На автопортрете 1588 года – художник Тинторетто, картины которого украшают многие дворцы Венеции. Портреты Тинторетто только упрочили славу их создателя, но заговорили о нем еще в 1548 году, когда свет увидела картина «Чудо святого Марка». Хотя Тинторетто и не был таким прирожденным портретистом, как Тициан, но он оставил нам большую, хотя и неровную по качеству портретную галлерею. Такое упорство привело к тому, что сегодня большинство исследователей считают портреты Тинторетто одними из лучших произведений художника.
Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Персонажи тинтореттовских портретов часто охвачены глубокой тревогой, скорбным раздумьем. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев.
За свою долгую жизнь Тинторетто выполнил множество фресок и полотен на религиозные и мифологические сюжеты, «поэзий», портретов и композиций, сыгравших значительную роль в формировании исторического жанра.
То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой.
Очень часто неистово много работающий и всегда торопящийся выразить себя мастер создавал картины почти небрежные, «приблизительные» по своему выполнению. Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами.
С 1580 года из-за огромного скопления заказов у Тинторетто появилась острая потребность в целой команде помощников. Так, образы более ранних портретов, например мужской портрет (1553 Вена), отличаются скорее большой материальной осязательностью, сдержанной динамикой жеста и общей неопределенной задумчивой мечтательностью настроения, чем напряженностью своего психологического состояния.
"Распятие" – это действительно целый мир. С 1551 г. выполнял заказы Венецианской республики, в 1564 г. приступил к работам, частично бесплатным, в Скуола ди Сан Рокко (Венеция), продолжавшимся свыше двадцати лет. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Тинторетто много занимался портретом. Иисус повернут к зрителю лицом.
Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Картина повествует о кровопролитном сражении, однако художник, по всей видимости, не ставил перед собой цель изобразить события с максимальной достоверностью, как это делали мастера последующих лет. Если говорить о палитре Веронезе, то жизнеутверждающий колорит – это то, что выделяет художника на фоне уравновешенного Тициана или Тинторетто, который уходит в коричневый или бежевато-желтый (тут показательны «Крещение Христа» и алтарная «Тайная вечеря», на которой, в отличие от этого сюжета у Леонардо да Винчи, апостолы сидят по обе стороны стола).
Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Фигура св. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. В 1550-1552 года влияние современной венецианской культуры проявляется в стиле достаточно схожим с тицианским стилем, а также в новом ощущении пейзажа. Даная посвятила себя Зевсу. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает.
В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Хорошо творчество итальянского живописца представлено, например, в мадридском музее Прадо и в венском Художественно — историческом музее.
Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Это братство было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице". Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Но в особенности это касается, конечно, Тинторетто.
Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Одежда едва обозначена на коричневом фоне, лишь намеком указывая на меховой воротник и слегка опущенные плечи.
Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. Настроение беспокойства, напряженности в тревожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы. Но почему. В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной после 1570, он использовал космогоническую легенду как повод для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд.
Именно с нее началось признание Тинторетто. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. О предках художника почти ничего не известно. Он пользуется светом изображая сверкающую наготу юных женских тел.
К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. – Например, Веронезе работал для аристократических кругов Венеции. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). Не достигнув согласия в том, кого из художников пригласить для этой работы, члены Совета Скуолы решили объявить конкурс при этом большинство из них было против приглашения Тинторетто. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер».
На полотне Обретение тела св. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Это произведение «Битва при Заре» (ок. Он был сыном красильщика шелка. От Боскини осталось описание творческого метода мастера.
Композиция Св. Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа.
Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Веронезе оформил потолок в том же зале, создав овальный «Триумф Венеции». Тинторетто отличался крайним бескорыстием. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом.
Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Сыну при рождении дал имя Якопо. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Конечно, художники Ренессанса изображали и раньше не только отдельных героев, а целые группы людей, но в «Афинской школе» Рафаэля или в «Тайной вечере» Леонардо не было ощущения единой людской массы как живого целостного коллектива.
По желанию св. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью»), они далеки от всего обыденного в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер»). Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. Позднее к прозвищу Тинторетто стали добавлять эпитет Il Furioso – яростный, точно определяющий как сами творения мастера, так и процесс их создания.
К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. В дальнейшем, его проект здания школы переработал другой местный архитектор, Антонио Скарпаньино.
Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается. Тициан и Тинторетто были почти современниками, но между ними лежит целый мир. Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. Роха во славе. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св.
