О детстве, юности и ученических годах итальянского художника Якопо Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти) сведений практически не сохранилось. Наиболее полным источником информации о жизни художника остается книга Карло Ридольфи, который и сам большинство сведений получил у сына Тинторетто, Доменико. Излюбленным сюжетом многих современных Тинторетто художников являлась легенда под названием Спасение Сусанны Даниилом. На протяжении своей художественной карьеры Тинторетто создал около десяти иллюстраций к этой истории о торжестве целомудрия над похотью и злодейством, вот одна из них.
На автопортрете 1588 года – художник Тинторетто, картины которого украшают многие дворцы Венеции. Над ее убранством работало сразу несколько ведущих венецианских художников, в том числе и Тинторетто, отдавший этой деятельности последние годы своей жизни. Про детство Тинторетто изветсно довольно мало, молодой художник наблюдал за работой отца, будучи подростокм он решил обучаться живописи у Тициана, но обучение длилоьс не долго, скорее всего два настоящих художника не смогли найти общий язык, произошел так называемый конфликт характеров. Тинторетто — великий мастер и великий художник религиозно-евангельской темы. О детстве, юности и ученических годах итальянского художника Якопо Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти) сведений практически не сохранилось.
Биография Тинторетто, довольно противоречива, наиболее достоверным и полным источником его жизни является книга Карло Ридольфи, в которой говорится что автор большинсто сведений получил у сына художника. Такое упорство привело к тому, что сегодня большинство исследователей считают портреты Тинторетто одними из лучших произведений художника. Тинторетто переводится с итальянского как маленький красильщик: такое прозвище юный художник получил по профессии своего отца Джованни.
Было принято решение поручить заказ именно Тинторетто и с тех пор между художником и Братством началось тесное сотрудничество. На картине Тинторетто мы видим похищение не мощей, а самого тела святого, что, с исторической точки зрения, не соответствует действительности, зато в художественном плане выдвигает имя художника на первые позиции в списке признанных мастеров изображения обнаженного человеческого тела. В 1539 году Якопо Робусти становится независимым художником, взявшим себе прозвище Тинторетто.
Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. «Говорящими» были и многие названия работ Робусти. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция).
Сыну при рождении дал имя Якопо. В этой картине Тинторетто выступает как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи. Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров». Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами.
В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». Мария дель Орто он занимал со своей семьей скромное жилище. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя.
Он был сыном красильщика шелка. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Он пользуется светом изображая сверкающую наготу юных женских тел. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком.
Изображен тот момент, когда при появлении святого, слетающего с неба, орудия пытки ломаются в руках палача. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению.
Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. В 1548 году по заказу Скуола ди Сан-Марко была написана картина «Чудо св. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами.
Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Большинство апостолов – в профиль.
В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. «Распятие» – это действительно целый мир. В них выражается грубая групповая работа, даже несмотря на ощутимое участие сына художника Доменико.
Он написал для Братства св. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. В этой мастерской, наряду с другими начинающими художниками, учатся и дети Тинторетто.
Картина, которая считается одной из звездных работ мастера среди всех произведений мифологического содержания. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Впоследствии, рисунки Тинторетто будут высоко цениться и часто копироваться.
Тинторетто изображает только одних дожей, сенаторов и прокураторов св. От Боскини осталось описание творческого метода мастера. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Марка. Одно из наиболее важных произведений на выставке —«Саломея» Тициана. Среди ее членов было немало влиятельных и состоятельных людей, вот таким образом только она, вслед за Скуола ди Сан Марко владела большим двухэтажным зданием, строительство которого было завершено в 1542 году архитектором Антонио Скарпаньино.
Но картины его, даже огромные, кажутся эскизами ибо стремление выразить как можно больше, проявляя при этом неиссякаемое дерзание, вредило завершенности образов. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. В его ранних картинах сияют и золотятся краски. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Картины художника остро показывали грядущий трагизм эпохи, близость перемен.
Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Живописное наследие Тинторетто огромно. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно.
Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Композиционным и духовным центром шедевра является распятый Христос, окруженный группами фигур. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях).
Композиция Св. ТАСС). Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Рох в госпитале». Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). По желанию св.
Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Марка» завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Так, «Похищение Европы» было одним из наиболее популярных мифов в эпоху Возрождения —история повествует о молодой женщине, которую похищает превратившийся в быка Зевс. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера.
Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. "Распятие" – это действительно целый мир. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св.
Марка». Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик». В середине XVI века Тинторетто отступил от выполнения произведений на религиозные сюжеты и написал несколько картин-иллюстраций к литературным произведениям, т. н. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои».
Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы».
Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Марка» завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. 1585). Очень вероятно, что именно в полуремесленной среде фасадных живописцев и декораторов ларей и стали складываться художественные приемы Тинторетто. Тициан и Тинторетто были почти современниками, но между ними лежит целый мир.
В том же году художник становится членом братства. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Это одно из ранних произведений Тинторетто. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ.
Марко Джузеппе Царлино и другие. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. Марком, с выставленным в церкви напоказ холодным, официальным выражением лица.
«Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Мастер выбирает форму поколенного портрета. Полотно было заказано Братством св.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Жизнь воспринимается им во временном потоке, в движении. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса – молодого, сильного, здорового мужчину.
Именно это свойство цвета, которое часто объясняют венецианскими видами, прозрачностью воздуха и голубизной лагуны, станет отличительной чертой для всех художников венецианской школы. Сын красильщика шелка («тинторетто» — «красильщик», отсюда его прозвище), Тинторетто на всю жизнь сохранил яркий демократизм своего искусства. Эта группа составляет самостоятельную композицию. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами.
Рох во славе». Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Зрители, находящиеся в Большом зале, видят только часть произведения: основание креста, Марию и группу апостолов — сломленных, отчаявшихся, убитых горем из-за того, что их Учитель умирает на кресте. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто.
Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто – картины «Спасение Арсинои» – послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто.
Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Созданию эффекта восходящего движения служит расположение персонажей слева направо по диагонали (самый динамичный прием построения композиции), берущей свое начало у основания пирамидальной формы лестницы – в левом нижнем углу картины. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Любимов).
Тинторетто работал для бедных, религиозных и благотворительных братств, брал за это маленькие деньги, за ничтожную плату в течение 20 лет писал холсты для Скуола Сан-Рокко (одно из шести крупных венецианских благотворительных братств – Прим. Рокко) огромную картину «Св. Он был сыном красильщика шелка. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом.
Рох в госпитале». Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите. Центром второй части является св.
У кого Якопо учился дальше не известно. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. Довольно скоро Тинторетто снискал славу наравне с Тицианом и Паоло Веронезе.
Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. В произведениях более позднего периода Тинторетто по-иному относится к пространству, пейзажу, как бы растворяющему в своей безграничности человека. Замкнутые, холодные официальные лица, фигуры, окутанные отороченной горностаем мантиями.
Неисчислимая армия сражающихся воинов становится главным действующим лицом исторической картины «Битва при Заре» (около 1585, Венеция, дворец Дожей). Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта. Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит. «Живопись Тинторетто изумительна. Но линия такой толщины уже не линия. Роха во славе.
В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Картина изображает освобождение раба святым Марком.
Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). В том же году художник становится членом братства.
С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. «Чудо св. Он использовал сложные приемы построения композиции, ракурсов, перспективы.
В 1578–1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582–1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала (История Марии). Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Распространенный сюжет из Библии. Именно с этим ученые связывают и то, что в начале творческой деятельности у Тинторетто было гораздо больше удачных картин («Грехопадение Адама и Евы», «Убийство Авеля», «Поклонение золотому тельцу», «Страшный Суд», «Чудо св.
Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. «Живопись Тинторетто изумительна.
Бросая взгляд от Саломеи в другой конец экспозиции, зритель сталкивается с «Тайной вечерей» из церкви Сан-Маркуола. К нижнему краю картины спускаются ступени, на которых сидит девушка, а подле лежит ее гитара и стоит дорожный узелок, возлежит мужчина. Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника.
В 1578-1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии"). О жизни самого художника известно мало. Искусствовед Макс Дворжак так описывает сцену Похищения. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. В 1548 году по заказу Скуола ди Сан.
Тинторетто стал работать быстро, пытаясь успеть сделать всё к сроку, в результате получались такие картины, которые были сырыми, недоделанными, непродуманными и даже небрежными. Св. Над дверью его мастерской красовались слова: Рисунок Микеланджело, краски – Тициана.
Заканчивается цикл картиной Встреча Марии с Елизаветой (1588) на главной лестнице». Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. От Боскини осталось описание творческого метода мастера. К 50-60-м гг. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Полотно, созвучное со знаменитыми автопортретами Рембрандта, показывает, что в этом жанре художник намного опередил свое время. От Боскини осталось описание творческого метода мастера.
Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Художник отверг, ставшие догмой, стереотипы: он разрушил симметрию, раздвинул пространство, внес в произведения повышенную эмоцию и динамику, отразил человеческие чувства. В 1565 году он пишет новую картину для братства – "Распятие", самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Марко была написана картина «Чудо св.
Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет.
Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. Изображен тот момент, когда при появлении святого, слетающего с неба, орудия пытки ломаются в руках палача. Одновременно с работой в Большом зале Скуола ди Сан Рокко Тинторетто осуществляет ряд масштабных работ в Дворце Дожей.
Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Школы существовали на добровольные пожертвования. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко.
Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Художника привлекают колоссальные фигуры и сложные движения. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви.
Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера.
Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф.
То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. В 1574 году мастерская Тинторетто получает первый государственный заказ – четыре картины для украшения Зала Большого совета во Дворце Дожей.
В середине XVI века Тинторетто отступил от выполнения произведений на религиозные сюжеты и написал несколько картин-иллюстраций к литературным произведениям, т. н. «поэзий». «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик».
Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. Как выяснили исследователи, он его получил по профессии отца, работавшего красильщиком.
В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения. О предках художника почти ничего не известно. Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Размашиста и могуча кисть Тинторетто.
Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Рох во славе".
В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Творчество Тинторетто Венера, Вулкан и Марс, 1551 Старая Пинакотека, Мюнхен Введение Марии во храм, 1555 Церковь Санта Мария дель Орто Происхождение Млечного Пути 1570, Национальная галерея, Лондон Усиливающийся кризис ренессансных идеалов остро дает о себе знать в творчестве последнего великого художника эпохи Возрождения — Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти, 1518—1594). Жизнь Тинторетто полна тайн. Марка" завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе.
Сусанна вырвалась из дрожащих рук похотливых старцев и закричала, моля о помощи. Именно он передал своему народу скрижали от Бога, где были высечены заповеди, по которым люди должны были жить. В 1550–1553 годах он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев.
В композиции Благовещение чудесное событие совершается в момент драматического напряжения, в почти натуралистически переданной обстановке. Настоящее имя Тинторетто – Якопо Робусти (недавно появились данные о том, что Робусти – это также прозвище его отца, а настоящая их фамилия – Комин). Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св.
Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом.
Тинторетто уделял также много внимания портрету. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). Одно из главных творений Тинторетто – серия монументальных композиций в Скуола Гранде ди Сан Рокко (1564-87), включающая 36 панно и плафонов. В том же году художник становится членом братства. Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице".
Сюжет его связан с мифом о Зевсе, который хотел одарить своего сына от земной женщины, Геракла, бессмертием. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. В 1565 году он пишет новую картину для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра).
Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. В заказах, в которых у него не было недостатка, его привлекала не столько выгода, сколько самая работа и работал он всегда с огромным увлечением, не заботясь о размерах гонорара. 1550 — 1635 гг. ). После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи.
Последние годы жизни Тинторетто были временем напряженной работы запас его творческой энергии, видимо, был беспределен. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. В этой картине Тинторетто выступает как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи.
Рох во славе». Тинторетто отличался крайним бескорыстием. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658).
Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Но второстепенными они являются лишь с виду, а на самом деле все элементы и герои картины являются аллегорическими изображениями, раскрывающими скрытый смысл произведения.
Падают с ними и поверженные ангелы. Рох в госпитале". Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера.
В заказах, в которых у него не было недостатка, его привлекала не столько выгода, сколько самая работа и работал он всегда с огромным увлечением, не заботясь о размерах гонорара. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто.
Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света.
Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт.
Однако если религиозные сюжеты вполне очевидны и для неподготовленного зрителя, то с мифологическими все не так просто. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. «Распятие» – это действительно целый мир. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы).
Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. В то время как многочисленные последователи Микеланджело и Рафаэля без устали копируют «Битву при Кашине» и фрески в ватиканских станцах, развивая тем самым жанр маньеризма, венецианские художники следуют за колористическим мастерством Раннего Возрождения в Венеции —Витторе Карпаччо и Джованни Беллини. В том же году художник становится членом братства.
Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. По мнению большинства исследователей, морская буря, которую мы видим здесь, никогда еще не изображалась в искусстве стакой мощью1 Огромный корабль с неверными на борту (сарацинами называли мусульман) пошел ко дну, несколько человек пытаются спастись в лодке, но и она уже тонет. В 1550–1553 годах он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Центральная часть композиции кажется изолированной от пестрой сутолоки, парящей вокруг и благодаря пространственным паузам по кругу создается впечатление, будто эта группа персонажей как бы выдвинута вперед и макситмально приближена к зрителю. Тициана, напротив, принято считать портретистом высших политических и религиозных лиц.
«Чудо св. Но линия такой толщины уже не линия. Небо позади Марии озарено: так возвещает о себе новое будущее человечества, о котором, по-видимому, догадывается старик в левом нижнем углу изображения – удивительная фигура, выхваченная из темного фона яркими лучами света и отчетливо напоминающая поздних персонажей Микеланджело. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год).
В том же году художник становится членом братства. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Иисус повернут к зрителю лицом. Любимов). Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника.
Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. "Живопись Тинторетто изумительна. В 1550-1553 годах он создает библейский цикл "Адам и Ева" для Скуола делла Тринита.
Он был сыном красильщика шелка. Это произведение «Битва при Заре» (ок. Рох во славе».
Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой. Марка.
Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Но линия такой толщины уже не линия. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море».
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину "Св. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко.
Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих живописных опытов на стене дома. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений).
Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Зрелый период. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен.
Тинторетто и Веронезе работали для разных слоев венецианского общества. В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз.
На полотне Обретение тела св. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. В этих картинах особенно полно раскрывается свойственное дарованию Тинторетто поэтическое начало, тонкое, почти музыкальное чувство красоты, построенное на плавных, волнообразных линиях ритмического рисунка, утонченность цветового решения. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом.
Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. В 1487 году Скуола ди Сан-Рокко, единственная из тогдашних венецианских школ, приступила к строительству собственной церкви. Церковь освятили в 1508 году, а в 1515 году началось возведение здания управления самой организации. «поэзий». Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде).
Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. У Якопо фигуры вырастают из пустоты. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
Еще через год. Фигура св. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко.
Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. В этот момент появляется святой, чтобы спасти юношу от разъяренной стихии.
При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Тинторетто трактует этот момент по своему.
Марка. Фаустина, будучи более высокого происхождения, повлияла на изменение внешнего облика художника. Веронезе облачает героев античного мифа в одеяния венецианок и переносит античных богов и героев в мир своих современников. В 1565 году он пишет новую картину для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). Наследие мастера огромно.
Как портретист, Якопо является предшественником придворных художников следующего столетия. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей.
По желанию св.
Марка». Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Отсюда и его прозвище Тинторетто – "маленький красильщик". Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Он ведет беседу со своими учениками.
Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. драматические инсценировки. Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах).
Художник применил стиль изображения, подчеркивающий их красоту, силу и благородство. Так он поступил при работе над картиной Чудо святого Марка. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Центром второй части является св. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом.
Тинторетто изобразил на полотне двух мужчин: рыцаря и юношу, подплывших в гондоле к мрачному замку, построенному посередине моря и освободивших двух юных, прекрасных, обнаженных девушек, закованных в цепи. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны.
Марка. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Поражают и ренессансная пластическая лепка характеров и глубокое ясновидение человеческой души.
И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. У Тициана на портретах детали указывают на среду, в которой живут эти люди. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Даная посвятила себя Зевсу. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер».
Эта группа составляет самостоятельную композицию. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Художник-венецианец Тинторетто вышел из мастерской Тициана. Но Веронезе умер, а Тинторетто продолжал работать, — рассказывает Маркова. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя.
В начале своей карьеры живописца он писал произведения медленно, относился к каждой детали очень внимательно и создавал по-настоящему грандиозные картины, которые до сих пор завораживают зрителя своей могущественной красотой. два появляется цикл так называемых «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. Даже его настоящее имя долгое время оставалось загадкой. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров».
Среди произведений в Белом зале сложно выделить более значимые: «Похищение Европы» Веронезе соседствует с «Грехопадением Адама и Евы» Тинторетто, а «Венера и Адонис» Тициана —со «Снятием с креста» Тинторетто. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины.
Как правило, художники обращались к «Метаморфозам» Овидия или другим античным текстам. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Т. е, это уже опосредованная информация. Рох в госпитале».
Рох во славе». В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Картину «Чудо Св.
И тут слова попросил пророк Даниил. Именно с нее началось признание Тинторетто. Тинторетто – это прозвище, означающее «маленький красильщик». Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения.
Этой работой автор, по всей видимости, хотел отвлечься от повседневных проблем, обыденности, скуки и увести зрителя в мир сказки и мечты. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Старцы вынуждены были скрыться, но впоследствии все же выполнили свою угрозу. И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства.
И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Настоящее имя – Якопо Робусти. Роха (Скуола ди Сан. Фон картины, написанный широкими, размашистыми мазками, прозрачен и светел – в отличии от переднего плана. Так сбылось предсказание оракула. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св.
Итальянский художник, представитель венецианской школы. У него было огромное количество заказов. "Чудо св.
Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Названия известных картин Якопо Робусти: «Происхождение Млечного Пути» «Тайная вечеря» «Похищение Елены» «Страшный суд» «Вакх, Венера и Ариадна» и другие. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы.
В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Все они – должностные лица, члены венецианской иерархии. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
Рох в госпитале». Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность.
Еще через год-два появляется цикл так называемых «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года.
Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Немного схоже с дантовскими кругами. Став известным, многие свои работы Тинторетто писал на скорую руку и это прослеживается в манере письма – несколько небрежной.
Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. В этой истории рассказывается о военачальнике вавилонского царя Навуходоносора Олоферне, который был умерщвлен израильской вдовой по имени Юдифь.
нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Эта картина украшает верхнюю переднюю створку органа в церкви Санта Мария дель Орто.
Сусанна была признана виновной по ложному обвинению и приговорена к смерти. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях.
Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
«Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Марка», «Брак в Кане Галилейской»), нежели в эпоху его востребованности. В «Сборе манны» (1594, Венеция, церковь Сан-Джорджо Маджоре) религиозный сюжет развертывается на втором плане композиции.
Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. Любимов). Работы Якопо Робусти отличаются стремительной подвижностью. Но к ней следует относиться осторожно.
Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Родился в семье красильщика, отсюда прозвище Тинторетто («маленький красильщик»). Тинторетто – уроженец Венеции. Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II.
Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы" (Л. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло).