Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно.
Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет.
Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет», Лувр) Тинторетто почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). Патетическое начало есть и в светотеневых контрастах и в насыщенной яркости, даже некоторой пестроте красок одежд, подчеркнутой ослепительной белизной архитектурного фона и серебристой голубизной неба. О предках художника почти ничего не известно.
Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к смелым пространственным построениям, асимметрической композиции с прорывами в глубину использует мощные светотеневые эффекты. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто.
В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, – прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св.
С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Любимов).
Тинторетто произвел не эскиз, а картину и вставил его в ее овал. Рох во славе». Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях.
Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Представитель венецианской школы. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами.
Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Марко была написана картина «Чудо св. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Испытал влияние Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Это было общим мнением о венецианцах, которые сказали, что у него было три карандаша — одно из золота, второе из серебра и третье из железа. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении.
Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Среди ее членов было немало влиятельных и состоятельных людей, вот таким образом только она, вслед за Скуола ди Сан Марко владела большим двухэтажным зданием, строительство которого было завершено в 1542 году архитектором Антонио Скарпаньино. В 1550–1553 годах он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита.
В лощине Залы Anticollegio Тинторетто нарисовал четыре шедевра – Вакх, с Ариадн, коронованной Венерой, этими Тремя Грациями и Меркурием, Минерва, отказывающаяся от Марса и Штамповочного пресса Вулкана, которые были окрашены за пятьдесят дукатов каждый, помимо материалов, приблизительно 1578 в граде Сената, Венеция, Королевы Моря (1581–84) в зале колледжа, Поддержке Св. Теперь и впоследствии он очень часто работал ночью, а также днем. Т. е, это уже опосредованная информация. Жизнь Тинторетто полна тайн. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). В том же году художник становится членом братства.
Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Тинторетто трактует этот момент по своему. Сам же Тинторетто с ранней юности до глубокой старости упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов при мастерской художника имелось богатое собрание слепков.
Центром второй части является св. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается чувство хаоса морского шторма. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей.
Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто.
На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий». 1585). Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни стали работы для братства Сан Рокко — 56 картин. На полотне Обретение тела св. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. В картине представлен драматичный миг, когда палач собирается хлопнуть раба молотом.
Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Картину «Чудо Св. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху».
Эта группа составляет самостоятельную композицию. Школы существовали на добровольные пожертвования. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ.
Роха (Скуола ди Сан. Тинторетто часто экспериментировал с макетами и небольшими восковыми фигурками, которые сам же и лепил. Марка» является как бы итогом исканий молодого мастера и своего рода синтезом тех воздействий, которые на него оказали живопись Тициана и других венецианцев искусство Микеланджело, римско-флорентийский маньеризм. Марк появляется над своими мощами, чтобы сориентировать местоположение их погребения.
Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Все спасаются бегством, площадь скоро опустеет тело святого будет беспрепятственно погружено на верблюда и похищено.
В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Тинторетто Якопо (Tintoretto собственно Робусти, Robusti) (1518-1594) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. драматические инсценировки.
Однако именно Тинторетто, в отличие от всей предшествующей практики венецианской живописи, чрезвычайно большое значение придавал рисунку. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины.
Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). Еще через год. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. «Распятие» – это действительно целый мир. Марка, Принесенного в Венецию, Св.
Сусанна вырвалась из дрожащих рук похотливых старцев и закричала, моля о помощи. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). В этот момент появляется святой, чтобы спасти юношу от разъяренной стихии. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин).
К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта-Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Это было, предположительно, к 1533, когда Тициан уже был (согласно обычным счетам) пятьюдесятью шестью годами возраста.
Но линия такой толщины уже не линия. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко.
В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. Они оба давно погибаются, как все его фрески, рано или позже. В 15651588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Он был также сведущим в механике и механических устройствах. Но к ней следует относиться осторожно. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света.
В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. «поэзий». Он учился более особенно от моделей Рассвета Микеланджело, Полудня, Сумерек и Ночь и стал опытным в моделировании в методе воска и глины (осуществленный аналогично Тицианом), который впоследствии сослужил ему хорошую службу в решении расположения его картин. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. два появляется цикл так называемых «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. Маргарет (женскую фигуру иногда называют принцессой, которую Св. Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения.
То же чувство ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Молодой художник Андреа Скьявоне, четыре года юниор Тинторетто, был очень в его компании.
Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». Самая ранняя из картин, написанная Тинторетто для популярной венецианской светской организации с религиозной направленностью братства Сан марко, представляет спасение святым Маркомтонущего сарацина.
Так он поступил при работе над картиной Чудо святого Марка. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью.
Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили корпус св. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит.
Первые из них еще напоминают по манере исполнения произведения Тициана работы зрелого периода выполнены в более оригинальном стиле. Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539 года, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи – отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей.
Он написал для Братства св. Его, вместе с некоторыми другими мастерами, пригласили принять участие в конкурсе на получение заказа на украшение нового здания школы.
На полотне Обретение тела св. Николасе, со Св. Известно также, что художник подробно изучал анатомию. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах).
Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик». Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Тинторетто принадлежит к пантеону художников золотого века венецианской живописи. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто.
Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи.
В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Марка». В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков (Чудо св.
Более вероятна — психологическая несовместимость художников.
Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Целая сумма, заплаченная за scuola повсюду, составляла 2447 дукатов.
Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом.
В 50-60-х гг. Свет выхватывает из темноты только лица сидящих у стены гостей, более ярко освещая лишь тех, кто сидит с противоположной стороны. В лучшем случае их считали бы посредственными и, прибывая от сына Тинторетто, невыносимы.
Художник отверг, ставшие догмой, стереотипы: он разрушил симметрию, раздвинул пространство, внес в произведения повышенную эмоцию и динамику, отразил человеческие чувства. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. 1550 — 1635 гг. ). Заканчивается цикл картиной Встреча Марии с Елизаветой (1588) на главной лестнице». Слуга – foregrounded, возможно в отношении Евангелия Джона 13:14-16. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции.
Требуя от своих учеников тщательности в исполнении эскизов и подмалевка, он часто говорил, что рисунок нужно уметь достать из глубины души – посредством постоянных тренировок, оборачивающихся порой бессонными ночами. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом.
Сам Ридольфи не мог быть знаком с Тинторетто, т. к в момент смерти художника ему едва исполнилось два месяца. Братство св. С ранней юности до глубокой старости он упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов при мастерской художника имелось богатое собрание слепков. Леонардо – весь классический отдых.
Эта картина украшает верхнюю переднюю створку органа в церкви Санта Мария дель Орто. Активное умаление также не желало, но оно прошло незамеченный Тинторетто. Екатерины Иисусу (1581–84) в Antichiesetta, Св. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».
В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого.
По желанию св. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен. В 1548 он был уполномочен для четырех картин в Scuola di S. Марко: Открытие тела Св. Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан-Маркуоло, 1547 Сан-Симионе, около 1560 Сан-Тровазо, около 1565 Сан-Поло, 1578 и др. ).
Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Марка, Спасающего Сарацина от Кораблекрушения и Чуда Раба. Роха во славе.
Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Марка, 1548, Галерея Академии, Венеция). Адам и Ева, Посещение, Обожание Волхвов, Резня Невинных, Моления о чаше, Христа перед Pilate, Христом, несущим Его Крест и (это одно ударивший восстановлением) Предположение о Девственнице, ведут примеры в scuola в церкви, Христос, вылечивающий Паралитика. Картина изображает освобождение раба святым Марком.
В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан-Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». Марко Джузеппе Царлино и другие. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко.
Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Бывало, что в качестве оплаты он просил у заказчика только холст и краски, чтобы иметь возможность выполнить работу. Наследие мастера огромно. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция).
Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. Сусанна была признана виновной по ложному обвинению и приговорена к смерти. О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. Тинторетто едва когда-либо путешествовал из Венеции.
От Боскини осталось описание творческого метода мастера. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
Биографы (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Рох во славе» безвозмездно.
Андрей в зале большого совета, девяти больших составов, в основном батальные сцены (1581–84) в Зале dello Scrutinio Захват Зары от венгров в 1346 среди Урагана Ракет (1584–87). Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто.
Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. Это – готическое здание, просматривая Fondamenta de Mori, который все еще стоит. О детстве и юности Якопо сегодня известно очень мало, но самым ярким фактом из раннего периода его биографии принято считать попытку учиться художественному ремеслу у самого Тициана.
Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие. По мнению большинства исследователей, морская буря, которую мы видим здесь, никогда еще не изображалась в искусстве стакой мощью1 Огромный корабль с неверными на борту (сарацинами называли мусульман) пошел ко дну, несколько человек пытаются спастись в лодке, но и она уже тонет. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Фигура св. Фигура св. Он сам нарисовал множество работ, многих из них очень крупного масштаба. «Чудо святого Марка» является как бы итогом исканий молодого мастера и своего рода синтезом тех воздействий, которые на него оказали живопись Тициана и других венецианцев искусство Микеланджело, римско-флорентийский маньеризм.
Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. «Чудо св. Полотно было заказано Братством св. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. У кого Якопо учился дальше не известно.
Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто. Старцы вынуждены были скрыться, но впоследствии все же выполнили свою угрозу.
Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция «Себастьяно Вениер», Художественно-исторический музей, Вена). Композиция Св.
Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. «Живопись Тинторетто изумительна. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году).
Марка, Тела Св. Эти четыре работы приветствовали с сигналом и общими аплодисментами, включая того из близкого Тициана, слишком мощный Пьетро Аретино, с которым Тинторетто, один из нескольких мужчин, которые презирали, чтобы подлизаться к нему, был главным образом в дурной славе. В этой мастерской, наряду с другими начинающими художниками, учатся и дети Тинторетто. Рох в госпитале». Сравнение финала Тинторетто, Последний Ужин с обращением Леонардо да Винчи того же самого предмета обеспечивает поучительную демонстрацию того, как артистические стили развились в течение Ренессанса.
Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Главная работа Тинторетто – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88) в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений. Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». Св.
Георгий спас от дракона) и Св. Марка. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св.
В 1565 году он пишет новую картину для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко.
Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Он успокоился в доме трудно церковью. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Георгии и Св. Тинторетто попросили назвать его собственную цену, но это он уехал властям.
Искусствовед Макс Дворжак так описывает сцену Похищения. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик).
Известно также, что Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально. Это – работа, таким образом громадная по своим масштабам, настолько колоссальный в зачистке ее власти, таким образом опрометчивой из обычных стандартов концепции или метода, настолько чистого вдохновения души, горящей со страстным визуальным воображением и рукой, волшебной, чтобы работать в форме и цвете, что это бросило вызов пониманию трех веков и, обычно имеет (хотя не с его первыми венецианскими современниками), прошел для эксцентричной неудачи в то время как к нескольким глазам это, кажется, таким образом превосходящее, памятник человеческой способности относился к искусству иллюстрированному, чтобы не быть рассмотренным без страха. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Св.
Именно с нее началось признание Тинторетто. Лучшие портреты Тинторетто. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Созданию эффекта восходящего движения служит расположение персонажей слева направо по диагонали (самый динамичный прием построения композиции), берущей свое начало у основания пирамидальной формы лестницы – в левом нижнем углу картины.
(автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648). В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе, а также у Тициана. «Чудо св.
В этой картине Тинторетто выступает как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св.
Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. В 1574 году мастерская Тинторетто получает первый государственный заказ – четыре картины для украшения Зала Большого совета во Дворце Дожей. Они абсолютно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны. Он был сыном красильщика шелка. В 1548 по заказу Скуола ди Сан-Марко была написана картина «Чудо св. В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной следом 1570, он использовал космогоническую легенду как предлог для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом.
В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. В 1578–1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582–1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала (История Марии). Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Тинторетто больше привлекала возможность изобразить движение, без которого невозможно сражение: он написал группу артиллеристов, которые, напрягая все силы, тащат тяжелую пушку, стреляющих лучников, отряды пехотинцев, медленно наступающих на врага и всадников, с большой скоростью мчащихся навстречу друг другу и сталкивающихся в битве.
Те кто относится к Тициану не слишком доброжелательно, настаивают на версии зависти признанного мастера к юному гению. В 1548 году по заказу Скуола ди Сан. Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан-Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов.
Что же касается Скуола ди Сан-Рокко, то ее основали в 1478 году, а спустя сто лет она превратилась в самое богатое венецианское благотворительное общество. Для Scuola della Trinity (scuole или школы Венеции были больше в природе больниц или благотворительных организаций, чем учебных заведений) он нарисовал четыре предмета от Происхождения.
Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Впоследствии, рисунки Тинторетто будут высоко цениться и часто копироваться. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. И тут слова попросил пророк Даниил.
Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера.
Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Марка» завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко.
Размещение персонажей по кругу ненаглядный прием мастера использовано им и в картине Вакх и Ариадна (1578, Венеция, Дворец дожей), одной из четырех композиций, которые должны были символизировать мудрость венецианских властей. Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан-Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Ученики исходят далеко от Христа в почти математической симметрии.
Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров».
Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». «Чудо св. И только после того, как зрители проходят в помещение, картина предстает перед ними целиком: становятся видны еще два креста с распятыми на них разбойниками и жители Иерусалима, ставшие свидетелями казни.
Зрелый период. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»).
В 1578-81 художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-84 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). Джером и Св. Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально.
Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев.
В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Рокко) огромную картину «Св. Его сын Доменико Тинторетто часто помогал его отцу в основе больших картин. Тинторетто отличался крайним бескорыстием.
Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера). На суровом темно-зеленом фоне неба и моря яркое свечение фигуры святого усиливает драматическое напряжение сцены и подчеркивает факт свершения настоящего чуда. Это произведение «Битва при Заре» (ок. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. (эти три находятся в Gallerie dell39Accademia Венеция). Мария дель Орто он занимал со своей семьей скромное жилище. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.
Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). В 1562 художник создал ещё три картины для Скуола ди Сан Марко. Его благородная концепция искусства и его высокое личное стремление свидетельствовались в надписи, которая он разместил по его студии Il disegno редактора ди Микеланджело il colorito ди Тициано («дизайн Микеланджело и цвет Тициана187).
Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Возможно и сам Тинторетто, приступивший к работе в Скуола ди Сан Рокко через год после смерти Микеланджело, ощущал себя его преемником. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей).
Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. На картине изображен момент, когда св. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте).
Сказано, однако, что Тинторетто когда-то нарисовал потолок в доме Пьетро в другое время, будучи приглашенным делать его портрет, он принял участие и сразу продолжил принимать меру своего пассажира с пистолетом (или шпилька) как значительный намек, что он не был точно человеком, чтобы шутиться с. Художник, теперь выполнявший четыре работы в Scuola di S. Марко, его проливы и неясные выносливости были закончены. Композиция Св. После огня Тинторетто начал заново, Паоло Веронезе, являющийся его коллегой. Но, небесный покровитель не оставил своего почитателя он явился в момент казни и спас раба от неминуемой гибели.
Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). И опять мы проникаем в глубину пространства там, где формы кажутся ненароком вырванными из темноты игрой света.
В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто.