Впервые Тициан заявил о себе алтарной работой «Вознесение Марии», которая была сделана им для базилики Фрари в Венеции. Важнейший шедевр базилики— «Вознесение Девы Марии»Тициана, была заказана ему отцом Германо да Касале и представлена 20 мая1518 года.
Появившееся в IX веке апокрифическое послание Псевдо-Иеронима говорило о вознесении души (но не тела) Марии на небо и посмертной нетленности её тела. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Апокрифы эти все достаточно поздние V—VI век и отличаются друг от друга содержанием. В 1420 году состоятельные горожане Гента, Йодокус Вейдт (Юдокус Вийд) и его супруга Изабелла (Лисбет) Борлют на свои деньги начали строительство алтаря в церкви Иоанна Крестителя, которая позднее стала кафедральным собором.
К моменту официального оформления церковного брака у них уже было двое детей. Главным событием его понтификата стал созыв Тридентского собора, который оказал большое влияние на последующую историю католической церкви. Этот второй портрет Павла III работы Тициана был так схож с оригиналом, что, как сообщает Джорджо Вазари в письме к своему другу Бенедетто Варки от 12 февраля 1547 года, «когда прохожие видели портрет, освещенный лучами солнца в окне папского дворца, они кланялись ему, думая, что видят самого Папу». их не было. В образе Богоматери нет обычного смирения, весь ее облик выражает ликование и порыв. Такие браки заключались между неравными по социальному положению в обществе супругами. Картина произвела ошеломляющее впечатление на венецианцев и вызвала немало споров.
Эйк (Eyck) Ян ван – нидерландский художник, один из основоположников искусства Северного Возрождения родился около 1390 года, Маасейк, вблизи Маастрихта (Нидерланды), умер 9. 07. 1441, Брюгге. В конце жизни он основал аббатство близ города Гента, где и скончался. Это мужественный, смелый человек, который знает, что ему предстоит изгнание и тяжелая земная жизнь. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Над темным морем он несет её на Крит. Все, конечно, помнят эрмитажную «Кающуюся Марию Магдалину», которая является творением уже зрелого художника. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто.
После смерти Чечилии Тициан больше не женился. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
Написать алтарный образ было поручено братьям ван Эйк. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной.
В католической церкви термин «базилика» имеет не только архитектурное, но и каноническое значение: храм, который имеет особые привилегии, данные ему Папой Римским. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
И характерно, что именно эту картину он, по преданию, держал в руках на смертном одре. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
Он очень заботливо относился к своим детям. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Св.
10 мая 1533 года Карл V возвел Тициана в дворянское достоинство. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Появившееся в IX веке апокрифическое послание Псевдо-Иеронима говорило о вознесении души, (но не тела) Марии на небо и посмертной нетленности Её тела, послание Псевдо-Августина также говорило о телесном вознесении (и души и тела). Художник пробыл в Болонье с императором до марта 1533 года. Сам Карл V неплохо рисовал и любил наблюдать за тем, как работает Тициан.
К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. (по другим данным, 1488/1490) в Пьеве-ди-Кадоре около Венеции, умер 27 августа 1576 года в Венеции. Он писал портреты венецианских вельмож, духовных лиц и даже королей. Ранние биографии называют учителем Яна его старшего брата – живописца Хуберта ван Эйка (около 1370–1426).
Но его живописное наследие необычайно многообразно — он превосходно владел техникой фрески, писал большие многофигурные композиции и огромные алтарные картины, большое место в его творчестве занимает мифологическая тематика и, наконец, он был величайшим итальянским портретистом эпохи Возрождения, создавшим обширную галерею портретов своих современников. Рядом с ним – фигура его молодой супруги, которая плащом прикрывает небольшой животик.
Вот таким образом слово «Северное» вопросов не вызывает. В Болонье Карл V оказывал Тициану особые знаки внимания (например, совершал вместе с ним прогулки верхом), что вызывало зависть придворных.
Тициан известен своими полотнами «Венера Урбинская» (1538 год, Уффици, Флоренция), «Даная» (1554 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), алтарной картиной «Вознесение Марии» (1518 год, базилика Фрари, Венеция) и другими шедеврами. Это торжество Матери, которая стремится к Сыну и перед ней нет никаких преград. Размер картины 690 x 360 см, дерево, масло. В более позднем искусстве изображения Агнца были введены в такие сцены, как поклонение пастухов, детство Христа, Тайная вечеря и Распятие. Кстати, о портрете Павла III.
С 1425 года работал при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго в Лилле и Брюгге. Послание Псевдо-Августина также говорило о телесном вознесении (и души и тела). Холст прочен, он хорошо выдерживал влажность и разность температур. Ведь живопись в те времена была удовольствием недешевым. А что возрождается в Нидерландах, Фландрии, в Германии. Он был вне подозрений.
Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Все это способствовало необыкновенному подъему именно станковой живописи в Венеции. Кисти Ван Эйка принадлежат также такие известные картины, как «Портрет четы Арнольфини» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна канцлера Ролена» (Лувр, Париж). Картина не была закончена художником, некоторые детали были дописаны после смерти Тициана его помощником Пальмой Младшим. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
Очень дорого стоили краски, содержание мастерской, работа подмастерьев. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Постижение Небесной любви, воплощения гармонии и мирового разума, через Любовь земную было одним из излюбленных тезисов ренессансной неоплатонической философии. Он прожил по тем временам очень долгую жизнь, почти 90 лет.
Образ Магдалины, по-видимому, созвучен тем переживаниям, которые он испытал. Здесь каждый цветок, каждое дерево изображены с большой любовью и вниманием к деталям. Прекрасный земной мир с его ландшафтами и дворцами органично соединяется с образом Церкви, символом которой является Мария. Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом. Павел III (Paulus), Алессандро Фарнезе (Alessandro Farnese)– Папа Римский (13. 10. 1534 – 10. 11. 1549). Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Позднее, уже в XIX веке, французский писатель Альфред де Мюссе в своем рассказе «Сын Тициана» украсил пребывание Тициана в Болонье легендарными подробностями, в частности, что Карл V якобы на глазах у изумленных придворных поднял кисть, оброненную Тицианом, сказав: «Тициан достоин того, чтобы ему прислуживал император» (le Titien mrite bien dtre servi par Csar). Надменный взгляд изображенного на картине молодого человека, его тонкие губы, маленькие бесцветные глазки не оставляют сомнения – это лицо негодяя.
Раздав свое имущество бедным, Бавон стал отшельником и жил в дупле дерева. Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена». «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Присутствуют на картине и красные тона.
Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Творчество Яна ван Эйка открывает эпоху Северного Возрождения. Венецианские художники отличались особенным оптимизмом и чувственным восприятием мира.
Если это предположение верно, то Тициану можно только позавидовать. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Это и Джорджоне и Веронезе. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. 6мая 1432 года величественный Гентский алтарь был освящен. Картина имеет три уровня.
Бавон Гентский (Bavo, Baaf около 589 – 1 октября 634), святой – монах-отшельник. Хотя, без сомнения, у братьев были свои секреты.
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Агнец в христианской иконографии, как правило, обозначает Иисуса Христа. Она расположена на Кампо деи Фрари в центре района Сан Поло.
Термином «Северное Возрождение» принято называть искусство стран, расположенных севернее Италии, рубежа XV–XVI веков. Проживший долгую жизнь, он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее более 160 работ, почти каждую из которых можно отнести к числу шедевров. Св. Тициан написал портрет Папы Римского Павла III в 1543 году во время его визита в Северную Италию.
Обремененный родственными связями, он, став Римским Папой, не избежал непотизма, заботясь о материальном обеспечении своих многочисленных родственников. Родился 28 февраля 1468 года в Канино (Италия), умер в Риме. Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена»Скудные свидетельства о кончине Божией Матери начинают появляться у отдельных церковных писателей только после IV в. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успенини Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Одолеть ее высокие ступени под силу лишь гигантам, но по ним легко поднимается крохотная, окруженная ореолом, девочка в голубом платье. Он держится величественно и с достоинством, он понимает свою значимость.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Впрочем, полного консенсуса по этому вопросу нет: американский искусствовед Анна ван Бюрен (1927–2008) считает Хуберта ван Эйка реальным персонажем. Палитра Гентского алтаря богата и полнозвучна.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Это был очень гордый, мужественный, цельный человек. Главным произведением Яна ван Эйка является алтарь кафедрального собора Св. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
На раме Гентского алтаря написано, что работу над ним начал Хуберт ван Эйк, художник, «величайший из всех» и это вся информация о старшем ван Эйке, которой мы располагаем. Картина создавалась на протяжении трех лет с 1516 года. Когда Тициан был молод, он все делал сам, даже грунтовал холст. Также, как символ целомудрия, кротости и смирения, Агнец является иконографическим атрибутом многих святых, в том числе и Иоанна Крестителя. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Павел III возвел в кардиналы таких талантливых и целеустремленных людей, как Гаспаре Контарини, Марчелло Червини (будущий Папа Марцелл II), Реджинальд Пол, Якопо Садолето, которые были способны осуществить эти реформы.
Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio), в русской традиции более известный как Тициан, – итальянский художник Венецианской школы эпохи Позднего Возрождения родился около 1476–1477гг. Вместе с Амандом он странствовал и проповедовал во Франции и Фландрии. И наконец, его можно было свернуть. Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая.
После написания ее художник получает официальное общественное признание. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. У подножия трона изображен величественный апостол Петр — напоминание о том, что славная победа над турками была одержана венецианцами вместе с римским Папой — земным наместником апостола. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
Бавона в Генте (окончен в 1432-м). Это была вторая после Меровингов королевская династия Франции. Но почему Возрождение. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние.
С дипломатическими поручениями посетил Испанию (1427) и Португалию (1428–1429). принадлежала ордену францисканцев, официальное название которого было «Меньшие братья», а на венецианском диалекте слово «frari» – означает «братья». Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Этот рассказ Мюссе лишен исторической достоверности, так как Мюссе пишет, что в Болонье в то время император Карл V встречался с Папой Римским Павлом III (Павел III стал Папой лишь 13 октября 1534 года, а Тициан находился в Болонье с ноября 1532 по март 1533). Францисканцы не вернулись в церковь Фрари и она со времен Наполеона так и остается приходским храмом, хотя и получила от Папы Пия XI статус «малой базилики» в 1926 году.
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов. Сначала работал ученик, потом подмастерье, а затем уже мастеровой. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Венеция дала миру много великолепных художников. Был администратором епархий Корнето, Монтефиасконе и Пармы. Огромное впечатление производит фигура Адама. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте).
О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Из-за влажного климата в Венеции существовала проблема сохранности картин. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. И картинам в этом городе угрожала та же опасность. Картина рождает ощущение космического полета. Францисканцы сомневались, стоит ли украшать церковь такой «светской» картиной и купили ее у Тициана лишь по настоянию императора Карла V. Картина была приобретена монастырем в 1518 году и прославила его на весь мир.
Платье Марии, покрыто синей накидкой и некоторые одежды апостолов. Это складень и раньше его створки открывались только на праздники.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Никогда прежде церковные каноны не были трактованы так смело, с такой экспрессией. И действительно из внимательного рассмотрения картины явствует, что речь идёт о «браке левой руки». Яркие складки ее одежд полны динамики и движения.
Тициан женился в 1525 году, когда ему было далеко за тридцать. Его жену звали Чечилия. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Однако Тициан отказался от предложения и вернулся в Венецию. С другой стороны, он осознавал необходимость проведения реформ в Церкви.
Гентский алтарь показывает нам совсем другого Адама. Тициан работал в очень многих жанрах, но особое место в его творчестве занимал портрет. Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
Он родился в небольшом городке в Тирольских Альпах. У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица. Природа гор, красота и суровость этого края наложили сильный отпечаток на его характер. Разве ощущается здесь влияние Античности.
Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. В 1524 году он был посвящен в сан епископа Остийского и стал кардиналом деканом. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Он бережно относился к деньгам, ценя в них то, что они давали ему возможность спокойно трудиться. Но Тициан – это та величина, без которой рассказ об эпохе Возрождения был бы неполон. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Под влиянием миссионера, бенедиктинского монаха Аманда, ныне почитаемого как просветителя Бельгии, Бавон стал монахом.
Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Есть серия женских портретов («Женщина перед зеркалом», «Флора», «Саломея» и др. ), на которых, по одной из версий изображена жена Тициана. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Термин «ars nova» (новое искусство), предложенный историком и теоретиком искусства Эрвином Панофским в его книге «Ранняя нидерландская живопись» (1953), гораздо лучше характеризует это необыкновенное явление, давшее миру такие имена, как Ян ван Эйк, Иероним Босх, Ганс Гольбейн, Питер Брейгель Старший и Питер Брейгель Младший. Семейство Арнольфини было одним из богатейших семейств Гента. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения.
Они ничем не отличаются от людей. Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием3. Склоняясь друг к другу, эти две прекрасные фигуры образуют подобие невидимой арки, придающей всему изображенному таинственность и величие. Но в 1560-е годы, когда была написана «Кающаяся Мария Магдалина», мироощущение Тициана изменилось. Ее сопровождают множество маленьких ангелочков.
На первом мы видим апостолов. За свою жизнь Тициан написал более 100 портретов, полных глубокого психологизма. В этой картине много новаторских решений. Спустя два года Павел III пригласил Тициана в Рим, чтобы тот сделал еще один его портрет.
С 1430 года жил в Брюгге. Тициан был богатым человеком, но никогда не выставлял свое богатство напоказ. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).