Не менее известным стал и автопортрет Тинторетто, выполненный с тем же мастерством. Первый автопортрет Тинторетто создал в 1547 году.
Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. Некоторое время Тинторетто учился у Тициана. О предках художника почти ничего не известно.
Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Последние годы жизни Тинторетто были временем напряженной работы запас его творческой энергии, видимо, был беспределен.
Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Когда видишь эти творения все вместе, эмоции зашкаливают и голова идёт кругом. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.
В центре на потолке Святой Рох во славе. Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Любимов).
Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета.
Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Наверное именно это сочетание и позволило добиться ему таких высот.
В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Согласно церковным записям, художник умер 31 мая 1594 года в возрасте 75 лет следовательно, он должен был родиться в сентябре или октябре 1518 года.
Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик». В том же году художник становится членом братства. Затем появляется цикл «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Для этого, он погрузил в сон свою жену богиню Геру и приложил младенца к ее груди, чтобы тот смог напиться божественного молока, дарующего бессмертие. Наверное именно это сочетание и позволило добиться ему таких высот.
В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. «Распятие» – это действительно целый мир. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения.
Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой.
В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Немаловажно и то, что все картины, по-прежнему, занимают те самые места, которые были определены для них самим мастером. Рох во славе». Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света.
Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана». Он был сыном красильщика шелка. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде).
«Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Вся жизнь Тинторетто – это пример самозабвенного творчества, бескорыстной преданности искусству и любимому городу, на украшение которого не жалел сил его выдающийся гражданин. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками.
Проследить творческое становление Тинторетто достаточно трудно, тем не менее очевидно, что его мало притягивали традиции венецианского Высокого Возрождения, представленные именами Джорджоне, Пальмы Веккьо, Тициана. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Но линия такой толщины уже не линия. Здесь действие происходит не в богатом доме, а скорее, в народной таверне, полутемной, с низкими потолками и простым длинным столом.
Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Как отмечают ценители, прозрачные силуэты на заднем плане придают ощущение легкости и одухотворенности. Эта группа составляет самостоятельную композицию. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет.
Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. Но чудо уже свершилось — вокруг распростертых рук и головы Христа на фоне темного ночного неба разгорается странное, похожее на большие полукруглые крылья сияние, отблески которого падают на отпрянувшую в стороны толпу яркое сияние начинает испускать земля у подножия креста. Рох в госпитале». «поэзий».
В 1562 Якопо Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Одновременно с работой в Большом зале Скуола ди Сан Рокко Тинторетто осуществляет ряд масштабных работ в Дворце Дожей. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. В них уже звучит личное, можно уловить ощущения одиночества, потерянности человека в безграничном мире, его малость перед лицом природы. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа.
Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто.
Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). В этих картинах особенно полно раскрывается свойственное дарованию Тинторетто поэтическое начало, тонкое, почти музыкальное чувство красоты, построенное на плавных, волнообразных линиях ритмического рисунка, утонченность цветового решения. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». По желанию св. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город.
В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал.
Что же касается Скуола ди Сан-Рокко, то ее основали в 1478 году, а спустя сто лет она превратилась в самое богатое венецианское благотворительное общество. У кого Якопо учился дальше не известно.
Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Главным девизом работы Тинторетто был лозунг: "Рисунок Микеланджело, колорит Тициана".
Школы существовали на добровольные пожертвования. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Сам Ридольфи не мог быть знаком с Тинторетто, т. к в момент смерти художника ему едва исполнилось два месяца.
Рох в госпитале». «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь.
Он написал для Братства св. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Роха во славе. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Т. е, это уже опосредованная информация. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. С темного тепло-коричневого фона, как бы растворяясь в нем, светлым пятном возникает удивительное лицо старика с пронзительным взором. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте).
Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Живописное наследие Тинторетто огромно.
Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко.
Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Якопо Тинторетто Автопортрет (около 1588) Холст, масло. Это произведение «Битва при Заре» (ок. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто.
Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения. В последующие годы он выполнял официальные заказы: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвовал в украшении библиотеки св. Сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого.
В 1550 – 1553 он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Прекрасно улавливая портретное сходство, он чаще всего стремится передать не столько личностное, неповторимое начало, сколько состояние спокойствия, легкой задумчивости он сообщает своим персонажам благожелательность к нам, душевную привлекательность. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. В мастерской известного мастера Тинторетто задержался всего на десять дней, после чего именитый наставник приказал своему помощнику отпустить юного художника.
Главным девизом работы Тинторетто был лозунг: Рисунок Микеланджело, колорит Тициана. Только теперь, через некоторое время, можно попытаться как-то осознать увиденное. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. В 1548 по заказу Скуола ди СанМарко он написал картина «Чудо св. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить.
В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. 62 x 52 смЛувр, Париж, Франция «Автопортрет», написанный семидесятилетним художником, производит глубокое впечатление.
Марка» (1562 – 1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение тревожности мира. Марка, писал картоны для мозаик и официальные портреты. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Марка». Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии.
В последний год жизни Тинторетто создаёт полотно «Тайная вечеря» для церкви СантаМария Маджоре, решая ее иначе, чем раньше для СанМаркуоло (1547), СанСимионе (около 1560), СанТровазо (около 1565), СанПоло (1578). Композиционным и духовным центром шедевра является распятый Христос, окруженный группами фигур.
Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. В «Спасении св. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку.
К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. 1585). Одежда едва обозначена на коричневом фоне, лишь намеком указывая на меховой воротник и слегка опущенные плечи. Свет, проникающий в нее сквозь высоко поднятые окна, достаточно ярок, чтобы высветить пол постройки, который как бы и сам испускает свет, но не в силах полностью разогнать тени, сгущающиеся около стены, где стоит длинный стол, столь же стремительно, как и само помещение, уходящий в глубину.
В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами.
Марка. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства.
Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Полотно было заказано Братством св. Тинторетто (Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции.
Марке («Похищение тела св. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». От Боскини осталось описание творческого метода Тинторетто.
Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто.
Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого.
Но к ней следует относиться осторожно. Свадебный пир свершается у Тинторетто в большой хозяйственной пристройке к богатому патрицианскому дому, пространство которой стремительно уходит в глубину. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ.
Картина повествует о кровопролитном сражении, однако художник, по всей видимости, не ставил перед собой цель изобразить события с максимальной достоверностью, как это делали мастера последующих лет. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины.
После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Марка»). Картину «Чудо Св.
Тинторетто в 1566 был избиран членом Флорентийской Академии рисунка. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). В том же году художник становится членом братства. В этой попытке объединения реального и мистического Тинторетто приближается к противоречивой сложности формирующегося искусства барокко.
Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы.
«Живопись Тинторетто изумительна. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Слева от входа расположен Христос перед Пилатом (1566-1567), справа – Восхождение на Голгофу. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Именно с нее началось признание Тинторетто. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений).
Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». С блестящим мастерством Тинторетто пишет ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада, выступая как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией.
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Распространенный сюжет из Библии. Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где чтонибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». 19. Великолепна по взволнованно яркой живописи композиция «Происхождение Млечного пути» (1570), построенная на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежно жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини.
В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Центром второй части является св.
1550 — 1635 гг. ). Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Братство объятию конкурс на роспись потолка в Скуола ди Сан-Рокко, попросив художников, желавших получить заказ, подготовить эскизы. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Рох во славе».
В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Его привлекали не деньги, а интересное общество: Тинторетто входил в кружок, образованный наиболее учеными интеллигентными и передовыми венецианцами. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами.