Свой Страшный суд Тинторетто, как и упомянутую выше картину, писал для алтаря церкви Санта-Мариа-дель-Орто.
На одной из его картин их целая 1000. Страсть к работе была такой яростной, что он мало обращал внимание на величину вознаграждения, лишь бы получить новые заказы. С каким сердцем написано изумительное полотно о поклонении пастухов.
Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством. Великие примитивы были для него людьми из плоти и крови, а не бесплотными тенями. На маленькой площади перед храмом Св. Марка, писал картоны для мозаик и официальные портреты. Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море».
Сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого. И ты будешь награжден. Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами. Тихий ангел фра Беато отлетел с опаленными крыльями. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Я ничего не анализировал, не пытался понять, просто плакал (чем и заслужил кличку «сумасшедший русский») и вселялся в мир Тинторетто, который был и миром Христа в его земном обетовании.
Эмоциональным центром картины является убранный в глубь холста Христос ибо, перебрав взглядом выразительные, резко индивидуализированные фигуры апостолов (только что было произнесено: «Один из вас предаст меня»), вы сосредоточите взор на прекрасной голове Христа, высвеченной нимбом. Он был сильно помят, но отнюдь не выглядел потрясенным и все так же хотел жрать. Наконец кошка изловчилась и прыгнула. Я телесно ощущал, как больно было Иисусу, этому дивному, легкому человеку, пришедшему в душный, тягостный мир, опутанный суевериями, предрассудками, веригами мрачной религии, принесшему людям слова любви, доброты и духовного освобождения и оставшемуся не услышанным никем, кроме нескольких преданных женщин да горстки робких учеников. Я полюбил прекрасное и странное полотно Тинторетто по репродукциям. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь.
Быстрый темп работы, смелые и свободные приемы письма, то, что Тинторетто в значительной степени был самоучкой, создали у многих его современников представление о якобы беглой, поверхностной и небрежной манере его живописи. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. По своим радостным краскам «Млечный Путь» куда ближе к раннему полотну «Вулкан застает Венеру и Марса» из мюнхенской Пинакотеки, нежели к циклу Сан Рокко, где доминирует не цвет, а свет, что делает из Тинторетто предшественника Рембрандта.
Некоторое время Тинторетто учился у Тициана. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. Так можно врываться с мечом, а не с оливковой ветвью.
Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Он считал даже, что Тинторетто порой выставляет «напоказ, как готовое, самые грубые эскизы, в которых виден каждый удар кисти».
Но он, Тинторетто, был сыном своего времени, а время было грозное. Эта фигура напоминает мне другую. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. Иисус повернут к зрителю лицом. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью.
У Тинторетто Христос – формальный центр картины. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. В начале своей карьеры живописца он писал произведения медленно, относился к каждой детали очень внимательно и создавал по-настоящему грандиозные картины, которые до сих пор завораживают зрителя своей могущественной красотой.
Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно. Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), организация Армия Воли Народа (АВН), Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «BH», «BandH»), «Артподготовка», «Аум Сенрике».
Очаровательно и радостно по краскам лондонское «Происхождение Млечного Пути». Сюжеты картин традиционны: история Иисуса. Марка», висит «Ассунта» Тициана. Что же касается Скуола ди Сан-Рокко, то ее основали в 1478 году, а спустя сто лет она превратилась в самое богатое венецианское благотворительное общество.
Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Недаром его иногда называют «первым импрессионистом», так как он (как и они) никогда не вдавался в мелкий реализм деталей, а всеми средствами художественной техники стремился к грандиозному изображению вселенной. Поза Венеры, застигнутой старым, хромым и гневным мужем, столь изящна и несмятенна, что художник сохранил ее в Венере «Млечного Пути».
Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии).
Кошка мгновенно выпустила голубя, в невероятном прыжке взвилась на забор и сгинула.
В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. От гостиницы на улице (или набережной. ) Скьявоне до улицы Тинторетто, где находится расписанная им Скуола Сан Рокко, путь немалый, если судить по карте, но я решил проделать его пешком. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Сам набросок малоудачен, особенно неубедителен бесстыдно и ненужно обнаженный Христос (вечная тяга неистового перевертня к мужской срамной плоти – даже Богочеловека не пощадил. ), но первоплановая фигура одной из жен-мироносиц исполнена восхитительной экспрессии.
Лицо его скрыто в наклоне, поза на редкость невыразительна и нетрогательна. Марка» (1562 – 1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение тревожности мира. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Т. любит асимметрические разорванные композиции с прорывами в глубину использует мощные световые эффекты чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Т., всё более утрачивают свою яркость, обретая большую эмоциональную напряжённость.
Известны его слова: «Когда выставляешь свои произведения публично, то нужно воздерживаться некоторое время от посещения тех мест, где они выставлены, выжидая момента, когда все стрелы критики будут выпущены и люди привыкнут к виду картины». В 1550 – 1553 он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Роха во славе. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз.
С Вазари пошло представление о Тинторетто как о «неправильном» художнике. Как выяснили исследователи, он его получил по профессии отца, работавшего красильщиком. Как кротко и задумчиво его лицо, как добра рука на плече припавшего к нему Иоанна.
Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Лишь бы гудели мускулы и звенели сухожилия. Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав. Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Но даже такие позы у Тинторетто говорят.
Тайна Христа осенила полотна Тинторетто, пронизанные бурным мистическим чувством: «Воскресение», «Молящийся в саду», «Крещение», «Искушение Христа», «Вознесение». Но крошечная тигрица была опытным охотником. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года.
Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Свет – могучее оружие зрелого Тинторетто.
В материалах агентства "Ридус" упомянуты следующие экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), Исламское Государство (ИГИЛ, ИГ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Славянский Союз». Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.
1. Конечно, Дева Мария испугана, она сделала защитный жест рукой, рот ее приоткрылся. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. В 50 – 60-х гг.
В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Прежде всего надо было попасть на другую сторону канала. Все же Тинторетто лишен истинно религиозного чувства, его бог – пластика, движение. У него было огромное количество заказов. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Да нет, строительная площадка во время аврала.
Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. В 1487 году Скуола ди Сан-Рокко, единственная из тогдашних венецианских школ, приступила к строительству собственной церкви. Церковь освятили в 1508 году, а в 1515 году началось возведение здания управления самой организации. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Она размещается слева от центрального произведения, выполненного в форме полуциркульной арки и передает содержание ветхозаветной легенды о том, как спасшиеся из Египта и бродившие по пустыне в поисках Земли обетованной иудеи разуверились в Боге и снова стали поклоняться языческим идолам, один из которых являл собою быка, выполненного из золота. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Он принес новую веру, новую религию, дал новое сердце людям. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных.
Он утверждал и убедительно доказывал, что каждый портрет одновременно и автопортрет. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Хорошо, что в том ликовании, о котором я рассказывал вначале, сразу обнаружилась трещина.
Все персонажи находятся в зоне освещенности. Тинторетто уделял также много внимания портрету. А Тинторетто создал не чудо святого Марка, а фокус святого Марка.
Вскоре меня стали привечать служители кивком и улыбкой, а затем дали кличку «сумасшедший русский». Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св.
Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). С блестящим мастерством Тинторетто пишет ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада, выступая как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи. Святой садится на землю, как дикий гусь, далеко и прямо пустив под себя ноги.
Холодное великолепие. То же и в литературе. В 1561 году для монастыря dei Crociferi он написал картину «Брак в Кане Галилейской», поражающую широтой и свободой своего пространственного дыхания. Великий русский пианист и композитор Антон Рубинштейн говорил: «Творцу нужны три вещи: похвала, похвала и похвала».
Удивительно мускулистое и по-земному сочное зрелище. Но влияние флорентийского и венецианского художников не заглушило в нём самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый индивидуальный стиль, отличительные качества которого— живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий приём письма. Есть великая ирония в том, что братья Скуола Сан Рокко привлекли к Богову делу человека на редкость далекого от неба. Марка»). В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году).
Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Эти простые души первыми явились в вертеп, подвигнутые темным, но безошибочным чувством. Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Любимов). Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. А ведь Тициан куда телеснее, куда приземленнее Тинторетто, уже шагнувшего к той духовности, бестелесности, что будут отличать его великого ученика Эль Греко.
По сюжету этой картины Святой Марк спускается с неба, чтобы своим присутствием спасти мученика от пыток. Совсем иным предстает Христос на картинах «Се человек», «Крестная ноша», «Вознесение», здесь он включен в мировое напряжение и потому желанен кисти Тинторетто. В «Избиении младенцев» огненный темперамент мастера, равно и его импрессионистическая манера получили полную свободу. Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения.
Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Необыкновенно красиво соседствующее с «Сусанной» большое полотно «Спасение Арсинои». О жизни Тинторетто мало известно.
Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Именно с этим ученые связывают и то, что в начале творческой деятельности у Тинторетто было гораздо больше удачных картин («Грехопадение Адама и Евы», «Убийство Авеля», «Поклонение золотому тельцу», «Страшный Суд», «Чудо св.
Чужую слепоту понять нелегко, попробую разобраться в собственной.
К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты — Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и другие. Даже группе скорбящих на переднем плане не подарил художник покоя последней боли. Марка во Флоренции братом Беато Анжелико.
У него размашистая широта кисти становится блистательно бравурной, пишет он много и быстро – монументальные композиции, плафоны, большие картины, наполненные и переполненные фигурами в головокружительных ракурсах и с самыми эффектными, перспективными построениями. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). Известно только, что имея доступ к краскам, он очень рано проявил свои таланты художника, а так же имел способности к игре на арфе, сохранив любовь к музыке на всю жизнь. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны.
В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей — большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III). Тинторетто был таким вот тепло верующим. Немецкий искусствовед Б. Р. Виппер писал, что, пожалуй, «только в станцах Рафаэля зритель испытывает подобное же впечатление». Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где чтонибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами.
Немного схоже с дантовскими кругами. От Боскини осталось описание творческого метода Тинторетто. За мостом начинается самая сложная и путаная часть пути. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Те самодовольно отвечали: кто — десять дней, кто — пятнадцать.
Но это еще не Тинторетто. О жизни самого художника известно мало. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины Чудо святого Марка (1548). Он чувствовал Христа телесно, он, как свое, ощущал его плоть, его дыхание, грусть и мужество, усталость и томление, муку и торжество, когда, порвав земные путы, он устремился к престолу своего небесного Отца, – дивная, боговдохновенная картина «Вознесение».
Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Я знал, что подобные полотна редкость у Тинторетто: стофажная фигурка в чистом пейзаже, – что в светозарном слиянии природы и человека Тинторетто в очередной раз нарушил какие-то обычаи Ренессанса.
Это не старчески-грешное и жалкое подглядывание, а почти изнасилование.
Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей.
Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Ридольфи сообщает, что она настояла на том, чтобы Тинторетто одевался согласно моде своего времени. Или тренировка хищника.
Кстати, «Концерт» Джорджоне, украшающий Лувр, с некоторых пор «передарен» Тициану. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. Мрак сошел на человеческие души.
А ведь Тинторетто не мог видеть этого эскиза, неужели возможно такое совпадение. Недаром современники с восторгом отмечали перспективный эффект картины «Брак в Кане Галилейской», который делает зал более глубоким и обширным, а человеческую толпу более многочисленной, чем она есть на самом деле. А «Бегство в Египет», где Мария так бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф так сильно тянет ослика за узду. В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий».
Марка». За один этот яркий мазок, подаренный полотну, можно было бы простить старого греховодника. Несмотря на то, что он использовал технику великих художников, со временем Тинторетто выработал собственный стиль, который легко угадывается ценителями живописи. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции.
В том же году художник становится членом братства. От этого союза у Данаи родился Персей, диск которого на спортивных состязаниях случайно попал в голову деда и убил его. И давно ушедшие зачинатели итальянского ренессанса не успели стать для него легендой.
Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Падают с ними и поверженные ангелы. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами.
Картины Тинторетто рисовал огромные изображая на них по несколько сот фигур. Что-то не так – стучало в мозг и в душу. 1550 — 1635 гг. ). С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 14, а в 15 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен. Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях).
Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. У тридцатитрехлетнего человека рот стал как у старика. Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. И я заметил, что суматошливая голубиная толпа с каждым подползом кошки отодвигалась от нее ровно настолько, насколько она сокращала разрыв. Бытовая очевидность «Бегства в Египет» сквозит тайной. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто.
Большинство апостолов – в профиль. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон.
Нет, я так и не узнал в молодом атлете, пригвожденном к кресту и с некоторым любопытством смотрящем вниз, на всеобщую суету, Иисуса «Крещения», «Искушения», «Тайной вечери», «Воскресения», «Крестной ноши». Но, по мне, существо искусства куда важнее всех документов и свидетельств. Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик». Великие примитивы были для него людьми из плоти и крови, а не бесплотными тенями. Художник щедр на подробности: под копыта ослику он бросил забытый кем-то горшок и тряпицу, зацепившуюся за сухую ветку, справа поблескивает водоем с мостками для стирки белья и крошечной фигуркой зашедшего в воду человека вдалеке другая фигурка вышла из дверей уютного домика, немного жалкого под чернью рослых тревожных деревьев и зловеще закатного неба. Безмятежность голубей словно провоцировала кошку на бросок. Более вероятна — психологическая несовместимость художников.
Затем появляется цикл «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. Сколько эротизма в джорджоневском «Концерте» и его «Грозе». Зрелый период. Он написал для Братства св. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана.
Обаяние Христа в его великой человечности, доступности он мыл ноги своим ученикам, беседовал с ними, рыбачил, преломлял хлеб, ел рыбу, мясцо, пил вино, он был внимателен к хлопотливой Марте и сосредоточенной Марии, находил для каждого особое слово, врачевал тела и души, он поднял упавшую перед ними во прах блудницу из Магдалы, но Сын человеческий был и Сыном Божьим. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Им было предложено сделать небольшой эскиз на тему вознесения св. В 12 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан). Размашиста и могуча кисть Тинторетто.
Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Он исключен из деятельной жизни и потому неинтересен Тинторетто. Уж как все знал старательный и неутомимый Вазари, особенно о современных ему художниках, со многими из которых дружествовал этот общительный и доброжелательный человек.
Видаля я чуть задержался. Он был сыном красильщика шелка. Скуола Сан Рокко – великое братство, а следовательно и очень богатое. Вот это и дает Тинторетто его настоящий масштаб иначе было бы что-то умилительное, уютное, вроде «маленьких голландцев». Марка».
«Живопись Тинторетто изумительна. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II.
Впрочем и Вазари едва ли был в этом оригинален, он, скорее, повторял расхожее мнение. Сгустком энергии предстает следующее полотно – «Поклонение волхвов». Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562 – 1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Но к ней следует относиться осторожно. Его уже подвергли побоям, пыткам измывательствам, на груди и руках веревки, которыми он был связан. Это стремительное движение пространства сближает живопись Тинторетто с современной ему архитектурой, с идеей возрождения древнехристианской базилики (небольшой церкви прямоугольной формы).
Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Тинторетто Якопо Картины и биография Якопо Тинторетто Тинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594, там же) итальянский художник наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы. За мостом начинается самая сложная и путаная часть пути. Впрочем, можно ли все знать в державе хрупких и тонких духовных ценностей. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547 Сан Симионе, около 10 Сан Тровазо, около 15 Сан Поло, 1578 и др. ).
Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Коли стихотворение, читай до одурения и оно улыбнется тебе. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную.
Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Марка. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Тут безошибочно работает материалистический закон о переходе количества в качество. Примечание. Великий русский пианист и композитор Антон Рубинштейн говорил: «Творцу нужны три вещи: похвала, похвала и похвала».
Одно полотно я видел в мадридском Прадо, тут тема взята как-то наивно, в лоб. В главном зале музея Академии, прямо напротив «Чуда св.
Он считал даже, что Тинторетто порой выставляет «напоказ, как готовое, самые грубые эскизы, в которых виден каждый удар кисти». У кого в молодости, у кого в зрелые годы, у кого в старости. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Меня всегда поражали в огромной портретной галерее Тинторетто его удивительные старики.
Скуола ди Сан-Рокко — одно из благотворительных заведений. Опекунами подобных школ в эпоху Возрождения выступали богатые венецианцы. Тут все чудо: святое семейство – малыш в плетеной корзинке, которую качает тонкая рука Матери, такой юной, безмятежной, не ведающей судьбы покорно-печальной Иосиф (он ведает. ) чудесные в своем наивном порыве пастухи, заботливые женщины, помогающие Марии и удивительно милые животные: вол и петух в хлеву, отделенном от жилья, – равноправные участники происходящего. Святой Марк – покровитель Венеции и сцены из его жизни и в дальнейшем будут привлекать Тинторетто. Наследие мастера огромно.
Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Впрочем, это хорошо, что искусство такое разное. И давно ушедшие зачинатели итальянского ренессанса не успели стать для него легендой. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи.
Он и за кошку и за голубя, если они верны своему предназначению, своим инстинктам и месту, определенному им в природе. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Нагая женщина возле одетых мужчин кажется нагой вдвойне. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком.
Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок.
Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. Это одно из ранних произведений Тинторетто. Эти невесть откуда и почему взявшиеся всадники брошены на полотно кистью настоящего импрессиониста. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века.
Но насколько глубже, сокровенней и человечней образы, созданные Тинторетто. Или он просто не сумел изобразить Сына Божия на кресте, обезоруженный пассивностью позы. Оно куда пышнее, многонаселенней и закрученней, нежели холст в Сан Рокко, в нем усилились как бытовые, так и мистические мотивы: здесь куда больше снеди, посуды, обслуги, вовсе посторонней публики, суеты, но появились в немалом количестве телесно наполненные и вовсе призрачные небожители, а таинственный светильник спорит с сиянием вокруг чела Иисуса. Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом и посоветовал самому договариваться с художником.
Хорошо помню, как вдруг присох к полу возле совсем не главной картины в нижней комнате – «Мария Магдалина». Она вроде бы играла с ним, позволяя биться, терять пух и перья. Впрочем и Вазари едва ли был в этом оригинален, он, скорее, повторял расхожее мнение. И вдруг я увидел, что у Христа запал рот.
Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. Совершил Тинторетто свой геркулесов труд в три приема: в 1564 – 1566 годах он написал картины для Albergo или Зала Совета, между 1576-м и 1581-м он украсил Верхний зал и с 1583-го по 1587-й сделал то же для Нижнего зала. Полотно было заказано Братством св. К 50-60-м гг.
Это и было тем элементом автопортрета, о котором писал Габричевский. Якопо Тинторетто не обладал (по счастью) столь невозмутимым духом, он был открыт всем тревогам и волнениям времени. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Пространство на этой картине — не арена действия, как в классическом искусстве, оно само является активным участником настроения и евангельского события.
У кого Якопо учился дальше не известно. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Явно в нем можно насчитать пять горизонтальных ярусов: снизу-вверх – от темного к светлому.
Было это в 1564 году, когда художнику исполнилось сорок шесть лет. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. За неделю, проведенную в Венеции, я убедился, что тут нет больших расстояний. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Хорошо творчество итальянского живописца представлено, например, в мадридском музее Прадо и в венском Художественно — историческом музее.
Марка», «Брак в Кане Галилейской»), нежели в эпоху его востребованности.
Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло).
Вазари отдавал должное его мастерству, числил за ним ряд больших художественных достижений, но об истинном масштабе мастера Скуолы Сан Рокко не подозревал. Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама.
Ведь скучно, когда все тайны разгаданы. Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Венеции хватило еще на два века «когда вся остальная Италия была уже в полном разложении, Венеция (и только она) могла дать такого атлета жизни, как Казанова, такого жизненного писателя, как Гольдони и таких истинно великих художников, как Гварди и Тьеполо» (Александр Бенуа). Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной.
Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. А какие же еще глаза могли быть у человека, не страшившегося заглядывать в последние бездны.
Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. Во всяком случае и Рафаэль Менгс и Джон Рескин гневались на Тинторетто в духе Джордже Вазари, который называл Тинторетто «могучим и хорошим живописцем», — видимо, подкупала бьющая через край энергия манеры Тинторетто, так приятно напоминавшая Вазари его кумира Микеланджело, — и тут же: «самой странной головой в живописи». Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Смело отбросив традиции венецианской школы с ее лиризмом изобразительной солидностью, преданностью натуре, заботой об «иллюзионности» и вещественности, он стал творить свой собственный мир из света и тьмы, свободно населяя картины призраками, а не телами, отбросив всякую заботу о правдоподобии, хватая жизнь навскидку и не пренебрегая ничем.
Это так и осталось для меня тайной. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Но все это вовсе не о том. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей.
Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. Школы существовали на добровольные пожертвования. За неделю, проведенную в Венеции, я убедился, что тут нет больших расстояний. Меня заинтересовало, чем кончится охота. Наверное, для этого были веские основания. На одной из ее стен большими буквами было написано: «Рисунок Микеланджело, краски Тициана».
Жизнь Тинторетто полна тайн. Настоящее имя Тинторетто – Якопо Робусти (недавно появились данные о том, что Робусти – это также прозвище его отца, а настоящая их фамилия – Комин).
Он был одержим страстью к работе, а тогдашняя Венеция могла завалить его заказами. Искушение Адама 1552Купание Сусанны 1555Святой Георгий и дракон, 15Обручение Вакха с Ариадной, 1576Спасение Арсинои 15 Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Выпадает из живого буйного действия распятый на кресте атлетически сложенный Христос. Перед смертью Тинторетто вновь написал «Тайную вечерю», момент причастия, для церкви Сан Джорджо Маджори. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело.
Он, пользуясь выражением русского поэта, «превращает тело в душу». Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св.
Великолепна по взволнованно яркой живописи композиция «Происхождение Млечного пути» (1570), построенная на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежно жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини. В последний год жизни Тинторетто создаёт полотно «Тайная вечеря» для церкви СантаМария Маджоре, решая ее иначе, чем раньше для СанМаркуоло (1547), СанСимионе (около 1560), СанТровазо (около 1565), СанПоло (1578). С Вазари пошло представление о Тинторетто как о «неправильном» художнике. С 1539 работал самостоятельно.
Не знаю, какая душа была у великого Паоло Веронезе, но ему это удавалось. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Огромная фреска представляет собой апофеоз движения. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. О шедевре Тинторетто «Страшный суд» в церкви Sen Moria allOrto он писал: «Кто смотрит на эту картину в целом, тот остается в изумлении, но если рассматривать отдельные ее части, то кажется, что она написана в шутку».
В Венеции существовало несколько десятков подобных братств и менее десятка принадлежало к числу «великих». Роха. Он и сам не подозревает, каким трагизмом исполнится его творчество уже в ближайшее время. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. Святой садится на землю, как дикий гусь, далеко и прямо пустив под себя ноги.
Не могли же Тинторетто попадаться модели только с такими глазами. Быть может, определенную роль сыграло то, как я шел к Тинторетто. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Но тридцатилетний художник жизнерадостен и благодушен.
Да и по цвету картина довольно ординарна. И тут Тинторетто, видимо почувствовавший, что пришел его судьбоносный час, совершил беспримерный художественный подвиг: в кратчайший срок он написал громадное полотно (5, 36 x 12, 24) «Распятие» и принес его в дар братству Сан Рокко. В «Спасении св.
Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Я полюбил прекрасное и странное полотно Тинторетто по репродукциям. А вот венская Сусанна – воистину чудо, торжество живописи.
Т. е, это уже опосредованная информация. Тинторетто (Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Географическое положение царицы Адриатики и все многочисленные выгоды – экономические, политические, военные, религиозные, – которые оно давало, очень долго помогали «Яснейшей республике» оставаться «самым цельным и организованным из европейских государств, могучим оплотом христианства».
С трудом на заднем плане мы можем различить окна выше роста человека, начинающиеся от пола и образующие аркаду полуциркульных арок за спиной Иисуса. Возможно их существует больше. «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд», две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа дель Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальностьС наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров».
Самым замечательным в этих стариках была непреклонная печаль глаз. О шедевре Тинторетто «Страшный суд» в церкви Sen Moria allOrto он писал: «Кто смотрит на эту картину в целом, тот остается в изумлении, но если рассматривать отдельные ее части, то кажется, что она написана в шутку». Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. Его дочь, Мариетта Робусти (1560 – 1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью.
Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Известно также, что художник подробно изучал анатомию. Я смотрел на Иисуса, стоящего перед Понтием Пилатом («Христос и Пилат» – зал Альберго) в белой хламиде или простыне, наброшенной на голое тело. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера.
Я вспомнил о холстах братства Сан Рокко ибо они заставили меня понять, какой верующий истинно религиозный человек Якопо Тинторетто и как он любит Христа. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. О предках художника почти ничего не известно. Распространенный сюжет из Библии. Не знаю.
В 1548 по заказу Скуола ди СанМарко он написал картина «Чудо св. Значит, он наделял их собственными глазами, точнее, выражением своих глаз. Прежде всего надо было попасть на другую сторону канала.
Мне известны два портрета Тинторетто.
А здесь он летит кувырком, в великой спешке, чтобы сотворить свое чудо. От гостиницы на улице (или набережной. ) Скьявоне до улицы Тинторетто, где находится расписанная им Скуола Сан Рокко, путь немалый, если судить по карте, но я решил проделать его пешком. Сизарь выскользнул из ее лап, поплатившись одним-единственным серым с приголубью перышком. «Распятие» – это действительно целый мир.
Она читала книгу – Священное Писание. Для него это не художественный прием, способный усилить экспрессию, а сама суть.
Рокко на небо. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Ноэти головы неявляются отдельными персонажами. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко.
Рох во славе». Но линия такой толщины уже не линия. Довольно скоро Тинторетто снискал славу наравне с Тицианом и Паоло Веронезе.
Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». Тинторетто (Tintoretto собств. Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94).
Художник отверг, ставшие догмой, стереотипы: он разрушил симметрию, раздвинул пространство, внес в произведения повышенную эмоцию и динамику, отразил человеческие чувства. Он ведет беседу со своими учениками. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Но, по легенде, старики поплатились жизнью за свое бессильное рвение. Пространство у Тинторетто кажется во всех слоях наполненным фигурами.
Вот тут Тинторетто был в фокусе. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана». Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Он даже не оглянулся на своего врага и продолжал клевать зерна ячменя и конопляное семя.
Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. Кошка не торопилась разделаться с голубем. История живописи не знает более безумного, более вдохновенно-импровизаторского гения, нежели Тинторетто, не знает она и живописца более цельного, более верного самому себе. Если сравнить «Брак в Кане Галилейской» Тинторетто с одноименной картиной Веронезе, то у последнего она пышнее и богаче по красочному звучанию, разнообразней по мотивам и характерам, пиршественней по настроению. Даная посвятила себя Зевсу.
Автор использует приемы, которые потом станут визитной карточкой его творчества: динамику поз и ракурсов. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Или Тинторетто представлялось, что дух Спасителя уже отлетел, осталась лишь безразличная плоть. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (16). Именно с нее началось признание Тинторетто.
Марке («Похищение тела св. А ведь на раннем полотне запечатлен грозный для богини миг. Краски приглушаются, зато свет создает единую вибрирующую среду, благодаря чему все, что окружает героев картин, начинает жить с ними единой жизнью. Марка». Тинторетто не раз обращался к любимому художниками Возрождения сюжету: Сусанна и старцы. Удивительно мускулистое и по-земному сочное зрелище.
А может, кошки вообще не едят голубей. Картину «Чудо Св.
Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Пишу об этом не в похвалу и не в укоризну художнику, но что-то это же говорит о человеке. На вопрос, почем старые мастера писали так тщательно, а он так небрежно, Тинторетто отвечал шуткой, за которой скрывались обида и гнев: «Так как у них не было столько непрошеных советчиков». Голуби толкались, ссорились, взмахивали крыльями, подпрыгивали, с остервенением клевали зерно, не обращая внимания на пушистую рыжую кошку изготовившуюся к прыжку.
В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587). Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. И было еще вот что. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях.
Красота почти не имеет для него значения, не заботится он и о красоте форм и красок. Вот таким образом можно сказать: «Это еще не Достоевский» – или: «Это уже не Тургенев». Тинторетто в 1566 был избиран членом Флорентийской Академии рисунка.
Голубь отряхнулся и, оставив по себе горстку сизого пуха, заковылял к стае. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения.
Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Впечатление, что какие-то флюиды носятся в воздухе и воздействуют на готовую к восприятию душу.
В 1562 Якопо Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св. Обнаженная натура «Концерта» написана той же рукой, что создала «Спящую Венеру» и «Грозу», а не тициановских ню. Но может быть, это правильно. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Те самодовольно отвечали: кто – десять дней, кто – пятнадцать. Так что же это – выбраковка дефектной особи. А здесь он летит кувырком, в великой спешке, чтобы сотворить свое чудо.
Но предела неистовства Тинторетто достигает в том самом «Распятии», что доставило ему возможность декорировать Скуола Сан Рокко. В последующие годы он выполнял официальные заказы: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвовал в украшении библиотеки св. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин).
Они энергичны в своем страдании и до чего же мощно вскинул свою прекрасную голову любимый ученик Иисуса апостол Иоанн. Мастер выбирает форму поколенного портрета. Тинторетто – это прозвище, означающее «маленький красильщик».
С обеих сторон картины на переднем плане расположились молодые женщины, одетые в белоснежные одежды. Так сбылось предсказание оракула. Так хотелось бы хоть каких-то человеческих радостей вечному труженику.
Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция — богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов.
Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Даже его настоящее имя долгое время оставалось загадкой. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Есть в его коллекции и автопортрет, где из темного фона будто бы выплывает светлый овал испещренного морщинами лица глубокого и тонко чувствующего человека, много чего повидавшего в жизни. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя.
Рох в госпитале». Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Но даже после такого случая Тинторетто продолжал испытывать благоговение к творчеству Тициана, в то же время с уважением относясь и к работам другого великого художника того времени – Микеланджело. Коли песня – пой, сводя с ума домашних коли картина или скульптура – смотри. И я заплакал, сам не замечая этого. Во всяком случае и Рафаэль Менгс и Джон Рескин гневались на Тинторетто в духе Джордже Вазари, который называл Тинторетто «могучим и хорошим живописцем», – видимо, подкупала бьющая через край энергия манеры Тинторетто, так приятно напоминавшая Вазари его кумира Микеланджело, – и тут же: «самой странной головой в живописи».
Ее зеленые глаза с узким разрезом зрачка не мигали. Начинается с «Благовещения», где крылатый святой Гавриил в сопровождении ангелов могучей птицей влетает в покой Девы Марии, проломив стену.
– это почти бессмыслица, но изумительная бессмыслица, создающая эффект интимного присутствия. И ныне они все так же восхищают глаз, не затрагивая души. Голгофа.