«мужской портрет», также известный как «Тимофей» и Lal Souvenir— самый ранний сохранившийся портрет работы Яна ван Эйка. «мужской портрет», также известный как «Тимофей» и Lal Souvenir, – самый ранний сохранившийся портрет работы Яна ван Эйка. «мужской портрет», также известный как «Тимофей» и Lal Souvenir, — самый ранний сохранившийся портрет работы Яна ван Эйка.
Несмотря на наличие в ряде сцен алтаря архаических, готических черт, Гентский алтарь открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию – и т. д. и т. п. Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е. гал. ), еще две «Мадонны» (одна у маркиза Экстера, в Англии, другая в собрании Ротшильда, в Париже), «Благовещение» (в Имп. Художник первым в истории европейского искусства создаёт парный портрет — «Портрет супругов Арнольфини».
Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета.
Он мыслится не столько частью вселенной, сколько реальной, жизненно. голубыми и розовато. Мощное воздействие искусства ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина). Нижний ряд картин изображает сцену поклонения Божественному Агнцу. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. «Торжество Бога утверждается через материальную роскошь, превосходящую возможное на земле, но реальную материальная красота обретает такую эстетическую ценность, что становится несомненной, первостепенной носительницей наивысшей мысли, божественного разума» (Излюбленная в нидерландском искусстве триада красного, зеленого и насыщенного синего организована на основе доминирования красного одеяния Вседержителя, что соответствует идее всевластия Бога, его роли причины и источника жизни во вселенной.
Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Нидерландский художник. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Его прозвали "ангел мира".
Более подробное описание данного алтаря можно найти на странице Яна ван Эйка. Многие из предметов, окружающих молодых имеют скрытый смысл: собачка у их ног напоминает о верности (изображения таких же собачек на супружеских надгробиях означали верность, побеждающую смерть) комнатные туфли — о домашнем уюте и в то же время о неразлучности семейной пары апельсины на окне — о радостях супружества метёлка — о чистоте (как о чистоте тела, так и чистоте духа) статуэтка Святой Маргариты, покровительницы рожениц, — о будущем потомстве чётки — о благочестии наконец, круглое выпуклое зеркало символизирует всевидящее око Бога, перед лицом которого молодые клянутся беречь и поддерживать друг друга. Но ван Эйк так подыскивает им место в этой комнате, что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой обстановки. Ван Эйк не перечисляет особенностей душевной сферы портретируемого. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам.
«Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. В 1427 – 1428 гг. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени.
Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Это необычайно тонко, точно и живо.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого на светлый подмалёвок (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил Вай Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. В этой связи показательно изображение интерьера. Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Варвара» (рисунок пером на дереве, пройденный кистью 1437, в Антверпенском муз. ), «Голова Христа» (1438, в Берлинском муз. ), поясной портрет Яна Фрау (1439, в Брюггск. Ярким примером графического мастерства художника служит Св.
муз. ). Во многих его портретах ощущается глубокий интерес к человеческой личности.
Христос родился и умер. XV в., Турин, Гор. Они одеты в нежные цвета: в бледноголубые, синие, розовые и лиловые. Лодки и барки плывут по воде, омывающей острова и заросшие лесом берега. По его узким улочкам снуют люди в разноцветных одеждах.
Дали тонут в голубой дымке, на фоне ясного неба вырисовываются силуэты городских башен и церквей. 1435) и «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436). Кардинал был весьма известным человеком. 1435). Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы.
Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Джованни Арнольфини держит за руку Иоанну (или Джованны) Ченани, свою юную невесту. Таким образом, Ян является главным создателем этого произведения.
Их славят музицирующие и поющие ангелы. Как считал Панофски, был только один выдающийся человек, который носил это имя— Тимофей Милетский, который произвел переворот в греческой музыке во времена Еврипида и Платона. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств.
Что может быть великолепнее его облачения. Так же поступил и ван Эйк. Все же имя Губерта ван Эйка неоднократно встречается в исторических документах. Гентский полиптих братьев ван Эйк (Собор святого Бавона, Гент) – центральное произведение искусства северного Ренессанса. Рядом с другим пластическим акцентом — светящимся объемом крупной головы, оно создает ощущение особой устойчивости сидящей фигуры.
Картины, составляющие алтарь, объединены в два изобразительных цикла: повседневный (живопись с внешней стороны алтарных створок, доступная зрителю, когда алтарь закрыт) и праздничный (центральная часть алтаря и внутренние стороны его боковых створок). Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам. Пространство второго, наоборот, сосредоточено в рамках маленькой тесной церкви.
Существует предположение, что это либо неизвестный нам гуманист, либо музыкант из свиты Филиппа Доброго. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж интерьер, натюрморт. Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Картина "Leal souvenir" (фр. Еще дальше – более темная полоса холмов и затем – Иерусалим изображенный в виде силуэта города или, вернее, колоколен, высоких башен и шпилей. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование.
XVI в. сообщает, что прежде чем стать живописцем, Губерт работал в книжной миниатюре. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Синий соответствует определению Марии как божественной мудрости — «она есть отблеск вечного света и чистое зерцало величия Божия», а зеленый — позиционированию Иоанна как «наилучшее поле жатвы закона Евангелия». В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. По обеим сторонам от них – портреты донатора Иосса Вейда, гентсокго бюргера и его жены. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Изображенные художником лица становятся конкретнее, характернее.
Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа. Это необычайно тонко, точно и живо. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком. С 1431 года художник поселился в Брюгге. Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной.
Это особенно заметно по одежде. Нет самого суда, взвешивания грехов, наказания. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках.
Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Многие написал Ян ван Эйк картины. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Здесь справа от Мадонны изображен Георг ван дер Пале.
Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Эмиграция художников прекращается вслед за разгромом Франции при Азенкуре в 1415 г. и переездом Филиппа Доброго (или Филиппа III Бургундского 1396–1467 гг. ) из Дижона во Фландрию. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. В обеих этих картинах присутствует своеобразный мистический реализм. Эта небольшая картина (22, 5 см х 16, 6 см с рамой) была создана около 1430 года.
По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Однако такого имени не встречалось в Нидерландах до эпохи Реформации и открытие этого факта заставило Панофски увидеть в нем схоластически-гуманистический метоним, чьей целью было соединить модель с важной фигурой классической античности. бытовой средой. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж интерьер, натюрморт.
Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Хотите знать, каким образом Ян ван Эйк – не как иллюстратор молитвенника, а как художник – пластически передал это великое таинство. Из этого он делал вывод, что моделью ван Эйка мог быть только музыкант, причем столь же знаменитый (как Тимофей Милетский) благодаря своим новшествам.
Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка., Губерт (или Хуберт 1370–1426 гг. ) и Ян (около 1385/1390 – 1441 гг. ) – фламандские художники эпохи раннего Возрождения в Нидерландах, основатели нидерландской школы живописи, осуществившие коренной переворот в развитии западноевропейской живописи. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Если модель была музыкантом, это могут быть ноты. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно.
С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Что может быть великолепнее его облачения. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее.
Значит, художник (видимо, близкий друг семьи Арнольфини) присутствовал при совершении брачной церемонии и, может быть, написал эту картину именно для того, чтобы она служила своеобразным документом, подтверждающим законность брака. В своеобразном девизе Ван Эйка Как умею слились смирение и достоинство, присущие как самому художнику, так и всему его творчеству. На берегах реки раскинулся большой город.
Лентой извивается река, уходящая к горизонту. Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
Братья Ян и Хуберт ван Эйк в современном им искусстве занимают исключительное место. По своему рисунку они напоминают руки с его же портрета Бодуэна де Ланнуа (ок. С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы.
Позади Мадонны и канцлера, за резными колоннами из яшмы и агата, виден пейзаж. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Отныне «видимая реальность становится основой эстетического мышления и переживания. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Жест Младенца направлен к Ролену. Искупление свершилось.
К этому добавляется факт, что действительно, в музыке раннего XV века произошел радикальный переворот исходивший из Бургундии и известный как «арс нова». Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). голубые, синие, розовые и лиловые. Имеются у него и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Ведущими музыкантами бургундской школы были Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа.
Науке известно не так много фактов, касающихся его жизни. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой. 1435). Считается, что с начала 1420 гг.
Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Их заменяет длительная, вневременная созерцательность. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви. Искупление свершилось. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Выпуклые зеркала были более доступны.
В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Ян ван Эйк Картины и биография Яна ван Эйка Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви».
Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень. Составленный из многих отдельных створок с изображением различных сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаических черт, восходящих к искусству готики, сложная религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале.
Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. Он— в мантии, отороченной, может быть, даже подбитой, норкой или соболем, по бокам с разрезом, что позволяло ему свободно двигаться, действовать. А на последнем плане – далекие синие горы. Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине. При всей своей значительности канцлер Ролен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем.
Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Р. Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. К этому добавляется факт, что действительно, в музыке раннего XV века произошел поворот к ренессансной музыке, происходивший при дворе герцога Бургундского.
Вай Эйк – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоятельный жанр. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. В молчании или с пением они окружают священного агнца – символ жертвенной миссии Христа. Мало жестов и мало позы. «здесь мастер как бы сосредоточивает свой взгляд на более конкретных жизненных явлениях. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл. На память) написана в 1432 году.
Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Когда волнения миновали, сторонники принца Вильгельма Оранского (протестанта) предложили отправить алтарь в подарок английской королеве Елизавете Первой за ее помощь в противостоянии с испанцами, однако наследники четы Вейдтов воспротивились этому В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Все остальное (пять нижних многофигурных картин внутренней стороны складня и вся его внешняя сторона, за исключением фигур Вейдта и его жены), по-видимому, было начато и более или менее обработано старшим братом, но окончено младшим.
Христос родился и умер. Высота алтаря в центральной его части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Впереди «Источник жизни». голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените.
акад. ) и маленькая стоящая Мадонна (в Антверпенск. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета.
Исследователи склонны признать авторство Губерта лишь за одной картиной – «Три Марии у гроба Христа» (Роттердам), но порой даже само существование Губерта ван Эйка подвергается сомнению.
Все остальное (пять нижних многофигурных картин внутренней стороны складня и вся его внешняя сторона, за исключением фигур Вейдта и его жены), по-видимому, было начато и более или менее обработано старшим братом, но окончено младшим. Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них проницательному раскрытию главных особенностей его характера и отражает глубокое осознание достоинства и ценности личности. Серебристый рисунок сделан тончайшей кистью по загрунтованной доске, вставленной в авторскую раму с надписью: Иоанн ван Эйк меня сделал в 1437 году. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае.
С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др. В этом проявилось новое отношение художника к человеку, новое понимание его места в мире. Необычайна сложность построения алтаря. Это грандиозное, многочастное сооружение, размером 3, 435 на 4, 435 метра.
Оно завершает собой развитие готики и принадлежит к другому этапу исторического развития.
Начавший работу Губерт умер в 1426 г., алтарь же был закончен в 1432 г. Яном, который исполнил панели, составляющие внешнюю сторону алтаря и в большой степени- внутренние стороны боковых створок (впрочем, рука Яна различима и в ряде сцен, написанных Губертом, а общая цельность полиптиха свидетельствует о руководящей роли старшего брата). Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века.
Мужчина на портрете изображен с одно- или двухдневной щетиной, выписанной очень тщательно. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Изображение столь правдиво, что зритель чувствует себя как бы побывавшим в этом городе. Нисколько.
Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Не ясно, какой документ мужчина держит. По существу, мастер стоит в непосредственном преддверии появления целостного и определенного, характерного и замкнутого в себе образа, свойственного развитым формам раннего Ренессанса». Если в портретах Тимофея и человека в красном тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. С исключительным реализмом и неприукрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы.
Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). В будни основная (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда».
Дал ли я вам о нем представление. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века.
В том же году художник переехал в Лилль. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах.
родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. К лучшим произведениям Вай Эйка относятся также алтарные композиции «Благовещение» (около 1435-36, Национальная галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (около 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Святой Михаил с донатором» и «Святая Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден).
у герцога Девоншайрского, в Англии), маленькая «Мадонна, сидящая в горнице» (1432, в Айнс-Голле, близ Ливерпуля), два небольших мужских портрета (1432 и 1433, в Лондонской национальной гал. ), портрет Жана Арнольфини и его жены (одна из превосходнейших картин художника 1434, также в Лондонской национ. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.
Замечательна попытка художника сообщить зданиям восточный характер. Смерть в 1441 году прервала его дальнейшую деятельность. Ритмы и формы здесь укрупнились, стали тяжелее и размереннее. «Прошли века. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. Еще дальше – более темная полоса холмов и затем – Иерусалим изображенный в виде силуэта города или, вернее, колоколен, высоких башен и шпилей.
Он не созерцает, а размышляет. По бокам от центральной композиции на четырех досках продолжается изображение процессий: слева направо идут праведные судьи (современная копия доски, похищенной в 1934) и рыцари, справа налево – отшельники и паломники. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ).
Неповторима каждая деталь пейзажа, все говорит о восторженном отношении художника к миру. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Осенью 1431 года кардинал был проездом в Генте. В центре — торжественно величавый образ Бога-Отца, по сторонам Богоматерь как воплощение женской красоты и достоинства и Иоанн Креститель — предтеча Христа. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты Вай Эйка отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств: кардинал Альбергати (. ) (1431-32, Художественно-исторический музей, Вена подготовительный рисунок – Графическое собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом Вай Эйка оба – в Национальной галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон).
Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Облик каждого глубоко индивидуален. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. серыми оттенками. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
Не ясно, какой документ мужчина держит. В 1427 г. посетил Турне. Неясно имя ли это или прозвище персонажа (Тимофей) или девиз (Чтущий Бога). Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. В картине ван Эйка – портрете мужчины в тюрбане исполненном в 1433 году (Лондон, Национальная галерея), выражение лица становится более активным. Большое место в творчестве ван Эйка отведено и собственно портретной живописи.
Но, словно для восполнения ослабленной цветовой активности, они представлены поющими. Таковы известные картины «Кардинал Никколо Альбергатти» (1431, Музей истории искусства, Вена), «Тимофей» (1432, Национальная галерея, Лондон), «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, Национальная галерея, Лондон), «Маргарет ван Эйк» (1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Вначале он трудился в Генте, потом, в 1422—24 гг., был в Гаге придворным живописцем и камердинером (varlet de chambre) герцога Иоанна Баварского («Иоанна Безжалостного»), тогдашнего епископа Люттихского, впоследствии графа Голландского, Люксембургского и Брабантского, а после его кончины с 1425 г. состоял в тех же должностях в Лилле, при бургундском герцоге Иоанне Добром, который очень любил его и неоднократно посылал его в путешествия для исполнения своих секретных поручений. Одними из самых известных картин ван Эйка являются «Мадонна канцлера Ролена» (ок.
С исключительной реалистической смелостью и выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнажённые фигуры Адама и Евы фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках искусно вписанные в узкие рамки композиции, отличаются убедительной пластической осязаемостью тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центральной сцене «Поклонение мистическому Агнцу». Так же поступил и ван Эйк. Далее идут папы и епископы, завершают ряд монахи и миряне. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Стиль ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти.
Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Хотите знать, каким образом Ян ван Эйк – не как иллюстратор молитвенника, а как художник – пластически передал это великое таинство. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала.
Его лидерами были придворные композиторы Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Они одеты в нежные цвета: в бледно.
Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Жизнь стремительно меняется.
Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. По своему рисунку они напоминают руки с его же портрета Бодуэна де Ланнуа (ок. За единичными исключениями (Ян ван Эйк), художники, подобно ремесленникам, были объединены в цеха, чья деятельность, ограниченная пределами города, способствовала образованию местных художественных школ, впрочем, менее обособленных из-за малых расстояний, чем в Италии. Бавона).
Он пользовался особым доверием папы Мартина V и часто выполнял дипломатические поручения. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
В первом произведении на заднем плане мы видим раскинувшийся пейзаж большого города с рекой и бескрайними полями, а в центре композиции – Николас Ролен, склонившийся в молитве перед Богоматерью. Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). муз., в Париже), прелестная «Мадонна с архангелом Михаилом, св.
Иоанна Предтечу, а внизу — многофигурную картину поклонения ангелов, апостолов, мучеников, отцов церкви, ветхозаветных пророков, древних философов и поэтов, праведников всякого звания Агнцу Божию пред Его алтарем и живоносным источником этот род иконостаса продолжался на створках, на которых верхний ряд занимали две группы ангелов, поющих и играющих на музыкальных инструментах, фигуры Адама и Евы и над этими последними, в форме полулюнетов, «Жертвоприношение Каина и Авеля» и «Убийство Авеля», а нижний ряд составляли группы праведных судий, Христовых ратников, святых странников и святых отшельников, едущих верхом или идущих по направлению к Агнцу в пейзажной обстановке, составляющей продолжение пейзажа, среди которого происходит поклонение Ему. Иоанна Предтечу, а внизу— многофигурную картину поклонения ангелов, апостолов, мучеников, отцов церкви, ветхозаветных пророков, древних философов и поэтов, праведников всякого звания Агнцу Божию пред Его алтарем и живоносным источником этот род иконостаса продолжался на створках, на которых верхний ряд занимали две группы ангелов, поющих и играющих на музыкальных инструментах, фигуры Адама и Евы и над этими последними, в форме полулюнетов, «Жертвоприношение Каина и Авеля» и «Убийство Авеля», а нижний ряд составляли группы праведных судий, Христовых ратников, святых странников и святых отшельников, едущих верхом или идущих по направлению к Агнцу в пейзажной обстановке, составляющей продолжение пейзажа, среди которого происходит поклонение Ему. В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян, нидерландский художник и миниатюрист, один из зачинателей искусства Возрождения в Нидерландах.
Живописца привлекает прежде всего внутренний мир человека, его индивидуальность (портрет генерала Альбергати, «Тимофей», «Человек в красном тюрбане»). Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно. А еще художник уделял огромное внимание мельчайшим деталям, что дает право судить о наблюдательности и остром уме ван Эйка. К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз.
Мало жестов и мало позы. алтарь был не единственной спонсорской помощью жертвователя.
С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. От голубя в разные стороны расходятся золотые лучи, делая каждое лицо светлее. А на последнем плане – далекие синие горы. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла.
Неизвестно ни кто изображен на этом портрете, ни каков его статус. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Если модель была музыкантом, это могут быть ноты.
Около 1431 года ван Эйк пишет "Портрет кардинала Никколо Альбергати". На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. В этой крошечной картине передан эффект раннего утра: весь первый план еще погружен в сумрак ночи и фигуры блекло выделяются на нем (при этом не соблюдена с полной последовательностью зависимость освещения от одного источника) в фоне же картины, на берегу озера, видны сизые громады Иерусалима, верхи которых слабо освещаются зарей.
Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. Живопись наружных створок почти монохромна. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Согласно «Откровению Иоанна Богослова», литературного источника композиции алтаря, тема рая ассоциируется прежде всего со Страшным судом и уже только затем с последующим преображением земного бытия в рай.
В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» 8211 в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена.
Она является для него скорее качеством, определяющим место человека в мире (как для итальянских портретных изображений таким качеством была способность к действию, к активному проявлению своей внутренней энергии). Иоанна (теперь св. Так же поступил и ван Эйк. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле.
Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. инстит., во Франкфурте-на-Майне), «Мадонна канцлера Роллена» (в Луврск.
С 1425 года придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425-28 годах работал в Лилле) по его поручению в 1428-29 годах посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились). Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения. В неоконченной 171Святой Варваре187 (1437 Антверпен, Музей) оно заметно в трактовке второго и третьего планов, где обстоятельно изображено возведение храма, а далекие холмы получают ясное и упорядоченное решение.
Она— в платье, отороченном мехом горностая, с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Крупнейшее произведение Вай Эйка – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Святого Бавона в Генте около 1430-32 или 1423-32 годов). Л. Д. Впереди Источник жизни. Голубоватые горы закрывают горизонт. Он загорается глубоким цветовым сиянием.
Самыми ранними сохранившимися работами Вай Эйка считаются приписываемые ему 7 миниатюр «Турино-Миланского часослова» исполненные в традициях интернациональной готики. Светлое, даже светоносное, оно продолжается за пределами комнаты, за окнами, а там, где нет окна, оказывается углубление или ниша, а где нет и ниши – свет ложится солнечным зайчиком, повторяя на стене тонкие оконные переплеты. муз. ), «Мадонна каноника Георга Ван дер Пале» (1436, в Брюггск. Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите.
Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.
Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), Вай Эйк превращает традиционную сцену поклонения Богоматери, держащей младенца, в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Мощное воздействие искусства Вай Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ). гал. ), поясной портрет каноника Яна де Лейве (1436, в Венск.