В 1516–1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари.
О святом Мине Котуанском, египетском великомученике III века известно мало. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Художник ничего не стал «исправлять» на огромном полотне размером 5, 5x12, 8 метра, дав ему лишь новое название «Пир в доме Левия», которое всех устроило, а дотошный дознаватель вскоре был отозван в Рим, где его ждали новые дела и назначения. Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии.
В скульптуре XVI в. доминируют две школы — венецианская и римско-тосканская. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Например, взять хотя бы «Тайную вечерю» Тинторетто в церкви Сан-Паоло. Его успехи в фехтовании вызывали одобрение учителя и восхищение неуклюжего Муцио. Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений.
Гигантским напряжением внутренних сил поражает могучая статуя «Моисея», предназначавшаяся для этого незавершенного ансамбля. В очень лаконичной форме это полотно рассказывает об извечной борьбе добра и зла.
После этого лев стал его постоянным спутником. В те годы большим успехом пользовалось любопытное сочинение Томмазо Гарцони со странным названием «Универсальная площадь всех мировых профессий», появившееся в 1585 году. Тематика его произведений исключительно широка и разнообразна: от полотен с персонажами античной мифологии («Венера Урбинская», «Вакх и Ариадна», «Даная») и аллегорических картин («Любовь земная и небесная») до грандиозных алтарных образов («Ассунта» — «Вознесение Мадонны») и драматизма поздних работ («Коронование терновым венцом», «Св.
Своего «Караваджо» преподнёс зрителям в 1986 году английский режиссёр Дерек Джармен. творчество Тициана обогащается новыми оттенками. 1516-1518.
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. В то время тот работал над мозаиками собора Св.
Находясь под железной пятой испанцев, Милан был олицетворением насилия и беззакония. В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. И он был прав. Маньеристы стремятся своим искусством уже не «подражать натуре», а «превзойти ее». Недаром в Апокалипсисе говорится: «Михаил и его ангелы сражались с драконом. Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
Ничего путного не лезло в голову, чтобы предпринять что-то и отвести от себя беду.
Познав силу кулаков Микеланджело, они не отваживались открыто нападать на него, но при удобном случае не отказывали себе в удовольствии исподтишка пакостить любимчику мастера. Более того, «Ассунту» отличает героически монументальный характер всего ее образного строя. Тициан и сам тогда был влюблен. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св.
Венеция этих лет — один из центров передовой культуры и науки. Особенно обаятельна головка мальчика. Но не следует забывать другое.
Св. В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Дерево, масло. Он был опалён Венецией, переполнен впечатлениями от этого волшебного мира красок и света, особенно от живописи Тициана, чьи работы удалось повидать с помощью друзей даже на дальнем островке лагуны в монастыре Санто-Спирито. Такому желанию мог бы пособить Петерцано, знакомый со многими венецианскими мастерами.
Выдающимся венецианским художником Позднего Возрождения был Якопо Тинторетто (1518—1594). Видевший картину Вазари пишет: «Это самая совершенная композиция из всего того, что когда-либо было создано Тицианом»11. Мифологическая окраска не лишает образ жизненной конкретности. Испанское господство продлилось 170 лет. Ее сопровождают множество маленьких ангелочков. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе).
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). Он был монументалистом и создателем декоративных ансамблей, мастером грандиозных композиций на темы торжеств и празднеств, в которые он включал изображение персонажей в эффектных костюмах, красочные эпизоды, величественный архитектурный фон («Брак в Кане», «Поклонение волхвов», «Пир в доме Левия» и др. ). Холст, масло. Вблизи поверхность таких картин напоминает некий первозданный хаос, но стоит немного отступить назад и из этого хаоса возникают полные жизни и драматического пафоса персонажи, становятся определенными краски, а положенные рядом втертые друг в друга мазки бледно-желтых, вишнево-красных, светло-зеленых мазков могут превратиться в легкую серебристо-белую ткань одежд.
Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Ц. Санта Мариа Глориоза деи Фрари, Венеция.
1477 или 1480—1576). Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне. Он работал во Флоренции, Риме, ряде других городов Италии, а также в Париже. Злые языки поговаривали, что инициатором его ареста был секретарь Совета Никколо Аурелио, желавший устранить ненавистного соперника.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе — Галерея Академии, Венеция). Кроме уже упоминавшейся «Ассунты», можно назвать одно из самых декоративных произведений раннего периода, композицию «Мадонна семьи Пезаро» (1519-1526 гг. ) для той же церкви деи Фрари. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре.
Тициан много пишет на мифологические сюжеты, особенно после поездки в 1545 г. в Рим, где дух античности был постигнут им, кажется, с наибольшей полнотой. Венеция времен Тициана была одним из центров передовой культуры и науки своего времени. «Вознесение Богоматери» («Ассунта»).
Рано познав безотцовщину, Микеланджело тяготился женским окружением. Расходы значения не имели. Но насколько реалистичнее Тициан трактует свою модель.
С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. При этом выясняется, что название картины дано в XVII веке, а первоначально ее смысл истолковывался как красота «украшенная» и «неукрашенная».
Одной из характерных примет придворной культуры, особенно с середины XVI в. стало прямое вмешательство в художественную жизнь правителей абсолютистского типа (во Флоренции, Мантуе, Ферраре, Риме, Неаполе) с целью использования архитектуры и изобразительного искусства для прославления своих режимов. Тогда по известной поговорке все дороги действительно вели в Рим. Нет «джорджоневской тишины» и в его «Вакханалиях», в частности в «Вакхе и Ариадне» (1532). В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе.
Его работоспособность была чудовищной. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 — 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Он просто наслаждался ею. Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника. Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари.
Новые морские пути еще только-только осваивались. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Как отмечено в местных анналах, 26 мая 1432 года одной крестьянской девочке, собиравшей цветы в поле, было видение Богоматери и в этом месте из-под земли забил родник. их не было. У него появилась подружка Антонина даль Поццо, у которой он часто оставался на ночь.
Иоанн Креститель предстает не красноречивым оратором, способным повести за собой толпу и торжественно объявить о приходе Мессии: «вооруженный» верой и смирением, святой погружен в созерцание, его образ, в том числе и цвет одеяния, оттесняет повествование о деятельном доблестном воине. Но благочестивой венецианке было нелегко решиться на брак с человеком, причастным к смерти близких ей людей. Однако за многообразием эмоциональных реакций стоит тонкий художественный расчет, вся «оркестровка» различныхмотивов проведена безукоризненно точно, так что в итоге разрозненные поначалу мотивы сливаются в единую мощную по звучанию драматическую тему, кульминацией которой служит вознесение Богородицы к вечной жизни и ее соединение с Творцом. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
Его «Даная» – это Джорджоне и Рембрандт. Тут нет ничего от мистики, экзальтированного ведения, чуда. Метод наложения плотных слоев краски резкими, прерывистыми мазками, смешение которых обретает определенные формы только при взгляде с достаточного расстояния, обусловил интерес многих художников 19–20 вв. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Конец 1530-х годов — время расцвета портретного искусства Тициана. В первой (ее ярким представителем был Якопо Сансовино) долго сохранялись ренессансные традиции, ее отличало тяготение к декоративности. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. Св. Те же чувства разделял и Аурелио.
Он был очень доволен работой художника. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
«Портрет молодого человека с перчаткой». В начале 1592 года из Рима пришла весть об избрании нового понтифика.
Для юного Меризи тициановская работа стала подлинным открытием, глубоко поразившим его воображение. Имя его стало известным. Как ни странно, но этот фантастический полет создает впечатление совершенно реального, настолько достоверно материально написана центральная фигура. В результате в фильме показан искажённый и однобокий образ великого художника, каким хотел его видеть автор киноленты, сам вскоре пострадавший от собственных порочных наклонностей и умерший от СПИДа.
При Медичи широко практиковались пышные праздничные церемонии, театрализованные шествия, карнавалы, вовлекавшие массу жителей Флоренции. И то же самое ей удалось совершить с императрицей. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. 1514. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе).
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок.
Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена». Показательно в этом отношении полотно «Вакх и Ариадна» (1523 г. ). Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. Юношу взяла оторопь при виде столь необычной композиции и ослепляющего света.
Эти добровольные сообщества объединяли людей независимо от их социального положения в коллективы единомышленников, увлеченных общим интересом, стремившихся к свободному самовыражению в творчестве. Марка. Галерея Боргезе, Рим.
Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо. Они заставили будущего художника после внимательного их рассмотрения глубоко задуматься. Юный художник уважил просьбу наставника, но оговорил для себя особые льготные условия пребывания в мастерской. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну. Но куда там.
Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Из сочетания гибких мазков рождаются образы исполненные трепетной жизненности и драматизма. В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях (Мученичество святого Лаврентия, 1555, церковь Джезуити, Венеция Положение во гроб, 1559, Прадо). С годами эти черты всё сильнее давали о себе знать. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Дома их ждал непочатый край дел. В этом отношении уже одна из первых картин Тициана «Земная и Небесная любовь» (1515) знаменует перемену в умонастроении эпохи.
В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания. Прежде чем ослепнуть их видел теоретик маньеризма Ломаццо, который разразился едкими эпиграммами, высмеивая братьев Кампи за их приверженность «сермяжной правде». Постепенно Тициан вырабатывает собственную манеру, которая вобрала все лучшие черты его предшественников: насыщенность колорита, гармонию физического и духовного начал, воплощенную в образах героев. В ту пору любые поездки были далеко не безопасны. Присутствуют на картине и красные тона.
Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. В том же смысле и пейзаж, вплоть до саркофага, превращенного в источник.
Первая работа Кановы исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, — «Тесей и Минотавр» (1781-1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). Возможно, он и не ставил перед собой такой задачи, приступая к съёмкам. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
Как-то Петерцано привёл ученика в доминиканский монастырь Санта-Мария делле Грацие, где в одном из церковных приделов показал работу своего прославленного учителя «Коронование терновым венцом». Сюжет картины, очевидно, был выбран заказчиком, находившимся в конфликтных отношениях с римским Папой Львом X. Композиция этой небольшой картины очень проста — изображенные по пояс фигуры Христа и фарисея предстают перед нами на темном нейтральном фоне. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Появившееся в IX веке апокрифическое послание Псевдо-Иеронима говорило о вознесении души (но не тела) Марии на небо и посмертной нетленности её тела. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали.
Размах торговых связей Венеции был огромен. Моделью или возлюбленной художника. Всё это не могло не беспокоить осторожного в суждениях наставника. В этом произведении Тициан демонстрирует свой, уже зрелый колористический талант.
Одним из самых крупных художников Возрождения в Венеции и выдающимся колористом был Паоло Веронезе (1528—1588). Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. Этого спокойствия и утонченной созерцательности нет в его «Ассунте» — «Вознесении Марии» (1518 церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции). Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Веронезе принадлежит немало декоративных панно и фресок во дворцах, виллах, церквах украшал он и Дворец дожей («Триумф Венеции»).
Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. «Динарий Кесаря». 1516. В Микеланджело Меризи рано пробудился состязательный дух и желание быть во всём первым.
В полотне «Венера Урбинская» (1538 г. ) использован изобразительный мотив «Спящей Венеры» Джорджоне. Марка», «Введение во храм», «Бегство в Египет». Картина имеет три уровня. Он пишет большие алтарные полотна. Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника.
В Венеции был – Тициан. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
Ученик Тициана Пальма Младший описал, как долго и тщательно работал старый мастер над этими картинами, нанося мазок за мазком, оценивая результат с некоторого расстояния и нередко втирая краски пальцами. Более мерзопакостное зрелище под чарующие звуки музыки Чайковского трудно даже вообразить. Челлини прожил бурную жизнь, которую мастерски описал в автобиографии. Приходили в упадок когда-то процветавшие торговля и ремёсла. Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини.
После недолгой учебы у мозаичиста Себастьяно Цукатти он перешел в мастерскую Джованни Беллини, вокруг которой сплотились в то время лучшие художественные силы Венеции. Драматизм был мало свойствен его искусству, но и у Веронезе на позднем этапе творчества среди большого числа парадных работ появились также скорбные образы — «Распятие» и «Оплакивание Христа». Уже в мальчишеских играх проявился его драчливый нрав. Бывая в её доме, он очень любил слушать, как она играет на клавесине. Он считался учеником Тициана и ставил подпись Titiani alumnus под картинами, написанными, по отзывам современников, «легко и элегантно». Для будущего художника это было потрясением.
Петра-мученика» (1528—1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. По традиции всё начиналось с поросячьей «корриды» — заранее привезённых свиней держали в специальных загонах на внутреннем дворе Дворца дожей и под звон колоколов как по команде всех разом выпускали на волю. По условиям контракта мальчик поступал на полное довольствие в мастерскую к наставнику сроком на четыре года, в течение которых ему надлежало освоить все премудрости ремесла живописца.