Это и большие композиции на религиозные темы и произведения, которые можно назвать основополагающими для формирования исторического жанра в живописи и замечательные «поэзии» и композиции на мифологическую тему и многочисленные портреты. Позднее Возрождение – очень важное понятие для Венеции. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет.
У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. «Зато в Венеции мы пользуемся термином «позднее Возрождение», когда искусство того же Тициана с 1550-х годов окрашивается драматическими тонами.
Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет.
Он изображал замкнутых в своем величии венецианских патрициев, гордых венецианских дожей. От Тициана здесь «Дож Антонио Гримани, поклоняющийся Религии» – портрет, который по традиции должен был заказать претендент на титул дожа перед выборами. Тинторетто (Tintoretto собств. Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт.
В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. Отсюда и его прозвище Тинторетто – "маленький красильщик". Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама.
1550 — 1635 гг. ). Картина Медный змий – сложная композиция, в которой изображены сильные мускулистые тела, написанные в стилистике Микеланджело. Веронезе с «Триумфом Венеции» действительно имел дело с триумфаторами – богатыми жителями города. Тинторетто уделял также много внимания портрету. Явно в нем можно насчитать пять горизонтальных ярусов: снизу-вверх – от темного к светлому.
Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. Но в таких городах, как Рим и Флоренция, эпоха Возрождения закончилась после разграбления Рима в 1527 году (или, отмечает Виктория Маркова, после смерти Рафаэля в 1520-м). Страсть к работе была такой яростной, что он мало обращал внимание на величину вознаграждения, лишь бы получить новые заказы.
Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. «В Венеции действительно искусство Возрождения начинается позднее. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Марк, слетающий с неба на помощь юноше.
В его ранних картинах сияют и золотятся краски. Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Но линия такой толщины уже не линия. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся представители венецианской интеллигенции, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольче, секретари Сената Риччо и Рамузио, композитор и дирижер Сан-Марко Джузеппе Царлино и другие. Известно также, что Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-драматические инсценировки. Умер художник 31 мая 1594 года.
Веронезе (1528 – 1588) учился у своего дяди, родился и первое время жил в Вероне, а в Венеции занимался росписью церквей и Дворца дожей – к его оформлению приложили руку и Тициан и Тинторетто. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет.
Краски приглушаются, зато свет создает единую вибрирующую среду, благодаря чему все, что окружает героев картин, начинает жить с ними единой жизнью. Он написал для Братства св. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя.
Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
Тинторетто – уроженец Венеции. Художника привлекают колоссальные фигуры и сложные движения.
Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Согласно церковным записям, художник умер 31 мая 1594 года в возрасте 75 лет следовательно, он должен был родиться в сентябре или октябре 1518 года. Рох во славе".
«Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами.
И здесь, на слишком, пожалуй, конкретном примере видна и общая картина того, как взаимодействовали три художника. Мистический свет излучаемый господом и его учениками, выхватывает в пространстве картины фигуры обитателей потустороннего мира. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета.
Живописный декор трех залов Скуола ди Сан Рокко не имеет равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу в масштабах Италии XVI века он может быть сопоставлен только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле. Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера. Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения.
Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. В том же году художник становится членом братства.
В начале 1570-х гг. Взгляд широко раскрытых скорбных глаз Тинторетто направлен на зрителя, но он скользит мимо него, он обращен в бесконечную даль или, что то же самое, внутрь самого себя. Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров». Т. е, это уже опосредованная информация.
В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Уже в следующем, 1565-м, году его попросили написать большую картину Распятие, которая бы закрыла стену того же зала. Больше всего удивляет эмоциональная глубина бурных, можно сказать, театральных композиций художника. В некоторых своих аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно свою картину "Св. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго.
В 50 – 60-х гг. Дрезденская галерея). Тинторетто отличался крайним бескорыстием.
"Живопись Тинторетто изумительна. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто.
Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море». Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. С трудом на заднем плане мы можем различить окна выше роста человека, начинающиеся от пола и образующие аркаду полуциркульных арок за спиной Иисуса.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св.
Наследие мастера огромно. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Самая, при всех оговорках, красивая картина на выставке в Пушкинском – «Саломея» Тициана. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Они абсолютно бездейственны, а в поздние годы – как бы бестелесны.
То же можно сказать и о Тинторетто. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. У кого Якопо учился дальше не известно. Создатели выставки «Венеция Ренессанса.
Единственный источник, раскрывающий характер Тинторетто и образ его жизни биографическая книга Ридольфи. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Обширными собраниями картин художника располагают галерея Академии и Дворец дожей, отдельные работы Тинторетто украшают многочисленные храмы. Центром второй части является св.
Братство объятию конкурс на роспись потолка в Скуола ди Сан-Рокко, попросив художников, желавших получить заказ, подготовить эскизы. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины.
В заказах, в которых у него не было недостатка, его привлекала не столько выгода, сколько самая работа и работал он всегда с огромным увлечением, не заботясь о размерах гонорара. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Прекрасно улавливая портретное сходство, он чаще всего стремится передать не столько личностное, неповторимое начало, сколько состояние спокойствия, легкой задумчивости он сообщает своим персонажам благожелательность к нам, душевную привлекательность. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти.
Эта формула «рисунок Микеланджело, колорит Тициана» отражает суть творчества Тинторетто. Высокий лоб, седая борода, обрамляющая суровое лицо с худыми впалыми щеками, горящий проницательный взгляд сближают этот проникновенный психологический образ с портретами великого Рембрандта. Роха. Таков его автопортрет (1588 Лувр). Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором.
Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. Выразительность полихромной гаммы сочетается с динамичным, резким пространственным решением, лишенным ренессансной симметрии и равновесия.
Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Падают с ними и поверженные ангелы. Очевидно, что на цветовом решении картины сказалось искусство более молодого, только что утвердившегося в Венеции живописца Паоло Веронезе, давшее новый импульс и колористическому дарованию Тинторетто. В 1550-1553 годах он создает библейский цикл "Адам и Ева" для Скуола делла Тринита. Распространенный сюжет из Библии. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам.
Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Картину «Чудо Св. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Примерно в 1560-е годы Тинторетто достигает полноценной творческой зрелости и начинает довольно смелые и всегда неожиданные художественные поиски.
Эта Тайная вечеря Тинторетто более развернута в вертикаль, а персонажи как бы отодвинуты от зрителя. В лучших же его произведениях необычайно одухотворенная содержательность его живописной формы, страстная одушевленность его видения мира приводят к созданию шедевров, где полнота чувства и мысли гармонирует с мощной адекватной чувству и замыслу художника живописной техникой. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Однако три главных помещения Скуолы — огромный Нижний зал с эффектной лестницей, ведущей на второй этаж, столь же обширный и очень нарядный Верхний зал, а также примыкающий к нему под прямым углом несколько меньший по размерам зал Альберго еще не имели живописного декора.
Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. Марка. Рох в госпитале".
Зрелый период. Рох во славе». В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. В 1550-1570-х гг. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости.
Марка" завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. У Якопо фигуры вырастают из пустоты. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
Рох в госпитале». Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Написанные при значительном участии помощников полотна разностильны, некоторые чрезмерно бравурны. 1585).
Еще через год-два появляется цикл так называемых "фризов", отличающийся от "Адама и Евы", тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие.
Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. В 1565 году он пишет новую картину для братства – "Распятие", самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет.
«Рай» Тинторетто – это религиозная живопись, он и вне Дворца дожей чаще всего оформлял именно церкви. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света.
В превосходных реалистических портретах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рембрандта, проникновенно внимая душевным движениям своих моделей. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников.
Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Она размещается слева от центрального произведения, выполненного в форме полуциркульной арки и передает содержание ветхозаветной легенды о том, как спасшиеся из Египта и бродившие по пустыне в поисках Земли обетованной иудеи разуверились в Боге и снова стали поклоняться языческим идолам, один из которых являл собою быка, выполненного из золота. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно.
Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Большинство апостолов – в профиль. Рох во славе». Вместе с тем при отсутствии какой бы то ни было внешней жестикуляции (это погрудный портрет, где кисти рук не изображены) беспокойный ритм света и тени, почти лихорадочная нервность мазка с исключительной силой передают ощущение внутренней смятенности, беспокойного порыва мысли и чувства.
В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). В частности, в венецианском Дворце дожей ниши распределились так: Тинторетто со своими учениками создал самую большую картину в мире – «Воскресение праведников или Рай» площадью 7 на 22 метров в зале Большого совета (этот зал считается самым большим в мире помещением без колонн и опор).
К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). Его, вместе с некоторыми другими мастерами, пригласили принять участие в конкурсе на получение заказа на украшение нового здания школы. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Над дверью его мастерской красовались слова: Рисунок Микеланджело, краски – Тициана. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году.
Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94).
Искусство Тинторетто, подобно искусству Тициана, необычайно многогранно и богато. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года.
Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине "Спасение Арсинои". Немного схоже с дантовскими кругами. «поэзий». С 1539 работал самостоятельно. Любимов). Замкнутые, холодные официальные лица, фигуры, окутанные отороченной горностаем мантиями. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Много занимался росписями вилл на материковой части Венецианской республики.
На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Св.
В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Но это характер, которому нравственные страдания придали силу и величие.
Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Живописное наследие Тинторетто огромно. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.
Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Будучи признанным художником избран в 1566 г. в Флорентийскую Академию (подобно Тициану и Палладио). основал мастерскую, в которой работал с дочерью Мариэттой и сыном Доменико. В него сдержанно вплетается оттенок ласковой женственности.
Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Этой работой автор, по всей видимости, хотел отвлечься от повседневных проблем, обыденности, скуки и увести зрителя в мир сказки и мечты. Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации.
Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Все они – должностные лица, члены венецианской иерархии. Тициан (1488 – 1576) был учеником Джованни Беллини, дружил с Джорджоне, а учеником Тициана, как полагают, был Тинторетто (1518 – 1594), который следовал девизу «Рисунок – как у Микеланджело, колорит – как у Тициана». В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье.
Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. Сценка могла бы вполне соответствовать бытовому сюжету, только неярко светящиеся нимбы вокруг голов Иисуса и апостолов напоминают об истинном событии.
Его живописная манера благородна, сдержанна и величественна, как и трактовка моделей. Саломея с волосами рыжеватого оттенка (который теперь так и называют – «тициановский цвет») – это, пожалуй, один из наиболее узнаваемых признаков не только этого художника, но и эпохи Возрождения в целом. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев.
Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. В том же году художник становится членом братства. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Мастер выбирает форму поколенного портрета.
Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером.
Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). Как портретист, Якопо является предшественником придворных художников следующего столетия. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана.
Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). В 1578-1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии"). Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами.
К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Рох в госпитале». Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
Художник применил стиль изображения, подчеркивающий их красоту, силу и благородство. Первоначально, на картине художника были изображены и лилии, но в дальнейшем, полотно было обрезано и свидетельства об их присутствии остались лишь благодаря сделанным ранним копиям. И не только. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто.
"Чудо св. Общее состояние благородной мечтательности здесь передано особенно тонко и поэтично. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Тинторетто изображает только одних дожей, сенаторов и прокураторов св. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно свою картину «Св.
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. С темного тепло-коричневого фона, как бы растворяясь в нем, светлым пятном возникает удивительное лицо старика с пронзительным взором. Он ведет беседу со своими учениками. У Тициана на портретах детали указывают на среду, в которой живут эти люди. Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой.
С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным.
В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника.
В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Марком, с выставленным в церкви напоказ холодным, официальным выражением лица. В том же году художник становится членом братства.
Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Школы существовали на добровольные пожертвования. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Венецианские художники следовали классическим образам и не в последнюю очередь это сказывалось на их понимании женской красоты.
Жизнь Тинторетто полна тайн. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо.
Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Но к ней следует относиться осторожно. Художник-венецианец Тинторетто вышел из мастерской Тициана. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца.
Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко.
Отметим, что две из трёх картин имеют композицию, где на фоне архитектурных кулис происходит театрализованное действие. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. Своеобразие тинтореттовского портретного стиля определилось не раньше середины 1550-х гг. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св.
Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. Так сбылось предсказание оракула.
Благодаря им расцвет искусства продлился здесь до 70-х годов XVI века. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). Эта группа составляет самостоятельную композицию. Все персонажи находятся в зоне освещенности.
Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Еще стремительнее становится этот бег пространства в глубине, где, отделенные резким пространственным скачком от первого плана, уходят вглубь, в серебристую голубизну неба прекрасные ослепительно-белые здания. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе.
Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет Якопо Тинторетто») у художника почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II.
Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении.
Это его второй период. Чтобы посетить выставку не для галочки, а вдумчиво насладиться редкой возможностью увидеть работы венецианских живописцев, «Лента. ру» и куратор Виктория Маркова объясняют, что дали искусству Тициан, Тинторетто и Веронезе и чем они отличаются от других мастеров Возрождения – и друг от друга. В 1579-1580 гг. «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике.
Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Полотно было заказано Братством св. Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина».
После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Это одно из ранних произведений Тинторетто. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). Но к концу XVI века начинается спад и в Венеции и именно тогда в Рим приезжает Караваджо.
Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину "Св.
Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Марка.
окончательно складывается своеобразный художественный язык Тинторетто как мастера позднего Возрождения. Эти новшества находят выражение прежде всего в капитальном труде художника — десятках огромных панно для филантропического братства — скуола ди Сан Рокко. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо).