После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Биографы (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. С 1539 работал самостоятельно.
Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили корпус св. Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии).
Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). В этот момент появляется святой, чтобы спасти юношу от разъяренной стихии. Страсть к работе была такой яростной, что он мало обращал внимание на величину вознаграждения, лишь бы получить новые заказы. По мнению большинства исследователей, морская буря, которую мы видим здесь, никогда еще не изображалась в искусстве стакой мощью1 Огромный корабль с неверными на борту (сарацинами называли мусульман) пошел ко дну, несколько человек пытаются спастись в лодке, но и она уже тонет.
Полотно было заказано Братством св. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго.
Но к ней следует относиться осторожно. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году).
Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами.
«поэзий». Композиционный центр картины смещен вправо, где мы видим Иисуса, сидящего у ног Симона Петра, пытающегося воспротивиться воле Учителя. Оттенок кожи лежащего раба настолько натурален, а рисунок лица так прекрасен, что сомнений в том, что в этом тле пульсирует жизнь. Фон картины, написанный широкими, размашистыми мазками, прозрачен и светел – в отличии от переднего плана. Именно с нее началось признание Тинторетто. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен.
В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Куда девалась увесистость, солидность Тициана, Пальмы, Моретто, мягкая чувствительность Джорджоне и Лотто. В этой мастерской, наряду с другими начинающими художниками, учатся и дети Тинторетто.
Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. То же чувство ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие.
Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Рох во славе» безвозмездно. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях).
В 50 – 60-х гг. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом.
В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. В 50-60-х гг.
В 1562 художник создал ещё три картины для Скуола ди Сан Марко. Немецкий император Максимилиан и король Филипп II Испанский приглашали её к себе на службу, но она не захотела расстаться с обожаемым родителем, которому суждено было вскоре после того оплакивать её безвременную кончину. Эта картина украшает верхнюю переднюю створку органа в церкви Санта Мария дель Орто. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией.
В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально.
Композиционным и духовным центром шедевра является распятый Христос, окруженный группами фигур. : Небо пришло на помощь похитителям: разразилась гроза, сверкает молния внезапно начавшаяся буря опрокинула наземь мужчину, пытающегося удержать рвущийся из рук плащ и погонщика верблюдов поток дождя обрушивается на площадь, напоминающую площадь святого Марка. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658).
Т. е, это уже опосредованная информация. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.
Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Роха во славе. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается чувство хаоса морского шторма.
Школы существовали на добровольные пожертвования. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками.
Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие.
Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Композиция Св.
В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан-Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Те кто относится к Тициану не слишком доброжелательно, настаивают на версии зависти признанного мастера к юному гению.
Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна.
Но чудо уже свершилось — вокруг распростертых рук и головы Христа на фоне темного ночного неба разгорается странное, похожее на большие полукруглые крылья сияние, отблески которого падают на отпрянувшую в стороны толпу яркое сияние начинает испускать земля у подножия креста. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан-Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе.
В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения.
Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Тинторетто трактует этот момент по своему. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо).
Они абсолютно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. Известно также, что художник подробно изучал анатомию. Так он поступил при работе над картиной Чудо святого Марка. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев.
Лучшие портреты Тинторетто. Роха. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа.
Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св. У кого Якопо учился дальше не известно. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины.
Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. И тут слова попросил пророк Даниил.
История живописи не знает более безумного, более вдохновенно-импровизаторского гения, нежели Тинторетто, не знает она и живописца более цельного, более верного самому себе. Ридольфи сообщает, что она настояла на том, чтобы Тинторетто одевался согласно моде своего времени. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции.
Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св.
Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. Поскольку фигуры персонажей должны были находиться над головами зрителей, в плафоне одного из залов Скуолы ди Сан Марко, то, чтобы лучше передать все перспективные сокращения, мастеру приходилось подвешивать восковые фигурки повыше. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной следом 1570, он использовал космогоническую легенду как предлог для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд. В мастерской известного мастера Тинторетто задержался всего на десять дней, после чего именитый наставник приказал своему помощнику отпустить юного художника.
То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. В 1548 по заказу Скуола ди Сан-Марко была написана картина «Чудо св. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко.
Главная работа Тинторетто – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88) в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений. 1550 — 1635 гг. ). Сусанна была признана виновной по ложному обвинению и приговорена к смерти. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко.
Но, небесный покровитель не оставил своего почитателя он явился в момент казни и спас раба от неминуемой гибели. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Известно только, что имея доступ к краскам, он очень рано проявил свои таланты художника, а так же имел способности к игре на арфе, сохранив любовь к музыке на всю жизнь. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению.
Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови.
Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды.
В тот момент, когда служанки закончили обхаживать свою госпожу и оставили ее одну, старцы накинулись на ничего не подозревавшую обнаженную женщину. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». На суровом темно-зеленом фоне неба и моря яркое свечение фигуры святого усиливает драматическое напряжение сцены и подчеркивает факт свершения настоящего чуда. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».
В 1578-81 художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-84 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). Художник создал для него 23 картины, причем потолок оказался отведен для сцен иллюстрирующих события Ветхого Завета, а стены соответственно события Нового Завета. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. В 15651588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело).
В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа.
Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Распространенный сюжет из Библии. Наследие мастера огромно. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Братство св.
Центром второй части является св. Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94). Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Старцы вынуждены были скрыться, но впоследствии все же выполнили свою угрозу. Однако это был особый маньеризм -- венецианский, который отличался от флорентийского, прежде всего, ярким колоритом, драматизмом сюжетных коллизий и одухотворенностью персонажей.
Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи.
Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан-Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко.
Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера). Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Размещение персонажей по кругу ненаглядный прием мастера использовано им и в картине Вакх и Ариадна (1578, Венеция, Дворец дожей), одной из четырех композиций, которые должны были символизировать мудрость венецианских властей.
Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). В картине представлен драматичный миг, когда палач собирается хлопнуть раба молотом. Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице.
Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к смелым пространственным построениям, асимметрической композиции с прорывами в глубину использует мощные светотеневые эффекты. Это произведение «Битва при Заре» (ок. Впоследствии, рисунки Тинторетто будут высоко цениться и часто копироваться. Проникнутое бунтарским духом творчество Т. ярко отражало идейные, в частности религиозные, брожения 2-й половины 16 в. и отвечало запросам демократических масс) до которых докатились отголоски Реформации.
Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore).
Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко.
Св. Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». Бывало, что в качестве оплаты он просил у заказчика только холст и краски, чтобы иметь возможность выполнить работу. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма.
Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет», Лувр) Тинторетто почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса.
Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св. Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. Зрелый период. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий».
С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция «Себастьяно Вениер», Художественно-исторический музей, Вена). Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Марк появляется над своими мощами, чтобы сориентировать местоположение их погребения.
Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Фигура св.
Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ).
Тинторетто (Tintoretto собств. Тинторетто принадлежит к пантеону художников золотого века венецианской живописи. Еще в детстве пристрастился к рисованию углем и пользовался красками отца для своих живописных опытов на стене дома.
В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. В чисто тициановской манере художник писал свои первые портреты, а достичь совершенства в этом жанре ему помог врожденный талант и постоянное изучение анатомии. Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов.
Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо.
По желанию св. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Фигура св. Представитель венецианской школы. Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан-Маркуоло, 1547 Сан-Симионе, около 1560 Сан-Тровазо, около 1565 Сан-Поло, 1578 и др. ).
Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). «Чудо св. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Композиция Св. Жизнь Тинторетто полна тайн.
Тинторетто Якопо (Tintoretto собственно Робусти, Robusti) (1518-1594) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. Искусствовед Макс Дворжак так описывает сцену Похищения. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто.
Многие современники и искусствоведы последующих поколений отмечают неравноценность созданного Тинторетто. Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы.
Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Созданию эффекта восходящего движения служит расположение персонажей слева направо по диагонали (самый динамичный прием построения композиции), берущей свое начало у основания пирамидальной формы лестницы – в левом нижнем углу картины. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе.
Однако три главных помещения Скуолы — огромный Нижний зал с эффектной лестницей, ведущей на второй этаж, столь же обширный и очень нарядный Верхний зал, а также примыкающий к нему под прямым углом несколько меньший по размерам зал Альберго еще не имели живописного декора. Картина изображает освобождение раба святым Марком. «Чудо св. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Св. 1585).
На полотне Обретение тела св. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации. Одна из работ Тинторетто, также предназначавшаяся для оформления Дворца дожей имеет не религиозный, а исторический сюжет.
окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками.
О предках художника почти ничего не известно. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Более вероятна — психологическая несовместимость художников.
Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта-Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Композиция Св.
Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе, а также у Тициана. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Картину «Чудо Св. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье.
В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Живописное наследие Тинторетто огромно. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто.
Эта группа составляет самостоятельную композицию. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков (Чудо св. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных.
Марка, 1548, Галерея Академии, Венеция). Испытал влияние Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками.
Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Первоначально, на картине художника были изображены и лилии, но в дальнейшем, полотно было обрезано и свидетельства об их присутствии остались лишь благодаря сделанным ранним копиям. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви.
В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). На полотне Обретение тела св. Он написал для Братства св. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Отметим, что первые образы данного художника восходят всё-таки к маньеристической стилистике, а также к формулам Пармиджанино, а по повествовательности достаточно похожи с приемами Андреа Скьявоне.
Сусанна вырвалась из дрожащих рук похотливых старцев и закричала, моля о помощи. На картине изображен момент, когда св. Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством.
С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.