По сути, предельно конкретно: красота одетой в прекрасные вещи женщины и нагой. Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости. Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант—1545 г. все остальные —около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием. Такое ему приходилось видеть и раньше. Святую ожидали нестерпимые муки, но внезапно появившийся ангел уничтожил орудия пытки. Однако к тому времени они настолько поблекли и увяли, что были почти неразличимы. В 1520—1530 гг.
Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны.
Посещение Бергамо, Брешии и Кремоны произвело неизгладимое впечатление на юного ученика. «Любовь земная и небесная». Несмотря на то, что вслед за быстрым поражением Камбрейской лиги (1508–1509) Венеция перестала претендовать на роль главного игрока на международной политической арене, в XVI веке это был богатый космополитичный город, один из самых густонаселенных на континенте, место пересечения культур и экономических интересов. На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. Например, весной 2007 года в рамках Международного театрального фестиваля на сцене чеховского МХТ была дана версия «Лебединого озера», в которой все партии лебедей исполняли танцоры мужчины в пачках и кроссовках. Однако коротыш Микеланджело сумел постоять за себя, быстро показав обидчикам свою силу и решительность.
Лучшие флорентийские мастера середины и второй половины XVI в. (Дж. Оказавшись не у дел в Венеции, задумался об отъезде и Микеланджело Меризи. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. Получив от матери деньги, он тут же тратил их на гульбу.
По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. И мудрецы и императрица были казнены за это. Юный Меризи не единожды заходил в собор ранним утром до начала службы, чтобы постоять перед «Ассунтой». За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).
Но, как отмечает писатель-моралист, чтобы картина не вызывала нареканий со стороны официальной цензуры и была продана, в ней должно быть соблюдено непременное требование — «никакой откровенной похабщины с наглыми фавнами, восседающими верхом на нимфах или похотливыми сатирами, бесстыдно ублажающими охочих до любви пышнотелых богинь, а тем паче не должно быть на картине святых обоего пола изображённых в непотребных позах»14. «Динарий кесаря» (1515-1520 гг. ) – классический пример подобных произведений. Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза. А вокруг всё горит в невообразимом блеске и стремительном потоке движения, соединяющего Землю с Небом на огромном пространстве картины семиметровой высоты. Кто была эта золотоволосая незнакомка.
20 апреля 1573 года им была закончена картина «Тайная вечеря» для трапезной при храме Сан-Дзаниполо вместо сгоревшей там при пожаре одноименной картины Тициана, который, сославшись на занятость, отказался повторить утраченное. Работа имела большой успех. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Прекрасная женщина представлена величавой исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне.
С его именем связаны утверждение станковой картины, создание монументальных алтарных полотен, выделение пейзажа в самостоятельный жанр, разработка различных типов портрета (художественно-парадный, камерный и др. ).
Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Эта ясная и глубокая одухотворенность чувствуется в фигурах и алтарной композиции «Мадонна Пезаро» (1519—1526 церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари). «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Послание Псевдо-Августина также говорило о телесном вознесении (и души и тела).
По этому поводу биограф Беллори, не любивший Караваджо и всячески его поносивший, язвительно заметил: «Он забился в погреб и не знает, как из него выбраться». Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад.
Они ничем не отличаются от людей. В 1530-е гг. Вскоре по настоянию Муцио из Милана был выписан опытный учитель фехтования. За любую оплошность или непослушание в ход пускалась плётка.
Но более всего он страдал от своей неустроенности и вынужденного бездействия. Венеция стала крупнейшим центром издательской деятельности в Европе. Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме. В годы ученичества юный Микеланджело впитывал в себя как губка всё новое, а особенно то, что шло вразрез с общепринятыми воззрениями. Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 1545—1546).
В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира». Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Там то и дело происходили стычки горожан с распоясавшейся испанской солдатнёй и кровавые сведения счётов между враждующими друг с другом местными бандами.
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Оставшись без отца в пятилетнем возрасте, он обожал мать и был к ней сильно привязан. Таковы были нравы в Ломбардии, жившей под пятой испанцев, ярко описанные в историческом романе классика итальянской литературы Алессандро Мандзони «Обручённые».
В луврском «Положении во гроб» и особенно в погибшем в 1867 г. от пожара «Убиении св. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. На ней художник поместил и собственное изображение в нарядном зелёном камзоле.
На первом мы видим апостолов. А венецианские женщины. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
В картине Тициана он похож на одинокого странствующего рыцаря и, одновременно, это триумфатор, предстающий на фоне победно разгорающейся на небе утренней зари. Уже современники воспринимали этот образ как символ свободолюбия. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Друзья часто собирались в большом доме художника на Бирри Гранде, куда он переселился сразу после смерти жены.
Себастьян»). Установлено, что первоначально Мандзони назвал свой роман «Фермо и Лючия», то есть именами родителей Караваджо, а в лирических отступлениях его повествования, особенно когда автор живописует картины природы Ломбардии, отдельные страницы живо напоминают некоторые пейзажи и натюрморты кисти Караваджо. Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. После полученного от Венеции потрясения Верона оставила его равнодушным, навевая тоску провинциальной скукой, не в пример Шекспиру, который из своего туманного Альбиона проникся такой любовью к далёкой солнечной Вероне, что ярко описал её не только в «Ромео и Джульетте», но и в романтической комедии «Два веронца» там великий драматург допустил географический ляпсус, описав, как его влюблённые герои «приплыли» туда из Милана.
Венецианский карнавал пользовался широкой известностью и на него съезжались гости из других городов и стран. Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия. Его преемником в венецианском искусстве стал Тициан (ок. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
После его смерти Тициан, к слову, закончил его знаменитую «Спящую Венеру», написав пейзажный фон. Прекрасное и сильное тело мертвого Христа вызывает в воображении зрителя представление о мужественном герое-борце, павшем в бою, а отнюдь не о добровольном страдальце, отдавшем свою жизнь во искупление человеческих грехов. С наступлением переходного возраста в нём стала проявляться склонность, которую Фрейд в работе «Леонардо да Винчи. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной.
Это прежде всего большая внутренняя активность героев, психологическая насыщенность образов, которая проявилась даже в таком созерцательном портрете, как «Портрет молодого человека с перчаткой» (между 1515 и 1520 гг. ). Его отпрыски, рассеянные по всей округе, были в основном священниками, нотариусами или строительными подрядчиками. Проживший долгую жизнь, он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее более 160 работ, почти каждую из которых можно отнести к числу шедевров.
Для своего времени Петерцано был педагогом передовых взглядов. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Таковы словно рвущиеся из необработанной скульптором каменной массы фигуры юношей для гробницы папы Юлия II в Риме, получившие условные названия «Рабов» или «Пленников».
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Однако он хорошо помнил слова мудрого Леонардо о том, что «жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» и вот таким образом терпимо относился к странностям юнца и его не поддающимся порой объяснению дерзким поступкам. Лучшие представители интеллигенции, складывающейся в особую социальную прослойку, образовывали тесно спаянный кружок, одним из виднейших представителей которого и был Тициан к нему был близок Аретино, родоначальник журналистики, писатель, публицист, «гроза тиранов», а также Якопо Сансовино. Как ни просил ученик оттянуть отъезд хотя бы дня на два, чтобы на прощанье повидаться с друзьями, наставник был непреклонен и пришлось укладывать баулы в дорогу. С того места открывается вид на острова Мурано и другие прекраснейшие места.
Но Тинторетто нездоровилось и он никого не принимал. В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Оставалось только одно — направиться на берега Тибра. Холст, масло.
Тициан – колоссальная переходная фигура от эпохи Возрождения к Новому времени. За измену Венецианской республики Совет десяти приговорил Бертуччо к смертной казни с конфискацией имущества, в том числе и приданого дочери. Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные. Картина дошла до нас в своём первозданном виде. Обратный путь в Милан и родные места был отрезан.
В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Джорджоне, ровесник Тициана, сформировался как художник чрезвычайно быстро. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Тициан создал целую портретную галерею своих современников («Юноша с перчаткой», «Ипполито Риминальди», портреты императора Карла V, папы Павла III и др. ).
Особенно следует выделить работавших в Милане кремонских мастеров братьев Кампи. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). К сожалению, написанная им в годы ученичества работа, как и всё то, что позднее было создано в Милане, когда он стал профессиональным художником, не сохранилась.
Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. 1520-1522. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Сложность, даже некоторая пикантность, ситуации, с которой столкнулся Тициан, получив заказ от Аурелио, состояла вот в чем. Однако в отличие от Леонардо, у которого Фрейд углядел этот комплекс с самого раннего детства, маленький Микеланджело плохо помнил отца, которого дела постоянно удерживали в Милане. Вакх быстро и легко спускается с колесницы навстречу девушке.
Полученный урок был позднее им блестяще развит и обогащён. Каковы бы ни были рассуждения психоаналитиков об «отцовском комплексе» по Фрейду, похоже, что женский пол почти не интересовал юного Микеланджело, оставляя его равнодушным.
Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Мощной динамикой композиции, динамикой раскрытия душевного состояния человека отличается огромное полотно «Вознесение Марии» («Ассунта»), выполненное Тицианом в 1518 г. для церкви Санта Мария Глориоза де Фрари.
Его фигура не только композиционный, но и динамический центр картины. Но осенью 1591 года во время одного скандала произошло убийство. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. От них ему передались знание человеческого тела, точность рисунка, простота композиции, когда мысль сосредоточена на главном, не отвлекаясь на детали. Укажем на ещё одно загадочное совпадение.
На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. В образе античной богини сразу же узнается венецианка в интерьере XVI века. Он – первый представитель зрелого Ренессанса в венецианском искусстве.
Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров. Вместе с младшим братом он пропадал там часами. К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония. Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов. Имя этой женщины осталось неизвестной.
Позднее великий прародитель итальянской оперы был погребён в первом левом приделе собора Фрари близ главного алтаря с «Ассунтой». Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе. Дрезденская Картинная Галерея. К числу его лучших произведений принадлежат «Чудо св. Вот как описывает очевидец один из вечеров, проведенных Тицианом с друзьями.
В этих произведениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей. Он навсегда расстался с миром своего детства и юности. «Вакх и Ариадна». Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений.
Образы героев обретают бльшую конкретику иногда в его композициях возникают ненавязчиво трактованные жанровые мотивы. Куда более разумно поступил Саймон Шама, автор документальной ленты «Сила искусства», показанной Би-би-си. Особенно пристально он наблюдал за рабочими на стройке, стараясь передать на бумаге их фигуры в движении.
Он насчитывал более трех тысяч судов. В творчестве маньеристов, на которое оказали сильное воздействие вкусы знати и дворов, сложился новый тип портрета — придворно-аристократический. Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель.
Его полотнам и росписям присуще жизнеутверждающее, праздничное мировосприятие. Он вечно нуждался и залезал в долги. Люди в нижней части композиции, словно зачарованные, следят за ее движением.
Тициан в ранний период испытал значительное влияние Джорджоне. Так утверждали венецианские знатоки. Иным, комплексным по своему характеру явлением стала придворная культура Чинквеченто. Ему ещё не приходилось лицезреть подобного пиршества красок, особенно поражающего в монументальной «Ассунте» со смелыми ракурсами почти трёхметровых рельефных фигур страждущих апостолов.
Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Вот таким образом ему постоянно приходилось быть настороже. Род Меризи был довольно многочисленным.
Недаром и сейчас нелегко различить некоторые полотна обоих мастеров, а одна из первых картин Тициана «Концерт» (1510-е гг. ) долго приписывалась Джорджоне. В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского.
Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини.
Тогда император, не смутившись даже при виде этого чуда, приказал обезглавить святую. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Холст, масло. После мысленно совершённой прогулки можно вполне определённо утверждать, что любознательного юнца поразили прежде всего полные неистовой страсти картины Тинторетто, особенно те, что находятся в Скуола Сан-Рокко.
Новаторство Тициана сказалось в самых разных формах и жанрах живописи. Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. Платье Марии, покрыто синей накидкой и некоторые одежды апостолов. Но рассказ о «судьбе и личности» заслонил в фильме самое главное, чем ценен мастер, — его новаторское искусство.
Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Ей он принадлежал безраздельно.
В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы.
В Великом герцогстве Тосканском, столицей которого была Флоренция, при Козимо I Медичи (1537—1573) и его преемниках происходила унификация различных сфер жизни — от манеры поведения и моды до идейных позиций, вольномыслие не допускалось. Да и что греха таить, ученик совсем от рук отбился, стал дерзок и неуправляем. Это занимательное чтиво выдержало двадцать пять изданий.
Но вернёмся к подростку Микеланджело. «Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. Но однажды, проснувшись утром, он обнаружил, что его кошелёк пуст. Второй раз Тициан так и не женился.
Он был и льстец и тонкий психолог. Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. Воспоминания детства» называет «отцовским комплексом», видя в ней признак гомосексуализма. Сказка кончилась — впереди тягучая проза жизни.
Он был старым другом Петерцано и написанная им для церкви Сан-Раффаэле в Милане алтарная картина «Святой Матфей с ангелом» стала отправной точкой для одноименной картины, которую Караваджо напишет в Риме. О Караваджо-художнике зритель джарменовского «шедевра» узнает очень мало, а потому приведённая оценка фильма выглядит неоправданно завышенной.
Одним из главных центров ренессансного искусства уже в начале XVI в. стала Венеция. Музей Лувра, Париж. Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. ц. Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции.
Его настольной книгой являлся изданный в 1584 году и сразу получивший широкую известность «Трактат об искусстве живописи», написанный художником, поэтом и историком искусства Джован Паоло Ломаццо (1538—1600). Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок.
«Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. Но они порождали также зависть у Фабрицио, который в отличие от добродушного старшего брата был лжив и не по годам коварен. В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье.
Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Богатство Республики росло. Это отличает ее от полного безысходной скорби позднейшего, мадридского «Положения во гроб» (1559). В это время в мифологических композициях появляются драматические интонации, стремительное и бурное движение, радикально меняется и живописная манера — ранее добивавшийся почти эмалевой сплавленности красочного слоя и лишь дополняя эту манеру более свободным, открытым мазком, Тициан теперь пишет большими кистями, крупным, энергичным мазком, полным динамики и экспрессии. Молодой Тициан получил блестящее художественное образование. Паоло Веронезе не следовал устоявшимся иконографическим традициям и написал Мину в образе храброго воина, что встречается лишь в различных изданиях римского мартиролога: «святой Мина египетский, служивший воином в Котуане, во Фригии, который в правление Диоклетиана, отказавшись от воинских почестей, заслужил вознесения на небеса и после смерти сотворил множество великих чудес».
«Ассунта» Тициана — это страстный порыв матери к сыну наподобие ярко-красного пламени, возносящегося к небу. В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны.
Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни. Лев — напоминает о легенде. Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино. В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты (Сизиф, 1549-1550 Даная, 1554 Венера и Адонис, 1554, все — Прадо, Мадрид Персей и Андромеда, 1556, Собрание Уоллеса, Лондон). У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица. Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный».
Наглость испанской солдатни порой переполняла чашу терпения и тогда стихийно вспыхивали народные волнения, которые жестоко подавлялись. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Само это празднество получило название «карнавал» от итальянского слова came — мясо, когда наступает мясоед перед Великим постом, пора поголовного обжорства и пьянства. К этим образам близка также горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне. Зато его младший брат Фабрицио, невзлюбивший Микеланджело за его стремление верховодить в играх и ревновавший к нему брата, чинил мальчикам мелкие пакости и следил исподтишка за каждым их шагом, грозя пожаловаться взрослым на любую их шалость.
Тинторетто был также автором больших декоративных работ, в которых уже ощутимы тенденции, ведущие к искусству следующего столетия, к барокко («Голгофа», «Рай», «Тайная вечеря»). Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка. О его внешности можно судить по добротному автопортрету с кистью в руке — бледное лицо оживляет белоснежное жабо по испанской моде (Галерея Брера, Милан). Но с этим трудно согласиться — уж если говорить об оказанном на Караваджо влиянии, то следовало бы указать на какого-то другого венецианского мастера, так как в ту пору творения Джорджоне украшали только некоторые дворцы венецианских патрициев, куда доступ безвестному юнцу был заказан. Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо.
Английский режиссёр, к сожалению, не понял совершённой Караваджо революции в искусстве. Дерево, масло. Ему захотелось во что бы то ни стало посетить мастерскую этого «трудолюбивого муравья», как назвал Тинторетто без тени злого умысла историк венецианского искусства всезнающий Боскини.
Но и она, вступая во взаимодействие с «высокой» культурой, давала новые всходы в музыке и танце, театре, литературе, праздничных действах. Не стоило Веронезе в целях самозащиты ссылаться на фреску Микеланджело, тем более что к тому времени все обнажённые фигуры «Страшного суда» по решению Тридентского собора в 1563 году были уже «одеты». Им стал Климент VIII.
к творчеству мастера. Эти черты в полной мере проявились уже в полотне «Любовь земная и небесная» (1510-е гг. ), в котором фигуры двух женщин раскрывают разные аспекты торжествующего чувства. Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики.
Душа — навсегда — живописи. На причале венецианские друзья устроили им проводы. Шедевром его малой пластики стала золотая солонка, созданная по заказу французского короля Франциска I. Типично маньеристической работой была его бронзовая скульптура «Персей».
Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое — определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. Великий современник Шекспир ещё не написал «Ромео и Джульетту» и, стало быть, не успел поселить в Вероне своих влюблённых героев, которые позже обессмертили её своим присутствием, заставив городские власти изрядно пофантазировать, чтобы поддержать романтический миф. На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.
Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Другим знаковым откровением, сыгравшим немаловажную роль в его становлении как художника, была картина Алессандро Бонвичино по прозвищу Моретто «Обращение Савла» в церкви Сан-Чельсо, которая привлекла юношу смелостью композиционного решения.
В завязавшейся драке он ранил сутенёра ножом и впервые угодил в тюрьму. Со временем эти черты характера талантливого юноши (а характер человека — это, как правило, его судьба) обострялись и проявлялись всё сильнее, особенно под действием алкоголя. Две прекрасные молодые женщины сидели по углам небольшого мраморного бассейна из которого вылавливал плававшие розы маленький Амур. Там девицы обслуживают всех, невзирая на возраст. Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий. Любое посягательство на неё каралось смертной казнью.
Таким образом, первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента, который находился в целом еще на стадии феодализма. Она включала и связывала друг с другом практически все виды художественного творчества.
Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Иероним вытащил из ноги льва занозу.
Тициан органично освоил систему выразительных средств Джорджоне, его понимание гармонии. «Мадонна со святыми и членами семьи Пезаро».
В исполняемых им мелодиях передавался сам дух Венеции. Неизвестно, где он шатается допоздна. Его кисть рождала шедевр за шедевром. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х — 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Не остался в стороне и кинематограф.
Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. Она дала о себе знать в некоторых работах на религиозные сюжеты, в частности в его «Бичевании Христа», где в полной мере отразились сильные впечатления детства.
Но куда бы судьба его ни бросала, Караваджо на всю жизнь сохранил память о первых детских впечатлениях, о встречах с людьми, о природе родной Ломбардии и её искусстве, которое хранило верность реалистическим традициям. Тициан долго раздумывал над сюжетом. Каковы бы ни были соображения относительно происшедшего и возможной причастности молодого Меризи к преступлению, о котором доподлинно ничего не известно, художник был вынужден бежать без оглядки из Милана, оставив впопыхах на снимаемой квартире все свои работы, которые затем бесследно исчезли.
Рассказывая об этом, Манчини признает, что Караваджо в подпитии терял над собой контроль, становясь задиристым и не в меру агрессивным, чему он сам не раз был очевидцем. Остановились в гостевом доме при францисканском монастыре Санта-Мария Глориоза деи Фрари, где в величественном готическом соборе покоится прах Тициана и находятся два его творения — «Вознесение Богородицы» или «Ассунта» и «Алтарь Пезаро». Расставание было сердечным и грустным.
Неблаговидным делом травли новичка занимались скуки ради лоботрясы-подмастерья. 1520-1522. Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей. Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. К тому времени уже не было в живых главного «цензора» и непримиримого борца с ересью архиепископа Карло Борромео и для многих художников настала пора относительной свободы, поскольку у испанских наместников руки до искусства не доходили. За ними прочно закрепилось прозвище guacchiati, означавшее на местном диалекте «вездесущие».
По-видимому, сводная сестра Маргарита уже была к тому времени замужем, получив свою долю в качестве приданого и ни на что не могла претендовать. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере». «Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце».
Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. Когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. По своему значению, по месту в развитии искусства искусствоведы ставят эту картину в один ряд с Сикстинской мадонной» Рафаэля, написанной им почти в те же годы: 1515 – 1519 (Картинная галерея, Дрезден). Уже из названия фильма явствует, что его создатели главный акцент сделали на время и среду, в которой родилось великое искусство Караваджо, хотя и здесь не обошлось без некоей демонизации личности художника, отражающей всё ту же устоявшуюся в сознании предвзятость по отношению к нему. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, — все в галерее Палатина, Флоренция). 1519-1526.
Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать.