В некоторых своих аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. Такое упорство привело к тому, что сегодня большинство исследователей считают портреты Тинторетто одними из лучших произведений художника. Сформировать представление об изменении восприятия мира людьми эпохи Позднего Возрождения и характере отражения его в произведениях Веронезе и Тинторетто.
Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен. Первые самостоятельные произведения Тинторетто обнаруживают его связь с классическими традициями венецианской живописи.
Тинторетто – уроженец Венеции. Иисус повернут к зрителю лицом. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников.
Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Но к ней следует относиться осторожно. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным.
Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Сыновья Симона были последователями Иисуса, но сам Симон не был Его учеником. Рох во славе». Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную.
«Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». О предках художника почти ничего не известно. Замкнутые, холодные официальные лица, фигуры, окутанные отороченной горностаем мантиями.
Размещение персонажей по кругу ненаглядный прием мастера использовано им и в картине Вакх и Ариадна (1578, Венеция, Дворец дожей), одной из четырех композиций, которые должны были символизировать мудрость венецианских властей. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св.
После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице". Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией.
В 1577 он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок и в том же году обращается к братству с новым предложением — обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах).
Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. В его работах вообще все происходит по воле высших сил именно они управляют человеком. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто.
Композиция Св. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.
Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Лицо Тинторетто кажется почти знакомым, светлым человеческим лицом. Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором.
Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. В превосходных реалистических портретах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рембрандта, проникновенно внимая душевным движениям своих моделей. Только Карпаччио и Тинторетто до сих пор дома, в Венеции.
И опять мы проникаем в глубину пространства там, где формы кажутся ненароком вырванными из темноты игрой света. Зрелый период. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет.
Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама.
Оно следило за нарядами, за семейными нравами, за привозом вин, за посещением церквей, за тайными грехами, за новыми модами, за старыми обычаями, за свадьбами, похоронами, балами и обедами. Капли же молока, упавшие на землю, стали белоснежными лилиями. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами.
В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Большинство апостолов – в профиль.
Даная посвятила себя Зевсу. Нарисовав Христа и одиннадцать апостолов, Да Винчи долго не мог окончить образ Иуды. «Чудо св. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов.
«Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. «Распятие» Тинторетто отличается композиционной сложностью и драматизмом. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана.
Многофигурное полотно, выполненное, как и предыдущее, в коричневато-охристой гамме с использованием цветовых пятен, помогает притягивать и перемещать взгляд зрителя в авторской логике. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году.
К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Этот человек, ни перед чем не отступавший ни в искусстве, ни в жизни, любил музыку.
Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается чувство хаоса морского шторма. «поэзий». В «Сборе манны» (1594, Венеция, церковь Сан-Джорджо Маджоре) религиозный сюжет развертывается на втором плане композиции.
В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал строй портретов венецианцев. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция «Себастьяно Вениер», Художественно-исторический музей, Вена). Но Веронезе умер, а Тинторетто продолжал работать, — рассказывает Маркова. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.
Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Тут выразился весь гений Леонардо как в замысле, так и в исполнении. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений).
Тогда Мария сказала: се, раба Господня да будет Мне по слову твоему. Марка. Он пользуется светом изображая сверкающую наготу юных женских тел. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. По другую сторону от Марии – коленопреклоненные волхвы, пришедшие к только что родившемуся Спасителю с дарами.
Еще стремительнее становится этот бег пространства в глубине, где, отделенные резким пространственным скачком от первого плана, уходят вглубь, в серебристую голубизну неба прекрасные ослепительно-белые здания. Неисчислимая армия сражающихся воинов становится главным действующим лицом исторической картины «Битва при Заре» (около 1585, Венеция, дворец Дожей). Композиция Св. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, нс обращая на них внимания.
Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. В своих юношеских произведениях Веронезе проявил характерные особенности веронской школы с её нежным колоритом, но вместе с тем и выказал свободу создания художественных образов, которой он был обязан влиянию рафаэлевской школы.
Паоло Веронезе (Паоло Кальяри) (1528-1588) -мастер алтарных картин и пышных монументальных росписей, где главным действующим лицом является сограждане художника. Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». Мастер выбирает форму поколенного портрета.
Одухотворенность его искусства проявилась еще с б. льшим порывом в портретах. Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Там до сих пор показывают место, где стоял его дом, напротив церкви Мадонна дель Орто.
Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик).
Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. Он изо дня в день ходил в Боргетто, район, где жили все мошенники и негодяи столицы, но не находил ни одного злодейского лица, достаточно его удовлетворяющего. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Но здесь дело, конечно, не в бескорыстии. У Тициана на портретах детали указывают на среду, в которой живут эти люди. В ней использованы плавные струящиеся линии, почти отсутствует свойственная художнику динамика, но вот особое владение светом насыщает пастельный монотонный пейзаж мягким и теплым свечением, как будто бы разливающимся на все благодатью Божьей.
На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий». Христа, любимого Сына Божьего, вывели и предали черни для распятия. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это Святой Иосиф. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника.
Вторая часть картины динамична и напряженна: автор использует для создания необходимого эффекта затененность и много черных пятен. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ – последняя вечеря, в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти Христа. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). Декоративный характер его живописи, оригинальные композиционные и колористические решения.
В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Тинторетто (Tintoretto собств. Мистический свет излучаемый господом и его учениками, выхватывает в пространстве картины фигуры обитателей потустороннего мира. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Марка. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам.
Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Итальянский художник, представитель венецианской школы. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ.
Никогда и нигде не было такого богатства и разнообразия тканей, как в Венеции XVI века.
Тинторетто изображает только одних дожей, сенаторов и прокураторов св. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко.
Настоящее имя – Якопо Робусти. В 1548 по заказу Скуола ди Сан-Марко была написана картина «Чудо св.
Фигура св. "Чудо св.
Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет», Лувр) Тинторетто почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Именно он передал своему народу скрижали от Бога, где были высечены заповеди, по которым люди должны были жить. Венеция же и до сих пор бесконечно богата его картинами. Композиция Св. В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной следом 1570, он использовал космогоническую легенду как предлог для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд. Отсюда и его прозвище Тинторетто – "маленький красильщик".
Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Речь идет о картине Поклонение Золотому тельцу, написанной для церкви Санта-Мариа-дель-Орто. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). В 15651588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко.
Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Жизнь воспринимается им во временном потоке, в движении. Перед св.
Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде).
Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Сюжет для своей работы Тинторетто взял из греческой мифологии.
Он написал для Братства св. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Далее, Ридольфи утверждает, что юноша поступил в мастерскую Тициана, но был изгнан оттуда спустя всего десять дней, поскольку мастер возревновал к таланту нового ученика, когда увидел его рисунки. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы.
Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Тинторетто был последним из великих художников итальянского Возрождения. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили корпус св. Полотно Веронезе «Несение креста» необычно для художника, как его более чем скромными размерами, так и лаконичной трактовкой сюжета. Любимов). В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев.
Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Им можно поклоняться, но их не дано лицезреть простому человеческому глазу. Роспись в церкви св.
Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. Марк появляется над своими мощами, чтобы сориентировать местоположение их погребения.
Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). И отошел от Нее Ангел» (1, 26 – 38). Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения.
В 1565 году он пишет новую картину для братства – "Распятие", самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Марком, с выставленным в церкви напоказ холодным, официальным выражением лица. Но нам трудно, почти невозможно представить себе все это. "Распятие" – это действительно целый мир.
Центром второй части является св. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. Жизнь Тинторетто полна тайн. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Наследие мастера огромно. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения.
Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Есть Карпаччио еще в Сан Джорджио Маджоре на острове. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет.
Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. С его уходом Христос, ещё прежде совершивший обряд омовения ног ученикам (рассматриваемый как последнее свидетельство любви и пример взаимного служения), обращается к ним с последней заповедью: «да любите друг друга». Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. В той же галерее есть и его Чудо св.
Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. В толпе мы видим как людей, охваченных благоговейным ужасом, так и обычных зевак. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света.
В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Тинторетто остался глубоким и важным в своем изображении земной и вещественной красоты. «Распятие» входит в цикл произведений, созданных художником для Скуола ди Сан-Рокко. Больше всего удивляет эмоциональная глубина бурных, можно сказать, театральных композиций художника. В некоторых своих аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию.
Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Они кажутся нам полубогами, как Леонардо, мифическими героями, как Шекспир.
Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Работа, которую исполнил здесь художник, колоссальна. Родился в семье красильщика, отсюда прозвище Тинторетто («маленький красильщик»).
Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). В том же году художник становится членом братства. Любимов).
И опять излюбленный прием деления полотна на зоны: стремительное копье, разящее сатанинское отродье, разделяет картину по диагонали: в одной части – Мадонна с младенцем Иисусом на руках взирает с небес на битву, опираясь ногою на перевернутый серп луны, а другою утопая в белоснежном облаке. Легкость, с которой художник манипулирует цветом и светом, типична для живописцев венецианской школы.
Родит же сына и наречешь Ему имя Иисус ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Лука, 1). По желанию св. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения».
Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). Героические усилия этого на все посягавшего духа кончались иногда неудачей.
Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Сначала решили, что Он мертв, но немного погодя Он вновь очнулся. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Она же, увидевши Его, смутилась от слов Его и размышляла, что бы это было за приветствие.
Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Отставленная назад нога балансирующего в воздухе персонажа с губкой почти касается (на картине) руки мускулистого человека, распинающего нераскаявшегося грешника на еще лежащем на земле кресте. Не бойся принять Марию, жену твою ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого.
Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Креста. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками.
Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Он был сыном красильщика шелка. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594).
Но линия такой толщины уже не линия. И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. Рох в госпитале». Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин.
Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». «Чудо св.
Недаром Вазари назвал его самой отчаянной головой, какая только была среди живописцев. Они развлекаются птицами, собаками кудрявый мальчик играет с павлином здесь же стоят высокие приставные каблуки, предмет затейливой и стеснительной моды. Воображение жгло его. Чтобы найти истинное понятие о Тициане, надо побывать в Мадриде.
Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Особенно верно передает дух Тинторетто Благовещение, написанное в нижней зале. И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Марка (1562, Венеция, галерея Академии).
Историческое полотно Битва при Лепанто (1571), отклик художника на современные события – на победу Венеции над турками. Известно также, что художник подробно изучал анатомию. Биографы (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Среди них была мать Иисуса, которую, поддерживая, вел Иоанн, любимый ученик Христа.
Сыну при рождении дал имя Якопо. В Евангелии от Иоанна Пётр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос Иисус указывает на Иуду Искариота, обмакнув кусок хлеба и подав ему, а затем произносит: «что делаешь, делай скорее» после чего Иуда встаёт и выходит. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж.
Немного схоже с дантовскими кругами. От Боскини осталось описание творческого метода мастера. Падают с ними и поверженные ангелы. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рождённого от земной женщины. Это одно из величайших произведений Тинторетто и он достиг здесь совершенства в двух областях своего гения, – в колорите и в композиции.
Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная. Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством. На первый взгляд кажется, что ощущение чуда затмевается видом пиршества жанровые детали переданы весьма подробно. Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. В 1562 художник создал ещё три картины для Скуола ди Сан Марко. Картина «Христос в Эммаусе» – очень характерное для творчества Веронезе произведение.
Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
Бахус и Ариадна, Меркурий и Грации написаны с неподражаемым совершенством. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны.
Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. На первом плане играют две прелестные девчушки с собакой. Рох в госпитале". Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта-Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. На полотне Обретение тела св. Художника привлекают колоссальные фигуры и сложные движения.
Верный себе, Веронезе отражает в этой картине жизнь венецианцев во всей ее роскоши: перед нами обед для избранных, облаченных в богатые одежды и их свиты. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Эта рука является направляющим вектором, «ведущим» зрителя к фигуре размещенного на заднем плане всадника, показывающего на Христа. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто.
В том же году художник становится членом братства. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен. В 50 – 60-х гг.
Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Лиризм Тинторетто соединен с классическими мифами. В такие минуты написаны четыре картины в зале Антеколеджио, составляющие драгоценнейшее украшение дворца дожей. Прекрасно улавливая портретное сходство, он чаще всего стремится передать не столько личностное, неповторимое начало, сколько состояние спокойствия, легкой задумчивости он сообщает своим персонажам благожелательность к нам, душевную привлекательность. В картине представлен драматичный миг, когда палач собирается хлопнуть раба молотом.
Время отнеслось к ним сурово: Тинторетто потемнел так сильно, как редко какой художник. Написанные при значительном участии помощников полотна разностильны, некоторые чрезмерно бравурны. Оно насыщено персонажами и отличается гигантскими размерами. Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго.
Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан-Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. В том же году художник становится членом братства. Такова окончательная композиция Леонардо. На заднем плане толпится их многочисленная свита. Там, в уединенной часовне наверху, светлокудрый св. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Якопо Тинторетто родился и вырос в одном из скромных кварталов Венеции на Фондамента деи Мори. Во время процессий на Большом Канале сотни гондол бывали покрыты алым шелком.
Может быть, впрочем, в его композициях видно не столько обдуманное мастерство, сколько родство с глубиной и огромностью библейских тем. В 1578-81 художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-84 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). И в этой мятущейся душе наступали иногда прозрачные созерцательные минуты.
Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Свет выхватывает из темноты отдельные фигуры, лучится нимбом на голове Христа, преломляется в хрустале играет яркими бликами.
Как портретист, Якопо является предшественником придворных художников следующего столетия. Полотно было заказано Братством св. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св.
Роха. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто.
Одни из этих патрициев были добры, другие злы, одни коварны, другие великодушны – важно ли это. Творчество Тинторетто Венера, Вулкан и Марс, 1551 Старая Пинакотека, Мюнхен Введение Марии во храм, 1555 Церковь Санта Мария дель Орто Происхождение Млечного Пути 1570, Национальная галерея, Лондон Усиливающийся кризис ренессансных идеалов остро дает о себе знать в творчестве последнего великого художника эпохи Возрождения — Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти, 1518—1594). Рох во славе". Произведения Джорджоне и Веронезе разбросаны по всей Европе.
Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). В заказах, в которых у него не было недостатка, его привлекала не столько выгода, сколько самая работа и работал он всегда с огромным увлечением, не заботясь о размерах гонорара. В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Все персонажи находятся в зоне освещенности. Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения.
Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Тициан и Тинторетто были почти современниками, но между ними лежит целый мир. Леонардо отказывается от уже ставшей прочной к тому времени традиции, установившейся в XIV веке изображать Иуду обособленно от остальных учеников с противоположной стороны.
В композиции Благовещение чудесное событие совершается в момент драматического напряжения, в почти натуралистически переданной обстановке. Сын красильщика шелка («тинторетто» — «красильщик», отсюда его прозвище), Тинторетто на всю жизнь сохранил яркий демократизм своего искусства. Размашиста и могуча кисть Тинторетто.
Стена рухнула и Ave Maria3 звучит грозной радостью сквозь шум разрушения. Распространенный сюжет из Библии. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение.
Рох во славе» безвозмездно. Марк, слетающий с неба на помощь юноше.
Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. У него был непреклонный, прямой нрав люди, не любившие его, должны были его бояться. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго.
Еще с последним Тинторетто имеет то общее, что и его фантазия не знает границ, что избыток темперамента мешает и ему работать планомерно. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). «Мы венецианцы, а потом уже христиане». Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа.
Созданные им произведения по глубине, значительности, мастерству по уступают самым крупным явлениям эпохи Возрождения. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом.
Св. Тинторетто не психологичен, характер мало интересует его ибо характер – только минутная и случайная особенность единого человеческого духа. Фигура св. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. «Не поддающаяся анализу и превыше всех похвал», – так отозвался об этой картине Тинторетто знаменитый теоретик искусства XIX века Джон Рескин. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути.
В 1578-1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии"). Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. В их числе находится огромное Распятие на стене трапезной.
Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. Художник применил стиль изображения, подчеркивающий их красоту, силу и благородство.
Неся Свое тяжкое бремя, Он прошел, шатаясь, еще несколько шагов и рухнул как подкошенный. Эти слова так созвучны с творчеством Веронезе. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Трагические тенденции в поздних картинах художника: Распятие, Оплакивание Христа. Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Марка (1562, Венеция, галерея Академии).
Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. Это произведение «Битва при Заре» (ок.
Венецианские скуолы были весьма влиятельными религиозно-филантропическими объединениями граждан Венеции — от патрициев до рабочих на верфях арсенала — и играли большую роль в консолидации венецианского общества. Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан-Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Георгий поражает дракона.
Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Эта группа составляет самостоятельную композицию. В этой церкви он погребен.
Нет более благородной цели в прогулках по Венеции, чем поиски Тинторетто. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. С помощью сетки эти рисунки переносились затем в увеличенном виде на холст и там фиксировались в обобщенном монохромном подмалевке.
За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Таким образом, зритель, «освоив» пространство картины, возвращается к ее центральной фигуре, в которой сосредоточен весь смысл описанных здесь драматичных событий. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Все элементы картины привязаны к центральной фигуре распятого на кресте Христа, определяющей центральную ось и оси симметрии композиции и не позволяющей изображению рассыпаться на отдельные фрагменты.
Рох в госпитале». Господь с Тобою благосветная Ты между женами. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным.
В полутемных венецианских церквах его картины являют вид забвения, почти гибели, но под этой чернотой, пылью и копотью свечей еще кипит сила, еще светится вдохновение. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Его живопись свободна и имеет некоторый фантастический оттенок.
Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти.
«Похищение Елены» является не единственной картиной Тинторетто на тему морских сражений. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками.
Школы существовали на добровольные пожертвования. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). Он рисует образы стариков благородных и очень трогательных волнующих до самой глубины души. Художник-венецианец Тинторетто вышел из мастерской Тициана. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке.
Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.
Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан-Маркуоло, 1547 Сан-Симионе, около 1560 Сан-Тровазо, около 1565 Сан-Поло, 1578 и др. ). 1585).
Они абсолютно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны. Тинторетто и Веронезе работали для разных слоев венецианского общества. Толпа, подстрекаемая священниками, схватила его и заставила нести крест Христа. Он ни от чего не отказывался, не спорил из-за цены и в иных случаях писал даже даром.
Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Уникальность творчества Тинторетто состоит в его понимании противоречивости мира.
Леонардо. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов. Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице. Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой. На картине изображен момент, когда св.
В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94). Но есть что-то еще более важное во внутреннем движении изображенного лица, в его взгляде.
Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. У кого Якопо учился дальше не известно. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
Существует много анекдотов, рисующих быстроту его работы и его бескорыстие. Более того — он противопоставляет этим традициям более сложное и драматическое восприятие мира, поиски нового, экспрессивного изобразительного языка. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны.
В 1579--80 гг. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Жизнь и деятельность Тинторетто охватывает этот промежуток времени. Над дверью его мастерской красовались слова: Рисунок Микеланджело, краски – Тициана. Рох во славе».
В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Тинторетто больше привлекала возможность изобразить движение, без которого невозможно сражение: он написал группу артиллеристов, которые, напрягая все силы, тащат тяжелую пушку, стреляющих лучников, отряды пехотинцев, медленно наступающих на врага и всадников, с большой скоростью мчащихся навстречу друг другу и сталкивающихся в битве. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Роха во славе. "Живопись Тинторетто изумительна.
1550 — 1635 гг. ). Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Эти новшества находят выражение прежде всего в капитальном труде художника — десятках огромных панно для филантропического братства — скуола ди Сан Рокко. Христос пришел в храм и весь народ шел к Нему Он сел и учил их.
И не важнее ли всего то человеческое, вечное и общее, что было в них, – та стихия жизни, которая двигала их грузные, широко задрапированные в красные мантии тела, давала острый блеск взгляду и роила мысль под их огненными черепами. На полотне Обретение тела св. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Другое распятие Тинторетто находится в церкви Сан Кассиано.
Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Марка" завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. То же чувство ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко.
Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов).
Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. Св.
Композиция как бы делится на две части: центром одной Тинторетто сделал юношу-христианина, которого язычники раздели и бросили на землю, склонившись над ним и мучая несчастного. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто.
Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто.
Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. Все двенадцать апостолов помещаются по шесть с обеих от него сторон. Нельзя судить о Беллини, не видев Уффиций и Бреры.
Урсулы. Этот художник был одержим страстью к работе и тогдашняя Венеция могла завалить его работой.
Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами. Здесь запечатлен момент предсказания Иисусом предательства. Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет.
Себастьяна (1555-1556). Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от человеческой массы. Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Леонардо располагает Христа посередине прямоугольного стола.
Картину «Чудо Св. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. ТАСС). Когда Иосиф узнал, что Мария ожидает ребенка, он смутился и хотел отпустить ее от себя. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко.
Это животное в средневековом искусстве считалось символом Азии и одновременно послушания. Государство надзирало за всем не преувеличивая, можно сказать, что ему был известен каждый шаг каждого человека. Время не в состоянии погасить жара картин Тинторетто. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. На суде инквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на те же вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные». «Значение Веронезе огромно.
Братство св. Он ведет беседу со своими учениками. Он не водил дружбы с Аретином, как Тициан и не принимал участия в его оргиях.
Все они – должностные лица, члены венецианской иерархии. Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие. В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан-Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». И хотя распространение темы «Поклонение волхвов» в первую очередь было граничит с идеей подчинения светской власти церковной именно мирское начало превалирует в этой маленькой картине, написанной на медной доске. Светский характер религиозных картин: Брак в Канне (1562), Пир у Симона Фарисея (1570), Пир в доме Ливия (1573).
Марк спускается с неба и молот чудесным образом ломается на глазах у изумленных палача и судьи. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). С 1539 работал самостоятельно.
Так сбылось предсказание оракула. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Одно из главных творений Тинторетто – серия монументальных композиций в Скуола Гранде ди Сан Рокко (1564-87), включающая 36 панно и плафонов. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. У Якопо фигуры вырастают из пустоты. В его ранних картинах сияют и золотятся краски.
Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Ридольфи сообщает, что она настояла на том, чтобы Тинторетто одевался согласно моде своего времени. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Десятки сделанных им портретов, разбросанных теперь по всем европейским галереям, увековечили черты целого поколения венецианских дожей, сенаторов и адмиралов. В 1550-1553 годах он создает библейский цикл "Адам и Ева" для Скуола делла Тринита.
Именно с нее началось признание Тинторетто. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. Венецианское государство заставило служить себе даже внежизненный гений Тинторетто.
В присутствии Иуды Искариота опечаленные ученики спрашивают Христа: «не я ли, господи. » Иуде Христос отвечает утвердительным «ты сказал», остальным называет знак, по которому они могут определить предателя: «опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня. ». Т. е, это уже опосредованная информация. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии).
А там, вдали, поднимается на холм Спаситель. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Иоанн на картине выразительным жестом указывает вдаль.
Он ничем не украшает и не объясняет свои портреты. Вечером, во время праздничной трапезы, приготовленной учениками в доме, указанном им Христом, он предрекает, что один из них предаст его. У ног Христа написан стоящий на лестнице человека, который наклонился, чтобы смочить в уксусе привязанную к палке губку (этот эпизод зафиксирован в Евангелии). Можно удивляться силе, богатству, талантливости и жизненности венецианского государства. Пейзажные фоны на его полотнах становятся средством выражения эмоций.
Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально. 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко.
К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Никто из художников не оставил такого количества прекрасных картин, собранных в одном месте. Сенат не только облагал налогом куртизанок, он во всем точно определял их ремесло.
Изобразить душевные движения всех двенадцати апостолов – людей, различных по возрасту, темпераменту, общественному положению, - и не впасть при этом ни в однообразие, ни в преувеличения – такова была необычайно сложная задача, поставленная перед Леонардо да Винчи. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594).
Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом Веронезе своеобразно соединил библейское с современным.
Художник получает ряд официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце дожей, в целом ряде венецианских церквей, портретирует выдающихся венецианских нобилей и государственных деятелей, наконец, сближается с цехами и филантропическими братствами – с тем кругом новых заказчиков из средних и низших классов, с которыми по преимуществу связана его дальнейшая деятельность. Живописное наследие Тинторетто огромно. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину "Св. Это одно из ранних произведений Тинторетто. Едва Христос пришел в Себя, Ему на плечи вновь взвалили крест и заставили идти вперед.