигуре размещенного на заднем плане всадника, показывающего на Христа. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами.
Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Настоящее имя Тинторетто – Якопо Робусти (недавно появились данные о том, что Робусти – это также прозвище его отца, а настоящая их фамилия – Комин). Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе, а также у Тициана.
1550 — 1635 гг. ). Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Для венецианской церкви Скуоло ди Сан-Рокко Тинторетто создал грандиозную монументальную композицию «Распятие» (5 х 12 м).
Трагические тенденции в поздних картинах художника: Распятие, Оплакивание Христа. Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути.
"Живопись Тинторетто изумительна. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. Наследие мастера огромно. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Человек запечатлевается в конкретной социальной среде.
Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго.